Б01: 10.31249/аре/2019.04.01
В.И. Васильев1 ©, 2019 Введение
Аннотация. Во введении рассматривается значение исследований по германской тематике для развития политической науки в России в целом.
Отмечается особая роль СССР в образовании общегерманского государства (1990). Исследуются основные вехи становления и развития российско-германских отношений в 1990-е - конце 2010-х годов, выделяются их основные «проблемные узлы» и оцениваются перспективы развития.
Указывается, что номер журнала, посвященный Германии в честь 30-летия ее объединения (1990), состоит из трех основных частей. Первая из них носит исторический характер и посвящена развитию германо-германских отношений в 1949-1990 гг. Второй блок объединяет статьи по внутриполитическому развитию ФРГ. Основное внимание в них уделено трансформации партийно-политического ландшафта Германии на современном этапе, в том числе вызовам, стоящим перед ведущими политическими партиями. Кризисные черты их развития наиболее подробно раскрыты на примере партии «Левые».
1 Васильев Виктор Иванович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (уу1-1947@ yandex.ru). 6
Третий блок объединяет статьи по внешней политике. Дается оценка роли и места Германии в ведущих евро-атлантических институтах - ЕС и НАТО - с экономической и военно-политической точек зрения соответственно. Раскрывается динамика и перспектива отношений ФРГ с ведущими западными державами-партнерами - в первую очередь, Францией и США. В этой связи исследуется вопрос о характере современного кризиса в отношениях официального Берлина и Белого дома, прочерчиваются особенности их диалога со времени объединения ФРГ (1990). Применительно к франко-германским отношениям рассматриваются как их общеполитическое, так и военное, в том числе военно-техническое, измерения. Особое внимание отводится векторам внешней политики ФРГ за пределами Евро-Атлантического сообщества. Исследуются исторические особенности, динамика и перспективы развития российско-германских отношений. Изучается характер диалога ФРГ с КНР. Рассматривается участие ФРГ в стабилизации кон-фликтогенных государств Азии и Африки (на примерах Афганистана и Мали).
Ключевые слова: Германия, объединение, внешняя политика, внутреннее развитие, ЕС, НАТО, США, Франция, Россия, Китай.
Решение редакционной коллегии журнала об издании специального выпуска, посвященного роли и месту Германии в современной Европе и мире, является своевременным и важным. Политика Германии, ее культура, литература, отношения с СССР/Россией остаются неизменным предметом исследований историков, политологов, экономистов, лингвистов, дипломатов. Москва всегда придавала исключительно большое значение развитию советско/российско-германских отношений. Сказывались традиционный интерес русских к немцам, немцев к русским, взаимное притяжение, основанное на многовековой истории связей в сферах культуры, науки, образования, экономики. Взлеты сменялись падениями, но неизменно возрождалось понимание необходимости ведения прямого, откровенного политического диалога, который, в случае доверия и доверительности между лидерами двух стран, содействовал обеспечению мира и стабильности в Европе, поступательному развитию сотрудничества по всем жизненно важным направлениям. Восстановление германского единства
при активном содействии Москвы способствовало укреплению экономической мощи и повышению статуса ФРГ как европейского и мирового политического игрока. Консолидированные потенциалы интеллектуальных ресурсов «старой» ФРГ и бывшей ГДР, эффективная экономическая модель, устойчивая система государственного управления, политическая воля руководства Германии вывели страну на позиции крупнейшей экономики в Европе и четвертой в мире после США, Китая и Японии. Германия органично, прочно интегрирована в мировую финансово-экономическую систему, каждый второй евро зарабатывается благодаря высокоинновационной экономике, качественной экспортной продукции. Германия занимает четвертое место по размеру вносимых взносов в бюджет ООН и в ее миротворческую деятельность. В качестве непостоянного члена СБ ООН (2019-2020) ФРГ оказывает значительное влияние на формирование европейской и международной повестки дня. Берлин позиционирует себя как гарант жизнеспособности Евросоюза, эффективный участник Североатлантического альянса, одного из основных партнеров в диалоге ЕС с РФ. Не подлежит сомнению, что Германия способна играть ключевую роль в создании общеевропейской системы мира и безопасности, решении проблем экологии, климата, экономики.
Основные аспекты внутренней и внешней политики ФРГ отражены в Коалиционном договоре (КД) ХДС/ХСС и СДПГ - базовом документе правительства Германии. В соответствии с Коалиционным договором Германия прилагает усилия по реализации своих подходов к концептуальному и институциональному обновлению ЕС, своих тактических и стратегических целей в европейской и мировой политике. В речи на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2019 г. канцлер А. Меркель, озвучив свое видение происходящих региональных и глобальных процессов, актуализировала зафиксированные в Коалиционном договоре подходы Берлина к решению европейских проблем через концепцию «стратегической автономии Европы» при лидирующей роли Германии.
Завершение внутреннего объединения ФРГ является одной из приоритетных задач руководства страны. Основные усилия на-
правлены на преодоление сохраняющихся различий в жизненном уровне восточных и западных немцев и определенного доминирования западногерманских сотрудников в государственных отраслевых структурах управления, в областях экономики, науки, образования. В этом контексте примечательны актуальные акценты, расставленные правящим блоком ХДС/ХСС в 2019 г. в специальном отчете федерального правительства, посвященном 30-летию объединения Германии, по поводу той роли, которую сыграли в разрушении Берлинской стены и восстановлении единства Германии граждане бывшей ГДР и державы - победительницы во Второй мировой войне: авторы документа особенно выделили мужественный порыв миролюбивых немцев Восточной Германии, их вклад в преодоление раскола Берлина и воссоединение страны, но об участии СССР и западных союзников в этих исторических событиях как-то забыли.
В настоящее время российско-германские отношения переживают один из сложнейших этапов в своей истории - многоплановое сотрудничество застопорилось, наступило взаимное разочарование. Началом процесса отчуждения, его исходной точкой немецкие и российские эксперты называют различные события в Европе и мире, в отношениях РФ с ФРГ, ЕС, НАТО: например, отказ западных союзников (согласно одной из рассматриваемых автором версий, по просьбе руководства ФРГ) от участия в совместной прощальной церемонии в Берлине по случаю вывода войск держав-победительниц в 1994 г.; участие ФРГ в силовой акции НАТО против суверенной Югославии в 1999 г.; протестные демонстрации в Москве в декабре 2011 г.; решение В. Путина выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента страны в 2012 г.; поддержку со стороны США, ФРГ, ЕС и НАТО Евромайдана в Киеве с подключением радикальных националистов; события в Крыму, на Донбассе. Тем не менее сейчас политический класс и гражданское общество двух стран призваны активизировать диалог; следует прекратить взаимные обвинения, восстановить доверие, начать искать решения на основе взаимных компромиссов. Подавляющее большинство политиков, экспертов, активистов гражданского общества РФ желают видеть в объединенной Германии надежного
стратегического партнера, в талантливом немецком народе - доброжелательного соседа. При этом многие отдают себе отчет в том, что от Москвы и Берлина потребуются значительные усилия по нормализации двусторонних отношений.
Подборка статей в предлагаемом номере журнала посвящена различным аспектам внутренней и внешней политики Германии, стратегическим императивам Берлина относительно роли и места страны в ЕС и в системе международных координат в целом, сотрудничеству ФРГ с Францией, США, РФ, КНР. Заявленная проблематика весьма разнообразна, особое внимание уделяется следующим вопросам.
Российский вектор внешней политики Берлина
Особое место в сборнике занимает статья Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в России Р. фон Фрича. Автор высказывает свое мнение о прошлом, настоящем и перспективах отношений между Москвой и Берлином, Москвой и Брюсселем. Обозначенные расхождения в оценках причин и последствий событий в Киеве в феврале 2014 г., присоединения Крыма к РФ, в целом украинского кризиса не исключают существования обширных возможностей для проведения полезного диалога, для двустороннего сотрудничества в сферах бизнеса, культуры, науки, образования, гражданского общества. Заседание Российско-германской рабочей группы высокого уровня по вопросам политики безопасности (РГВУ), о котором упоминает Р. фон Фрич, состоявшееся 12 ноября 2018 г. в Берлине, позволило обстоятельно обменяться мнениями по актуальным проблемам безопасности, украинского кризиса, ДРСМД, борьбы с терроризмом, отношений РФ - НАТО и т.д. Полезным было и состоявшееся 5 марта 2019 г. в Берлине заседание подгруппы РГВУ по нераспространению ОМУ и контролю над вооружениями. Два мероприятия по чувствительной проблематике в сфере безопасности - это важные и конкретные шаги по нормализации отношений между двумя странами. Предпосылки для этого имеются.
Германо-германские отношения, некоторые актуальные проблемы внутренней политики страны
Воссоединение Германии вошло в политическую историю ФРГ, Европы, всего мира как одно из важнейших событий XX столетия. В статье А.М. Филитова о взаимоотношениях ФРГ и ГДР в 1949-1990 гг. анализируются детали, нюансы, малоизвестные факты, касающиеся истории воссоединения. На основе материалов опросов общественного мнения автор опровергает тезис о «единодушной» поддержке предполагавшегося объединения большинством населения ГДР. Изменение настроений восточных немцев в пользу воссоединения произошло благодаря умелой тактике и стратегии политических менеджеров, обещавших, что при введении на территории ГДР марки ФРГ произойдет одномоментное повышение доходов всего населения Восточной Германии, но умолчавших о последствиях такого шага в виде демонтажа привычных для восточных немцев социальных амортизаторов. Западные немцы также весьма настороженно относились к идее воссоединения, опасаясь возможного снижения уровня жизни и доступности социальных благ. Вместе с тем, как справедливо отмечает ученый, подавляющее большинство жителей Западной Германии были довольны тем, что на территории объединенной Германии сохранился государственный строй Федеративной Республики. Ставя вопрос о масштабах западного вмешательства во внутренние дела ГДР, исследователь задает ориентиры для дальнейшего изучения германо-германских отношений. Автор указывает, что в данной области еще остается много нерешенных вопросов: например, почему так медленно идет процесс преодоления разницы в жизненном уровне восточных и западных немцев, почему сохраняется «остальгия» во всех ее проявлениях и т.д. Статья убедительно демонстрирует, что процесс объединения Германии происходил под знаком полного доминирования западных политических и экономических концепций.
В статье Т.В. Юдиной показывается, как в условиях турбулентных процессов, происходящих в ЕС и в мире, на фоне растущего влияния популизма разного окраса, в политическом дискурсе Германии проявляется идея боязни, опасения за демократию
(нем. «Angst um die Demokratie»). Автор предполагает, что это свидетельствует о промахах германского политического истеблишмента, не сумевшего своевременно оценить запросы избирателей, дать адекватные ответы на актуальные вызовы, кризисы и конфликты. Миграционный кризис перевернул представления многих немцев о способности элит управлять государством, вести прямой диалог с гражданским обществом. Поэтому активисты общественно-политических сил выступают за обновление демократии, подчеркивают необходимость государственной поддержки демократии (нем. «Förderung der Demokratie», «demokratische Bildung»). Подключение к этой дискуссии, в частности, президента Ф.-В. Штайнмайера (его предостережение от «презрения к демократии» (нем. «Verachtung der Demokratie»)), премьер-министра Баварии М. Зёдера (его обеспокоенность появлением т.н. «обучающей [граждан] демократии» (нем. «Belehrungsdemokratie»)) указывает на обогащение политического дискурса неологизмами, отображающими настроения, позиции граждан, обеспокоенных актуальными разломами в политической жизни ФРГ и ЕС, нерешенностью миграционного кризиса, другими проблемами. Поиск общественно-политическими силами политического «центра» сопровождается «борьбой за понятия»: это выражается, в частности, в стремлении политических партий обновить свой профиль для сохранения традиционного электората и привлечения новых сторонников. Автор приходит к выводу, что нынешние глубокие межпартийные и внутрипартийные трансформационные процессы являются, с одной стороны, запоздалой реакцией на объединение Германии, с другой стороны, отражением новых европейских реалий, нестабильности современного мира. Статья, несомненно, вызовет интерес исследователей, занимающихся этой проблемой.
Статья С.В. Погорельской, на наш взгляд, логически дополняет исследование Т.В. Юдиной. Автор рассматривает положение дел на левом фланге политического ландшафта ФРГ, обращая особое внимание на феномен движения «Aufstehen», созданного по инициативе харизматичного политика Левой партии С. Ва-генкнехт. Анализ внутрипартийных дискуссий дает представление как о возможностях, так и о сложностях создания коалицион-
ных союзов с участием левых, СДПГ и зеленых на федеральном уровне, что свидетельствует о продолжающемся поиске германскими левыми партиями собственного политического профиля. Место движения С. Вагенкнехт в сложившемся политическом раскладе пока неясно, но оно, скорее всего, будет противостоять силам, взявшим курс на коалицию с СДПГ, и вряд ли станет для них желанным помощником. Заслуживает внимания вывод автора о том, что на сегодняшний день Левая партия ФРГ как самостоятельная сила никакой «левой альтернативы» для Германии предложить не может.
Европейское измерение политики Берлина
Несомненный интерес представляет сделанный в статье В.Б. Белова вывод о том, что от эффективности ответов канцлера А. Меркель на внутренние и внешние вызовы во многом зависит вектор дальнейшего экономического развития Евросоюза, его политического влияния на формирование подходов к решению региональных и глобальных проблем. В статье делается прогноз на среднесрочную перспективу относительно изменения роли Германии в ЕС и дальнейшего выстраивания взвешенных отношений ФРГ со всеми странами Евросоюза, в том числе в контексте их вовлечения в реформаторские проекты, особенно в области цифровой трансформации европейской промышленности. Автор предполагает, что наибольшие сложности при выработке общей промышленной политики ЕС возникнут на путях достижения консенсуса по финансово-монетарным вопросам. Берлин - основной апологет поиска взаимоприемлемого решения «проблемы Брекзита», а также один из лидеров Евросоюза в противостоянии «трампизации» трансатлантических экономических отношений и в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций с США. Тем не менее возможностей влияния на американского партнера у ФРГ немного. Автор не сомневается, что в среднесрочной перспективе основные решения относительно отношений с ЕС будут приниматься в Вашингтоне.
Статьи В.Н. Чернеги и А.С. Сидорова посвящены актуальной теме развития отношений между Парижем и Берлином.
Не случайно в коалиционных договорах кабинетов министров ФРГ, независимо от политического окраса союзнических конфигураций, взаимодействию с Парижем всегда отводится приоритетное место.
В статье В.Н. Чернеги анализируется современное состояние франко-германских отношений. Осознание необходимости и важности укрепления двусторонних связей в экономической и политической областях предопределило своеобразную диалектику сотрудничества и соперничества между двумя странами при сохранении взаимного стремления к усилению взаимодействия. Общий подход, позволяющий Берлину и Парижу находить компромиссы, согласовывать механизмы по отладке франко-германского «мотора» евроинтеграции, нашел свое выражение в двух основополагающих документах - Мезебергской декларации (июнь 2018 г.) и Аахенском договоре (январь 2019 г.). В то же время соперничество в двусторонних отношениях иногда вызывает сбои в работе «мотора», как это произошло, например, в феврале 2019 г., когда Париж неожиданно поддержал проект директивы ЕС, которая фактически блокировала строительство газопровода «Северный поток-2». Только благодаря настойчивости А. Меркель, ее доверительным отношениям с Э. Макроном был найден компромисс, позволивший избежать блокирования. Автор указывает, что ослабление позиций обоих лидеров в их странах, бесспорно, может сказаться на темпах и качестве евроинтеграционных процессов.
В статье А.С. Сидорова отмечается в целом устойчивый характер военно-политического сотрудничества Франции и Германии. Структуры и механизмы, созданные в середине - конце 1990-х годов, сохраняют свое значение, но в условиях роста геополитической турбулентности их потенциал нуждается в адаптации. Характерной чертой франко-германского сотрудничества в данной сфере является то, что для успешной реализации совместных проектов требуется их постоянная поддержка, курирование на самом высоком политическом уровне. Схожая структура экспорта, наличие компетенций в широком спектре военных технологий обусловливают жесткую конкуренцию Франции и Германии в ряде ключевых областей - по отдельным направлениям военно-косми-
ческой индустрии, в производстве военно-морской и бронетанковой техники. Представляется, что данная автором оценка уровня военно-политического сотрудничества Парижа и Берлина будет способствовать лучшему пониманию дискуссий по проблемам военно-политического сотрудничества в ЕС, в частности по поводу создания «европейской армии».
Трансатлантическое партнерство
В статье А.В. Белинского и Ю.В. Никуличева анализируются причины и поводы усугубления разногласий между ФРГ и США в 1989-2017 гг., а также рассматриваются актуальные проблемы как в двусторонней, так и в международной повестке дня, по которым позиции сторон так или иначе расходятся. Среди них: выход США из соглашения по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) в отношении ядерной программы Ирана; проблема оборонных расходов; охрана окружающей среды; проблема международной миграции и беженцев; проблемы, связанные с энергетическим сотрудничеством Германии с Россией, и мощное противодействие США строительству газопровода «Северный поток-2». Авторы напоминают, что против «Северного потока», когда он только планировался, выступал еще Дж. Буш-мл., а Б. Обама, хоть и воздерживался от открытого выражения позиции Белого дома по поводу энергетической стратегии Москвы в Европе, настоятельно агитировал за диверсификацию поставок газа в ЕС. Таким образом, по мнению авторов, Д. Трамп действует в русле политики своих предшественников, отличаясь от них лишь стилем и методами. Политологи задаются вопросом, что будет «после Трампа» - нормализуются ли отношения между ФРГ и США или в них сохранится конфликтность, что была «посеяна» последними американскими администрациями. Действительно, вопрос о возможном сохранении напряженности между ФРГ и США в «посттрамповский» период находится в центре внимания германского политического класса, экспертного сообщества. В целом германский истеблишмент поддерживает позицию канцлера А. Меркель, которая настаивает на проведении самостоятельного курса в духе концепции «стратегической автономии Европы».
Роль и место ФРГ в НАТО
В статье Ф.О. Трунова проводится глубокий и разносторонний анализ попыток Германии увеличить свое влияние в Североатлантическом альянсе - как в политическом, так и в собственно военном отношении. Анализируя актуальную схему военного строительства ФРГ, автор указывает, что новый амбициозный подход позволит Германии не только играть одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности в Европе силами НАТО (в т.ч. в «сдерживании» России), но и активизировать использование своего военного инструментария за пределами традиционной зоны ответственности блока (в т.ч. под эгидой ЕС и ООН). Давая прогноз на краткосрочную перспективу, автор утверждает, что развертывание военного строительства ФРГ в рамках Альянса перекликается с требованиями Д. Трампа, перенесшего принципы ведения бизнеса в политико-военную сферу. Однако в долгосрочной перспективе превращение Германии в «рамочное государство» при комплектовании группировок НАТО в Европе укрепит позиции официального Берлина как второго (после США) центра притяжения в Альянсе.
Хотелось бы добавить, что, хотя присутствие у границ России 500 военнослужащих бундесвера, переброшенных в Литву в рамках осуществления европейской стратегии безопасности НАТО, не представляет военной угрозы для РФ, тем не менее в настоящее время все больше российских и германских экспертов разделяют мнение о том, что продвижение вооруженных сил НАТО к западным границам РФ нельзя считать просто символическим жестом. Германские политики утверждают, что никогда прежде не могли представить себе, что подразделения бундесвера будут находиться так близко от российской границы, в то время как единственным представителем Российских вооруженных сил в ФРГ будет атташе по вопросам обороны при посольстве РФ в Берлине.
В своей второй статье Ф.О. Трунов, развивая тему германского военного строительства, рассматривает участие ФРГ в стабилизации конфликтогенных государств Азии и Африки. Он анализирует причины нарастания нестабильности в регионах, расположенных в относительной близости от Евро-Атлантического сообщества, в
которых активно действуют структуры международного терроризма. Ни в одной стране, где Германия и ее партнеры по НАТО стремились достичь урегулирования, их усилия не увенчались полным успехом. Реактивная политика в области урегулирования на Ближнем и Среднем Востоке в 2015-2016 гг. поставила ФРГ и другие страны ЕС в оборонительное положение. Наиболее результативной оказалась проактивная политика Германии при урегулировании в Мали, проводившаяся с учетом опыта преодоления тех трудностей, с которыми ФРГ сталкивалась в Афганистане. Автор делает вывод, что в среднесрочной перспективе на афганском направлении ФРГ будет стремиться сохранить достигнутые результаты, а в число направлений, наиболее значимых для Германии в области стабилизации помимо Сахеля и Центральной Азии, вновь войдут Африканский Рог и Ближний Восток, где ФРГ попытается перейти к проактивной политике.
Отношения ФРГ-КНР
В статье А.В. Цвыка рассматриваются различные аспекты взаимоотношений между ФРГ и КНР. С 2004 г. отношения между государствами имеют стратегический характер, а с 2014 г. стороны характеризуют свои отношения как «всевекторное стратегическое партнерство» с упором на торгово-экономическое сотрудничество. Для Германии Китай является крупнейшим неевропейским торговым партнером, объем торговли между двумя странами составляет треть товарооборота ЕС и КНР. Взаимные торговые интересы влияют на развитие политического сотрудничества. За рассматриваемый период стороны создали более 70 диалоговых форматов сотрудничества, в том числе учредили германо-китайские межправительственные консультации, в рамках которых обсуждается международная повестка дня. Больший интерес вызывает проведенный в статье анализ участия Германии в китайской инициативе «Один пояс, один путь», а также связанных с этим проектом возможностей и рисков. В текущих дискуссиях о сотрудничестве с КНР, которые ведутся в ЕС и в Германии, подчеркивается, что, несмотря на возможные выгоды данного проекта, необходимо принимать превентивные меры для противодействия китайской эко-
номической экспансии на рынки Германии и других европейских стран.
DOI: 10.31249/ape/2019.04.01
V.I. Vasiliev1, © 2019 INTRODUCTION
Abstract. In the Introduction the author explores the importance of research papers on Germany for the development of political science in Russia as a whole.
The Introduction underlines special role of the USSR in the unification of Germany (1990). The article explores the key elements of establishment and development of German-Russian relations since 1990-s until 2010-s und underlines their key problems and evaluates the perspectives of their development.
This issue of the journal ,,Urgent Problems of Europe,, is specially dedicated to Germany after reunification (1990) and consists of three parts. The first is historical and covers first of all German-German relations in 19491990. The second part consists of the articles on internal political development of Germany. The key attention is paid to the evolution of political landscape of Germany during the modern period, including political parties' challenges. The features of their development are most thoroughly illustrated by the case of the Left Party.
The third part consists of the articles on German foreign policy. The volume evaluates the role and place of Germany in key Euro-Atlantic institutions such the EU (in economic aspects) and NATO (from military-political point of view). The research papers cover the dynamics and perspectives of relations between Germany and key Western powers, first of all France and the USA. In this regard the issue explores the question about the character of the current crisis situatuion in relations between official Berlin and the White House and underlines the features of these relations since German reunification (1990). Touching upon German-French relations the research papers cover both political and military, including military-technical, cooperation.
1 Vasiliev Victor Ivanovich - Sc.D. in Political Sciences, professor, chief researcher, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations ([email protected]). 18
The volume pays special attention to the directions of German foreign policy outside the Euro-Atlantic community. The research papers explore the historical features, dynamics and perspectives of relations between Germany and Russia. The issue considers the character of German-Chinese dialogue. In this regard authors also explore German participation in the stabilizing of unstable states in Asia and Africa (the cases of Afghanistan and Mali).
Keywords: Germany, reunification, foreign policy, internal development, the EU, NATO, the USA, France, Russia, China.