Научная статья на тему 'Вузовской кафедре -профессиональное управление'

Вузовской кафедре -профессиональное управление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поршнев Анатолий Георгиевич

Рецензия на книгу Резника С.Д. Управление кафедрой. М.: ИНФРА-М, 2004. 635 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовской кафедре -профессиональное управление»

Экономическая наука современной России

№ 4, 2004 г.

тш

Вузовской кафедре -профессиональное управление

© А.Г. Поршнев, 2004

Рецензия на книгу Резника С.Д. Управление кафедрой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 635 с.

Ключевые задачи вуза реализуются прежде всего на кафедрах. Коллективы кафедр обеспечивают непосредственный контакт преподавателей со студентами и прямое воздействие на них - воспитательное, учебное, научное. За последние годы характер этой работы значительно усложнился, поэтому управлять кафедральным «хозяйством» становится все труднее.

В Издательстве «ИНФРА-М» при содействии Фонда поддержки российского учительства вышел в свет учебник доктора экономических наук, профессора С.Д. Резника «Управление кафедрой».

Необходимость в такой книге возникла давно. Руководить людьми всегда было непросто, тем более, когда речь идет о профессорах и доцентах, «неуправляемых» творческих людях -ученых. За последние годы в вузах, особенно региональных, накопилось немало проблем.

Приведу лишь некоторые данные, полученные в результате анализа состава заведующих кафедрами российских вузов.

Средний возраст заведующих исключительно высок -51,6 года. При этом возраст до 40 лет имеют менее 10% заведующих кафедрами, возраст до 50 лет имеют 37,2% заведующих кафедрами, старше 50 лет - 62,8%, в том числе старше 60 лет - 26%, или более четверти управлен-

ческого корпуса. Выявленная статистика свидетельствует о крайне неудовлетворительном возрастном составе управленческого корпуса вузов, его старении и негативном влиянии этих процессов на динамизм и активность деятельности по руководству кафедрами, создание стратегического резерва подготовки деканов и ректорского корпуса.

Среди заведующих кафедрами 56,1 % докторов наук, профессоров и 43,6% не имеют степени доктора наук или звания профессора. Средний возраст заведующих кафедрами, докторов наук, профессоров - 56,5 года, кандидатов наук, доцентов - 48,9 года. Свыше 50% заведующих кафедрами, имеющих ученые степени кандидата наук, старше 50 лет, а 15% кандидатов наук руководят кафедрами в возрасте более 60 лет. И только 20% заведующих кафедрами имеют экономическое или управленческое образование.

При этом 64,2% заведующих кафедрами до того, как возглавить их, работали рядовыми преподавателями или специалистами, 32,6% -возглавляли отделы и службы и только 3,2% возглавляли предприятия или организации. Следовательно, основная масса заведующих кафедрами пришла на ключевую в вузе руководящую должность, не имея ни опыта управленческой деятельности, ни соответствующей тео-

ретической (экономической или управленческой) подготовки.

Средний стаж руководства кафедрой в целом по российским вузам составил около Шлет. Однако свыше четверти заведующих возглавляют свои кафедры менее 3 лет, а 37% -менее 5 лет. Таким образом, более трети руководителей кафедр не имеют ни достаточного опыта руководящей работы, ни теоретической управленческой подготовки.

Среди заведующих вузовскими кафедрами 82,6% мужчин и только 17,4% женщин.

Приоритетными критериями подбора сотрудников на кафедру в настоящее время являются активность и целеустремленность, и лишь затем - наличие ученой степени, опыт работы в вузе и наличие ученого звания. Следовательно, высшие учебные заведения заинтересованы в том, чтобы привлекать наиболее активных сотрудников, которые могут помимо преподавательской деятельности заниматься научной и организационной работой, тем самым в комплексе решая кафедральные задачи.

Отмечу, что на 46,5% кафедр нет резерва на должность заведующего, резерв подобран, но неофициально - на 37,2% кафедр, а официально - в резерве руководящих кадров есть сотрудники всего на 16,3% обследованных кафедр.

Один из важнейших для выпускающих кафедр - вопрос трудоустройства выпускников. Однако из опросов заведующих следует, что только 32,3% кафедр активно контактируют с работодателями с целью трудоустройства выпускников, 41,2% указали, что их кафедра способствует трудоустройству выпускников лишь в том случае, если есть заявки от организаций, а 16,9% кафедр вообще пассивно относятся к проблеме трудоустройства студентов.

Анализ организации научной работы на кафедрах свидетельствует, что лишь на 67,9% кафедр преподаватели регулярно занимаются научной работой, на 31,1% - периодически или вообще не занимаются.

Важнейшим приоритетом в деятельности заведующего кафедрой является управление ка-

федрой (по 5-балльной шкале респонденты оценили этот вид деятельности в 4,8 балла); 4,5 балла респонденты присвоили научной деятельности, 4,1 балла - учебной.

Планируют свое рабочее время только 68,3% заведующих кафедрами.

Желают ли действующие заведующие кафедрами продвигаться в должности к следующим ступеням (декан, ректор)? Желают продвигаться в должности 56,7%, не желают - 31,8%, не задумывались над этим вопросом - 11,5% опрошенных заведующих. Таким образом, около половины действующего управленческого корпуса вузов не заинтересованы в качественном росте и продвижении по службе.

В целом, анализ состава и сложившейся практики руководства кафедрами вузов России свидетельствует о наличии серьезных диспропорций в составе заведующих кафедрами и значительных резервов для улучшения их деятельности.

Методы работы, знания, умения и навыки, сформировавшиеся у многих вузовских управленцев в прежних условиях хозяйствования, становятся недостаточными для реализации изменившихся управленческих функций. Современный, сильный вузовский менеджер не мо- оз жет возникнуть в одночасье или в результате | проведения какой-либо одной педагогической 1 акции. Необходимы

планомерные усилия по ор- о ганизации обучения управленческого персона- § ла в вузах с учетом требований, предъявляемых 3 сегодня к профессиональным

и личным качес- ^ твам лидеров сферы высшего образования. 8

Как преподаватели, руководители кафедр

И "со

других вузовских структур привыкли в основ- £ ном учить других и прежде всего студентов. §, Возможности их собственной учебы в органи-зованных формах в последние годы снизились, § а традиционная учеба в институтах и на фа- 5 культетах (курсах) повышения квалификации, 2 как правило, не затрагивала главную, организа- ^ торскую, сторону их деятельности, в основном ~ ориентировала на повышение личной педагоги- § ческой квалификации по учебным дисципли-

150

Поршнев А.Г.

нам. Необходимость управленческой учебы руководителей кафедр и факультетов возросла и по ряду других причин:

• резко изменились и усложнились условия и характер деятельности руководителей в вузах;

• обострилась конкурентная борьба между вузами за выживание на рынке образовательных услуг;

• роль и значение кафедр и их руководителей резко возросли.

К сожалению, действенная внутривузовская система формирования, обучения и развития управленческого персонала в большинстве вузов до настоящего времени не создана. В результате многие вновь избранные заведующие кафедрами и деканы крайне медленно набирают опыт, не создают условий для формирования и развития резерва на выдвижение, нередко сами тормозят реформирование и развитие высшей школы.

Высшая школа, создав эффективную систему подготовки и повышения квалификации руководящих кадров для всех отраслей народного хозяйства, пока еще слабо позаботилась об управленцах своей, вузовской, среды. Кафедры возглавляют вчерашние преподаватели, имею-I- щие нередко прекрасную научную и педагоги-3 ческую подготовку в том или ином направле-нии, и... практически никакой - управленчес-кой или экономической. Назначая их на руково-2 дящие должности в вузе, мы обрекаем их, а по-* рой и подчиненные им коллективы, на тяжелую | жизнь, профессиональные ошибки и их пос-¿э ледствия.

.5 Предметом рассматриваемого учебника яв-| ляется управленческая деятельность заведую-| щего кафедрой. Цель учебника - методическое § обеспечение повышения управленческой ква-я лификации как действующих, так и потенциям альных заведующих кафедрами. ^ Учебник раскрывает: 5 • бщие принципы управления в вузе; £ • методы управления педагогическим кол-° лективом;

¿5 • теорию и практику мотивации труда;

• основные принципы взаимоотношений с руководителями и подчиненными;

• систему управления учебно-воспитательным процессом, научной и социальной работой в подразделении;

• систему организации личного труда руководителя.

Книга содержит методический инструментарий обучения: конспект лекций, методические рекомендации, контрольные вопросы и практические задания, базируется на концепциях менеджмента, разрабатываемых автором в течение многих лет и изложенных в его 3 учебниках, 10 монографиях и 20 учебных пособиях.

Уверен, что новый учебник позволит молодым преподавателям кафедр:

• лучше понять принципы и особенности управления в вузе;

• получить комплекс знаний в области менеджмента в образовании;

• приобрести необходимые навыки и умения по организации практической деятельности заведующего кафедрой.

Книга состоит из четырех смысловых разделов, включающих 34 главы.

В первой главе раздела «Руководитель и научно-педагогический коллектив в системе управления вузом» рассматривается сущность управления высшим учебным заведением как организацией, философия управления современным высшим учебным заведением, представлены содержание и характер труда заведующего кафедрой. Во второй главе приводится разработанная автором модель качеств заведующего кафедрой, которая учитывает специфику его работы. Третья и четвертая главы посвящены изучению личности в педагогическом коллективе и формированию «команды» на кафедре.

Раздел «Методы руководства научно-педа-гогическим коллективом» посвящен технологиям управления жизнедеятельностью кафедры и работе ее сотрудников. Главы раздела отражают практику управления персоналом в вузе. Речь идет об административных, экономических и социальных методах руководства, о формирова-

нии индивидуального стиля заведующего кафедрой, рассматриваются также принципы управленческого общения, процесс подготовки к нововведениям и пути разрешения конфликтов. В этом разделе отражены подходы к подготовке резерва на выдвижение и повышению квалификации, а также правовые аспекты работы заведующего кафедрой.

В разделе «Управление функциональными процессами» основное внимание уделяется проблемам управления кафедрой по ключевым направлениям ее деятельности: стратегии управления кафедрой, учебному процессу, научной и социальной работе. Здесь показаны возможности коммерческой деятельности вуза, обоснованы правила и процедуры проведения аттестации вуза. Кроме того, особое внимание уделяется работе со студентами, а именно, управлению практической подготовкой студентов, их трудоустройству. В отдельную главу выделены вопросы взаимодействия кафедры и факультета.

Главы заключительного раздела «Организация личного труда заведующего кафедрой» посвящены совершенствованию условий и методов рационализации личного труда, роли информации в работе заведующего кафедрой. Рассматриваются проблемы делопроизводства, раскрываются составляющие элементы делового общения заведующего кафедрой, уделено также внимание его имиджу и личной привлекательности. Особый акцент сделан на технике планирования личной работы руководителя в вузе, методах выбора приоритетов в повседневной деятельности.

Основная апробация работы была осуществлена в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, где успешно работает Школа управленческого персонала, сформирован резерв на выдвижение, с которым ведется активная работа, созданы нормативная база и методические пособия. Кроме того, по материалам рукописи учебника опубликован цикл статей в журнале «Лидеры образования» (2002 - 2004 гг.).

Уровень изложения материала в учебнике соответствует современным достижениям отечественной и зарубежной управленческой мысли. Книгу характеризует доступный стиль изложения материала, наличие резюмирующей части, практических заданий, контрольных вопросов, списка рекомендуемой литературы по каждой главе.

Развернутое введение освещает результаты проведенного под руководством автора опроса заведующих кафедрами вузов России. Учебник иллюстрирован схемами, рисунками, графиками, помогающими усвоению изложенного материала.

Несмотря на очевидные достоинства учебника, нельзя не сделать и ряд замечаний.

Например, можно было бы глубже рассмотреть проблему взаимоотношений кафедры с факультетом, шире раскрыть механизм разрешения конфликтных ситуаций на кафедре при осуществлении нововведений. Конечно, это не умаляет общей научной и практической значимости учебника, и в целом может рассматриваться как пожелания на будущее.

Уверен, что использование учебника «Управление кафедрой» будет способствовать росту квалификации руководящих кадров вузов ср России и как следствие повышению качества | подготовки специалистов. 1

Отмечу, что в течение многих лет автор о учебника, директор Института экономики и ме- » неджмента Пензенского государственного уни- Ё5 верситета архитектуры и строительства, заслу- 1 женный работник высшей школы РФ, д.э.н., о профессор С.Д. Резник является активным чле- "го ном Президиума УМО вузов России по образо- д ванию в области менеджмента. Он - победи- §, тель Всероссийского конкурса «Лидер в обра- дэ зовании-2001», лауреат премии Правительства § РФ в области образования. 5

Книга профессора С.Д. Резника адресована 2 заведующим кафедрами. Но я уверен, что ее с ^ интересом прочтут и деканы, и ректоры, а так- " же ближайший резерв на выдвижение. §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.