УДК 621.311.24.
Всероссийская научная молодёжная школа с международным участием «Возобновляемые источники энергии и приоритеты научно-технологического развития энергетики России»
Дегтярев Кирилл Станиславович [оооо-ооог-пзв-бзго] 1, Рафикова Юлия Юрьевна ^-оою-^-язд г
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
1Е-ша11: kir1111@rambler.ru 2Е-ша11: ju.rafikova@gmai1.com
Аннотация. Статья информирует об очередной всероссийской научной молодёжной школе, посвященной возобновляемой энергетике -«Возобновляемые источники энергии и приоритеты научно-технологического развития России», прошедшей на географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Рассмотрены лекции, доклады, основные направления и вопросы конференции, отражающие ситуацию с направлениями развития энергетики в России и в мире в перспективе.
Ключевые слова: научная школа, образование, молодые учёные, возобновляемые источники энергии, география энергетики, биоэнергетика, ветроэнергетика, электротранспорт, солнечная энергетика, водородная энергетика, аккумуляция энергии.
16-17 ноября 2022 года на географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошла очередная Всероссийская научная молодёжная школа (НМШ) с международным участием «Возобновляемые источники энергии и приоритеты научно-технологического развития энергетики России», о которой сообщалось ранее [1]. Это уже тринадцатая по счёту НШМ - первое мероприятие состоялось в 1999 году. Традиционно НМШ проходят под эгидой Географического факультета МГУ при тесном сотрудничестве с другими
академическими и производственными организациями, работающими в сфере энергетики, исследования и использования природных ресурсов.
В этот раз в качестве её соорганизатора выступил Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН.
Рис. 1. Обсуждение докладов стендовой сессии НМШ ВИЭ-2022.
Рис.2. Участники НМШ ВИЭ-2022
На открытии Школы вступительными словами поприветствовали участников заместитель декана географического факультета МГУ по научной работе С.А. Сократов и директор Института энергетических исследований РАН академик С. П. Филиппов. После этого мероприятие продолжилось лекциями ведущих
специалистов по возобновляемой энергетике и устными и стендовыми докладами молодых ученых.
Программа Школы включала в себя широкий спектр вопросов: от изменения климата и декарбонизации российской экономики (доклады академика С.В. Алексеенко (Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН) и д.т.н. О.С. Попеля (Объединенный институт высоких температур РАН)) до моделирования энергетических систем (доклад д.т.н. П.В. Илюшина, Институт энергетических исследований РАН) и актуальных российских технологий в области использования ВИЭ (доклады д.т.н. Е.И. Терукова (Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе РАН), к.т.н. В.Г. Масолова (руководитель ООО «Автономные электросистемы»), д.ф.-м.н. С.И. Бредихина (Институт физики твердого тела РАН)). Лекции вызвали искренний интерес и множество дискуссий среди участников Школы.
В 2022 года в мероприятии в очном и дистанционном форматах приняли участие около 150 человек - 50 докладчиков и около 100 слушателей, из 20 городов России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Белогорск (Крым), Воронеж, Грозный, Кемерово, Красноярск, Махачкала (республика Дагестан), Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Саратов, Севастополь, Симферополь, Таганрог, Томск, Улан-Удэ, Элиста (республика Калмыкия), а также Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Ирана, представляющих более 30 вузов, научно-исследовательских, проектных и производственных организаций. (рис. 3)
Доклады молодых учёных Школы-2022, отражающие наиболее актуальные научные направления в этой области в России, можно сгруппировать по следующим основным тематикам:
• География возобновляемых энергоресурсов и возобновляемой энергетики, географические аспекты использования энергоресурсов;
• Государственная политика в сфере возобновляемой энергетики;
• Использование ВИЭ в составе энергосистем, проблемы и их преодоление;
• Технологии аккумулирования энергии;
• Технологии солнечной энергетики;
• Технологии биоэнергетики;
• Развитие электротранспорта, география электротранспорта и его влияние на работу энергосистем и энергопотребление и др.
Рис. 3. География участников НМШ ВИЭ 2000-2022 гг.
Как отмечалось ранее в [2] тематика докладов НМШ ВИЭ за 20-летний период варьировалась год от года вместе с возрастанием интереса в стране к тем или иным областям возобновляемой энергетики. В последние годы, вместе с развитием отрасли и увеличением поддержки научных исследований, возникли и новые тематические направления, такие как геоинформационные системы (ГИС), вопросы управления энергетическими объектами и сетями на ВИЭ, аккумулирующие системы. Обсуждения результатов данных исследований привлекали особый интерес участников Школ, а живое общение в ходе конференций приводило к возникновению новых идей и проектов, которые в свою очередь подавались на конкурсы, защищались в диссертациях и провоцировали создание новых научных групп.
Прошедшая Школа показала сохранение интереса к возобновляемой энергетике, несмотря на сложные условия в настоящее время, и наличие у неё перспектив развития в нашей стране в комплексе с развитием технологий аккумулирования энергии, водородной и атомной энергетикой и при международном взаимодействии с исследователями и практиками из стран ЕАЭС и «дальнего» зарубежья. В рамках Школы также успешно решается задача междисциплинарного взаимодействия в вопросах исследований возобновляемых энергоресурсов и развития энергетических технологий.
В завершение мероприятия лучшие доклады молодых ученых были отмечены дипломами и памятными призами. По итогам НМШ издан сборник докладов с индексацией в РИНЦ [3]. На странице НИЛ ВИЭ сайта географического
факультета МГУ можно ознакомиться с видеоматериалами и презентациями докладов [4].
Благодарность. Работа выполнена в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского
государственного университета имени М.В.Ломоносова "Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды"
Литература
1. Всероссийская научная молодежная школа «ВИЭ и приоритеты научно-технологического развития энергетики России». URL: http://jeees.ru/2022/09/08/school2022/
2. Нефедова Л. В., Рафикова Ю. Ю. Научные молодежные школы Возобновляемые источники энергии на географическом факультете МГУ имени М.В.Ломоносова // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. — 2020. — № 31-33 (353-355). — С. 12-19.
3. Возобновляемые источники энергии и приоритеты научно-технического развития энергетики России: сборник докладов Школы молодых учёных. - М.: ИНЭИ РАН, 2022. - 222 с.: ил.
4. Научная молодежная Школа «Возобновляемые источники энергии и приоритеты научно-технологического развития энергетики России». URL: http://ge-ogr.msu.ru/structure/labs/vie/VII_nauch_school/
References
1. Vserossijskaya nauchnaya molodezhnaya shkola «VIE I prioritety nauchno- texnolog-icheskogo razvitiya energetiki Rossii». URL:http://jeees.ru/2022/09/08/school2022/
2. Nefedova L. V., Rafikova Yu. Yu. Scientific youth schools Renewable energy sources at the Faculty of Geography of Moscow State University named after M. V. Lomon-osov // International Scientific Journal Alternative Energy and Ecology. - 2020. - No. 31-33 (353-355). — P. 12-19.
3. Vozobnovlyaemye istochniki energii I prioritety nauchno-texnicheskogo razvitiya energetiki Rossii sbornik dokladov Shkoly molodyx uchyonyx. - M. INEI RAN 2022. - 222 s. il.
4. Nauchnaya molodezhnaya Shkola «Vozobnovlyaemye istochniki energii I prioritety nauchno-texnologicheskogo razvitiya energetiki Rossii». URL: http://ge-ogr.msu.ru/structure/labs/vie/VII_nauch_school/
All-Russian Youth Scientific School "Renewable Energy Sources and Priorities for Scientific and Technological Development of Russian Energy Industry"
Kirill Degtyarev[0000-0002-1738-6320] 1, Yuliya Rafikova [0000-0003-3204-9135] 2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia
1E-mail: kir1111@rambler.ru 2E-mail:ju.rafikova@gmail.com
Abstract. The article informs on the current international scientific conference-and youth researcher's school devoted to renewable energy: "Renewable Energy Sources and Priorities for Scientific and Technological Development of Russian Energy Industry", that took place at Lomonosov Moscow State University, Geographical Faculty. The issue views on the lectures, reports, principal items of the conference that reflect the situation and outlook for directions of energy development in both Russia and the World.
Keywords: conference, research school, education, young scientists, renewable energy, geography of energy, bioenergy, wind energy, electric vehicles, solar energy, hydrogen, energy storage.
Acknowledgements. The work was carried out within the framework of the Development Program of the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Lomonosov Moscow State University "The future of the planet and global environmental changes"