Научная статья на тему 'Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства'

Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
21
Поделиться
Ключевые слова
WORLD TRADE ORGANIZATION / TRADE INTEGRATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURAL POLICY / FOOD SECURITY / CUSTOMS AND TARIFF LEGISLATION / AGRICULTURAL PRODUCERS / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОРГОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерохин Василий Леонидович

Аграрная политика в современном интегрирующемся мире представляет собой комплексное понятие, включающее социально-экономические, институциональные и технологические аспекты. Развитие процессов международной торговой интеграции и все более близкая перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию не только открывают новые возможности для развития, но и ставят перед отечественным агропромышленным комплексом ряд серьезных проблем, требующих незамедлительного и эффективного решения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерохин Василий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russias Accession to the WTO: New Challenges for Agriculture

Agricultural policy in the modern integrating world is a complex concept that includes social and economic, institutional and technological aspects. Development of processes of international trade integration and a near prospective of Russia»s accession to the WTO not only opens up new opportunities for development, but also puts a number of serious questions to the domestic agroindustrial complex. These problems require immediate and effective solutions.

Текст научной работы на тему «Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства»

вступление россии в вто: новые вызовы

для сельского хозяйства

_Аннотация

Аграрная политика в современном интегрирующемся мире представляет собой комплексное понятие, включающее социально-экономические, институциональные и технологические аспекты. Развитие процессов международной торговой интеграции и все более близкая перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию не только открывают новые возможности для развития, но и ставят перед отечественным агропромышленным комплексом ряд серьезных проблем, требующих незамедлительного и эффективного решения. _

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, торговая интеграция, агропромышленный комплекс, аграрная политика, продовольственная безопасность, таможенно-тарифное законодательство, сельскохозяйственные производители _

Современные процессы глобализации вызывают множество противоречий и экономических конфликтов в системе мирового хозяйства. Все более нестабильным становится характер развития мировой экономики, все более затяжными и тяжелыми - процессы рецессии в ведущих странах мира.

К уже ставшим привычными энергетическим и финансовым проблемам сегодня добавляется новая - продовольственная. Производство сельскохозяйственной продукции все очевиднее становится одной из стратегических сфер мировой экономики, которую в полной мере затрагивают происходящие в мире экономические процессы.

Продовольственная безопасность и либерализация рынка

По отношению к агропромышленному комплексу России термин «продовольственная безопасность» впору заменять термином «продовольственная зависимость». Это касается как населения нашей страны

Ерохин

Василий Леонидович

канд. экон. наук, доцент, кафедра мировой экономики, Ставропольский государственный аграрный университет basilic@list.ru

г целом

го России ниже норм, .рекомендованных НИИ питания РАМН, >т:хлеба дуктов -40% населения, мяса дуктов -70%, молока,

чолочных продуктов, растительных

и других жиров -_около 90%

(в целом по России ниже норм, рекомендованных НИИ питания РАМН, потребляют: хлеба и хлебопродуктов - 40% населения, мяса и мясопродуктов -70%, молока, молочных продуктов, растительных и других жиров - около 90%) [1], так и производителей сельскохозяйственной продукции, все более ориентирующихся на экспорт. Земельный рынок нашей страны находится на начальной стадии своего становления и формирования. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения сегодня вовлечено не более 5% земель. Это явно мало при нынешнем в целом неудовлетворительном состоянии сельского хозяйства в стране. Невысокий оборот земель сельскохозяйственного назначения объясняется в основном тем, что земля этой категории малопривлекательна для потенциальных инвесторов, не сформированы соответствующие нормативно-правовые условия и, в целом, как эффективный элемент рыночных отношений, она не востребована [2]. На фоне данных проблем в России все более ускоряется процесс либерализации внутреннего рынка, в том числе и в сфере сельскохозяйственного производства. Долгие переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вступают в свою финальную стадию. Страна уже практически живет в единой среде интегрированного мирового рынка, лишь формально не являясь членом ВТО. Либерализация постепенно проникает в такие сферы, как ценообразование на энергоносители, тарификация услуг ЖКХ и грузовых железнодорожных перевозок. В каждой из отраслей развитие процессов торговой интеграции имеет свою специфику, однако для агропромышленного комплекса России сочетание перспектив и проблем вступления в ВТО оценивается наиболее неоднозначно.

Основные проблемы

Среди объективных предпосылок возникновения серьезных организационно-экономических проблем в условиях интеграции России в ВТО отметим:

- низкий уровень освоения сельскохозяйственных земель нашей страны;

- низкую технологическую оснащенность сельскохозяйственного производства;

кое предпринимательство, 2010, № 12 (1)

- комплекс социальных и экономических проблем сельских территорий.

Главная опасность ВТО для большинства отечественных сельскохозяйственных производителей состоит в необходимости открытой конкуренции с ведущими мировыми компаниями. И, судя по современному состоянию российского АПК, такую конкуренцию смогут выдержать лишь единицы. С другой стороны, необходимость полноправной интеграции России в систему мирового хозяйства не оспаривается. Новые вызовы для сельскохозяйственного производства нашей страны, только начинающего оправляться после кризисных 1990-х гг., могут стать как серьезнейшими угрозами, так и радужными перспективами. В сложившейся ситуации отставания от развитых стран мира для отечественного АПК необходима модель не догоняющего, а опережающего развития. Залогом успеха должны стать:

- эффективное и комплексное внедрение инноваций;

- переход на рыночный инструментарий;

- формирование предпринимательского подхода в сельском хозяйстве;

- решение сложившихся организационных и институциональных проблем агропромышленного комплекса с целью повышения устойчивости сель-хозпроизводства и обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности страны. Общими проблемами, которые будут однозначно обострены при вступлении России в ВТО, станут:

- сохранение неэффективного организационно-экономического механизма функционирования сельского хозяйства;

- неравноправное положение сельхозтоваропроизводителей на агропродовольственном рынке;

- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социальная ущемленность сельских жителей [1]. Необходимо учитывать и специфику отдельных региональных аграрных систем. Аграрная политика при вступлении России в ВТО только тогда станет действительно эффективной, когда при разработке ее подходов будут учеты особенности агропромышленного производства для каждого региона нашей страны. Очевидно, что для стимулирования развития конкурентоспособного сельхозпроизводства

страна уже

практически живет

в единой среде

интегрированного

мирового рынка,

лишь формально

не являясь членом ВТО

Н1

юмика

и для восстановления депрессивных хозяйств должны применяться совершенно различные подходы и наборы инструментов.

Государственная торговля и санитарные барьеры

Специфическое влияние системы торговой интеграции на отечественный АПК будет оказано по ряду направлений, к которым относятся:

- регулирование государственной торговли сельскохозяйственной продукцией;

- применение международно-стандартизированных санитарных и фитосанитарных барьеров;

- постепенная либерализация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции за счет гармонизации национального таможенно-тарифного законодательства с международным правом;

- новые подходы к тарифному квотированию импортной сельхозпродукции. Вопрос регулирования государственной торговли сельскохозяйственной продукцией в ходе торговых переговоров начал обсуждаться относительно недавно. Наиболее серьезной проблемой в данном направлении является деятельность крупных зарубежных государственных компаний. С точки зрения импорта продукции развитие государственной торговли может привести к тому, что объемы сельхозпродукции на рынке снизятся по сравнению с теми, которые могли бы быть, если бы на мировом рынке существовала свободная конкуренция при эквивалентных таможенных тарифах. Необходим четкий контроль за деятельностью зарубежных государственных компаний, причем осуществляющих не только импорт, но и экспорт. Применение единых санитарных и фитосанитар-ных стандартов не столь проблематично для отечественных сельскохозяйственных производителей в силу и так существенной их жесткости в России. Основной вопрос в данном плане состоит в оценке эффективности применения санитарных и фитоса-нитарных барьеров с учетом как рисков, так и выгод международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Стремление обеспечить население здоровой и безопасной продукцией в рамках ВТО

ведущими мировыми должно сочетаться с поддержкой доступных внутренних цен на импортируемую продукцию.

главная опасность ЗТО для большинства отечественных

гльскохозяйственных _производителей

состоит

в необходимости

открытой

конкуренции

компаниями

ское предпринимательство, 2010, № 12 (1)

Таможенные барьеры и тарифное квотирование

Одним из самых больных вопросов является снижение таможенных барьеров на пути импортной сельскохозяйственной продукции в Россию. Оптимально для вновь присоединяющейся к ВТО страны снижение ставок по тарифам на ту продукцию, которая либо не производится в данной стране, либо производится в ограниченных количествах в силу климатических или иных особенностей. Для России при этом необходимо решить две основные проблемы: ликвидировать тарифную дисперсию1 и ограничить возможности тарифной эскалации2. Следует приоритетно снижать более высокие таможенные тарифы, что поможет решить проблему расхождения в уровнях тарификации различных сельскохозяйственных продуктов и не позволит странам устанавливать более высокие защитные меры по приобретаемым для себя товарам. Наконец, тарифное квотирование как инструмент торговой политики государства в рамках формата ВТО существенно ограничивается. Однако в тех случаях, когда по условиям Уругвайского раунда запрещается установление тарифов выше уровня квот, тарифные квоты могут быть использованы в качестве количественных торговых барьеров. В данном случае национальные правительства могут не участвовать в торговле через государственные торговые агентства, а просто распределять лицензии на торговлю и устанавливать соответствующие тарифные квоты, получая основной доход именно от такого рода деятельности.

В настоящее время массовое обсуждение вопроса о вступлении России в ВТО и возможных последстви-

1 Дисперсия (от лат. Шзретзю — рассеяние) - в данном случае речь идет о возможных отклонениях в размерах таможенных тарифов, применяемых при ввозе сельскохозяйственной продукции в Россию - они не должны быть слишком низкими, что может сделать неконкурентоспособной продукцию отечественных сельхозпроизводителей. - Прим. ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Высокие таможенные платежи при ввозе в страну сельхозпродукции также не выгодны: они приведут к росту цен на продукты питания, что в конечном счете негативно отразится на потребителях. - Прим. ред.

Литература

1. Серков А. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 7.

2. Иволга А.Г., Урядова Т.Н. Организационно-экономические проблемы эффективного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/ АШс1ез/2010/^о^а_ Uryadova.pdf.

стремление

_обеспечить население здоровой и безопасной

продукцией

врамках ВТО

должно сочетаться

с поддержкой

доступных

внутренних цен

продукцию

ях такого вступления для развития АПК фокусируется на достаточно узком круге проблем, связанных преимущественно с выбором конкретных условий присоединения, а именно - с определением уровня тарифов и субсидий. В действительности же экономическая интеграция любого государства в систему ВТО - это намного более объемный вопрос, требующий значительной корректировки аграрной политики государства и его вступления на инновационный и устойчивый путь развития. Развитие интеграционных процессов в сфере внешней торговли, особенно в свете вступления России в систему ВТО, - это присоединение к уже сложившейся в мире практике регулирования рынков. Такое присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг для АПК нашей страны должно, в первую очередь, сопровождаться развитием адекватных современным условиям подходов в аграрной политике государства с учетом специфики отдельных региональных аграрных систем.

Vasily L. Yerokhin

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of World Economy, Stavropol State Agrarian University

Russia's Accession to the WTO: New Challenges for Agriculture

_Abstract

Agricultural policy in the modern integrating world is a complex concept that includes social and economic, institutional and technological aspects. Development of processes of international trade integration and a near prospective of Russia»s accession to the WTO not only opens up new opportunities for development, but also puts a number of serious questions to the domestic agro-industrial complex. These problems require immediate and effective solutions.

Keywords: World Trade Organization, trade integration, agro-industrial complex, agricultural policy, food security, customs and tariff legislation, agricultural producers

тимательство, 2010, № 12 (1)