Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)'

ВВЕДЕНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное обучение / информационно-коммуникативные технологии / метод проектов / знаниевая парадигма / интернет-ресурсы / практико-ориентированный моно-проект.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Давронова Зульфия Бобоевна

В статье рассмотрены особенности внедрения новейших технологий обучения иностранному языку. Более подробно рассмотрено компьютеризированное обучение как возникновение нового направления в изучении иностранного языка. Проведен анализ, чем обусловлено использование ИКТ для обучения иностранным языкам и каковы положительные качества. Использование в учебном процессе интерактивных технологий обучения помогает студентам, делает процесс обучения интересным, познавательным, профессионально направленным и личностно значимым. Каждая методика преподавания иностранного языка характеризуется свойственными ему положительными и отрицательными чертами и имеет объективную ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)»

ВВЕДЕНИЕ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)

ДАВРОНОВА ЗУЛЬФИЯ БОБОЕВНА

Старший преподаватель Узбекского государственного университета мировых языков

Ташкент, Узбекистан

Аннотация: В статье рассмотрены особенности внедрения новейших технологий обучения иностранному языку. Более подробно рассмотрено компьютеризированное обучение как возникновение нового направления в изучении иностранного языка. Проведен анализ, чем обусловлено использование ИКТ для обучения иностранным языкам и каковы положительные качества. Использование в учебном процессе интерактивных технологий обучения помогает студентам, делает процесс обучения интересным, познавательным, профессионально направленным и личностно значимым. Каждая методика преподавания иностранного языка характеризуется свойственными ему положительными и отрицательными чертами и имеет объективную ценность.

Ключевые слова: инновационное обучение, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, знаниевая парадигма, интернет-ресурсы, практико-ориентированный моно-проект.

Введение. В условиях современного движения Узбекистана в европейское образовательное пространство, на фоне проведения образовательных реформ особое значение приобретает инновационная деятельность, направленная на поиск разнообразных педагогических новаций. Возникает необходимость внедрения таких методик, которые более эффективно раскрывали потенциал студентов в различных сферах жизнедеятельности, их интеллектуальные, творческие качества, способствовали повышению мотивации к обучению, активизировали познавательную деятельность и побуждали к творческому поиску и самосовершенствованию.

Анализ исследований. Анализ научно-педагогической литературы, изучение практики обучения иностранным языкам, которые преподаватели на протяжении многих лет используют в своей работе позволяет выделить различные методические концепции, такие как методика интенсивного обучения [А.Л.Алхазишвили, Н.М.Елухина, И.А.Зимняя, Т.Н.Игнатова, Г.А.Китайгородская, А.А.Леонтьев, Г.Лозанов и др.], коммуникативного обучения [В.П.Кузовлев, Е.И.Пасов и др.], разработка обучения в сотрудничестве с помощью способа проектов [Д.Джонсон, Р.Джонсон, Дж.Дьюки, В.Х.Килпатрик, Е.С.Полат, Р.Славин и др.]. Современная система образования в значительной степени характеризуется тенденцией перехода от традиционного к инновационному обучению [В.П.Беспалько, В.М.Кларин, О.С. Подымова, В.А.Сластенин, А.Ю.Уваров и др.].

Целью данной статьи является более подробное рассмотрение особенностей внедрения новейших технологий в процесс обучения иностранным языкам на примере французского языка.

Основной материал. Учитывая требования современного развития образования в мире целом и в Узбекистане, в частности целесообразным считается внедрение новейших технологий в процесс обучения. Владение системой языка (знание грамматики не дает возможность свободному общению на французском языке) недостаточно для эффективного пользования языком в целях коммуникации. Переход от знательной парадигмы к деятельностной, необходимый для достижения главной цели - раскрытие и развитие каждого учащегося, этому способствуют активные современные методы обучения: деловые игры, проектная и исследовательская деятельность учащихся, умение работать с проблемой.

Практический опыт показывает, что использование в учебном процессе интерактивных технологий обучения помогает им достичь плавного перехода от обретения лексических

речевых умений в процессе коммуникации, увеличит диапазон терминологической лексики по специальности, сделает процесс обучения интересным, познавательным, профессионально направленным и личностно значимым.

Интерактивные технологии обучения стимулируют когнитивные процессы и активизируют языковой и речевой материал в иноязычном общении студентов, развивают их творческие способности и профессионально ориентированные навыки в приближенных к реальным условиям.

Современные технологии в образовании - это профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, проектная работа в обучении, применение информационных и телекоммуникационных технологий, работа с обучающими компьютерными программами, дистанционные технологии в обучении иностранным языкам, создание презентаций в программной среде Microsoft Power Point, использование ресурсов всемирной сети Internet. Автор Я.Браун в статье «Охота за богатствами интернета» говорит, что все WEB материалы реальные и аутентичные, свежие и насущные, поэтому студенты находят интернет интересным, именно это увеличивает их мотивацию, при выполнении различных задач по дисциплине иностранного языка, способствует распространению студентами своего кругозора, самообразования, умения организовывать самостоятельную и поисково-исследовательскую работу [8, с.128].

К сожалению, французский язык по сравнению с английским оказался в тени в виртуальном интернет-пространстве. Исследователь И.Г.Захарова плодотворно занималась рассмотрением этой проблемы. Однако в сети достаточное количество сайтов, которые могут заинтересовать преподавателей и студентов. По примеру И.Г.Захаровой мы решили квалифицировать список сайтов, которые могут быть использованы как студентами, так и преподавателями [1, с.300].

На сайте Lexique FLE de la famille Perrot интересно представлена лексика по темам «L'alphabet», «L'heure», «Le calendrier», «Les chiffres», «La famille», «Les animaux», «Les vêtements», «Le corps» (http://www.lexiquefle.fr/ данный ресурс целесообразно использовать для студентов, изучающих французский язык как второй иностранный)

Большинство французских газет и журналов имеют свои веб-страницы

Французская газета Le Monde http://www.lemonde.fr

Французская газета Le Parisien http://www.leparisien.fr

Французская газета Libération http://www.liberation.com

Журнал Le Français dans le monde http://www.fdlm.org/

Французская газета Nouvel observateur http://www.nouvelobs.com

Учебные сайты грамматики, лексики, чтения

Учебные сайты http://www.lepointdufle.net/cours-de-francais.htm

Изучение грамматики и лексики http://www.lepointdufle.net/apprendre a lire/index.htm

Обучение чтению http://www.ciel.fr/apprendrefrancai/ http://www.polarfle.com

http://900igr.net/prezentatsii/frantsuzskii-iazyk/Frantsiia.htmlhttp : ciep.fr/

DELF//DALF http://www.ciep.fr/tester/testlang/

Тесты по французскому языку по разделам: идиоматические выражения, грамматика, найдите правильное слово.

Используя ресурсы сети Интернет, можно (правильно интегрируя их в учебный процесс) более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке французского языка:

• формировать навыки и умение чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

• совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;

• усовершенствовать умение монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;

• совершенствовать умение письменного языка, индивидуально или группами составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, произведений и т.д.;

• пополнять как активный, так и пассивный словарный запас лексикой современного французского языка;

• знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя языковой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций Франции;

• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности студентов на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к текстам учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

Возможности интернет-ресурсов огромны, поскольку они создают условия для получения необходимой студентами информации относительно новостей из жизни молодежи, статьи из газет и журналов, краеведческий материал и тренировочные лексико-грамматические тесты [5,6, с.288].

Таким образом, такие условия и потребности современной жизни обусловили возникновение нового направления в изучении иностранного языка, применение таких инновационных технологий, как компьютеризованное обучение. Компьютеризованная учеба на уроках французского языка реализуется на таких принципах, как:

- индивидуализация (возможность персонально работать с каждым учащимся, учитывая его способности, уровень знаний, умений и навыков);

- дифференциация (можно выбирать и предлагать студентам необходимые варианты учебных задач, определенной сложности и количества и в такой последовательности, что соответствует их познавательным возможностям, уровню знаний и умений);

- интенсификация (имеются разные средства презентации учебного материала, его структурирование с широким привлечением интерактивных видов и форм работ).

Среди главных дидактических функций, которые могут быть реализованы с помощью компьютерных технологий, следует отметить следующие:

- познавательная (получение необходимой информации и использование обучающих программ, на которых отображены текст, звук, изображение и видео);

- развивающая (способствует развитию таких необходимых познавательных процессов, как восприятие, логическое мышление, память, воображение);

- тренировочная (возможность самостоятельно в нетрадиционной форме тренироваться и проверить свой уровень знаний и умений по определенной теме, определить конкретные пробелы, доработать их и выполнить предложенные задачи еще несколько раз с целью улучшения своих результатов);

- диагностическая (возможность быстро осуществить контроль и выяснить уровень усвоения учебной темы студентами);

- коммуникативная (преодоление барьера трусости, при ведении диалога м компьютером) [3, http://virtlab.ioso/method.htm].

Использование компьютера в процессе изучения французского языка способствует выполнению следующих задач:

- интерес на французском языке;

- наглядность учебного материала;

- расширение знаний студентов по определенной учебной теме;

- проверка и самопроверка полученных знаний и умений [4, с.192].

Целью использования таких обучающих компьютерных программ является обучение студентов французскому языку через приближение их к реальным жизненным ситуациям.

Внедрение и применение новейших технологий, а именно компьютерных обучающих программ на занятиях французского языка:

- эффективное вспомогательное техническое наглядно-слуховое средство;

- вспомогательное средство учебно-познавательной деятельности студентов;

- средство повышения мотивации и желания студентов изучать французский язык;

- быстрое и эффективное средство оценки контроля знаний, умений и навыков студентов;

- средство повышения интерактивной и коммуникативной деятельности.

Поиск новейших технологий обучения иностранному языку обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, эффективность обучения иностранному языку по традиционной системе в значительной степени не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню знания языка. Во-вторых, недостаточно разработана теория и практика технологических основ обучения иностранным языкам.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) для обучения иностранным языкам очень удобно, плодотворно и перспективно. На занятиях процесс обучения становится более привлекательным для учащихся, так как они получают неограниченный доступ к интересным страноведческим материалам, что выгодно отличается от статических устаревших текстов в учебнике. Кроме того, ИКТ - это разнообразные коммуникации: электронная почта, различные конференции, форумы, чаты, аудио-чаты и прочее.

Следует подчеркнуть, что печатные материалы, в первую очередь учебники, никогда не «состарятся» и не потеряют своей важной роли в педагогическом процессе. Но в связи с дальнейшим развитием науки и техники, с появлением новейших информационных технологий было бы непростительно не использовать возможности этих средств обучения.

Мы используем различные технологии интерактивной деятельности на практических занятиях, среди которых представлены: групповая работа, ролевые игры, мозговой штурм, работа на развитие предположения, работа на развитие воображения и т.д. одним из наиболее распространенных на протяжении многих лет остается метод проектов [2, с.7-13].

Использование метода проектов в контексте профессионально-ориентированного подхода к иноязычному образованию для студентов неязыковых вузов изучали узбекские и российские исследователи, такие как, Л.Т.Ахмедова, В.В.Черных, Л.Ю.Минакова, О.А.Обдалова, Л.В.Бескровная, Е.С.Полат, О.П.Буйницкая, М.В.Шевченко и др.

Метод проектов позволяет синтезировать факты из смежных областей знаний, он характеризуется прагматической направленностью на результат, достигаемый в процессе решения конкретной проблемы. При использовании метода проектов реализуется одновременно практические, образовательные и воспитательные цели: преподаватель занимает позицию активного наблюдателя и советчика, а студенты получают возможность, выходя за рамки стандартных методов изучения грамматического и лексического строя языка, применять свои знания в профессиональной деятельности.

Метод проектов в изучении иностранного языка состоит из следующих этапов:

- организационный;

- подготовительный;

- дискуссионный;

- оценивающий.

При изучении французского языка студентами экономических специальностей наиболее результативным представляются краткосрочные проекты, которые позволят при необходимости объединить столько тем смыслового модуля и закрепить изучение языковых структур [7].

Так, например, для студентов направления Туризм наиболее эффективными проектными задачами являются следующие: подготовка и презентация проектов туристических фирм,

разработка рекламных проектов фирм и компаний, рекламирование туристической продукции, организация и проведение экскурсий.

Проект «Успешная компания» - это практико-ориентированный моно-проект, который был проведен со студентами 2 курса. Данная тема является частью рабочей программы учебной дисциплины «Деловой иностранный язык» и организация проекта органически интегрируется в учебный процесс. Проект учитывает следующие цели:

1) Обучить студентов навыкам презентации, включающей разработку так называемой fiche de renseignements с указанием основной информации о предприятии; создание органиграммы; организация сборника правил поведения на рабочем городе; описание актуальных бизнес-проектов с участием данного предприятия.

2) Разработать дополнительные упражнения, развивающие навыки письменного языка, обеспечивая усвоение грамматического и лексического материала.

3) Организовать дискуссии для избрания лучшего проекта: разработать критерии оценки проекта по содержанию и по манере презентации.

Выводы и перспективы дальнейших исследований.

Итак, создание качественно другой системы обучения в высшем учебном заведении невозможно без учета и использования потенциала новейших средств изучения иностранного языка, среди которых особое место занимает мультимедийное обеспечение. Оно создает необходимые условия для активации познавательной и языковой деятельности каждого студента, предоставляя возможность усвоить новый материал, получить достаточно страноведческую и профессиональную информацию, ознакомиться с большим количеством оригинальных текстов, видеоматериалов, получить достаточное количество информации для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, использование компьютерных технологий в преподавании французского языка позволяет отойти от традиционных форм обучения и повысить индивидуализацию учебной деятельности студентов, оптимизировать усвоение языковых структур и грамматических правил, а также преодолеть монотонность занятия при формировании речевой и коммуникативной компетенции студентов при изучении французского языка.

Также следует отметить, что практическая ценность метода проектов при изучении французского языка студентами экономических специальностей состоит не только из развития иноязычной коммуникативной компетенции по ориентации на профессиональную подготовку специалистов-экономистов, но и формированием профессиональных и общекультурных компетенций. Эта технология призвана активизировать и разнообразить процесс обучения, формируя при этом у студентов дополнительную мотивацию для изучения иностранного языка. Таким образом, из вышеизложенного следует, что роль новейших технологий, а именно Интернета, в процессе преподавания французского языка трудно переоценить благодаря самым богатым ресурсам. Ведь информационно-коммуникативные технологии, компьютерные технологии являются неотъемлемой и естественной частью изучения языка и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать их использование в процесс урока и во внеурочную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Беспалко В.П. Программируемое обучение (дидактические основы) / В.П.Беспалко. - М.: Высшая школа, 1970. - 300 с.

2. Беспалко В.П. О возможностях системного подхода в педагогике Беспалко / Советская педагогика. - 1990. - №7. - с. 7-13.

3. Владимирова Л.П. Новые информационные технологии при изучении иностранных языков. Режим доступа: (http://virtlab.ioso/method.htm )

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / И.Г.Захаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с.

5. Левченко Е.М. и т.д. Основы Интернета: Учебн. пособие. / О.М.Левченко, И.А.Завадский, Н.С.Прокопенко. - 2-е изд., доп. И дооп. - К.: Изд. Группа BHV, 2009. - 288 а

6. Никитченко М. Использование всемирной сети Интернет в обучении французского языка//Французский язык. - 2009, №1.

7. Сластенин В.А. и т.д. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Изд. «Академия», 2002. - 576 с.

8. Шавва Т. Методика преподавания французского языка. / Татьяна Шавва. - М.: Шк. Мир, 2007. - 128 с. (Б-ка «Шк. мира»). Библиогр.: С.128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.