Научная статья на тему 'Введение рубрика оценивани знаний студентов по дисциплине «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в вузе'

Введение рубрика оценивани знаний студентов по дисциплине «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
РУБРИКА / ОЦЕНИВАНИЕ / МЕТОД / СИЛЛАБУС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / RUBRICS / ASSESSMENT / METHOD / SYLLABUS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тусупбекова М.Ж.

В данной статье рассматривается рубрика как один эффективных методов оценивания знаний студентов в обучении английскому языку в вузе. Автором представлен теоретический и практический материал по изучаемой проблеме и результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF RUBRICS FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE ON “PROFESSIONALLY-ORIENTED” DISCIPLINE IN HIGHER SCHOOL

This article denotes rubrics as one of effective methods for assessing students' knowledge in teaching English in higher schools. The author presents theoretical and practical materials on the studied problem and the research results.

Текст научной работы на тему «Введение рубрика оценивани знаний студентов по дисциплине «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в вузе»

Результаты контрольного исследования показали, что после коррекционного обучения с использованием предложенной нами модели успешность выполнения заданий повысилась.

Итак, сравнение результатов выполнения заданий умственно отсталыми учащимися экспериментальной группы до коррекционного обучения и после показало положительную динамику в преодолении нарушений устной и письменной речи и подтвердило эффективность разработанной нами модели оказания логопедической помощи в СКОУ VIII вида.

Список литературы

1. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной(коррекционной) школе: Учеб.для студ. дефектол. фак. педву-зов.[Текст] /А.К. Аксенова- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

2. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.[Текст] /И.Р. Гальперин - М.: Наука, 1981. - 138 с.

3. Егоров, Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения [Текст] /Т.Г. Егоров // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: Василий 2 тт. Т II/ Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656с.: ил.

4. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование».[Текст] /С.Д.Заб-рамная, Ю.А. Костенкова- М., 2002. - 38 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку: Книга для педагогов и родите-лей.[Текст] /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нис-невич- СПб., 2000. - 96 с.

ВВЕДЕНИЕ РУБРИКА ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ

ЯЗЫК» В ВУЗЕ

Тусупбекова М.Ж.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева к.п.н., ассоц.проф., доцент кафедры иностранных языков

филологического факультета

INTRODUCTION OF RUBRICS FOR ASSESSING STUDENTS' KNOWLEDGE ON "PROFESSIONALLY-ORIENTED" DISCIPLINE IN HIGHER SCHOOL

Tussupbekova M.

L.N. Gumilyov Eurasian National University PhD, prof. offoreign languages department philological faculty

Аннотация

В данной статье рассматривается рубрика как один эффективных методов оценивания знаний студентов в обучении английскому языку в вузе. Автором представлен теоретический и практический материал по изучаемой проблеме и результаты исследования.

Abstract

This article denotes rubrics as one of effective methods for assessing students' knowledge in teaching English in higher schools. The author presents theoretical and practical materials on the studied problem and the research results.

Ключевые слова: рубрика, оценивание, метод, силлабус, эффективность.

Keywords: rubrics, assessment, method, syllabus, efficiency.

В настоящее время профессионально-ориентированный подход в обучении английскому языку приобретает особую актуальность в связи с тем, что Государственный образовательный стандарт высшего образования Республики Казахстан предусматривает учет профессиональной специфики при изучении иностранного языка в вузе. Обучение иностранному языку является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста [1].

Профессионально-ориентированный подход включает в себя систему дидактических средств (цель, содержание, формы), которые необходимы при организации учебного процесса. Кроме того, профессионально-ориентированный подход предполагает активную роль преподавателя. Преподава-

тель должен учитывать языковую подготовку студента, определить цели, выработать критерии для развития рациональных навыков самостоятельной работы студентов, осуществлять системный подход к овладению знаниями, интегрировать со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Основная цель преподавания дисциплины профессионально-ориентированный иностранный язык (английский) обучения является обучение профессионально-ориентированному иноязычному общению, приобретение специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [3].

В данной статье рассматривается обучение английскому языку студентов специальности «Ядерная физика» и критерии оценивания знаний, умений и навыков в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. Существующая рейтинговая технология оценки знаний способствует профессионально-ориентированному обучению, стимулированию систематической работе студентов, раскрытию творческих способностей и дифференциации оценки знаний [4]. Рейтинговая система является отличным фундаментом для создания единой площадки объективного оценивания студентов, где складываются баллы за каждый вид работы во время занятий.

Обучение английскому языку подразумевает обучение продуктивным (письмо, говорение) и рецептивным (чтение, аудирование) видам речевой

Структура стллабусов

деятельности. Каждая дисциплина должна выстроить и унифицировать свою систему оценивания согласно необходимым требованиям по изучаемому предмету для достижения поставленной цели.

В последнее время, вопросы «Как оценить работу студента?», «Какой вид оценивания наиболее эффективный?», «Как вы оцениваете своих студентов» обсуждаются во всех кругах преподавательской деятельности. В ходе теоретического анализа научной литературы по проблеме оценивания знаний студентов в вузе, нами просмотрены силлабусы по английскому языку (критерии оценивания) Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, Кызылординского государственного университета им. Коркыт-ата и Евразийского гуманитарного института (Таблица 1).

Таблица 1

№ Наименование вуза Цель, задачи Тематический план Общая система оценки Развернутая система оценки

1 ЕНУ им. Л.Н. Гумилева + + + +

2 ЕАГИ + + + -

3 КГУ им. Коркыт-ата + + + +

4 КазАТУ им. С. Сейфуллина + + + -

Все силлабусы разработаны по требованиям, но критерии по отдельным темам не рассматриваются отдельно. Это связано с индивидуальным подходом к каждому занятию. Каждый преподаватель имеет свою методику оценивания и индивидуальный подход, как к студентам, так и учебным материалам. Оценивание знаний студентов зависит от

многих факторов, как базовое знаний студентов, уровень обученности, время обучения (продолжительность), виды заданий и требований.

Изучив теоретический материал по проблеме оценивания знаний студентов и силлабусы, нами был проведен опрос преподавателей по исследуемой проблеме (Таблица 2).

Таблица 2

Результаты опроса преподавателей по исследуемой проблеме

Вопросы анкеты преподавателей Кол-во преподавателей (в %) ответивших на вопросы

1. Какой вид оценивания вы предпочитаете применять на занятиях?

1.1. Оценивание по традиционной системе (5-балльная) 42%

1.2. Оценивание по буквенной системе 28%

1.3. Оценивание в процентном соотношении 30%

2. Используете ли формативное и суммативное оценивание знаний в обучении английскому языку?

2.1. Да 58%

2.2. Нет 42%

3. Испытываете ли затруднения при оценивании студентов по английскому языку?

3.1. Да 68%

3.2. Нет 32%

4. Ваше отношение к разработке и введении рубрика для оценивания знаний студентов

4.1. Положительное 71%

4.2. Отрицательное 29%

5. Знаете ли вы виды и функции рубрика?

5.1. Да 47%

5.2. Нет 53%

6. Какой из видов речевой деятельности в обучении английскому языку считается эффективным для оценивания с помощью рубрика?

6.1. Аудирование 12%

6.2. Чтение 28%

6.3. Письмо 19%

6.4 Говорение 41%

Результаты опроса показывают, что 42% преподавателей предпочитают оценивание традиционным методом (по 5-балльной шкале), и только 58% преподавателей оценивают по буквенной системе и в процентном соотношении согласно кредитной системе обучения. Почти все преподаватели используют формативное и суммативное оценивание знаний студентов несмотря на виды оценивания (традиционно, буквенно, или в процентном соотношении). К тому же, 68% преподавателей затрудняются при оценивании, и 71% относятся положительно к разработке и введении рубрика для оценивания знаний студентов в обучении английскому языку. 47% преподавателей имеют понятие и информацию о видах и функциях рубрика и считают эффективным применение рубрика в обучении для развития навыков всех видов речевой деятельности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что интерес к разработке и введении рубрика в оценивании знаний студентов достаточно высок и отчасти используется преподавателями английского языка, несмотря на затруднения.

Рубрика считается одним из объективных методов оценивания знаний в обучении английскому языку. Слово «Рубрика» означает красная краска, которая является обозначающим знаком знаний студентов. Рубрика предоставляет возможность оценивания каждого вида работы в логической последовательности, которая в конечном итоге конвертируется в общий балл. Основными функциями рубрики являются прозрачность (список заданий), самооценка (определенные баллы) и обратная связь (прямая связь студента и преподавателя).

Существуют академические и аналитические рубрики. Академическая рубрика нацелена на качество выполнения определенного критерия и подходит для выставления конечной отметки на итоговом контроле (экзамен). Академическая рубрика подходит для суммативного оценивания результатов обучения. Аналитическая рубрика позволяет проводить детальное оценивание всех видов работ во время занятий. Аналитическая рубрика состоит из дескриптора (описание работ и виды деятельности) и критерия (оценки). Аналитическая рубрика удобна для формируещего оценивания знаний студентов [5].

Формативное оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения в течение всего семестра и учебного года. Кроме того, формативное оценивание обеспечивает непрерывную обратную связь между студентами и преподавателем. При формативном оценивании студент имеет право пересдать не освоивший материал и исправить баллы, что позволяет выявить трудности, помочь в достижении наилучших результатов, своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание проводится в конце учебного семестра или академического года. Данное оценивание позволяет зафиксировать уровень усвоения содержания учебной программы за весь период обучения [4].

Академическая и аналитическая рубрика состоит из дескриптора и критерий оценивания. Дескриптор включает в себя виды заданий, т.е. описывает детально правила выполнения заданий, а критерии определяют определенные баллы за каждый вид работы (Таблица 3).

Таблица 3

№ ФИО Write the translations to the words 40 words = 40 scores Listen to the text and mark true of false 10 sentences =10 scores Do the grammar exercises 20 sentences = 20 scores Speak about the topic (use 10 new words, grammar material, parts of speaking) (30) The total -100 scores

1 Аманбек А. 39 10 17 18 84

2 Болатов Е. 16 8 17 18 59

3 Болатова Э. 30 10 13 15 68

4 Жанибекова К. 30 9 12 17 68

5 Келесбай Р. 30 10 15 18 73

6 Маметекова Б. 27 10 13 17 67

7 Муратбекова М. 12 10 14 10 46

8 Нахыпбеков С. 9 8 18 10 45

9 Турар Р. 39 10 17 19 85

10 Уаилденова А. 10 9 15 15 49

11 Хайролла А. 27 10 14 18 69

В течение всего периода обучения английскому зыку студент получает не оценку, а сумму баллов. Еженедельная оценка выставляется в электронный журнал, где каждый студент имеет возможность контролировать и свои полученные баллы и в соответствии с результатами самостоятельно организовывать процесс обучения. Макси-

мальная сумма баллов складывается из суммы баллов по определённым видам работ. Аналитическая рубрика по английскому языку позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения. Студент непосредственно принимает участие в формировании оценки, представляющей в рубрике.

Благодаря аналитическому рубрику преподаватель может оценивать каждый вид работы, как работа над текстом, работа над лексическим упражнениями, выполнение индивидуальных заданий, выполнение грамматических упражнений, участие в творческих заданиях, изучения новых слов и выражений и т.д. Каждый вид речевой деятельности имеет свой дескриптор и определенный балл. Оценка различных видов речевой деятельности учитывает характер задания, индивидуальность, качество и своевременность выполнения задания.

Группа специальности «Ядерная физика» делится на две подгруппы по 20 студентов. Для про-

верки эффективности разработки и введения рубрика для оценивания знаний, нами проведен небольшой эксперимент. В эксперименте использовали академическую рубрику в конце учебного семестра при проведении рубежного контроля. В течение всего семестра в группе 1 (экспериментальный) использовалась аналитическая рубрика оценивания знаний студентов, а группе 2 (контрольный) применялась традиционный вид оценивания. Нами проведен лексико-грамматический тест, который состоит из 30 вопросов в экспериментальной и контрольной группе для проверки знаний студентов по изученным темам (Таблица 4).

Таблица 4

Уровень знаний студентов экспериментальной и контрольной групп

Контрольная группа Экспериментальная группа

кол-во правильных ответов кол-во студентов, имеющих данное количество правильных ответов уровень знаний студентов кол-во правильных ответов кол-во студентов, имеющих данное количество правильных ответов уровень знаний студентов

18 5 С 18

19 6 С 19

20 1 В 20 1 В

21 3 В 21 1 В

22 5 В 22 3 В

23 23 3 В

24 24 2 В

25 25 3 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 26 2 А

27 27 2 А

28 28 3 А

Для более полного и четкого анализа результатов, уровень знаний студентов обозначено как низкий (С), средний (В), высокий (А) в следующем соотношении: уровень A (число правильных заданий больше 25), В - (число правильных заданий больше 20), С - (число правильных заданий 15 больше) (таблица 5).

Таблица 5

Результаты измерений уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах

Уровень знаний Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа (ЭГ)

А - 10

В 9 10

С 11 -

Как видно из полученных результатов, разработка и введение рубрика по оцениванию знаний студентов по английскому намного эффективнее, чем оценивание по традиционной методике. Студенты экспериментальной группы показали хороший результат благодаря дескрипторам и критериям оценивания знаний в течение всего семестра на каждом занятии. Студенты точно знают, что им готовить, что надо сдать и к чему подготовиться. Систематическая подготовка студентов к занятиям приводит к успешному освоению знаний и получению высоких баллов.

Разработка и введение рубрика в оценивании знаний студентов по английскому языку позволяет

индивидуализировать учебный процесс, удовлетворить разносторонние образовательные интересы, уменьшить количество отстающих в группе, создать условия для развития самостоятельности и повысить качество знаний по английскому языку.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего образования Республики Казахстан от № 604 от 31.10.2018 http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669

2. Можаева О.И. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов: Учебно-метод. пособие/АОО

«Назарбаев Интеллектуальные школы»/Под ред. А.С. Шилибековой, Д.Б. Зиеденовой. - 2016. - 47 с.

3. Профессионально-ориентированный иностранный язык /Типовая учебная программа специальности 060500 - Ядерная физика. - Алматы, 2014.

4. Сон И.С. Особенности оценивания знаний по иностранному языку (говорение, письмо) по

балльно-рейтинговой системе // Теория и практика образования в современном мире. - Санкт-Петербург, 2012. - С.185-188.

5. Павлов Ю. Академические рубрики: Матрицы для оценивания знаний /Аналитика и тактика. - 2017.

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Вдовиченко Р.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и инклюзивного образования Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского

ORCID: 0000-0002-3100-6697 Шапочка Е.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и инклюзивного образования Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского

orcid.org/0000-0002-4827-599X

FORMATION OF STUDENT YOUTH VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Vdovychenko R.,

Associate Professor of Pedagogy and Inclusive Education Department, PhDMykolaiv V.O. Sukhomlynskyi National University ORCID: 0000-0002-3100-6697 Shapochka K. Associate Professor of Pedagogy and Inclusive Education Department, PhD Mykolaiv V.O. Sukhomlynskyi National University orcid. org/0000-0002-4827-599X

Аннотация

В статье обоснована сущность ценностного отношения студенческой молодежи к профессиональной деятельности. Целью исследования выступил анализ влияния содержания ценностных ориентаций на уровень профессионально-педагогической направленности каждого студента в процессе обучения. Проанализированы особенности трансформации ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки по методике М. Рокича и тестами смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО). Данное исследование подтверждает, что именно ценности формируют отношение студента к профессиональным целей и задачам, возможность профессиональной самореализации. Установлено, что овладение ценностями профессии учителя в образовательном процессе являются возможными при условии, что такие ценности приобретают системный характер, что убедительно доказывает важность пересмотра и внедрения новых форм и методов работы в учреждениях высшего образования.

Abstract

The article substantiates the essence of value attitude of student youth to professional activity. The purpose of the study was to analyze the influence of the content of value orientations on the level of professional and pedagogical training of each student in the learning process. The peculiarities of future teachers' value orientations transformations according to M. Rokeach method and D.O. Leontiev tests of meaningful life orientations (MLO) in the process of vocational training are studied. This research confirms that the values create the student's attitude towards professional goals and objectives, the possibility of professional self-realization. It has been found that mastering the values of the teaching profession in the educational process is possible in case such values acquire a systemic character, which convincingly proves the importance of reviewing and introducing new forms and methods of work in higher education institutions.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностное отношение, профессиональные ценности, профессионально-педагогическая направленность.

Keywords: values, value orientations, value attitude, professional values, professional and pedagogical orientation.

The problem of studying the values and value orientations of student youth in the conditions of modern society is urgent. The reason is the growing demands for the formation of an active creative personality, able

to find a place in professional life, self-define and realize himself, as well as in the connection with the need to develop the spiritual potential of the young generation, which in its activity reflects the values of society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.