Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность и ее жизненный мир», посвященная 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского'

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность и ее жизненный мир», посвященная 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность и ее жизненный мир», посвященная 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ МИР», ПОСВЯЩЕННАЯ 20-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ ОмГУ им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

THE ALL-RUSSIAN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE WITH THE INTERNATIONAL PARTICIPATION «THE PERSONALITY AND HER VITAL WORLD», DEVOTED TO THE 20 ANNIVERSARY OF FACULTY PSYCHOLOGY OF OmSU n.a. F.M. DOSTOEVSKIY

На факультете психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского 3-4 октября 2013 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Личность и ее жизненный мир». Данное научное мероприятие, приуроченное к 20-летнему юбилею факультета, вызвало неподдельный интерес многих российских и зарубежных ученых, практиков, преподавателей.

Конференция собрала более 300 участников из Сиднея, Минска, Риги, Бердянска, Донецка, Харькова, Киева, Кировограда, Одессы, Севастополя, Львова, Нежина, Балашова, Барнаула, Екатеринбурга, Кемерово, Костромы, Краснодара, Красноярска, Лесосибирска, Смоленска, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Томска, Тюмени, Челябинска, Уфы, Шуи.

Были предложены следующие основные направления работы конференции.

1. Методологические и методические основы изучения личности и ее жизненного мира в современной психологии.

2. Актуальные психологические феномены личности: вызовы современности.

3. Представления личности о современном мире.

4. Жизненные стратегии личности в современном мире.

5. Поведение личности и ее ресурсы в трудных жизненных ситуациях.

6. Психологические аспекты безопасности личности в современном мире.

7. Становление и развитие личности в изменяющейся реальности.

Программа мероприятия включала пленарное заседание, мастер-классы ведущих зарубеж-

ных и отечественных психологов, круглый стол, работу секции молодых ученых.

Конференция началась с приветственного слова губернатора Омской области В. И. Назарова, которое было продолжено ректором ОмГУ им. Ф. М. Достоевского В. И. Струниным. Почетные гости отметили, что психологическая наука имеет огромное значение для региона и на факультет психологии возлагаются особые надежды, связанные с повышением уровня психологической культуры населения.

С пленарными докладами, посвященными приоритетным проблемам психологической науки и практики, выступили приглашенные специалисты из Риги, Сиднея, Красноярска, Тюмени, Омска. Профессор Г. М. Бреслав раскрыл в своем выступлении эмоциональные аспекты психологической безопасности через сравнение симпатий и антипатий двух поколений. Е. В. Эйдман (РЬБ, проф.) сконцентрировал внимание аудитории на проблеме самоконтроля как факторе успешности человека в жизни, знаменовав своим выступлением возрождение науки о воле как высшем уровне регуляции поведения личности. Региональная модель психологических исследований в области оценки качества жизни была предложена доктором психологических наук Б. И. Хасаном, а профессор Е. Л. Доценко в качестве центрального феномена выделил личностную зрелость, обозначив в качестве ее индикаторов разные виды поступков человека. Доклады гостей были чрезвычайно увлекательны. Выступить успели не все: декан факультета психологии Л. И. Дементий, планирующая рассказать об основных направлениях и перспективах психологических исследований ученых Омского университета, «пожертвовала» своим выступлением для со-

блюдения регламента работы конференции. В связи с этим лаконичным также был доклад первого проректора ОмГУ В. С. Половинко, в котором на примере междисциплинарного взаимодействия были обозначены экономические и психологические аспекты в управлении персоналом.

Тематика пленарных докладов к удовольствию всех участников конференции была раскрыта в рамках соответствующих мастер-классов: «Имплицитная и игровая психодиагностика», «Переговорные технологии для разрешения конфликта в образовательных практиках», «Виды поступков: ресурсные возможности и ограничения», «Операционализация угрызений совести: адаптация методики ТОБОЛ», «Самоконтроль и саморегуляция: конструкты, методы оценки и развития». Единственным фактом, вызывавшим сожаление и внутренний конфликт аудитории, стала невозможность посетить всех мастеров (так как занятия проходили одновременно). Даже разведение мастер-классов на разные дни и назначение дополнительных занятий лишь частично решало проблему. Вместе с тем всем участникам мероприятия были созданы условия для непосредственного общения с гостями во время работы круглого стола, тема которого предполагала обсуждение актуальных трендов в отечественной и зарубежной психологии. Данный этап конференции прошел весьма динамично: участники активно задавали вопросы, как персональные, так и адресованные всем гостям. В свою очередь, гости успевали не только давать ответы аудитории, но и задавать вопросы друг другу, что еще больше «разогревало» обстановку и поддерживало интерес к дискуссии.

На второй день работы конференции, помимо мастер-классов, была запланирована работа секции «Личность и ее жизненный мир глазами молодых ученых», в которой принимали участие студенты, аспиранты и соискатели факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Вниманию аудитории были предложены доклады на актуальные и социально острые темы. Аспиранты Ю. А. Дружинина, Ю. Г. Василевская (научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Л. И. Дементий) и соискатель Ю. В. Потапова (научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент А. Ю. Маленова) сконцентрировались на проблемах семейных отношений: взаимосвязи ко-пинг-стратегий матерей и особенностях поведения их детей-подростков, ситуативной тревожности и страхах в ситуации беременности и предстоящих родов, роли процесса сепарации в развитии личности родителя и ребенка. Высту-

пления остальных участников преимущественно охватывали проблемы молодежи как школьного, так и юношеского возраста. Так, А. А. Антонова в своем выступлении обратилась к проблеме информационно-психологической безопасности подростковой телеаудитории (научный руководитель: преподаватель М. В. Криворучко). В докладе И. Н. Ляшенко были выделены социально-психологические особенности подростков - участников буллинга в образовательной среде (научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент В. Е. Купченко). В свою очередь, М. В. Павленко озвучила результаты исследования на тему «Смысложизненные ориентации и адаптационный потенциал у студентов с высоким уровнем перфекционизма» (научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Н. А. Федоров). Особенностям представлений о браке и семье у одиноких людей с разными социальнодемографическими характеристиками было посвящено сообщение О. А. Сидоренко (научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент А. Ю. Маленова). Следует отметить высокий уровень презентации и глубину анализа результатов научной деятельности молодыми учеными факультета, выступающие образцами для студентов младших курсов, которые с неподдельным интересом участвовали в обсуждении заявленных проблемных областей.

Помимо очной работы секции молодых ученых, заявленные направления конференции были раскрыты ее заочными участниками из разных стран и городов. Хочется отметить не только широкую географию участников, но и обширную тематику их сообщений (с ними можно ознакомиться в сборнике материалов конференции).

В рамках направления конференции «Методологические и методические основы изучения личности и ее жизненного мира в современной психологии» были представлены работы, посвященные обзору основных теоретических подходов к актуальному феномену. Участники предлагали уровневые модели категориально-понятийного аппарата в качестве методологических инструментов в персонологии, по-новому раскрывали понятия «жизненный мир», «отношение», «дело жизни», «саморазвитие», «жизнетворчество», выделяли методологические основы исследования личности в контексте психологической герменевтики и подходы к формированию личности в процессе учебнопрофессиональной подготовки, предлагали программы мониторинга и диагностики одаренности, интеллекта, креативности, мотивации личности.

Особый интерес ученых вызвала секция «Актуальные психологические феномены личности: вызовы современности». В качестве таковых авторами предлагались временная перспектива личности, интуиция, мифы, целепола-гание, самоосмысление, социально-коммуникативная компетентность, профессиональные деформации, условия неопределенности, современные семейные ценности, конструктивная и жизненная активность личности, личностноориентированная концепция счастья, феномен персоны как фактор редукции гендерных различий современной личности и др.

В поле научных интересов авторов секции «Представления личности о современном мире» попали проблемы когнитивного компонента отношений человека и окружающего мира. В качестве предмета изучения исследователи выбирали культуральные, возрастные, гендерные, профессиональные и другие особенности репрезентации образа в сознании человека, таких явлений, как материнство, надежность, успех, ценности, дружба, геройство, романтика, любовь, экстремальные, конфликтные и повседневные жизненные ситуации.

Секция «Жизненные стратегии личности в современном мире» объединила ученых и практиков, изучающих индивидуальный способ организации и регуляции человеком собственной жизни. В качестве основополагающих детерминирующих факторов стратегии жизни авторами предлагались мотивационные цели, самоэффективность, карьерные ориентации, уровень субъективного контроля, готовность преодолевать трудности, временная ориентация, жизнестойкость, специфика когнитивной сферы, интеллект. Участники обращались к культуральным, национальным, возрастным, социально-экономическим, профессиональным, гендерным факторам формирования и реализации жизненных стратегий личностью, а также предлагали способы оптимизации жизни в современных условиях.

Не меньший научный и практический интерес участников вызвало направление, ориентированное на изучение поведения личности и ее ресурсов в трудных жизненных ситуациях, в рамках которого обсуждались острые вопросы профессиональных проблем военнослужащих, сотрудников милиции и уголовно-исправительной системы, музыкантов, актеров, педагогов. В качестве ситуаций, требующих преодоления, рассматривались боевой стресс, беременность и роды, затрудненное общение, профессиональные конфликты, заболевания и медико-социальная экспертиза, повседневные трудности. Авторы расширили представление о потенциальных возможностях личности преодолевать жизнен-

ные трудности благодаря новым ролям, специфике собственной профессиональной деятельности, искусству, экономическому благополучию, дружеским связям и близкому семейному окружению. Также не остались незамеченными и внутренние возможности личности - адаптационный потенциал, смысложизненные ориентации, особенности самоотношения и саморегуляции, выступающие важным основанием для авторских программ психологического сопровождения и реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Отдельным направлением конференции была заявлена секция «Психологические аспекты безопасности личности в современном мире», в рамках которой обсуждались вопросы о повышении уровня защищенности личности. В рамках работы секции были затронуты, безусловно, актуальные проблемы зависимости, в первую очередь компьютерной, телевизионной, информационной, а также проблемы психологического неблагополучия детей и взрослых в семье и школе.

Самой многочисленной по количеству участников стала секция «Становление и развитие личности в изменяющейся реальности». Работы авторов охватили все этапы онтогенеза. Много внимания уделялось проблеме формирования личности дошкольника, его самосознания, мотивационной и эмоциональной сферам, а также психолого-педагогическим и семейным факторам развития ребенка. Проблемным полем жизни младшего школьника выступает образовательная среда школы и необходимость сохранения в этих условиях психологического благополучия. Юношеский возраст раскрывался через проблемы временной перспективы, личностного и профессионального выбора, становления зрелости личности, воображения как фактора самоактуализации. Период взрослости закономерно связывался с основными социальными ролями - родителя и профессионала, требованиями и трудностями, обусловленными ими.

В 2014 г., юбилейном для ОмГУ, факультет психологии запланировал работу секции «Психологическая наука как фактор развития современного российского общества» в рамках Всероссийской научной конференции «Университеты в системах развития и интеграции России», посвященной 40-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Нет сомнений, что работа этой секции будет также отличаться высоким содержательным уровнем, координировать усилия специалистов в поле основных психологических проблем современного общества для оптимизации жизнедеятельности россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.