УДК 070.421:070.433 ББК 76.02
ВУЗОВСКАЯ ПРЕССА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА
Н. В. Кодола, В. А. Глазкова
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современных печатных СМИ. Анализируется актуальная научная литература и выступления ведущих экспертов в средствах массовой информации по данной проблематике. Крупные и вузовские периодические издания сталкиваются с недостатком финансирования, материалы не отличаются оригинальностью, происходит массовый отток аудитории. Как в условиях конкуренции с интернет-СМИ выжить печатным изданиям? Пути решения выхода из этих проблем, исследуются в данном материале. Особое внимание уделяется трансформации вузовской прессы на примере газеты МПГУ «Педагогический университет». Выявлены необходимые подходы к исследованию проблем вузовской прессы, даются рекомендации по усовершенствованию работы редакций.
Ключевые слова: журналистика, пресса, печатные СМИ, вузовская пресса, газета, трансформация прессы.
UNIVERSITY PRESS IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SPACE
N. V. Kodola, V. A. Glazkova
Abstract. The article deals with the problems of modern print media. The actual scientific literature and speeches of leading experts in the media on this issue are analyzed. Large and University periodicals face a lack of funding, the materials are not unique, there is a massive outflow of audience. How can print media survive in competition with online media? Ways to solve these problems are investigated in this material. Special attention is paid to the transformation of the University press on the example of the newspaper „Pedagogical University". The necessary approaches to the study of the problems of the University press are identified, recommendations for improving the work of editors are given.
Keywords: journalism, press, print media, University press, newspaper, transformation of the press.
В настоящее время журналисты обеспокоены будущим печатных СМИ. Появление цифровых носителей, закрытие типографий и киосков печати, повышение цен на бумагу, полиграфию и логистику - вот далеко не полный список проблем, с которыми приходится сталкиваться периодическим изданиям. Как следствие, газеты и журналы теряют читателей и сокращают тиражи. Согласно докладу Союза предприятий печатной индустрии от 25 декабря 2018 г., этот показатель снижается на 10-15% каждые шесть месяцев. Подписной тираж российской периодики сократился с 1 млрд экземпляров в 2013 г. до 500 млн экземпляров в 2017 г., а в конце первого полугодия 2018 г. снизился до 450 млн экземпляров [1]. Многие печатные издания, например «Российская газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и факты», «Ведомости», приспосабливаются к новым условиям и создают электронные версии. Однако некоторым газетам и журналам очень сложно сохранить свои позиции на рынке. По данным, приведенным в докладе, количество действующих печатных СМИ в России уже составило 52 629 единиц, хотя еще несколько лет назад их было 73 тысячи. «Когда умрут газеты?» - вопрос, который в сложившейся ситуации поднимается все чаще и чаще. Конкретные цифры приводятся в одноименной книге российского журналиста Андрея Мирошниченко, написанной в 2011 г. По его мнению, эпоха печатных средств массовой информации прекратится с уходом последнего газетного поколения в 2030-х гг. «СМИ общего интереса продержатся 3,5 года, деловые и развлекательные - 10 лет, цеховые, специализированные - 15.«Ведомости» закроют свою бумажную версию в 2021-м, «Коммерсант» - в 2023-м», - считает Мирошниченко [2, с. 2].
Другие эксперты в сфере медиа настроены более оптимистично. Они считают, что у печатных СМИ есть будущее. С их точки зрения, речь идет не о вымирании газет и журналов, а скорее об их трансформации, переходе на новые бизнес-модели, техно-
логии и форматы. В беседе с ТАСС в канун Дня российской печати главный редактор «Российской газеты» Владислав Фронин заявил, что «сайт не является зеркалом печатного варианта, но это не противоречащие друг другу виды изданий» [3]. Он убежден в том, что электронные СМИ не вытеснят газеты и журналы.
Ведущий эксперт Роспечати Геннадий Кудий отмечает стабилизацию рынка печатных СМИ. По его словам, идет процесс возвращения к газетам и журналам, поскольку Интернет выдает огромные объемы информации, которые люди просто не в состоянии анализировать из-за нехватки времени. Кудий полагает, что интернет-СМИ не могут предоставить читателю полную картину мира. «Прочтение семи - десяти новостей дает очень куцее представление. Если прочесть газету, выделить на нее минут 20-30, создается совсем другая, более целостная картина», - считает эксперт [3].
Президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский убежден, что гибели газет не будет никогда. По его мнению, информация нуждается не только в скорости передачи, но и в осмыслении, и это лучше всего удается печатным изданиям, так как в них издавна существует культура анализа. По его словам, «газета - инструмент просвещения» [4, с. 10].
Исследователи также обращают внимание на проблему трансформации СМИ и в том числе на историю и генезис прессы [5-7].
Будущее печатных СМИ видится за корпоративной и отраслевой прессой, которая остается самым стабильным сегментом на российском рынке, продолжая удивлять устойчивостью и ростом даже на фоне экономических проблем. В качестве примера корпоративного СМИ можно привести газету «Педагогический университет» Московского педагогического государственного университета, которая выходит с 1920-х гг. и представляет собой отправную точку для многих начинающих журналистов. Это издание интересно преподавателям, студентам и абитуриентам, поскольку в нем
рассказывается о жизни вуза и каждого его факультета. В отличие от сайта, где публикуется только новостная информация, в газете представлены различные материалы: репортажи, интервью, художественно-публицистические тексты, стихи, фотографии.
Издание выступает в роли связующего звена между факультетами и Институтами внутри вуза, своевременно уведомляя студентов и сотрудников о самых значимых событиях внутри вуза и за его пределами. Газета также является качественной рекламой для абитуриентов, ко Дню открытых дверей издаются специальные номера с полной информацией для поступающих. Газета «Педагогический университет» распространяется в свободном доступе по всем факультетам МПГУ, школам и выставкам, а электронная версия регулярно выкладывается на сайте вуза, где также можно найти полноценный архив предыдущих номеров. Редакция газеты работает в тесном контакте со всеми управлениями, Институтами и факультетами, сотрудниками и выпускниками МПГУ, что позитивным образом складывается на расширении информационного пространства университета, его имидже и узнаваемости.
Рассмотрим некоторые темы и жанры, которые затрагивались в данной газете в 2018 г. В течение года ректор МПГУ А. В. Лубков проводил открытые лекции по авторскому кинематографу. Издание подробно освещало каждую из них, рассказывало читателям о фильмах, непростых актерских судьбах и лучших представителях советского кино. В № 1-2 вышел репортаж Н. Алимовой о том, как прошел тематический кинолекторий по творчеству А. Тарковского. В 2018 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося ученого-дефектолога, сурдопедагога и логопеда, одного из организаторов дефектологического образования в нашей стране Ф. А. Рау. В № 3-4 был опубликован очерк о нем преподавателей вуза. Корреспондент газеты «Педагогический университет» Анастасия Белова побеседовала на тему финансовой грамотности с директором Института социально-гума-
нитарного образования М. М. Мусарским. Марк Михайлович дал практические советы по поводу того, где и в какой валюте хранить деньги, стоит ли брать кредиты на свадьбу и как разбираться в биткоинах. Затрагивает газета и рекреативные темы, в частности хобби сотрудников. Например, Н. А. Попова, доцент кафедры методики преподавания литературы Института филологии, в интервью рассказывала о своей коллекции скульптур.
Несет издание и рекламный характер. В № 5-6 редакция обращается к абитуриентам. Корреспонденты подготовили репортаж о знаменитых выпускниках МПГУ, рассказали о факультетах и Институтах внутри вуза, формах обучения, направлениях подготовки, специальных программах и сроках обучения.
В № 7-8 затрагивается тема патриотизма, где публикуются записки бывшего военнопленного, литературоведа, преподавателя и публициста С. И. Шешукова. Корреспондент газеты Надежда Алимова взяла интервью у почетного профессора МПГУ, заведующего кафедрой грамматики английского языка и председателя Совета ветеранов М. Я. Блоха. Читатели узнали о том, как работает ветеранская организация университета, каким способом можно воспитать патриотизм у молодежи и как общаться с людьми старшего поколения.
В № 9-10 особое место всегда уделяется выпускникам МПГУ. А. Оджо стал председателем студенческого совета МПГУ и рассказал изданию об университетской жизни, школьной практике и планах студсовета.
Корреспондент газеты взяла интервью у писателя и историка, культуролога и выпускника МПГУ К. П. Ковалева-Случевского, который стал лауреатом Патриаршей премии по литературе. Почетный настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, протоиерей Георгий Полозов поделился с читателями воспоминаниями о МПГУ, с которым он с детства был знаком. Его отец Георгий Павлович много лет преподавал в университете и был первым директором Музея истории МПГУ.
В № 11-12 публикуется интервью с заведующим кафедрой общей и экспериментальной физики, Почетным профессором МПГУ и учредителем нескольких компаний Г. Н. Гольцманом, а также эксклюзивное интервью с Михаилом Александровичем Тарковским, писателем и выпускником географического факультета вуза.
В № 13-14 опубликовано интервью с Д. Перхуловым - пятикурсником географического факультета, который уже третий год работает в школе № 1273 учителем географии.
Корреспонденты газеты подготовили репортаж о III Международном православном молодежном форуме, который прошел на обновленной территории ВДНХ. На форуме было представлено свыше 50 перспективных проектов, самые лучшие были отмечены грантами. В число финалистов вошли студенты Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования с радиопрограммой «Наследие».
Тема науки также освещается в газете. В № 17-18 публикуется репортаж по итогам научного международного форума - конференция, посвященной 125-летию со дня рождения философа, преподавателя МГПИ им. В. И. Ленина А. Ф. Лосева. Материал, посвященный 100-летию со дня рождения преподавателя живописи М. М. Кукунова, основан на архивных письмах учеников к своему учителю.
Таким образом, коллектив редакции стремится сделать каждый номер газеты ориентированным на широкую аудиторию. В газете присутствуют актуальные жанры: интервью, репортаж, очерк. Каждый материал отличается эксклюзивностью. На основании вышеизложенного становится очевидным, что важным направлением трансформации вузовской прессы можно назвать стремление к качественной журналистике, вобравшей в себя все ее характерные черты, а также реализацию всех основных функций корпоративного СМИ. Результаты трансформации современной вузовской прессы обеспечат ее выход на новый уровень развития и создадут условия для совершен-
ствования. И в первую очередь, изданиям необходимо работать над своим контентом, который сможет привлечь внимание читателей аналитикой и эксклюзивностью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) на VIII Съезде Союза журналистов Москвы 25.12.2018 г. -URL: http://ujmos.ru/doklad-gipp-na-viii-cezde-szhm-25-12-2018-g/?print=pdf (дата обращения: 10.04.2019).
2. Мирошниченко А. Когда умрут газеты. - М.: Книжный мир, 2011.
3. Эксперты считают, что отток аудитории в интернет не ведет к исчезновению печатных СМИ // ТАСС 13.01.2019. - URL: https://tass.ru/obsc hestvo/5992 458 (дата обращения: 11.04.2019).
4. Засурский Я. Н. Качественная пресса в медийных структурах. - М.: Изд-во ИКАР, 2015.
5. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. В. В. Ку-лебы и Я. А. Лебеденка. - М.: Изд. дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
6. Луман Н. Медиакоммуникации / пер. с нем. А. Глухова, О. Никифорова. - М.: Логос, 2005. - 280 с.
7. Славина В. А., Владимирова Т. Н. Актуальные вопросы современной журналистики // Журналистика - вызовы времени: сб. науч. ст. каф. журналистики и медиакоммуникаций / под ред. Т. Н. Владимировой, В. А. Славиной, Н. В. Кодола. - М.: МПГУ 2018. -С. 3-8.
REFERENCES
1. Doklad Soyuza predpriyatiy pechatnoy industrii (GIPP) na VIII Syezde Soyuza zhurnalistov Moskvy 25.12.2018. Available at: http://ujmos.ru/doklad-gipp-na-viii-cezde-szhm-25-12-2018-g/?print =pdf (accessed: 10.04.2019).
2. Miroshnichenko A. Kogda umrut gazety. Moscow: Knizhnyy mir, 2011.
3. Eksperty schitayut, chto ottok auditorii v
internet ne vedet k ischeznoveniyu pe-chatnykh SMI. In: TASS 13.01.2019. Available at: https://tass.ru/obschest-vo/5992458 (accessed: 11.04.2019).
4. Zasurskiy Ya. N. Kachestvennaya pressa v mediynykh strukturakh. Moscow: Izd-vo IKAR, 2015.
5. Bryant J., Thompson S. Osnovy voz-deystviya SMI. Moscow: Izd. dom "Vily-ame", 2004. 432 p. (in Russian)
6. Luhmann N. Mediakommunikatsii. Moscow: Logos, 2005. 280 p. (in Russian)
7. Slavina V A., Vladimirova T. N. Aktual-nye voprosy sovremennoy zhurnalistiki. In: Vladimirova T. N., Slavina V. A., Kodola N. V. (eds.) Zhurnalistika -vyzovy vremeni. Coll. of scient. art. of the Department of journalism and media communications. Moscow: MPGU, 2018. Pp. 3-8.
Кодола Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Kodola Natalia V., PhD in Education, associate Professor, Journalism and media communications Department, Institute of journalism, communications and media education, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Глазкова Валерия Артуровна, студентка Московского государственного лингвистического университета
e-mail: [email protected]
Glazkova Valeria A., student, Moscow State Linguistic University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2019 The article was received on 11.04.2019