Научная статья на тему 'ВСПОМИНАЯ МАРГАРИТУ АЛЕКСАНДРОВНУ САМОРУКОВУ'

ВСПОМИНАЯ МАРГАРИТУ АЛЕКСАНДРОВНУ САМОРУКОВУ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРГАРИТА САМОРУКОВА / ГОРЬКОВСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ДИРИЖЕР / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костылева Ольга Михайловна

Статья посвящена личности дирижера, профессора Горьковской (Нижегородской) консерватории М. А. Саморуковой. Обращаясь к эпистолярным источникам - переписке с Н. С. Рабиновичем, Н. Я. Чайкиным, Л. М. Гинзбургом, а также основываясь на личных воспоминаниях, автор статьи описывает профессиональные и личные качества М. А. Саморуковой, особенности ее методики работы со студентами и творческими коллективами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMEMBERING MARGARITA ALEKSANDROVNA SAMORUKOVA

The article is devoted to the personality of the conductor, professor of the Gorky (Nizhny Novgorod) Conservatory M. A. Samorukova. Referring to epistolary sources - correspondence with N. S. Rabinovich, N. Ya. Chaikin, L. M. Ginzburg, as well as based on personal memories, the author of the article describes the professional and personal qualities of Samorukova, the specifics of the methodology of working with students and creative teams.

Текст научной работы на тему «ВСПОМИНАЯ МАРГАРИТУ АЛЕКСАНДРОВНУ САМОРУКОВУ»

Научная статья УДК 78.071.1

Музыкальн°е образование И наука. 2021. Костылева Ольга Михайловна

№ 2 (15). с 78-80 Нижегородский государственный академический театр оперы

и балета им. А. С. Пушкина, Нижний Новгород, Россия, silverkostil@gmail.com

Статья посвящена личности дирижера, профессора Горьковской (Нижегородской) консерватории М. А. Саморуковой. Обращаясь к эпистолярным источникам — переписке с Н. С. Рабиновичем, Н. Я. Чайкиным, Л. М. Гинзбургом, а также основываясь на личных воспоминаниях, автор статьи описывает профессиональные и личные качества М. А. Саморуковой, особенности ее методики работы со студентами и творческими коллективами. Ключевые слова: Маргарита Саморукова, Горьковская консерватория, дирижер, педагог

78 Для цитирования: Костылева О. М. Вспоминая Маргариту Алек-

сандровну Саморукову //Музыкальное образование и наука. 2021. № 2 (15). С. 78-80

Remembering

original article Margarita Aleksandrovna Samorukova

Music Education and Science. 2021. Kostyleva Olga M.

№ 2 (15). p. 78-80 Nizhny Novgorod State Academic Opera and Ballet Theater

named after A. S. Pushkin, Nizhny Novgorod, Russia, silverkostil@gmail.com

The article is devoted to the personality of the conductor, professor of the Gorky (Nizhny Novgorod) Conservatory M. A. Samorukova. Referring to epistolary sources — correspondence with N. S. Ra-binovich, N. Ya. Chaikin, L. M. Ginzburg, as well as based on personal memories, the author of the article describes the professional and personal qualities of Samorukova, the specifics of the methodology of working with students and creative teams.

Key words: Margarita Samorukova, Gorky Conservatory, conductor, teacher

For citation: Kostyleva O. M. Remembering Margarita Aleksandrovna Samorukova //Musical Education and Science. 2021. No. 2 (15). P. 78-80

© Костылева О. М., 2021

Саморукова М. А. (11.03.1925, Ржев - 20.12.2002, Нижний Новгород) — дирижер, хормейстер, педагог, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (26.01.1998). М. А. Саморукова является выпускницей МГК им П. И. Чайковского 1952 года (класс профессора Л. М. Гинзбурга по специальности «дирижер хора»), ЛГК им. Н. А. Римского-Корса-кова 1962 года (класс профессора Н.С. Рабиновича по специальности «дирижер симфонического оркестра и оперы»). Она работала главным хормейстером в Горьковском театре оперы и балета им А. С. Пушкина, Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля (в качестве приглашенного дирижера провела спектакль «Кармен» Ж. Бизе с участием солистки Большого театра Киры Леоновой). Среди ее учеников — А. Скульский,

B. Понькин, А. Лебедев, С. Ван-теев, Р. Нигматуллин, Е. Шейко,

C. Калагин, В. Блинов, Е. Кириллов, В. Онуфриев, М. Емельяны-чев.

Имя этого легендарного педагога навсегда вошло в историю Нижегородской консерватории. Невозможно переоценить вклад Маргариты Александровны в развитие дирижерского искусства в консерватории. Свой путь в городе Горьком М. А. Само-рукова начала после окончания МГК им. П. И. Чайковского в 1956 году с преподавания на кафедре хорового дирижирования. Уже в 1959 году она поступает в Ленинградскую консерваторию в класс профессора Рабиновича Н. С. В своих дневниках она пишет об этом так: «В ходатайстве Горьковской консерватории указывалось, что направляют меня с целью последующего

использования в нашей консерватории в качестве дирижера. Окончив консерваторию в 1962 году, я сразу получила работу по дирижерской специальности в оперном классе»1.

Важной вехой в истории консерватории стало создание в 1965 году оркестра баянов. Из письма Рабиновичу Н. С. об этом можно узнать подробнее: «У нас в консерватории по инициативе профессора Чайкина Н. Я. организован оркестр баянистов. Работать с ним предложили мне. Оказалось, очень интересно. Возможности этого состава гораздо больше, чем я предполагала, но надо их, конечно, изучить и научиться хорошо делать переложения. Не всякую музыку можно брать. Надо выбирать. Пока в этом помогает Н. Я. Чайкин. Первая программа состоит из трех произведений: Органной прелюдии и фуги D-dur Баха, Concerto grosso № 12 Генделя и симфонии Моцарта g-moll № 40. Все это может хорошо звучать на баянах, надо только сделать тщательно. Сольные партии в концерте (две скрипки и виолончель) будут играть преподаватели консерватории... Если приедете к нам во второй половине, то я попрошу Вас послушать моих баянистов. Право, они не так уж плохи, а за полгода еще научатся. Это очень интересная затея — оркестр баянистов. Надеюсь, что удастся сварить борщ из топора. Сейчас уже есть в составе два смычковых контрабаса, в декабре будут специальные оркестровые баяны и механические литавры, думает посадить деревянные духовые, с нами уже играют первоклассные для Горького солисты. Ну а ведь аппетит приходит во время еды». Оркестр баянов явился первой концертной площадкой для прак-

тической работы студентов-дирижеров. В дневниках Маргарита Александровна комментирует: «Музыка, безусловно, служит всестороннему выявлению личности, но не при любых условиях. У дирижера это бывает в процессе творческого общения с хором, оркестром, оперным коллективом и публикой, по крайней мере, для меня это так. На уроках по дирижированию в классе под фортепиано из-за неестественности условий даю ученику малую часть того, что можно бы дать, будь это репетиция хора или оркестра. Такова печальная особенность профессии — нет инструмента для занятий».

М. А. Саморукова была очень 7д требовательным педагогом. Перед тем, как встать за пульт и дирижировать с концертмейстерами, было необходимо сдать программу. Естественно наизусть, что означало: «Наизусть — это когда ты можешь на память написать любой такт партитуры». Работа над хоровой партитурой начиналась с разбора стихов с обязательным чтением вслух (докладывали стихи концертмейстерам). Маргарита Александровна была очень требовательна к владению игрой на рояле, говорила: «Тактировать я смогу научить и обезьяну за 4 месяца, но дирижером она не станет».

Была у студентов Маргариты Александровны и счастливая возможность проходить оркестровую практику (Оркестр педагогов ДМШ № 5). Но для того чтобы встать за дирижерский пульт, нужно было пройти библиотечную практику: научиться грамотно писать партии для оркестрантов (с правильными переворотами страниц), при необходимости транспонировать в разные ключи. В конце каждо-

го года давали концерты класса. Из письма Гинзбургу Л. М. 17 января 1977 года можно узнать следующее: «Уважаемый Лео Морицевич! <...> У меня растут новые ученики по дирижированию. В декабре был классный концерт, в котором они дирижировали оркестрами и хором. Еще раз убедилась, что способности нужно определять в процессе их работы с оркестром и концертных выступлений. Конечно, после того, как в классе поставлен предварительный диагноз. После декабрьского концерта мне кажется, что подают надежды двое. Один из них дирижировал фрагменты из Реквиема Мо-80 царта (симфонический оркестр и хор), а другой — увертюры к операм Моцарта "Свадьба Фигаро" и "Похищение из Сераля", Мусоргского "Катакомбы", "Бабу Ягу" и "Богатырские ворота", и Свиридова Вступление из музыки к к/ф "Время, вперед! " (оркестр баянистов, симфонический оркестр и большой хор — около 120 человек). Сделали запись. Храню пленку. Теперь я постоянно работаю с магнитофоном, ученики к этому тоже привыкли и сами просят, чтобы записали их репетицию». В декабре 2001 года состоялся последний концерт класса, мне посчастливилось дирижировать фрагменты оперы Орфей Глюка. Подготовка шла как оперном театре — полный цикл репетиций. Это и корректуры оркестра, спевки с солистами, хором и, наконец, общие репетиции. Однажды я ошиблась в речитати-

ве. За это была схвачена за ногу и стащена с пульта со словами: «Вон отсюда! Таким студентам не место в моем классе! Если к следующей репетиции не выучишь, оперу будет дирижировать более достойный студент!». За два месяца подготовки к концерту класса я не услышала от Маргариты Александровны ни одного доброго слова в свой адрес, и только накануне выступления она сказала: «Поздравляю, ты прошла тест на психологическую устойчивость».

Однажды я поинтересовалась у Маргариты Александровны, не жалеет ли она, что не вышла замуж и нет семьи? «Знаешь, лет до сорока переживала. Сейчас я думаю, что правильно все сложилось — семья отвлекала бы меня от работы». Маргарита Александровна обладала редким качеством — уважением ко времени. Это проявлялось во всем — быстрая походка, лаконичная речь, аскетичность в быту, пунктуальность. Если студент опаздывал на урок, Маргарита Александровна просила не утруждать себя объяснениями причин опоздания. «Экономь мое время!» — говорила она. В дневниках она пишет о своей педагогической работе: «Самосовершенствование для меня уже превратилось в несбыточную мечту. Все поглотили ученики. Пытаюсь улучшить методы работы с ними. К сожалению, не все зависит от меня. Главное — чтобы ученики росли и выходили на хорошую жизненную дорогу. Вот в этом, по-видимому, и заключается мое стрем-

ление к совершенствованию. А для молодых особенно важно, на мой взгляд, нравственное совершенствование. Все, что делаете, научитесь делать не для себя, а для людей, тогда на вашу работу, творческую или иную, будет спрос и счастье будут вокруг вас и у вас».

В завершении хотелось бы вспомнить последнюю встречу с Маргаритой Александровной. После показа «Царской невесты» Римского-Корсакова на сцене НМУ им М. А. Балакирева мы шли к остановке, М. А. Са-морукова рассуждала об идеальном взаимодействии дирижера и артиста, при котором дирижер должен обеспечить абсолютно комфортное нахождения певца на сцене, а последний, в свою очередь, обязан настолько досконально знать материал своей партии, чтоб «не смотреть в рот дирижеру за каждым вступлением». Маргарита Александровна, с мальчишеским задором, впрыгнула в маршрутку и махнула мне рукой: «Пока!» Такой она осталась в моей памяти — маленькая женщина, безгранично преданная Музыке.

Примечание

1 Дневник, а также письма М. А. Саморуковой, цитируемые в статье, находятся в личном архиве автора статьи.

Информация об авторе

О. М. Костылева — хормейстер

Information about the author

O. M. Kostyleva — choirmaster

Статья поступила в редакцию 10.12.2021; одобрена после рецензирования 12.12.2021; принята к публикации 12.12.2021. The article was submitted 10.12.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.