ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
И.Н. ИВАНЕНКО, директор лицея № 39 г. Орла
Тел. 8(4862) 76-12-25
ВВЕДЕНИЕ ФГОС КАК ОСНОВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается эксперимент по введению образовательных стандартов начального общего образования второго поколения, методологической основой которых является системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию обучающихся.
Ключевые слова: реализация образовательной программы, системно-деятельностный подход, методологическая основа.
Муниципальная гимназия № 39 г. Орла с сентября 2010 г. вступила в эксперимент по введению ФГОС начального общего образования второго поколения.
Главным в ФГОС является реализация трёх требований к личностным результатам, метапредметным, предметным, к структуре основной образовательной программы и её реализации.
В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию обучающихся. Системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов. Задача школы - достигать не только знаниевого уровня, но и компетентно стного.
В ОУ работают 11 учителей начальных классов: из них 4 учителя высшей и 6 первой категории.
Направляет работу этих учителей учитель высшей категории, отличный методист, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Новосёлова Г.Д. Учителя начальных классов совершенствуют своё методическое мастерство в рамках предметного методического объединения. Руководит работой МО опытный учитель, учитель высшей категории Ерохова Л.А. Всего в 1-4-х классах обучается 285 учащихся (11 классов-комплектов).
Начальная школа располагается в отдельном блоке здания гимназии, включающем в себя 10 учебных кабинетов, 2 спальни, игровую и туалетные комнаты.
Ученики начальных классов имеют отдельный вход в столовую, спортивный зал, автономные выходы из здания гимназии.
К основному корпусу ОУ пристроен бассейн, располагающий малым спортивным залом. На территории гимназии имеются игровые и спортивные площадки для детей младшего школьного возраста, а также рекреационные зоны, в которых растут деревья и кустарники.
Наша гимназия занимается только в первую смену, поэтому вторая половина дня предоставлена для развития творческих способностей, дарований и талантов учащихся, в том числе и для учащихся начальных классов. У нас эффективно встроена система дополнительного образования.
Ученики младшего школьного возраста занимаются в предметных кружках, клубах и секциях, проводимых учителями гимназии.
Кроме того, на базе гимназии функционируют филиалы художественной школы № 2, школы искусств имени Кабалевского с филиалами изобразительного искусства, хоре-
© И.Н. Иваненко
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
ографии, вокального и инструментального. Ученики укрепляют своё здоровье в спортивных секциях и филиалах ДЮСШ г. Орла, занимаются баскетболом, футболом, легкой атлетикой, большим теннисом, каратэ и рукопашным боем, шахматами и шашками в стенах нашей школы. С большим желанием ученики начальной школы посещают занятия в бассейне. Техническим творчеством наши дети занимаются в школьных кружках, приходят к нам специалисты городского центра технического творчества в качестве руководителей кружков, а также мы занимаемся и в самом центре. Специалисты центра «Ракурс» ведут кружковые занятия по изодеятельности и фотографии.
Учителя начальных классов активно участвуют в методической, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, являются постоянными участниками экспериментальных площадок «Оптимизация гуманитарного образования Орловской области», «Роль сетевого взаимодействия и освоения форматов ВКС связи как этап деятельности инновационного учреждения».
Учителя младшей школы успешно осваивают новейшие образовательные технологии, включая ИКТ, что обеспечивает высокий уровень знаний и компетентности учащихся. Около 80% детей учатся без троек, в целом достойно выступают в городских олимпиадах, например, по русскому языку Белова Екатерина (учитель Русанова Е.Н.), Белоусова Екатерина (учитель Пенькова Т.Г.) и математике Агапиева Виктория (учитель Русанова Е.Н.), по английскому языку Столяров Александр (учитель Иваненко И.А.), Грязнов Е. (учитель Шабалина Г.М.). В 2009 г. ученики Новосёловой Г. Д. были награждены дипломами за участие в областном конкурсе исследовательских работ, они являются участниками Российской заочной конкурс-олимпиады в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуальнотворческий потенциал России». В 2010 г. её ученик Кондрашкин Артём - лауреат Всероссийского конкурса «Интеллект-экспресс», Бережной Ярослав - лауреат городского конкурса проектноисследовательской деятельности «Этот удивительный мир растений». Учителя гимназии 1 -4-х классов накопили серьёзный опыт по духовно-нравственному воспитанию, которое осуществляется на основе системы воспитательной деятельности гимназии и программы «Юность России».
Я очень благодарен Управлению образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта за то, что нам доверили важнейший эксперимент и направили на учёбу в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
На основании приказа Департамента образования, культуры и спорта №2 1280 от 26.07.2010 и рекомендаций, полученных на курсах АПК и ППР уже летом мы смогли подготовить основную образовательную программу и представить её в ОИУУ и в отдел общего образования Управления образования администрации г. Орла. К началу учебного года был разработан учебный план, Галина Дмитриевна совместно со Светланой Викторовной Звековой разработали рабочие учебные программы, а планы индивидуального профессионального развития составили все учителя, была разработана Программа воспитательной деятельности, ядром которой является духовно-нравственное воспитание, составлены методические рекомендации учителям, и проведено ознакомление с ними. УМК, необходимые для введения ФГОС, мы подобрали еще в феврале 2010 г. Серьезно мы относимся к комплектованию библиотеки необходимыми методическими пособиями. Продумана система информационной поддержки и сопровождения, обеспечивающая введение ФГОС.
На основании приказа Управления образования администрации г. Орла в гимназии был издан приказ № 102/1-Д от 16.08.2010 г. «Об организации работы по подготовке введения федерального образовательного стандарта начального общего образования в муниципальной гимназии №2 39 г. Орла».
Был подготовлен и утвержден План-график введения ФГОС начального общего образования в муниципальной гимназии № 39 г. Орла. Разработано Положение о рабочей группе по введению и реализации начального общего образования в гимназии №2 39, состоящей из директора гимназии, трёх заместителей по УВР, заместителя директора по ВР, руководителя МО учителей начальных классов, учителей гимназии, участвующих в эксперименте. На заседании научно-методического совета были рассмотрены, проанализированы основная образовательная программа, учебный план, учебные рабочие программы, план воспитательной деятельности. После прохождения экспертизы эти документы были утверждены приказом директора гимназии.
Своевременную и эффективную помощь в составлении документов мы получили со стороны Управления образования и молодёжной политики Департамента образования, культуры и спорта в лице Гомозова В.В., работников ОИУУ Потуро-евой Л.В., Сотниковой Т.П., начальника отдела общего образования Управления образования администрации г. Орла Скульбеды Е.П., главного специалиста отдела общего образования Управления образования администрации г. Орла Ше-лудченковой И.Г.
Были внесены коррективы и изменения в план работы научно-методического совета и методического объединения учителей начальных классов, разработан план методического объединения учителей начальной школы по подготовке кадров к реализации ФГОС, индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов, направленные на применение новейших технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход в обучении учащихся младших классов, совершенствование воспитательной деятельности, и прежде всего духовно-нравственного воспитания. Со всеми учителями были проведены семинары и инструктажи об особенностях ФГОС второго поколения начальной общеобразовательной школы, а также собрания родителей учащихся 1-4-х классов, на которых мы говорили о специфике новых стандартов, особенно заинтересовали родителей вопросы внеурочной деятельности.
Спланирована и осуществляется курсовая переподготовка учителей в ОИУУ, городском центре повышения квалификации учителей, организовано обучение учителей и на рабочем месте.
Учителя гимназии обеспечивают системнодеятельностный подход в обучении учащихся начальной школы, помогают детям овладевать технологиями получения - добывания знаний. Об этом говорит опыт работы учителей школы, посещения уроков всех учителей, в частности учителей, приступивших к обучению по новым стандартам, и групповые приёмы работы.
Учителя гимназии овладели технологиями уров-невой дифференциации, информационными, лично-стно ориентированного обучения, деятельностного метода, системно применяют парные.
Наша практика показывает, что важное значение для нравственного формирования школьников имеют организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризу-
ющие отношение школьников к учению и своим товарищам, так чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создаёт благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.
Уроки наших учителей отличаются разнообразием коллективных действий и переживаний, накоплением опыта нравственных взаимоотношений. Наши дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой ученики соотносят свои усилия с усилиями товарищей, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. В условиях перехода на новые ФГОС мы решаем проблему обогащения нравственного опыта учащихся путём внедрения более продуктивных педагогических технологий: системно-деятельностного подхода, личностно ориентированного обучения, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Нравственное начало пронизывает всю практическую деятельность ребёнка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это мы и опираемся при выборе методов и приёмов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
Отлажена система воспитательной деятельности, основой которой является концепция духовнонравственного развития и воспитания личности, которая включает в себя обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Ориентированием духовно-нравственного воспитания, его основой является воспитание патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, осмысление ценности семьи, труда и творчества, значимости научных знаний и научной деятельности, уважение к религиозным конфессиям, понимание роли искусства в жизни человечества,
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
знание литературы, любовь к родной природе и осознание общечеловеческих ценностей. Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся нашей гимназии является основой философии нашего образовательного учреждения, его концепцией. Поэтому наш коллектив своей приоритетной задачей считает воспитание, обеспечение социальной педагогической поддержки, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
У нас не было сложностей в организации внеурочной деятельности, т.к. у нас одна смена и в течение многих лет простраивалась основательная система дополнительного образования с привлечением ресурсов школы искусств имени Кабалевского, художественной школы № 2 г. Орла, сети ДЮСШ города. Школа располагает хореографическим классом, изостудией, плавательным бассейном, стадионом, в микрорайоне гимназии находится центр технического творчества.
Естественно, что внеурочную деятельность организуют и сами учителя. Это: «Интеллектуальный клуб «Хочу все знать» (Новосёлова Г. Д.), «Мир деятельности» (Новосёлова Г. Д.), «Занимательная математика» (Звекова С.В.), «Умники и умницы» (Звекова С.В.), «Введение в народную культуру»
(Новосёлова Г.Д., Звекова С.В.), «Здоровячок» (Звекова С.В.), «Культура общения» (Новосёлова Г. Д.). Но более 50% внеурочной деятельности проводится вне аудиторий. Это спортивные танцы (Чулкова Е.Ю.), плавание в школьном бассейне (Филатов А.А., Мнацаканов Р.С.), шахматная школа (Случевский В.М.), «Смотрю на мир глазами художника» (Белоносова Г.Г.)
В гимназии ведётся работа по созданию оптимальных материально-технических условий: мы имеем необходимое количество классов и учебных помещений, мебели, компьютеров, соблюдаются санитарно-гигиенические условия, планируется до конца учебного года подключить к системе Интернет компьютер в начальной школе, приобрести мультимедийную установку.
Ведётся внеурочная работа по созданию информационно-образовательной среды: учителя начальных классов активно работают в школьном информационном центре и методическом кабинете начальных классов, располагающем компьютером.
Выступление заместителя директора по УВР Новосёловой Г.Д. и посещение уроков и занятий внеурочной деятельности покажут вам, как мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию.
I.N. IVANENKO
THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) AS A BASE OF THE IMPLEMENTATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT
OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION
The article deals with the experiment on introduction of the educational standards of the general education of the second generation; the methodological base of these standards is a system-activity approach to education and upbringing of students.
Key words: the realization of the educational program, a system-activity approach, a methodological base.