Научная статья на тему 'Вузовский курс «Истории» в системе современного российского образования: проблемные аспекты'

Вузовский курс «Истории» в системе современного российского образования: проблемные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / высшее образование / вуз / услуга / онлайн-курсы / цифровизация / патриотическое воспитание / история / историк / историческое образование / преподаватель / education / higher education / university / service / online courses / digitalization / patriotic education / history / historian / historical education / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Викторовна Кузенкова, Елена Геннадьевна Щемелева

Современные вызовы общественного развития актуализируют проблему ценностных ориентиров молодежи, роль национальной идеи для сплочения российского общества, формирования гражданской позиции молодого поколения. В связи с этим в статье поднимается вопрос о значении исторического образования в современных реалиях развития российского общества, затрагиваются актуальные вопросы обучения истории в вузе, развития современного учебного процесса. Авторы уделяют отдельное внимание проблеме усиления мотивации к получению высшего образования. Делается акцент на принципиальных отличиях российской системы образования от западной модели. В статье рассматриваются такие дискуссионные вопросы образовательной сферы, как отношение к получению образования как к услуге, внедрение онлайн-лекций, цифровизация. Обращается особое внимание на роль исторического знания в патриотическом воспитании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The university course “History” in the system of modern Russian education: problematic aspects

Modern challenges of social development actualize the problem of youth value orientations, the role of the national idea for the cohesion of Russian society, the formation of the civic position of the younger generation. In this regard, the article raises the question of the importance of historical education in the modern realities of the development of Russian society, touches on topical issues of teaching history at the university, the development of the modern educational process. The authors pay special attention to the problem of increasing motivation to obtain higher education. The emphasis is placed on the fundamental differences between the Russian education system and the Western model. The article discusses such controversial issues of the educational sphere as the attitude to education as a service, the introduction of online lectures, digitalization. Special attention is paid to the role of historical knowledge in the patriotic education of young people.

Текст научной работы на тему «Вузовский курс «Истории» в системе современного российского образования: проблемные аспекты»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ/ METHODS OF TEACHING

УДК 378

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-2-236-241

Дата поступления (Submitted) 18.01.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 02.02.2024

Вузовский курс «Истории» в системе современного российского образования: проблемные аспекты

МАРИНА ВИКТОРОВНА КУЗЕНКОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191186, Санкт-Петербург, канал Грибоедова, 30/32 e-mail: marinahistory@yandex.ru

ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА ЩЕМЕЛЕВА

кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191186, Санкт-Петербург, канал Грибоедова, 30/32 e-mail: shchemeleva.l@yandex.ru

Аннотация. Современные вызовы общественного развития актуализируют проблему ценностных ориентиров молодежи, роль национальной идеи для сплочения российского общества, формирования гражданской позиции молодого поколения.

В связи с этим в статье поднимается вопрос о значении исторического образования в современных реалиях развития российского общества, затрагиваются актуальные вопросы обучения истории в вузе, развития современного учебного процесса. Авторы уделяют отдельное внимание проблеме усиления мотивации к получению высшего образования. Делается акцент на принципиальных отличиях российской системы образования от западной модели.

В статье рассматриваются такие дискуссионные вопросы образовательной сферы, как отношение к получению образования как к услуге, внедрение онлайн-лекций, цифровизация.

Обращается особое внимание на роль исторического знания в патриотическом воспитании молодежи.

Ключевые слова: образование, высшее образование, вуз, услуга, онлайн-курсы, цифровизация, патриотическое воспитание, история, историк, историческое образование, преподаватель

The university course "History" in the system of modern Russian

education: problematic aspects

MARINA VICTOROVNA KUZENKOVA

PhD in History, Associate Professor of the department of social sciences Saint

Petersburg State University of Economics 191186, Russian Federation, Saint Petersburg, Canal Griboedova Emb., 30/32

e-mail: marinahistory@yandex. ru

ELENA GENNADIEVNA SHCHEMELEVA

PhD in History, Associate Professor Saint Petersburg State University of Economics 191186, Russian Federation, Saint Petersburg, Canal Griboedova Emb., 30/32

e-mail: shchemeleva.l@yandex.ru

Abstract. Modern challenges of social development actualize the problem of youth value orientations, the role of the national idea for the cohesion of Russian society, the formation of the civic position of the younger generation.

In this regard, the article raises the question of the importance of historical education in the modern realities of the development of Russian society, touches on topical issues of teaching history at the university, the development of the modern educational process. The authors pay special attention to the problem of increasing motivation to obtain higher education. The emphasis is placed on the fundamental differences between

the Russian education system and the Western model.

The article discusses such controversial issues of the educational sphere as the attitude to education as a service, the introduction of online lectures, digitalization.

Special attention is paid to the role of historical knowledge in the patriotic education of young people. Keywords: education, higher education, university, service, online courses, digitalization, patriotic education, history, historian, historical education, teacher

Проблемы, затрагиваемые авторами, не являются новыми, тем не менее, и на сегодняшний день они не утратили своей актуальности. Преимущество полноценного гуманитарного образования связано с вопросами, которые человечество задавало и будет задавать себе всегда: смысл жизни, целеполагание, устройство общества, воздействие человека на других людей, взаимоотношения власти и общества. При этом гуманитарии не замыкаются на себе, а активно взаимодействуют с другими областями знаний. Особые задачи стоят перед исторической наукой, способами и методами ее изучения, а значит, и перед педагогами-историками.

Ломка на рубеже ХХ-ХХ1 вв. прежней системы образования и ценностей, болонизация высшей школы создали собственные трудности и преграды в преподавании многих гуманитарных дисциплин. Попала под жернова подобного реформирования и система исторического образования.

Достаточно сказать, что если сейчас предъявить те же требования, которые существовали в советской системе образования, то 75-80% студентов вузов не смогли бы сдать зачеты, и не только по истории. Но, по истории особенно, так как сформировался целый комплекс причин, осложняющих коммуникацию студентов и педагогов, в том числе и психологического характера. К таковым можно отнести: активное предубеждение, предвзятость, неприятие, непонимание необходимости изучения истории, оппозиционность к предмету и преподавателю.

Реформа образования, затянувшаяся на длительный период, привела в конечном счете к развалу еще советской образовательной системы. Стремясь разрушить все советское, реформаторы 1990-х, в результате сознательно убрали и все лучшее, что в этой системе было. И самое главное, что эти процессы продолжались и углублялись в дальнейшем.

Первопричиной стали изменения, связанные с введением школьного ЕГЭ, которое изъяло вступительные экзамены в вузы, и вместе с ними главное - прежнюю профориентацию, целеустремленность, осознанный выбор профессии, интерес и увлеченность избранной тематикой. Фактически многим студентам стало в известной степени все равно, на каком из пяти факультетов, охваченных копиями ЕГЭ, они будут учиться, лишь бы приняли с их баллами.

Не все в полной мере осознают и важность получения образования. На это обращала внимание и министр просвещения О. Ю. Васильева в 2018 г.

В частности, она выступила против расширения прав абитуриентов - подавать заявления сразу в 5 вузов. «Считаю, что девальвация высшего образования должна быть прекращена», - приводит слова Васильевой РИА «Новости». По мнению министра, именно это приводит к девальвации образования [1]. «Знания 94 % выпускников вузов не соответствуют полученным дипломам о высшем образовании», - обращает внимание министр [2]. Это означает, что такой выпускник не сможет должным образом работать по специальности, которой он обучался в вузе.

Существенный вред нанесло и отношение к получению образования как к услуге. Это обстоятельство повлияло на формирование соответствующего отношения к важному и непростому труду педагогов как к деятельности обслуживающего персонала со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями. И, несмотря на последующее стремление изменить сложившуюся ситуацию, нельзя утверждать, что на сегодняшний день это удалось реализовать в полной мере.

Примитивные потребительские представления сыграли злую шутку. Уже настолько въелись разглагольствования об образовании как услуге, что многие студенты стали воспринимать образование не как платное, а как оплаченное: мы уже заплатили, свою часть договора выполнили, а теперь вы нас образовывайте. А мы посидим и посмотрим, как это получится, да еще и в игры поиграем, и музыку послушаем в гаджетах. Студенты (особенно это касается обучающихся не на бюджетной основе) нередко считают, что, поскольку преподаватель оказывает услугу, то он не может «навязывать» не только мнение, но и дисциплину, порядок, правила взаимодействия. Нельзя не согласиться с мнением Е.Ю. Игнатьевой: «Институциональные функции образования не вмещаются в сервисные рамки... Образование наравне с культурой как единственные способы сохранения человеческого в человечестве, благодаря чему человек обретает Образ - такой взгляд диссонирует с теми смыслами, что вкладывается в понятие услуг, в том числе и в менеджменте качества» [3, с. 230].

Получение высшего образования осуществляется обучающимися не только в их личных интересах. Студент получает образование и в целях обеспечения интересов общества и государства в целом. Этим он отличается от обычного потребителя, который приобретает услугу или товары для своих личных нужд.

Как справедливо отмечает ректор Санкт-Пе-

тербургского гуманитарного университета профсоюзов А. С. Запесоцкий: «Нет ничего опаснее для будущего страны, чем прививать учащейся молодежи мироощущение потребителей. Это приводит к «клиентизации» вузовского образования, т.е. построению взаимоотношений по принципу «чего изволите?» [4, с. 49]. В вузе проявляются такие негативные признаки подобного отношения к обучению, как формальное отношение к экзамену или зачету, «условный» перевод на следующий курс и другие примеры в практике современного высшего образования.

Квалифицированные и добросовестные педагоги, чтобы удержаться на работе и избежать жалоб, нередко вынуждены поступаться совестью и принципами, смиряться с падением уровня образования, подстраиваться под новый уровень студентов. Поэтому все чаще раздаются призывы «адаптироваться» к нынешним студентам, «пойти им навстречу» - то есть просто снизить «планку». Это все звенья одной цепи - ломки традиционной системы образования, утраты здравого смысла, навязывания чужеродных «ценностей».

Отчасти этим объясняется и активное внедрение записанной экранной онлайн-лекции. Мотивировалось это, в том числе, и тем, что студентам удобнее будет посмотреть и прослушать лекцию в любое время и в удобном месте. Это демонстрирует яркое проявление пропаганды не усердия и целеустремленности, а потребительского образа жизни, что также отражает отношение к образованию как к услуге, а не как к призванию и профессии.

Бесспорно, онлайн-курсы известных ученых, специалистов, лекторов действительно могут быть хорошим дополнительным подспорьем для более глубокого изучения студентами своей специальности и ее деталей. Онлайн-курсы полезно использовать в образовательном процессе студентов заочной формы обучения, при работе со студентами с ограниченными возможностями. Во время пандемии COVID-19, в условиях дистанционного обучения, подобные курсы также оправдали себя. Но это не означает, что надо вытеснить живые лекции и семинарские занятия, живое общение обучающихся с педагогами. Подобная практика, безусловно, снижает уровень квалификации преподавателя, уровень образования в целом, его прежние традиции и престиж, завоеванные предыдущими поколениями, в известной степени, девальвирует и дискредитирует диплом вуза.

Неоднозначным является и отношение к проникающим форсированными темпами в образовательные учреждения онлайн-курсам. Так, по данным опросов, из 1707 человек, представлявших 93 вуза Российской Федерации полностью не согласны, что дистанционный формат обучения удобен - 32,7%, скорее не согласен 37,2%, а полностью согласны только 6,1%, скорее соглас-

ны 19,9% [5].

Новые технологии действительно необходимы, открывают много возможностей и перспектив, особенно историкам для научной деятельности: оцифрованные архивные документы становятся все более доступными для научно-исследовательской работы. Онлайн-курсы дополняют базовое образование, помогают усвоению лекций, подготовке к практическим занятиям, способствуют углублению знаний. Но все-таки их нельзя заменить «живыми» лекциями, содержащими определенный концептуальный подход, базирующийся на научных методологиях, и которые читаются квалифицированными педагогами. Если в математике и других естественных дисциплинах онлайн-лекции могут, в определенной мере, восполнить и дополнить сокращенные базовые курсы, то в гуманитарных - такая подмена сродни деградации и профанации, почти фикция.

Но ведь и сами студенты, вполне владеющие базовым уровнем дистанционного обучения, тем не менее признаются, что не всегда смотрят лекции, транслируемые посредством интернета [6].

В этой связи не вполне уместной представляется и ссылка на западный опыт высшего образования, не учитывающая его принципиальные отличия. Российская система была основана на том, что надо НАУЧИТЬ всех всему необходимому. Западная же система вытекает из принципа борьбы за выживание, конкуренции за «место под солнцем», что связано с совершенно другим подходом - отфильтровать слабых, оставить только способных студентов, которые могут практически самостоятельно осваивать предлагаемые вузовские темы и курсы, документы, литературу. Западная молодежь с молоком матери впитывает борьбу за лучшее место в жизни, у нее, можно сказать, уже врожденное чувство конкуренции. Наша молодежь еще не осознала для себя в полной мере, по многим причинам, в том числе, ментальным, необходимость вгрызаться в жизнь. В итоге мы получаем недостаточный уровень квалификации выпускников вузов.

Наши студенты к рыночному этапу отечественной истории еще не в полной мере осознали особенности новой для нас цивилизации рынка и конкуренции, и не смогли избрать адекватную модель поведения. Если там все уже на ментальном и генетическом уровне, то у нас, как правило, набираются опыта на собственных ошибках.

Проблему создает и глобальное внедрение цифровизации, повсеместного тестирования. Необходимо помнить, что главная цель образования - не формальные баллы, а получение знаний, глубокое понимание выбранной специальности.

Вред компьютеризации состоит и в том, что она способствует снижению уровня остаточных знаний, влияет на то, что атрофируются те участки головного мозга, которые отвечают за логику,

аналитику, память. Студенты первыми становятся жертвами постиндустриального «информационного общества»: они так уверовали в возможности мировой паутины и своих гаджетов, что утратили понимание необходимости изучать, запоминать и осмысливать материал - считают, что все можно найти в Интернете. Там действительно многое можно посмотреть и уточнить, но нельзя понять. А ведь проблемой на сегодняшний день стало фактическое нежелание и неумение вчерашних выпускников школ работать с книгой. К тому же без регулярной работы с учебной литературой студенты даже не могут подчас сформулировать и задать вопрос в Сеть, не знают, что именно у Яндекса и Гугла спрашивать, критично отнестись к находимой там информации.

У некоторых первокурсников уже сложилась такая психологическая зависимость от своих гаджетов, что она парализует их ум и волю, и они не в состоянии самостоятельно ответить даже на легкий или просто логический вопрос, изложить свои мысли на бумаге, сформулировать свое мнение. И это, на сегодняшний день, является распространенным явлением.

Этой проблемой заинтересовались в Тюменском государственном университете. Согласно их исследованиям, большинство студентов не умеют правильно читать сложные тексты - в том числе научные статьи, различные справочники и т.д. Они читают текст, но не понимают его [7].

У студентов уже сформировалась интеллектуальная зависимость от Интернета и гаджетов, снизились способности к концентрации внимания и усвоению материала. Рост технических возможностей гаджетов привел к невостребованности личных способностей и талантов учащихся, частичной атрофии навыков запоминания информации и способности к ее анализу. Упрощенно говоря - стало лень думать, если все есть в Интернете.

К сожалению, оценку порой предопределяют не знания предмета, а качество и объем памяти гаджета, навыки быстро найти и списать ответ. Это становится характерной проблемой по всем дисциплинам, в том числе и по истории.

Многие первокурсники (и чем дальше, тем больше) просто даже не догадываются, какие в действительности вопросы рассматривает историческая наука, анализируя закономерности, движущие силы истории, направленность исторического прогресса, причины цивилиза-ционных различий и геополитических противостояний. В лекциях преподаватель стремится сделать акцент не на частных деталях, а сформировать целостную картину мира, и ставит своей основной задачей - вовлечь студентов в освоение предмета.

Трудно не согласиться и с мнением о том, что тотальная цифровизация и компьютеризация учебного процесса была задумана не столько

для улучшения образования, сколько для его удешевления методом «оптимизации» и сокращения преподавателей.

Добавим, что компьютер не может научить любить свою Родину. Компьютер ответит на вопросы, когда было событие, кто провел те или иные реформы, познакомит с различными оценками и мнениями. А любовь к Родине - это жгучее желание дать ответ, даже отпор своим и западным русофобам.

И здесь мы обращаемся еще к одной, важнейшей на сегодняшний день проблеме - проблеме патриотического воспитания молодежи [8]. В современных геополитических условиях предпринимаются частые попытки исказить факты, фальсифицировать, переписать общую историю ради удовлетворения чьих-то политических амбиций. Можно ли с уверенностью сказать, что наши сегодняшние студенты, вчерашние школьники, могут самостоятельно разобраться в потоке противоречивой информации, в полярных точках зрения и, что называется, отделить зерна от плевел? Достаточно ли им для этого багажа знаний, который обеспечивает современная система образования? К сожалению, нет. Планомерное сокращение программ по изучению гуманитарных дисциплин и, прежде всего, истории, привело к тому, что у подрастающего поколения уже нет тех прочных системных знаний, какими обладали учащиеся в доперестроечный период.

Как уже отмечалось выше, школьное образование, главным образом, нацелено на подготовку к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, педагоги занимаются «натаскиванием» на предстоящие тестирования и нередко обходят стороной предметы, нерейтинговые, с точки зрения абитуриента, в том числе историю, которая в большинстве вузов была выведена из списка обязательных вступительных испытаний. Итог - низкий уровень знаний по истории нашей страны у студентов первого курса, отсутствие базы, на которую возможно было бы надстраивать высшее образование, неспособность студентов увидеть за фактами причинно-следственные связи, сделать правильные выводы, отличить историческую правду от вымысла.

Сокращение аудиторных занятий по историческим дисциплинам, перевод их в часы для самостоятельной работы студентов приобрело масштабы катастрофы. Студенты буквально «тонут в ворохе информации», которую на них обрушивает интернет, и, как правило, не могут в ней разобраться.

Молодые люди, приезжающие учиться в Санкт-Петербург со всех концов страны, уже в вузе с удивлением и интересом начинают открывать для себя страницы истории, которые в советский период были буквально у всех на устах: блокада и героическая оборона Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, беспримерный подвиг защитников города, ратный труд

выдающихся полководцев Великой Отечественной войны, героизм тружеников тыла и многое другое. Без знания истории своего народа, без гордости за его героическое прошлое невозможно сохранить патриотическую идею. Важным звеном в процессе патриотического воспитания должно стать постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, без чего невозможно формирование представления о роли и месте России в мировой истории, об уникальности нашего государства, перспективах его развития.

Для решения этих вопросов, в соответствии с «Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования», с 1 сентября 2023 года на преподавание истории России в вузах выделено 144 академических часа. Очень важно и то, что доля «контактной работы обучающихся с педагогическими работниками» не должна быть ниже 80% при очном обучении и 40% при очно-заочной форме [9; 11]. Высшие учебные заведения стали обучать студентов по обновленным образовательным программам в соответствии с новыми образовательными стандартами. Историю в вузе изучают все студенты, в обязательном порядке, независимо от специализации. Это решение представляется очень своевременным. Не в последнюю очередь эти изменения связаны и с повышением роли воспитательной функции образования.

В России историк больше, чем историк. Именно историки стали отбивать как внешние нападки на нашу цивилизацию, так и внутренние попытки компрадорской элиты перелицевать прошлое. Их нельзя заменить компьютерами. Общаясь с преподавателем, студент спорит, спрашивает, анализирует исторические события, учится делать самостоятельные выводы. И в этом процессе формируется осознание неразрывной сопричастности к судьбе своей страны, чувство любви к Родине.

Сейчас именно наша отечественная история, вместо прежней идеологии, оказалась в прицеле новой «холодной» пропагандистской гибридной войны, подвергается нападкам и из закулисья, и со стороны доморощенных искателей сенсаций и разоблачений. И именно историки оказались на переднем фланге борьбы с этими проявлениями.

История - это каркас нашего общего дома, такая же скрепа общества, как и русский язык; вместе они формируют самосознание нации, ее идентичность, общность многонационального народа страны, единство слов, смыслов, приоритетов, представлений.

История - наука не столько о фактах и событиях, сколько о процессах и явлениях, закономерностях и особенностях, объективных и субъективных факторах, реформах и революциях,

действиях масс и роли личности. История как наука сложнее математики, так как в ней больше неизвестных (факторов, влияющих на событие) и они постоянно меняются. Предлагать историкам давать только факты равносильно предлагать филологам давать студентам словари и думать, что те самостоятельно смогут по ним овладеть иностранным языком. История слишком сложная и глубокая дисциплина, чтобы студенты, особенно с низким уровнем школьных знаний, смогли бы самостоятельно по учебнику или с помощью Интернета разобраться в хитросплетениях событий, их предпосылок и последствий; понять отличия менталитета и особенности цивилизации; быть в состоянии многоаспектно сопоставить, сравнить историю своей страны с историей других государств.

И чем ниже уровень абитуриентов, тем больше им требуется опытный педагог, который бы стал наставником и проводником по историческим лабиринтам, мог направить их работу на познание глубинных сил истории, а не только курьезных фактов, исторических анекдотов и поверхностных представлений.

Бессмысленно бояться, что преподаватели повлияют на мировоззрение студентов. На него все равно кто-нибудь повлияет, ниоткуда оно не возьмется. Так уж лучше специалист, чем подворотня и паутина.

Думаем, что бесформенное, газообразное, сотканное из лоскутков чужих мыслей и фраз, бесполое, выхолощенное изложение истории вовсе не может и не должно быть альтернативной авторскому подходу. Или профессионалы должны читать лекции под грифом «No comment». Это означало бы отдать молодое поколение на откуп блогерам, зарубежным сайтам и манипуляторам общественным сознанием.

История - это не обрывки чужих мыслей. У опытного преподавателя складывается своя гармоничная трактовка событий, модель исторического процесса, видение прошлого, оценка настоящего. Это профессионалы, специалисты, ученые, они этому посвятили жизнь, диссертации, монографии, интеллект, интерес, труд. В прошлом историю называли «наставницей жизни». Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что курс истории необходим для углубления гуманитарной составляющей обучения и обращает особое внимание на формирование у подрастающего поколения исторического сознания, которое лежит в основе понимания сущности нынешних процессов и событий. «Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к великому патриотическому, духовному, культурному наследию Отечества позволяет делать верные выводы из прошлого», - подчеркнул президент на Всероссийском форуме 9 мая 2022 г. «Сила - в правде» [10].

Именно историческое сознание является наиболее существенной составляющей граж-

данской идентичности народа Российской Федерации. Общность в понимании исторического прошлого необходима для обеспечения единства многонационального народа России. Гражданин нашей страны должен обладать способностью осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формули-

Литература и источники

ровать и аргументированно отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории [11]. Формирование такого мировоззрения и понимания сути происходящих процессов и явлений окружающей действительности является важнейшей задачей исторического образования, особенно в современных геополитических условиях.

1. Васильева выступила против подачи абитуриентами документов сразу в пять вузов - ТАСС - URL: https:// tass.ru/obschestvo/5761476 (дата обращения 15.01.2024).

2. Общероссийский образовательный портал. Выбора из пяти вузов больше не будет - URL: https://obrmos.ru/ go/go_vys/Articles/go_vys_art_1vuz.html?ysclid=lrgm27ucjg431174 066 (дата обращения 16.01.2024).

3. Игнатьева Е. Ю. К вопросу об образовании как услуге // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 228-230.

4. Запесоцкий А. С. Образование не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. № 2. 2002. С. 48-50.

5. Преподаватели о дистанте // Коммерсантъ. № 9. 14.04.2021. с. 39.

6. Четверть преподавателей вузов России не подготовлены для проведения занятий онлайн. Московские новости. Московский бизнес портал - URL: https://globalmsk.ru/news/id/38285 (дата обращения 15.01.2024).

7. Институт образования ВШЭ: сайт - URL: https://ioe.hse.ru/ (дата обращения 15.01.2024).

8. В Минобрнауки России обсудили вопросы патриотического воспитания в вузах // minobrnauki.gov.ru: сайт -URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/25197/ (дата обращения 16.01.2024).

9. В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // minobrnauki.gov.ru: сайт - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ novosti-ministerstva/63748/ (дата обращения 15.01.2024).

10. Знание истории поможет сделать верные выводы из прошлого, заявил Путин - РИА Новости, 19.04.2022 -URL: https://ria.ru/20220419/istoriya-1784245449.html (дата обращения 15.01.2023).

11. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования (утв. протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 N ВФ/15-пр) <Письмо> Минобрнауки России от 20.02.2023 N МН-5/168376 О направлении информации (вместе с Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, утв. протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 N ВФ/15-пр) - URL: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376/prilozhen ie/?ysclid=lrhi2m89m7795894530 (дата обращения 17.01.2024).

References

1. Vasil'eva vystupila protiv podachi abiturientami dokumentov srazu v pyat' vuzov - TASS [Vasilyeva opposed the submission of documents by applicants to five universities at once - TASS]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/5761476 (accessed: 15.01.2024).

2. Obshcherossijskij obrazovatel'nyj portal. Vybora iz pyati vuzov bol'she ne budet [All-Russian educational portal. There will no longer be a choice of five universities]. Available at: https://obrmos.ru/go/go_vys/Articles/go_vys_art_1vuz.htm-l?ysclid=lrgm27ucjg431174 066 (accessed: 16.01.2024).

3. Ignat'eva E.Yu. K voprosu ob obrazovanii kak usluge // Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya. № 3 (76). 2019. s. 228-230. [Ignatieva E.Yu. On the issue of education as a service //The world of science, culture, education. No. 3 (76). 2019. p. 228230].

4. Zapesoczkij A.S. Obrazovanie ne usluga, student - ne klient // Vy'sshee obrazovanie v Rossii. № 2. 2002. s. 48-50. [Zapesotsky A.S. Education is not a service a student is not a client. Higher education in Russia. No. 2. 2002. p. 48-50.].

5. Prepodavateli o distante // Kommersant. № 9. 14.04.2021. s. 39 [Teachers about distance learning // Kommersant. No. 9. 14.04.2021. p. 39].

6. CHetvert' prepodavatelej vuzov Rossii ne podgotovleny dlya provedeniya zanyatij onlajn. Moskovskie novosti. Moskovskij biznes portal [A quarter of Russian university teachers are not prepared to conduct classes online. Moscow news. Moscow business portal]. Available at: https://globalmsk.ru/news/id/38285 (accessed: 15.01.2024].

7. Institut obrazovaniya VSHE [Institute of Education HSE]. Available at: https://ioe.hse.ru/ (accessed: 15.01.2024).

8. V Minobrnauki Rossii obsudili voprosy patrioticheskogo vospitaniya v vuzah [The Russian Ministry of Education and Science discussed issues of patriotic education in universities]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news/novosti-ministerstva/25197/ (accessed: 16.01. 2024).

9. V Minobrnauki Rossii utverdili Koncepciyu prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i naprav-lenij podgotovki [The Ministry of Education and Science of Russia approved the Concept of teaching Russian history for non-historical specialties and areas of training]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novo-sti-ministerstva/63748/ (accessed: 15.01. 2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Znanie istorii pomozhet sdelat' vernye vyvody iz proshlogo, zayavil Putin [Knowledge of history will help draw the right conclusions from the past, Putin said]. Available at: https://ria.ru/20220419/istoriya-1784245449.html (accessed: 15.01.2024).

11. Koncepciya prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i napravlenij podgotovki, realizuemyh v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya [The concept of teaching Russian history for non-historical specialties and areas of training implemented in educational institutions of higher education (approved by the protocol of the Expert Council for the Development of History Education dated 02/15/2023 N VF/15-pr)]. Available at: https://sudact. ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376/prilozhenie/?ysclid=lrhi2m89m7795894530 (Accessed: 17.01.2024).

© «Клио», 2024 © Кузенкова М.В., Щемелева Е.Г., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.