Научная статья на тему 'Вспоминая Михаила Викторовича горелика'

Вспоминая Михаила Викторовича горелика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вспоминая Михаила Викторовича горелика»

Ш MEMORIAM

УДК 902.904.930

ВСПОМИНАЯ МИХАИЛА ВИКТОРОВИЧА ГОРЕЛИКА

© 2017 г. И.А. Дружинина, В.Н. Чхаидзе

Когда воспоминания мои распяты и расколоты, И мне эту пеструю мою наивность восприятия сегодня воздают сторицей Доспехи воина из Руси посередине комнаты И женщина в мерцанье черно-белой фотографии, сверкающая мне

раскинутой страницей... Вот шлем с железной маской,

острый

и с кольчужной сеткой. Рот раскрыт у маски, твердый нос торчит. Вот панцирь, весь тесемками скрепленный;

и меч в ножнах, наверное, совсем как настоящий. И на полу такой узорный, красно-пестрый щит. Гримберг Ф.И. «Археология. А.Н. и М.Г.»

«.Я с детства этим занимался, сколько себя помню, всегда рисовал воинов. Вырос, стал искусствоведом, изучал японские гравюры, по персидским миниатюрам защитил диссертацию. И параллельно писал работы по истории оружия и костюма. На самом деле всех интересует только одно: как они выглядели и как их делали. Реконструкция - это конечный продукт моих научных изысканий, а кино - полигон.

В 1979 году, в преддверии юбилея Куликовской битвы, решили открыть музей. Но что выставлять? Находок практически нет. Они, конечно, были. В XIX веке помещик Нечаев, декабрист, много чего раскопал. У него в усадьбе была двухсветная зала, стены которой сплошь украшало оружие. Революция, естественно, покончила и с усадьбой, и с залой. И я предложил сделать реконструкцию военного костюма того времени. Наши экспонаты были гвоздем выставки. А директор музея Александр Шкурко стал после этого заместителем министра культуры.

После этого мне стали заказывать костюмы и вооружение музеи - ГИМ, лондонский Тауэр - и позвали в кино. На заре юности я консультировал Тарковского. Татары в рогатых шлемах в «Андрее Рублеве» сделаны по моим школьным рисункам. Так со всеми моими ошибками они в кино и перекочевали. А за «Ермака», на который мы потратили три года жизни и для которого сделали более ста костюмов, я получил «Нику». Из рук Анни Жирардо, между прочим».

Так Михаил Викторович представил дело, которому посвятил свою жизнь, в интервью журналу «Огонек».

Мы общались с Михаилом Викторовичем последние 10 лет его жизни. Это был заядлый спорщик и упорный боец за свое видение древнего мира кочевников. Так случилось, что родители одного из авторов живут по соседству с домом Михаила Викторовича - отсюда довольно частые (раз в месяц, два) посещения его гостеприимной квартиры, сопровождавшиеся демонстрацией новых материалов, увлеченными рассказами и беседами. В

комнате, доверху заполненной книгами и оружием - его реконструкциями и работами современных мастеров - он неизменно делился яркими впечатлениями после какой-нибудь поездки, а путешествовал он много и часто (объездил всю Европу и Восток, побывал в Монголии, Индии, Китае, в Средней Азии и на Ближнем Востоке).

Телефонный звонок от Михаила Викторовича мог продолжаться не один час. У этих разговоров была одна интересная особенность: не раз он звонил во время написания очередной статьи или сразу после ее завершения, всё еще находясь в настроении, возникшем за рабочим столом. Тогда он устраивал нечто вроде «генерального прогона» новой работы перед одним-единственным слушателем, тем, что на другом конце провода. Выглядело это примерно так: после короткого приветствия и обмена новостями, он произносил что-то вроде: «Слушай, я вот что тут открыл...» и далее излагал новые идеи и логику исследования, при этом говорил несколько отстраненно, обращаясь не к своему собеседнику, а как будто уже к читательской аудитории, и отвечая на возникавшие вопросы и комментарии, нередко переходил на «Вы». А спустя месяц-другой, при чтении новой статьи М.В. Горелика в каком-нибудь свежем сборнике, в памяти немедленно всплывали подробности того разговора, фразы на листе бумаги обретали интонации, строки оживали.

Вообще, не будет большим преувеличением сказать, что оживало всё, что становилось предметом изучения Михаила Викторовича. И дело не только в его высоком профессионализме и необыкновенной увлеченности любимым делом. Он воспринимал историю изнутри - редкий дар даже для историков и археологов с многолетним опытом работы. Поэтому знаменитые археологические комплексы он непременно стремился увязать с историческими персонажами, а ярким находкам найти (или «вернуть») владельцев - достаточно вспомнить погребения ханов Тигака и Ульдамура. А вот пример того, как одной фразой Михаил Викторович оживил сухое научное описание археологической находки, в данном случае сабли не вполне стандартной формы: «В целом данная сабля представляет собой явно экспериментальный образец, не получивший развитие. Можно только представить, как жарко обсуждали его будущую форму заказчик и кузнец»!

Его графические реконструкции тоже создавались не только для демонстрации древних костюмов, элитарного вооружения или снаряжения: это были портреты живших давным-давно людей, с их судьбами, победами и поражениями, с их историями. И в этом рисунки М.В. Горелика близки средневековым миниатюрам: в них нет фотографической точности, но они исполнены исторической достоверности и духа времени.

Еще одной площадкой для нашего общения были поездки и встречи на различных конференциях: Болгария, Санкт-Петербург, Астрахань, Москва. Михаил Викторович являлся постоянным и активным участником ежегодной конференции «Восточные древности в истории России», проводимой в Институте археологии РАН.

С большой любовью Михаил Викторович относился к своему последнему детищу -журналу «Батыр»: он мог часами рассказывать о его концепции, дальнейшем развитии, новых материалах. Журнал сразу занял одно из лидирующих мест в ряду современных отечественных периодических изданий, посвященных истории оружия и военного дела. Последний, 6-й выпуск «Батыра» вышел уже после того, как Михаила Викторовича не стало.

Востоковед, исследователь истории оружия, великолепный иллюстратор - как и всякий яркий человек, Михаил Викторович имел завистников и недоброжелателей, которые с удовольствием критиковали его ошибки, а некоторые созданные им реконструкции дерзко причисляли к жанру «фэнтези». Но, как известно - не ошибается только тот, кто ничего не делает. Заядлые критиканы, зачастую не имеющие даже базового исторического образования, обычно творчески бесплодны, а Михаил Викторович внес ощутимый вклад в науку.

Он был одним из тех, кто развернул изучение материальной культуры кочевников Золотой Орды в самостоятельное научное направление. Многое сделал Михаил Викторович и в области изучения костюма и комплекса вооружения народов Северного Кавказа. При этом М.В. Горелик открыл для исследователей этого региона новый источник - миниатюры, которые до него так плодотворно, органично и широко не использовал никто другой. Северный Кавказ он рассматривал как один из самых ярких вариантов единой имперской культуры Улуса Джучи.

Кроме того, М.В. Горелик один фактически был предтечей движения реконструкторов и многому научил целые поколения этих увлекающихся людей. Подтверждением этому служат

многочисленные форумы в сети Интернет, исторические клубы и пр., продолжающие пользоваться иллюстрациями и реконструкциями Михаила Викторовича.

Без преувеличения можно сказать, что именно благодаря его рисункам 60-х-70-х гг. в таких журналах как «Вокруг света», «Знание-сила» многие тысячи советских людей заинтересовались историей, а некоторые даже пришли в Науку.

На прощании с Михаилом Викторовичем было не так много людей: для его друзей и коллег из нашей огромной страны, ближнего и дальнего зарубежья известие о его скоропостижной кончине стало полной неожиданностью и потрясением. Но совершенно очевидно, что теперь он тоже стал историей. Некрологи и прощальные слова появились и публикуются во многих научных журналах («Батыр», «Золотоордынская цивилизация», «Parabellum novum», «Поволжская археология» и др.). Его памяти был посвящен Первый ежегодный семинар "История материальной культуры народов Евразии", состоявшийся в мае 2015 года, организованный кабинетом исламоведения Фонда Марджани и Всероссийской Государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино и собравший специалистов из Института востоковедения РАН, Государственного Эрмитажа, Государственного музея искусства народов Востока, Института археологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН, Института истории НАН Армении, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского государственного гуманитарного университета, Фонда Марджани.

Михаил Викторович Горелик был ярким и талантливым Человеком. Археология без него поскучнеет.

Информация об авторах:

Дружинина Инга Александровна - научный сотрудник группы археологии Кавказа Института археологии РАН. : inga_druzh@mail.ru ;

Чхаидзе Виктор Николаевич - кандидат исторических наук, научный сотруд-ник отдела средневековой археологии Института археологии РАН 117036 Москва, ул. Дм. Ульянова, 19. ИА РАН. : chkhaidze.v@yandex.ru

REMEMBERING MIKHAIL VIKTOROVICH GORELIK I.A. Druzhinina, V.N. Chkhaidze

About the Authors:

Druzhinina Inga A. - Research Scientist of the Caucasus Archaeology Group of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. : inga_druzh@mail.ru

Chkhaidze Viktor N. - Candidate of Historical Sciences, Research Scientist of the Medieval Archaeology Department of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, 117036 Moscow, Dm. Ulyanov street, 19. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. : chkhaidze.v@yandex.ru

Рис. 1. Москва. Государственный исторический музей (июнь 2006).

Рис. 2. Болгария, г. Балчик. З.Х-М. Албегова (Царикаева), В.Б. Ковалевская, А.Ф. Кочкина, Н.В. Ениосова, Л.В. Яворская, М.В. Горелик, Е.А. Армарчук, В.Н. Чхаидзе, И.А. Дружинина (сентябрь 2006 г.)

Рис. 3. Болгария, г. Добрич. Конференция «Европейские степи и Средний Дунай в средневековье УШ-ХГУ вв.». В. Йотов, М.В. Горелик (сентябрь 2006 г.)

Рис.4. Болгария, г. Добрич. Конференция «Европейские степи и Средний Дунай в средневековье УШ-ХГУ вв.». М.В. Горелик, И.А. Дружинина, В.Н. Чхаидзе (сентябрь 2006 г.)

Рис. 5. Болгария, г. Балчик. В.Н. Чхаидзе, М.В. Горелик, А.В. Евглевский (сентябрь 2006 г.)

Рис.7. Селитренное городище. Конференция «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве». В.Н. Чхаидзе, А.В. Евглевский, М.В. Горелик (октябрь, 2011 г.)

Рис.8. с. Селитренное. А.В. Евглевский, М.В. Горелик (октябрь, 2011 г.)

Рис. 10. Москва. Дома у Михаила Викторовича. М.В. Горелик, В. Спиней, В.Н. Чхаидзе (июнь, 2013 г.)

Рис. 11. Москва. XI конференция «Восточные древности в истории России». И.А. Дружинина, М.В. Горелик (март, 2014 г.)

Рис. 12. Москва. Дома у Михаила Викторовича. М.В. Горелик, В.Н. Чхаидзе (1 января 2015 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.