SYSTEM PRINCIPLES OF MODERN SOCIAL AND LABOR SPACE
© 2015
T.N. Ivanova, doctor of sociological Sciences, associate Professor, head of the Department of Sociology,
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The transition of the economy to an innovative way of development of regions requires special attention to search and use internal resources development on the basis of the existing regional social and labor potential, improving the management of economic entities. To solve this problem it is necessary to reveal the meaning of the concept, which will be used in this article. The term «concept» is considered by us as a leading idea, that is the basic idea of the social and labor mobility of young people, as well as a synonym for the theory, which is based methodological framework. But modern society puts young people in a difficult position. Below the official subsistence minimum is one-third of young people, and the system of vocational education is that up to half of graduates of educational institutions of secondary and higher educational levels are unclaimed bo-lee two thirds have received vocational training are not working in the specialty, more than half of them are employed in unskilled -nym and unskilled labor. The specificity of the subject-oriented and complex integrative approaches in the study of methods and building social and labor potential of young people is, first, in considering the construction of social and labor indicators based on the use of the specifics of regional resources; secondly, to develop a program, as the final stage of social and diagnostic work. The technique includes consideration as indicators of mental structures using social engineering techniques, as well as clarification of the model of social and occupational mobility of young people and the construction of the optimal alternative.
Keywords: concept, region, young people, social mobility, labor mobility, labor market, integrity, consolidation, clustering, education, profession, Finance, parity, region, economy.
УДК 159:316.9 (073)
ВУЗ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
© 2015
А.П. Левина, соискатель кафедры «Социология»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Рынок труда обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов территории, увеличивая не только темпы экономического роста, но и уровень материального благополучия населения. Города с моноструктурной экономикой зависимы от внешних социально-экономических факторов, где основная нагрузка их негативного воздействия ложится на социальную составляющую города. В большей степени именно выпускники вузов попадают в группу риска по проблемам занятости на территории моногорода. Существующая структура технологии трудоустройства выпускников вузов в моногороде с выраженной асимметрией информации не позволяет им реализовать свои творческий и личностно-профессиональный потенциалы. Образование и наука обеспечивают наличие подготовленных и квалифицированных кадров, способных быстро и эффективно реализовывать в России новые инновационные проекты. В тоже время важно, чтобы выпускники вузов, еще обучаясь в системе профессионального образования, приобретали компетенции, востребованные в инновационной экономике. Участвуя в процессе трудоустройства на локальном рынке труда, образовательный процесс вуза и его наполнения трансформируются на практическую реализацию полученных знаний, тем самым, сокращая сроки на получения теоретических знаний. Функциональная перегруженность вуза в социально-экономической системе снижает эффективность его участия на рынке образовательных услуг как «поставщика» фундаментальных знаний, которые являются основой инновационной экономики страны.
Ключевые слова: инновация, рынок, территория, город, вуз, труд, выпускник, социум, рынок, моногород, система, образование, наука, ресурсы, экономика, инновация, знание, финансирование, услуги, карьера, работодатели, отношения, потребность, кадры.
В инновационной экономике вуз должен активно трансформироваться под вновь возникающие изменения социально-экономической системы и стать активным участником рынка труда. И в том числе рынка труда выпускников вузов. Новые условия экономики стали основой для «матричного расширения» вуза, т.е. количественного расширения и качественного улучшения подготовки специалистов - выпускников вузов [1]. О.В. Сагинова, рассматривая вуз как «поставщика знаний», высказывает следующее мнение: «...нельзя принять однозначное утверждение о вузе как производителе товара в виде молодых специалистов. Ведь с тем же основанием производителем этого специфического товара можно назвать родителей, школу, среду и окружение самого выпускника. Ведь даже в формировании профессионально значимых знаний, умений и навыков, которые использует работодатель на рынке труда, участвует не только вуз»[2].
При формировании предложения труда на рынке труда выпускников вузов деятельность вуза в разрезе подготовки специалистов должна находиться в постоянной зависимости от потребностей (спроса) рынка труда. В то же время вуз на локальном рынке формирует и спрос на труд, так как может выступать в качестве работодателя. Двойственный характер в поведении вуза на рынке труда предполагает ориентацию на конечный
результат - «качественную продукцию», т.е. на подготовку высококвалифицированных компетентных специалистов, способных заниматься как производственной, так и научной деятельностью, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда.
Представляя вуз как один из основных элементов рынка труда выпускников вуза, необходимо отметить, что вуз может взаимодействовать с элементами рынка труда как центр подготовки и переподготовки специалистов, обеспечив, таким образом, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей. Также, реализуя задачу, поставленную Министром образования РФ (письмо Минобразования России ректорам подведомственных высших учебных заведений от 18.01.2010 № ИК-35/03 «О создании и функционировании центров (служб) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования»), вузы создают центры содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования [3]. Центры формируют и обеспечивают функционирование эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования путем:
- создания условий для информирования выпускников учреждений профессионального образования о
спросе и предложении рабочей силы на рынке труда;
- установления партнерских отношений с организациями и предприятиями;
- проведения совместно с работодателями презентаций, семинаров, конференций, ярмарок вакансий и т.д.;
- учета и регистрации студентов и выпускников, обратившихся в центр с целью поиска работы;
- организации информационно-аналитической службы по трудоустройству студентов и выпускников и предоставления информационных материалов по имеющимся вакансиям;
- проведения работ по сбору информации о вакансиях для студентов и создания банка данных вакантных мест;
- поддержки государственных и региональных программ по трудоустройству студентов и выпускников;
- целевой контрактной подготовки и переподготовки специалистов по договорам с заинтересованными предприятиями, организациями и учреждениями.
Эффективная деятельность элементов рынка труда и их взаимодействие между собой во многом определяется наличием информационных связей.
Приоритет этой составляющей очевиден - отсутствие информации провоцирует дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, серьезно осложняющий эффективное распределение трудовых ресурсов. Баланс между спросом на определенные профессии и предложением со стороны выпускников за последние годы не сформировался, что может подтверждать присутствие на рынке труда выпускников вузов асимметрии информации [4].
Анализу информационной асимметрии на российском рынке труда посвящены работы Н.И. Ведерниковой, Г.Х. Гендлера [5], А.А. Грабар и И.В. Скопиной [6]. В работах М.Г. Беляевой и И.Ю. Ляшенко [7] изучаются проявления оппортунистического поведения, которое является одним из результатов асимметрии информации на рынке труда.
Неравномерное распределение информации возможно как для работодателя, так и для соискателя на вакантную должность. Так, продавец (выпускник вуза) больше информирован о характеристиках своей рабочей силы, покупатель (работодатель) - об условиях работы, предлагаемых соискателю вакансии [8].
Асимметричная информация может способствовать росту безработицы, неоптимальному распределению и использованию трудовых ресурсов, что, в свою очередь, препятствует увеличению ВВП и росту национального благосостояния. Она способна снизить эффективность кадровой политики, увеличить текучесть кадров, оказать отрицательное влияние на удовлетворенность работников трудом и производительность труда, результаты функционирования предприятий. Выявление особенностей асимметрии информации и путей ее преодоления на рынке труда может способствовать смягчению социально-экономических проблем, в том числе уменьшить безработицу, улучшить территориальное распределение рабочей силы, снизить неудовлетворенность трудом, тем самым повысить эффективность функционирования данного рынка [9].
Информационное поле локального рынка труда создается за счет функционирования ее базового элемента - службы статистики, которая коррелирует с отделами статистики различных уровней власти. Сегодня государственная статистика занятости населения существует в виде отживших форм отраслевых статистик со своими нормами, понятиями и показателями, не позволяющими анализировать в полной мере такие сложные явления, как востребованность выпускников профессиональных учебных заведений экономикой [10].
Развитие рынка труда привело к тому, что формирование информационного поля происходит с использованием современных информационных технологий. Становится возможным проведение мониторинговых исследований в области развития рынка труда выпускников вузов, реализация мероприятий по повышению
эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания, web-сайты, что позволяет организовывать необходимый для населения самостоятельный поиск работы, без обращения в органы службы занятости.
Электронные базы данных в сети Интернет с постоянно обновляемой информацией о соискателях позволяют проводить многофакторный поиск работы в различных местах. В настоящее время в сети Интернет действуют виртуальные кадровые агентства, возможности которых обусловлены достижениями современных информационных технологий. Банки вакансий позволяют: оценивать объем, структуру и динамику заявлений и реализации спроса на рабочую силу; оценивать уровень заработной платы; выявлять группы профессий, где осуществляется явный дефицит работников[11].
Для формирования полноценного рынка труда спрос должен быть прогнозируемым на несколько лет, а предложение - предельно эластичным [12-17]. Для того чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, необходимо владеть информацией о состоянии рынка труда выпускников (каких специалистов, в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на современных предприятиях и т.д.). Интернет-ресурсы, периодические издания, web-сайты кадровых и рекрутинговых агентств позволяют получить раздробленную информацию, которая не отражает всей картины рынка труда выпускников вузов.
На наш взгляд, настоятельной необходимостью является создание единого центра, способного осуществлять мониторинг спроса и предложения на локальном рынке труда, взаимодействовать с работодателями, определяя потребности в специалистах в прогнозные периоды, находиться в постоянной связи с администрацией территориального образования, участвуя в формировании кадровой политики территории [18].
Важнейшим компонентом рынка труда выпускников вуза является механизм его функционирования. Под механизмом функционирования рынка труда классиками экономической теории понимается взаимодействие и согласование различных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего трудиться при наличии рабочих мест и изменений цен, права на труд [19].
Механизм функционирования во многом определяется взаимодействием субъектов локального рынка труда с субъектами общего рынка труда территориального образования и другими элементами социально-экономической системы. Подобное взаимодействие осуществляется в условиях соотношения спроса и предложения на труд, а также в границах нормативно-правового пространства территориального образования с учетом социально-экономического положения территориального образования [20].
Сущность и специфика рынка труда выпускников проявляется в его функциях: информационной, (информация о спросе на труд, рабочих местах и вакансиях); посреднической (организация встречи работодателей и выпускников вузов с целью совершения сделки между ними, обеспечение конкуренции на рынке труда между ними); регулирующей (регулирует движение (миграцию) и занятость трудовых ресурсов с целью удовлетворения их потребностей); стимулирующей (нивелирует заработную плату на общий уровень с учетом рационального использования трудовых ресурсов); дифференцирующей (устанавливает оплату труда в зависимости от их общеобразовательного и квалификационного уровня); воспроизводственной (обеспечивает расширенное воспроизводство трудовых ресурсов).
В условиях территориального образования с моно-
структурной экономикой модель рынка труда - моноп-соническая, т.е. на рынке труда монополия одного покупателя (работодателя).
Монопсоническая модель характеризуется следующими чертами:
- работники, занятые определённым видом труда, сосредоточены в основном на одном предприятии;
- данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т. е. при имеющейся специальности и квалификации выпускник вуза не может найти другое место работы, не сменив их;
- заработную плату диктует градообразующее предприятие, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.
Несовершенная конкуренция на рынке труда моногорода определяет зависимость заработной платы от количества нанимаемых работников [21; 22]. Так, для получения максимальной прибыли монопсонист (градообразующее предприятие) предоставит рабочие места меньшему количеству выпускников вуза за меньшую цену труда.
Итак, под рынком труда выпускников вузов будем понимать социально-экономическую систему с выделенными элементами, которые, взаимодействуя между собой, образуют экономическое пространство, обеспечивающее на условиях конкуренции, механизма спроса и предложения возможность полностью реализовать творческий и личностно-профессиональный потенциал выпускника вуза с учетом потребностей работодателей. Элементы рынка труда выпускников вузов взаимодействуют между собой в условиях соотношения спроса и предложения на труд, в границах нормативно-правового пространства территориального образования, с учетом его социально-экономического положения. Модель рынка труда выпускников вузов рассматривается как монопсоническая с выраженной асимметрией информации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Красикова, Т. Ю. Образовательный кластер как фактор взаимодействия рынка труда и системы высшего профессионального образования / Т.Ю. Красикова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф.: Москва. - 2011. - С. 54 - 59. - 2 т.
2. Сагинова, О.В. Маркетинг образовательных услуг / О.В. Сагинова // Маркетинг в России и зарубежом.
- 2003. - №5. - С. 48 - 59
3. Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф.
4. Ильчук, С.Б. Положение выпускников вузов на рынке труда (на примере Астраханского региона) / С.Б. Ильчук // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - № 3(56). - С.186 - 198. - 14 т.
5. Ведерникова, Н., Гендлер, Г. Информационная асимметрия на российском рынке труда / Н. Ведерникова, Г. Гендлер //Человек и труд. - 2001. - №2. - С.57-59.
6. Грабар, А.А., Скопина, И.В. Имидж работодателя на рынке труда [Электронный ресурс] / А.А. Грабар, И.В. Скопина // Региональная экономика и управление.
- 2006. - № 4 (8). иКЬ: М!р/Л^оп.тстр.т.
7. Беляева, М.Г. Институциональные механизмы регулирования отношений работника и работодателя: автореф. дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.01 / Беляева Марина Германовна. - М., 2009. - 41 с. Ляшенко, И.Ю. Асимметрия информации и ее особенности на рынке труда: автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.01 / Ляшенко Ирина Юрьевна. - Воронеж, 2010. - 24 с.
8. Гоголева Т.Н., Ляшенко И.Ю. Информационная составляющая функционирования рынка труда // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. Вып. 40-1. - С. 53-57.
9. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов
по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 - 26 октября 2006 г.). Кн. II. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - 248 с
10. Варфоломеева, О.А. Становление инфраструктуры рынка труда в переходной экономике (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 / Варфоломеева Ольга Анатольевна. - СПб., 2001. - 20 с.
11. Носкова, М.В. Механизм функционирования аграрного рынка труда / М.В. Носкова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2007. - № 7 (33). - С. 68 -71.
12. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.
13. Юдина С.В. Управление рынком труда специалистов на юго-востоке республики Татарстан // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 8488.
14. Несмеянова Е.И. Новые реалии рынка труда России и их влияние на менеджмент компании // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 1 (29). С. 131-136.
15. Щербакова О.Ю. Вопросы интерпретации понятия «рынок труда» в контексте современности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 140-143.
16. Гагаринский А.В., Брязгунова Ю.А. Формирование механизмов управления рынком труда с целью повышения роста региональной экономики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 4 (30). С. 89-92.
17. Иванова Т.Н. О структурных элементах социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 15-18.
18. Горбачева, Н. Б. Выбор трудовой и профессиональный деятельности современной молодежи (на примере г. Тольятти) // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 107-109.
19. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 81-85.
20. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Саратовский государственный университет». Саратов, 2011.
21. Улякина Н.А. Особенности формирования конкурентного иммунитета моногородов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 2 (13). С. 56-58.
22. Яковлев А.Е., Морозова Н.В., Соколова Г.Н. Комплексная оценка социально-экономического развития моногородов в Чувашской республике // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 100-105.
OR UNIVERSITY IN THE CONTEMPORARY SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
© 2015
A.P. Levina, Competitor of the Department «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The labor market provides an efficient use of labor resources of the territory, increasing not only economic growth, but also the level of material well-being of the population. Cities monostructural economies dependent on external social and economic factors, where the main burden of the negative impact of falls on the social aspect of the city. For the most part it graduates are at risk on the employment in the territory of company towns. The existing structure technology employment of college graduates in monotown pronounced asymmetry of information does not allow them to realize their creative and personal and professional potential. Education and science ensure the availability of trained and qualified personnel able to quickly and effectively implement in Russia, new and innovative projects. At the same time it is important that graduates still being trained in vocational education, acquired competencies demanded in the innovation economy. Participating in the process of employment on the local labor market, the educational process of the university and its content is transformed to the practical implementation of the acquired knowledge, thereby reducing the time to obtain theoretical knowledge. Functional congestion institution in the socio-economic system reduces the effectiveness of his involvement in the education market as the «supplier» of basic knowledge, which are the basis of innovative economy.
Keywords: innovation, market, territory, city, school, work, graduate, society, market monotowns system, education, science, resources, economy, innovation, knowledge, finance, services, career, employers, attitude, need, frames .
УДК 316.1:65.01
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2015
Ю.А. Паршакова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа. Автор поставил задачу определить и обосновать современное состояние благотворительной деятельности. Особое внимание в статье уделено трактовке понятия благотворительности в различных энциклопедических источниках в конкретные исторические периоды.
Ключевые слова: благотворительность, волонтёрская деятельность, социальная ответственность, социологическое исследование, структура благотворительной деятельности.
С давних пор русский человек считался широк душой и жалостлив к падшим и нищим. Благотворительность в истории русского народа берет свое начало с 911 года, когда были заключены договоры князя Олега и князя Игоря с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Восторжествовала идеология, никак не дозволявшая практически никаких конфигураций благотворительности. Все без исключения ресурсы социальных и собственных филантропических учреждений подверглись национализации, а их собственность отдана стране, сами же учреждения упразднены особыми декретами.
Какое состояние благотворительной деятельности сегодня? Благотворительная деятельность является источником помощи и поддержки для миллионов людей во всем мире. Новое время порождает новые задачи и новые возможности. Социологи уверены, что частные благотворительные пожертвования и волонтерский труд свидетельствуют о целостности общества. Они утверждают, что в сфере благотворительности между разными странами и регионами мира существуют большие различия. То, что считается благотворительностью в одной стране, в другой может восприниматься, как нечто привычное и повседневное. В некоторых странах благотворительные организации финансируют и оказывают услуги, которые в других странах обеспечиваются государством. В ряде регионов как благотворительность воспринимается помощь членам собственной семьи, в других благотворительность - это исключительно поддержка зарегистрированных в соответствии с законодательством благотворительных организаций.Также данные социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что мы по-разному участвуем в благотворительной деятельности на разных этапах жизни, и эти различия гораздо более четко выражены, чем гендерные. Объемы благотворительных пожертвований и волонтерской работы растут быстрее всего в самой старшей возрастной группе, в то время как помощь нуждающимся наиболее распространена среди респонден-
тов среднего возраста.
Тем не менее, благотворительность вновь обретает черты развитого социального института, каковым она была в дореволюционной России [1]. Существенную роль в становлении благотворительности в обновленной России сыграли зарубежные благотворительные организации и фонды. Она выразилась не только в поставках гуманитарной помощи, но и в поддержке культурных, научных и социальных проектов, в обучении персонала благотворительных организаций. Потребовалось немало времени, прежде чем отечественные филантропические организации превратились из объекта благотворительности в полноправного субъекта благотворительной деятельности.
Одними из первых зарубежных благотворителей в постреформенной России в начале 90-х гг стали иностранные грантодатели и благотворительные фонды: Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Оказывая поддержку единичным общественным, культурным и научно-академическим проектам, они активизировали продуктивную деятельность отечественных научных работников, профессиональных артистов и талантливых музыкантов, художников и дизайнеров. Увеличивая собственную работа, в целях оптимизации деятельности, данные фонды организовывали собственные представительства в России.
Сегодня одним из ярких примеров исследований благотворительности является исследование World View Poll [2] компании Gallup30 - долгосрочное исследование общественного мнения, которое проводится в 153 странах и охватывает около 95% населения мира (около 6,96 миллиардов человек). На основе его данных был составлен рейтинг стран, занимающихся благотворительностью. В 2011 году США удалось подняться на первое место, Россия в этом списке числиться лишь на 130 позиции, однако по сравнению с 2010 годом - это прогресс, тогда Россия была на 138 месте. Здесь хочется отметить, что в этих странах распространены различные структу-