Научная статья на тему 'Вскармливание детей православная традиция. История и современность'

Вскармливание детей православная традиция. История и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
519
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Косарева А. А.

.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вскармливание детей православная традиция. История и современность»

10.21518/2079-701X-2017-19-20-23

А.А. КОСАРЕВА (инокиня Ангелина), социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ясная Поляна», Свято-Варсонофиевский женский монастырь, Республика Мордовия

ВСКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

А.А. Косарева (инокиня Ангелина)

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ИСТОРИЯ

Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей.

Пс. 21.10

Тема материнства, рождения и воспитания имеет важное и часто сакральное значение в православии, что отражено в Священном Писании. Сама Церковь именуется невестой Христовой и матерью всех христиан. Новокрещаемых принято принимать в «лоно Церкви», как в утробу матери.

В книге Бытия Ветхого Завета, где речь идет о сотворении первых людей, мужчины и женщины (рис. 1), открывается смысл деторождения как установления Божьего: «...и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.» А псалмопевец Давид называет детей наградой: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (Пс. 126:3). Таким образом, чадородие есть благословение Божие на человеческий род.

Когда лукавому искусителю -Змею удалось прельстить первых людей и тем разрушить их райское блаженство, когда смерть наступала на человека по следам греха, «тогда милосердый Бог в слове осуждения, частию открыл тайну помилования, когда искусителю сказал: "вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем тоя; Той твою сотрет главу"» (Быт. 3:15) [4]. В этой пророческой фразе было обещано рождение искупителя, который уничтожит диавола и вернет возможность жить в раю роду человеческому. А жена за нарушение заповеди была наказана болезненным рождением детей. И сказал Господь Бог жене: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Но наказание Божие не есть наказание в том смысле, как мы это обычно понимаем. Наказание Божие есть «наказание» врача уколами и горькими таблетками больного человека. Если Бог наказал жену родовыми болезнями, значит, это ей весьма полезно и спасительно. Под болезнями рождения разумеются не только болезни во время родов. Это, как считает св. Иоанн Златоуст, болез-

Рисунок 1. Адам и Ева в раю. Фреска

ненность вообще всей родовой сферы: и «тот великий труд, который должна терпеть жена, нося плод, и растяжение членов, и нестерпимые страдания во время родов», и, как считаем мы, трудности воспитания рожденного [1].

Интересны слова Евы, имя которой означает «Жизнь», после рождения своего первенца: «.приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). И так и до наших дней христиане верят, что ребенок посылается Богом, и именно на Него возлагают надежды и в случае бесплодия в браке. В Писании можно найти сразу несколько таких примеров, когда благословленные Богом дети рождались у престарелых родителей. В книге Бытия рассказано, как находящаяся в глубокой старости, дотоле бесплодная Сарра родила от столетнего родоначальника еврейского народа Авраама сына Исаака, обещанного Богом его отцу. При этом указывается и на тот факт, что она сама вскормила его грудью. Удивившись этому, Сарра воскликнула: «Кто сказал бы Аврааму: 2Сарра будет кормить детей грудью2» (Быт. 21:7). Далее Библия повествует: «Дитя выросло и отнято от груди: и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди» (Быт. 21:8). В комментарии к этому отрывку в Толковой Библии Лопухина сказано: «Кормление младенцев грудью на древнем Востоке продолжалось очень долго, по свидетельству блаженного Иеронима, до пяти лет и обычно продолжалось не менее трех. Завершение этого периода праздновалось торжественным семейным пиром, в котором уже мог принимать некоторое участие и сам виновник его» [2].

В следующей книге Библии, Исход (Исх. 2:7-9), говорится о том, что дочь египетского фараона, нашедшая трехмесячного еврейского младенца Моисея, взяла ему кормилицу не из египтянок, а из его народа (рис. 2). Вскормленный молоком своей соотечественницы, Моисей вырос человеком, беззаветно преданным своему народу. Наверное, именно с материнским молоком впитал он любовь к своим собратьям. В этой же книге содержится первое упоминание о врачевателях, ими были повитухи: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но

повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых... За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался. И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их» (Исх. 1:15). Этот отрывок описывает самоотверженное служение ближним, которое никогда не останется без награды свыше.

О высоком значении грудного вскармливания можно прочитать у ветхозаветных поэтов. В книге Ветхого Завета Псалтири псалмопевец восклицает: «Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у груди матери моей» (Пс. 21:10). Обратимся к толкованию этих строк. «Вероятно, -читаем мы в Толковой Библии, - мать Давида, когда кормила еще его своей грудью, говорила ему о Боге, и вместе с молоком матери он воспринял высокое понятие о Нем, благоговение и преданность Ему». В другом поэтическом библейском произведении - Песнь песней - идеал братской любви суть не кровное родство, а родство молочное: «О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей!» (Песн. 8:1) [2]. Из многочисленных примеров видим, что обычное житейское действие - кормление грудью - было выделено человеком из контекста действительности на уровень его мировоззренческого осмысления. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (Первое соборное послание св. ап. Петра, 2:2). Переосмысленные в духовном плане реалии явлены и в образе фразеологизма, о котором можно сказать, что он

Рисунок 2. Дочь фараона спасает Моисея.

Гравюра Г. Доре, XIX в.

Рисунок 3. «Рождество Христово». Современная икона

создан в культуре и из культуры «пришел» в язык. Впитывать <всасывать> в образе фразеологизма - значит не просто усваивать, поглощать жидкость, пищу, а проникаться поглощенным, и поглощенное означает пищу духовную: мысли, правила поведения, заповеди и др. Молоко матери есть символ животворящей сущности; оно символизирует силу, которая взращивает человека и создает его жизненную крепость. Кроме того, молоко матери является пищей для младенцев и потому ассоциируется с началом жизни; своей формой сочетание «молоко матери» указывает на принадлежность реалии ее производителю, а также на родственную связь, переосмысленную как связь духовную между людьми - преемниками рода, культурных знаний, традиций, основ мировоззрения [5].

НОВЫЙ ЗАВЕТ И РУССКИЕ СВЯТЫЕ О КОРМЛЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Евангелие от Луки, 11:27

Очень много православных праздников связано с темой деторождения. Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы (рис. 3). Есть даже праздник Зачатия Бородицы праведными Иоакимом и Анной. Это говорит о том, что наши предки четко осознавали, с какого момента начинается внутриутробная жизнь человека. Сегодня не только отцами Церкви признается, что с момента зачатия плод получает душу от Бога и развивается в соответствии с его промыслом [3]. В Библии описывается развитие плода в материнской утробе как творческий акт: «Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13, 15-16). Родители Девы Марии были престарелыми, но благочестивыми в вере. Именно поэтому их многолетняя молитва была услышана и родилась Мария, которой суждено было стать Матерью Спасителя, Нового Адама. «Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем.» -поется в словах кондаке на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

Рисунок 4. «Благовещение Пресвятой Рисунок 5. «Млекопитательница».

Богородицы». Современная икона

Современная икона

Необычным было и воспитание дитя. Девочка в три года была посвящена Богу и проводила жизнь в Иерусалимском храме до 16 лет в молитве и рукоделии. После Ее обручения со старцем Иосифом Она получила извещение от ангела о предстоящем непорочном зачатии и рождении Спасителя Мира. В честь этого события установлен праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Единственной, отраженной в Священном Писании похвалой Матери Спасителя считается фраза неизвестной женщины из толпы, следовавшей за Христом: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). В ней отражены величина материнского подвига и значение вскармливания. Дева Богородица считается покровительницей матерей. Именно поэтому многие Ее иконы посвящены рождению, кормлению и воспитанию: «Млекопитательница» (рис. 5), «Блаженно Чрево, носившее Тя, и сосцы, Тебя питавшие», «Помогательница женам чады рождать» («Помощница в родах») (рис. 6), «Федоровская», «Воспитание» (рис. 7). Молясь перед этими иконами, женщины и их родные ищут защиты и помощи у своей Небесной Матери в период беременности, родов и взращивания малышей - наиболее важных и ответственных моментов семейной жизни. Очень часто беременные носят образки Божией Матери, берут иконы в роддом и потом окружают ими родившегося ребенка: ставят у пеленального столика, вешают на кроватку. Замечательный слова читаем в молитве пред иконой «Млекопитательница»: «Ты же, о Царице Небесная, Питательница жизни нашея, покровом милости Твоея покрывающая вселенную всю, напитай нас от источника благости Твоея млеком Богопознания, да возрастаим в страсе Божии и смиренномудрии».

Один из чудотворных образов Богоматери носит название «Воспитание», и это не случайно. Интересна этимология этого слова, открывающая для современного человека другие грани понимания его значения. В молит-

ве покаянного канона есть такие слова: «...возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избранного Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных твоих Таинств...» Воспитай, то есть напитай меня Благодатью Святого Духа. Известный дореволюционный педагог И. Скворцов в «Записках по педагогике» говорит: «Слово «воспитание» слагается из слова «питание» (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки «вос» (вверх, в вышину) - питание ребенка до достижения им полного возраста. Так что человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово «воспитание» применяется главным образом к духовному развитию человека». Здесь нужно еще добавить, что приставка «вос» имеет отношение не только к продвижению ребенка по возрастной шкале, но и к духовной устремленности - «горе» [6]. Перед этой иконой молятся матери о вразумлении своих детей, о наставлении их в вере, защите от необдуманных поступков.

Рисунок 6. «Помогательница женам чады рождать». Современная икона

Рисунок 7. «Воспитание».

Современная икона

С апостольских времен мы встречаем в разных церковных текстах упоминания о грудном вскармливании. В первом послании к Фессало-никийцам (Солунянам) Апостола Павла читаем: «.мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2:7).

В письмах и житиях русских святых есть замечательное сравнение питания молоком матери и Таинства Причастия. Его приводит святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»: «Что удивительно, что тебе предлагают в пищу и питие Тело и Кровь Свою Господь? Кто дал тебе в пищу плоть созданных Им животных, Тот дал, наконец, в пищу и питание и Самого Себя. Кто питал тебя сосцами матери, Тот, наконец, Сам взялся питать тебя Своею Плотию и Кровью, чтобы, подобно тому как с молоком материнским ты всосал в себя известные свойства матери, дух ее, так с Телом и Кровью Христа Спасителя всосал бы в себя Его дух и жизнь» [2].

Известен эпизод из жития преподобного Сергия Радонежского, когда его беременная мать молилась в церкви, то трижды прокричал в её утробе будущий служитель Пресвятой Троицы, чему были многочисленные свидетели.

Известно также, что ребенок по средам и пятницам не принимал в пищу молоко матери, что было расценено родителями как знак избранничества Богом. Здесь мы видим понимание матерью приоритета духовного развития ребенка, что никак не означает, что о физическом развитии в семье не заботились.

Таким образом, в православии существует представление, что с материнским молоком ребенку передаются нематериальные субстанции - любовь к Богу, любовь к своему народу, черты характера и опыт матери. Это нашло свое отражение и в устойчивом выражении «впитать с молоком матери», означающем нечто глубинное, идущее из раннего детства, из младенческих воспоминаний, из всего строя жизни семьи. ф

ЛИТЕРАТУРА

1. Коржевский Вадим иерей. Пути спасения христианина. 10. О Чадородии. http://www.xpa-spb.ru/libr/Korzhevskij/puti-10.html.

2. Фатеева Е.М., Пустограев Н.Н. Энциклопедия грудного вскармливания в православной Руси. Изд-во Оранта, 2005.

3. http://www.portal-slovo.ru.

4. Митр. Филарет (Дроздов) Слава Богоматери М.: Елеон, 1996.

5. http://pandia.ru/text/77/305/24919-3.php.

6. http://www.orthedu.ru/pedagog/pedagogika1.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.