Научная статья на тему 'Введение в новый раздел журнала'

Введение в новый раздел журнала Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение в новый раздел журнала»

Российский журнал менеджмента №2, 2004. С. 153-154

РАЗМЫШЛЕНИЯ О МЕНЕДЖМЕНТЕ

ВВЕДЕНИЕ В НОВЫЙ РАЗДЕЛ ЖУРНАЛА

Известная мудрость гласит, что жизнь богаче наших представлений о ней. Особую актуальность эта истина приобрела в наше время, когда самой устойчивой составляющей окружающего мира стали постоянные изменения. Определить системные отличия более адекватных новым условиям конкуренции моделей бизнеса непросто, еще сложнее теоретикам и практикам менеджмента решительно отказаться от еще вчера казавшихся верными и незыблемыми принципов управления фирмами.

Настоящей публикацией в нашем журнале открывается новый раздел, который будет называться «Размышления о менеджменте». Он предназначен для материалов, посвященных осмыслению новейших явлений в управлении конкурентоспособными фирмами и прогностическим оценкам тенденций развития теории и практики менеджмента в начавшемся столетии.

Основой данного направления управленческой литературы можно считать бестселлер П. Ф. Дракера «Задачи менеджмента в XXI веке». В последние годы вслед за этим признанным гуру менеджмента многие другие эксперты все чаще исходят из того, что обозначившиеся на стыке двух тысячелетий сдвиги в формах и методах руководства успешными фирмами означают революцию в менеджменте как науке и как профессии. Помимо

названной работы Дракера, был подготовлен и опубликован целый ряд других статей и книг, в которых анализировались возможные направления и последствия этой революции. Для публикации такого рода материалов и предназначен новый раздел.

Понятно, что стиль изложения суждений авторов работ, включаемых в этот раздел, может заметно отличаться от строгих канонов академических статей с их обязательным рассмотрением степени ис-следованности вопроса, строгой аппаратной основой и склонностью к позитивной методологии научной работы. Естественной в этом смысле для материалов нового раздела будет склонность если не к футурологическим изысканиям, то в большинстве случаев — к жанру научного эссе. Можно ожидать от авторов этой части журнала нетривиальных гипотез, ярких приемов изложения, эмоциональной аргументации.

Характеризуя статьи нового раздела с точки зрения их содержания, мы хотели бы предложить три широко трактуемых приоритета. Именно соответствие им будет оцениваться редколлегией при решении вопроса о публикации предлагаемых для данной рубрики материалов.

Во-первых, эти материалы призваны раскрыть определяющие особенности организации успешного бизнеса в эпоху стремительных технологических перемен и

всепроникающей глобализации экономических и социальных процессов. Подобный подход известен по популярным трактатам о «бизнесе в стиле фанк» и «бизнесе со скоростью мысли». Подготовка таких работ требует глубокого знания авторами (зачастую «изнутри») механизмов выработки и реализации управленческих решений компаниями-лидерами. Особый интерес здесь представляли бы не только и не столько яркие одиночные сюжеты фирм — героев бизнеса, сколько общие тенденции в развитии менеджмента, позволяющие удерживать конкурентные преимущества в турбулентной среде международного бизнеса начала третьего тысячелетия.

Во-вторых, на уровне теоретического осмысления «новой парадигмы» менеджмента статьи предлагаемого раздела должны показать концептуальные отличия эффективной модели управления организациями в современном мире. При этом весьма сомнительными в научном плане и поспешными на фоне реалий практики управления видятся имеющие сегодня место попытки отдельных «провидцев» возвещать о «конце менеджмента». Более адекватной была бы интерпретация происходящих событий в терминах замены традиционных управленческих схем принципами «другого менеджмента». Недавно схожую логику применили авторы «хита» управленческого консультирования 1990-х гг. — концепции реинжиниринга бизнес-процессов — М. Хаммер и Дж. Чампи, предложившие ее в качестве революционной альтернативы при постро-

ении конкурентоспособных компаний культивировавшемуся со времен А. Смита принципу разделения труда.

Наконец, в-третьих, открытие данного раздела имеет свое значение для обсуждения в контексте новаций мировой теории и практики управления организациями состояния и перспектив профессионального менеджмента в России. Не исключено, что некоторые даже самые радикальные управленческие новации начала XXI века будут не только востребованы, но и продуктивно освоены лучшими российскими компаниями. Уместен пример концепции управления знаниями, интерес к которой ныне выражают передовые отечественные фирмы, видящие в ее освоении залог своего процветания в современных условиях бизнеса.

Новый раздел открывается статьей П. Ф. Дракера «Они — не наемные работники, они — люди». В следующем номере РЖМ здесь будет опубликована статья ведущих российских специалистов в области управления О. С. Виханского и А. И. Наумова «Другой менеджмент: время перемен». Обе эти работы в яркой форме убедительно доказывают, что именно в динамических способностях распознания и освоения порой совершенно неожиданных возможностей бизнеса XXI века кроются источники конкурентных преимуществ современных организаций.

Мы приглашаем наших читателей, имеющих оригинальные взгляды на развитие менеджмента и его парадигм, стать авторами нового раздела журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.