DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-197-203
ВСТРОЕННЫЙ ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
Никонова Е.З.1, Тарасова И.Н.
ЮЯСГО: 0000-0003-4416-2629, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Российская Федерация
Статья посвящена вопросам выбора содержания элективных курсов по информатике в профильной школе. Рассмотрев возможности встроенного языка программирования 1С, авторы приходят к выводу о целесообразности изучения основ программирования и конфигурирования в системе 1С .Предприятие на этапе профильной школы. Данный курс поможет школьникам получить представление о современных информационных технологиях в области информационных систем и определиться с выбором будущей профессии.
Ключевые слова: профильное обучение; элективные курсы; информационные системы; «1С предприятие»; встроенный язык программирования.
THE BUILT-IN PROGRAMMING LANGUAGE 1С: ENTERPRISE AS OBJECT OF STUDY
Nikonova E.Z.1, TarasovaLN.
ЮЯСГО: 0000-0003-4416-2629, Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russian Federation
The article is devoted to the content selection of elective courses in computer science in the school profile. Having considered the possibility
ofbuilt-in programming language le, the authors conclude the feasibility study of the bases ofprogramming and configuration of le: enterprise system at the stage of the school 's profile.
Keyword: specialized elective courses; training; information systems; 1С: Enterprise; built-in programming language.
Одной из важных проблем современного школьного образования является предпрофессиональная подготовка старшеклассников. Для решения этой проблемы в старшей школе было введено профильное обучение, призванное помочь учащимся в выборе будущей профессии и дать первое представление о ней. Профильное обучение является гибким средством дифференциации и индивидуализации обучения, посредством вариации содержания и структуры образовательного процесса обеспечивающее удовлетворение потребностей учащихся в соответствии с их интересами и предпочтениями в выборе будущей профессии. Концепция профильного обучения предусматривает помимо углубленного изучения некоторых общеобразовательных предметов еще и возможность социализации учащихся, качественной подготовки их к продолжению обучения в высших учебных заведениях. Для этого в системе профильного обучения используются общеобразовательные, профильные предметы и элективные курсы.
Среди множества проблем разработки этих курсов следует выделить требование соответствия образования современному уровню развития современных информационных технологий. На сегодняшний день трудно представить какую-либо сферу деятельности, где не используется автоматизация бизнес-процессов посредством информационных систем. Из множества инструментальных средств для разработки информационных систем следует выделить наиболее распространенное и универсальное - технологическую платформу « 1С ¡Предприятие».
Фирма «1С» в настоящее время является ведущим производителем прикладных решений для крупных предприятий, малого бизнеса, медицины, муниципального управления и т.д. (более 1000
официально сертифицированных решений). Типовые прикладные решения фирмы «1С», предназначенные для автоматизации стандартных задач учета и управления, разрабатываются с учетом как современных международных методик управления, так и реальных потребностей организаций. Особое внимание фирмой уделяется сфере образования, для которого разработаны и успешно применяются такие продукты как ЕКР-система «1С:Образование», а также целая серия обучающих программ «1С :Школа», «1С :Репетитор»,«1 С:Мир компьютера»,«1С:Образовательная коллекция», «1С :Познавательная коллекция», серия «1С:Аудиокниги».
Помимо распространенности продукты «1С» отличаются комплексным подходом к автоматизации и достаточно полной информационной и методической поддержкой.
Поэтому, на наш взгляд, знакомство старшеклассников с основами работы в «1С:Предприятие» является, несомненно, перспективным и полезным.
Универсальность продуктов «1С» обеспечивается за счет возможности конфигурирования, т.е. настройки системы под конкретную предметную область и поставленные задачи автоматизации. Это достигается за счет открытости прикладного исходного кода, обеспечивающей большую гибкость и конкурентное преимущество на рынке ЕЯР-систем. Как правило, подобные ЕИР системы состоят из исходного кода, реализующего бизнес-логику, и среды исполнения этого бизнес-кода, так называемой платформы.
Помимо единой технологической платформы «1С» имеет свой проприетарный язык программирования, позволяющий описывать алгоритмы обработки информации и разрабатывать удобный пользовательский интерфейс. Язык программирования 1С не имеет специального названия и в документации обозначается как «встроенный язык программирования 1С:Предприятие», его короткое и неофициальное название — «язык 1С».
Встроенный язык программирования 1С относится к классу высокоуровневых предметно-ориентированных языков и обладает следующими особенностями:
• двуязычный синтаксис команд: русскии и англиискии;
• предварительная компиляция, т.е. преобразование модулей перед исполнением во внутренний код;
• мягкая динамическая типизация, т.е. определение типа переменной по ее значению, которое может изменяться в процессе работы;
• отсутствие необходимости программно описывать объекты конфигурации, которые могут быть либо встроенными в платформу, либо созданными на этапе визуального конструирования;
• процедурный подход, т.е. оформление набора инструкций в блоки с возможностью дальнейшего повторного использования;
• наличие инкапсуляции, т.е. объединение свойств и методов в одном объекте;
• упрощенное наследование, т.е. наличие предопределенного функционала у встроенных типов объектов с возможностью переопределения и невозможностью наследования от прикладных объектов;
• событийная ориентированность, позволяющая программно предусмотреть поведение объекта в определенных ситуациях;
• регистровая независимость;
• жесткий контроль синтаксических ошибок;
• наличие синтаксис-помощника.
Для более удобного и быстрого написания кода в системе предусмотрен такой инструмент разработки как редактор текста и модуля. При работе с текстовыми документами редактор выполняет обычные стандартные функции, такие как ввод и редактирование текста, создание, сохранение и печать документа.
При работе с модулями форм, объектов или приложений редактор кроме стандартных возможностей работы с текстом выполняет и ряд особых функций:
• выделение цветом ключевых слов, комментариев, операторов;
• контекстная подсказка в виде списка доступных свойств, методов и т.д.
• объединение в группы синтаксических конструкций, таких как процедуры, функции с возможностью сворачивания и разворачивания, переноса и копирования;
• выделение произвольных областей текста с возможностью именования, группировки и сворачивания;
• выделение блоков текста с возможностью автоматического форматирования, изменения отступов, добавления/удаления комментариев, переноса строк;
• автоматическое форматирование текста при вводе;
• возможность перехода по процедурам и функциям с помощью специального окна отображения имеющихся в модуле процедур;
• возможность добавления имен объектов или их реквизитов в текст модуля путем перетаскивания из дерева конфигурации;
• проверка текста модуля на правильность синтаксических конструкций;
• возможность защиты модуля с помощью пароля доступа;
• возможность подстановки часто используемых фрагментов текста с помощью механизма шаблона.
Использование возможностей редактора текста существенно облегчает работу разработчика по написанию кода и является особенно полезным для начинающих программистов.
Обучение программированию на встроенном языке программирования 1С может быть организовано либо в рамках предмета «Информатика и ИКТ» при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование», либо в рамках отдельного элективного курса «Программирование в среде 1С». Использование языка 1С при изучении алгоритмизации ограничено предстоящей школьникам сдачей ЕГЭ по информатике, включающем значительную часть задач по программированию, в ответах на которые не предусмотрены решения на языке 1С.
Поэтому наиболее оптимальным является организация элективного курса после завершения изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» предмета «Информатика и ИКТ». Это позволит использовать полученный учащимися опыт применения основных
алгоритмических конструкций, знаний типов данных и первичных навыков программирования на каком-либо языке программирования.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов и благодаря модульности может быть использована на информационно-технологическом и экономическом профилях.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность и состоит из двух модулей:
1. Основы встроенного языка программирования 1С
2. Конфигурирование в 1С:Предприятие.
Каждое практическое занятие модуля по изучению основ программирования предваряется необходимым теоретическим материалом, затем разбираются практические примеры и предлагаются задачи для самостоятельного решения. В качестве практических примеров этого модуля предлагаются такие задачи как вычисление факториала, создание калькулятора, задача о размножении кроликов (числа Фибоначчи), определение своего возраста в системе счисления с произвольно заданным основанием, расчет календаря для заданного года и т.д.
Изучение основ конфигурирования происходит с помощью «сквозных» примеров разработки простых конфигураций. Более глубокое изучение основ программирования и практических приемов конфигурирования осуществляется за счет самостоятельной работы по разработке индивидуального или группового проекта.
Примеры индивидуальных проектов:
• Справочник для расчета площади геометрических фигур;
• Визуальное представление лифтовой логики;
• Информационные системы для предметных областей (Библиотека, магазин, салон красоты и т.д.).
В заключение следует отметить, что изучение основ программирования и конфигурирования в системе 1С:Предприятие в профильной школе позволит не только осуществить предпрофессиональную подготовку учащихся, расширить их возможности социализации, но и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
Список литературы
1. Габец А.П., Гончаров Д.И., Козырев Д.В., Кухлевский Д.С., Радчен-ко М.Г. Профессиональная разработка в системе 1С:Предприятие / Под ред. М.Г. Радченко. М.: «1С-Паблишинг»; СПб.: Питер, 2006.
2. Никонова Е.З. Информационное моделирование в проектировании информационных систем // Международный научный журнал «Наука и мир» № 2 (42), Том 1, 2017. С. 39-40.
3. Никонова Е.З. Симурзина Е.В. Электронный учебник как элемент методической системы обучения работе в системе «1С: Предприятие» // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Культура, Наука, образование: проблемы и перспективы». Нижневартовск, 2015. С. 511-513.
4. Официальный сайт разработчика 1С. ТЖЬ: http://www.lc.ru/
5. ХрусталеваЕ.Ю. 1С:Предприятие 8.1 Конфигурирование и администрирование, 3-е изд. перераб. и доп. Спб.: «1С Паблишинг». 2010. 485 с.
6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». М.: Вита-Пресс, 2004.112 с.