Научная статья на тему 'Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности'

Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
326
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЕБОМЕТРИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ / ПОКАЗАТЕЛИ УЧАСТИЯ ВУЗОВ СТРАН-УЧАСТНИЦ СНГ В ВЕБОМЕТРИЧЕСКОМ РЕЙТИНГЕ / RANKINGS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / WEBOMETRIC RANKING OF HEIS / CIS INSTITUTIONS WEBOMETRIC RANKING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абламейко Сергей Владимирович, Журавков Михаил Анатольевич, Самохвал Виктор Васильевич

Рейтинги учреждений высшего образования стали не только одним из факторов совершенствования качества подготовки специалистов и выполняемых научных исследований, но и инструментом повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В статье на основе анализа результатов мирового рейтинга Webometrics, опубликованных в январе 2013 г., показаны позиции ряда белорусских вузов в рамках СНГ в группах по шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские, технические, аграрные, экономические вузы. Приведены перечни вузов, находящихся на первых десяти позициях по перечисленным профилям в СНГ, а также количественные показатели присутствия вузов в рейтинге Webometrics из различных регионов мира в числе занявших первые сто позиций в группах по профилям, с отдельным выделением стран-участниц СНГ. Даны рекомендации по улучшению позиций вузов в вебометрических рейтингах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Абламейко Сергей Владимирович, Журавков Михаил Анатольевич, Самохвал Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF THE CIS HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE GLOBAL WEBOMETRIC RANKING BY INSTITUTIONAL PROFILE

In the past decade, rankings have become significant tools for improving the quality of teaching,learning, and research, and also important vehicles for promoting competitiveness of higher education institutions (HEIs) in the global educational markets. This paper shows the performance in the webometric ranking by a selection of Belarusian higher education institutions of six different profiles (classical, education, medical, technical, agricultural, and economics), and compares this to the performance of comparable HEIs of similar profiles in the CIS. A list of the top ten HEIs in the CIS is presented, along with the positions in the webometric ranking of various institutions worldwide among the top one hundred HEIs grouped by profile. The positions of the CIS institutions are highlighted in these listings.

Текст научной работы на тему «Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности»

/-

N

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

С.В. АБЛАМЕЙКО, профессор, ректор, академик нАн Республики Беларусь

М.А. ЖУРАВКОВ, профессор, первый проректор В.В. САМОХВАЛ, доктор хим. наук, директор Центра проблем развития образования

Белорусский государственный университет

Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге: анализ с учетом профиля их деятельности

Рейтинги учреждений высшего образования стали не только одним из факторов совершенствования качества подготовки специалистов и выполняемых научных исследований, но и инструментом повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В статье на основе анализа результатов мирового рейтинга Webometrics, опубликованных в январе 2013 г., показаны позиции ряда белорусских вузов в рамках СНГ в группах по шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские, технические, аграрные, экономические вузы. Приведены перечни вузов, находящихся на первых десяти позициях по перечисленным профилям в СНГ, а также количественные показатели присутствия вузов в рейтинге Webometrics из различных регионов мира в числе занявших первые сто позиций в группах по профилям, с отдельным выделением стран-участниц СНГ. Даны рекомендации по улучшению позиций вузов в вебометрических рейтингах.

Ключевые слова: рейтинги учреждений высшего образования, вебометрический рейтинг вузов, показатели участия вузов стран-участниц СНГ в вебометрическом рей-

Мировой рейтинг высших учебных заведений Webometrics (далее - вебометрический рейтинг) составляется с 2004 г. Испанским национальным исследовательским советом (www.Webometrics.info). Как известно, он проводится посредством централизованного сравнения показателей деятельности учреждений образования на основе данных, получаемых из глобальной сети, в том числе - путем анализа их сайтов. Данный рейтинг завоевал большую популярность ввиду того, что в нем не используются оценки экспертов или работодателей по поводу качества подготовки выпускников (они могут быть весьма субъективными), при этом вузы не обязаны для участия в рейтинге представлять отдельно в исследовательскую группу какие-либо сведения о своей деятельности. Примене-

ние автоматизированном системы поиска данных о работе вуза сделало этот рейтинг самым массовым из всех проводимых в настоящее время. В то же время позиция в вебометрическом рейтинге, как правило, коррелирует с результатами других рейтингов, что указывает на то, что в нем оценивается не только качество сайта, но и уровень научно-образовательной составляющей деятельности вуза [1—4]. Сайт вуза доступен для любого пользователя глобальной сети и потому является наиболее востребованным источником информации о качестве обучения и проводимых в вузе научных исследований.

Для определения позиции вуза в вебо-метрическом рейтинге привлекаются четыре вида данных: влияние (Impact) - корень квадратный из произведения числа ссылок

26 Высшее образование в России • № 8-9, 2013

на сайт и числа ссылающихся на него доменов; присутствие (Presence) - число страниц и документов на сайте; открытость (Openness) - число документов в формате pdf, doc, docx, ppt, опубликованных в 2008-

2012 гг. и определенных из академической базы данных Google Scholar; качество (Excellence) - доля научных публикаций, попавших в 10% самых цитируемых за 2003-2010годы. Весовые коэффициенты влияния, присутствия, открытости и качества в январе 2013 г. были соответственно равны: 50%, 16,7%, 16,7%, 16,7% [4].

Большинство мировых рейтингов, в том числе и вебометрический, ранжируют высшие учебные заведения без учета профиля ихобразовательной и научной деятельности. Между тем многолетний опыт показывает, что при применении одинаковых критериев для оценки, например, вузов искусства и культуры, с одной стороны, и классических или технических университетов -

2013 г., мы объединили высшие учебные заведения в группы по шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские, технические, аграрные, экономические вузы. Всего было ранжировано 21 250 учреждений образования со всего мира, из них 1866 - из стран-участ-ниц СНГ (табл. 1). Автоматическая система ранжирования учреждений образования такова, что в ряде случаев позиция определяется и для структур, обеспечивающих только послевузовское образование, переподготовку или повышение квалификации. Например, в Беларуси всего 55 вузов, из них ранжированы 54. Наряду с ними в перечне оказались два учреждения последипломного образования, одно - ведущее подготовку научных кадров в составе Национальной академии наук Беларуси и второе

- научно-учебный центр, являющийся структурным подразделением Белорусского государственного университета.

Таблица 1

Количество ранжированных учреждений образования из стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге в январе 2013 г.

Страна Количество ранжированных учреждений образования (по убыванию)

Россия 1213

Украина 311

Казахстан 111

Беларусь 58

Узбекистан 52

Азербайджан 38

Армения 26

Молдова 25

Кыргызстан 23

Таджикистан 9

Всего 1866

с другой, первые не могут занимать высокие позиции [5]. Отметим, что технология организации вебометрического рейтинга позволяет выделять группы вузов по профилям их деятельности и проводить сравнительный анализ их позиций в мире, в регионе и стране в автоматическом режиме.

В настоящем исследовании при анализе в рамках СНГ результатов вебометричес-кого рейтинга, опубликованного в январе

Нами проведен анализ позиций ряда белорусских вузов в группах по названным профилям среди вузов из стран-участниц СНГ (табл. 2). Здесь же приведены данные о количестве вузов стран-участниц СНГ, занимающих более высокие позиции.

В первую десятку среди однопрофильных вузов в рамках СНГ вошли пять белорусских: Гродненский и Белорусский государственные медицинские университеты,

На перекрестке мнений

27

Таблица 2

Позиции ряда белорусских вузов в мировом вебометрическом рейтинге в январе 2013 г.

в рамках стран-участниц СНГ

Профиль вуза Вуз Беларуси и его позиция в мировом рейтинге Количество вузов стран-участниц СНГ, имеющих позиции в рейтинге выше, чем белорусский вуз Позиция белорусского вуза в рамках СНГ

Классические университеты Белорусский государственный университет - 639 3 - Россия 4

Технические вузы Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники - 2511 23 - Россия, 7 - Украина, 1 - Казахстан 32

Педагогические вузы Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка - 2327 2 - Россия, 2 - Украина 5

Экономические вузы Белорусский государственный экономический университет - 5471 29 - Россия, 7 - Украина, 1 - Казахстан, 1 - Молдова 39

Медицинские вузы Гродненский государственный медицинский университет - 2497 1

Белорусский государственный медицинский университет - 2667 1 - Беларусь 2

Аграрные вузы Белорусская сельскохозяйственная академия - 4316 7 - Россия 8

Белорусский государственный университет, Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия.

В табл. 3, 4 приведены перечни вузов, находящихся на первых десяти позициях в рамках СНГ по перечисленным профилям. Из 60 таких вузов 42 - российских, 13 -украинских, 5 - белорусских. На первых позициях в СНГ в своих профилях находятся: три российских вуза (МГУ им. М.В. Ломоносова, Томский государственный педагогический университет, НИУ «Высшая школа экономики»), два украинских (Киевский национальный технический университет КПИ, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины), один белорусский (Гродненский государственный медицинский университет).

Выполнена также оценка количества вузов, находящихся в своем профиле на первых ста позициях в мировом вебомет-рическом рейтинге по регионам: страны-участницы СНГ (отдельно для каждой

страны); Европа и Азия без учета стран, входящих в СНГ; Северная и Центральная Америка; Южная Америка; Африка, Австралия (табл. 5).

На первых 100 позициях в мире в вебо-метрическом рейтинге среди однопрофильных вузов находятся 93 российских вуза, 26 - украинских, шесть - белорусских, пять

- казахстанских, два - молдавских. Таким образом, из 600 вузов, занимающих в своих профилях в мире позицию не меньше ста, 131 (21,8%) являются вузами из стран-участниц СНГ. Отметим, что если педагогические, экономические и аграрные вузы СНГ хорошо представлены в числе занявших первые сто позиций в своих профилях, то классические университеты, технические и медицинские вузы представлены единицами. Из других стран наибольшее число таких вузов в Китае (106), США (96), Польше (43), Японии (26), Франции (23).

Безусловно, шесть профилей охватывают значительное число проранжированных вузов, но не все. Поскольку для руководства вузов представляют интерес сведения о занимаемой позиции среди однопрофиль-

ы

00

Таблица 3

Классические университеты, педагогические и медицинские вузы, находящиеся на первых десяти позициях в рамках СНГ

по результатам мирового всбо.мстричсского рейтинга

Классические университеты Педагогические ву*ы Медицинские вуїьі

Вуз Позиция* Ву1 Позиция* Ву! Позиция*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 79 Томский государственный педагогический университет 1665 Гродненскнй государственный медицинский университет 2497

Санкт-Петербурге кий государственный университет 446 Кировоградский государственный педагогический университет 1943 Белорусский государственный медицинский университет 2677

Томский государственный университет 536 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева 1980 Северный государственный медицинский университет 2847

Белорусский государственный университет 639 Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова 2185 Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова 3135

Киевский национальный университет Украины им. Т. Шевченко 704 Белорусский государственный педагогический университет нм. М. Танка 2327 Сибирский государет вснный медицинский университет (г. Томск) 3155

Новосибирский государственный университет 835 Новосибирский государственный педагогический университет 2691 Казанский государственный мсдицннскнй университет 3184

Саратовский государственный университет 839 Бийский государственный педагогический университет им. В.П. Шукшина 2728 Буковинский государственный медицинский университет 3186

Южный федеральный университет 999 Уральский государственный педагогический университет 2773 Донецкий государственный медицинский университет 3465

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина 1 138 Карельская государственная педагогическая академия 2994 Красноярский государственный медицинский университет 3610

Нижегородский государственный университет им. Н И. Лобачевского 1165 Оренбургский государственный педагогический университет 3101 Дальневосточный государственный медицинский университет 3825

* - позиция в мировом вебометрическом рейтинге

Высшее образование в России • № 8-9, 2013

Таблица 4

Технические, аграрные и экономические вузы, находящиеся на первых десяти позициях в рамках СНГ по результатам мирового всбомстричсского рейтинга

Технические вузы Аграрные вузы Экономические вузы

Вуа Позиция* Вуз Позиция* Вуз Позиция*

Киевский национальный технический университет КПИ 510 Национальный университет биоресурсов и природопользования Укранны 1614 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 726

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» 710 Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I 1976 Уральский государственный экономический университет 1640

Московский физико-технический институт (государственный университет) 847 Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова .1470 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса 2024

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 964 Башкирский государственный аграрный университет 3714 Тернопольский национальный Экономический университет 2164

Томский национальный исследовательский политехнический университет 968 Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева 3837 Российский государственный экономический университет им. Г.В. Плеханова 2204

Санкт-Пстсрбургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики 996 Ставропольский государственный аграрный университет 4010 Санкт-Петербургский государственный экономический университет 2800

Донецкий национальный технический университет 1116 Алтайский государственный аграрный университет 4085 Байкальский государственный университет экономики и права 3052

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана 1202 Белорусская государственная сельскохозяйственная академия 4316 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» 3088

Львовский политехнический национальный университет 1242 Полтавская государственная аграрная академия 4519 Украинская академия банковского дела Национального банка Укранны 3206

Ульяновский государственный технический университет 1273 Ижевская государственная сельскохозяйственная академия 4843 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 3294

* - позиция в мироном вебометрическом рейтинге

На перекрестке мнений

Таблица 5

Количество вузов, занимающих первые 100 позиций в мировом вебометрическом рейтинге в своей группе по профилю деятельности в странах-участиниах СНГ или в регионах мира

Название страны или региона мира Классические университеты Педагогические ВУ5Ы Технические ву»ы Медицинские вузы Экономические вузы Аграрные вуш Всего

Страны-участницы СНГ

Россия ] 48 1 4 28 11 93

Украина - 15 1 1 5 4 26

Беларусь - 2 - 2 1 1 6

Казахстан - 2 - - 2 1 5

Молдова - 1 - - 1 - 2

Регионы мира

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Европа (без стран-участниц СНГ) 18 26 49 14 25 25 157 (из них 43 -Польша, 23 - Франция)

Азия (без стран-участниц СНГ) 10 1 32 61 35 43 182 (из них 106 - Китай, 26 - Япония)

Северная и Центральная Америка 67 2 14 18 1 8 110 (из них 96 -США)

Южная Америка 1 3 1 - 1 5 11

Африка - - - - 1 2 3

Австралия 3 - 2 - - - 5

Высшее образование в России • № 8-9, 2013

На перекрестке мнений

31

ных вузов, то в дальнейшем число профилей может быть расширено, что не составляет особых трудностей.

Заключение. Для улучшения позиции вуза в данном вебометрическом рейтинге, наряду с совершенствованием сайта и его версий на языках потенциальных потребителей образовательных услуг и научно-технической продукции, целесообразно осуществить ряд других мероприятий. Основными из них, на наш взгляд, являются:

■ размещение в электронной библиотеке вуза издаваемой учебной, учебно-методической и научной литературы, включая периодические издания и материалы проведенных конференций, в тех форматах, которые считываются поисковой системой вебометрического рейтинга;

■ ведение в открытом доступе персональных страниц научно-педагогических работников, содержащих списки их научных публикаций, основные публикации или резюме со ссылками на журналы;

■ внедрение систем, в том числе автоматизированных, оценки эффективности деятельности основных структурных подразделений по критериям и параметрам ве-бометрического рейтинга;

■ стимулирование сотрудников, публикующих научные статьи в журналах с высоким импакт-фактором;

■ организация сотрудничества с зарубежными партнерами, выполнение с ними совместных разработок, исследований и публикаций.

Совершенствование образовательной и научно-исследовательской деятельности вуза с фиксацией ее результатов в глобальной сети позволит иметь положительную динамику в изменении его позиции в мировом вебометрическом рейтинге.

Литература

1. Балацкий Е. В., Акимова Н.А. Глобальные

рейтинги университетов: практика составления и использования // Капитал страны. 2012. URL: http://www.kapital-rus.ru/ articles/ article/182904/

2. Маршакова-Шайкевич И.В. Вебометриче-

ская оценка университетов России // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 25-36.

3. Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги ву-

зов: международный и российский подходы // Высшее образование в России. 2012. № 8/9. С. 115-125.

4. Абламейко С.В., Гусаковский М.А. Учас-

тие университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 124-135.

5. World Universities ranking on the Web //

Webometrics Ranking of World Universities. URL: http://www.webometrics.info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.