пухового наряда. Из особенностей поведения птенцов отметим частые попытки взобраться на спину взрослой птицы, которые ею пресекались, отчего выводок находился в постоянном движении. Обращают на себя внимание очень ранние (для нырковых уток) сроки гнездования, которые, однако, приходятся на очень раннюю весну 2002 года.
На этом же участке озера, у ограждающей дамбы рыборазводного пруда, отмечен и самец белоглазой чернети, державшийся в диффузной стайке других нырковых уток.
Учётные работы на этом озере с использованием тех же методов выполнялись нами и в предыдущие годы, однако пребывание и гнездование этого вида отмечается впервые.
Литер атур а
Никифоров М.Е., Козулин А.В., Гричик В.В., Тишечкин А.К. 1997. Птицы Беларуси
на рубеже XXI века: статус, численность, распространение. Минск: 1-186. Якушко О.Ф. (ред.) 1988. Озёра Белоруссии. Минск: 58-59.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1075: 3761-3764
Встречи в Подмосковье некоторых редких видов птиц
В.Т.Бутьев, А.О.Шубин
Второе издание. Первая публикация в 2008*
В 1995-2000 годах при проведении наблюдений в двух точках ближнего Подмосковья авторам удалось получить новые сведения о 10 видах, включённых в Список редких видов птиц Нечернозёмного центра России и Московской области. Первый участок расположен в окрестностях агробиостан-ции Московского педагогического государственного университета на окраине посёлка Павловская слобода Истринского района, второй — в 5 км восточнее Москвы на южной окраине национального парка «Лосиный остров», вблизи посёлка Опытное поле (микрорайон города Балашихи).
Полевой лунь Circus cyaneus. Взрослый самец, которого преследовали две серых вороны Corvus cornix, летел 18 октября 1998 вдоль опушки леса вблизи посёлка Опытное поле. Также взрослый самец встречен 18 октября 1998 на опушке леса у этого посёлка, ещё один
* Бутьев В.Т., Шубин А.О. 2008. Встречи в Подмосковье некоторых редких видов птиц // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра. М.: 103-105.
самец 3 апреля 1999, охотился на заросшем пустыре. Снег на пустыре к этому времени уже стаял, но в лесу его было ещё много.
Пустельга Falco tinnunculus. В 1980-е годы была обычным видом в окрестностях Павловской слободы: на общей площади 20 км2 обитали 4-5 пар, причём 3 из них гнездились в непосредственной близости от агробиостанции. В 1990-1995 годах произошло резкое сокращение численности пустельги, и вблизи агробиостанции сохранилась лишь 1 пара. В первой половине июня 1995 года пустельги были пойманы тетеревятниками Accipiter gentilis, гнездившимися примерно в 0.9 км от участка этой пары (остатки обоих соколов обнаружены среди поедей тетеревятников). До 2000 года пустельги здесь отсутствовали и только в данном году вновь появилась одна пара. Её гнездовой участок был расположен на значительном удалении от прежнего, но птицы иногда охотились и на старых местах. Следует отметить, что тетеревятников в последние два года здесь не отмечали, хотя до этого они гнездились на этом участке более 15 лет.
Коростель Crex crex. В начале июня 2000 года токующий самец был отмечен в необычных условиях. Птица держалась в старом саду с густой травой на территории агробиостанции, которая огорожена высоким сплошным бетонным забором. Токование продолжалось почти весь июнь, с меньшей активностью во второй половине месяца. В это время на агробиостанции находилось около 150 человек, хотя территорию сада посещало немного людей. 1 июля 2000 обнаружено гнездо коростеля с 11 яйцами на последней стадии насиживания. Гнездо располагалось в 2 м от яблони и всего в 20-30 м от жилых корпусов станции. Насиживающая птица подпустила наблюдателей к гнезду на расстояние 1 м, после чего молча быстрым шагом покинула его. Аналогичное поведение коростеля наблюдали при повторном посещении гнезда 3 июля, когда скорлупа 5 из 11 яиц оказалась разрушенной: на каждом яйце было по одному небольшому отверстию, а частицы скорлупы по краям отверстий были обращены внутрь яйца. Наиболее вероятная причина разрушения скорлупы — деятельность серой вороны, однако неясно, почему в таком случае яйца не были полностью расклёваны или похищены из гнезда. Позже гнездо не посещали. В 2000 году численность коростеля в районе агробиостанции была на уровне 1999 года — на 2 км2 луга и поля токовали 4-5 самцов.
Клинтух Columba oenas. 1-2 пары постоянно обитают в старом ело-во-сосновом лесу с примесью липы (площадь 1.8 км2) у посёлка Опытное поле. Первое токование самцов клинтуха отмечали 10 апреля 1999 и 3 апреля 2000.
Воробьиный сыч Glaucidium passerinum. Пойман днём 3 марта 1998 на зарастающем пустыре у опушки взрослого хвойного леса близ посёлка Опытное поле при отлове воробьиных птиц.
Козодой Caprimulgus europaeus. В последние годы в окрестностях агробиостанции встречается редко. В июне 1990-2000 годов в старых хвойных и средневозрастных смешанных лесах с небольшими зарастающими вырубками и прогалинами на площади 1.5 км2 токовал один самец. В конце 1980-х годов здесь же отмечали 3-4 токующих птиц.
Белоспинный дятел Dendrocopos leucotos. В районе агробиостанции впервые отмечен в 2000 году — пара птиц встречена Д.Те (устн. со-общ.) в старом лиственном лесу на береговом склоне поймы реки Истры. Белоспинных дятлов отмечали здесь неоднократно до 20-х чисел июня (позднее наблюдений не проводили). Гнездо не обнаружено.
В городской части Лосиного острова (район Гольяново) осенью, зимой и весной 1995-1999 годов мы неоднократно отмечали пару и одиночных белоспинных дятлов. Весной на участке старого дубово-липового леса (80 га) наблюдали их брачные демонстрации. Здесь же осенью и зимой белоспинные дятлы посещали кормушку, у которой постоянно держалось полевые воробьи Passer montanus, большие синицы Parus major, лазоревки Parus caeruleus, поползни Sitta europaea и сойки Garrulus glandarius. Дятлы почти не реагировали на посетителей парка. Примечательно, что больших пёстрых дятлов Dendrocopos major мы на кормушке не видели, хотя в лесу они были обычны.
Трёхпалый дятел Picoides tridactylus. 20 июня 1995 жилое дупло трёхпалого дятла обнаружено в 200 м от агробиостанции в спелом смешанном лесу с преобладанием ели и сосны. Дупло находилось в повреждённой осине на высоте 5 м. Родители кормили птенцов достаточно интенсивно, однако к вечеру 21 июня частота прилётов с кормом резко сократилась, что, возможно, было связано с началом вылета птенцов. 22 июня последние птенцы покинули дупло. Корм родители собирали на нижних частях стволов преимущественно елей в радиусе 100 м от гнезда. Это второй зарегистрированный случай гнездования трёхпалого дятла в окрестностях агробиостанции. В июне 1993 года в 800 м от места нашей находки было также найдено жилое дупло этих птиц (Конторщиков, Ярошенко 1998). Не исключено, что здесь гнездятся птицы одной и той же пары или их потомство.
Лесной жаворонок Lullula arborea. Поющего в воздухе, иногда на большой высоте, самца наблюдали с 11 по 18 апреля 1998 на зарастающем рудеральной растительностью и молодыми соснами пустыре у посёлка Опытное поле. Токовые полёты не выходили за границу пустыря (600x150 м). 18 апреля видели одновременно двух жаворонков, Позже этот участок нами не посещался до октября, поэтому характер пребывания птиц остался не выяснен.
Серый сорокопут Lanius excubitor. В окрестностях агробиостанции встречен в гнездовой период дважды: 12 июня 1995 одиночная особь у отстойников посёлка (1 км севернее станции) и 10 июня 2000 у
деревни Тимошкино (3 км южнее агробиостанции) на опушке леса возле заболоченного озерца. 6 декабря 1998 серый сорокопут отмечен на опушке хвойного леса у посёлка Опытное поле.
Ястребиная славка Sylvia nisoria. 12 июня 2000 года на западной окраине посёлка Павловская слобода наблюдали поющего самца ястребиной славки, который сидел на вершине сухого кустарника на обочине полевой дороги. Позднее эта птица в районе наблюдений не отмечалась.
Литер атур а
Конторщиков В.В., Ярошенко А.Ю. 1998. Новые данные по распространению и численности трёхпалого дятла и кедровки в Московской области // Редкие виды Нечернозёмного центра России. М.: 213-216.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1075: 3764-3765
Влияние сезонных кочёвок на формирование зимней авифауны предгорий Танну-Ола и Цаган-Шибэту
А.А.Баранов
Второе издание. Первая публикация в 1978*
Наблюдения 1975-1976 годов на южных склонах хребтов Танну-Ола и Цаган-Шибзту показали, что зимой птицы гольцовой зоны и некоторые виды пояса горных кедрово-лиственничных лесов совершают регулярные кочёвки в предгорья, проникая на значительные расстояния в безлесную часть Убса-Нурской котловины.
По поймам рек кормится семенами караганы один из самых многочисленных видов птиц зимнего периода — большая чечевица Carpoda-cus rubicilla. Здесь же встречаются розовая чечевица Carpodacus roseus и бледная завирушка Prunella fulvescens.
Возможность прокормиться вблизи человека, около юрт, кошар, загонов для скота и т.д. привлекает много птиц, в том числе и высокогорных. Это — сибирский Leucosticte arctoa и жемчужный L. brandti вьюрки, снежный воробей Montifringilla nivalis, розовая и большая чечевицы, бледная завирушка. Здесь многочисленны клушицы Pyrrhoco-
* Баранов А.А. 1978. Влияние сезонных кочёвок на формирование зимней авифауны предгорий Танну-Ола и Цаган-Шибэту // 2-я Всесоюз. конф. по миграциям птиц: Тез. сообщ. Алма-Ата, 1: 11-12.