Научная статья на тему 'Вуз в осуществлении политики государства и общества по развитию космической отрасли'

Вуз в осуществлении политики государства и общества по развитию космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дектярева М.А., Коток О.И., Сидоров И.Т.

В современном государстве образование играет важнейшую роль в развитии деятельности человека. Государство должно предоставить все условия, чтобы образование было общедоступным для всего народа многонациональной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вуз в осуществлении политики государства и общества по развитию космической отрасли»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

за 20 лет работы так и не создана. Космические аппараты - ретрансляторы национальной космической системы ретрансляции в настоящее время отсутствуют, что существенно снижает эффективность функционирования российского сегмента Международной космической станции и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, сдерживает реализацию ресурсосберегающих и эффективных технологий управления и контроля космических аппаратов и других объектов ракетно-космической техники.

В последние десять лет с появлением новых субъектов (Китай, Индия, Япония, Европейский Союз) наблюдается значительное оживление в космической деятельности по освоению космоса, в которых Россия значительно отстает. Данные страны прекрасно понимают значимость космических технологий не только в исследовательском плане, но и в плане перспектив развития экономики, науки, техники, улучшения жизни людей.

Анализ результатов финансирования космической деятельности свидетельствует о том, что суммарное финансирование гражданских космических программ России в 2010 году впервые перевалило за 100 млрд рублей. За первое десятилетие ХХ1 века финансирование гражданской космической деятельности составило более 13 млрд долларов США и выросло в 11,5 раз в рублёвом и в 11 раз в долларовом исчислении. Однако реальная орбитальная группировка России за эти же годы, не только не увеличилась, а, напротив, по экспертной оценке, сократилась почти на 30 спутников, в том числе на 24 спутника гражданского назначения.

На кадровых проблемах отрасли следует остановиться подробнее. Ракетно-космическая промышленность России, как и другие высокотехнологичные отрасли народного хозяйства, подверглась разрушительному удару в процессе смены государственной власти в 1991 году. В 90-х годах прошлого столетия

произошло более чем двенадцатикратное падение государственного финансирования гражданского космоса. Поэтому в 1992-1999 годах космическая отрасль понесла катастрофические кадровые потери специалистов в возрасте от 20 до 40 лет, последствия которых не замедлили негативно сказаться. В связи с этим в настоящее время основной проблемой отрасли является восполнение тающего на глазах из-за естественной убыли поколения советских учёных (средний возраст 60 лет), инженеров и квалифицированных рабочих (средний возраст превышает 50 лет), составляющих кадровую основу отечественной ракетно-космической промышленности. К большому сожалению, эта проблема приобрела всероссийский масштаб и относится не только к космической отрасли, но в равной степени относится и к системе подготовки рабочих, технических, инженерных и научных кадров. Поэтому квалифицированных специалистов ракетно-космической промышленности брать просто негде.

Наш вуз играет большую роль в развитии космических технологий. Так как именно СибГАУ является одним из немногих университетов в России, которые готовят специалистов в данной сфере деятельности. Мы считаем, что политика в России должна больше уделять внимания техническим ноу-хау. По нашему мнению, правительству необходимо быть более заинтересованным в развитии и усовершенствовании космических технологий, а также уделять должное внимание уровню квалификации специалистов, имеющих отношение к данному виду деятельности.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.sk.ru/Model/AboutFund/Clusters/ Space/Directions/Priority/~/media/Files/ LA W/Prioritety _KKTiT_2012_DRAFT_Ru.ashx.

2. http://protown.ru/information/hide/4493.html.

© Бизюков И. И., Лиманская К. В., 2012

УДК 378

М. А. Дектярева, О. И. Коток Научный руководитель - И. Т. Сидоров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВУЗ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В современном государстве образование играет важнейшую роль в развитии деятельности человека. Государство должно предоставить все условия, чтобы образование было общедоступным для всего народа многонациональной страны.

Роль образования в жизни общества имеет непреходящее значение. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала [1]. Российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран, но уже несколько лет система претерпевает изменения. Россия переходит на Болонскую систему

образования, что подразумевает под собой новый уровень образования выпускников высших учебных заведений. Данная система образования введена и в Сибирском государственном аэрокосмическом университете (СибГАУ). Болонская система образования включается в себя два этапа получения высшего образования: бакалавриат и магистратура. Выпускник бакалавр становится специалистом в своей области и может устраиваться на работу. Магистратура же под-

Секция «Актуальнее политические проблемы космоса и космонавтики»

разумевает в большей мере, занятие научной деятельностью. То есть та же работа на заводе уже не для магистра. Он управляет такой работой, создает научные разработки. Появляется проблема: работодатели охотнее берут на работу, на производство магистров, нежели бакалавров. То есть вузовская подготовка и реальный спрос на рынке на данный момент противоречат друг другу. На данном этапе перехода от старой системы образования к новой, необходима активная роль государства в данной сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования. Произошедший в 90-х годах социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения в области образования. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием. В современных условиях, образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Содержание школьного образования требует адекватных современных фундаментальных знаний: математики и информатики, русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин. В то же время общество наполнили слухи, что с 2013 года начнет действовать закон о платном среднем образовании. Все предметы, за исключением 5 (русский, математика, английский, история, физическая культура) будут платными. Если это окажется правдой, не понятно, какие цели преследует наше правительство этим законом. В СССР все образование было бесплатное, каждый имел равные возможности, а сейчас все наоборот. Высшим учебным заведениям приходится «выживать» в системе рыночных отношений. На помощь приходят заводы, с которыми заключаются договора, в результате которых университет предоставляет заводу специалистов, а завод взамен спонсирует. Неудивительно будет, если лет через 10 все образование будет коммерческое. Но так быть не должно! Существуют отрасли, которые без поддержки государства не смогут существовать, не исключение и космическая. Новые разработки, технологии в космической отрасли необходимы государству для возможности конкурировать на мировом рынке с другими странами. Такие университеты, как СибГАУ, МАИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана и др. выпускают специалистов, способствующих развитию космической отрасли. Поддержка государства здесь должна быть безоговорочной. Сравним уровень образования, уровень занятости выпускников в СССР и России. Система образования в СССР была более продуктивной, студенты одновременно получали хорошее образование и стаж работы. Пример ВТУЗов. Расписание занятий и прохождение практики были

удобны: один семестр обучение было дневное, а после работа, второй семестр - вечернее обучение, утром работа. Эффективность этой системы состояла в том, что все выпускники вузов видели свое будущее, они знали, что у них за плечами стаж работы, диплом и возможность найти работу по душе. В наше же время многие работодатели не берут пусть даже и высококвалифицированных специалистов на работу без стажа. Тогда вопрос, где его взять? Проблема занятости на данный момент больше, чем актуальна. Для того чтобы данные проблемы решились, можно надеяться, что будут модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Государство должно возвратиться в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393). Политика нашего государства имеет противоречивый характер. С одной стороны государству нужны высококвалифицированные кадры, но с другой стороны оно для их обучения делает минимум из всего возможного. На данный момент реализуется ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности: переаттестация всех образовательных программ, повторное лицензирование филиалов вузов и т. д. СибГАУ в 2012 году проходит аккредитацию, в результате которой вузу будет выдана лицензия. Было немало разговоров, что университет могут закрыть, присоединить к Сибирскому Федеральному Университету. Мы считаем, таких вопросов в отношении такого профиля вуза, не может быть никаких. СибГАУ единственный университет Зауралья такой специфики. Нужно всеми способами заявлять о вузе, о его разработках, участвовать в грантах, искать спонсоров, которые вложили бы свои деньги в одну из ведущих отраслей СССР и сегодняшней России. Система образования должна быть ориентирована на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных предприятий. Именно ориентация на реальные потребности потребителей должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов в сферу высшего образования.

© Дектярева М. А., Коток О. И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.