Научная статья на тему 'ВСТРЕЧИ СИПУХИ TYTO ALBA И ДЛИННОХВОСТОЙ НЕЯСЫТИ STRIX URALENSIS В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ИХ СОВРЕМЕННОГО СТАТУСА'

ВСТРЕЧИ СИПУХИ TYTO ALBA И ДЛИННОХВОСТОЙ НЕЯСЫТИ STRIX URALENSIS В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ИХ СОВРЕМЕННОГО СТАТУСА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСТРЕЧИ СИПУХИ TYTO ALBA И ДЛИННОХВОСТОЙ НЕЯСЫТИ STRIX URALENSIS В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ИХ СОВРЕМЕННОГО СТАТУСА»

Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748.

Нечаев В.А. 2005. Обзор фауны птиц (Aves) Сахалинской области // Растительный и животный мир острова Сахалин (Материалы Международного сахалинского проекта). Ч. 2. Владивосток: 246-327. Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России. Аннотированный каталог. Владивосток: 1-364. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Austin O.L., Kuroda N. 1953. The birds of Japan, their status and distribution // Bull. Mus.

Compar. Zool. 109, 4: 279-637. Brazil MA. 2009. Birds of East Asia. Eastern China, Taiwan, Korea, Japan and Eastern Russia. London: 1-529.

Check-List of Japanese Birds. 2012. 7th Revised Edition. Ornithological Society of Japan: 1-439. Del Hoyo J., Collar N.J. 2016. HBW and BirdLife International Illustrated Checklist of the

Birds of the World. Vol. 2. Passerines. Barcelona: 1-1013. Dickinson E.C., Christidis L. (eds.) 2014. The Howard and Moore complete checklist of the

birds of the World. 4th edition. Vol. 2, Passerines. Eastbourne: 1-752. Lim B.T.M., Sadanandan K.R., Dingle C., Leung Y.Y., Prawiradilaga D.M., Irham M., Ashari H., Lee J.G.H., Rheindt F.E. 2019. Molecular evidence suggests radical revision of species limits in the great speciator white-eye genus Zosterops // J. Ornithol. 160: 1-16. Moores N., Kim A. 2014. The Birds Korea Checklist for the Republic of Korea // http://www.in-quiries@birdskorea.org

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2043: 1086-1091

Встречи сипухи Tyto alba и длиннохвостой неясыти Strix uralensis в Воронежской области и оценка их современного статуса

П.Д.Венгеров, А.Д.Нумеров

Пётр Дмитриевич Венгеров. Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М.Пескова. Госзаповедник, центральная усадьба, Воронеж, 394080, Россия. E-mail: pvengerov@yandex.ru

Александр Дмитриевич Нумеров. Кафедра зоологии и паразитологии, Воронежский государственный университет, Университетская площадь, д. 1, Воронеж, 394006, Россия. E-mail: anumerov@yandex.ru

Поступила в редакцию 19 февраля 2021

Сипуха Tyto alba включена в состав авифауны Воронежской губернии С.И.Огнёвым и К.А. Воробьёвым (1923) на основании сведений Е.Г. Габричевского, наблюдавшего выводок данного вида летом 1911 года в парке близ села Курлак Бобровского района. И.И.Барабаш-Никифоров и Л.Л.Семаго (1963) посчитали эту находку ошибочной и исключили сипуху из списка птиц области. Ещё ранее в её достоверности усомнился Г.П.Дементьев (1951). Однако при составлении кадастра птиц региона

в конце ХХ века сипуху вновь внесли в состав авифауны (Нумеров 1996), теперь уже на основании регистрации залётной особи 18 ноября 1986 у села Бутырки Задонского района Липецкой области, что в 20 км от северной границы Воронежской области (Абрамов, Климов 1992).

Как показали дальнейшие события, это решение оказалось правильным. 4 марта 2020 одну сипуху встретили у села Вишневка Верхнехавского района, что в северной части Воронежской области. Днём птица скрывалась в небольшом заброшенном бетонном здании насосной станции, расположенной на границе поля озимой пшеницы и территории очистных сооружений животноводческого комплекса. Её пребывание здесь не было случайным и кратковременным, о чём свидетельствовали погадки на полу. Помимо укрытия, птицу привлекли сюда многочисленные полёвки М1сгоШб sp., следы жизнедеятельности которых были хорошо видны поблизости на свободной от снега земле. 6 марта сипуха находилась на прежнем месте и её удалось сфотографировать (рис. 1). Однако при следующих посещениях в марте и апреле сипуху здесь и поблизости обнаружить не удалось.

Рис. 1. Сипуха Tyto alba на днёвке в заброшенном здании. Верхнехавский район Воронежской области. 6 марта 2020. Фото П.Д.Венгерова.

Особенности окраски встреченной особи указывают на её принадлежность к среднеевропейскому подвиду T. a. guttata (Конторщиков 2014), распространённому в Центральной Европе. В середине ХХ века восточная граница ареала подвида проходила по Латвии, Белоруссии и цент-

ральным областям Украины (Дементьев 1951). Позже стали регистрировать залёты и случаи размножения к востоку от указанных пределов обитания. В Луганской области Украины залёт одиночной особи отмечен у города Счастье 24 октября 1997 (Бураков, Сулик 2000), а в конце 2019 года одну особь отловили в селе Козлово Новопсковского района, это в непосредственной близости от юго-западной границы Воронежской области (В.В.Ветров, уст. сообщ.).

Есть ещё ряд данных, свидетельствующих о постепенном распространении сипухи на Украине в восточном направлении. В начале марта 2002 года в Кривом Роге найден труп самца среднеевропейского подвида (Коцюруба, Стригунов 2003). В конце декабря 2002 года под Мелитополем (Запорожская область) обнаружен взрослый самец, по окраске оперения соответствующий подвиду Т. а. erlangeri или, возможно, Т. а. alba (Кошелев, Белашков 2002). В Крыму одиночных птиц регистрировали 24 сентября 1989 (Домашевский 1993), 27 января 2000 (Аппак 2001), а в 2004-2008 годах установлено гнездование сразу нескольких пар (Ветров и др. 2008). Наблюдали размножение сипухи в разных частях Крыма и позже, в 2015-2017 годах (Кучеренко и др. 2017).

Вероятно, не менее интенсивно расселение сипухи происходит на юге России, в Ставропольском и Краснодарском крае, начавшееся в конце ХХ века и продолжающееся в настоящее время (Букреев 2003; Фара-фонтов, Бахтадзе 2003; Хохлов и др. 2006; Тильба 2007; Ильюх, Хохлов 2010; Найданов и др. 2018; Мнацеканов и др. 2020; и др.). Установлено, что на этой территории из Малой Азии двумя путями расселяется подвид T. a. alba: вдоль Чёрного моря на север и вдоль Армянского нагорья на восток. Кроме того, в Крым, а из него в Предкавказье, видимо, проникает и среднеевропейский подвид T. a. guttata (Ильюх, Хохлов 2010; Квартальнов и др. 2011).

Как уже отмечалось, встреченную нами сипуху мы отнесли к T. a. guttata. Кроме особенностей окраски, на это указывают распространение подвидов и пути их расселения на север и восток. Однако существует обстоятельство, не позволяющее однозначно говорить о подвидовой принадлежности, поскольку известна возрастная изменчивость окраски оперения сипух: молодые T. a. alba и T. a. guttata трудноразличимы, а возраст встреченной нами особи остался неизвестным. Кроме того, подвиды часто образуют смешанные формы (Мурашов и др. 2016).

Причины расширения ареала сипухи в Восточной Европе, как нередко случается, установить не просто. Но можно назвать один фактор, способствующий расселению вида. Это изменение форм сельскохозяйственного производства, приведшего к появлению заброшенных производственных зданий и домов во многих населённых пунктах. Они служат, в соответствие с биологическими особенностями вида, надежными укрытиями и местами гнездования.

Вместе с тем есть причины, препятствующие успешному освоению сипухой новых территорий в регионах с интенсивным сельским хозяйством, к которым принадлежит и Воронежская область. К ним относится применение химических средств защиты растений, в том числе против мышевидных грызунов, прежде всего, полёвок, обитающих на сельскохозяйственных полях. Названная практика не только лишает птиц их основного доступного корма, но и может приводить к интоксикации при поедании отравленных зверьков. Опасность представляет также прямое уничтожение птиц браконьерами из распространившегося пневматического оружия ради забавы или с целью изготовления чучел.

Область гнездования длиннохвостой неясыти Strix uralensis расположена севернее Воронежской области. Её южная граница ранее проходила по Тульской и Рязанской областям. Однако в конце ХХ и в текущем веке наблюдается расширение ареала в южном направлении (Пу-кинский 2005). В Тамбовской области длиннохвостая неясыть имеет статус оседлого, кочующего зимой вида. Обитает в Цнинском лесном массиве, где встречи регистрируют ещё с конца XIX века, а в ХХ веке (29 мая 1993) гнездо с 2 пуховыми птенцами обнаружено в кв. 54 Вьюнского лесничества. Также в других лесничествах Тамбовского района 6 июля 1993 и 20 ноября 1994 наблюдали взрослых длиннохвостых неясытей (Соколов, Лада 2000).

В Липецкой области в гнездовой период длиннохвостая неясыть отмечена в Грязинском (1993) и Хлевенском (1999) районах (последний граничит с Воронежской областью), выводок из 2 оперяющихся птенцов наблюдали 23 мая 2000 в Чаплыгинском районе (Климов и др. 2004). Поэтому появление вида в Воронежской области было вполне ожидаемым, поскольку здесь имеются подходящие для обитания этой неясыти массивы крупных старых лесов. В XXI столетии стали поступать сведения о незаконной добыче длиннохвостых неясытей для изготовления чучел. Все они относятся к осенне-зимнему периоду, территориально приурочены к Терновскому, Грибановскому и Борисоглебскому районам, граничащим с Тамбовской областью.

В Воронежском заповеднике токующая длиннохвостая неясыть была впервые зарегистрирована 13 февраля 2019. Непродолжительные глухие брачные крики раздавались поздним вечером между 19 и 20 ч. Сову слышали на опушке леса недалеко от посёлка Бор несколько дней. В следующем году, 21 мая, поблизости от этого места вновь зарегистрировали её голос.

6 сентября 2020 длиннохвостую неясыть удалось заметить днём в другой части заповедника — в дубраве на опушке поляны вблизи поймы реки Усманки. Вспугнутая, она перелетела и села на сухую ветвь дуба (рис. 2, слева). Примерно в 1 км отсюда 11 февраля 2021 при аналогичных обстоятельствах, вновь наблюдали одну сову (рис. 2, справа). Ещё

на севере Воронежской области, за пределами заповедника, одну длиннохвостую неясыть встретили 24 октября 2019 в пойменном ольшанике на реке Усманке в окрестностях села Горки Новоусманского района (подтверждено фотографией, Г.С.Бутов, устн. сообщ.).

Рис. 2. Длиннохвостая неясыть Strix ига1ет1$ в Воронежском заповеднике. Слева — 6 сентября 2020, Фото А.В.Черёмухина; справа — 11 февраля 2021, фото П.Д.Венгерова.

Все перечисленные факты позволяют говорить о дальнейшем расселении длиннохвостой неясыти в южном направлении и постепенном освоении ею территории Воронежской области. Видимо, сначала птицы проникают сюда в период осенне-зимних кочёвок, а затем часть из них задерживается весной и, возможно, гнездится. Сказанное относится и к сипухе, но ее гнездование на данный момент времени можно предполагать с меньшей степенью вероятности. В любом случае авифауна Воронежской области достоверно пополнилась двумя расселяющимися видами сов.

Литер атур а

Абрамов А.В., Климов С.М. 1992. Орнитологические находки в Липецкой области // Тез.

6-й межвуз. науч. конф. молодых учёных. Липецк: 144. Аппак Б.А. (2001) 2009. Встреча сипухи Tyto alba в Крыму // Рус. орнитол. журн. 18 (462): 203.

Барабаш-Никифоров И.И., Семаго Л.Л. 1963. Птицы юго-востока Чернозёмного центра. Воронеж: 1-210.

Букреев С.А. 2003. Материалы по гнездованию сипухи на Кавказе // Стрепет 2: 80-81.

Бураков Г.К., Сулик В.Г. 2000. О находках сипухи и других редких видов птиц на Лу-ганщине // Материалы 6-й и 7-й конф. «Изучение и охрана птиц бассейна Северского Донца». Донецк, 6/7: 70.

Ветров В.В., Ремизов А.Ю., Шкрабалюк А.П. 2008. О гнездовании сипухи (Tyto alba (Scop.)) в Крыму // Нов1тн1 досл1дження соколопод1бных та сов. Кривий Pir: 55-57.

Дементьев Г.П. 1951. Отряд совы Striges или Strigiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 342-429.

Домашевский С.В. (1993) 2017. Сипуха Tyto alba в Крыму // Рус. орнитол. журн. 26 (1458): 2466.

Ильюх М.П., Хохлов А.Н. 2010. Хищные птицы и совы трансформированных экосистем Предкавказья. Ставрополь: 1-760.

Квартальнов П.В., Поярков Н.Д., Поповкина А.Б., Дементьев М.Н. 2011. Сипуха на юго-востоке Азербайджана // Беркут 20, 1/2: 111-114.

Климов С.М., Сарычев В.С., Мельников М.В., Землянухин А.И. 2004. Птицы бассейна Верхнего Дона. Неворобьиные. Липецк: 1-224.

Конторщиков В.В. 2014. Сипуха // Полный определитель птиц европейской части России. М., 2: 231-232.

Коцюруба В.В., Стригунов В.И. (2003) 2016. Находка сипухи Tyto alba guttata в Кривом Роге // Рус. орнитол. журн. 25 (1291): 1919-1920.

Кошелев А.М., Белашков И.Д. 2002. Первый залёт сипухи (Tyto alba alba) на Мелито-польщину зимой 2002 г. // Бранта 5: 146-149.

Кучеренко В.М., Прокопенко С.П., Жеребцова Т.А., Жеребцов Д.Ю. 2017. Новi дат по рщюсних птахах Криму // Беркут 26, 1: 1-4.

Мнацеканов P.A., Тильба П.А., Попов С.Л. 2020. Гнездование сипухи Tyto alba в Приазовском заказнике (Краснодарский край) //Рус. орнитол. журн. 29 (2014): 6013-6022.

Мурашов А.М., Мурашова Я.В., Кириллова Е.Н., Строганова А., Романов В.В., Горячев Ф.В., Виноградов М. 2016. Проект «Европейская сипуха» // Хищные птицы и совы в зоопарках и питомниках. М., 25: 23-44.

Найданов И.С., Мнацеканов P.A., Попов С.Л. 2018. Освоение сипухой Tyto alba новой гнездовой стации в Краснодарском крае // Рус. орнитол. журн. 27 (1709): 6091-6094.

Нумеров А.Д. 1996. Класс Птицы Aves // Природные ресурсы Воронежской области. Позвоночные животные. Кадастр. Воронеж: 48-159.

Огнёв С.И., Воробьёв К.А. 1923. Фауна наземных позвоночных Воронежской губернии. М.: 1-255.

Пукинский Ю.Б. 2005. Длиннохвостая неясыть Strix uralensis (Pallas, 1771) // Птицы России и сопредельных регионов: Совообразные, Козодоеобразные, Стрижеобразные, Рак-шеобразные, Удодообразные, Дятлообразные. М.: 72-85.

Соколов А.С., Лада Г.А. (2000) 2018. Новые сведения о редких птицах Тамбовской области // Рус. орнитол. журн. 27 (1677): 4891-4913.

Тильба П.А. (2007) 2016. О некоторых редких и малоизученных видах птиц юго-восточной части Краснодарского края // Рус. орнитол. журн. 25 (1340): 3548-3561.

Фарафонтов A.B., Бахтадзе Г.Б. (2003) 2018. Находка сипухи Tyto alba в Центральном Предкавказье // Рус. орнитол. журн. 27 (1551): 40-41.

Хохлов А.Н., Ильюх М.П., Есипенко Л.П., Заболотный Н.Л. (2006) 2018. О встречах сипухи Tyto alba в Славянске-на-Кубани //Рус. орнитол. журн. 27 (1561): 485-487.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.