Научная статья на тему 'Всероссийская научно-практическая конференция «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности»'

Всероссийская научно-практическая конференция «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская научно-практическая конференция «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности»»

19.00.05 - общая психология, психология личности.

В настоящее время в аспирантуре на очной форме обучается 4 человека, на заочной

- 1 человек.

После вступительных экзаменов в сентябре 2008 г. стал аспирантом очной формы обучения бывший студент, выпускник факультета психологии С.В. Щепоткин (руководитель

- доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий).

Аспирант второго года очной формы обучения - И.И. Пенькова (руководитель - доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий).

Аспирантами третьего года очной формы обучения являются: Р.К. Куатов (руководитель

- доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий), О.П. Нечепоренко (руководитель - доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий).

Аспиранты четвертого года обучения заочной формы - А.В. Жирикова (руководитель

- доктор психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий).

Официально являются соискателями следующие преподаватели факультета психологии: Е.А. Варлашкина, А.А. Маленов, А.В. Ремизова, Т.В. Хохлова (руководитель - д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии ОмГУ Л.И. Дементий).

Работа научного методологического семинара

В 2008 г. на факультете психологии активно функционировал научный методологический семинар.

Заседания были посвящены представлению и обсуждению результатов диссертационных исследований аспирантов и соискателей факультета психологии ОмГУ: А.М. Вин-жегиной, А.В. Жириковой, М.В. Криворучко, Е.А. Магазевой.

Также были организованы семинары, направленные на повышение уровня научноисследовательской деятельности преподавателей: «Подготовка компьютерной презента-

ции данных психологического исследования», «Информационные ресурсы библиотеки ОмГУ».

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТИВНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

9-10 октября 2008 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности», посвященная 15-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Организаторами конференции выступили: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, факультет психологии при поддержке Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.

В конференции приняли участие исследователи, занимающиеся проблемами психологии субъектности личности: преподаватели вузов, аспиранты, студенты, практические психологи и психотерапевты. Состоялось научное сотрудничество, обмен научным и научно-практическим опытом представителей факультетов психологии государственных университетов Сибирского региона: Омского государственного университета Новосибирского государственного университета, Томского государственного университета, Тюменского государственного университета. Активное участие в конференции приняли также представители Алтайского государственного университета.

Пленарное заседание было открыто приветственным словом участникам конференции проректора по учебной работе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского В. В. Дубицкого. С проблемным докладом на тему: «Исторический «возраст» личности» выступил Е.Л. Доценко - доктор психологических наук, профессор Тюменского государственного университета. С какого времени

мы личности? В какой период обществу потребовались люди, реализующие надситуа-тивную активность? Какова потребность современного общества в «личностях»? Вот тот далеко неполный перечень вопросов, на которых докладчик акцентировал внимание аудитории. Л.И. Дементий - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского продолжила в своем выступлении анализ проблемы субъектной активности личности, представив доклад на тему: «Психология ответственности: современный статус проблемы». Докладчиком были выделены следующие аспекты ответственности личности, требующие глубокого изучения в психологических исследованиях: мера ответственности (за что принимается ответственность), выбор как реализация ответственности, социальная ответственность, безответственное поведение, творчество личности в жизненных ситуациях как результат принятия ответственности. К диалогу с учеными были привлечены работники администрации. А.А. Варакин - заместитель министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области выступил с докладом на тему: «Условия формирования у молодежи субъектной жизненной позиции личности». Основной вопрос, обсуждаемый докладчиком

- реализация принципа субъектности личности в организации различных форм активности современной молодежи.

В рамках конференции состоялась работа трех секций. Заседание первой секции «Психология субъекта, активности и ответственности личности» было посвящено обсуждению результатов психологических исследований, выполненных в рамках идей субъектно-деятельностного подхода, заложенного в трудах С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхано-вой-Славской, Л.А. Анцыферовой и др. Исследованиями аспирантов и соискателей факультета психологии ОмГУ руководит доктор психологических наук, профессор Л.И. Дементий. Были представлены: доклады, посвященные изучению ответственности личности: «Жизненные ситуации как детерминанта меры ответственности личности», «Возрастные особенности имплицитных представлений об ответственном человеке», «Взаимосвязь параметров ответственности и прокра-

стинации у студентов с разной академической успеваемостью»; доклады, посвященные проблеме построения личностью жизненного пути: «Социально-психологические детерми-

нанты построения жизненных стратегий», «Ответственность как личностная детерминанта построения карьеры», «Индивидуально-психологические предпосылки личностного выбора»; доклады, посвященные проблеме успешности личности: «Особенности социальных представлений о неуспешной личности у успешных и неуспешных студентов» и

др.

В рамках второй секции «Преодоление в контексте жизнедеятельности» происходило обсуждение результатов исследований ко-пинг-поведения и копинг-стратегий личности в трудных жизненных ситуациях. Разнородность тематики докладов, представленных на секции, позволила сделать вывод о широких возможностях изучения копинга, реализующегося в различных жизненных обстоятельствах. Были представлены следующие сообщения: «Типология копинг-поведения личности в ситуации потери работы», «Психологическая подготовка студентов к нормативным стрессогенным ситуациям в учебной деятельности», «Типологические особенности адаптации и копинг-поведения учащихся 10-11 лет при переходе в среднюю школу», «Преодоление синдрома эмоционального выгорания у педагогов образовательных учреждений разного уровня», «Социально-психологические особенности поведения людей, захваченных террористами в качестве заложников», «Переживание кризиса середины жизни: гендерные особенности и типология личностей» И др.

Третья секция «Активность личности и здоровье» включала представление и обсуждение исследований в области психосоматики и клинической психологии. Данными научными работами на факультете психологии ОмГУ руководит кандидат психологических наук, доцент Н.Н. Карловская. Исследования проводятся в рамках гуманистического направления в психосоматике, где основной акцент делается на выявлении роли активности субъекта, способности личности к самоуправлению психофизиологическими процессами посредством регуляции своего психического состояния. Вместе со своими ученика-

ми Н.Н. Карловская разрабатывает одно из новых научных направлений - изучение роли психосоциальных стрессоров в динамике и развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы, кровообращения и бронхиальной астмы, убедительно показывая в своих эмпирических исследованиях существенное влияние психосоциальных стрессоров и психологических особенностей больного на развитие заболевания. На секции были представлены следующие доклады: «Взаимосвязь копинг-стратегий и особенности оценки ситуации травмы опорно-двигательного аппарата», «Особенности локализации контроля и их взаимосвязь с тревожностью, агрессивностью, враждебностью и алекситимией у больных артериальной гипертонией», «Особенности совпадающего поведения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Психотерапевтическая коррекции в комплексной реабилитации больных туберкулезом легких», «Клиническая динамика и реабилитация пограничных психических расстройств пациентов с начальными проявлениями хронической цереброваскулярной недостаточности» и др.

Участники конференции имели возможность посетить мастер-классы ведущих психологов Сибирского региона. Мастер-класс доктора психологических наук, профессора Тюменского государственного университета Е.Л. Доценко «Как распознать личностный рост» был посвящен анализу работы психоло-га-консультанта. Каким образом в процессе консультирования можно выявить возможности человека для изменения собственной личности? Основное направление работы консультанта - дать возможность клиенту понять и почувствовать свой личностный потенциал. Мастером был предложен алгоритм работы психолога-консультанта, в основе которого лежат три базовых личностных феномена: активность, ответственность, свобода.

«Методы анализа поведения в ситуациях неопределенности» - мастер-класс О.Н. Первушиной - кандидата психологических наук, декана факультета психологии Новосибирского государственного университета. Толерантность к неопределенности - одно из наиболее востребованных качеств личности специалиста современной организации. Умение человека работать в стрессовых условиях,

выстраивать, доопределять ситуацию, принимать ответственность делают личность конкурентоспособной на рынке труда. Мастером была предложена деловая игра, направленная на диагностику особенностей поведения личности в ситуации неопределенности.

Мастер-класс «Релаксационные методы в психокоррекции» представили: Н.Н. Карловская - кандидат психологических наук, доцент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и М.В. Лисняк - психолог, врач общей практики. Участники мастер-класса смогли опробовать на себе следующие методы: 1) техника релаксации, направленная на оптимизацию общего эмоционального тона, 2) техника релаксации, применяемая при работе с больными гипертонией, 3) техника релаксации, направленная на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Все техники релаксации являются авторскими разработками, имеющими определенную направленность на работу с определенными категориями больных.

«Психокоррекционные аспекты творчества» - мастер-класс Н.В. Грушко - кандидата психологических наук, доцента Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Мастером было представлено одно из направлений психокоррекции творческим самовыражением - психокоррекция средствами фотографии.

Завершением Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности» стал круглый стол «Актуальные проблемы психологии в Сибирском регионе», ведущими которого выступили: Л.И. Дементий - доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Омского государственного университета им Ф.М. Достоевского, Е.Л. Доценко - доктор психологических наук, профессор Тюменского государственного университета, О.Н. Первушина - кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Новосибирского государственного университета. Содержанием круглого стола стало обсуждение научных направлений, а также основных тенденций и форм подготовки психологов, реализуемых на факультетах психологии государственных университетов Сибирского региона.

В целом Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности», посвященная 15-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, прошла на высоком содержательном уровне. Состоялось научное сотрудничество исследователей, занимающихся проблемами психологии субъектности личности, а также интеграция опыта представителей психологической науки и практики.

С целью более глубокого знакомства с материалами конференции мы публикуем доклад, который был представлен на пленарном заседании доктором психологических наук, профессором, зав. кафедрой общей и педагогической психологии Омского государственного педагогического университета Л.Н. Антилоговой

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Л.Н. Антилогова

Омский государственный педагогический университет

На современном этапе развития общества, претерпевающего значительные преобразования различных сфер общественной жизни, большие надежды связывают со студенческой молодежью, которая в силу своих социальнопсихологических особенностей не отягощена привычками и стереотипами старого. Она легко отзывается на все новое, передовое. И, учитывая эту особенность молодежи, необходимо направить ее энергию в созидательное русло.

Именно в этом аспекте студенческая молодежь рассматривается как субъект, т. е. активный, деятельный, созидательный, сознательный, способный проявить инициативу, самостоятельно принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей жизнедеятельности коллектив.

Студенческая молодежь сегодня заявляет о себе все громче в мире. Речь идет о тех массовых выступлениях, которые направлены

на защиту своих прав, прежде всего, на труд, на профессиональный рост, на достойный заработок. В связи с этим актуальной становится проблема социальной активности студенческой молодежи.

Проблема социальной активности в последнее время привлекает ученых разных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов, экономистов. Все они, так или иначе, связывают социальную активность с деятельностной сущностью человека. Это в какой-то мере объясняется и самим значением слова «активность», которое происходит от латинского асйуш, что означает деятельное состояние, способность организма реагировать на внешние раздражители.

Как форма связи личности, социальной группы с обществом социальная активность является историческим продуктом. В процессе жизнедеятельности под воздействием объективных условий и субъективных факторов социальная активность может менять свое содержание, направленность и формы. Уровень ее развития зависит от зрелости общества. С этим связан социологический аспект социальной активности. Но социальная активность зависит также от индивидуальных качеств личности, развития ее способностей, уровня образования, сознания. Все это влияет на интересы, склонности, идеалы, сознательность, мотивацию, ценностные ориентации, установки, направленность социальных действий личности, а также социальной активности, в которую она включена. В этом случае речь идет о социально-психологическом аспекте социальной активности.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество определений социальной активности, авторы которых акцентируют внимание либо на преобразовании окружающей действительности, либо соотносят ее с деятельностью, подчеркивая меру, степень, уровень последней, либо полагают, что это основополагающее качество личности или социальной группы.

Нам импонирует определение данного понятия, которое дает В.Г. Мордкович: «Социальная активность - это общественное качество людей, их способность взаимодействовать с окружающей средой. Она обусловлена последней, вытекает из потребностей и интересов людей, существует как внутрилич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.