ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 63: 3- 7
Встречи хищных птиц на Карельском и Поморском берегах Белого моря летом 1998 года
А.В.Артемьев, Т.Ю.Хохлова
Лаборатория зоологии Института биологии Карельского научного центра РАН, ул. Пушкинская, д. 11, Петрозаводск, 185610, Россия
Поступила в редакцию 10 марта 1999
В Карелии гнездятся 19 видов хищных птиц (Зимин, Сазонов 1993), 7 из них занесены в Красные книги России (1985) и Карелии (1995). Наиболее крупные группировки редких хищников обитают в Водлозерье (Пудожский р-н) и Прибеломорье. По этому критерию названные районы можно отнести к ключевым орнитологическим территориям международного значения. В районе Водлозера гнездится 15-18 пар орланов-белохвостов Haliaeetus albicilla, до 8 пар беркутов Aquila chrysaetus, не менее 13 пар скопы Pandion haliaetus, не исключено гнездование большого подорлика Aquila clanga (Борщевский 1991; Сазонов 1995; J. Hogmander, устн. сообщ.). Беломорская группировка орлана-белохвоста оценивается минимум в 9-10 пар; кроме того, здесь вполне обычна скопа, обитают беркут и сапсан Falco peregrinus (Красная книга Карелии 1995). Однако сведения о состоянии популяций хищных птиц в карельской части При-беломорья пока носят фрагментарный или общий характер (Бианки и др. 1993; Зимин, Сазонов 1993), в связи с чем представляет интерес любая новая информация об их встречах, особенно в гнездовой сезон.
Наблюдения* проводили 24 июля - 2 августа 1998 в ландшафтном заказнике "Полярный Круг" (66° 30' с.ш., Лоухский р-н, граница с Мурманской обл.), охотничьих заказниках "Керетский" (66°20' с.ш., Лоухский р-н, устье р. Ке-реть), "Воньгомский" (65°35' с.ш., Кемский р-н, устье р. Воньга) и "Шуй-островский" (64°45' с.ш., Беломорский р-н, устье р. Шуя). Все они находятся в местах впадения в море крупных и средних рек и охватывают островные системы и участки побережья с прилегающими обширными мелководьями, которые являются оптимальные местообитаниями водоплавающих и околоводных видов птиц, отличаясь богатой кормовой базой и хорошими защитными условиями.
Основой для сообщения послужили результаты учётов птиц с моторных лодок и небольших судов, двигавшихся близ побережья материка или островов со скоростью 5-10 км/час. Их общая протяжённость составила около 180 км. Маршруты в районах заказника "Полярный Круг": Пояконда — Ругозерская губа — биостанция Московского университета (пос. Приморский) — пр. Великая Салма — Кузокоцкая губа — Лушковы острова — Пояконда; "Керетский": дер. По-лунга — губа Чупа — биостанция Зоологического института РАН (мыс Картеш) —
* Данные собраны лабораторией зоологии Института биологии Карельского научного центра Российской Академии наук в ходе обследования особо охраняемых территорий Прибеломорья, проведенного в рамках российско-финляндской программы «Инвентаризация и изучение биоразнообразия на территории республики Карелия».
губа Кив — о-ва Илейки — вокруг о-ва Кереть — о-в Средний (биостанция Петербургского университета) - дер. Полунга; "Воньгомский": дер. Поньгома — о-ва Солодушные луды — губа Воньга — мыс Хенной наволок — о-в Сугребный -дер. Поньгома; "Шуйостровский": г. Беломорск — о-в Большой Кималище — о-ва Частухи — о-ва Варбалуды — о-в Равлуда — северное, западное и южное побережья Шуйострова — г. Беломорск. Кроме того, использованы материалы пеших учётов по побережью материка и островов (20 км) и опросные сведения.
Скопа Рапйюп каИаеШя. В заказнике "Полярный Круг" вполне обычна. По сообщению М.А.Широковой, в ближайших окрестностях биостанции Московского университета (пос. Приморский) ежегодно обитает 3-4 пары, одна из которых гнездится в районе Ершовых озёр. Во время нашего посещения 24-25 июля пара скоп постоянно держалась в проливе вблизи биостанции. Их гнездо с птенцами обнаружено с катера на юго-западном побережье о-ва Великий (Кандалакшский заповедник) против Киндо-мыса на сосне примерно в 1 км от берега моря. Ещё одна скопа отмечена 26 июля в Ругозерской губе близ ст. Пояконда.
В Керетском заказнике, примыкающем с юга к заказнику "Полярный круг", одиночные охотящиеся особи встречены нами 27 июля у о-ва Медвежий и 28 июля у южного берега о-ва Кереть против о-ва Борщевец. Два старых гнезда скопы найдены на соснах покрытого лесом о-ва Песчаный (губа Кив). По наблюдениям В.И.Люлеева и Ю.В.Старикова, пара скоп постоянно держится и, вероятно, гнездится между мысом Картеш и о-вом Медвежий.
В Воньгомском заказнике и его окрестностях, вероятно, обитает 3 пары скоп. Мы видели по одной особи: 29 июля у о-ва Сугребный, 30 июля у Столбовых о-вов, в низовьях р. Ундукса и около о-вов Тройники. Спустя две недели, 12-13 августа, Л.В.Блюдник наблюдал пару птиц, таскающих рыбу вглубь материка между р. Ундукса и р. Лепручей. Кроме того, по сведениям Е.А.Зорина, ещё одна пара гнездится за пределами заказника в Нечаевой губе. Судя по тому, что в 1951 В.Е.Флинт также отмечал 2 гнездящихся пары в губе Поньгома (Благосклонов 1960), численность скопы в этом районе остается довольно стабильной.
В заказнике "Шуйостровский" 1 августа нами отмечены: пара, державшаяся у северо-восточного берега о-ва Шуйостров против о-ва Равлуда, и одна особь на южном побережье Шуйострова над мысом Мухнаво-лок, а на самом крупном из о-вов Варбалуды найдено два старых гнезда: одно на ели на высоте 8 м, другое на триангуляционной вышке. По сообщению Л.В.Блюдника, 6-10 августа он ежедневно наблюдал пару скоп в центральной части Шуйострова, а один раз видел сразу 3 особи.
Орлан-белохвост НаИаееШя аЫсШа. В заказнике "Полярный Круг" орлан встречается пока регулярно, но уже не столь часто, как в 1956-1964, когда только на о-ве Великий Кандалакшского заповедника ежегодно обитало от 1 до 3 пар (Флеров 1970). К.Н.Благосклонов (1960) предполагал также гнездование орлана на Киндо-мысе в 1948. Однако к 1970-м численность вида заметно упала, и на всей территории заповедника обитали лишь 1-2 пары (Коханов 1990). Вероятно, одна из них гнездится в
районе Нильмогубы, где, по сведениям М.А.Широковой и других сотрудников биостанции Московского университета, их неоднократно встречали в предыдущие годы. Возможно, именно эти птицы (две взрослые) встречены нами 25 июля на о-ве Еловый (Кузокоцкая губа).
В Керетском заказнике мы встретили взрослую особь на о-ве Песчаный 27 июля. Ранее В.И.Люлеев регулярно наблюдал пару в районе Медвежьей губы. Расстояние отсюда до места встречи орланов в заказнике "Полярный Круг" составляет около 12 км, поэтому не исключено, что это те же самые птицы.
В Воньгомском заказнике орлан-белохвост обычен. По сообщению Е.А.Зорина, их жилое гнездо находится между устьем Ундуксы и мысом Хенной Наволок. Нами вблизи этого места зарегистрированы взрослые орланы: 29 июля — пара на побережье материка против о-ва Столбиха, 30 июля — одиночные особи у мыса Кобылин и на морском берегу между устьями рек Воньга и Ундукса. В этот же день встречены неполовозрелые птицы: одна над мысом Хенной Наволок, вторая у озера близ левого берега Ундуксы. Л.В.Блюдник 12 августа встретил на Солодушных лудах четырёх птиц, а 13 августа там же одну взрослую. Ранее в районе губы Поньгома были известны гнёзда белохвоста, найденные в 1952 Г.Н.Горностаевым (Благосклонов 1960) и в 1954 Л.О.Белопольским (Zimin et al. 1981). По сообщению А.В.Кутчиева, на побережье в 14 км к югу от дер. Поньгома обитает ещё одна пара, которая по крайней мере до 1995 гнездилась на мысу против Ривинских озёр (позднее эта территория не посещалась).
В Шуйостровском заказнике пара взрослых орланов отмечена нами 1 августа на северо-западном берегу самого крупного из о-вов Варбалуды и одна неполовозрелая особь — над его восточным берегом. По сообщению О.А.Мишукова, в летнее время орланы-белохвосты регулярно встречаются в этом районе у Шуйострова и Кузовов, причем не исключено, что здесь обитает две пары. Ближайшее ранее известное гнездо орланов находилось в 18 км севернее на о-ве Русский Кузов и было брошено птицами после пожара в 1993 (Зимин и др., 1998).
Сапсан Falco peregrinus. Одна из наиболее редких птиц Карелии. Относится к гнездящимся видам карельского Беломорья (Бианки и др. 1993; Зимин, Сазонов 1993; Красная книга Карелии 1995), что в настоящее время требует подтверждения, поскольку единственная находка его гнезда В.В.Бианки на одном из о-вов Онежского залива относится к началу 1970-х (Сазонов, Медведев 1997). Раньше этот сокол гнездился также в Кандалакшском заливе на территории Мурманской обл. недалеко от границы с Карелией (Бианки 1960а). В гнездовое время сапсанов также отмечали: В.Е.Флинт в 1951 в губе Поньгома; Л.О.Белопольский в 1954 в губе Поньгома, окрестностях с. Шуерецкое и дер. Вирьма; С.В.Сазонов в 1991 на о-ве Сыроватка (Благосклонов 1960; Зимин, Сазонов 1993; Волков и др. 1995). В периоды миграций сапсан встречался в разных местах Карельского и Поморского берегов (Бианки 19606; Скокова 1960). В последние годы достоверных сообщений о встречах этого сокола не было. Предположение о его летнем пребывании на островах Онежского залива,
основанное только на находках останков птиц, определённых как жертвы сапсана (Сазонов, Медведев 1997), требует проверки.
Судя по имеющимся данным, одним из немногих постоянных мест обитания сапсана в Карелии является район Воньгомского заказника, где его отмечали с 1950-х. Мы встретили здесь сапсана 30 июля, причём дважды за день: в б30 на присаде на северном берегу о-ва Хенной, в Ю00 летящим с добычей (куликом размером с чернозобика) вдоль западного берега этого же острова. Несколько позднее, 13 августа, Л.В.Блюдник отметил одну особь на Солодушных лудах. Фактически в этом же районе (в 8 км к северу) сапсана видели ив 1991.
В целом складывается впечатление об относительно благополучном состоянии беломорских популяций скопы и орлана-белохвоста. Только на обследованных нами охраняемых территориях и в их ближайших окрестностях, охватывающих очень небольшую часть беломорского побережья, обитает 9-10 пар скопы и 4-6 пар орлана-белохвоста. Сапсан же, по-видимому, в настоящее время стал встречаться реже.
Из других хищных птиц мы наблюдали: тетеревятника Accipiter gentilis (1 особь у дер. Поньгома 30 июля); канюка Buteo buteo (парящая птица у пос. Кузёма 29 июля); чеглока Hypotriorchis subbuteo (тревожащаяся пара на о-ве Песчаный в губе Кив в Керетском заказнике 27 июля). Из птиц, ранее вполне обычных в северной части карельского Прибеломорья, мы не встретили пустельгу Cerchneis tinnunculus и беркута Aquila chrysaetus, который в 1962 не уступал по плотности населения орлану-белохвосту на побережье Лоухского района (Благосклонов 1960; Ивантер 1969; Коханов 1990). Пустельга до середины 1960-х была здесь обычной, хотя и немногочисленной, однако после депрессии, охватившей всю территорию её ареала в 1960-1970-е, она до сих пор не восстановила свою численность в Прибеломорье.
Авторы приносят глубокую благодарность сотруднику лаборатории зоологии Института биологии Карельского НЦ РАН Л.В.Блюднику, охотоведам Кемского и Беломорского районов ЕА.Зорину и ОА.Мишукову, жителю Понъгомы А.В.Кут-чиеву, сотрудникам биостанции Зоологического института РАН В.И.Люлееву и Ю.В.Старикову, сотруднице биостанции Московского университета М.А.Широковой, сообщившим оригинальные сведения о хищных птицах обследованных территорий и их окрестностей.
Литература
Бианки В.В. 1960а. Русский сокол в Кандалакшском заливе // Орнитология 3: 71-79.
Бианки В.В. 19606. Пролет птиц в окрестностях с. Вирьмы осенью 1958 г.// Тр.
Кандалакшского заповедника 3: 175-190. Бианки В.В., Коханов В.Д., Корякин А.С., Краснов Ю.В., Панева Т.Д., Татарин-кова И.П., Чемякин Р.Г., Шкляревич Ф.Н., Шутова Е.В. 1993. Птицы Коль-ско-Беломорского региона // Рус. орнитол. журн. 2, 4: 491-586. Благосклонов К.Н. 1960. Птицы Кандалакшского заповедника и окрестностей Беломорской биологической станции Московского университета // Тр. Кандалакшского заповедника 2: 5-104.
Борщевский В.Г. 1991. Предварительные данные по фауне наземных позвоночных бассейна р. Илексы Ц Эколого-экономические основы государственного природного парка "Водлоозерский". М: 124-154 (Рукопись, Архив НПП "Водлозерский")
Волков А.Д., Громцев А.Н., Еруков Г.В., Караваев В.Н., Коломыцев В.А., Курхи-нен Ю., Лак Г., Пыжин А.Ф., Сазонов C.B., Шелехов А.М. 1995. Экосистемы ландшафтов запада средней тайги (структура, динамика). Петрозаводск: 1-284.
Зимин В.Б., Ламми Э., Хейсканен И. 1998. Орнитологические экскурсии по Белому морю // Фауна и экология наземных позвоночных животных республики Карелия. Петрозаводск: 171-179.
Зимин В.Б., Сазонов C.B. 1993. Хищные птицы — Falconiformes // Орнитофауна Карелии. Петрозаводск: 34-46.
Коханов В.Д. 1990а. Орлан-белохвост // Редкие и нуждающиеся в охране растения и животные Мурманской области. Мурманск: 127-129.
Коханов В.Д. 19906. Пустельга // Редкие и нуждающиеся в охране растения и животные Мурманской области. Мурманск: 131-133.
Красная книга Карелии. 1995. Петрозаводск: 1-286.
Красная книга России. 1985. М.: 1-456.
Сазонов C.B. 1995. Общая характеристика орнитофауны национального парка "Водлозерский" // Природа и культурное наследие Водлозерского национального парка. Петрозаводск: 163-175.
Сазонов C.B., Медведев Н.В. 1997. Орнитологическая характеристика планируемого заказника "Поморский" в Онежском заливе Белого моря // Флора и фауна охраняемых природных территорий Карелии. Петрозаводск, 1: 82-101.
Скокова H.H. 1960. Пролет птиц осенью 1958 г. в окрестностях с. Поньгомы Ц Тр. Кандалакшского заповедника 3: 152-174.
Флеров А.И. 1970. К экологии орлана-белохвоста в Кандалакшском заливе // Тр. Кандалакшского заповедника 8: 215-232.
Zimin V., Koivusaari J., Nuuja I, Palokangas R. 1981. Pohjois-Euroopan merikotkat: Kaijalan ASNT: n ja Murmannin alueen merikotkatilanteen kehitys vuoteen 1980 // Omis Karelica 7, 2: 35-54.
Ю СЯ
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 1999, Экспресс-выпуск 63: 7-10
Чёрный аист Ciconia nigra в Байкало-Ленском заповеднике
В.В.Попов, Ю.П.Мурашов, В.Н.Степаненко
Байкало-Ленский государственный заповедник, Иркутск-26, 664026, Россия
Поступила в редакцию 2 марта 1999
Байкало-Ленский заповедник расположен на северо-западном берегу
Байкала. Кроме 110-км участка побережья озера, он включает верховья Лены и Киренги и их притоков на расстоянии 50-60 км от берега Байкала. Площадь заповедника 659919 га. Основная его часть (87%) занята таёжными лесами. Большая часть территории заповедника труднодоступна