Научная статья на тему 'Введение в «Краудсорсинг» - один из инновационных инструментов развития высшего образования'

Введение в «Краудсорсинг» - один из инновационных инструментов развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудсорсинг / практикоориентированность / образовательный продукт / маркетинг / бизнес-модель / crowdsourcing / practical orientation / educational product / marketing / business model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Юлиана Юрьевна

В предлагаемой статье выделены основные определения понятия «краудсорсинг». Представлена классификация существующих видов краудсорсинга. В результате проведенного анализа дана сравнительная характеристика достоинств и недостатков применения краудсорсинга. На основе проведенного исследования практики применения краудсорсинга в образовании, предложены варианты применения данной технологии в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction to "Crowdsourcing" - one of the innovative tools for Higher Education Development

This article highlights the main definition of the term "crowdsourcing." The classification of the existing types of crowdsourcing. The analysis provides a comparative description of the advantages and disadvantages of crowdsourcing. Based on the research practice of crowdsourcing in education, options for the application of this technology in higher education are offered.

Текст научной работы на тему «Введение в «Краудсорсинг» - один из инновационных инструментов развития высшего образования»

Введение в «Краудсорсинг» - один из инновационных инструментов развития высшего образования

Андреева Ю.Ю.

Introduction to "Crowdsourcing" - one of the innovative tools for Higher Education Development

Andreeva Y.

В предлагаемой статье выделены основные определения понятия «краудсорсинг». Представлена классификация существующих видов краудсорсинга. В результате проведенного анализа дана сравнительная характеристика достоинств и недостатков применения краудсорсинга. На основе проведенного исследования практики применения краудсорсинга в образовании, предложены варианты применения данной технологии в вузах.

This article highlights the main definition of the term "crowdsourcing." The classification of the existing types of crowdsourcing. The analysis provides a comparative description of the advantages and disadvantages of crowdsourcing. Based on the research practice of crowdsourcing in education, options for the application of this technology in higher education are offered.

Ключевые слова: краудсорсинг, практикоориентированность,

образовательный продукт, маркетинг, бизнес-модель.

Key words: crowdsourcing, practical orientation, educational product, marketing, business model.

В условиях развития современной рыночной экономики, усиления конкуренции практически во всех сферах деятельности организации и, в том числе образовательные учреждения, для того чтобы повысить свою эффективность, все чаще начинают прибегать к нестандартным, малораспространенным методам, используя новые бизнес-модели. Данная статья посвящена такому эффективному и, в связи с этим, набирающему популярность методу ведения бизнеса, как краудсорсинг (от английского Crowdsourcing).

Для того чтобы оценить актуальность предлагаемой темы, необходимо дать определение основным понятиям. Термин «краудсорсинг»впервые

введен писателем Джеффом Хау (англ. Jeff Howe) и редактором журнала Wired Марком Робинсоном (англ. Mark Robinson) в июне 2006 года.

В то время как в аутсорсинге работа отсылается за пределы компетенции компании профессиональным исполнителям за определенные деньги, краудсорсинг предполагает минимальные затраты или вообще полное их отсутствие, т.к. всю необходимую работу делают

профессионалы-любители. [4].

В литературе встречается целый ряд определений понятия «краудсорсинг». Рассмотрим некоторые из них:

1. Передача определенных производственных функций неопределённому кругу лиц.

2. Решение общественно значимых задач силами множества добровольцев, часто координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий.

3. Модель бизнеса, основанная на привлечении «толпы» (в случае применения краудсорсинга в образовании-студентов), волонтеров к производству и распространению товаров и услуг, а также к предложению своих идей или решению определенных проблем.

4. Уникальный способ переложить решение определенной бизнес-задачи на удаленное сообщество людей.

5. Использование коллективного разума по специально разработанной модели для решения актуальных корпоративных и (или) общественных задач

Наиболее глубоко сущность данного понятия отражена в определении Панкрухина А.Н. «Краудсорсинг - это передача определенных функций по созданию потребительских ценностей, а затем, в связи с этим, и других маркетинговых функций неопределенному кругу лиц из числа реальных и потенциальных потребителей на основании публичной оферты(предложения) со стороны фирмы-производителя»[1].

Модель использования краудсорсинга включает организацию, методологию и подготовленные кадры, которые настроены на решение определенных задач развития исходя из заданных условий.

Краудсорсинг направлен на решение взаимосвязанных задач, как то: сбор и обработка информации, сбор и обработка конструктивных идей, сбор предложений к проектам документов, формирование пула независимых экспертов.

Как правило, различают следующие его виды:

• Пассивный (только на прием) и активный (конструктивный диалог);

• Внутренний (в пределах организации или сообщества экспертов) и внешний (без ограничений);

• Традиционный (нахождение лучшей идеи среди множества идей) и интеллектуальный (нахождение множества лучших идей на основе их коллективного отбора) [2].

Главный принцип краудсорсинга можно сформулировать так: у группы людей больше знаний, чем у отдельного человека, но искусство состоит именно в том, чтобы создать условия для реализации этих знаний. Таким образом, Краудсорсинг представляет не просто организацию форума, на котором участники формулируют в нерегулируемом режиме свои вопросы, замечания и предложения, и даже не традиционный механизм обратной связи, а организационно и методически упорядоченную модель взаимодействия организации с инициативными пользователями Интернета.

Краудсорсинг - это метод сбора идей, контента, поддержки или других типов решений от группы людей. Профессионалы во всем мире увеличивают прибыль путем краудсорсинга. Они устраивают конкурсы, опросы, получают мгновенную обратную связь, слушают и используют данные/идеи от клиентов.

Благодаря развитию социальных медиа, собирать информацию и идеи от ваших фолловеров стало гораздо проще. Представляем четыре способа, которыми можно углублять взаимодействие аудитории с вашими продуктами, повышая их лояльность и ваши продажи.

1. Спросите ваших клиентов, что они хотят

Независимо от того, работаете ли вы в В2С секторе или предоставляете услуги для В2В компаний, чем лучше вы можете соответствовать потребностям потребителя, тем больше шансов, что они будут покупать у вас и станут вашими постоянными клиентами

Простой способ вовлечь их и показать, что вы слышите их потребности - спросить их мнение.

Вот пример одного небольшого интернет-магазина, занимающегося продажей игрушек, которому нужно было узнать, какие LEGO продукты будут пользоваться большим спросом. Они создали простой опрос, в котором попросили клиентов напрямую проголосовать, какой набор им больше хотелось иметь. В качестве мотивации компания обещала отдать в подарок одному из участников тот набор LEGO, который наберет большее количество голосов

Краудсорсинг в соцсетях

Реализация принятой модели предполагает формирование и внедрение таких управленческих процессов, как формулирование тем обсуждения (проблематизация), определение условий обсуждения, привлечение

и мотивация экспертов, отбор и фильтрация идей, документирование результатов обсуждения.

Характеристика основных достоинств и недостатков краудсорсинга

Достоинства:

• Позволяет снизить издержки, вытесняя дорогостоящие аутсорсинговые услуги.

• Дает возможность привлечь большое количество заинтересованных людей к решению определенной задачи.

• Позволяет использовать в работе знания и умения профессионалов-любителей, независимо от их географического месторасположения.

• Предполагает использование дистанционной трудовой деятельности.

Недостатки:

• В некоторых случаях можно усомниться в качестве работы, выполняемой с использованием модели краудсорсинга.

• Очень сложно спрогнозировать время, которое потребуется для решения поставленной задачи.

• Использование данной модели потребует немалых усилий для привлечения внимания групп лиц, готовых затратить свои ресурсы на выполнение поставленной задачи.

• Модель краудсорсинга применима для решения определенного, сравнительно узкого круга бизнес-задач.

Одним из отличительных признаков краудсорсинга является Microtasking (microwork) - разбивка работы на мелкие части (модули). После появления Microtasking были созданы многочисленные онлайн-сервисы, необходимые для его распространения и массового использования. Специфика их работы, как правило, заключается в использовании труда волонтеров и привлечении к решению поставленных задач пользователей со всего мира [5].

Краудсорсинг — это часть того, что Эрик фон Хиппель называет «инновацией с расчетом на пользователя», при которой организации полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении продуктов и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Это направление создано в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями исключительно из интереса увидеть эти идеи воплощёнными.

Краудсорсинг, как модель ведения бизнеса, все чаще применяется компаниями в связи с тем, что позволяет сэкономить значительные средства в получении прибыли от решения нужных задач, в первую очередь, за счет снижения издержек. Таким образом, компания передает конкретные производственные функции неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора [3].

В России с недавнего времени краудсорсинг используется в образовании. Этот инструмент, как правило, используют в двух плоскостях: для улучшения качества образовательного продукта и услуг, а также в рамках социально значимых проектов.

Технологии краудсорсинга способны повысить

практикоориентированность образовательного продукта вуза, которая очень востребована в настоящее время среди студентов и работодателей.

С точки зрения потребностей обучения, краудсорсинг стоит на пересечении проектной деятельности и технологий интерактивного обучения, активных методов обучения. Работа в такой среде будет способствовать развитию умения анализировать ситуацию, оценивать альтернативы, привьет студентам навыки решения практических задач.

Возможные варианты применения краудсорсинга в образовании:

• Проведение маркетинговых исследований для решения различных образовательных задач.

• Создание информационных баз данных силами студентов, например, электронной библиотеки.

• Формирование новых учебных программ, продуктов, опираясь на мнение экспертного сообщества, заинтересованного в их создании.

• Возможность участия студентов в уже существующих краудсорсинговых проектах под руководством преподавателей, когда оценивать качество выполненных заданий будет не только преподаватель, но и интернет-сообщество.

Таким образом, умение студента работать в краудсорсинговой среде позволяет развить принципы волонтерства, повышает морально-

нравственный уровень, оно способно оказать влияние на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. В настоящее время понятие «краудсорсинг» все чаще встречается в образовательной среде, следует изучать и использовать краудсорсинг как один из возможных

эффективных и современных инструментов для развития высшего образования.

Литература

1. Панкрухин А.П. «Краудсорсинг-соблазнительный маркетинговый

агрессор: принципы, содержание, технологии/ «Практический

маркетинг»,№ 1, 2011.

2. Шапигузов С.М., Синягин А.К. «Краудсорсинг в госсекторе:

инновация с расчетом на гражданское общество»/ИД

«Бюджет»/»Инновации», №7,2012.

3. http://cbi2013.isis.tuwien.ac.at/?page_id=423 (дата обращения:

04.10.14)

4. http://crowdsourcing.ru/(дата обращения: 07.10.14)

5. http://www.ieee.org/conferences_events/conferences/publishing/templ ates.html (дата обращения: 04.10.14)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.