Научная статья на тему 'Всероссийская конференция с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России», посвященная памяти Н. Н. Ладыгиной-котс (1889-1963)'

Всероссийская конференция с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России», посвященная памяти Н. Н. Ладыгиной-котс (1889-1963) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская конференция с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России», посвященная памяти Н. Н. Ладыгиной-котс (1889-1963)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 1

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

Н. Н. Мешкова

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ В РОССИИ», ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ Н.Н. ЛАДЫГИНОЙ-КОТС (1889-1963)

24—26 октября 2007 г. в г. Пензе на базе Пензенского государственного педагогического университета (ПГПУ) им. В.Г. Белинского при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-06-14051г) прошла Всероссийская конференция с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России», посвященная памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс (1889—1963).

Организаторы конференции: факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ПГПУ им. В.Г. Белинского, Государственный Дарвиновский музей. Оргкомитет: Л.И. Панкова (Пенза), Н.Н. Мешкова, Д.Б. Богоявленская, В.А. Иванников, Е.Ю. Федорович (Москва).

В работе конференции приняли участие: преподаватели факультета психологии и биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского гуманитарного университета, университета Российской академии образования, Российского государственного аграрного университета (РГАУ, бывш. МСХА) им. К.А. Тимирязева, ПГПУ им. В.Г. Белинского (Пенза), Башкирского государственного университета (Уфа), Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Иркутского государственного педагогического университета, Дагестанского государственного университета (Махачкала), Латвийского университета (Рига), а также сотрудники Института физиологии им. И.П. Павлова РАН (С.-Петербург), Научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Украины» (Севастополь) и научно-исследовательских институтов и центров Москвы — Психологического института РАО, Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Се-верцова РАН, Института истории естествознания и техники РАН,

121

Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, Государственного Дарвиновского музея.

Отметим, что выбор Пензы в качестве места проведения конференции не случаен. Здесь, на родине Н.Н. Ладыгиной-Котс, бережно сохраняется память о ней как выдающейся землячке, основавшей (совместно с А.Ф. Котсом) уникальный Дарвиновский музей в Москве, ставшей одним из основоположников отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии. В краеведческом музее Пензы представлена мемориальная экспозиция к 90-летию со дня рождения Надежды Николаевны. На здании бывшей 1-й гимназии, которую она окончила, установлена памятная доска. Ее научное наследие широко используется преподавателями ПГПУ при обучении студентов психологического и биологического факультетов. Несколько лет назад в Пензе была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и мышление: психологический и лингвистический аспекты», также посвященная памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс.

Нынешняя конференция — вторая в новейшей истории отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии. Первая состоялась в 1975 г. на факультете психологии МГУ; она была подготовлена К.Э. Фабри и сотрудниками лаборатории зоопсихологии, в ее работе участвовали такие известные ученые, как К.К. Платонов, М.А. Герд, А.И. Кац, К.Э. Фабри. Тогда среди участников преобладали биологи, освещавшие в своих докладах результаты конкретно-научных и (в меньшей степени) теоретических исследований в области этологии. Докладов по зоопсихологии было крайне мало. Вопросы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии не обсуждались, так как эти дисциплины читались лишь в нескольких университетах страны.

Прошедшие с того момента 30 лет не были легкими для нашей науки. Ушло из жизни старшее поколение зоопсихологов — К.Э. Фабри, С.Л. Новоселова, М.А. Герд, А.И. Кац. Конкретно-научные исследования постепенно сворачивались из-за отсутствия материально-технической базы, помещений, сокращения штатов. Многие студенты и аспиранты, специализировавшиеся по зоопсихологии и сравнительной психологии, по окончании обучения по разным причинам были вынуждены перейти в другие отрасли психологии. Лишь отдельные энтузиасты, в частности на факультете психологии МГУ, в Центре дошкольного детства им. А.В. Запорожца, в Московском гуманитарном университете, продолжали профессионально работать в этих областях. Следует особо отметить, что в эти трудные годы зоопсихология в нашей стране не могла бы сохраниться без поддержки ряда ведущих отечественных психологов — А.Н. Леонтьева, О.К. Тихомирова, Е.А. Климова, А.Г. Асмолова, В.А. Иванникова, В.Ф. Петренко.

122

Настоящую конференцию можно считать признаком того, что интерес научного сообщества к психике животных оживляется, появляется запрос от практиков на проведение прикладных исследований. Поэтому на ней прозвучали доклады, представляющие работы как фундаментального, так и прикладного характера. Вторая особенность текущего момента заключается в том, что сегодня количество вузов, выпускающих психологов, превышает 300, и остро ощущается нехватка преподавателей, имеющих специальную подготовку в области зоопсихологии и сравнительной психологии — предмета, входящего в блок фундаментальных дисциплин учебного плана. Во многих вузах преподавание ведут биологи, медики, ветеринарные врачи. Иногда эту дисциплину читают «в нагрузку» не прошедшие специализированной подготовки психологи других направлений. Поэтому часть докладов прошедшей конференции была посвящена проблеме преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии.

Еще одна особенность текущего момента — усиление тенденции к междисциплинарному синтезу. Поэтому на конференции были представлены доклады коллег из смежных с зоопсихологией областей. Их исследования были также вдохновлены незабываемыми работами и многогранным талантом Н.Н. Ладыгиной-Котс.

Конференция открылась приветствиями ректора ПГПУ им. В.Г. Белинского А.Ю. Казакова и вице-президента РПО Д.Б. Богоявленской.

На пленарном заседании прозвучал доклад Н.Н. Мешковой (Москва) о прошлом и настоящем отечественной зоопсихологии и сравнительной психологии. Д.Б. Богоявленская (Москва) рассказала аудитории о работе С.Л. Новоселовой (недавно ушедшей из жизни ближайшей ученицы и последователя Н.Н. Ладыгиной-Котс) в области исследования психики приматов, поделилась воспоминаниями о личных встречах с Надеждой Николаевной и дала оценку ее вклада в развитие зоопсихологии. Л.И. Панкова и Е.Е. Жаринова (Пенза) описали современные активные формы сохранения памяти о Н.Н. Ладыгиной-Котс на ее родине, такие, как проведение научных (в том числе студенческих) конференций, изучение ее основных работ студентами ПГПУ им. В.Г. Белинского, знакомство школьников с личностью, историей жизни и творчеством этой выдающейся исследовательницы психики животных, а также подготовка и публикация книг о ней самой и созданной ею отечественной зоопсихологической школе. В докладе Г.Г. Филипповой (Москва), посвященном зоопсихологическим аспектам анималотерапии, рассматривался вопрос об активной позиции животного в процессе общения с пациентом; было отмечено, что эффективность анима-лотерапии снижается, если эта позиция не учитывается. В докладе

123

В.С. Фридмана (Москва) обсуждалась одна из актуальных для современной зоопсихологии и сравнительной психологии проблем: что собой представляет язык животных и какие есть основания для сравнения его с языком человека. По мнению автора, исследования последних десятилетий показывают, что таких оснований накапливается все больше и соответственно интерес психологов к данным, полученным при изучении языка животных, заметно растет.

На конференции было проведено два тематических заседания — «Преподавание зоопсихологии сегодня» и «Зоопсихологические исследования сегодня: наука и практика».

На первом из них («Преподавание зоопсихологии сегодня») участники конференции обменялись опытом преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии. Н.Н. Мешкова и Е.Ю. Федорович (Москва) охарактеризовали специфику современного момента, отметили трудности с подбором преподавателей, вынужденное приглашение для чтения этого курса биологов, не имеющих необходимой подготовки в области психологии. Как условие выхода из сложившейся ситуации предложили инициировать создание информационно-методического центра по зоопсихологии и сравнительной психологии при лаборатории зоопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Доклады Т.А. Зоренко (Рига) и Д.У. Черкесовой (Махачкала) были посвящены рассказу о том, как ведется преподавание этологии и зоопсихологии в представляемых авторами университетах — соответственно Латвийском и Дагестанском. Большой интерес присутствующих вызвал доклад О.Ю. Гроголевой (Омск) об опыте организации самостоятельной работы студентов в рамках этой дисциплины в ОГУ им. Ф.М. Достоевского. А.А. Иванов и В.Г. Скоблин (Москва) познакомили слушателей с тем, как будущим зооинженерам, обучающимся в РГАУ им. К.А. Тимирязева, преподается курс этологии с основами зоопсихологии, обратив особое внимание на организацию и содержание практических занятий со студентами.

В ходе обсуждения докладов участники заседания пришли к единому мнению о необходимости консолидировать усилия специалистов, преподающих зоопсихологию и сравнительную психологию, поддержали идею создания информационно-методического центра, а также рекомендовали преподавателям ведущих психологических вузов ускорить подготовку и издание литературы, прежде всего учебных пособий, по этой дисциплине. Некоторые участники конференции привезли с собой только что вышедшие из печати материалы. В частности, А.А. Иванов представил книгу «Этология с основами зоопсихологии: Учебное пособие» (СПб.: Лань, 2007. 624 с.), а О.Ю. Гроголева — «Зоопсихология и сравнительная психология: учебно-методическое пособие» (Омск: ОГУ, 2004.

124

54 с.), где даются рекомендации по написанию контрольной работы и подготовке и проведению исследовательской работы по теме «Психологические механизмы адаптации животных-синурбанис-тов к городу»1.

На тематическом заседании «Зоопсихологические исследования сегодня: наука и практика» было заслушано и обсуждено десять докладов. Их можно условно разделить на две категории: представляющие фундаментальные исследования и исследования прикладного характера. Среди первых — доклады: Е.Ю. Федорович (Москва) «Активность психического: поведение в ситуациях новизны в зависимости от ранга особи в группе», Д.А. Галанина (Москва) «Современное состояние и перспективы решения проблемы возникновения психики», В.С. Фридмана (Москва) «Анализ территориальной коммуникации больших пестрых дятлов: исследование “сигнальности” и “знаковости” демонстраций», Т.А. Зоренко (Рига) «Формирование “образа мира” у полевки Брандта в тесте “открытого поля”», О.Н.Че-чиной и Н.Л. Кондратьевой (Севастополь) «Роль матери в формировании ранних форм видоспецифического поведения у детенышей дельфинов афалин», И.В. Воиновой (Иркутск) «Развитие хемосенсорных приспособительных реакций у молоди байкальского омуля». Среди вторых — доклады: А.В. Никольской (Москва) «Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак», Ю.В. Ефимовой и Е.Ю. Федорович (Москва) «Коррекция разных видов отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи», Е.Ю. Федорович, Н.Н. Мешковой, Г.Н. Тихоновой и Е.В. Котенковой (Москва) «Методика сравнительной оценки поведенческой пластичности мелких грызунов при освоении урбанизированной среды».

На заключительном заседании участники подвели итоги конференции, обсудили и приняли резолюцию. В ней выражается удовлетворение итогами состоявшейся конференции, отмечается необходимость интенсификации научной, педагогической и научно-практической деятельности отечественных специалистов в области зоопсихологии. С этой целью принято решение о возобновлении работы секции зоопсихологии и сравнительной психологии в рамках Московского отделения РПО, об организации секции зоопсихологии на V съезде РПО, а также о проведении в 2009 г. зоо-

1 Кстати, на факультете психологии МГУ студенческие исследования по этой проблематике в рамках дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» проводятся уже более пятнадцати лет и показали свою эффективность для успешного усвоения студентами знаний о формировании и функционировании психического на уровне животного. О.Ю. Гроголева — одна из наиболее инициативных, творчески работающих преподавателей, прошедших стажировку по зоопсихологии на факультете психологии МГУ.

125

психологической конференции памяти К.Э. Фабри на базе Дарвиновского музея. По инициативе участников конференции, сочетающих научную работу с преподаванием зоопсихологии и сравнительной психологии в вузах, при поддержке остальных участников в резолюцию были включены предложения, направленные на исправление создавшегося непростого положения с кадрами лекторов для чтения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» на факультетах психологии отечественных вузов. В частности, предлагается:

• инициировать создание информационно-методического центра по зоопсихологии и сравнительной психологии при лаборатории зоопсихологии кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;

• при поддержке УМО по классическому университетскому образованию при факультете психологии МГУ провести обучающий семинар для преподавателей этих дисциплин;

• сформировать фонд учебных фильмов для курса «Зоопсихология и сравнительная психология» при той же лаборатории и создать обменный фонд;

• учитывая определенные трудности, возникающие при чтении этого курса в первом и втором семестрах обучения и связанные с отсутствием у первокурсников начальных знаний в области психологии, считать целесообразным перенести чтение курса на третий и четвертый семестры обучения.

В резолюцию также были включены предложения, направленные на преодоление отставания в области подготовки и издания отечественных учебных пособий, учебников и, кроме того, на подготовку и публикацию тематических обзоров научной литературы по актуальным проблемам зоопсихологии и сравнительной психологии.

Последний день пребывания участников конференции в Пензе был посвящен знакомству с памятными местами города, в краеведческом музее — с экспозицией, освещающей жизнь и деятельность Н.Н. Ладыгиной-Котс. Была также организована поездка в Тарханы, на родину М.Ю. Лермонтова.

Своим успехом конференция в значительной мере обязана принимающей стороне — ПГПУ им. В.Г. Белинского, руководство которого и лично ректор проф. А.Ю. Казаков, а также председатель Оргкомитета проф. Л.И. Панкова сделали все возможное для этого.

Более подробно с материалами конференции можно ознакомиться в сборнике: «Материалы Всероссийской конференции с международным участием “Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России”, посвященной памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс (24—26 октября 2007 г.)» (Пенза, 2007. 166 с.).

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.