Научная статья на тему 'Вузовские практики как средство формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников'

Вузовские практики как средство формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / CROSS-CULTURAL COMPETENCY OF FUTURE SOCIAL WORKERS / ПРАКТИКА / PRACTICE / PRACTICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санин С.А.

Статья посвящена проблеме формирования мультикультурной компетенции будущих специалистов социальных организаций с целью эффективной профессиональной деятельности в условиях мультикультурного общества. Практика в вузе рассматривается как одно из перспективных средств формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников, поскольку позволяет закрепить полученные профессиональные мультикультурные знания и овладеть навыками межнационального взаимодействия в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical works in higher educational establishments as a mean of crosscultural competence formation of future specialists of social institutions

The article deals with the problem of formation of cross-cultural competency of future specialists of social institutions that would provide effective professional work in modern multicultural society. Practical work (practice) during studies in Higher Educational establishments is considered to be one of the most promissory means of the future social workers multicultural competency formation, because it allows them to acquire better professional multicultural knowledge and helps to get skills of international communications in the professional sphere.

Текст научной работы на тему «Вузовские практики как средство формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников»

Самая низкая вероятность вовлечения в занятость без официального оформления у пенсионеров, учащихся и не имеющих дополнительной работы.

Отсутствие оформления работников на работу в соответствии с законодательством автоматически относит работников в ранг неформально занятых. Повышение требований к соблюдению трудового законодательства руководителями предприятий и стимулирование вывода заработной платы из тени снизят уровень неформальной занятости без официального оформления.

Таким образом, управляющее воздействие на факторы, отражающие социальный профиль населения, занятого без официального оформления, позволяет регулировать неформальную занятость в рамках, соответствующих данной экономической ситуации в регионе или стране, например, можно упростить процедуру оформления индивидуальной деятельности, снизить уровень налогообложения, улучшить работу по профессиональной ориентации и созданию рабочих мест с неполным рабочим днем и т.п.

Литература

1. Единый архив социологических данных [Электронный ресурс]/ Независимый институт социальной политики. URL: http ://sofist. socpol. ru.

Санин С.А.

Вузовские практики как средство формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников

Происшедшие в последние годы социальные, политические и экономические изменения мирового масштаба привели к всплеску миграции, переселению и смешиванию народов, в результате чего современное общество стало мультикультурным. Данный факт влечет за собой изменение целей образования. Теоретико-методологической основой модернизации системы образования является переход к мультикультурно-ориентированной парадигме образования. Новая стратегия развития не только возрождает интерес к особенностям этнической культуры, как своего, так и иных народов, но и придает особую значимость подготовке будущего социального работника, способного эффективно выполнять профессиональные задачи в условиях мультикультурного общества. На сегодняшний день возросла потребность в социальном работнике, который обладает не просто профессиональной компетентностью, а имеет высокий уровень мультикультурной компетенции.

Анализ научной литературы, посвященной данному феномену (Ф. М. Малхозова, В.И. Матис, Г.В. Палаткина, Т.Т. Imohori and M.L. Laanigan, M.R. Hammer, H.Nishida), позволяет определить мультикультурную компетенцию как совокупность мотивов, знаний, умений и навыков, необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур в профессиональной деятельности. Мультикультурная компетенция будущего социального работника понимается нами как профессионально значимое интегративное качество будущего социального работника, формирующееся в процессе его профессиональной подготовки. Это качество проявляется в единстве мотивов принятия как ценности общего и специфического каждой культуры, знаний

о способах жизнедеятельности и развития мультикультурного мира, умений и навыков применения их в социальной работе, для решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с клиентами социальной службы, представителями иных культурных групп. Мультикультурная компетенция предполагает способность социального работника свободно ориентироваться в различных сферах современного социокультурного пространства. В структуру мультикультурной компетенции будущего социального работника входят мотивационный (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность социального работника на профессиональное самоопределение и продуктивную профессиональную деятельность в условиях культурного многообразия общества), когнитивный (совокупность знаний о сущности и механизмах достижения социальным работником поставленных профессиональных задач во взаимодействии с клиентами социальной службы разной этнической принадлежности) и деятельностный (освоение способов и приемов выполнения профессиональных задач в социальной работе с клиентами социальной службы различных национальностей) компоненты. Данные компоненты мультикультурной компетенции существуют в тесной взаимосвязи, их интеграция приводит к эффективности реализации профессиональной деятельности социального работника в мультикультурном обществе.

В ходе подготовки будущих социальных работников осуществляется их обучение для взаимодействия с разными категориями населения (мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, этническое меньшинство и др.), работа с которыми имеет свою специфику, и при этом не одинакова в разных учреждениях и службах. От того, к какой национальности принадлежит клиент социальной организации, с которым происходит процесс профессионального взаимодействия, от особенностей его темперамента и характера, зависит выбор техники работы с ним будущего специалиста. Этому можно обучить только во время прохождения будущими социальными работниками вузовских практик в социальных организациях и учреждениях. В связи с этим вузовские практики, имеющие мультикультурную направленность, мы рассматриваем в качестве приоритетного средства формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников.

Понятие средства обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности преподавателя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технологии деятельности). Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности [1]. И.П. Подласый характеризует средство как предметную поддержку учебного процесса [2]. Вузовские практики, направленные на формирование мультикультурной компетенции, выступают как совокупность профессионально-ориентированных видов практической деятельности, обеспечивающих поэтапное формирование компонентов мультикультурной компетенции: на ознакомительной практике формируются мотивы будущего социального работника к изучению особенностей и специфики культуры различных народов; в процессе учебной практики происходит формирование знаний о способах жизнедеятельности и развития мультикультурного мира; в процессе производственной практики будущий социальный работник приобретает умения и навыки профессиональной деятельности с клиентами различной этнической принадлежности; преддипломная практика обеспечивает совершенствование комплекса профессиональных мультикультурных знаний, умений и

навыков в процессе самостоятельной работы будущего социального работника, формирование способности к личной рефлексии в профессиональной деятельности в условиях мультикультурного общества.

В основе понимания вузовских практик как социально-педагогического средства формирования мультикультурной компетенции будущего социального работника лежит идея предоставления наибольших возможностей для личного роста будущих социальных работников посредством упорядочения видов практик, разнообразия объектов практик, подчинения их единому замыслу, единой цели формирования их мультикультурной компетенции. Для системы мультикультурной подготовки специалистов социальной работы характерна многофункциональность, которая предполагает, что функциями обладает как вся система в целом, так и каждый ее компонент. Функции выступают как факторы самосохранения и совершенствования системы и представляют отдельный, относительно самостоятельный вид деятельности в целях получения определенного результата в области проектирования, развития и совершенствования системы.

Нами выделены следующие функции системы мультикультурной подготовки будущих социальных работников: ценностная, аналитическая, организационная и экспертная.

Ценностная функция связана с целеполаганием и реализуется посредством выделения приоритетов в мультикультурной подготовке специалистов социальной работы в процессе практики.

Аналитическая функция обеспечивает образовательным учреждениям, ведущим подготовку таких специалистов, получение информации о потребностях социальной сферы, определение содержания системы: модернизацию, преемственных образовательных программ вузовской практики для подготовки специалиста с высоким уровнем мультикультурной компетенции.

Организационная функция задает механизм мультикультурной подготовки специалистов социальной работы в процессе практики на основе разработанных нормативно-правовых и научно-методических компонентов системы.

Экспертная функция обеспечивает экспертизу достижения поставленной цели -формирование мультикультурной компетенции будущего специалиста на каждом этапе вузовской практики.

Роль вузовских практик в формировании мультикультурной компетенции будущих социальных работников мы видим в ее потенциале по созданию условий для непрерывного повышения уровня мультикультурной компетенции. Получая теоретические мультикультурные знания, студент имеет возможность закрепить и применить их на практике, и выработать навыки и способности, необходимые для эффективной социальной работы в условиях мультикультурного общества.

Каждый вид практики формирует конкретный компонент мультикультурной компетенции будущего социального работника и несет свою специфическую функцию. Так, в процессе ознакомительной практики происходит формирование мотивов будущих социальных работников к изучению специфики и особенностей этнической культуры различных народов, следовательно, она будет иметь _мотивационно-побуждающую функцию, которая отвечает за формирование устойчивой мотивации к получению, развитию и совершенствованию знаний, умений и навыков будущего социального работника, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в условиях мультикультурного общества.

Мотивационно-побуждающая функция ознакомительной практики обеспечивает

развитие ответственности будущего социального работника за качественное выполнение профессиональных обязанностей по отношению к представителям иной этнокультуры. При этом категория ответственности понимается как субъективная форма активности, которая позволяет будущему социальному работнику осуществлять самоконтроль в процессе мультикультурного взаимодействия в профессиональной деятельности. Следовательно, при рассмотрении категории ответственности, как внутренней характеристики будущих социальных работников, мы говорим о внутреннем побуждающем механизме, личной заинтересованности, личных моральных установках, обуславливающих желание изучать особенности и специфику этнической культуры различных народов, и складывающихся во время прохождения будущими социальными работниками ознакомительной практики

Если мотивационно-побуждающая функция не была реализована в процессе ознакомительной практики, и у будущих социальных работников не сложилась устойчивая мотивация к получению, развитию и совершенствованию профессиональных мультикультурных знаний, умений, навыков и способностей, это свидетельствует об их пассивной позиции в вопросе формирования своей мультикультурной компетенции и профессиональной компетентности в целом. Можно предположить, что такие специалисты в условиях работы в мультикультурном регионе будут профессионально непригодны.

В процессе учебной практики формируются профессиональные знания будущих социальных работников о способах жизнедеятельности и развития мультикультурного мира, поэтому данный вид практики выполняет гносеологическую функцию (познавательную), сущность которой сводится к обогащению профессиональных знаний будущих социальных работников от элементарной грамотности до функциональной грамотности и мультикультурной образованности. Реализация этой функции учебной практики происходит через: углубление и систематизацию знаний будущих социальных работников об особенностях этнической культуры граждан, с которыми происходит процесс профессионального взаимодействия; расширение представлений студентов о содержании и особенностях взаимодействия социального работника с клиентами различных национальностей; пополнение знаниевого багажа будущих социальных работников в области социальной работы с гражданами различных этнических принадлежностей ; актуализацию развития способности к конструктивному взаимодействию с ними в профессиональной деятельности.

Гносеологическую функцию учебной практики можно назвать основополагающей. Владея совокупностью знаний об особенностях национальной культуры представителей различных этносов (проживающих в регионе), механизмах позитивного межэтнического взаимодействия, будущий социальный работник способен добросовестно и в полной мере выполнять свой профессиональный долг по отношению ко всем гражданам, независимо от их этнической принадлежности.

Все многообразие и специфику знаний, необходимых для эффективной профессиональной деятельности будущих социальных работников в условиях мультикультурности, невозможно уложить в учебные программы, составленные для аудиторного применения. Необходимые знания должны формироваться в процессе практического обучения, что будет образовывать динамическую целостность теории и практики обучения. Учебная практика, в этом случае, является образовательной ступенью, обогащающей уже имеющиеся элементарные теоретические знания будущих социальных работников.

Производственная практика, направленная на формирование умений и навыков социальной работы с клиентами различной этнической принадлежности, выполняет интегративно-преобразующую функцию, которая заключается в интеграции теоретического и практического обучения будущих социальных работников. В процессе производственной практики теоретические знания будущих социальных работников находят применение в практической деятельности, поскольку на данном этапе им предоставляется возможность не просто наблюдать за работой специалистов социальной организации, а полноценно и самостоятельно работать с клиентами (в том числе и с клиентами иной национальности) в течение какого-то времени. Профессиональные знания, которые получает будущий социальный работник, должны стать действующими на производственной практике, формирующими профессиональные умения в любой возникающей ситуации межнационального взаимодействия. Следовательно, проблема перехода теоретических знаний в практические умения и навыки актуализируется именно во время прохождения будущим социальным работником производственной практики. Реализация данной функции производственной практики происходит через: целенаправленное формирование умений и навыков конструктивного межэтнического взаимодействия на основе полученных профессиональных знаний; организацию профессионально-значимых диалогов, полилогов, бесед по телефону и при личном контакте с гражданами различной этнической принадлежности; выработку умений и навыков разрешения конкретных конфликтных ситуаций на этнической почве; формирование умений и навыков применения различных технологий работы с гражданами различных национальностей; формирование мультикультурной компетенции в процессе выполнения исследовательско-аналитической деятельности.

Преддипломная практика будущих социальных работников направлена на совершенствование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков в процессе самостоятельной работы будущего социального работника, формирование способности к личной рефлексии в профессиональной деятельности в условиях мультикультурного общества и выполняет адаптационную функцию. Важно, чтобы во время преддипломной практики у будущих социальных работников не возникало трудностей в процессе адаптации к профессиональной деятельности в условиях мультикультурного региона. Иначе они потеряют интерес к формированию мультикультурной компетенции и желание раскрыть собственные мультикультурные способности, перенесут негативное отношение к учебному процессу на выбранную профессиональную деятельность. Неумение найти выход из этой ситуации становится причиной, по которой будущий социальный работник отказывается от профессиональной карьеры, не успев ее начать.

В этой связи возрастает роль преддипломной практики как завершающего этапа формирования мультикультурной компетенции будущих социальных работников и их профессиональной подготовки в целом и определяющего весь ход их профессиональной карьеры в условиях мультикультурного общества.

Очевидно, что развитие, совершенствование набора профессиональных мультикультурных знаний, умений, навыков и способностей будущих социальных работников, составляющих системную совокупность свойств мультикультурной компетенции, должно являться целью высшего образования. Система практического обучения обладает потенциалом для преобразования содержания мультикультурной подготовки специалистов по социальной работе.

Следовательно, вузовскую практику можно рассматривать как важное средство формирования социально-личностных качеств будущего специалиста, а применительно

к нашей работе, как средство формирования мультикультурной компетенции будущего социального работника.

Литература

1. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст]/ П.И. Пидкасистый, Л.М.Фридман, М.Г. Гарунов.- М.: Пед. общ-во России, 1999. - 354 с.

2. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс [Текст]/ И.П. Подласый.- М.: Владос, 2003. - 574 с.

Информатизация образования Девтерова З.Р.

Возможности новых информационных технологий для формирования познавательной самостоятельности в обучении иностранному языку в

неязыковом вузе

На пороге ХХ1 века развитие Интернета превратилось в фактор глобального значения, открывающий новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов.

Основная задача современного высшего образования заключается в формировании личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, к творческому применению знаний, инновационной деятельности. Вряд ли возможно решить эту задачу только передавая знания в готовом виде от преподавателя к студенту. Обучение должно сводиться к организации активной учебно-познавательной деятельности студента, т.е. к развитию способности самостоятельно приобретать знания, умения сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательского, креативного подхода в обучении, формирования критического мышления, новой культуры. В настоящее время со стремительным нарастанием объема информации знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь студентам стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске.

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе является многогранным процессом, что, прежде всего, обусловлено основной целью - развитием личности студента, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.