Научная статья на тему 'Вторая Удмуртская экспедиция Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР'

Вторая Удмуртская экспедиция Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛТИНСКИЙ И УВИНСКИЙ РАЙОНЫ УДМУРТИИ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ФОНОГРАММАРХИВ / ФОНОГРАФ / ВОСКОВЫЕ ВАЛИКИ / ИСПОЛНИТЕЛИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / SELTY AND UVA DISTRICTS OF UDMURTIA / FOLKLORE EXPEDITION / PHONOGRAM ARCHIVE / PHONOGRAPH / WAX CYLINDERS / PERFORMERS / TRADITIONAL MUSICAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисов Виктор Николаевич

Статья посвящена работе фольклорной экспедиции с участием сотрудника сектора искусств УдНИИ В. А. Пчельникова в июне 1937 г. в Селтинском и Увинском районах Удмуртии. Он участвовал в ней по заданию Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии Академии наук СССР в рамках подготовки сборника «800 песен народов СССР». В результате этой работы на фонограф было записано 66 удмуртских мелодий от 24 исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The second Udmurt Expedition of the Folklore department of the Institute of anthropology, archeology and ethnography of the Academy of sciences of the USSR

The article is devoted to the analysis of the folklore expedition to 2 districts of Udmurtia in June 1937, headed by V. A. Pchelnikov, a researcher of the Udmurt Research Institute. He participated in the process of recordings according to the instructions of the Folklore Department of the Institute of anthropology, archeology and ethnography of the Academy of sciences of the USSR. As a result of it 66 folk songs and 24 performers were recorded on wax cylinders.

Текст научной работы на тему «Вторая Удмуртская экспедиция Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР»

Ф О Л Ь К Л О Р И С Т И К А УДК 398(470.51)

В. Н. Денисов

ВТОРАЯ УДМУРТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КАБИНЕТА ИНСТИТУТА АНТРОПОЛОГИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ АН СССР

Статья посвящена работе фольклорной экспедиции с участием сотрудника сектора искусств УдНИИ В. А. Пчельникова в июне 1937 г. в Селтинском и Увинском районах Удмуртии. Он участвовал в ней по заданию Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии Академии наук СССР в рамках подготовки сборника «800 песен народов СССР». В результате этой работы на фонограф было записано 66 удмуртских мелодий от 24 исполнителей.

Ключевые слова: Селтинский и Увинский районы Удмуртии, фольклорная экспедиция, Фонограммархив, фонограф, восковые валики, исполнители, традиционные музыкальные инструменты.

В марте 1937 г. по заданию Фольклорного кабинета Института антропологии, археологии и этнографии (сокращенно ИАЭ) АН СССР на территорию Удмуртии была направлена фольклорная экспедиция, которую возглавил Яков Андреевич Эшпай - заслуженный деятель искусств Марийской АССР, кандидат искусствоведения, исследователь марийских народных песен. Он работал в то время научным сотрудником Марийского института языка, литературы и истории в Йошкар-Оле и уже был известен далеко за пределами своей республики. В составе фольклорной экспедиции были также представители Удмуртии: М. П. Петров, удмуртский прозаик, поэт, драматург, член СП СССР, В. И. Алатырев, научный сотрудник Ленинградского Института Языка и Мышления и сотрудник УдНИИ А. Н. Клабуков. В задачу экспедиции входило проведение записей удмуртского песенного фольклора на восковые валики на фонографе Эдисона. Этот материал был необходим для подготовки многотомного труда «Песни народов СССР» (в рабочем варианте этот сборник назывался - «800 песен народов СССР»). Вся эта огромная собирательская работа, которую вели по всей стране свыше 20 песенных экспедиций, шла под руководством заведующего Фольклорным кабинетом, известнейшего музыковеда Е. В. Гиппиуса, главного редактора данной музыкально-фольклорной серии и научного сотрудника этого же кабинета З. В. Эвальд.

В процессе работы над сборником для собирателей удмуртского фольклора были разработаны ориентировочные данные о жанрах, на которые необходимо было обратить внимание при сборе песенного материала. В архиве Пушкинского Дома находится папка № 29, в которой сохранились рабочие материалы первой и второй экспедиций, переписка ее участников с сотрудниками Фольклорного кабинета, а также черновики сборника «800 песен народов СССР» [1]. Там и находится список песенного материала, который рекомендовалось собрать для удмуртского сборника:

I. Для сборника:

1. Песни о прошлой тяжелой жизни (песни батраков, сирот) - 10

2. Рекрутские и солдатские песни - 8

3. Тюремные и каторжные песни (о беглых солдатах) - 6

4. Любовные песни - 15

5. Цикл свадебных песен (в том числе застольные и гостевые) - 15

6. Песни о Ленине и Сталине - 10

7. Красноармейские и оборонные песни - 8

8. Колхозные и заводские песни, песни о счастливой жизни - 8

9. Инструментальная музыка:

а) гусли (плясовые, эпические, лирические

и свадебные наигрыши) - 6

б) пузырь-волынка*, плясовые наигрыши - 6

в) свирель (лирические и пастушеские наигрыши) - 8

г) балалайка - 5

д) гармонь: вятка и тальянка - 10

е) скрипка - 10.

II. Для исторического изучения удмуртской народной музыки: Песни, связанные с пережитками:

а) религиозно-магические;

б) семейной обрядности;

в) производственной обрядности [2].

Фольклорная экспедиция под руководством Я. А. Эшпая работала на территории Удмуртии с 17 по 29 марта 1937 г. и записала на восковые валики 152 песни различных жанров [3]. После завершения работы экспедиции материалы были доставлены в Фольклорный кабинет ИАЭ, расшифрованы и тщательно проанализированы его сотрудниками. По разным причинам не весь собранный первой экспедицией материал оказался пригодным для сборника. Кроме того, главный редактор сборника музыкально-фольклорной серии Е. В. Гиппиус «...не вполне был удовлетворен результатами экспедиции, поскольку собиратели, как это было характерно для 20-30 годов, недостаточно обратили должного внимания на обрядовый фольклор, составляющий основу музыкальной традиции удмуртов» [4]. 17 мая 1937 г. в Фольклорном кабинете ИАЭ состоялось совещание об утверждении списка удмуртских песен для включения в трехтомник «800 песен народов СССР» [5]. На этом совещании присутствовал также приехав-

* Этот инструмент в Удмуртии был известен под названием «быз».

ший в командировку в Ленинград В. А. Пчельников, который к тому времени возглавлял сектор искусств УдНИИ. Он принимал активное участие в отборе песенного материала для сборника, собранного первой экспедицией, и проявил себя как хороший знаток удмуртского песенного фольклора. Судя по всему, он также понял, какой дополнительный песенный материал требуется собрать для сборника. Поэтому руководители Фольклорного кабинета ИАЭ приняли решение просить руководство УдНИИ командировать именно В. А. Пчельникова для проведения дополнительных записей. Таким образом, он оказался участником второй удмуртской экспедиции Фольклорного кабинета ИАЭ.

Местом записи материалов для своей экспедиции В. А. Пчельников выбрал два соседних района Удмуртии - Селтинский и Увинский. В некоторой степени это было продиктовано отсутствием достаточного количества песен из средней полосы республики, собранных первой экспедицией. Кроме того, можно предположить, что собиратель сам был родом из этих мест и хорошо знал лучших народных исполнителей в этом регионе. После возвращения из Ленинграда у него практически не было времени для организации экспедиции, но в Селтинском районе, например, всего лишь за два дня ему удалось найти нужных исполнителей и быстро организовать процесс записи.

Часть исполнителей проживала непосредственно в районном центре Селты, исполнителей В. А. Пчельников пригласил из близлежащих деревень -Кельмовыр-Жикъя, Иткулат, Мугло, расположенных в пределах 10-15 км от районного центра. Всего в этом районе было записано 44 песни от 14 исполнителей, возраст которых варьировал от 19 до 63 лет.

Как и во время работы первой экспедиции, информация о записях на восковые валики вносилась на отдельные вкладыши, на одной стороне которых указывались: а) номер записи; б) место записи; в) дата записи; г) тип фонографа и скорость записи, а на другой - названия песен или наигрышей, инструмент(ы), фамилии и инициалы исполнителей, их возраст, а иногда профессия или место работы. Помимо вкладышей В. А. Пчельников также вел на отдельных листах опись записанного материала. Эти данные значительно скромнее тех описей, которые вел М. П. Петров во время первой экспедиции, но они позволили, тем не менее, составить подробный список собранных песен, мелодий и исполнителей, приведенный в конце статьи.

В Увинском районе В. А. Пчельников за три дня посетил четыре населенных пункта: станцию Ува, д. Силья, д. Чабишур и д. Удмурт-Тукля, которые расположены в пределах 12-15 км от районного центра Ува. В этом районе собиратель записал 24 песни от 10 исполнителей в возрасте от 23 до 63 лет. Преимущественно это были песни в хоровом или сольном исполнении. Интересно отметить, что имена некоторых исполнителей встречаются в списках как первой, так и второй экспедиции. Это, например, Боброва Евдокия Ивановна, учительница средней школы из с. Ува, руководитель удмуртского хора в д. Удмурт-Тукля, с успехом выступавшего на республиканской декаде удмуртского искусства в марте 1937 г. [6]. Именно тогда этот хор и выступление самой Евдокии Ивановны записала первая фольклорная экспедиция под руководством Я. А. Эшпая. Но у В. А. Пчельникова в записях на вкладыше к восковому валику она значится как житель д. Удмурт-Тукля.

Если в Селтинском районе собиратель записал достаточно много инструментальных наигрышей, то в Увинском районе - только одну мелодию, которую исполнил на скрипке А. Шарипов из с. Ува. Но самому Пчельникову эта запись не понравилась, поэтому в письме В. Ф. Коукаль, сотруднице ИАЭ, редактору Удмуртского песенного отдела сборника «800 песен» он пишет следующее: «.работу закончил, в основном, осталось записать ''быз'' (волынку). Записаны: гармонь, бубен, чипчирган, узьы гумы и скрипка (скрипка записана очень плохо, но другого выхода не было). Записано много старинных песен. В том числе, 3 - охотничьих, 3 - бортнич(ь)их (пчеловодные), много свадебных, гостевых и из цикла портмаськон, есть и шуточные. Записана современная сплавная и гуляние допризывников.

...В технике записи имеются ряд недостатков - большим недостатком считаю дрожание и колебание трубы. На некоторых валиках имеются царапинки. Некоторые песни записаны без соответствующего интервала. На все это отразилось отсутствие опыта, особенно в подвешивании трубы и расстановке исполнителей» [7].

К сожалению, в материалах собирателя не обнаружены записи игры на старинном инструменте «быз». Между тем, запись этого уникального музыкального инструмента сейчас очень трудно найти в звуковых архивах.

В целом очевидно, что В. А. Пчельников не имел достаточного опыта работы с фонографом Эдисона, хотя, судя по материалам переписки участников удмуртской фольклорной экспедиции с сотрудниками ИАЭ, в УдНИИ были свои собственные фонографы. Так, 20 сентября 1937 г. В. А. Пчельников, будучи уже временно исполняющим обязанности директора УдНИИ, в письме к зав. музыкальной секцией Фольклорного кабинета ИАЭ Е. В. Гиппиусу пишет: «.наши фонографы, принадлежности к ним и валики оставлены на хранении в Фольклорном кабинете ИАЭ. Надеемся, что они у Вас хранятся в полном порядке. В октябре месяце этого года за ними приедет наш представитель» [8]. В дальнейшем история этих фонографов неизвестна, как неизвестна и судьба самого В. А. Пчельникова - после 1937 г. в документах УдНИИ его имя больше не встречается.

Таким образом, экспедиция В. А. Пчельникова, работая только в двух районах Удмуртии, за небольшой период с 5 июня по 10 июня 1937 г. записала 66 песен на 16 восковых валиках. Правда, две из них (№ 46 и № 47 на валике № 4394) собиратель сразу же сам забраковал. В записях В. А. Пчельникова кроме сольного и хорового пения присутствуют различные традиционные народные инструменты - чипчирган, узьы гумы (тростниковая флейта), бубен, гармонь двухрядная, что придает особую ценность данной фольклорной коллекции. Это, кстати, отметили Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд в рукописях к работе «Удмуртские народные песни»: «Экспедициям 1937 г. удалось записать на фонограф народные инструментальные наигрыши на удмуртских гуслях (наиболее популярном в современности старинном удмуртском музыкальном инструменте) (данное замечание относится к записям гусляров первой экспедицией Эшпая-Петрова. - В. Д.); на духовых инструментах, наигрыши на которых ни разу не были опубликованы: ''чипчиргане'' - трубе из полого стебля травянистого растения, и ''узьы

гумы'' - флейте, также из стебля травянистого растения. Записи на узьы гумы были сделаны, к сожалению, от не очень искусного исполнителя... Наоборот, наигрыши на чипчиргане записаны от исполнителя, мастерски владеющего техникой игры на этом инструменте» [9]. Данные слова относятся к исполнителю из д. Кельмовыр-Жикья Селтинского района Ивану Шабалину, который, в разной степени владея игрой на чипчиргане и узьы гумы, исполнил на них несколько удмуртских мелодий.

В настоящее время уникальная фольклорная коллекция, записанная в Удмуртской Республике в марте и в июне 1937 г. двумя экспедициями Фольклорного кабинета ИАЭ, а также рукописные материалы к ней хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге под номерами 137 и 138. Во время работы по расшифровке материалов экспедиций эти записи на восковых валиках многократно прослушивались самими собирателями и сотрудниками Фольклорного кабинета, что значительно ухудшило их качество звучания. Для того чтобы сделать эти уникальные материалы доступными для исследователей, необходимо перевести их в цифровой формат. И тогда, с помощью современных цифровых технологий, появится возможность улучшить качество их звучания, сохранив эти бесценные коллекции для будущего.

Список

песенного материала, записанного экспедицией В. А. Пчельникова в марте 1937 года на территории Удмуртии*

[номер коллекции в Фонограммархиве ИРЛИ- 137, инвентарные №№ - 4383-4398]

№ валика // № валика в Ф-архиве ИРЛИ, дата записи № песни в коллекции, название песни, перевод на русский язык, жанр Исполнитель, возраст, профессия, адрес (место жительства) Инструменты

1 // 4383, 5 июня 1937 г. 1: Мотив «Салдатэ келян» («Проводы в солдаты»); рекрутская (плачь родителей при проводах в солдаты). Иван Шабалин, 36 л.; колхозник; Селтинский р-н, д. Кельмовыр-Жик'я. Чипчирган.

2: «Жожкон» ? («Печаль»); жалобная. Тот же исполнитель. Чипчирган.

3: Мелодия «Ваён гур» («Привоз невесты»); свадебная. Тот же исполнитель. Узьы гуммы.

* В удмуртских названиях песен сохраняется орфография архивных записей.

4: Мелодия «Салдатэ келян» («В солдаты провожать»); рекрутская -поет рекрут при выходе из родительского дома. Тот же исполнитель. Узьы гуммы.

5: Мелодия «Свадебная»; поют у жениха провожающие при расставании с невестой. Тот же исполнитель. Узьы гуммы.

6: «Свадебная» (На вкладыше информации об этой мелодии нет, только в описании!) Тот же исполнитель. Узьы гуммы.

2 // 4384, 5 июня 1937 г. 7: «Куке но мон вал дыр» («Когда-то я был, наверное»); рекрутская. [на валике сначала звучит мелодия узьы гумы, затем 2 мелодии на гармони и песня в исполнении хора и гармони] С. Ардашев, 27 л.; Ф. Маяцких, 37 л., сл. (служащий); Е. Маяцких, 37 л., домохозяйка; B. Ожегов, 32 г. C. Селты. Двухрядная гармонь.

3 // 4385, 5 июня 1937 г. 8: «Милям, милям» («Наши, наши»); гостевая. А. Ямаева, 19 л., колхозница - служащая; Селтинский р-н, д. Мугло. Пение соло.

9: «Муш отён» («Пчела зов.»; бортничая. 10: «Тэлетй ветлон» («По лесу хождение»); лесная. С. Прозоров, 32 г., колхозник; Селтинский р-н, д. Иткулат. Тот же исполнитель. Пение соло. Пение соло.

4 // 4386, 5 июня 1937 г. 11: «Дас кык эро кабанэ» («12 свайная моя скирда»); портмаськон. 12: «Тыбе потйм» («В тыб вышли»); портмаськон. 13: «Минутэн, кыкен» («Минутой, двумя»); портмаськон. С. Прозоров, 32 г., колхозник; Селтинский р-н, д. Иткулат. Тот же исполнитель. Тот же исполнитель. Пение соло.

14: «Тэль келян» («Лес проводы»); сплавная. Иван Шабалин, 36 л.; колхозник; Селтинский р-н, д. Кельмовыр-Жик'я. Пение соло.

5 // 4387, 5 июня 1937 г. 15: «Ураметй ветлон» («По улице хождение»); походная. С. Ардашев, 27 л.; В. Ожегов, 32 г. Ф. Маяцких, 40 (?) л., сл. (служащий); с. Селты. Гармонь; бубен; пение частушек.

16: На мотив песни «Куке но мон вал дыр» («Когда-то я был, наверное»); рекрутская. С. Ардашев, 27 л.; с. Селты. Гармонь.

17: На мотив песни «Малы басьтйды» («Почему Вы взяли»); лирическая. С. Ардашев, 27 л.; с. Селты. Гармонь.

18: «Ас калык» («Поколение (?), народ»); портмаськон. Ф. Маяцких, 40 л., с. Селты Е. Маяцких, 37 л., с. Селты B. Ожегов, 32 г., с. Селты, И. Шабалин, 36 л., д. Кельмовыр-Жикья, C. Прозоров, 32 г., д. Иткулат. Хор из пяти человек.

6 // 4388, 6 июня 1937 г. 19: «Мушан» («Праздник пчелы»); праздничная. 20: «Салдатэ келян» («В солдаты проводы»); рекрутская. Анна Александрова, 63 г., Т. Метелева, 63 л., с. Селты Те же исполнители. Дуэт. Дуэт.

21: «Сюан пырон» («Свадьба вхождение»); свадебная. Те же исполнители. Дуэт.

22: «Кузьмаськон» («Дарение»); свадебная. 23: «Сюан пырон» («Свадьба вхождение»); свадебная. Т. Метелева, 63 г., с. Селты. В. Кулигина, 55 л., с. Селты. Пение соло. Пение соло.

7 // 4389, 6 июня 1937 г. 24: «Сюан пырон» («Свадьба вхождение»); свадебная. В. Кулигина, 55 л., с. Селты. Соло импровизация.

25: «Вортылон дыр'я» («Во время катания»); праздничная. А. Соловьева, 39 л., с. Селты. Соло импровизация.

26: «Кузь волоктй» («По Анна Александрова, Соло

длинной роще»); 63 г. импровиза-

гостевая. ция.

8 // 4390, 27: «Тыпы-а, пужым-а» А. Березина, 25 л., Дуэт.

6 июня 1937 г. («Дуб ли, сосна ли»); А. Пантюхина, 25 л.,

портмаськон. с. Селты.

28: «Лыктйськом» Те же исполнители.

(«Приходим»);

портмаськон.

29: «Кудое, кудое» («Мой Те же исполнители.

сват, мой сват»);

портмаськон.

30: «Гурт котыри» Те же исполнители.

(«Деревни вокруг»);

портмаськон.

31: «Дас кык парен» («На Те же исполнители.

12 парах»); портмаськон.

32: «Ми кошком» («Сьод Те же исполнители.

тэри валэн») («Мы

уйдем»); портмаськон.

9 // 4391, 33: «Туала куаз'ёс» А. Березина, 25 л., Дуэт.

6 июня 1937 г. («Нонешние погоды»); А. Пантюхина, 25 л.,

портмаськон. с. Селты.

34: «Шунды вылэ вуэм» Те же исполнители.

(«Солнце высоко

пришло»); портмаськон.

35: «Йыбыртйлям» Те же исполнители.

(«Поклонились»);

портмаськон.

36: «Мед сиёз» («Пусть Те же исполнители.

ест»); портмаськон.

10 // 4392, 37: «Куно келян» («Гостя Н. Зайцева, 57 л., Соло пение.

6 июня 1937 г. проводы»); гостевая. с. Селты.

38: «Куно сайкатон» Т. Метелева, 63 г., Соло пение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«Пробуждение гостя»); с. Селты.

гостевая.

39: «Салдатэ келян» В. Кулигина, 55 л., Соло пение.

(«В солдаты проводы»); с. Селты.

рекрутская.

40: «Салдатэ келян» («В солдаты проводы»); рекрутская. В. Кулигина, 55 л Соло пение.

41: «Капаканам» («В мой капкан»); охотничья. Н. Зайцева, 57 л., В. Кулигина, 55 л., Т. Метелева, 63 г., с. Селты. Трио.

11 // 4393, 42): 6 июня 1937 г. 43, 44): 8 июня 1937 г. 42: «Капаканам» («В мой капкан»); охотничья. 43: «Мушан» («Ловля пчелиного роя»); бортничая. 44: «Курадземе» («Мое горе»); бытовая. Т. Метелева, 63 г., с. Селты. Тр. Рябчиков, 60 л., Увинский р-н., д. Силья. Тот же исполнитель. Соло пение. Соло пение. Соло пение.

12 // 4394, 8 июня 1937 г. 45: «Ми лыктйм» («Мы приехали»); свадебная. 46: Не годится. 47: Не годится. 48: «Пойшуран» («Охота»); охотничья. А. Чайникова, 23 г., техничка в школе, Увинский р-н., ст. Ува. Тр. Рябчиков, 60 л., Увинский р-н., д. Силья. Соло пение. Соло пение.

13 // 4395, 9 июня 1937 г. 49: «Жок вылад» («На твоем столе»); гостевая, застольная. 50: «Быдзым куа гур» («Большая молельная мелодия»); обрядовая. Н. Муравьев, 54 г., Увинский р-н, д. Чабишур. М. Зорин, 63 г., Увинский р-н, д. Чабишур. Соло пение. Соло пение. Соло пение.

51: «Куноян» («Угощение»); гостевая. Тот же исполнитель. Соло пение.

52: «Вортылон гур» («Катание, мелодия»); праздничная. Тот же исполнитель. Соло пение.

53: «Гондыр кутон» («Ловля медведя»; охотничья. Т. Лавров, 35 л., Увинский р-н, д. Чабишур.

14 // 4396, 9 июня 1937 г. 54: «Куно келян» («Проводы гостей»); гостевая. М. Беляева, 31 г., Увинский р-н, д. Чабишур. Соло пение.

55: «Гажаса» («Уважая»); гостевая.

56: «Лобись юсьёслэн»

(«Лебеди летящие»); портмаськон.

57: «Сйзьыл пужмер» («Осенний иней»); гуляние призывников.

Тот же исполнитель.

Тот же исполнитель.

Тот же исполнитель.

Соло пение. Соло пение.

Соло пение.

15 // 4397, 1) 9 июня 1937 г.

2,3,4) 10 июня 1937 г.

58: «Со луоз пиедлэн» («Оно будет у твоего сына»); рекрутская.

59: «Уз лу нй» («Не будет»; рекрутская.

60: «Келён гур» («Проводы»); свадебная.

61: «Куно келян»

(«Проводы гостей»; гостевая.

М. Беляева, 31 г.,

Увинский р-н, д. Чабишур.

А. Дядюхина, 60 л., Е. Грязнова, 47 л.,

Увинский р-н, д. Удмурт-Тукля.

Те же исполнители.

Те же исполнители.

Соло пение.

Дуэт.

Дуэт.

Дуэт.

16 // 4398, 10 июня 1937 г.

62: «Дас кык пар зазегед»

(«12 пар гусей»); портмаськон.

63: «Кошкоз» («Уйдет»); шуточная, лирическая.

64: «Кузонэ мынса»

(«В Казань поехавший»); шуточная, лирическая

65: «Мылкыдыз» («Настроение, интерес»); гостевая, застольная.

66: На мотив песни «Вож, вож жужалоз» («Зелено, зелено поднимется»); расставание._

А. Дядюхина, 60 л., Е. Грязнова, 47 л.,

Увинский р-н, д. Удмурт-Тукля.

А. Дедюхина (?), 30 л., Увинский р-н, д. Удмурт-Тукля.

Е. Боброва, 55 л.,

Увинский р-н, д. Удмурт-Тукля.

Е. Грязнова, 47 л.,

Увинский р-н, д. Удмурт-Тукля.

А. Шарипов, 51 г.,

плотник - рабочий; Увинский р-н, ст. Ува.

Дуэт.

Соло пение.

Соло пение.

Соло пение.

Скрипка.

Вторая удмуртская экспедиция Фольклорного кабинета..

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ФАП № 29.

2. Там же. Л. 103.

3. Денисов В. Н. К 105-летию удмуртского классика М. П. Петрова // Ежегодник финно-угорских исследований. Выпуск 3 / Науч. ред. Н. И. Леонов; сост.-ред. А. Е. За-гребин, А. В. Ишмуратов, Р. В. Кириллова; отв. ред. Д. И. Черашняя. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2010. С. 41-59.

4. Гиппиус Е. В., Эвальд З. В. Удмуртские народные песни: Тексты и исследования. -Ижевск: УИИЯЛ УрО АН СССР, 1989 (подгот. к изд. М. Г. Хрущевой и Р. А. Чурако-вой). С. 7-8.

5. ФАП № 29. Л. 113.

6. Шулдыр нунал'ёс // Удмурт Коммуна. 1937. № 45 (6 марта).

7. ФАП № 29. Л. 142.

8. Там же. Л. 145.

9. Там же. Л. 232.

Поступила в редакцию 19.03.2011

V. N. Denisov

The second Udmurt Expedition of the Folklore department of the Institute of anthropology, archeology and ethnography of the Academy of sciences of the USSR

The article is devoted to the analysis of the folklore expedition to 2 districts of Udmurtia in June 1937, headed by V. A. Pchelnikov, a researcher of the Udmurt Research Institute. He participated in the process of recordings according to the instructions of the Folklore Department of the Institute of anthropology, archeology and ethnography of the Academy of sciences of the USSR. As a result of it 66 folk songs and 24 performers were recorded on wax cylinders.

Keywords: Selty and Uva districts of Udmurtia, folklore expedition, Phonogram Archive, phonograph, wax cylinders, performers, traditional musical instruments.

Денисов Виктор Николаевич,

кандидат филологических наук, доцент Учреждение Российской академии наук Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, координатор международного проекта по сохранению звуковых архивов

С.-Петербург-Ижевск Е-mail: [email protected]

Denisov Viktor Nikolaevich,

Candidate of Science (Philology), associate professor Institution of the Russian Academy of Sciences Udmurt institute of history, language and literature Ural department of the Russian Academy of Sciences

St. Petersburg-Izhevsk Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.