Научная статья на тему '«Всецело приспособление к духу времени»'

«Всецело приспособление к духу времени» Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
84
28
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Кривошеева Н. А.

В статье излагается история Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии, созданной в 1917 г. Ф. И. Жилкиным, и отношение к этой партии св. Патриарха Тихона.

Текст научной работы на тему ««Всецело приспособление к духу времени»»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2009. Вып. 11:2 (31). С. 29-40

«Всецело приспособление к духу времени»1 Н. А. Кривошеева

В статье излагается история Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии, созданной в 1917 г. Ф. И. Жилкиным, и отношение к этой партии св. Патриарха Тихона.

В работах по истории Русской Православной Церкви начала XX в. часто встречаются упоминания о взаимоотношениях св. Патриарха Тихона с двумя лицами, которые не были связаны друг с другом, но проявили, как оказалось при пристальном изучении их деятельности, поразительное сходство. Факты этих взаимоотношений изображаются в литературе совершенно превратно, и никто не устанавливает их генетического родства. Речь идет о загадочном Исполнительном комитете духовенства и мирян (Исполкомдух), возникшем в 1919 г., возглавляемом А. Ф. Филипповым, и некой Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии (далее ХСРКП), возглавляемой Ф. И. Жилкиным. О ХСРКП пишут и многие церковные историки2, но наиболее подробно это описано в двух книгах петербургских исследователей: Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917—1922). М., 20053; Крапивин М. Ю., Далгатов А. Г., Макаров Ю. Н. Внутриконфессиональные конфликты и проблемы межконфессионального общения в условиях советской действительности (октябрь — конец 1930-х гг.). СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 20054 (интересно, что на 3-й стр. обложки при выходных данных указано: Научное издание. Монография). Оба эти издания еще ждут своей научной критической оценки, но так или иначе они претендуют на компетентность, обширность, на строгую научность.

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ 08-01-00106а.

2 Левитин-Краснов А., Шавров А. Очерки по истории русской церковной смуты / Предис., примеч. И. В. Соловьева: В 3 т. [2-е изд.] М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 (Материалы по Истории Церкви: Кн. 10.); “Обновленческий” раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М.: Общество любителей церковной истории. Изд-во Крутицкого подворья, 2002 (Материалы по Истории Церкви: Кн. 27.) С. 224; Степанов (Русак) Владимир. Свидетельство обвинения. М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1993. Т. 3. С. 169 (история в книге излагается по статье, опубликованной в № 9—12 журнала «Революция и Церковь» за 1920 г. С 31-33) и др.

3 Далее А. Н. Кашеваров

4 Далее М. Ю. Крапивин и др.

Общее в этих изданиях — обилие цитируемых источников, приведение множества фактов церковной истории, даже мелких и ранее не упоминаемых, однако при более глубоком изучении трактовка этих фактов данными исследователями производит, мягко говоря, странное впечатление. В этих изданиях приводятся только отдельные цитаты из вновь открытых архивных материалов, не публикуется ни один документ полностью. Авторы — светские историки, которые судят о фактах церковной истории с внешней стороны жизни, издалека, часто по материалам советской печати и историографии (о чем говорят обильные ссылки на издания советского периода), что и приводит к значительным ошибках и неправильным трактовкам.

Поэтому рассмотрим историю взаимоотношений А. Ф. Филиппова и Ф. И. Жилкина со св. Патриархом Тихоном на основе архивных документов, которые упоминаются в этих двух изданиях.

Часть I. «Провокатор, прохвост» Ф. И. Жилкин

Попытаемся изложить историю Христианско-социалистической рабочекрестьянской партии на основе архивных документов.

В гражданской истории впервые о партии заявляет Ф. И. Жилкин в газете «Русские ведомости» от 22 июня (5 июля) 1917 г., в церковной истории Христи-анско-социальная рабочая партия (ХСРП) заявила себя 5 ноября 1917 г., когда распространила среди жителей Москвы типографский текст своего обращения к Священному Собору Православной Российской Церкви 1917—1918 гг.5 В листовке говорилось, что партия признает важность обеспечения полной защищенности Церкви от государственного вмешательства, надеется на возрождение Церкви на основе «апостольско-чистых социально-соборных» началах, кроме того, было выдвинуто требование обобществления церковного имущества как общего достояния всех верующих6.

В церковной печати обычно история партии излагается следующим образом: «В июне 1919 года на базе Христианской социальной рабочей партии, образованной 8 июля 1917 года, была создана Христианско-социалистическая рабоче-крестьянская партия. Основателями его являлись Ф. Жилкин и Е. Березин, председателем — И. Глазунов7.

Большую роль в партии играли В. П. Жуков, профессор духовной академии Н. Д. Кузнецов, священник Гребневской церкви, что на Лубянке, С. Калиновский”. <...>

В своем обращении к верующим партия звала в свои ряды “и бедных и богатых, простых и ученых”. Это начинание благословил и поддержал Патриарх Тихон»8.

В монографии М. Ю. Крапивина приводятся подробные выписки из программных документов этой партии9. Но вряд ли кто-то стал бы интересовать-

5 См.: ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 3. Д. 1196. Л. 3—6.

6 См.: Там же.

7 Е. И. Березин и И. Березин были членами Союза 17 Октября.

8 Степанов (Русак) В. Свидетельство обвинения. С. 169.

9 См.: Крапивин М. Ю. Указ. соч. С. 423—428.

ся этой партией, в которой состояло менее 100 членов, если бы не упоминание об отношениях этой партии и св. Патриарха Тихона. Попытаемся разобраться в этих отношениях.

Находясь в Бутырской тюрьме, организатор ХСРКП Ф. И. Жилкин написал кратко свою биографию и историю создания партии: «Окончил курс наук в сельской школе. Работал на фабрике в качестве ткача, с 1892 г. по 1897 г. на военной службе», потом работал на ткацких фабриках в Москве и Петрограде. С 1904 г. состоял в организации Гапона10, «сначала простым членом, потом его избрали «председателем Петроградским отделом Петроградской стороны Общества и Собрания фабрично-заводских рабочих Петрограда»11. К этой организации он близок до 27 декабря 1904 г., когда, по его словам, «был исключен из Общества. Далее в биографии идет значительный пропуск с 1904 по 1917 г. Как он писал, до 1917 г. он служил на заводе «Проводник», но принужден был уйти, из-за конфликта с членами заводского Комитета. Оставшись без работы, он задумал создать партию «для более тесного объединения рабочих», которую организовал и зарегистрировал 8 июня 1917 г. Временным Правительством под названием Христианско-социальная рабочая партия. В партии состояли 20 человек, среди руководителей партии были Е. И. Березин и И. Глазунов. Партия существовала на частные пожертвования, главным образом, на средства некого домовладельца В. П. Жукова12. Вскоре в газетах появляются сообщения об организации этой партии. Программа и устав партии были напечатаны на 24 страницах13. Проявлял он и активность при организации крестных ходов в Москве, доставал пропуска на богослужения в Кремль. После прихода большевиков к власти, в марте

1918 г. руководство ХСРК предложило Московскому совету свое содействие в осуществлении защиты советской власти посредством создания специальных добровольческих отрядов.

Интересно отметить, в своей биографии Ф. И. Жилкин писал: «Программу христианской партии по моему заказу за 200 рублей, написал мне Василий Гаврилович Сенатов, б[ывший] семинарист, вечно пьяный человек. Сам Сенатов — ни в бога, ни в черта не верит»14. Сильнейшую поддержку ХСРК оказывал Н. Д. Кузнецов15, который ее поддерживал перед Патриархом.

10Гапон Георгий Аполлонович (1870—1906), священник. В 1903—1905 гг. руководитель Собрания русских фабрично-заводских рабочих С.-Петербурга, контролируемого охранкой. Инициатор петиции петербургских рабочих Николаю II, шествия к Зимнему дворцу 9 января 1905 г., расстрелянного властями. После 1905 г. в эмиграции, пытался проникнуть в «боевую организацию» эсеров, был разоблачен и повешен рабочими дружинниками.

11 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 1.

12 Там же. Л. 30.

13 Для простого рабочего, каким изображал себя Ф. Жилкин, удивительна его литературно-журналистская хватка — он издает журнал «Русская изба», затем газету «Фонарь» и другие издания, довольно часто публикуется в периодической печати.

14 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 3. Д. 1196. Л. 3—6.

15 Кузнецов Николай Дмитриевич (1863—05.01.1930(1936?)), профессор, магистр богословия. В 1906 г. член Предсоборного Присутствия. Член Предсоборного Совета и Священного Собора 1917—1918 гг. В 1918—1919 гг. профессор церковного права в Православной народной академии. В 1918—1919 гг. член Исполнительного бюро Совета объединенных приходов г. Москвы. В 1919 г. арестован по делу Совета объединенных приходов г. Москвы (дело Самарина-

При приходе к власти большевиков необходимо было перерегистрировать партию, Жилкин и здесь проявлял большую активность, написал новую программу, пытающуюся соединить христианские идеи с новым строем16.

В марте 1918 г. устроители партии обратились в Народный Комиссариат юстиции с просьбой о регистрации, с предоставлением документов партии. По документам, в партии к тому времени состояло около 100 человек.

В уставе партии говорилось, что «группой московских рабочих организуется “христианско-социальная рабочая партия”. Выработан проект программы партии. Партия основывается “на принципах христианской веры, на любви к Богу, к ближнему, к семье, к отечеству”. Она стремится “объединить и рабочих и крестьян как между собой, так и с другими слоями российского населения”. По аграрному вопросу партия требует “отдачи кабинетских, удельных земель и лесов без выкупа; в отношении к прочим должен быть строго сохранен принцип частной собственности, с отчуждением, однако, земли в случае необходимости крестьянам, по установленной Учредительным Собранием цен”. Партия требует “уничтожения косвенных налогов с заменой их прогрессивно-подоходным налогом”»17. Но попытка зарегистрировать партию в марте 1918 г. окончилась неудачей, в резолюции Народного Комиссариата юстиции говорилось: «В ответ на представленный Вами на Утверждение Народного Комиссариата Внутренних Дел Устава и программы Вашей партии, настоящим доводим до Вашего сведения, что никаких утверждений и регистраций религиозных сект18 не производится, т. к. каждому гражданину Советской Республики предоставляется право свободно исповедывать свои религиозные убеждения»19.

В связи с этим в августе 1918 г. принимаются новые устав и программа партии, которая уже была переименована в Христианско-Социалистическую Рабоче-Крестьянскую партию, в которых утверждалась, что партия своей главной целью считает «достижение таких форм общественно-государственного устройства, которое вполне и всесторонне удовлетворила бы вообще всех людей, без различия классов... любовью сливала бы все классы в единое и безраздельное общество»20, при этом «развитие социализма идет попутно с развитием истинного религиозного сознания»21, а это, по разумению авторов документа, предопределяло особую духовно-руководящую роль Церкви в жизни общества. В феврале

1919 г. Жилкину все-таки удается добиться регистрации своей партии. Почти никто из исследователей не обращает внимания на один из пунктов программы партии — вопрос о церковном имуществе. При приходе к власти большевики,

Кузнецова). В январе 1920 г. приговорен к расстрелу; расстрел был заменен лагерным заключением. В 1921 г. освобожден по амнистии. В 1924 г. вновь арестован. В 1925 г. приговорен к

трем годам ссылки. С 1928 г. упоминается как участник последних религиозных диспутов в

Москве. Умер в ссылке.

16 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 15.

17 ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 93. Д. 237. Л. 12.

18 Здесь и далее все выделения в тексте сделаны автором статьи.

19 ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 93. Д. 237. Л. 15. В том же деле есть анкета, заполненная Жилкиным, и программные документы партии.

20 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 713. Л. 174—176.

21 Там же.

как известно, национализировали все российское имущество, в том числе и церковное, но первоначально оно передавалось в руки церковных общин. Всякое имущество, нажитое духовными лицами «во время служения Церкви и именно через это служение», по мысли организаторов партии, должно было быть изъято из частных рук в пользу всех прихожан. А так как Церкви как Царству не от мира сего собственность не нужна в принципе, то все имущество и церковные капиталы в конечном счете объявлялись бы общенародным достоянием и составляли особый фонд поддержки и развития хозяйства бедных и неимущих сограждан. Церковная иерархия должна была быть устранена от распоряжения всем движимым и недвижимым имуществом. Эти функции предполагалось передать непосредственно неким «группам народа», которые принадлежали бы к конкретно поименованным вероисповеданиям. «Если иерархия в лице Патриарха, его совета и всего церковного собора добровольно не откажется от управления церковным имуществом, то она должна быть упразднена от этого управления чисто революционным путем»22.

Можно зарегистрировать любую партию, но, если нет серьезной общественной поддержки и отсутствуют денежные средства, партия существовать не может.

К февралю 1919 г., когда была зарегистрирована партия, церковные приходы Русской Православной Церкви обладали серьезной организационной силой.

22 марта 1919 г. Ф. И. Жилкин за своей подписью подает прошение Святейшему Патриарху Тихону с просьбой о благословении деятельности ХСРКП следующего содержания:

«Ваше Святейшество хорошо осведомлено, что существует основанная в Москве Христианско-Социалистическая Рабоче-Крестьянская Партия, до 1-го февраля с. г. она была мало известна в стране и Советской власти.

Теперь же Партия получила законное право для своей широкой деятельности, для восстановления в русских сердцах и мыслях веры Христовой, которая некоторым стала чужда в настоящее время мировой бойни и всеобщего озлобления. Партия не желает и не стремиться идти против Церкви и ее Пастырей.

Партия издает воззвания, устраивает лекции — все в христианском духе.

Поэтому на основании вышеизложенного и согласно постановления Президиума Главного Устроительного Совета Партии от 12-го марта (н. с.) с. г., мы обращаемся к Вашему Святейшеству Благословить деятельность Партии, а также разрешить пастырям и мирянам вступать в члены нашей партии и всю издаваемую нами литературу в христианском духе свободно распространять и рассылать по Церквам и Церковному Ведомству.

Партия глубоко верит, что Ваше Святейшество, стоящее во главе Церкви Христовой, поддержит и разрешит поддержать всякому священнослужителю ту организацию, которая стремится прославить Имя Христово.

При сем прилагаем Устав и Воззвания Партии.

Еще раз просим благословить и разрешить»23.

На данном прошении Святейший Патриарх Тихон написал свою резолюцию: «Одобрить программу партии во всей ее полноте не могу, а потому затруд-

22 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 15.

23 Там же. ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 46.

няюсь исполнить пункты прошения Главного Устроительного Комитета. Патриарх Тихон»24. Как видно из данного документа, именно Жилкин ищет поддержки у Патриарха Тихона, а не Патриарх, который при желании всегда мог войти в “коридоры новой власти”, куда он всегда безбоязненно обращался, как пишет М. Ю. Крапивин.

К прошению был приложен и листок «Ближайшие очередные задачи ХСРКП», в котором, в частности, говорилось: «Изыскание и применение способов к пробуждению в населении совести не на словах только, а на деле исполнения правил и постановлений Христианской Церкви», о «христианской любви», «заботиться всемерно к охранению истины Христовой, и как живого источника, Церкви». И, как оказалось позднее, самым главным, для Жилкина являлось «проведение в жизнь деятельного обмена продуктами своего труда, для снабжения и полного довольствия всем необходимым входящим в партию лиц, учреждений и кооперативов». На что Патриарх Тихон ответил: «Вышеизложенное здесь вполне разделяю и действующих так благословляю. 18/29 Марта»25.

Далее Патриарх Тихон, вопреки утверждению А. Левитина и В. Шаврова о том, что первоиерарх «благословил священника (С. Калиновского. — Н. К.) на создание этой партии с крайне левой программой»26, передал прошение на рассмотрение Высшего Церковного Управления.

С анализом устава на совместном заседании Синода и под председательством Патриарха 4 апреля (22 марта) 1919 г. выступил профессор И. М. Громогласов27, заявивший, что «при полной приемлемости ближайших религиозно-общественных задач партии, ее церковная программа не может не вызывать недоумения». Сомнительным докладчику казался ряд параграфов устава ХСРКП, в частности пункты, связанные с определением права членства в партии (допускалась возможность вхождения в партийные структуры лиц хотя и христианского, но не православного исповедания); а также положения, фиксировавшие намерение партии участвовать (в качестве самостоятельной единицы) в работе Поместных Соборов Русской Православной Церкви и ее стремление непосредственно содействовать управлению церковным имуществом (в целях скорейшего, как заявлялось, осуществления соответствующих декретов советского правительства). Отметив «полную приемлемость ближайших религиозно-общественных задач партии», он в то же время сделал следующее заключение. «Ввиду того, что пар-

24 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Там же. Л. 46 об.

25 Там же. Л. 45.

26 Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 47.

27 Илия (Громогласов Илья Михайлович; 1869—04.12.1937), священномученик, протоиерей. В 1894—1911 гг. доцент Московской Духовной академии и Московского университета. В 1911 г. уволен из академии. В 1909—1916 гг. инспектор Мариинского женского училища. С 1916 г. приват-доцент Московского университета. В 1917 г. восстановлен в Московской Духовной академии. Член Священного Собора 1917—1918 гг. как член Предсоборного Совета. В 1922 г. рукоположен во иерея. В 1922 г. арестован по «делу Совета объединенных приходов». В 1923 г. освобожден. В 1924 г. арестован. В 1925—1928 гг. в ссылке в г. Сургуте. В 1928 г. в больнице Бутырской тюрьмы. После освобождения жил в Твери. В 1937 г. арестован. Расстрелян. В 1999 г. прославлен как местночтимый святой Тверской епархии. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

тия является не религиозной только, но и политической и... что церковная программа партии, намечаемая ее уставом, вызывает ряд недоумений... устав партии не может быть одобрен православной церковной властью, т. к. Православная Церковь стоит вне политических партий и преследует не государственные, а исключительно церковные цели; равным образом не может быть разрешено распространение по церквам книг и сочинений, издаваемых партией, ранее удостоверения в согласии их с учением Православной Церкви»28. Согласно докладу И. М. Громогласова, 6 мая 1919 г. Высший Церковный Совет за подписью митрополита Кирилла (Смирнова) принял следующее постановление:

«Вследствие прошения, 22 марта с. г. о разрешении пастырям и мирянам вступать в члены партии29 и всю издаваемую партией литературу в христианском духе свободно распространять и рассылать по церквам и церковным ведомствам, Канцелярия Высшего Церковного Совета уведомляет, что по рассмотрении сего прошения состоялось следующее постановление Святейшего Патриарха, Св[ятейшего] Синода и Высшего Церковного Совета от 22 Марта (4 Апреля с. г.): Принимая во внимание, что Православная Церковь не преследует политических целей, а исключительно религиозные и притом находящиеся в соответствии с учением Православной Церкви, и что вопросы о составе Церковных Соборов и организации управления церковным имуществом определенно разрешены Всероссийским Церковным Собором, а с другой стороны, имея в виду, что ближайшие очередные задачи христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии находятся в соответствии с учением Православной Церкви, Высшее Церковное Управление не находит возможным одобрение всего устава партии в целом, но приветствует со своей стороны те добрые начала, которые положены в основу ближайших очередных задач рабоче-крестьянской партии, поскольку осуществление этих начал будет служить на пользу целям Православной Церкви»30.

Как мы видим, основной целью Ф. И. Жилкина было использование Церкви в своих корыстных соображениях, но он не смог добиться своих главных целей — использовать Церковь для распространения своих писаний и добиться рекомендации для священнослужителей вступать в ряды своей партии. Вероятно, в это время происходит сближение Ф. И. Жилкина с настоятелем Гребнев-ской церкви священником С. Калиновским31. И наш устроитель еще раз предпринимает попытку сблизиться со св. Патриархом Тихоном.

5 июня 1919 г. Патриарху Тихону направляется прошение о присоединении ХСРКП к приходу церкви Гребневской Божией Матери:

28 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 50-50 об.

29 Ф. Жилкин требовал в своей программе, чтобы каждый священнослужитель стал членом ХСРКП.

30 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 50-50 об.

31 Калиновский Сергей Васильевич (ок. 1886—1930-е), бывший священник. С 1910 г. священник Московской епархии, с 1918 г. настоятель московского храма Гребневской Божией Матери на Лубянке. С 1922 г. один из идеологов обновленческого раскола, издавал журнал «Живая Церковь». В мае 1922 г. член обновленческого ВЦУ, в августе вышел из ВЦУ, вскоре заявил о снятии с себя священного сана. Последние годы жизни вел антирелигиозную пропаганду.

«Главный Устроительный32 Совет Христианско-Социалистической Рабоче-Крестьянской Партии в силу Устава 34-го, считает для себя желательным иметь своего духовника и свой Храм, где бы члены партии могли исполнять свои религиозные нужды и совершать Богослужения, таковым Храмом Главный Устроительный Совет избирает Храм Гребневской Божией Матери, на Лубянской площади, со стороны Приходского Совета высказано согласие. Священник о. КАЛИНОВСКИЙ, первый из духовенства, выступил безбоязненно с проповедью Евангелия, не ограничиваясь лишь храмом. Им удержано в стаде Православия много тысяч рабочих, и он пользуется народной любовью и общим уважением, а потому о. КАЛИНОВСКИЙ избирается духовником, а посему Главный Устроительный Совет обращается к ВАШЕМУ СВЯТЕЙШЕСТВУ с просьбой разрешить и благословить наше пожелание и Постановление Партии»33.

На этом же прошении вверху листа стоят две резолюции: 1) Резолюция Святейшего Патриарха Тихона от 23-го мая / 5 июня 1919 г.: «Высокоп-реосвященнейшему Архиепископу Иоасафу34: с моей стороны препятствий не имеется. Патриарх Тихон». 2) Резолюция архиепископа Иоасафа от 25-го мая / 7 июня 1919 г. № 2919. «Благословляется членам ХРИСТ[ИАНСКО]-СОЦ[ИАЛИСТИЧЕСКОЙ] РАБОЧ[Е]-КР[ЕСТЬЯНСКОЙ] ПАРТИИ быть прихожанами Храма Гребневской Божией Матери и священнику С. Калиновскому быть духовным руководителем помянутой партии. Архиепископ Иоасаф»35.

15 июня 1919 г. Святейший Патриарх Тихон служил Божественную Литургию в Гребневском храме. После богослужения состоялся братский чай, на котором Ф. Жилкин обратился к Патриарху по случаю присоединения членов партии к приходу Гребневской Божией Матери. Для этого Жилкин подготовил отпечатанное в типографии обращение, где снова просит благословить работу партии. Патриарх принял текст этого обращения и собственноручно сделал на нем свои пометы. Так, он подчеркнул в тексте фразу «около Бога поставить свое Великое Человеческое Я» и на полях написал: «Не совсем ясно!», а на обороте обращения поставил свою резолюцию: «Пусть работают в духе заветов Христовых и пос-колько они в своей жизни и деятельности будут осуществлять оные — постолько Святая Церковь будет призывать на них Божие споспешествующее благословение». Интересно и еще одно замечание Патриарха Тихона на данном документе: «Есть книга под названием “Простая речь о мудреных вещах”, — а настоящее писание можно бы назвать “Мудреная речь о простых вещах”»36.

32 Сохраняется написание строчных букв.

33 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 60.

34 Иоасаф (Каллистов Павел; 1851—03.02.1920), архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Новогеоргиевского, викария Варшавской епархии. С 1917 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, управлял Московской и Варшавской епархиями. Член Св. Собора 1917—1918 гг. С января 1918 г. архиепископ Коломенский и Можайский, Патриарший наместник, с октября 1919 г. переименован в архиепископа Крутицкого. В конце 1919 г. арестован. В январе 1920 г. освобожден и вскоре скончался.

35 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 60.

36 Там же. Л. 62.

Как видно из приведенных документов, нигде и никогда Патриарх Тихон не благословлял партию как таковую, но приветствовал те дела и поступки, которые носили христианский характер.

В то же самое время по всей Москве были расклеены афиши о том, что 15 июня 1919 г. в Политехническом музее должен был состояться диспут профессора Н. Д. Кузнецова на тему «Почитание святых и их мощей в связи с осмотром их», в качестве оппонента от НКЮ был объявлен М. Галкин, бывший священник, эксперт 8 отдела НКЮ. Жилкин действительно обратился в НКЮ с просьбой о разрешении проведения диспута и представить от НКЮ своего оппонента, но заведующий отделом Красиков37 наотрез отказался принять участие в диспуте, поэтому была поставлена фамилия М. Галкина38. Галкин подал на Жилкина жалобу в суд, обвиняя гр. Жилкина «в помещении имени сотрудника советской власти с коммерческой целью и для рекламирования своей партии»39.

Вскоре Ф. Жилкин был арестован, и уже 30 сентября 1919 г. состоялся суд, где выступили заведующий VIII отделом НКЮ (как его называли, ликвидационным) Красиков и эксперт этого же отдела Шпицберг40, который в своем совершенно ложном обвинении сказал: «Руководителем и покровителем партии является патриарх Тихон, как это видно из прокламаций партии, делопроизводства и переписки председателя ее, Жилкина. В советники партии патриарх Тихон назначает своего воинствующего священника Калиновского <...> То обстоятельство, что партия поставила себя под покровительство патриарха и что <...> лишь была его креатурой — доказывает, что “христианско-социалистическая рабоче-крестьянская партия” серьезно не задавалась самыми скромными целями религиозно-реформаторскими, должна лишь играть роль одного из орудий восстановления павшего авторитета и влияния церкви. Поэтому, как закончил Шпицберг, должно признать эту партию желтою и, в своей истинной идеологии, враждебной рабоче-крестьянской революции»41. В результате суда Жилкину был вынесен приговор Особой сессии Народного суда по «делу гражданина Федора Ильича Жилкина, как Председателя “Христианско-Социалистической

37 Красиков Петр Ананьевич (1870—1939), заместитель наркома юстиции с 1918 г., начальник VIII (V) («ликвидационного») отдела НКЮ. В 1923—1933 гг. прокурор Верховного суда СССР. Редактор журнала «Революция и церковь».

38 Галкин Михаил Владимирович (литературный псевдоним М. Горев) (?—1930), бывший священник Спасо-Колповской церкви Петрограда. В 1917—1918 гг. редактор газеты «Свободная церковь», с 09.05.1918 сотрудник VIII (V) отдела НКЮ. Принимал участие в разработке Декрета об отделении Церкви от государства. Снял сан. С 1922 г. помощник редактора газеты «Безбожник».

39 Как оказалось, доход от лекции составил 10.тыс. рублей.

40 Шпицберг Иван Анатольевич (1881—1933), до революции присяжный поверенный. С 1919 г. эксперт и следователь по особо важным делам VIII отдела НКЮ, сотрудник Секретного отдела ВЧК. В 1919—1920 гг. принимал активное участие в антицерковных судебных процессах. Выделялся своей пристрастностью, беспардонностью и грубостью по отношению к православным верующим и духовенству, на что неоднократно указывали Патриарх Тихон и Н. Д. Кузнецов в 1919—1920 гг. в своих письмах на имя В. И. Ленина и М. И. Калинина, за что в 1921 г. был исключен из рядов РКП (б) и позднее уволен со службы в ВЧК и НКЮ. В 1922—1931 гг. возглавлял журнал «Атеист» и одноименное издательство.

41 Революция и Церковь. 1920. № 9—12. С. 33.

Рабочей Крестьянской Партии”, обвиняющегося в помещении имени сотрудника Советской власти42 на афише со спекулятивной целью для рекламирования свой партии ПОСТАНОВИЛИ: 1) Признать гр. Жилкина виновным в том, что он в заведомо ложно со спекулятивной целью, как для себя лично, так и для своей партии и ради рекламы поместил фамилию сотрудника советской власти на афише об устраиваемой указанной партией лекции гражданина Кузнецова “Почитание святых и их мощей в связи с осмотром их”, следствием чего у народных масс могло создаться неправильное представление об отношении Советской власти к т. н. “Христ[ианско]-Соц[иалистической] Раб[оче]-Крест[ьянской] Партии”, и находя, что гр. Жилкин в виду вредной его деятельности для народных масс, заключить его в концентрационный лагерь на все время гражданской войны. 2) Усматривая, что т. н. “Христ[ианско]-Соц[иалистическая] Раб[оче]-Крест[ьянская] Партия” , по идее и по целям является партией антисоветской и вредной, идущей в разрез с стремлениями освобожденного революционного народа закалить своих граждан в борьбе с мировыми хищниками и эксплуататорами, а не воспитывать в них идею подчинения руководству бывшим монархическим религиозным организациям, играя таким образом на руку врагам Советской власти, для которых т. н. “Христ[ианско]-Соц[иалистическая] Раб[оче]-Крест[ьянская] Партия” является желанным и сознательным сообщником, обратить внимание Московского совдепа на деятельность означенной партии. 3) Сбор, полученный с этой лекции конфисковать в пользу детей рабочих, передав его в соответствующие учреждения. 4) Означенный приговор опубликовать в Советской печати.

Приговор окончательный и может быть обжалован в кассационном порядке в месячный срок»43.

Вопреки утверждению М. Ю. Крапивина Жилкин был осужден не в связи с кампанией «по борьбе с клерикальной пропагандой»44 и даже не с кражей партийных денег (в этом признался сам Жилкин на следствии), а «в помещении имени сотрудника Советской власти с коммерческой целью и для рекламирования своей партии».

Вскоре по кассации Жилкина освободили, ввиду несоответствия преступления тяжести наказания45.

Но в 1920 г. НКЮ вынесло решение о закрытии партии, по обстоятельному докладу эксперта НКЮ Шпицберга. В своем объемном докладе Шпицберг не преминул коснуться взаимоотношений Жилкина и Святейшего Патриарха Тихона, ложно обвиняя Патриарха во всех смертных грехах. Вместо вызванного на допрос Патриарха Тихона показания по делу закрытия ХСРКП 25 июня

1920 г. дал член Высшего Церковного Совета протопресвитер Н. А. Любимов46,

42 На афише стояла фамилия сотрудника НКЮ М. Галкина, бывшего священника Горева.

43 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 713. Л. 3.

44 ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 1. Д. 324. Л. 69—73. Постановление президиума Моссовета «О деятельности клерикальных кругов».

45 ЦГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Д. 560. Л. 6 об.

46 Любимов Николай Александрович (1858—24.02.1924), протопресвитер Большого Успенского собора в Москве с 1913 г. В 1917 г. присутствующий в Святейшем Синоде. С 1918 г. член Священного Синода. Член Собора 1917—1918 гг. После окончания работы Собора со-

который заявил: «Я докладывал Патриарху Тихону обо всех обстоятельствах данного дела. Относительно участия, связанного с деятельностью Христианско-Социалистической Рабоче-Крестьянской Партии Патриарх мне сказал, что он теперь убежден, что Жилкин провокатор, прохвост, как выразился Патриарх, да и к тому же сбежавший с 70 000 руб. партийных денег47. Этой партии помогал и всячески содействовал Н. Д. Кузнецов, который чрез эту партию пытался найти компромисс между светской и церковной властью. Кузнецов всячески защищал Жилкина, Жилкина поддерживал свидетель Калиновский, которого равно знаю и которого не высоко ценю по его крикливой и шумливой деятельности. Совершенно не понимаю, чем увлекаются в нем его поклонницы. Участие Калиновского в этой партии я объясняю всецело приспособлением к духу времени. Я совершенно искренне удостоверяю, что, по моему мнению, христианство и социализм несовместимы. Я неоднократно беседовал на эту тему с Патриархом Тихоном и он тоже искренне соглашался со мною, что христианство и социализм несовместимы»48.

Несмотря на всю демагогию, выдвинутую Шпицбергом по обвинению Патриарха Тихона в связи с партией Жилкина, отдавая отчет в том, что в действительности никакой связи не было, далее этот факт он более не упоминал в делах по обвинению Патриарха Тихона в контрреволюции.

На этом закончилась партийная деятельность гр. Жилкина. В 1922 г. неутомимый «искатель по верам» примкнул к одной из мелких обновленческих группировок, а именно к Свободной Трудовой Церкви49. Дальнейшая судьба основателя и бессменного руководителя ХСРКП нам не известна.

(Продолжение следует)

Ключевые слова: Патриарх, Высшее Церковное Управление, Русская Православная Церковь, Советская власть, церковное имущество.

стоял Председателем делегации по защите имущественных и иных прав Русской Православной Церкви перед правительством. 1919 г. — допрашивался по делу св. Патриарха Тихона. 1922 г. — арестован по делу Высшего Церковного Управления и по подозрению в распространении послания св. Патриарха Тихона. В 1922 г. освобожден, член Высшего Церковного Совета. Умер в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

47 Факт сокрытия денег, собранных на покупку продуктов для членов партии, Жилкин признал в своей биографии, написанной в тюрьме.

48 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 3. Д. 746. Л. 1 а.

49 Архивы Кремля: В 2 кн. / Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922—1925 гг. Новосибирск; М., 1998. С. 353. В именном указателе к данному изданию Жилкин обозначается как Жилкин И. В. (Иван Вершинин), член Трудовой партии, журналист. В настоящее время утверждать, что И. В. Жилкин (Иван Вершинин; 1874—1958), журналист, член I Государственной Думы, лидер партии трудовиков, и Ф. И. Жилкин одно и то же лицо нельзя. Этот вопрос требует особого изучения.

“It is the Full Adaptation to the Spirit of Times...”

N. A. Krivosheeva

The article covers the history of the Christian Socialist party of workers and peasants that was established by F. I. Zhilkin in 1917. The author acquaints readers with the attitude of Saint Patriarch Tikhon (Bellavin) towards this Party.

Keywords: the Patriarch, the Higher Church Administration, the Russian Orthodox Church, Soviet rule, Church property.