Научная статья на тему 'ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
465
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / УРОК ЛИТЕРАТУРЫ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ШКОЛА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карабанова Надежда Валериевна

Цель исследования - обосновать необходимость введения интермедиального анализа художественных текстов в старших классах школ гуманитарного профиля. В статье автор дает понятие интермедиального анализа, раскрывает специфику изучения чеховских традиций в драматургии XX века в школах с углубленным изучением литературы, представляет результаты диагностики готовности учителей к введению интермедиального анализа в школьный курс литературы, предлагает методические рекомендации по использованию интермедиального анализа на уроках литературы в старших классах. Научная новизна исследования заключается в выявлении уровня готовности современных учителей-словесников к введению интермедиального анализа на уроках литературы при изучении творчества драматургов ХХ столетия (Б. Акунин, Л. С. Петрушевская). В результате доказана необходимость осуществления интермедиального анализа на разных уровнях изучения художественного текста на уроках литературы в старших классах школы гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INTERMEDIAL ANALYSIS OF A LITERARY TEXT IN LITERATURE LESSONS IN SENIOR SCHOOL OF THE HUMANITIES

The aim of the study is to substantiate the need to introduce intermedial analysis of literary texts in senior school of the humanities. In the article, the author gives the notion of intermedial analysis, reveals the specifics of studying Chekhov’s traditions in the dramaturgy of the 20th century in school with in-depth study of literature, presents the results of diagnosing the readiness of teachers to introduce intermedial analysis into the school curriculum of literature, offers methodological recommendations on the use of intermedial analysis in literature lessons in senior school. The scientific novelty of the study lies in identifying the level of readiness of modern language teachers to introduce intermedial analysis in literature lessons when studying the work of playwrights of the 20th century (B. Akunin, L. S. Petrushevskaya). As a result, the necessity of carrying out intermedial analysis at different levels of studying a literary text in literature lessons in senior school of the humanities has been proved.

Текст научной работы на тему «ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРМЕДИАЛЬНОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

ИЗДАТЕЛЬСТВО

Zé rponnoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 7. С. 700-706 | 2022. Volume 7. Issue 7. P. 700-706

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Введение интермедиального анализа художественного текста на уроках литературы в старших классах школ гуманитарного профиля

Карабанова Н. В.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость введения интермедиального анализа художественных текстов в старших классах школ гуманитарного профиля. В статье автор дает понятие интермедиального анализа, раскрывает специфику изучения чеховских традиций в драматургии XX века в школах с углубленным изучением литературы, представляет результаты диагностики готовности учителей к введению интермедиального анализа в школьный курс литературы, предлагает методические рекомендации по использованию интермедиального анализа на уроках литературы в старших классах. Научная новизна исследования заключается в выявлении уровня готовности современных учителей-словесников к введению интермедиального анализа на уроках литературы при изучении творчества драматургов ХХ столетия (Б. Акунин, Л. С. Петрушевская). В результате доказана необходимость осуществления интермедиального анализа на разных уровнях изучения художественного текста на уроках литературы в старших классах школы гуманитарного профиля.

EN

Introduction of Intermedial Analysis of a Literary Text in Literature Lessons in Senior School of the Humanities

Karabanova N. V.

Abstract. The aim of the study is to substantiate the need to introduce intermedial analysis of literary texts in senior school of the humanities. In the article, the author gives the notion of intermedial analysis, reveals the specifics of studying Chekhov's traditions in the dramaturgy of the 20th century in school with in-depth study of literature, presents the results of diagnosing the readiness of teachers to introduce intermedial analysis into the school curriculum of literature, offers methodological recommendations on the use of intermedial analysis in literature lessons in senior school. The scientific novelty of the study lies in identifying the level of readiness of modern language teachers to introduce intermedial analysis in literature lessons when studying the work of playwrights of the 20th century (B. Akunin, L. S. Petrushevskaya). As a result, the necessity of carrying out intermedial analysis at different levels of studying a literary text in literature lessons in senior school of the humanities has been proved.

Введение

Актуальность темы исследования. Приоритетной областью современных методических изысканий, направленных на повышение эффективности школьного обучения литературе в старших классах, выступает проблема совершенствования аналитической деятельности учащихся по художественным произведениям, которая является важнейшим средством получения разноаспектных знаний о структурных и содержательных особенностях повествования, об его идейном замысле и поэтическом новаторстве, дискурсивных технологиях и практиках автора, воплощенных в тексте. Успешное решение данной проблемы нам видится в расширении методического арсенала работы с литературными произведениями, его обогащение новыми методами и приемами организации учебной деятельности, реализующими инновационные технологии и подходы к построению образовательного пространства. К таким методам, безусловно, относится интермедиальный анализ, направленный на изучение образов различных видов искусства в художественном повествовании и выступающий средством актуализации технологии интегративного обучения литературе. Объектом интермедиального анализа становятся культурные коды (музыкальный код, театральный код, живописный код и другие) в изложении как средство раскрытия его содержательно-поэтической специфики в историко-культурном и биографическом контексте.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220110

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Наибольшую важность применение интермедиального анализа художественного текста приобретает при рассмотрении драмы - самого сложного для школьников, по мнению учителей-словесников, рода литературы, в котором отсутствуют развернутые описания внутреннего мира персонажей ввиду его ориентации на сценическое воплощение. Ограниченность у учащихся жизненного и интерпретационного опыта, недостаточность сформированное™ умений и навыков грамотного «прочтения» художественного текста, особенности конструкции драмы, предполагающей свое «достраивание» в творческом мышлении читателя, требуют поиска новых методов аналитической работы с пьесами как источника дополнительных сведений о способах моделирования в них художественной реальности, как пути понимания их содержания адекватно авторскому замыслу. Между тем развернутого педагогического исследования условий и приемов продуктивного использования интермедиального анализа на уроках литературы по драме в специальных источниках нам не встретилось, хотя сама идея межпредметной интеграции в литературном образовании не нова и получила достаточно полное, разностороннее теоретико-методическое освещение в трудах Л. Б. Амирхановой (2016), Е. Л. Ахматовой (2012), Н. А. Беловой (2005), Е. А. Сердобинцевой (2017).

Методическая идея исследования состоит в продуктивности применения интермедиального анализа на уроках литературы в старших классах при изучении чеховских традиций в драматургии XX века, в перспективности всесторонней разработки теоретико-методических основ его использования в учебном процессе.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) описать сущность интермедиального анализа в обучении литературе в профильной школе;

2) на основе эксперимента выявить уровень готовности учителей-словесников к введению интермедиального анализа в систему изучения чеховских традиций в драматургии XX века в школах гуманитарного профиля;

3) сформулировать методические рекомендации по введению интермедиального анализа в систему изучения чеховских традиций в драматургии XX века в профильной школе.

Основными методами исследования стали метод анкетирования, сравнительно-сопоставительный и статистический методы.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых, посвященные феномену интермедиальности и сущности интермедиального анализа художественного текста (Ахметова, 2021; Коври-жина, 2016; Жиндеева, 2019; Николаева, 2019; Тимашков, 2011).

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы в школьном преподавании литературы в старших классах при рассмотрении драматургии ХХ века, в практикумах, элективах и факультативах для учащихся школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля.

Основная часть

Интермедиальный анализ представляет собой изучение в художественном тексте образов других видов искусства. Как отмечает В. О. Чуканцова (2009), предметом интермедиального анализа выступает «процесс кодирования и перекодирования художественных произведений внутри различных знаковых систем искусства и культуры в целом» (с. 141). Возникновение и теоретическое осмысление интермедиального анализа тесно связано с идеями Ю. М. Лотмана о семиосфере. В русле данной концепции все пространство культуры трактуется как дискурс, текст, выраженный знаками различных семиотических систем (литературы, музыки, живописи и т.д.), которые способны вступать между собой в некоторый продуктивный диалог в процессе создания образов, воплощения мотивов, сюжетов.

Использование интермедиального анализа как способа выявления особенностей поэтики художественного текста сопряжено с интермедиальностью литературных произведений - их характерным свойством, которое усиливается по мере совершенствования коммуникаций, возникновения новых коммуникационных каналов, воздействующих на поэтику и эстетику искусства, их размыкания, медиатизации коммуникационной среды в целом. В качестве примера можно привести постмодернизм, произведения которого отличаются поликодо-востью, интермедийностью, или синтетичное киноискусство.

В специальных источниках можно встретить разные подходы к пониманию интермедиальности. Так, Н. В. Тишунина (2001) говорит о следующих ее значениях:

а) интермедиальность как способ коммуникации на основе визуальных или музыкальных образов;

б) интермедиальность как присутствие в развернутом высказывании различных семиотических кодов, систем - образов других видов искусства, вовлеченность искусства в художественный дискурс, а также методология его анализа посредством соответствующих образных структур текста;

в) интермедиальность как полихудожественный язык культуры в целом, характеризующийся полиме-дийностью (или интермедийностью), поскольку оперирует множеством каналов коммуникации.

Методика применения интермедиального анализа на уроках литературы в школе фрагментарно исследована в работе О. В. Полежай (2018), где ученый предлагает использовать раздаточный материал, мультимедийные слайды, фрагменты спектаклей и кинофильмов по художественным произведениям.

В. В. Борисова (2018) разрабатывает понятие интермедиального урока, отождествляя его с мультимедийным уроком (уроком с использованием различных мультимедиа: фото, видео, подкастов, плейкастов, графики, интерактивных элементов, объединенных в гипертекст), концентрируя внимание лишь на инструментальной

стороне занятия, тогда как, по нашему мнению, интермедиальный урок есть урок, посвященный исследованию особенностей художественного воплощения образов искусства в литературном тексте.

Весьма перспективным применение интермедиального анализа представляется при изучении русской драматургии конца ХХ века, обнаруживающей постмодернистские тенденции в содержании и поэтике. Одной из характерных черт постмодернизма является игра с литературными традициями, например с традициями чеховского театра в произведениях таких современных драматургов, как Б. Акунин, Л. С. Петрушев-ская и др. Свое внимание к художественной практике А. П. Чехова современные авторы объясняют ориентацией его драматургии на новую эпоху с ее проблемами, нуждающимися в обобщении, глубоком художественном изучении. Среди драматургов, чье творчество обнаруживает чеховские традиции, исследователи также называют А. Н. Арбузова, А. В. Вампилова, Н. Коляду, К. Костенко, Л. Улицкую. Так, С. С. Васильева (2002) проводит мотивный анализ пьес А. П. Чехова и Л. С. Петрушевской, обнаруживая их близость в разработке мотивов неустроенности и разобщенности. Более развернутый анализ вопроса мы наблюдаем в работе И. Г. Зум-булидзе (2012), которая отмечает сходство тематическое (трагизм повседневности), жанровое (комедии, по сути являющиеся трагикомедиями), языковое (ориентация на разговорную речь), отсутствие прямых авторских оценок. Между тем серьезных замечаний относительно интермедиальности современных текстов, разрабатывающих чеховские традиции в драматургии, нам не встретилось.

Интермедиальный анализ может применяться на уроках литературы в школе, стать основой специального занятия (интермедиального урока), сосредоточенного на образах различных видов искусства в произведении, специфике их перекодирования в тексте, предполагающего мультимедийное сопровождение работы с учебным материалом. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости внедрения интермедиального анализа в школьное изучение литературы и его методического осмысления применительно к учебному процессу в старших классах.

Опытно-экспериментальной базой учебного эксперимента по диагностике готовности учителей-словесников к изучению драматургии XX века в аспекте выявления традиций и введения основ интермедиального анализа текста послужили МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», МОУ «Гимназия № 29», МОУ «Лицей № 26» г.о. Саранск (Республика Мордовия). Данный эксперимент проводился в форме открытого анкетирования в 2021 году, в котором приняли участие учителя-словесники (52 респондента). Вопросы анкеты были направлены на выяснение места интермедиального анализа в учебном процессе по литературе в старших классах, а также готовности педагогов к его широкому внедрению в литературное образование учащихся. Анкетирование было анонимным. Анкета включала в себя следующие вопросы:

1. Какую роль играет аналитическая деятельность в работе по художественному произведению на уроках литературы?

2. Какие виды анализа художественного текста Вы обычно применяете в старших классах? С чем это связано?

3. Что представляет собой интермедиальный анализ литературного произведения?

4. Как часто Вы обращаетесь к интермедиальности на уроках по литературе?

5. Каковы возможности интермедиального анализа в выявлении содержательных и поэтических особенностей художественного текста?

6. Оцените преимущества интермедиального анализа по сравнению с другими видами анализа художественного текста на уроках литературы в школе.

7. Определите круг тем, проблем, вопросов, произведений, наиболее подходящих для разбора в аспекте интермедиальности на уроках литературы в старших классах.

8. Оцените возможности и перспективы сопряженного использования интермедиального анализа с информационно-коммуникационными технологиями в учебном процессе по литературе.

9. Планируете ли Вы более часто применять интермедиальный анализ при изучении старшеклассниками художественных произведений в школе? Каковы главные трудности обращения к нему на уроках литературы в старших классах?

10. Как Вы относитесь к интермедиальным урокам? Что Вы вкладываете в этот термин? Планируете ли их организацию и проведение в Х^1 классах?

Результаты анкетирования учителей-словесников были следующие.

На первый вопрос анкеты «Какую роль играет аналитическая деятельность в работе по художественному произведению на уроках литературы» большинство респондентов (60%) ответили, что этот вид деятельности играет первостепенную роль, поскольку «анализ литературного текста выступает основным источником сведений о проблемно-тематическом, жанровом, стилистическом и языковом своеобразии», «помогает объяснить те фрагменты повествования, которые оказались непонятны учащимся при первичном знакомстве с ним, т.е. при чтении», «позволяет формировать грамотного читателя и критика». 40% респондентов предположили, что анализ произведения является лишь одним из способов его познания наряду с чтением и литературоведческой/творческой интерпретацией. Один респондент подчеркнул, что без разноаспектного анализа художественного изложения невозможны его адекватная, серьезная оценка, рассмотрение в контексте биографии автора и эпохи, в которую он жил.

Таким образом, практически все опрошенные признают важность аналитической деятельности в выявлении структурно-содержательного своеобразия художественного произведения, что служит условием постижения его идейно-смыслового богатства и поэтического совершенства, грамотной оценки в биографическом и историко-культурном контексте.

В ответах на второй вопрос анкеты «Какие виды анализа художественного текста Вы обычно применяете в старших классах? С чем это связано?» учителя-словесники указали:

• целостный (100%);

• смысловой (80%);

• структурно-композиционный (80%);

• лингвостилистический (60%);

• лингвистический (40%);

• мотивный (40%);

• филологический (20%);

• культурологический (20%).

Среди причин обращения к данным видам анализа на уроках литературы педагоги отметили: а) информативность, что объясняет популярность целостного анализа текста; б) понятность и доступность для учащихся; в) возможность использования различных методических приемов включения в работу по произведению. Как видим, интермедиальный анализ художественного изложения ни одним из респондентов указан не был, что свидетельствует о низкой его востребованности в учебном процессе по литературе в современной школе.

На третий вопрос анкеты «Что представляет собой интермедиальный анализ литературного произведения?» 40% респондентов дали неправильный ответ, отождествив его с интертекстуальным анализом, поскольку отметили, что он «направлен на выявление межтекстовых связей в виде аллюзий, реминисценций, цитат, пародий и подражаний». 20% респондентов от ответа воздержались. Лишь 40% педагогов-словесников предприняли попытку верного истолкования предложенного им термина, в качестве дефиниции использовав следующие замечания: «Интермедиальный анализ нацелен на изучение в художественном тексте элементов других видов искусства, прежде всего живописи, музыки, скульптуры и архитектуры (как у акмеистов), театра (в драме)». Объектом интермедиального анализа в ответах данных участников эксперимента были названы «различные средства языка, которые задействованы в воссоздании, реконструкции этих образов».

Следовательно, не все учителя-словесники обладают исчерпывающей информацией о таком виде анализа художественного текста, как интермедиальный анализ.

Ответы на четвертый вопрос анкеты «Как часто Вы обращаетесь к интермедиальности на уроках по литературе?» распределились следующим образом:

■ не обращаюсь (40%);

■ обращаюсь, но редко (40%);

■ обращаюсь часто, но использую отдельные элементы (20%).

Как видим, ответы респондентов на четвертый вопрос анкеты подтвердили наши предположения о недостаточной востребованности интермедиального анализа на уроках литературы в современной школе.

Отвечая на пятый вопрос анкеты «Каковы возможности интермедиального анализа в выявлении содержательных и поэтических особенностей художественного текста?», учителя-словесники к таким возможностям отнесли: а) рассмотрение особенностей поэтики художественного повествования; б) установление его смысловой многомерности, уточнение авторского замысла и идеи изложения; в) определение своеобразия художественной манеры поэта, писателя, драматурга, специфики его художественного мышления и творческого воспроизведения действительности; г) расширение сведений о его биографии, склонности к другим видам искусства, помимо литературы; д) раскрытие процессов взаимодействия различных видов искусства в текстовой реальности.

Таким образом, педагоги подчеркнули целесообразность применения интермедиального анализа на уроках литературы в школе, что противоречит реальной ситуации его задействованности в учебном процессе.

В ответах на шестой вопрос анкеты «Оцените преимущества интермедиального анализа по сравнению с другими видами анализа художественного текста на уроках литературы в школе» были указаны:

• возможность детально рассмотреть один из аспектов поэтики художественного произведения, который обычно остается без внимания учащихся;

• возможность последовательной реализации интегративного подхода к преподаванию предмета.

При этом ответы были даны только 40% педагогов, тогда как остальные оставили данный вопрос без внимания. Направленность интермедиального анализа на обогащение представлений учащихся о природе текстовой коммуникации и художественном дискурсе, его способности максимально чувственного воспроизведения действительности сквозь призму художественного мышления автора не были учтены респондентами, что свидетельствует о крайне фрагментарном понимании образовательного и развивающего потенциала интермедиальности в обучении.

Среди тем, проблем, вопросов, произведений, наиболее подходящих для разбора в аспекте интермеди-альности на уроках литературы в старших классах (седьмой вопрос анкеты), учителя-словесники отметили:

1) произведения, рассказывающие о проблемах искусства;

2) произведения, повествующие о людях искусства (художниках, музыкантах, архитекторах, актерах, режиссерах);

3) произведения, в которых упоминаются предметы или виды искусства, они участвуют в инструментовке повествования, определяют его ведущий эмоциональный тон;

4) произведения синкретичных жанров (драма, этюд и др.);

5) поэтику текста, основанную на звукописи, цветописи, пластических образах и др.

Что касается восьмого вопроса анкеты («Оцените возможности и перспективы сопряженного использования интермедиального анализа с информационно-коммуникационными технологиями в учебном процессе по литературе»), то большинство респондентов (80%) посчитали их высокими, поскольку информационно-коммуникационные технологии участвуют в репрезентации различной наглядности, актуализируя связи произведения с внеязыковой действительностью (миром искусства). Один респондент обратил внимание на то, что информационно-коммуникационные технологии не должны использоваться в ущерб текстовому анализу.

На девятый вопрос анкеты («Планируете ли Вы более часто применять интермедиальный анализ при изучении старшеклассниками художественных произведений в школе? Каковы главные трудности обращения к нему на уроках литературы в старших классах?») утвердительно ответили 60% педагогов. 20% респондентов ответили отрицательно, 20% респондентов воздержались от ответа. Среди трудностей широкого внедрения интермедиального анализа на уроках литературы в школе учителя-словесники указали его узкопрофиль-ность, дефицит учебного времени, относительную сложность, необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на занятии.

Как «весьма интересную, перспективную идею» проведения интермедиальных уроков по литературе оценили 60% респондентов (десятый вопрос анкеты). 20% учителей-словесников отметили, что впервые слышат о такой инновационной разновидности занятий и хотели бы узнать о ней больше. 20% респондентов пояснили, что ввиду дефицита учебного времени нет возможности на экспериментирование такого рода, поэтому проведение интермедиальных уроков в ближайшем будущем не планируют.

Таким образом, в результате эксперимента, который проводился в форме анкетирования среди учителей-словесников и был направлен на диагностику их готовности к изучению драматургии XX века в аспекте выявления традиций и введения основ интермедиального анализа текста, мы выявили ее средне-высокий уровень, поскольку:

- большинство респондентов отмечают важную и даже первостепенную роль аналитической деятельности при изучении идейно-художественного своеобразия произведения, в контексте чего каждый отдельный вид анализа текста служит дополнительным источником сведений о его проблемно-тематических особенностях и поэтике;

- педагоги понимают специфическую ориентацию интермедиального анализа, который нацелен на рассмотрение образов различных видов искусства в повествовании, а следовательно, помогает увидеть смысловую сложность, многомерность произведения, оценить оригинальность творческого мышления и художественной картины мира автора;

- учителя-словесники подчеркивают необходимость обращения к интермедиальному анализу при изучении определенных категорий художественных произведений, тесно связанных с различными видами искусства на тематическом, образном, жанровом или стилистическом уровнях изложения, в том числе драмы;

- подчеркивают сопряженность интермедиального анализа с информационно-коммуникационными технологиями, что свидетельствует об инновационном характере данного метода работы.

Между тем готовность учителей-словесников к широкому внедрению интермедиального анализа в литературное образование учеников вступает в противоречия с отсутствием у них исчерпывающих знаний о нем и интермедиальном уроке, построенном на его основе, о преимуществах по сравнению с другими видами анализа, с отношением к нему как к методическому эксперименту в целом.

Среди методических рекомендаций продуктивного использования интермедиального анализа на уроках литературы по драматургии ХХ века необходимо указать следующие:

- широко применять инновационные технологии при введении основ интермедиального анализа в обучение, например технологию проблемного обучения (при выявлении функций образов других видов искусства в драматических текстах), технологию интерактивного изучения (как способ работы над исследовательскими и творческими проектами), информационно-коммуникационные технологии при моделировании современных образовательных средств (интерактивных таблиц, мультимедийных презентаций, плейкастов, учебных модулей);

- уделять пристальное внимание работе с теоретико-литературными понятиями, которые касаются, с одной стороны, сущности и особенностей поэтики такого литературного направления, как постмодернизм, с другой стороны, приемов художественного отражения и воссоздания в тексте других видов искусства (сиквел, гипертекст, моушен-анимация и т.д.);

- рассматривать интеграцию различных видов искусства на разных уровнях поэтики произведения: на уровне его образной структуры, на уровне композиции, на уровне названия, на уровне стилистики, например, сравнение художественной организации пьесы с киноязыком;

- обращаться к приемам работы, учитывающим ориентацию драмы на сцену (знакомство с ее режиссерскими постановками и создание на их основе собственного творческого продукта («Театральная мозаика»), выразительное чтение по ролям, инсценирование).

Заключение

Ведущим трендом в области современного школьного литературного образования является использование инновационных методов, приемов, форм и технологий обучения. К инновационным методам работы

по литературе относится интермедиальный анализ художественного произведения, направленный на изучение в нем образов различных видов искусства, на рассмотрение культурных «кодов» в тесной связи со спецификой содержания и поэтики повествования, как способ их глубокого познания в целом. Несмотря на то, что мысль о необходимости взаимосвязанного изучения литературы и других видов искусства не нова в отечественной педагогической науке, в качестве метода работы с художественным текстом интермедиальный анализ разрабатывается сравнительно недавно, что объясняет недостаточность теоретического и методического освещения интермедиальности в специальных публикациях.

Методическая идея настоящего исследования заключается в утверждении высокой продуктивности применения интермедиального анализа в работе с драматургией на уроках литературы в школах гуманитарного профиля, что обусловлено синкретичной природой драмы, ее ориентацией на сценическое воплощение. Важность интермедиального анализа возрастает при обращении к пьесам современных драматургов, созданным в рамках постмодернистской поэтики и эстетики с синтезом элементов различных видов искусства (Б. Акунин, Л. С. Петрушевская и др.). Изучение трансформации в них чеховских традиций с позиций интер-медиальности послужит источником весьма обширных сведений о содержательном и структурном своеобразии, особенностях авторской коммуникации.

Мы выявили современное состояние проблемы использования интермедиального анализа на уроках литературы в школах гуманитарного профиля, в том числе при рассмотрении драматических произведений, а также диагностировали готовность учителей к широкому внедрению интермедиальности в учебный процесс. В результате открытого анкетирования было выяснено следующее: а) к интермедиальному анализу при рассмотрении художественных текстов педагоги обращаются достаточно редко; б) не у всех сформированы исчерпывающие представления о данном виде анализа художественного произведения, однако большинство понимают его важность в познании специфики художественного текста сквозь призму образов других видов искусства, поэтому готовы к его включению в собственный методический арсенал; в) респондентами подчеркивалась необходимость осуществления интермедиального анализа на разных уровнях художественного повествования; г) отмечалась продуктивность его сочетания с инновационными технологиями обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного исследования были сформулированы методические рекомендации по введению интермедиального анализа в систему изучения чеховских традиций в драматургии XX века в профильной школе: широкое применение инновационных технологий при введении основ интермедиального анализа в обучение; пристальное внимание учителя-словесника к работе с теоретико-литературными понятиями; применение на уроках интеграции различных видов искусства на разных уровнях поэтики произведения; обращение к приемам работы, учитывающим ориентацию драмы на сцену.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальной разработке методической системы применения интермедиального анализа при изучении чеховских традиций в драматургии ХХ века в школьном курсе литературы.

Финансирование | Funding

RU

EN

Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева) по теме «Интер-едиальные основы изучения чеховских традиций в драматургии ХХ века в профильной школе».

The publication was prepared as part of a grant for conducting research project in priority areas of scientific activity of universities - partners in network interaction (I. Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University) on the topic "Intermedial Foundations for the Study of Chekhov's Traditions in Dramaturgy of the XX Century in Specialized School".

Источники | References

1. Амирханова Л. Б. Об интегрированном обучении филологическим дисциплинам в школьном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2.

2. Ахматова Е. Л. Интегративный подход в литературном образовании учащихся 5-9 классов: на материале изучения творчества М. Ю. Лермонтова: автореф. дисс. ... к. пед. н. Ярославль, 2012.

3. Ахметова Г. А. Анализ художественного текста на уроках литературы: интермедиальный аспект // Образование: традиции и инновации. 2021. № 1.

4. Белова Н. А. Содержание и процесс интеграции филологических дисциплин в школьном образовании. М.: Изд-во Международной академии наук педагогического образования, 2005.

5. Борисова В. В. Интермедиальные уроки по русской словесности // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. № 3.

6. Васильева С. С. Традиции чеховского театра: автореф. дисс. ... к. филол. н. Волгоград, 2002.

7. Жиндеева Е. А. Авторская стратегия создания художественного текста сквозь призму интермедиального анализа (на примере творчества Бориса Акунина) // Интермедиальные связи в истории литературы: монография / под общ. ред. Е. А. Жиндеевой. Саранск, 2019.

8. Зумбулидзе И. Г. Творчество Людмилы Петрушевской в контексте русского постмодернизма // Молодой ученый. 2012. № 6.

9. Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: автореф. дисс. ... к. филол. н. Иваново, 2016.

10. Николаева Е. А. Интермедиальность как художественный код женского литературно-художественного творчества // Интермедиальные связи в истории литературы: монография / под общ. ред. Е. А. Жиндеевой. Саранск, 2019.

11. Полежай О. В. Анализ образа литературного персонажа в интермедиальном пространстве. 2018. URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/8008

12. Сердобинцева Е. А. Интеграция как принцип взаимосвязи литературы с другими видами искусства // Интермедиальность слова и образа в художественном тексте / под ред. Е. А. Жиндеевой. Саранск, 2017.

13. Тимашков А. Ю. Интермедиальность как свойство текста и как авторская стратегия // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 5.

14. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Symposium: методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: к 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. СПб., 2001.

15. Чуканцова В. О. Интермедиальный анализ в системе исследования художественных текстов: преимущества и недостатки // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. Вып. 108.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Карабанова Надежда Валериевна1, к. филол. н., доц.

1 Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск Karabanova Nadezhda Valerievna1, PhD

1 Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk

1 nadiakarabanova@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 09.07.2022; опубликовано (published): 25.08.2022.

Ключевые слова (keywords): интермедиальный анализ художественного текста; урок литературы; учащиеся старших классов; школа гуманитарного профиля; intermedial analysis of a literary text; Literature lesson; senior school students; School of the Humanities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.