Научная статья на тему 'Вторичные солидные опухоли после трансплантации аллогенных гемопоэтических клеток у взрослых'

Вторичные солидные опухоли после трансплантации аллогенных гемопоэтических клеток у взрослых Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
55
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Васильева В.А., Кузьмина Л.А., Дроков М.Ю., Довыденко М.В., Королева О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторичные солидные опухоли после трансплантации аллогенных гемопоэтических клеток у взрослых»

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2020; ТОМ 65; №1 |

Ванеева Е. В., Росин В. А., Дьяконов Д. А., Самарина С. В.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИИ РАКТ1 У ПАЦИЕНТОВ С ДИФФУЗНОЙ В-КРУПНОКЛЕТОЧНОЙ ЛИМФОМОЙ

ФГБУН «Кировский НИИ гематологии и переливания крови ФМБА России»

Введение. Диффузная В-крупноклеточная лимфома (ДВККЛ) — наиболее часто встречающийся вариант агрессивных лимфопроли-феративных заболеваний взрослых. Стандартной терапией при этой патологии является протокол R-CHOP. Несмотря на сравнительно высокую эффективность этой схемы, результаты лечения у 30—40% больных остаются неудовлетворительными. В настоящее время среди потенциальных предикторов при ДВККЛ выделяют белок АКТ1. Фермент является ключевым компонентом сигнального пути PI3K/AKT/ mTOR, дизрегуляция которого приводит к избыточной продукции антиапоптотических белков и стимуляции клеточной пролиферации. В отечественных научных работах данные по этой теме отсутствуют.

Цель работы. Оценить значение экспрессии рАКТ1 опухолевыми клетками у пациентов ДВККЛ.

Материалы и методы. В ретроспективное исследование включены 90 пациентов с ДВККЛ de novo, получавших лечение с применением протокола R-CHOP за период с 2014 по 2017 г., в клинике института. С помощью иммуногистохимического и морфометрического методов определено относительное количество рАКТ1- позитивных атипичных лимфоидных элементов в гистологических образцах опухоли. Оптимальный порог отсечения для оценки уровня экспрессии рАКТ1 составил 70% опухолевых клеток (ROC-анализ). Всех больных разделили на 2 группы: 1-я группа — 36 пациентов (40%) с гипер -экспрессией белка (>70%), 2-я группа — 54 (60%) с низкой степенью экспрессии маркера (<70%). Взаимосвязь различного уровня экспрессии белка с клинико-лабораторными характеристиками пациентов

оценивали с помощью двустороннего критерия х2 Пирсона. Общую (ОВ) и беспрогрессивную выживаемость (БПВ) рассчитывали по методу Каплана—Мейера. Сравнительный анализ проводили с использованием log-rank test.

Результаты и обсуждение. Отмечено, что более высокие значения международного прогностического индекса (IPI>2) чаще выявлялись у больных 1-й группы по сравнению с его значениями у пациентов 2-й группы (58% против 37%, х2=3,95, р=0,047). Частота встречаемости III— IV стадий патологического процесса была существенно выше у больных с гиперэкспрессией рАКТ1, чем у пациентов с низкой степенью экспрессии указанного маркера (72% против 48%, х2=5,13, р=0,023). У пациентов 1-й группы в 1,5 раза чаще встречались В-симптомы заболевания, чем у обследуемых 2-й группы (69% против 46%, х2=4,69, р=0,030). При анализе результатов терапии по протоколу R-CHOP выявлено, что пациенты с ДВККЛ, имевшие низкую степень экспрессии маркера, характеризовались большей частотой достижения полных ремиссий, чем больные с гиперэкспрессией белка (47% против 69%, х2=4,08, p=0,043). Трехлетняя ОВ в 1-й группе составила 44% (медиана выживаемости — 23 мес) против 87% — во 2-й группе (медиана не достигнута), p<0,001. Значимые отличия установлены и при оценке БПВ: 39% — в случаях с высокой экспрессией рАКТ1 и 71% — с низкой, p=0,005. Медиана выживаемости в 1-й группе — 14 мес, во 2-й — не достигнута.

Заключение. Степень экспрессии рАКТ1 является информативным фактором, позволяющим прогнозировать ответ на стандартную терапию при ДВККЛ.

Васильев С. А., Моисеева Т. Н., Аль-Ради Л. С., Зозуля Н. И., Двирнык В. Н., Орел Е. Б., Марголин О. В., Новикова Д. В., Соколова М. А.

АНТИФОСФОЛИПИДНЫЙ СИНДРОМ В ДИАГНОСТИКЕ ТРОМБОФИЛИЙ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Тромбофилии — большая группа заболеваний, приводящая к развитию тромбоэмболических нарушений. Наиболее распространенными тромбофилиями являются формы: полиморфизмы (мутации) генов-Протромбин G20210A, V фактор Лейден; гомозиготные мутации МТГФР; гипергомоцистеинемия; дефицит антитромбина III, протеина С, протеина S. Антифосфолипидный синдром (АФС) — приобретенное аутоиммунное заболевание, в основе которого лежит образование аутоантител к различным классам фосфолипидов, что нередко приводит к удлинению АЧТВ и развитию разной степени выраженности артериальных и венозных тромбозов, а также проблемам, ассоциированным с патологией беременности: выкидыши на ранних сроках, замершие беременности на ранних и поздних сроках.

Цель работы. Определение частоты встречаемости АФС в совокупности с другими тромбофилиями.

Материалы и методы. Исследованы женщины с проблемами вынашивания беременности, пациенты с доказанными тромботиче-скими нарушениями. В исследование вошли 132 пациента, из них 73 женщины и 59 мужчин (в возрасте от 18 до 81 года). Для диагностики тромбофилий использовались стандартные коагулоло-гические методы, ПЦР, определение гомоцистеина. Диагноз АФС подтверждался на основании общепринятых международных критериев. В лабораторную диагностику АФС входило определение чувствительного к волчаночному антикоагулянту АЧТВ, волча-

ночного антикоагулянта, антител к кардиолипину IgG,IgM, антител к бета2-гликопротеину-1 IgG, IgM. Показатели тромбофилий и АФС определяли с использованием анализаторов Instrumentation Laboratory ACL TOP и ACL AcuStar (США).

Результаты и обсуждение. У обследованных пациентов ди-стальные и проксимальные тромбозы вен нижних конечностей встречались в 53%, артериальные тромбозы в 15%, ТЭЛА — в 28%, ишемические инсульты — в 15% случаев, замершие беременности и ранние выкидыши наблюдались у 21% женщин. Наследственные формы тромбофилий — гомозиготные и гетерозиготные мутации генов протромбина G20210A, V фактор Лейден, гомозиготные мутации МТГФР — выявлены у 37% пациентов; дефицит протеина С — у 3%, дефицит протеин S — в 6% случаях; дефицит антитромбина III — у 2%, АФС выявлен у 38% исследованных мужчин и женщин.

Заключение. Проведенные исследования показали, что в основе тромбофилического статуса у пациентов с тромбозами, а также у женщин с проблемами невынашивания беременности лежат часто сочетанные многофакторные причины. При этом практически у 1/3 пациентов тромбофилии сочетались с верифицированным АФС. Необходимо подчеркнуть, что при диагностике тромбофилических состояний у пациентов с тромбоэмболическими нарушениями и у беременных с невынашиванием беременности в анамнезе определение маркеров АФС является необходимым и обязательным.

Васильева В. А., Кузьмина Л. А., Дроков М. Ю., Довыденко М. В., Королева О. М., Михальцова Е. Д., Дубняк Д. С., Попова Н. Н.,

Конова З. В., Дмитрова А. А., Паровичникова Е. Н., Савченко В. Г.

ВТОРИЧНЫЕ СОЛИДНЫЕ ОПУХОЛИ ПОСЛЕ ТРАНСПЛАНТАЦИИ АЛЛОГЕННЫХ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ КЛЕТОК У ВЗРОСЛЫХ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Успехи алло-ТГСК и сопроводительной терапии отражаются на увеличении долгосрочной выживаемости пациентов после алло-ТГСК. Развитие вторичных новообразований является одним из серьезных поздних осложнений. Ряд исследований показывают, что частота развития вторичных солидных опухолей составляет

от 2,2 до 6,1%. Проведение высокодозной химиотерапии в миелоабла-тивном режиме или лучевой терапии (ЛТ), в том числе и тотального облучения тела, а также развитие хронической реакции трансплантат против хозяина (хрРТПХ) и пролонгированная (более 2-х лет) иммуносупрессивная терапия (ИСТ) увеличивают риск развития

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

вторичных опухолей. Вторичные опухоли могут быть представлены вторичными лимфопролиферативными заболеваниями, лейкозами и миелодисплазиями и солидными опухолями.

Цель работы. Оценить частоту развития и вид вторичной солидной опухоли у пациентов после алло-ТГСК.

Материалы и методы. В анализ включено 340 пациентов, проживших 1 год после алло-ТГСК, которым алло-ТГСК была выполнена в период с декабря 2004 г. по ноябрь 2018 г. Со всеми пациентами поддерживается контакт с периодичностью 6 мес — 2 года. Медиана наблюдения составила 34,4 мес (11,97—159,18 мес).

Результаты и обсуждение. У 9 (2,6%) больных отмечалось развитие вторичных солидных опухолей. ЛТ по поводу основного заболевания не проводили ни одному пациенту. У 4-х больных был миелоблативный режим кондиционирования (бусульфан 16 мг/кг и циклофосфамид), у 5 — режим пониженной интенсивности (флю-

дарабин 180 мг/м2, бусульфан 8 мг/кг, АТГ 40 мг/кг). У семи из 9 больных после алло-ТГСК была констатирована хрРТПХ, при этом у 4 больных поражение хрРТПХ локализации вторичной опухолью (кожа, пищевод). Все пациенты с хрРТПХ получали длительную ИСТ от 7 до 120 мес. Самое раннее развитие вторичной солидной опухоли было отмечено через 29,2 мес после алло-ТГСК, максимально через 172,8 мес. Рак кожи диагностирован у 2-х больных, рак пищевода — у 2, рак шейки матки — у 2, рак молочной железы — у 1, рак толстого кишечника — у 1, менингиома — у 1. Восемь из 9 пациентов живы, срок наблюдения после диагностики вторичной солидной опухоли составил от 3,4 до 46,1 мес.

Заключение. Пациенты после алло-ТГСК относятся к группе риска по развитию вторичных новообразований по сравнению со остальной популяцией. Это требует их регулярного скрининга для своевременной диагностики и лечения.

Васильева В. А., Паровичникова Е. Н., Кузьмина Л. А., Гапонова Т. В., Королева О. М., Довыденко М. В., Старикова О. С., Конова З. В., Дмитрова А. А., Тихомиров Д. С., Туполева Т. А., Гуляева А. А., Дроков М. Ю., Савченко В. Г.

ВИРУСНЫЕ ГЕПАТИТЫ В И С У ПАЦИЕНТОВ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ТРАНСПЛАНТАЦИИ АЛЛОГЕННЫХ СТВОЛОВЫХ

ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ КЛЕТОК

ФГБУ «НМИЦ гематол

Введение. Заболеваемость как острыми, так и хроническими формами вирусных гепатитов В (ВГВ) и С (ВГС) устойчиво снижается (заболеваемость ВГВ в период с 2000 по 2012 г. снизилась в 30 раз и составила к 2013 г. 1,43 на 100 тыс. населения), это связанно с широкомасштабной программой вакцинации и улучшением эпидемиологической ситуации. Однако у пациентов с заболеваниями системы крови, нуждающихся в гемотрансфузионной поддержке, сохраняется высокая частота вирусных гепатитов (8—21% больных). Части этих пациентов необходимо выполнение трансплантации аллогенных ге-мопоэтических клеток (алло-ТГСК) как этапа лечения гемобластоза. ВГВ после перенесенной инфекции не элиминирует из организма и является фактором риска развития тяжелых осложнений с поражением печени после алло-ТГСК.

Цель работы. Показать значение расширенного скрининга маркеров ВГВ и ВГС для пациентов с заболеваниями системы крови, которым планируется проведение алло-ТГСК.

Материалы и методы. В анализ включено 109 пациентов, которым была выполнена алло-ТГСК с ноября 2018 г. по ноябрь 2019 г. Из них 41 пациент был пролечен в условиях НМИЦ гематологии до алло-ТГСК, а 68 больным полихимиотерапию (ПХТ) проводили в других медицинских учреждениях (МУ). У всех больных до проведения алло-ТГСК были исследованы серологические маркеры ВГВ и ВГС и оценена репликация этих вирусов методом ПЦР.

Результаты и обсуждение. Маркеры ВГВ были выявлены у 6 больных, поступивших в НМИЦ гематологии из других МУ У 5 из них присутствовали только анти-НВсоге, анти-НВе. У 1 па-

огии» Минздрава России

циента при обследовании перед алло-ТГСК был выявлен активный хронический ВГВ (HВsAg, анти-НВсоге, анти-НВе и ДНК ВГВ в концентрации 15 000 МЕ/мл), в связи с чем алло-ТГСК была отложена. Одному пациенту проводили ПХТ в НМИЦ гематологии, уже при первичном поступлении в центр у него были выявлены HВsAg, анти-НВсоге и ДНК ВГВ в концентрации 110 МЕ/мл, в связи с чем перед алло-ТГСК больной получал противовирусные препараты.

Заключение. Проведение алло-ТГСК является сложной многоэтапной процедурой, наличие активного ВГВ и ВГС может вызвать перенесение сроков ее выполнения, вплоть до невозможности проведения. Представляется крайне необходимым мониторирование всех маркеров ВГВ и ВГС у пациентов с заболеваниями системы крови. Важна и активная работа с донорами компонентов крови. В НМИЦ гематологии проводятся административные меры по преимущественной заготовке компонентов от повторных безвозмездных доноров с соблюдением временных интервалов, осуществляется скрининг не только на регламентированные маркеры ВГВ и ВГС (HBsAg, анти-НСУ ДНК ВГВ и РНК ВГС), но и анти-НВсоге. На этом фоне отмечается снижение вероятности трансфузионного инфицирования до минимальных значений.

Любые маркеры гепатита НМИЦ гематологии Другие ЛПУ

В 1* 6

С 0 5

Итого 1 11

* Маркеры гепатита определялись до начала лечения

Виноградов А. В., Резайкин А. В., Константинова Т. С., Партылова Е. А., Сазонов С. В., Сергеев А. Г.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТОТЫ МУТАЦИЙ В ГЕНАХ FLT3 И ОТМ1 ПРИ ОСТРЫХ МИЕЛОИДНЫХ ЛЕЙКОЗАХ В ВОЗРАСТЕ 45-60 ЛЕТ

Министерство здравоохранения Свердловской области, Свердловская областная клиническая больница №1; Уральский государственный медицинский университет

Цель работы. Определить частоту мутаций в генах FLT3 и НРМ1 у больных острыми миелоидными лейкозами (ОМЛ) в возрасте 45— 60 лет методом прямого секвенирования.

Материалы и методы. Исследовали образцы костного мозга и периферической крови 55 больных ОМЛ в возрасте от 45 до 60 лет, проходивших лечение в Свердловском областном онко-гематологическом центре в период с 2008 по 2019 г. Из них с морфологическим вариантом ОМЛ М0 наблюдалось 3 больных (5,5%), М1 — 3 (5,5%), М2 — 20 (36,4%), М3 — 8 (14,5%), М4 — 13 (23,6%), М4эо — 1 (1,8%), М5 — 3 (5,5%), М6 — 3 (5,5%), М7 — 1 (1,8%). Детекцию мутаций в экзонах 12—15 и 19—21 гена FLT3 и 9—12 гена МРМ1 проводили методом прямого автоматического секвениро-вания по ранее описанной методике. Выделение тотальной РНК осуществляли с использованием ревертазы М-МЦУ и гексануклео -

тидных праймеров со случайной последовательностью. Участки кДНК, соответствующие исследуемым экзонам, амплифициро-вали методом ПЦР. Анализ продуктов амплификации проводили методом электрофореза с последующей детекцией в ультрафиолетовом трансиллюминаторе. Секвенирование амплифицированных фрагментов проводили на автоматических генетических анализаторах ABI Prism 310 и 3130 Genetic Analyzer. Всего на наличие мутаций в кодирующих последовательностях гена FLT3 исследованы 55 проб, NPM1 - 37.

Результаты и обсуждение. Среди исследованных генов с наибольшей частотой мутации определялись в экзоне 12-го гена NPM1 и были ассоциированы с благоприятным прогнозом. Они были представлены тетрануклеотидными инсерциями и определялись в 24,3% наблюдений (n=9) при ОМЛ М2, М4, М5 и М6. Из них

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.