Научная статья на тему 'Вторичная профессиональная социализация безработных в системе дополнительного профессионального образования'

Вторичная профессиональная социализация безработных в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вторичная профессиональная социализация безработных в системе дополнительного профессионального образования»

Тарасенко Лариса Викторовна

доктор социологических наук, доцент, г Таганрог

ВТОРИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗРАБОТНЫХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЦ езработица относится к крайне негативным, но объективно существующим в любом обществе феноменам. Некоторые виды безработицы всегда существовали в той или иной степени. Например, фрикционная безработица (меняя работу, люди затрачивают какое-то время на поиски новой; выпускники школ, техникумов, вузов не могут сразу найти работу, соответствующую их склонностям и квалификации) или структурная безработица, при которой структурные изменения в экономике приводят к сокращению потребности в работниках определенных профессий.

В России безработица возникает одновременно с началом реформ 1992 г. Сегодня количественные показатели безработицы в разных источниках неодинаковы как из-за различия методик ее определения, так и по другим, не всегда объективным причинам. Однако, если учесть, что численность экономически активного населения в конце октября 2000 г. составила 72,3 млн. человек (около 50% общей численности населения страны), то 7,2 млн. (10,0%) не имели занятиЯ, но активно его искали1. По стандартам Международной организации труда (МОТ) эти люди являются безработными. И это по самым скромным подсчетам. Безработных можно рассматривать как особую социальную группу, учитывая динамику их численности. В этом отношении принят показатель «уровень безработицы», который определяется как удельный вес количества безработных в общей массе экономически активно-

го населения. По данным Госкомстата уровень безработицы составлял в 1995, 1996, 1999 гг. соответственно 0,088, 0,093, 0,1222. Как видно, указанный показатель имеет тенденцию постоянного роста. Социально-экономические и культурно-нравственные издержки безработицы в нашем «кризисно-реформируемом» обществе носят крайне опасный характер. Среди них не только непредсказуемые изменения в экономической и социальной сферах, ведущие к ослаблению социорегулятивной функции общества, но и негативные социокультурные тенденции. Нарушается естественная для здорового социума эволюция взаимодействия механизмов формирования и преодоления культурных традиций, вплоть до так называемых «культурных мутаций», когда отбрасываются прежние культурные (в том числе и производственные) традиции и моральные нормы. Безработные, в большинстве своем, лишены возможности вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Переход в категорию безработных воспринимается людьми достаточно драматично, поскольку трудовая деятельность является той гранью, мерой социального престижа и самоуважения личности, за которой следует состояние напряженности, неопределенности, необходимости сложной адаптации к изменившимся условиям жизни.

Российское общество заинтересовано в сдерживании уровня безработицы с помощью новых для нашей страны, но достаточно испытанных в странах «классического» капитализма методов, к числу которых относятся: экономические (подъем производства, инвестиционная и налоговая политика, под-

1 Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия. // Социологические исследования. 2001. № 5.

С. 67-76.

2 Информация о социально-экономическом положении России. Янв - окт. 2000 г. М.: Госкомстат, 2000.

_44

держка предпринимательства и др.), социальные (социальная защита), создание качественной и доступной общенациональной системы информации о рынке труда; формирование системы материальной и психологической поддержки.

Среди этих методов важнейшее место занимает развитие системы дополнительной профессиональной подготовки незанятого населения. Специфической особенностью дополнительного профессионального образования (ДПО) выступает реализация уникальной институциональной функции вто-ричной профессиональной социализации, в процессе которой происходят качественные трансформации в адаптации человека, выпавшего из сферы активной профессиональной деятельности к новым условиям жизнедеятельности, что существенно повышает потенциал его социальной и профессиональной самореализации. Институт ДПО обеспечивает вхождение человека в новую для него систему отношений, дает возможность приобретения качественно нового социального опыта, усвоения специфического ролевого знания, овладения новым набором социально-профессиональных ролей и функций. Феномен вторичной профессиональной социализации представляет собой процесс вхождения человека в мир новой профессии (или возвращения к прежней на новом уровне), процесс его адаптации к социально-профессиональной среде, интеграции с ней и последующей творческой реализации интериоризованных норм профессиональной культуры, ведущей к преобразованию личностью своей профессии и к саморазвитию своей индивидуальности.

На протяжении почти 6 лет Таганрогский государственный педагогический институт сотрудничает с Центром занятости г.Таганрога. За это время более 138 слушателей прошли обучение, переобучение и курс психологической поддержки. Об эффективности деятельности преподавателей вуза отчасти можно судить по показателям трудоустройства слушателей (за последний год 70%). Однако, опираясь на имеющийся опыт, хотелось остановиться на проблемах, связанных с обучением и переобучением безработных.

Прежде всего, разрабатывая программы по переобучению и оказанию психологической поддержки незанятому населению, необходимо уточнить, какие социальные группы составляют контингент службы занятости. К сожалению, группы обучающихся формируются без учета столь важного критерия. А ведь от этого зависят формы обучения и психологического сопрвождения.

Во-первых, среди безработных можно выделить 2 принципиально различные группы: временно лишившиеся работы, не утратившие связи с профессией (нуждающиеся в обновлении уже имеющихся профессиональных знаний). Вторая группа - безработные «со стажем», утратившие связь с профессией и нуждающиеся в полной переподготовке или переквалификации.

Довольно значительную в процентном соотношении группу образуют люди, потерявшие работу в результате сокращения или ликвидации произ-

водства. В этой группе катастрофическим снижением уровня жизни озабочено 31,7%; почти каждый третий тревожится о будущем своих детей, каждый четвертый считает, что теряет квалификацию, 22% уверены, что не смогут найти работу в течение длительного времени. При этом как причину невозможности найти работу 20,9% указали на недостаточный уровень квалификации. Длительная невозможность найти работу влияет на самооценку профессиональных качеств, низкая самооценка распространилась почти на 51% безработных. Они характеризуются неуверенностью в себе, конфликтностью поведения, неумением управлять своими реакциями в стрессовых ситуациях.

В услугах ДПО нуждаются инвалиды, частично или полностью утратившие способность к активной профессиональной деятельности. Среди них, по данным ВЦИОМ, 41,2% людей активного трудоспособного возраста, 35,8% - предпенсионного возраста1. Возможность профессиональной переподготовки и последующего трудоустройства выступает для данной категории граждан практически единственной возможностью социально-профессиональной и личностной реабилитации. Не менее важна и экономическая целесообразность, т.к. затраты на переобучение инвалидов возвращаются в виде подоходного налога с работающих специалистов (в США более 150 образовательных программ охватывают более 10 тысяч инвалидов).

Еще одна группа граждан - иммигранты, вынужденные переселенцы, беженцы (по всей России их более 950 тыс.). Вынужденное переселение по своим социальным, экономическим, психологическим последствиям является для большинства взрослых людей серьезным потрясением. Во-первых, человек теряет свой социальный статус, связанный с его профессиональной принадлежностью, теряет работу как источник своего материального благо-получия и сферу реализации профессиональных потребностей личности. Для ростовской области эта проблема весьма актуальна (50-70% переселенцев не могут найти работу; а из устроившихся 80% недовольны ею). Требуется немало времени, усилий, помощь специалистов, чтобы человек восстановил свой социальный статус, адекватный уровню притязаний личности, адаптировался к новым ценностям, традициям и т.д. Если включить в эту группу военнослужащих, уволившихся в запас или вышедших на пенсию, а также членов их семей эта группа окажется весьма многочисленной. Из почти 400 тыс. офицеров, уволившихся из армии за последние 10 лет, только 22 тыс. прошли переобучение. А где остальные? Подались в сферу обслуживания, на рынки и т.д. А они также составляют интеллектуальное богатство страны.

При разработке образовательных программ не следует упускать из виду и гендерный аспект. Неравенство мужчин и женщин на рынке труда - факт общеизвестный. По данным Федеральной службы занятости России, число безработных женщин колеблется в разных регионах от 70 до 90% от общего числа безработных. А прогнозы здесь не слишком благоприятны: пролонгация экономического роста,

'Обследование населения по проблемам занятости. М.: Госкомстат, 2000.

45

по разным оценкам приведет к увеличению, в первую очередь, мужских вакансий.

Не менее серьезной проблемой является помощь в профессиональной адаптации и трудоустройстве молодежи. Ряды малограмотных, в том числе функционально и профессионально, растут за счет новых пополнений. Бывшие вечерние школы пытаются как-то восполнить образование подростков, выброшенных из элитарных и обычных школ, работают как «реальные училища», дают начальную профессиональную подготовку Но уровень этой подготовки, как и по рабочим специальностям, не решает ни одной проблемы - ни трудоустройства, ни адаптации, ни тем более самореализации молодого человека. Около трети безработных молодых людей - выпускники школ, ПТУ, средних специальных заведений и вузов, не сумевшие сразу найти работу Именно эти молодые люди активно пополняют ряды безнадзорной и неприкаяной молодежи, численность которой неумолимо растет, приближаясь, по некоторым данным, к 3 мил. Это особая группа, у которой независимо от уровня образования существенно фрустрирована ценность труда. У них низкий уровень осмысленности жизни, понижена ориентация на будущее. Итак, как видно из даже поверхностного анализа, такого «разношерстного» контингента обучающихся не имел до недавнего времени ни один тип образовательного учреждения.

В идеале должна обеспечиваться преемственность базового и профессионального образования, учитываться опыт предшествующей трудовой деятельности, индивидуальные интересы и склонности обучающихся. По заявкам предприятий учебные центры могут и должны оказывать услуги по опережающему переобучению работников, подлежащих высвобождению.

Другая проблема - необходимость диагностирования исходного уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Это также должно стать одним из критериев формирования групп обучающихся. Профессиональная диагностика лежит и в основе профессиональной ориентации и профессионального отбора граждан, направляемых на переобучение или повышение квалификации. Однако входная диагностика используется пока недостаточно или не слишком профессионально.

Серьезной проблемой остается оценка эффективности образовательных программ. Необходимость анализа и проверка результативности обучения должна осуществляться не только по итогам аттестации и трудоустройства, но и путем создания мониторинга адаптации работника к новой профессии и его деятельности в новой сфере. Трудоустроиться - не означает полностью решить проблему Важно то, насколько человек удовлетворен новым местом работы, смог ли он адаптироваться к нему

Проблема результативности программ профессионального обучения безработных недостаточно разработана. По оценкам Министерства труда и социального развития профессиональное обучение ежегодно проходят менее 8% численности безра-

ботных, заканчивают обучение менее 5%. Вообще недооценка роли образовательного фактора является одной из характерных особенностей безработных. По результатам проведенного автором в 2003 -2004 гг. исследования роли образования в социально-профессиональной адаптации жителей города Таганрога, только 20% безработных респондентов ориентированы в поиске работы на переобучение и рассматривают участие в образовательных программах как способ решить проблему трудоустройства. 75% проходят обучение только по настоянию службы занятости, расчитывая в поисках работы, прежде всего, на личные знакомства. Кстати, для сравнения, 71% высокоадаптированных (успешных) респондентов поставили образование на второе место в системе ценностных ориентаций (после работы), в то время как другие ценности - семья, здоровье, общение и т.д., уступают по значимости1.

Итак, результаты обучения зависят, в основном, от того, насколько полно образовательная программа учитывает особенности той категории безработных, на которых она расчитана. Опыт изучения эффективности западных программ профессионального обучения показывает, что более эффективными являются так называемые адресные, персонифицированные программы, решающие конкретные проблемы на рынке труда, предполагающие активное участие кандидатов в выборе направления, содержания, типов обучения и переобучения.

В связи с этим, хотелось бы остановиться еще на одной проблеме. В условиях кризиса материального производства создается иллюзия о стойкой потребности рынка в специалистах непроизводственной сферы, подготовка которых не требует фундаментального и длительного обучения. Как правило, учебные центры, ориентируясь на этот косвенный вывод, предлагают широчайший выбор профессий, связанных с непроизводственной сферой, ориентацией на «самозанятость», различные виды обслуживания в малом и среднем бизнесе. Превалируют короткие (до 6 мес.) и сверхкороткие (до 2 мес.) сроки обучения, ориентированные на узкопрофессиональную подготовку и низкоквалифицированный труд. Получается, что среди нескольких возможных моделей регулирования рынка труда, мы выбираем, как ни парадоксально, худшую, американскую, предполагающую создание рабочих мест с низкой производительностью и низкими доходами. Формально (в отчетах) безработица уменьшается, но появляется обширный класс «новых бедных» и потенциально безработных.

Отток значительной части незанятого населения из сферы материального производства чреват его дальнейшей деградацией, поскольку восстановление разрушенной экономики страны требует не уменьшения, но, напротив, количественного роста квалифицированных кадров. Поэтому стратегии профессионального образования незанятого населения, ориентированные на сферы, не требующие серьезной и специальной подготовки, не представляются прогрессивными ни экономически, ни социально, ни культурно, ни личностно.

1 Тарасенко Л.В. Образование и социально-профессиональная адаптация личности. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2004. № 2. С. 19-22

46

В отличие от Запада, где давно исследуется и в какой-то мере регулируется весь сложный комплекс проблем профессиональной и личностной переориентации, сохранения профессиональной и социальной идентичности, соотношения прошлого опыта и новой деятельности, эти аспекты образования безработных не изучены. Сама структура обучения безработных, где почти половина отводится на переподготовку по новым специальностям, 34% - обучение вторым профессиям и только 6% - повышение квалификации рабочих и специалистов, в нашей стране - свидетельствует о непрофессиональном подходе, игнорирующем мировой опыт и мировые тенденции. Предлагать безработным с высоким социально-профессиональным статусом работу, сни-жающую этот статус, малопродуктивно. Большинство опрошенных нами безработных (более 80%) объясняют свое скептическое отношение к предлагаемых Центром занятости образовательным программам нежеланием сменить свой статус на более низкий. Кроме того, это прямое разбазаривание интеллектуального и профессионального потенциала страны, разрушение преемственности в развитии научных и научно-производственных школ. Что касается образования безработных, то как и другие сферы дополнительного профессионального образования, оно не может быть эффективным, если будет строиться только на основе утилитарно-прагматических подходов и идеях «выживания», без учета социально-экономического, социокультурного, социопсихологического, социопедаго-гического контекстов.

Итак, обозначу некоторые основные проблемы ДПО безработных:

образование безработных требует комплексного подхода к анализу, обоснованию, планированию, прогнозированию и реализации с учетом не только экономических, но и социальных, социопсихологических, социокультурных последствий и результатов;

образование безработных, должно быть ориентировано не только на количественные, но и на качественные показатели - повышение качественных параметров рабочей силы, реализацию стратегий, побуждающих людей поддерживать, совершенствовать и модифицировать свои знания, умения и навыки в течение всей жизни;

разработка механизмов стимулирования инвестиций в обучение и поддержку предприятий, осуществляющих переобучение и повышение квалификации работников, особенно тех, кто находится под риском увольнения;

расширение и развитие региональных учебных центров службы занятости как полифункциональных учебных заведений ДПО;

восстановление профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников путем расширения спектра образовательных услуг, усиление внимания к проблеме повышения квалификации служащих и специалистов;

формирование федеральных и региональных банков данных по образовательным учреждениям, профессионально-образовательным услугам и технологиям;

совершенствование системы программноце-левого планирования всех направлений профессионального обучения, оперативное внедрение наиболее эффективных образовательных программ и интенсивных технологий;

усиление механизмов и согласование деятельности учебных центров службы занятости и иных учреждений ДПО по всему комплексу проблем подготовки и повышения квалификации специалистов;

создание мониторинга, обеспечивающего долгосрочный сбор, анализ и оценку информации о качестве и эффективности профессионального обучения безработных по экономическим, социальным, социально-психологическим, личностным параметрам.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.