Научная статья на тему 'Введение в науку организации производства'

Введение в науку организации производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1025
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Радиевский

Организация производства как наука изучает рациональные принципы расположения в пространстве (создание предприятия, его участков и рабочих мест) и эффективные методы управления всеми элементами производственного процесса (или его ресурсов — трудовых, денежных и материальных) во времени. Концептуальное ядро науки организации производства, базирующейся на эффективной практике работы предприятий, составляет инновационная стратегия их устойчивого развития, формирующая оптимальные методы создания производственных и управленческих структур, а также реальную социально ориентированную модель хозяйствования и рыночный механизм координации и синхронизации движения задействованных потоков ресурсов по всему жизненному циклу изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Введение в науку организации производства»

 .у^ 1 Ь ■

Михаил Радиевский

профессор кафедры экономики и управления научными исследованиями, проектированием и производством Белорусского национального технического университета, доктор экономических наук, профессор

Введение в науку организации производства

Организация производства как наука изучает рациональные принципы расположения в пространстве (создание предприятия, его участков и рабочих мест) и эффективные методы управления всеми элементами производственного процесса (или его ресурсов — трудовых, денежных и материальных) во времени. Концептуальное ядро науки организации производства, базирующейся на эффективной практике работы предприятий, составляет инновационная стратегия их устойчивого развития, формирующая оптимальные методы создания производственных и управленческих структур, а также реальную социально ориентированную модель хозяйствования и рыночный механизм координации и синхронизации движения задействованных потоков ресурсов по всему жизненному циклу изделия.

Устойчивое развитие предприятия можно представить в виде системы поэтапного роста производства за счет реализации экономической модели с обратной связью, позволяющей определить, как влияет на результаты его работы каждый из множества внутренних и внешних факторов хозяйствования. Организация производства на предприятии интегрирует все его элементы через информационную сеть, в которой процесс преобразования информации направлен на выработку и принятие конструктивных решений. Критерием оптимальности должен быть выбран принцип «точно вовремя» (just in time), который предполагает ее восприимчивость к инновациям и максимальный учет требований потребителя, четкое управление всей логистической цепочкой.

Научным обоснованием формирования модели устойчивого развития является применение математических зависимостей и уравнений, позволяющих в сжатой форме отразить хозяйственные и финансовые взаимосвязи, действующие на предприятии. На основе математических методов могут создаваться программы для имитации на ЭВМ сложных реальных производственных ситуаций, облегчающие выбор оптимальных решений и обеспечи-

вающие эффективное функционирование предприятия. Экономико-математическое моделирование производственных ситуаций на уровне стратегического планирования представляет собой инновационный подход в управлении бизнесом. Его сущность состоит в научном обосновании выбранного варианта реализации инвестиционного цикла от момента вложения средств до момента производства и реализации продукции путем увязки перспективных и текущих планов по увеличению доходов и прибыли. Инновационная модель должна достаточно полно описывать производственно-технические изменения, чтобы найти результативные методы управления уже на стадии стратегического планирования с учетом многообразных факторов и взаимосвязей, действующих в экономической системе предприятия.

В рыночных условиях устойчивый рост предприятия достигается в результате активизации инвестиций в развитие его научно-технического потенциала и совершенствование экономического механизма управления ресурсами. Первоочередное значение имеет расширение инновационной деятельности, которая должна выражаться в разработке и освоении новых конструкций изделий,

применении высоких технологий их изготовления, преобразовании структуры управления производством и сбытом продукции на основе маркетинга, более совершенного управления финансами, улучшении экологии. В системе стратегического планирования особое значение имеет разработка локальных моделей для решения следующих важнейших задач развития бизнеса:

• сетевого планирования и оптимального управления НИР и технической подготовкой производства отдельных изделий;

• прогнозирования производства и реализации продукции, контроля производственно-финансовых операций по всему экономическому и инвестиционному циклу от момента вложения средств до продажи продукции и распределения прибыли;

• составления графиков и синхронизация движения материальных ресурсов и денежных потоков на предприятии;

• управления оборотными средствами и оптимизации производственных запасов и незавершенного производства;

• прогнозирования потребности в персонале и подготовке кадров;

• оперативного контроля себестоимости продукции по всей технологической цепочке создания, изготовления и продажи изделий;

• планирования технического перевооружения и модернизации производства;

• планирования маркетинга выпускаемых изделий, расширения и изменения их ассортимента;

• распределения капитальных вложений в системе инвестиционного планирования в условиях возможного риска, составления бюджетов капитальных затрат, расчета эффективности инвестиций, учитывающего получение максимальной прибыли на капитал.

Моделирование устойчивого развития предприятия позволяет сформировать результативно функционирующую производственную систему по ее выпуску и реализации, прогнозировать влияние инноваций на экономический рост, применять прогрессивные методы управления производством на уровне достижений науки. Эффективность моделирования состоит в том, что оно обеспечивает выбор наиболее рациональных решений из многовариантных ситуаций. Величина — критерий эффективного развития бизнеса в современных условиях — основывается на эволюции нелинейных экономических систем, выражающейся в оптимальном соотношении их роста и замедления. Устойчивое функционирование предприятия может быть обеспечено только тогда, когда отношение темпов роста и риска потерь соответствует значению золотого сечения, равному 0,382 : 0,618. Это значит, что эффективность должна составлять не ниже 61,8% от общего объема роста производства, а убытки и потери — не превышать 38,2% по отношению к общей сумме доходов предприятия. При этом совокупная налоговая нагрузка соответственно не должна быть выше, чем указанная цифра.

Переход на инновационную социально ориентированную модель хозяйствования характеризуется переосмыслением концепции и направлений развития промышленности. Основным потенциалом на современном этапе развития экономики становятся новые знания и технологии, действенный менеджмент и оперативно переналаживаемое производство конкурентоспособной продукции в зависимости от потребностей рынка. В связи с этим теоретический и практический интерес представляет концепция организации про-

изводства и ее новое направление, связанное с формированием инновационной стратегии устойчивого развития предприятия, в котором на основе научных и рациональных принципов обосновываются эффективные методы изготовления и продаж продукции.

Наука организации производства ориентирует предприятия на формирование и обеспечение его оптимальной реструктуризации и использование современного рыночного механизма управления. Наряду с общей экономической теорией эффективного функционирования производства она раскрывает развитие внутрихозяйственных организационных структур на предприятии, их четкого и согласованного взаимодействия в процессе создания новых видов товаров, их выпуска и продаж. Главное внимание концентрируется на стимулировании повышения качества и экономии общих затрат на выпуск продукции при одновременном увеличении заработной платы работников.

Итак, организация производства — это наука и искусство выбрать цель, разработать программу, организовать дело и гарантировать его процветание на основе выработки и реализации эффективных решений. Инновационная стратегия организации и управления производством на предприятии характеризуются двумя особенностями:

• обеспечением успешного функционирования предприятия за счет применения научных принципов его организации и результативных методов управления;

• использованием высоких возможностей системы управления предприятием, его потенциала (человеческого интеллекта и ресурсов) и мобильности за счет инновационного образования и повышения культуры управления производством.

Под инновационной стратегией понимается готовность предприятия к ускоренному введению новшеств, а не постепенный переход на новую технику и технологию. Основным фактором расширения инновационных преобразований является развитие государственного регулирования научных исследований и совершенствование образования, повышение квалификации кадров и формирование инновационного механизма управления налогами, инвестициями, заработной платой, улучшением социальной сферы. При этом переход на инновационную модель хозяйствования в первую очередь связан со сменой технологий и, в частности, с внедрением новых форм организации производства и управления, а также с наиболее полным учетом требований внешней среды и мирового рынка в условиях жесткой конкуренции (изменения структуры производства, импортной политики по отношению к энергоносителям, потребительским товарам, технологиям, в целом улучшения экспортной составляющей).

Ведущими разделами инновационной стратегии развития устойчивого производства являются эффективный маркетинг и изучение основных составляющих конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также тесная увязка финансово-экономической политики предприятия с экономической стратегией на государственном уровне. При этом все преобразования на предприятии должны способствовать обучению коллектива социальным технологиям, основанным на рациональных принципах хозяйствования, научно

обоснованных нормах использования денежных и материальных ресурсов, эффективных цивилизованных методах управления. Таким образом, инновационную стратегию следует рассматривать как интегрированную систему нововведений и преобразований в области технической подготовки в процессе производства и сбыта, а также в сфере его управления, изучения рынка выпускаемой продукции и сервисного обслуживания.

Управление инновациями или инновационный менеджмент обеспечивает экономический рост и результативность работы предприятия за счет первоочередного решения таких основных задач, как выработка стратегического плана развития бизнеса, формирование экономического механизма его реализации.

Поддерживать стратегический курс предприятию должно помогать государство, используя социально ориентированный рыночный механизм, регулирующий становление экономики, который имеет следующие особенности:

• обоснованную систему государственного программирования и прогнозирования социально-экономического роста страны, разработки госбюджета и основных направлений увеличения доходов при сокращении расходов;

• развитую систему комитетов и организаций, оказывающих влияние на ускорение научно-технического прогресса, улучшение социального положения работников и содействующих росту бизнеса (например технополисы, кампания по созданию Силиконовой долины), которые позволяют экономике страны подготовиться к новому технологическому вызову, связанному с прогрессом науки и техники.

Важнейшей задачей инновационной стратегии является переориентация предприятий на наукоемкое производство, которое требует создания высокой технологии и повышения квалификации работников за счет проведения научных исследований и перехода на инновационную модель обучения специалистов. Реализация инновационной стратегии устойчивого развития производства на предприятии требует поэтапного решения комплекса организационно-технических задач по структурному преобразованию системы управления предприятием и обновлению методов выработки и принятия оптимальных решений.

Так, первый комплекс задач связан с необходимостью ускорения научно-технического прогресса, созданием новых привлекательных для потребителя изделий, разработки высоких и ресурсосберегающих технологий производства продукции, использованием высокопрочных материалов, автоматизированного оборудования и вычислительной техники. На этом этапе необходимо внедрение рыночных методов организации производства и реализации продукции и интегрированных информационных технологий управления, охватывающих весь жизненный цикл изделия от появления идеи его создания до момента продажи потребителю и сервисного обслуживания.

Второй комплекс задач объединяет развитие компьютерных сетей, систем сетевого планирования и управления (СПУ) или управление по критическому пути (Critual Path Method — CPM и Program Evolution and Review Technigue — PERT), методов имитационного

моделирования процесса организации производства и реализации продукции. Конструирование математических моделей планирования и управления производственными системами позволяет еще на стратегическом уровне оптимизировать конечные результаты работы предприятия, в эксперименте автоматизировать техническую подготовку производства продукции (САПР и АСУ ТП), выбрать эффективные направления организации производства в соответствии с требованием рынка, синхронизировать и оптимизировать использование ресурсов (CSRP — Customer Sinchronized Resource Planning).

Третий комплекс задач включает, во-первых, обоснование концепции инновационной стратегии устойчивого развития производства на предприятии на основе научно обоснованных принципов менеджмента и, во-вторых, формирование экономического механизма рационального хозяйствования на основе комплексного и системного подхода.

Регулирование производства должно начинаться с потребителя, соответственно, емкости рынка, продаж и прибыли, а заканчиваться последней технологической операцией и реализацией продукции потребителю. То есть весь процесс настраивается под потребителя и продажу товара с учетом не только количества изделий, времени их запуска в производство и выпуска готовой продукции на каждом рабочем месте, но также и времени ее доставки потребителю. Задача заключается в том, чтобы обеспечить синхронизацию работы по всей технологической цепочке создания и продажи товара. Управление процессом производства направлено на выявление возможных отклонений от расчетных параметров, реакции его звеньев на эффективное регулирование выпуска изделий в соответствии с тем, какое их количество предположительно купит сегодня потребитель.

Социальные проблемы могут быть успешно решены при значительном улучшении показателей эффективности производства за счет перехода на новые технологии и перегруппировки функциональных обязанностей в системе управления предприятием, а также увеличения инвестиций в расширение интеллектуальной собственности и инновационные изменения в сфере менеджмента, маркетинга и производства. В системе организации производства практически можно выделить 2 типа экономических процессов:

• создание предприятия (компании) на основе рациональных принципов хозяйствования и выбора оптимального размера его производственных структур;

• организация результативного функционирования структуры на основе общих экономических закономерностей вероятностного типа, отражающихся посредством вероятностных функций при системном моделировании.

Формирование инновационной стратегии устойчивого развития производства на предприятии требует изменения правил его работы на основе новых информационных технологий (распределенных баз данных, телекоммуникационных сетей, экспертных систем, средств моделирования, интерактивных видеодисков) и создания компьютерных инновационных систем, позволяющих

обеспечить эффективное управление жизненным циклом изделия по всей технологической цепочке, включающей регулирование ускорения технической подготовки, сокращение длительности его производственного цикла и времени реализации продукции. Этапы формирования инновационной адаптивной системы управления (ИАСУ) приводятся на рис. 1, из которого видно, что первым шагом в создании единой информационной системы управления стало MRP. Его основной концепцией является минимизация издержек, связанных со складскими запасами. Последним по времени разработки стандартом управления является CSRP, призванный интегрировать заказчика (покупателя) в систему управления предприятием.

Концепция инновационной информационной системы оперативного управления, решающей маркетинговые задачи по всей технологической цепочке создания, производства, реализации продукции и технической подготовки, а также задачи по продаже изделий, включая обработку информации и решение производственных задач, выстраивается по следующим направлениям:

• управление заказами клиентов;

• автоматизация конструкторской (САПР) и технологической подготовки производства продукции (СПУ);

• разузлование изделий и расчет календарного графика производства деталей по цехам и рабочим местам, а также определение потребности в материалах и заготовках, необходимых для выполнения оперативного задания и их поставок со стороны (АСУ ТП);

• интегрированное планирование производства (АСУП);

• автоматизация обработки информации по управлению качеством и персоналом, финансовыми ресурсами (платежный календарь, финансовый анализ и управление бюджетом — доходами и расходами);

• автоматизация бухгалтерского учета и отчетности;

• автоматизация обработки информации и документации по сбыту и реализации продукции.

Для перехода предприятия на новые информационные технологии необходима разработка инновационной стратегии организации устойчивого производства конкурентоспособной продукции, охватывающая каждое рабочее место и включающая новые цивилизованные правила управления производством и реализацией изделий по всей технологической цепочке их жизненного цикла с учетом требований конкретного покупателя. При этом основная задача каждого работника предприятия состоит в том, чтобы ориентироваться на изучение рынка и изготовление товаров мирового уровня. Организация производства на предприятии должна объ-

Customer Synchronized Resource Planning — CSRP Управление ресурсами синхронизированное с заказчиком ИАСУ — инновационная адаптивная система управления — CSRP на базе CALS

Computer Acquisition and Life-cycle Support — Компьютерные технологии управления жизненным циклом изделия CALS-технологии

Advance Planning System — Адаптивная система управления APS Manufacturing Executing System — Интегрированная система управления производством

Enterprise Resources Planning — Управление ресурсами предприятия ERP MES

Material Requirement Planning — Управление материальными ресурсами Manufacturing Resource Planning — Управление производственными ресурсами DCA Design for Competitive Advantage — Система проектирования конкурентоспособного изделия

TQM Top Quality Management — Система управления качеством

EE Employee Empowerment — Управление персоналом

MRP MRP-II JIT fust in Time — Точно во время

QC Quality Control — Управление качеством

АСУП — автоматизированная система управления предприятием ИАСУ на базе АРМ — интегрированная автоматизированная система управления на базе автоматизированных рабочих мест

1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г.

Рис. 1. Этапы формирования инновационной адаптивной системы управления (ИАСУ—CSRP на базе CALS) №12(46)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ

Рис. 2. Структура инновационной адаптивной системы управления (ИАСУ—CSRP на базе CALS)

единять в единый комплекс регулирования трех сфер его деятельности:

• научно-исследовательскую работу, изучение рынка выпускаемой продукции и ее техническую подготовку;

• организацию процесса производства, систему стимулирования труда и роста зарплаты, материально-техническое снабжение и подбор квалифицированных кадров;

• сферу сбыта и реализации продукции, ее сервисное и послепродажное обслуживание.

Наука организации производства окажет реальную помощь управленческому персоналу предприятий в освоении научных технологий менеджмента, базирующихся на комплексной оценке производственных ситуаций и обеспечивающих принятие эффективных хозяйственных решений по созданию изделий, реализации товара и использованию финансовых ресурсов с учетом требований потребителя, а также в формировании инновационной системы управления, адаптированной к рынку (CSRP — Customer Sinchronized Resource Planning) на основе CALS-техно-логий (Computer Acguisition and Life-cycle Support) (рис. 2). Основное требование, которому должна отвечать инновационная

адаптивная система устойчивого развития производства на предприятии, состоит в обеспечении его непрерывного и эффективного функционирования в результате использования нового принципа выполнения каждой производственной операции по всей технологической цепочке «точно вовремя» в соответствии с обоснованной системой зарплаты и оптимизацией затрат ресурсов за определенный период (сутки, месяц, квартал, год, пять лет), учитывающей требования рынка и опрос потребителя. Для реализации системы и действенного регулирования устойчивого выпуска продукции целесообразно использовать метод сетевого планирования и управления. Сетевой график дает возможность интегрировать деятельность предприятия по различным направлениям и объединить их сетью технологического развития во времени и по денежным затратам. Он нацеливает исполнителей на те производственные процессы, которые являются «узким местом» и удлиняют сроки завершения всего комплекса работ. В целом метод сетевого планирования и управления представляет собой инновационную модель организации производства в динамике, позволяющую ежедневно оценивать ход выполнения работ и регулировать эффективность хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.