Научная статья на тему 'Вузовская библиотека: анализ библиотечной статистики'

Вузовская библиотека: анализ библиотечной статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1305
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Опекунова Елена Николаевна

Исследована проблема оценки деятельности вузовских библиотек. Рассмотрены различные периоды развития библиотечной статистики. Сделаны выводы о необходимости пересмотра некоторых параметров оценки в связи с прошедшими переменами в сфере библиотечного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вузовская библиотека: анализ библиотечной статистики»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 027.7

Е.Н. Опекунова Сибирский филиал Международного института экономики и права

ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА: АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ

Одной из главных тенденций современного развития российской высшей школы является повышение качества образования. В настоящее время вузы активно работают в этом направлении, внедряя систему менеджмента качества, ориентированную на международные и российские стандарты ИСО-9000. Контроль качества предусматривает количественные измерения промежуточных и конечных результатов протекающих в библиотеке процессов. Поэтому одной из первых проблем, с которыми сталкивается вузовская библиотека при создании системы менеджмента качества, - это вопрос о показателях, на основании которых можно оценить, насколько эффективно и качественно работает библиотека.

В большинстве случаев используются традиционные системы показателей, разработанные еще в СССР. Однако сегодня становится все более очевидно, что существующий набор показателей работы вузовских библиотек перестает отвечать требованиям времени. Инновационные процессы, происходящие в библиотеках вузов в последние десятилетия, изменили технологии, состав фондов, ассортимент услуг. Помимо процессов, происходящих внутри самой библиотеки, на показатели деятельности вузовской библиотеки влияет и государственная образовательная политика. В соответствии с законом «Об образовании» качество и эффективность деятельности учреждений образования оцениваются через процедуру государственной аккредитации и лицензирования. Используемые в ней показатели соответствуют международным требованиям аккредитации вузов.

В общей системе показателей комплексной оценки деятельности вуза заданы и минимальные требования к вузовской библиотеке. В основном эти требования касаются качества библиотечного фонда:

- достаточность и своевременность источников учебной информации;

- наличие основной и учебно-методической литературы (с грифами министерства образо-

вания либо учебно-методического объединения за последние 5 - 10 лет);

- наличие электронной библиотечной системы (ЭБС), доступ к собственным базам данных, наличие электронных учебников [1].

С точки зрения целостной оценки деятельности библиотеки эти показатели характеризуют только некоторые элементы современного состояния учебного фонда, не учитывая динамику развития всей библиотеки. Библиотека рассматривается как вспомогательное звено в образовательном процессе, и в этих показателях отражается ее вклад в обеспечение качества образования.

В практической деятельности вузовских библиотек ежедневно происходит сбор и обработка учетных данных в соответствии с показателями работы, установленных для государственной статистической отчетности библиотек: формами № 1-ВПБ, № 6-НК, а также формы сбора статистических данных для региональных методических объединений и т.д. В них разработана система показателей, разносторонне характеризующих деятельность вузовской библиотеки. Рассмотрим сложившуюся систему показателей и ее изменения на разных этапах развития вузовских библиотек.

Основой для выявления показателей послужили отчеты вузовских библиотек Кемеровского региона, начиная с 1960-х гг. и по настоящее время. Общая структура системы статистических показателей для вузовских библиотек в отчетах для методических объединений имеет сходство и с системой показателей в государственных статистических отчетах формы 6-НК для публичных (общедоступных) библиотек. По-видимому, это связано с тем, что методологической базой для структурирования библиотечной статистики послужила четырехэлементная модель библиотеки, предложенная в конце 1970-х гг. Ю.Н. Столяровым, включающая следующие подсистемы: библиотечный фонд, контингент абонентов, библиотечный персонал и материальнотехническую базу [2, с. 56].

Сравнение состава отчетных показателей за разные годы демонстрирует их относительную устойчивость в советскую эпоху - в 1960 -1980 гг. Как правило, библиотечная деятельность соотносилась с конкретными идеологическими, социальными и народно-хозяйственными задачами того периода, планировалась на перспективу 5 - 10 лет и имела стабильные показатели в течение всего периода. Показатели оценки деятельности вузовской библиотеки сводились к трем основным: количество пользователей, количество посещений, количество книговыдач. В целом они отражали суть традиционной деятельности вузовской библиотеки как центра обслуживания читателей. Этот подход был характерен для оценки деятельности любой советской библиотеки независимо от ее вида.

Перемены в системе статистической отчетности начались с 1990-х гг. благодаря бурному развитию информационно-коммуникационных технологий и связанным с ними существенным преобразованиям, произошедшим в такой, казалось бы, традиционной и во многом консервативной сфере, как библиотечное дело. В 1990-е годы, по сути, изменились задачи, структура и процессы, происходящие в вузовской библиотеке. Возникла необходимость ввести новые показатели деятельности библиотек вузов, характеризующие их материально-техническое состояние, а также квалификационный состав библиотечного персонала. Вместе с тем потеряли актуальность отчетные показатели, характеризующие объемы выполнения внутрибиблиотечной работы.

Таким образом, за последние двадцать лет наблюдается тенденция к значительному увеличению количества показателей, используемых для характеристики развития библиотеки вуза. Изменились и акценты в оценке деятельности: параметры технической обработки сменились количественными характеристиками материальных и кадровых ресурсов и показателями активности библиотеки в обслуживании пользователей.

В последние десятилетия значительно расширился круг показателей, раскрывающих состав фонда библиотеки: если раньше отслеживались только изменения в составе документов по целевому назначению, то теперь введены показатели, контролирующие количество документов на разных видах носителей, а также соотношение фондов на русском и иностранных языках. Наряду со всесторонним отражением состава фондов и информационных ресурсов библиотеки в обновленной системе показателей по-прежнему много внимания уде-

лено обслуживанию пользователей и ассортименту оказываемых информационных услуг. По мнению И.Н. Басамыгиной, ключевыми детерминантами качества библиотечных услуг, с точки зрения пользователя, могут быть: степень доступности фонда, оперативность обслуживания, репутация организации, уровень коммуникации персонала, обходительность, реакция на просьбы пользователей, внешний вид библиотечных сотрудников, обстановка в помещении [3, с. 111 - 115].

Качественные исследования находят применение в библиотеке при изучении отношения пользователей к библиотеке, степени их удовлетворенности предлагаемыми услугами. Вместе с тем в такой системе показателей не отражены некоторые важные стороны деятельности библиотек вузов. Так, внедрение компьютерных технологий активизирует работу по созданию корпоративных объединений и позволяет взаимодействовать с другими библиотеками и подразделениями внутри вуза.

Таким образом, анализ современных тенденций развития системы показателей оценки деятельности вузовской библиотеки позволяет сформулировать некоторые выводы:

- необходимо разрабатывать модель показателей контроля для системы менеджмента качества вузовской библиотеки, учитывая особенности требований к вузу и международный опыт в области оценки деятельности библиотек;

- важно правильно определить систему показателей и единиц учета, разработать единую методику сбора и обработки сведений;

- необходимо пересмотреть количество показателей оценки в сторону снижения и обобщения некоторых из них, поскольку избыточная детализация нарушает целостность восприятия и сопоставимость статистических и аналитических данных, а ограниченность количества показателей дает весьма приблизительную оценку;

- для дальнейшего развития вузовским библиотекам не обойтись без показателей эффективности, потому что только они позволяют сравнивать деятельность библиотек разных вузов, оценить вклад учредителей, показать, насколько эффективно используются ресурсы библиотеки;

- обеспечить открытость и доступность полученных статистических данных для широкого круга пользователей с привлечением современных средств.

Необходимо отметить, что различная, в том числе и статистическая, информация о деятельности библиотек вызывает интерес у дос-

таточно широкого круга государственных и общественных организаций, учредителей и спонсоров, частных лиц и научных учреждений, проводящих научные статистические исследования. Но в первую очередь контрольные показатели нужны самой библиотеке для правильной организации ее работы. Главная задача, стоящая перед сообществом вузовских библиотек, состоит в том, чтобы минимизировать библиотечную статистику, не теряя важные для оценки деятельности библиотеки сведения, в перспективе - выйти на качественно новый уровень работы согласно всем требованиям современного информационного общества.

Выводы. Исследована проблема оценки деятельности вузовских библиотек. Рассмотрены различные периоды развития библиотечной статистики. Сделаны выводы о необходимости пересмотра некоторых параметров

оценки в связи с прошедшими переменами в сфере библиотечного дела.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Т р а й н е в В.А. Повышение качества высшего образования и болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 392 с.

2. С т о л я р о в Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга, 1981. - 255 с.

3. Б а с а м ы г и н а И.Н. Микроэкономика библиотечного дела: науч.-практ. пособие.

- М.: Либерея-Библиоформ, 2006. - 160 с.

© 2012 г. Е.Н. Опекунова Поступила 12 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.