Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЭТНОТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ АТРИБУТ ШКОЛЬНЫХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ВВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЭТНОТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ АТРИБУТ ШКОЛЬНЫХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое сознание / этнический туризм / историко-патриотическое просвещение / patriotism / patriotic consciousness / ethnic tourism / historical and patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б А. Алиханова

Патриотическое сознание, будучи основой гражданского общества, претерпевает изменения ввиду формирования иных взглядов на образ жизни и утраты молодежью ценностного отношения к своей Родине и ее традициям. В подростковой среде распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, укрепилось мнение, что современной России гордиться нечем. Все это является результатом серьезных изменений в ценностных ориентациях подрастающего поколения и формирования духовного кризиса. Крайняя необходимость возрождения патриотизма в нашей стране требует к себе особого внимания: совершенствование программ патриотического воспитания в соответствии с сегодняшними реалиями, укрепление роли семьи и школы в формировании патриотических основ, усиленная актуализация внимания к организации патриотической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Б А. Алиханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS INTO ETHNO-TOURISTIC ACTIVITIES AS A UNIFYING ATTRIBUTE OF SCHOOL PATRIOTIC EVENTS

Patriotic consciousness, being the basis of civil society, is undergoing changes due to the formation of other views on the way of life and the loss by young people of a value attitude towards their homeland and its traditions. In the teenage environment, a feeling of the inferiority of the status of a Russian has spread, and the opinion has strengthened that modern Russia has nothing to be proud of. All this is a result of serious changes in the value orientations of the younger generation, and the formation of a spiritual crisis. The urgent need for the revival of patriotism in Russia requires special and refined attention: improving the programs of patriotic education in accordance with today’s realities, strengthening the role of the family and school in the formation of patriotic foundations, increased attention to the organization of patriotic activities.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЭТНОТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ АТРИБУТ ШКОЛЬНЫХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

для большей объективности добавить в список Великобританию и Канаду. На платформе Tandem участники проекта наладили контакт с несколькими ребятами из Англии, в общении с которыми узнали много интересной и необходимой для проекта информации.

Вторая группа также включила в список стран Бразилию, Китай и Швецию. Несмотря на то, что в этих странах английский язык не является государственным, на платформах для языкового обмена ребята нашли собеседников, изучающих английский язык как иностранный. Это позволило расширить границы проекта и придать ему международный характер.

Так как обеим группам также требовались данные от жителей России, на этих же платформах учащиеся нашли собеседников из нашей страны, изучающих английский язык. Будучи носителями русского языка, ребята тем не менее общались на английском, что подчеркивало их заинтересованность и мотивированность в иноязычном общении.

Обе группы во время коммуникации с иностранцами активно использовали полученные на занятиях навыки устной и письменной речи, а также тренировали чтение и аудирование. Во время переписки, а также аудио и видеозвонков дети реализовывали основную практическую задачу языка - использовать его в общении. Находя себе собеседников из разных стран, ребята развивали социальные и коммуникативные навыки, а также такие нравственные качества, как толерантность, отзывчивость, дружелюбие. Кроме того, такая практика существенно повышает мотивацию учащихся к дальнейшему изучению языка. Используя язык в неформальной обстановке и в реальной ситуации, дети осознают, что иностранный язык - это не только чтение текстов и выполнение упражнений, а ценный инструмент, позволяющий им завести знакомства с людьми со всех уголков земли.

Группа в Телеграм также способствовала повышению эффективности работы учащихся. В чате учащиеся делились различными текстовыми и видеоматериалами, источниками и ссылками, которые могут быть полезными и применимыми. Дети имели возможность обратиться за помощью к учителю, который, в свою очередь, мог осуществлять контроль над ходом работы, направлять учащихся, делать рекомендации.

Следующим этапом работы над проектом было оформление и сбор материала, обсуждение достигнутых результатов и презентация конечного продукта.

На презентацию проектов были приглашены несколько учителей и родителей. Также присутствовала и группа, которая не принимала участия в проектной деятельности.

Первой выступала группа с проектом Teenage gadget addiction. В начале презентации ребята рассказали, что такое зависимость от гаджетов, как понять, что она есть. Затем учащиеся предоставили результаты проведенного ими опроса среди школьников России и зарубежных стран. Результаты показали, что около 90-95% среди представителей всех охваченных стран имеют смартфон, 60-75% - компьютер/ноутбук, причем наиболее высокий процент был у школьников из США. Тем не менее время, проводимое в Интернете, было примерно

Библиографический список

одинаковое во всех странах и составляло 8 часов в день, что является превышением нормы.

Второй частью выступления был ролик, главным героем которого был подросток. В течение всего фильма он гулял по аллее с телефоном в руках. Погряз-нув в свой гаджет, он не замечал, как мимо него проходят его друг подруга, и даже не замечает возможности поступить в престижный вуз. Этот ролик наглядно показал, как чрезмерное использование гаджетов может повлиять на нашу жизнь, и чего это может стоить. Фильм очень впечатлил присутствующих.

Свое выступление ребята из второй группы начали с информационных заметок о самых новейших технологиях, в существование которых сложно поверить. К примеру, недавно было создано искусственное сердце, которое практически способно заменить настоящее и использоваться для пациентов с тяжелыми формами сердечной недостаточности.

Затем ребята показали результаты проведенного ими опроса. Жители разных стран - от России до Китая и Латинской Америки - рассказывали об одной технологии, без которой они не могут представить свою жизнь. К примеру, для Сиерры из Бразилии это был кондиционер, которая спасает ее от жары, для Шарлотты из Канады - робот-пылесос, ставший для нее незаменимым другом. Денис из Москвы величайшим изобретением человечества считает ноутбук, с помощью которого он кодирует программы. Таким образом, ребята показали, как современные технологии упрощают нашу жизнь и привносят в нее комфорт.

Во время выступления и подготовки к нему у учащихся формировалась дискурсивная и стратегическая компетенции. Они учились презентовать себя и свою работу перед публикой, выходить из положения, организовывать устную речь и использовать невербальные средства - язык тела, интонацию, жесты и мимику - таким образом, чтобы наиболее точно выразить и донести свою мысль до слушателя. Дети развивали такие качества ораторского мастерства, как уверенность в себе, артистизм, объективность и естественность.

После презентации проектов обеих групп мы приступили к дискуссии. Присутствующие задавали интересующие их вопросы, на которые выступающие готовы были ответить. Кроме того, с целью поддерживания и стимулирования активности учащихся мы поощряли вопросы от участников другой проектной группы.

Оценивая презентаций наших учащихся, следует отметить, что ребята отлично справились с поставленными задачами. Обе группы показали хороший уровень владения информацией по темам, выступающие охотно отвечали на задаваемые присутствующими вопросы, держались уверенно, а также уложились в установленное время. Были некоторые небольшие ошибки в речи. Во время подготовки к проекту ребята проявляли активность, участливость и ответственность. Следовательно, можно сделать вывод: проектная методика дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой. Данный метод не только обеспечивает успешное усвоение учебного материала, но и развивает интеллектуальные и нравственные качества детей, их самостоятельность, использование субъективного опыта, а также создает простор для творческой и созидательной деятельности.

1. Агаларова РИ., Абдулаева РН. Дидактические возможности видеоконтента в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся. Мир науки, культуры и образования. 2021; № 1 (86): 143-145.

2. Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

4. Переверзев Л.Б. Проектный подход и требования к учителю. Школа и производство. 2002; №: 14-16.

5. Агаларова РИ., Усманова Д.М. Использование проектной методики в обучении иностранному языку старшеклассников. Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2011; № 1: 77-81.

References

1. Agalarova R.I., Abdulaeva R.N. Didakticheskie vozmozhnosti videokontenta v formirovanii mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 143-145.

2. Koryakovceva N.F. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Produktivnye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

4. Pereverzev L.B. Proektnyj podhod i trebovaniya k uchitelyu. Shkola iproizvodstvo. 2002; №: 14-16.

5. Agalarova R.I., Usmanova D.M. Ispol'zovanie proektnoj metodiki v obuchenii inostrannomu yazyku starsheklassnikov. Izvestiya DGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1: 77-81.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 37.013.78

Alikhanova B.A., teacher, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: Bikaalihanova95@mail.ru

THE INTRODUCTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS INTO ETHNO-TOURISTIC ACTIVITIES AS A UNIFYING ATTRIBUTE OF SCHOOL PATRIOTIC EVENTS. Patriotic consciousness, being the basis of civil society, is undergoing changes due to the formation of other views on the way of life and the loss by young people of a value attitude towards their homeland and its traditions. In the teenage environment, a feeling of the inferiority of the status of a Russian has spread, and the opinion has strengthened that modern Russia has nothing to be proud of. All this is a result of serious changes in the value orientations of the younger generation, and the formation of a spiritual crisis. The urgent need for the revival of patriotism in Russia requires special and refined attention: improving the programs of patriotic education in accordance with today's realities, strengthening the role of the family and school in the formation of patriotic foundations, increased attention to the organization of patriotic activities.

Key words: patriotism, patriotic consciousness, ethnic tourism, historical and patriotic education.

Б.А. Алиханова, прел, Дагестанский государственный университет г, Махачкала, E-mail: Bikaalihanova95@mail.ru

ВВЕДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЭТНОТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ АТРИБУТ ШКОЛЬНЫХ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Патриотическое сознание, будучи основой гражданского общества, претерпевает изменения ввиду формирования иных взглядов на образ жизни и утраты молодежью ценностного отношения к своей Родине и ее традициям. В подростковой среде распространилось ощущение неполноценности статуса россиянина, укрепилось мнение, что современной России гордиться нечем. Все это является результатом серьезных изменений в ценностных ориентациях подрастающего поколения и формирования духовного кризиса. Крайняя необходимость возрождения патриотизма в нашей стране требует к себе особого внимания: совершенствование программ патриотического воспитания в соответствии с сегодняшними реалиями, укрепление роли семьи и школы в формировании патриотических основ, усиленная актуализация внимания к организации патриотической деятельности.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, этнический туризм, историко-патриотическое просвещение.

Актуальность статьи обусловлена событиями последних дней, связанными с СВО, сопровождаемыми травлей и информационной войной с молодежью, могут пагубно повлиять на формируемые патриотические взгляды подрастающего поколения, что требует неминуемой подготовки нововведений в школьных мероприятиях по патриотическому воспитанию. В связи с этим, на наш взгляд, крайне важно увеличить объем профилактических зональных мероприятий и бесед о патриотизме [1-4].

Известно, что патриотизм - это основа любой идеологии. И чем крепче будет патриотизм в сердцах народа, тем больше силы у нашей страны противостоять препятствиям, стоящих на его пути, подтверждение тому - наше достойное патриотическое прошлое. Говоря словами Василия Розанова, «...счастливую и великую Родину любить - не велика вещь. Мы ее должны любить, когда она слаба, мала, унижена, немощна...» [4]. Минпросвещения России также сфокусировалось на потребности общества в патриотическом просвещении школьников и с 1 сентября 2022 года запустило масштабный проект «Разговоры о важном». Главной целью проекта является развитие ценностного отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, к ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

В нашем исследовании подход к патриотическому воспитанию ориентирован не столько на события минувших дней, сколько на комплексное историко-па-триотическое просвещение учащихся, что и является целью статьи. Отсюда вытекает главная ее задача: разработка программы формирования патриотического воспитания и ее последующая апробация.

Методы исследования: диагностические методики (анкетирование, тестирование, беседы, диспуты); этнические экскурсии как метод исследования; применение воспитывающих ситуаций, целенаправленного наблюдения за учащимися, их собственный самоанализ.

Научная новизна статьи состоит в демонстрации связи между совершенствованием способов этнического туризма по историко-культурному наследию, с одной стороны, и укреплением патриотического сознания молодежи, с другой стороны.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о формах и видах учебно-воспитательных мероприятий по формированию патриотического сознания старшеклассников.

Практическая значимость состоит в определении путей дальнейшего совершенствования способов формирования патриотического сознания у молодежи средствами этнического туризма, существующих на сегодняшний день.

В региональном масштабе на основе истории народов Дагестана в интересах сохранения и укрепления патриотических позиций старшеклассников можно выбрать разные исторические этапы.

На примере истории периода ВОВ 1941-1945 г. нами подготовлена программа по формированию патриотического сознания старшеклассников «Я - эхо своего деда, патриота страны гор». Она направлена на формирование патриотического самосознания молодежи и одновременное развитие гражданского общества - ресурса обеспечения социально-политической стабильности и повышения позитивных общественных настроений. С целью улучшения социально-психологического микроклимата в дагестанском обществе можно действовать также посредством организации этнотуризма по историко-культурному наследию:

1. Разработка этномаршрута по родным краям и близлежащим историко-культурным поселениям с выездами к архитектурным памятникам, музеям с этнографической экспозицией на основе изучения ресурса Республики Дагестан. Для полного «погружения в этничность» с народом здесь и сейчас.

2. Вовлечение учащихся к активному сбору исследовательского материала своей родословной «для более полного осознания сопричастности к судьбе своих предков и повышения уровня патриотизма старшеклассников, их образовательного, интеллектуального, профессионального уровня и повышения их социальной активности.

3. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания школьников является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее о родном городе, людях, природе, традициях, тем более значимыми они будут в воспитании любви к своей малой родине.

Главная реализуемая задача - это организация выездов к архитектурным памятникам, музеям с этнографической экспозицией на основе изучения ресурса Республики Дагестан для полного «погружения в этничность» с народом здесь и сейчас, более полного осознания «Я - эхо своего деда». При проектировании маршрутов следует учитывать возрастные особенности целевой группы и задачи, на реализацию которых и направлен маршрут Старший школьный возраст -это этап завершения созревания и формирования личности, период, когда наиболее выражена ценностно-ориентированная деятельность школьника, которая прямо связана с его отношением к объектам. Такие объекты, как Родина, природа, взаимоотношения, историческое наследие, должны иметь место в жизни старшеклассника, а главной задачей этномаршрута и является формирование интереса к вышеперечисленным объектам [1].

Этнический маршрут, прежде всего, предполагает знакомство с историей родного города с целью укрепления нашей личной связи с родным краем. А для этого необходимо знать, откуда наши корни, знать его историю, где берет начало твой край и прочее. Затем обсуждаются вопросы заселения территории и формирования этноса, отличительные черты и их культурные особенности. Не менее важными вопросами для обсуждения и организации соответствующего маршрута являются художественные народные промыслы - посещение музеев, беседа с их работниками. Места боевой славы, а также архитектурные памятники героям являются главными компонентами нашего этномаршрута, направленного на формирование патриотического сознания.

Нами проведена апробация эффективности формирования патриотического сознания на основе представленной нами программы «Я - эхо своего деда», где базой нашего исследования явились следующие муниципальные образовательные учреждения республики Дагестан:

- многопрофильный лицей № 5 имени А.С. Пушкина, находящийся по адресу: г Махачкала, ул. М. Ярагского, 78;

- средняя общеобразовательная школа № 15 имени М.М.Сурмача, находящаяся по адресу: г Дербент, ул. А.С. Пушкина, 21;

- Кубачинская средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.Г Караева, находящаяся по адресу: Дахадаевский район, с Кубачи, ул. Ю. Шамова, 48.

Готовясь к экскурсии, по желанию старшеклассники выбирали объекты, собирали материал, самостоятельно составляли тексты и выступали в роли экскурсовода. Участие в организации этнотуристического мероприятия является показателем заинтересованности и вовлеченности в деятельность.

Приводим интересные исторические эпизоды:

Один из учеников поселка Кубани подготовил интересный материал о жизни своего односельчанина Ахмедхана Абу-Бакара и изложил его у дома самого писателя.

В походе по старой части поселка Кубачи историю бытования жителей дополнила одна из учениц: «..высокий дух патриотизма горцев заставлял их биться до последнего с противниками, а в случае неминуемого поражения они желали лучше сброситься с горы, чем сдаться. В тяжелые для аула времена, когда «Артуган» (Моисей Захарович Аргутинский - генерал-лейтенант, герой Кавказской войны) подошел к Кубачи, один старик посоветовал, чтобы каждый хозяин положил на крышу дома «мучал» открытым горлышком в сторону войска. «Мучал» - кованый медный большой кувшин, издали похожий на пушку. Полагают, что Аргутинский увидел во всех домах пушки, испугался, повернул назад и увел войско». Конечно, неравная война между войском и кубачинскими кувшинами не могла долго продолжаться и закончилась поражением, но главный смысл в том, что бесстрашие и отвага, проявленные жителями аула, служат образцом стойкости многим поколениям горцев, и играют большую роль в воспитании детей и подростков». Молодежи часто приходилось прибегать к ухищрениям и народной мудрости старейшин, и для защиты своего родного аула, края все способы были хороши. Мудрость наших предков свидетельствует о том, что воспитание горцев всегда осуществлялось на основе народной морали.

В ходе экскурсии по землянке Петра I, ученица 11 «А» Дербентской школы поведала нам малоизвестный факт из его жизни: «А знаете ли вы, что император Петр I совсем не любил высокие потолки и просторные помещения? Несмотря на свой двухметровый рост и комплектацию, предпочтение он от-

давал маленьким комнатам, где мог обозревать каждый ее угол». Вдохновленные походом, ученики высказались следующим образом: «..этот город я люблю всем сердцем, и я несказанно рад, что город, в котором я родился, процветает. Жизнь в Дербенте не стоит на месте, наше правительство прилагает усилия и реализует массу проектов, чтобы сделать комфортные условия и для нас, и для туристов».

Неимоверное и воздействие на чувства и сознание старшеклассников школы г. Махачкала оказал передвижной музей «Поезд Победы» - масштабный историко-просветительский проект, созданный в рамках празднования 75-летия ВОВ. В восьми вагонах поезда представлены мультимедийные экспозиции, описывающие довоенную, военную и послевоенную жизнь в хронологическом порядке. Здесь можно руками притронуться к истории, увидеть и услышать историю машинистки Лидии, основанную на реальных событиях. Слушая рассказ и одновременно зрительно анализируя инсталляции, ребята полностью погружаются в историю. Все это очень эмоционально: «...я впервые посетила передвижной Поезд Победы, мы погрузились в военное время, мы поняли, как жили люди в те времена, и как они страдали. Очень важно знать свою историю, какой ценой досталась им победа»; «то, что я видел сегодня, не видел никогда! Будто вместе с героями истории я прожил их жизнь. Спасибо за мир и покой, который у меня есть».

По ходу исследования мы задавали наводящие вопросы, которые характеризуют эффективность проводимой нами работы. Например, на вопрос: «Что вы узнали о культуре вашего народа?», около 37% школьников экспериментального класса ответили, что в ходе этнического туризма им удалось еще ближе познакомиться с тем, что их окружает.

48% углубились в изучение неизвестной стороны прошлой жизни: особенностей и истории зарождения культуры их народа, то, какова она сейчас, где ее истоки; обычаи и традиции, складывающиеся веками и характеризующиеся преемственностью поколений; этапов развития города Дербента. Сведения об эпохе великого переселения народов оказались новыми для 27,5% школьников; история Кала-Корейш была знакома 32,5% учащихся КСОШ только как священного места. Экскурсовод Шахаев Дауд поведал им обширную информацию об уцмийствах, образовавшихся здесь, и их интересах, об оборонительной башне и относительно недавно возведенных здесь памятниках.

На вопрос: «Какие экскурсии вам больше всего понравились?», ученики выделили те локации, где они получили новую для себя информацию: для старшеклассников КСОШ впечатление оставили посещение села Кала-Корейш, а также экскурсия к мемориалу, возведенному в 2019 году, этнографа Евгения Шиллинга, посвятившего многие годы изучению народа Кубачи. Школьники города Дербента впечатлились мемориальным памятником «Скорбящая мать», возведенном в парке Боевой славы: значение журавлей, летящих над ее головой, и вечного огня у ее ног, и погрузились в ее глубокий смысл. Экскурсия в исторический парк «Россия - моя история» явилась самой интересной и информационной для школьников г Махачкалы. Панорамно и мультимедийно, с помощью современных технологий: интерактивных 3D технологий, видеопроекций, сенсорных экранов, проекторов, представлена вся история России с древнейших времен и до наших дней. Мы посетили также экспозицию «Мой Дагестан». Он на 70% представлен мультимедийным контентом, на 30% - археологическими экспонатами. Обошли 10 тематических выставочных комплексов про природу, историю, религию, поэ-

Библиографический список

зию, спорт и современные реалии в сопровождении аудиогида. В одном центре ученикам удалось получить значительную часть информации обо всех отраслях жизни региона.

«Что изменилось в вашем отношении к культурным памятникам?» - отвечая на этот вопрос, более 72% учеников отметили, что до сей поры относились к культурным памятникам только как к достопримечательности и не придавали ей исторической значимости: не имели знания об истории сооружения памятника, не придавали значения тому, с сохранением какой памяти связан тот или иной мемориал.

На вопрос: «Испытывали ли вы недостаток знаний о культуре своего края?», 37,5% ответили «да», 47,5% не задумывались об этом, 15% ответили «нет». Анализируя ответы на вопрос: «Считаете ли вы, что в жизни вам необходимы знания о культуре и традициях своего края?», в целом 89% учащихся считают, что им необходимо иметь знания о культуре: 22,5% считают необходимым читать книги о культуре своего края, 37,5% любят бывать на экскурсиях, выставках, в музеях, 29% считают, что необходимо укреплять знания о народных ремеслах своего края с целью сохранения исторической памяти и культурной преемственности.

На вопрос: «Какие формы работы более преумножают ваши знания о своем крае?», учащиеся отметили, что все формы работы для них были новы. Старшеклассникам интересны все формы работы, которые расширяют их знания о малой Родине: биографии известных личностей (25% - 40 чел.), экскурсии (46% -74 чел.), телепередачи (14% - 23 чел.), школьные предметы (15% - 24 чел.).

На вопрос: «Хотели бы вы организовывать туристические походы для младших школьников по культурным местам своего края?», 81% ответили «да», они хотели бы организовывать туристические походы со школьниками, поскольку это развивает у них чувство ответственности, укрепляет патриотический дух.

Такие контрольные вопросы, как «Что вы узнали о культуре вашего народа?», «Считаете ли вы, что в жизни вам необходимы знания о культуре и традициях своего края?», «Какие формы работы более преумножают ваши знания о своем крае?», позволили сделать выводы об уровне познаний. Анализируя их ответы, к высокому уровню направленности на получение знаний о своем крае мы отнесли более 55% учеников, тогда как в диагностическом эксперименте интеллектуальный компонент имел высокие показатели лишь у 15,6% учеников. К среднему уровню отнесли 34% (37 + 29/2) учащихся, которые хотели бы больше знать о культуре своего народа и народных художественных ремеслах Дагестана.

Патриотическое воспитание невозможно без сохранения исторической памяти и организации походов по местам боевой славы, посещения памятников, возведенных защитникам Родины. Оно должно реализовываться с целью изучения истории родного края, биографии погибших и выживших, общественной деятельности и подвигов, совершавших во благо народа [2]. Старшеклассники с большим интересом слушали истории экскурсоводов в музеях, в историческом парке прослушивали аудиозаписи, дополняли наши лекции. Учитывая эмоции и чувства, переживаемые старшеклассниками, можно утверждать, что использование таких форм организации мероприятий оказывают влияние на сознание учеников. Этнотуристические мероприятия вызывают большой интерес у учащихся, способствуют воспитанию бережного отношения к природе, создают атмосферу психологического комфорта: открытые отношения, коллективизм, взаимопроникновение, обнаружение совместных интересов, - это все формирует толерантное отношение друг к другу и укрепляет патриотический дух молодых людей.

1. Алиханова Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан. Проблемы современного педагогического образования. 2022; Выпуск 3, № 75.

2. Андреев Э.М. Воспитание молодежи средствами культуры и искусства. Москва: Серебряные нити, 2006.

3. Крылова Е.Л. Методы изучения патриотического сознания молодежи. Вестник Тверского государственного университета. Педагогика и психология. 2019; № 2 (47).

4. Розанов В.В. Опавшие листья: отечественная философия. Москва: АСТ, 2001.

References

1. Alihanova B.A. 'Etnoturizm i ego potencial v formirovanii patrioticheskogo soznaniya na primere Respubliki Dagestan. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; Vypusk 3, № 75.

2. Andreev 'E.M. Vospitanie molodezhi sredstvami kul'tury i iskusstva. Moskva: Serebryanye niti, 2006.

3. Krylova E.L. Metody izucheniya patrioticheskogo soznaniya molodezhi. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika ipsihologiya. 2019; № 2 (47).

4. Rozanov V.V. Opavshie list'ya: otechestvennaya filosofiya. Moskva: AST, 2001.

Статья поступила в редакцию 01.12.22

УДК 378

Apanasyuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: Apanasyuk-L@yandex.ru

Krivova A.L., senior teacher, Department of Foreign Languages and Culture, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: krivovaal@edu.mos.ru Rzaeva S.M., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of English Philology and Translation Studies, State Humanitarian and Technological University (Orekhovo-Zuyevo, Russia), E-mail: sara5775@mail.ru

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR LINGUISTS STUDENTS. At the present stage of development of society, when the world is faced with the COVID-19 pandemic, and the informatization of education is becoming even more urgent, the problem of the development of distance technologies in education, the search for new ways of interaction between teachers and students is acute. The article analyzes the tools used in the organization of distance learning, as well as the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.