«Сегодня, а век прорывных технологий и инноваций именно уровень образования во многом определяет успех человека в жизни, и в целом - динамичное развитие и конкурентоспособность страны, И совершенно очевидно, что роль учителя и престиж преподавательской работы будет только возрастать.
Энтузиазм и неравнодушие, чуткое и бережное отношение к своим питомцам, верность славным традициям отечественного образования будут и впредь отличать российский педагогический корпус».
Президент РФ Дмитрий Медведев
5.10.0В
Вузы культуры и искусств -модели университетов третьего
тысячелетия
В.В. Афанасьев
Ректор Московского государственного университета кульгуры и искусств, профессор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Казахстана
Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллег и, дорогие друзья!
Динамика образования в современном мире тесно связана с основными тенденциями цивилизационного развития, культурными и социальными трансформациями, с глобализацией, становлением информационного общества. Образование, культура, наука, сфера повседневности приобретают принципиально новые очертания на фоне ускорения темпов социальных изменений.
Экономически развитые страны ассимилируют новейшие мировые изобретения и внедряют их в практику, выделяют огромные суммы на гранты молодым ученым. Финансирование научных проектов становится мощным фактором развития постиндустриальных государств. Таким образом, международная конкуренция разворачивается в настоящее время в сферах образования и культуры, а конкурентоспособность стран зависит от интеллектуального потенциала страны, от наличия хорошо подготовленных, высокообразованных профессионалов Уже не материальная сфера определяет собой уровень
развития страны, а сфера информационных технологий, образование и культура. Именно они обусловливают уровень цивилизованности различных народов, их способность к решению глобальных мировых проблем, преодолению мировых кризисов.
Очевидно, что социальные изменения, происходящие в различных странах, приводят к возникновению новых факторов, влияющих на преподавание и организацию системы образования, отражаются на состоянии университетов.
В11ервую очередь следует назвать такие факторы, как:
развитие новых информационно-коммуникационных технологий, в особенности сдвиг к "сетевому'' образу жизни, возникновению "сетевого сообщества";
- повышение спроса на высшее образование одновременно с повышением требований к его дифференциации, учитывающей потребности и возможности отдельных групп студентов;
демографические изменения, значение которых весьма различно в разных странах, а иногда и в пределах одного государства;
- появление новых глобальных проблем, таких, как предоставление равных возмож ностей доступа к высшему образованию, превращение образования из общественного блага в предмет потребления и рост значимости университетов в процессе развития общества как на местном, так и на региональном уровне;
- повышение роли рынка как средства регулирования соотношения между спросом и потреблением в сфере высшего образования.
В сфере современного образования речь идет о создании общего мирового образовательного пространства, построенного на единых принципах развития и имеющего наднациональный характер.
Мы убеждены, что прогресс возможен только на основе неразрывного единства образования и культуры И только тогда мы можем ожидать эффективную экономику социальную политику, нравственное и физическое здоровье поколений, добрые семейные отношения, гуманизацию жизни, толерантность, гражданственность, патриотизм, т.е. все то, что является результатом воспитания.
Мировой опыт показывает, что уровень культуры и образованности имеет выражение не только в экономико-статистических показателях, но и в чисто практических - таких, как социальное поведение, толерантность, плюрализм, способность к диалогу, рационализация трудовой и досуговой деятельности.
В этом социокультурном контексте российское образование призвано сыграть заметную роль в формировании просвещённого гражданского общества, в котором личность осознает себя свободной, наделенной гражданскими и культурными правами и сориентированной на толерантность и плюрализм взглядов.
Российское образование в сфере культуры имеет давние традиции, почти вековую историю и общественное признание во всем мире. Его
ключевыми принципами являются фундаментальность, полифункциональность, высокое качество и креативность. Вузы культуры и искусств доказали свою жизнеспособность в нелегкий период рыночных реформ. Умение быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли стало их характерной чертой. Сегодня это многопрофильные образовательные, научные и культурные центры, обладающие мощным и неисчерпаемым потенциалом развития. Они активно влияют на культурную и экономическую жизнь регионов, обеспечивают отрасль высокопрофессиональными кадрами, открыты для восприятия мирового и передачи собственного опыта. Сегодня в нашей стране действуют 17 вузов культуры и искусств, среди них: 5 университетов, 5 академий, 3 федеральных института, 4 института субъектов Федерации. В них обучаются 55 тысяч студентов по 42 специальностям и направлениям высшего профессионального образования и по 15 научным специальностям по программам послевузовского образования (аспирантура, докторантура, соискательство). Столь внушительный потенциал вузов культуры и искусств реализуется не только внутри страны, но и в процессах мировой интеграции. Одним из ее проявлений выступает формирование мирового образовательного пространства, начавшееся в 1999 году с подписания Болонской декларации. В 2003 году к декларации присоединилась Россия, что поставило перед вузами культуры и искусств ряд качественно новых задач. В первую очередь это концентрация научно-педагогических и инновационных ресурсов для нахождения принципиально новых решений и механизмов, адекватно отражающих политику современной России в сфере образования.
Российские вузы культуры и искусств сегодня выступают в качестве базовых научно-методических и учебных центров разработки и реализации культурной политики, нацеленной на сохранение и приумножение культуры как источника инновационного развития общества.
Б современных условиях гуманитарная миссия вузов культуры и искусств заключается в сохранении и приумножении культурных
ценностей человечества, в получении и распространении передовых знаний и информации, в развитии лучших традиций искусства и художественного творчества, в опережающей подготовке интеллектуальной и художественной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований, художественно-творческой деятельности и инновационных подходов.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» берет свое начало с 1930 года. В 1980 году за заслуги в деле подготовки специалистов культуры университет награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 году удостоен высших наград Оксфордского университета (Великобритания) и Европейской ассоциации ректоров университетов за высокие достижения в области качества подготовки специалистов.
Университет осуществляет образовательную, научно-исследовательскую, социально-культурную, воспитательную и другую деятельность на всех уровнях довузовского, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру гуманитарных областей знаний. Сегодня Московский государственный университет культуры и искусств является лидером отечественного образования, получившим признание Езро-пейского университетского сообщества. Более 75 тысяч выпускников университета занимают
ведущее положение во всех сферах отечествен ной культуры и искусства, работают в странах Содружества и дальнего зарубежья.
Положительную динамику развития университета определяют высокий уровень фундаментальной, общенаучной и специальной подготовки выпускников, стабильный и постоянно растущий контингент студентов (12,5 тыс. из всех регионов страны, а также из Канады, Венгрии-Японии, Китая, Вьетнама, Кореи и других стран), высокий профессиональный педагогический потенциал университета. Имеются достижения в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, которые ведутся по 13 научным специальностям в научно-исследовательском институте, его лабораториях, научных центрах В университете действуют специализированные докторские советы, в аспирантуре обучаются 180 аспирантов и докторантов.
Университет обладает достаточным запасом традиций, знаний и методик, чтобы удержать позицию лидера российского образования в сфере культуры, способствовать созданию сети региональных вузов культуры и искусств, обеспечивающей их интеграцию в мировое образовательное пространство. Высокий профессионализм специалистов, основанный нэ
Участники симпозиума в гостях у студентов и педагогов Ханойского государственного института культуры (26 октября 2008)
1г
прочном фундаменте культуры, гуманитарных знаниях, несомненно, будет способствовать упрочению гуманистических приоритетов в социуме XXI века Университет осуществляет образовательную деятельность по 39 специальностям и направлениям
Б вузе обучается около 12,5 тысяч студентов дневной, заочной, вечерней форм обучения и экстерната. В настоящее время в университете ведется многосторонняя подготовка кадров в 7 институтах, академии, на 6 факультетах и 63 кафедрах. Высокий уровень учебного процесса обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, состоящий из 997 человек, в том числе 166 профессоров и докторов наук, 448 доцентов и кандидатов паук Б числе ведущих преподавателей — заслуженные деятели науки, искусства, лауреаты государственных премий,
народные артисты, действительные члены и члены-корреспонденты отечественных и международных академий наук.
Укрепление и расширение структуры университета и превращение ее в целостную научно-образовательную систему, увеличение направлений профессиональной подготовки, открытие новых специальностей и специализаций, стабильный конкурс абитуриентов, повышение результативности научных исследований, строительство и ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса и другие позитивные показатели учебно-образовательной и научной деятельности вывели университет на уровень устойчивог о развития.
Вместе с тем определение долгосрочной перспективы развития университета приобрело сегодня принципиально новые характеристики, которые определяются глобализационными
Ханой - столица Социалистической республики Вьетнам
Участники симпозиума после проведения секционных заседаний в г.Хошимине
процессами в мире, стиранием языковых и национальных границ, формированием единого образовательного, информационного, культурного и экономического пространства, возрастанием роли гуманитарного образования в мире что требует своевременной корректировки целей и приоритетов дальнейшего развития, уточнения гуманитарной миссии университета.
Таким образом, можно констатировать, что приоритеты дальнейшего развития университета формируются, во-первых, с учетом общемировых тенденций образования, что позволяет чутко и адекватно реагировать на потребности общества
и экономики, способствовать повышению эффективности и качества обучения, а во-вторых, на основе адекватного и опережающего решения внутрисистемных проблем в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг.
Развитие МГУКИ как инновационного центра науки, творчества и образования - такова основная стратегическая задача нашего вуза. Университет ориентируется на общие для всех вузов культуры и искусств принципы модернизации высшего профессионального образования в условиях глобальной интеграции:
целостность учебной, научной, художественно-творческой, просветительской и инновационной деятельности в интересах государства и общества;
- интегрированность культурологического, художественно-творческого образования с фундаментальными научными исследованиями в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний;
- универсальность ретранслируемых знаний и компетенций б разных социокультурных и организационно-производственных системах в сфере культуры и искусств;
- динамичность высшего профессионального образования, соответствующая изменчивость современного мира;
Н01 ТНАО оиос ТЕ
ТМ0№ 0Д1 НОС иди НОЙ №НЁ ТНШ ТНОНб ТНЁ БЮ! Н01ИН№
* # • • • *
ШТЕШПНШ. СШШЕИСЕ С^Ж ДНО 'Г5/ НИ '
- открытость для взаимодействия с правительством, региональными управлениями культурой, бизнесом, потребителем и международным сообществом;
- инновационность во всех сферах деятельности вуза культуры и искусств;
- самодостаточность в обеспечении экономическими, информационными и кадровыми ресурсами;
вариативность образовательных программ, уровней и специализаций обучения, адекватных современным тенденциям развития сферы культуры как потребителя кадров;
- непрерывность образовательного, исследовательского и воспитательного процессов;
- гуманность и нравственность в воспитательной и просветительской деятельности.
Университет оказывает активное воздействие на социально-экономическое и духовное развитие Москвы, Московского региона и Центрального федерального округа. Модернизация образовательной деятельности МГУКИ основывается на традициях фундаментального университетского образования и российского высшего образования в сфере культуры и искусств. Это гарантирует формирование высокого международного статуса университета и стабильность спроса на его общеобразовательные услуги в российском обществе. МГУКИ считает образование единым процессом всестороннего развития личности, осуи (ествляемым университетом во взаимосвязи с научными, творческими, социальными, управленческими и другими организациями страны и Московского региона в интересах человека, общества и государства. Высокое качество образования является одним из главных приоритетов в деятельности университета. Политика МГУКИ в области построения и модернизации системы качества образования нацелена на подготовку выпускников, способных обеспечивать функционирование и развитие профессиональных сфер деятельности на уровне передовых достижений науки и творчества, являющихся достойными гражданами страны, конкурентоспособных в России и за рубежом.
Вузы культуры и искусств сегодня - инновационные центры разработки и внедрения в учебный процесс новых информационных
технологий, создающих предпосылки для формирования единого образовательного пространства в масштабах отрасли, страны и на международном уровне.
Средствами данной преобразующей традиционные представления о учебном процессе деятельности является использование интернет-технологий (интернет-представительств вузов, интернет-конференций, интерактивных сайтов, обеспечивающих взаимодействие вузов, ученых, преподавателей, студентов, абитуриентов, работодателей по самым актуальным проблемам современного образования, маркетинговых исследований и пиар-акций в виртуальном пространстве и т.п.), методов дистанционного обучения, активного комплексирования традиционных и электронных обучающих средств (электронных учебников, электронных хрестоматий, компьютерных тестов, компьютерных тренингов и деловых игр, компьютерных презентаций к курсам лекций, баз данных, целевых компьютерных систем и т.п.).
В полном соответствии с вызовами эпохи информатизации, изменяющей облик всех классических профессий и порождающей множество новых, вузы культуры и искусств вносят существенный вклад в формирование и распространение второй грамотности XXI века - компьютерной. Это социально ответственная миссия, поскольку специалисты культуры и искусств как носители традиционно
I Культура и образование
гуманитарной ментальное™ требуют особо бережных и дидактически продуманных методов приобщения к современным компьютерным технологиям.
Альтернативы этой тенденции не существует, поскольку владение мультимедийными средствами, интернет-технологиями, поиском информации в электронных ресурсах является для каждого современного человека как средством гармоничного саморазвития личности, формирования и постоянного совершенствования ее культурного кругозора, так и необходимым инструментарием эффективной профессиональной деятельности. Именно поэтому для всех специальностей культуры и искусств предусмотрены специализированные компьютерные учебные дисциплины, вузами разрабатываются специализации, нацеленные на подготовку специалистов, органически объединяющих знания и навыки в области искусств, различных социокультурных технологий с профессиональными компьютерными технологиями.
В этой связи позитивной тенденцией следует считать расширение традиционной номенклатуры специальностей, типичных для вузов культуры в недавнем прошлом. В частности, появление такой современной специальности, как
«Прикладная информатика», дает возможность взаимообогащения и взаимодействия различных специальностей в подготовке виртуальных проектов, новых образовательных технологий, наглядных средств для учебного процесса. Например, такое начинание, как подготовка студентами-информатиками виртуальных мини-музеев народной художественной культуры, образцов художественного творчества студентов данной специальности.
В университете реализуется концепция международной деятельности, основными целями которой являются вхождение в международное образовательное пространство, становление и укрепление диалога культур, пропаганда миротворческой деятельности на культурной основе, развитие различных форм гражданского участия.
Примерами образовательной и научно-педагогической кооперации в области культуры и искусств являются совместные проекты МГУКИ и профильных вузов Европы, Азии, Африки и Америки. Университет сотрудничает более чем с 40 странами мира. Только за последние два года было заключено более двадцати пяти соглашений о сотрудничестве с вузами и учреждениями культуры зарубежных стран. Среди них - Вьетнам, Болгария, Польша, Франция, Нидерланды, Чехия, Великобритания, Китай, Корея, Эфиопия, Иран и др.
В современных условиях возникают необходимые предпосылки для достижения наиболее высокого уровня интернационализации высшего образования - международного стратегического партнерства.
Международное стратегическое партнерства вузов культуры и искусств предусматривает договорные отношения между вузами, формирование стратегических альянсов, создание международной сети вузов-партнеров, взаимное признание дипломов, проектно-грантовук; деятельность. Примером такого партнерства является сотрудничество МГУКИ и Хошимин-ского университета культуры (Вьетнам).
В соответствии с соглашениями, подписанными между вузами, преподаватели, аспиранта и научные сотрудники обоих вузов проводи совместные научные исследования, обучение и
практику студентов за рубежом. Так, в марте 2007 г 16 студентов нашего университета проходили учебно-производственную практику в г. Хошимине. Принимающей стороной была составлена насыщенная учебная и экскурсионная программа.
Усилия Московского государственного университета культуры и искусств находят понимание и поддержку международного университетского сообщества. Наш вуз удостоен высших наград Оксфордского университета (Лондон) и Европейской ассоциации ректоров университетов за высокие достижения в области качества подготовки специалистов.
Университет, как никакой другой социальный институт, может и должен выступать в роли инициатора и координатора процессов международного культурного сотрудничества. Не случайно идея универсальности и интернациональности заложена в самой семантике слова «университет».
Впереди у вузов культуры большие планы и перспективы, главное из которых - обеспечение высококвалифицированной подготовки кадров с необходимым уровнем компетентности, содействие всем слоям населения в осознании общности ценностей и принадлежности к единому социальному и культурному пространству. Достижение этих задач возможно на основе дальнейшей фундаментапизации и
повышения качества образования, творческой интерпретации и решения возникающих проблем, развития университета как социокультурной системы, адекватной актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. И в этом мы видим высокую миссию вузов культуры и искусств.
Мы уверены, что необходимо и далее развивать гармоничную социально-культурную среду и культуру мира путем приобщения всех слоев населения к духовной культуре и гуманистическим традициям, накопленным мировым сообществом.