Научная статья на тему 'ВСТРЕЧАЕМОСТЬ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ВСТРЕЧАЕМОСТЬ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / ПСИХИКА / HIGHER NERVOUS ACTIVITY / TEMPERAMENT / NERVOUS SYSTEM / PSYCHE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Привалова Т.Г., Иванова Т.Г.

Проведено исследование по выявлению типов ВНД и темперамента на группе студентов в возрасте 18-22 лет 1-3 курсов ЕГФ БГУ им. академика И. Г. Петровского. Для исследования взяты тестовые методики, методика для определения типа ВНД опытным путём с помощью скорости реакции на звуковой раздражитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Привалова Т.Г., Иванова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREQUENCY OF TYPES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY OF STUDENTS

A study to identify the types of GNI and temperament in a group of students aged 18-22 years 1-3 courses FNC BSU. academician I. G. Petrovsky. For the study, test methods, a technique for determining the type of GNI empirically using the rate of reaction to a sound stimulus are taken.

Текст научной работы на тему «ВСТРЕЧАЕМОСТЬ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

УДК 612.8

ВСТРЕЧАЕМОСТЬ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Т.Г. Привалова, Т.Г. Иванова

ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Проведено исследование по выявлению типов ВНД и темперамента на группе студентов в возрасте 18-22 лет 1-3 курсов ЕГФ БГУ им. академика И. Г. Петровского. Для исследования взяты тестовые методики, методика для определения типа ВНД опытным путём с помощью скорости реакции на звуковой раздражитель.

Ключевые слова: высшая нервная деятельность, темперамент, нервная система, психика.

Введение. Выполнение определённых задач и видов деятельности осуществляется различными качествами человека и его физиологическими особенностями. А также требует своеобразного и определенного их сочетания. К базовым факторам, которые воздействуют на организм студентов, относятся: психоэмоциональные нагрузки, немалый объем информации, которая сложная для переработки, гиподинамия.

Физиологическими принципами индивидуальных различий между людьми являются генетически детерминированная типологическая специфика высшей нервной деятельности и свойства нервной системы, такие как, сила, подвижность, лабильность, динамичность, уравновешенность процессов торможения и возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, на которой формируются и развиваются индивидуальные особенности поведения и психики под влиянием условий среды [1, 2].

Если говорить о психофизиологическом подходе к изучению личности, то можно отметить, что в отечественной психофизиологии индивидуальных различий подобные работы ведутся уже не одно десятилетие.

В одной из общих работ Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын (1963) подчёркивают, что изучение типов и свойств нервной системы, как единого целого, является задачей для физиологии высшей нервной деятельности, а применительно к человеку она получает важное значение и для психологии, поскольку открывает путь к пониманию физиологических основ индивидуальных различий между людьми [3]. По современным данным выделяют почти 60 типов ВНД, которые обычно редуцируют до четырех павловских типов.

Монотипы ВНД у студентов не встречаются. Обычно происходит смешение по скорости и силе нервных процессов, но среди них можно определить доминирующий вариант. Для конкретного типа ВНД можно выделить как отрицательные, так и положительные стороны.

В ходе экспериментального исследования выявляли тип высшей нервной деятельности студентов и её влияние на психофизиологические характеристики, такие как: двигательная активность, тревожность, здоровье.

Цель исследования: выявление частоты встречаемости типов ВНД и темперамента у студентов.

Задачи:

1) отобрать валидные методики

2) провести исследование на группе респондентов

Методика исследования. В данном исследовании использовались тестовые методики для определения темперамента, типов ВНД и некоторых психофизиологических характеристик студентов, а также определение типа ВНД при помощи скорости реакции на звуковой раздражитель [4, 5, 6].

В исследовании приняли участие 50 студентов ЕГФ БГУ им. И.Г. Петровского возрасте 18-20 лет.

Результаты исследований были обработаны отдельно по каждому студенту в соответствии с инструкциями использованных методик. В ходе анализа результатов исследования также учитывалась половая принадлежность испытуемых.

Обсуждение результатов. По результатам исследований выявлено, что в изучаемой выборке студентов 1 курса доминирует слабый тип ВНД (50%), на втором месте - живой (25%). Инертный (18,75%) и безудержный (6,25) типы составляют в сумме 25% от общего числа студентов. У студентов 3 курса доминирует безудержный тип ВНД (43,75%), на втором месте находится слабый (37,5%), живой (12,50%) и слабый (6,25%) типы представлены только у 18,75% студентов.

Дополнительно по общепринятым методикам был определен тип темперамента респондентов. По нашим данным в 98% случаев наблюдается совпадение типа ВНД и типа темперамента. Расхождение в 2% связано с неадекватной самооценкой по тестовым методикам.

Если учитывать половую принадлежность студентов, то у юношей 1 курса доминируют живой и инертный типы ВНД, безудержный и слабый не встречаются. У девушек наблюдается значительное преобладание слабого типа, на втором месте - живой тип. У юношей 3 курса, в отличие от 1, доминируют живой и слабый типы ВНД, а у девушек

- безудержный тип, слабый и живой типы представлены в равной мере, инертный не встречается.

Для студентов и 1 и 3 курсов без учета половой принадлежности отмечен средний уровень личностной и реактивной тревожности. Причём у студентов со слабым типом ВНД преобладает высокий уровень личностной тревожности.

Выводы. На основании собственных данных можно сделать следующие выводы:

1. В изучаемой выборке студентов 1 курса доминирующим является слабый тип ВНД, на втором месте - живой. Среди юношей доминирующим являются живой и инертные типы ВНД, слабый и безудержный не встречаются. В группе девушек доминирующим является слабый тип ВНД, на втором месте - живой тип.

2. В изучаемой выборке студентов 3 курса доминирующим является безудержный тип ВНД. Среди юношей доминирует живой и слабый типы ВНД, безудержный тип малочислен. Для девушек характерен безудержный тип ВНД, инертный тип не встречается, слабый и живой типы представлены в равной мере.

3. Независимо от половой принадлежности для студентов и 1 и 3 курсов характерен средний уровень личностной и реактивной тревожности. Высокий уровень тревожности принадлежит безудержному и слабому типам ВНД.

Список литературы

1. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики.

- С-Пб: «Речь», 2003. - С.83-84.

2. Клягин В.С. Проявление силы нервной системы в профессиональной деятельности. Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты. - М., 1975. - С. 66-67.

3. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств' нервной системы и их значение для психологии» индивидуальных различий. Вопросы психологии. - 1963. - С.122.

4. Определение темперамента по Айзенку. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/psihologija/opredelenie-temperamenta-po-aizenku.html. - Проверено: 29.05.2019.

5. Воронин А.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности. - М.: Педагогика, 1982. - 346 с.

6. Опросник Б.Н. Смирнова. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studylib.ru/doc/4117952/oprosnik-b.-n.-smirnova. - Проверено: 31.05.2019.

Сведения об авторах

Привалова Татьяна Григорьевна - магистрант направления подготовки «Биология», Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: tatyana.pr-i@yandex.ru.

Иванова Татьяна Геннадьевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, email: itg-3101@mail.ru.

FREQUENCY OF TYPES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY OF STUDENTS

T.G. Privalova, T.G. Ivanova

Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

A study to identify the types of GNI and temperament in a group of students aged 18-22 years 1-3 courses FNC BSU. academician I. G. Petrovsky. For the study, test methods, a technique for determining the type of GNI empirically using the rate of reaction to a sound stimulus are taken. Keywords: higher nervous activity, temperament, nervous system, psyche.

References

1. Sobchik L.N. The psychology of personality. Theory and practice of psychodiagnostics / L. N. Sobchik. - SPb.: "Speech", 2003. - Р.83-84.

2. Klyagin V.S. Manifestation of the power of the nervous system in professional activity. Differential psychophysiology and its genetic aspects / V. S. Klyagin. M., 1975. P. 66 - 67.

3. Teplov B.M., Nebylitsyn V.D. the Study of basic properties' nervous system and their significance for psychology" individual differences. Problems of psychology. - 1963. - Р.122.

4. Definition of temperament according to Eysenck [electronic resource.] - Mode of access: http://ped-kopilka.ru/psihologija/opredelenie-temperamenta-po-aizenku.html. - Last checked: 29.05.2019.

5. Voronin A.G. Questions of theory and methodology of research of higher nervous activity. - Moscow: Pedagogy, 1982. - 346 р.

6. Questionnaire B.N. Smirnova [electronic resource.] - Mode of access: https://studylib.ru/doc/4117952/oprosnik-b.-n.-smirnova. - Last checked: 31.05.2019.

About authors

Privalova T.G. - graduate student, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: tatyana.pr-i@yandex.ru.

Ivanova T.G. - Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, e-mail: itg-3101@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.