Научная статья на тему 'Всероссийская конференция по гуманитарным проблемам психологии'

Всероссийская конференция по гуманитарным проблемам психологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийская конференция по гуманитарным проблемам психологии»

Научная жизнь

Щур в.г.

Всероссийская конференция по гуманитарным проблемам психологии

25-28 августа 2005 г. в Таганроге состоялась Первая Всероссийская конференция «Гуманитарные проблемы современной психологии». В работе конференции приняло участие более 130 человек. География участников: Москва, Ланкастер (Великобритания), Киев, Одесса (Украина), Тюмень, Владивосток, Рязань, Самара, Краснодар, Ростов-на-Дону и др. Интерес к конференции наглядно показал, что исследования гуманитарных проблем, разработка соответствующих методов, методологии и философии становится одним из главных и все более притягательных направлений в современной психологии, с развитием которого связываются надежды нового понимания личностной идентичности, ценностно-смыслового самоопределения человека, вопросов психологического здоровья, проблем образования, воспитания и коррекции.

Конференцию открыл доклад председателя оргкомитета Б.С.Братуся (Москва) «Философская, естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии», в котором была предпринята попытка рассмотреть гуманитарную психологию в широком культурно-историческом контексте. Было показано, что психология в силу особого места и специфики своих исходных оснований всегда зависела от главенствующих направлений в науке, последовательно сменяя в качестве этих направлений теологию и философию, затем естественные науки и теперь ориентируясь на сферу гуманитарных знаний. Наблюдающийся сейчас поворот интереса от естественнонаучной к гуманитарной психологии связан с обращением последней к «человеческому в человеке», ценностно-смысловому, включающему в себя и образ предельных ценностей, и метафизическое пространство личностного бытия. Главным для нее становится вопрос о соразмерности наших наличных психологических представлений с истинными масштабами человеческого бытия и свободы.

Смысловым центром доклада В.И.Слободчикова (Москва) «Антропологические горизонты психологии развития» стало рассмотрение антропологического кризиса современной европейской культуры в трех его проекциях: а) кризис научной модели человека, б) кризис гуманитарного (прежде всего - психологического) знания, в)

кризис гуманитарных (прежде всего - образовательных) практик. Наиболее подробно был рассмотрен кризис современного психологического знания. Обсуждался вопрос о его природе, источниках и основаниях, о способах его получения и утилизации в разных типах общественной практики. Было фиксировано принципиальное несовпадение онтологических пространств «знания» и «информации», а главное - следствие этого несовпадения для самоосознания и для самопознания человека.

Вопрос об источниках и основаниях психологического знания был рассмотрен в рамках исторических этапов его становления: а) классический -естественнонаучный период; б) неклассический - в двух его модификациях: гуманистическая и культурно-историческая психологии; в) пост-неклассическая - антропная, гуманитарная психология.

Д.А.Леонтьев (Москва) начал свой доклад «Гуманитарная психология как дискурс возможного» с отождествления классической психологии с естественнонаучной, а неклассической (в широком смысле слова) - с гуманитарной. Если естественные науки изучают сущее и необходимое/го гуманитарные науки - возможное. Психология - единственная наука, которая изучает свой объект -человека - и под естественнонаучным, и под гуманитарным углом зрения, и как существо природное, закономерное, и как -искусственное, возможное. Главная проблема - в сопряжении этих двух аспектов. Далее анализировались психологические механизмы перехода возможного в действительное через деятельность человека, основанную на ответственном выборе и открытости индивида пространству человеческих смыслов, задающих поле возможного.

В сообщении В.АЛабунской (Ростов-на-Дону) было отмечено, что в современных исследованиях экспрессии человека, его внешнего облика можно видеть противоречивое взаимодействие естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Экспрессия человека трактуется как многоуровневое образование и в широком гуманитарном контексте определяется как его «максимальное бытие», представленное в культурных ценностях. В докладе очерчен круг проблем, касающихся функций экспрессии и внешнего облика не только в истории человечества, но и в индивидуальной жизни человека. В частности, взаимосвязь между социальными конструктами внешнего облика (возрастными, статусными, тендерными и т.д.) и субъективным образом своего внешнего Я должна рассматриваться не только как общегуманитарная проблема, актуализирующаяся в связи с «вызовами» современности, но и как личная задача, решение которой осуществимо как движение от внешнего к внутреннему.

В докладе «Христианская антропология в пространстве гуманитарного знания» о. Андрей Лоргус (Москва) говорил о том, что христианская психология - это новый для классической психологии, взгляд на человека. Христианская психология опирается на антропологический опыт богословия и аскетический опыт подвижников, а также на редуцированные по идеологическим основаниям классические психологические теории. Однако, введение новых, а вернее старых, категорий, таких как «душа», «опыт», «ипостась», резко проблематизирует сложившееся категориальное поле классической психологии. Важнейшая категория души имеет вполне описуемые на языке психологии явления, например, такие, как творческая активность, жизнь как самобытность, стремление к общению и познанию и др. Категория души столь же обоснованно может стать категорией психологии, как и понятие психики. Не менее значима для психологии и категория ипостаси, т.е. личности. Для христианской психологии психическое, в первую очередь есть самобытно неповторимое и индивидуально личностное.

В докладе «Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии» В.Ф. Петренко (Москва) опирался на идеи герменевтики В.Дильтея, Х.Г.Гадамера, П.Рикера, согласно которым естественные науки - это науки о познании, в то время как гуманитарные (науки о духе) - о понимании. Психология, по его мнению, включает в себя как естественнонаучные подходы, так и гуманитарные, и методы этих двух парадигм столь различны, что можно говорить скорее о целом конгломерате наук (омонимически называемых «психология»), чем о единой науке. Гуманитарная психология не столько познает человека, столько создавая мировоззренческие миры, модели человека и социальные утопии, творит культуру, и через сознание впитывающего ее человека, формирует и самое человека. При этом возможность для трансформации картины мира человека дается как через психотехнические практики, так и через формирование концептуального языка самой психологической науки. Как писал основатель конструктивизма в психологии Дж. Келли: «Человеческое поведение канализируется в рамках тех же конструктов, в которых антиципируются события».

В докладе Е.В. Субботского (Великобритания) «Коммуникация и магическое мышление» говорилось о том, что магические и обычные формы внушения основаны на одном и том же психологическом механизме - партиципации. В двух экспериментах детей (6 и 9 лет) и взрослых просили вообразить разные типы объектов, а затем пытались изменить эти объекты против воли испытуемых посредством магического и обычного внушения. Эксперименты подтвердили гипотезу о сходстве психологических

механизмов. Это дает основание полагать, что обычное внушение, которое широко используется в политике, рекламе, терапии и других практиках манипуляции массовым и индивидуальным сознанием, также как и магическое внушение, основано на партиципации.

В сообщении А.Н.Кричевца (Москва) «Многоэтажное психологическое знание» говорилось о том, что психология не является единой по методу исследования наукой. Имеет смысл выделить несколько уровней, несколько чистых форм отношения к предмету, интенциональных познавательных схем (в равной степени важных для психологии). На первый уровень помещается психологическое знание, организованное по естественнонаучному образцу - объективирующее знание. Характерная его черта -стабильность и неизменность базовых элементов онтологических схем. Второй - уровень гуманитарно-критического знания. Здесь речь идет не о предсказаниях, а о понимании и интерпретации. Третий -уровень гуманитарно-экзистенциального знания. В отличие от предыдущего уровня, психолог отказывается от привилегированной позиции понимающего и интерпретирующего. Он взаимодействует, по меньшей мере, с равным себе субъектом (индивидом, коллективом, обществом). Как следствие, тексты этого уровня в принципе не являются описаниями объективной реальности. Фактически невозможно прочертить границу, отделяющую психологическое знание этого уровня от философского и теологического знания.

В докладе А.И.Сосланда (Москва) «Аттрактив-анализ и психотерапия» обсуждался разрабатываемый им подход к анализу привлекательности научного текста. Проводилось различение между отдельными структурными элементами аттрактивности. Главные аспекты привлекательности текста связываются автором с «гедонистически ориентированными нарративами», т.е. повествованиями об «измененных состояниях сознания», опирающихся на некий гедонистический опыт. Психотерапевтическая литература рассматривается автором именно с этой точки зрения. Различные психотерапевтические подходы не отличаются друг от друга в том, что касается их эффективности. Поэтому в практике рекрутирования клиентов и последователей они могут рассчитывать, в первую очередь, на свои стратегии аттрактивности.

Ю.К.Стрелков (Москва) в докладе «Психология времени» говорил о том, что время - форма процесса, сложная, динамичная, неотделимая от человека. Характеризуется множеством временных терминов среди которых длительность - один из важнейших. Длительность «удерживается сознательным волевым усилием человека». Она дает метод и инструмент измерения выбора, развития, личностного потенциала, отношений между людьми. Длительность

проживают, преодолевают, исполняют. Она позволяет говорить не только о пространстве, но и времени человека. Длительность служит мерой понимания между людьми.

В конце второго дня вниманию участников была представлена вечерняя лекция, прочитанная Б. С. Братусем. Опираясь на фундаментальное различие «реальности» мира и картины мира, его возможных психологических моделей, было показано, что существенные изменения, происходящие сейчас в мире ставят вопрос о создании и новых объяснительных моделей, в частности, требуют иного понимания статуса субъективности, истинности (истины) в психологии, а также роли личностно-смыслового, авторского компонента в построении психологических знаний.

Завершающий день конференции начался с доклада А.П.Назаретяна, С.Н.Ениколопова, В.А.Литвиненко и О.О.Сердюкова (Москва) «Эволюция насилия и динамика компромиссов», в котором была изложена гипотеза техно-гуманитарного баланса, а также способы ее эмпирической верификации. Для проверки нетривиальных следствий гипотезы использована кросс-культурная формула коэффициэнта кровопролитности, выражающая отношение среднего числа преднамеренных убийств в единицу времени к численности населения. Расчеты показывают, что в долгосрочной исторической перспективе с ростом убойной силы оружия и демографической плотности этот коэффициент неустойчиво сокращался. Согласно обсуждаемой гипотезе этот парадоксальный эффект обусловлен последовательной отбраковкой декомпенсированно агрессивных социумов на всем протяжении человеческой истории и предистории.

Н.Л.Карповой (Москва) был представлен научно-популярный фильм «Человек может все - 2, или 15 лет спустя» о методике семейной групповой логопсихотерапии, которая базируется и продолжает подход Ю.Б.Некрасовой к лечению тяжелых случаев заикания у подростков и взрослых. Продемонстрированная методика является наглядной иллюстрацией гуманитарного подхода в психологии - здесь операционализированы такие категории, как милосердие, доброта и человечность, отзывчивость и сотворчество. Это подлинная трансцендентальная практика, обнаруживающая выход человека за пределы своих возможностей.

Доклад Т.П.Скрипкиной (Ростов-на-Дону) был посвящен поиску ответа на вопрос: почему доверие является универсальным условием существования многих социально-психологических феноменов. Доверие имеет отношение к феномену веры, что и зафиксировалось в русском языке как доверие. Выделяются два вида веры: та, которую называют истинной верой, не знающей различия между Б и О веры. Поэтому подлинная вера не поддается изучению средствами

классического мышления. Другой вид - косвенная вера. В этом случае Б и О веры различны, а дистанция между ними принципиально неустранима. Здесь имеется в виду грядущее, но еще не сущее.

Этот вид веры поддается изучению средствами естественнонаучной парадигмы. Одно дело быть в состоянии веры и совсем другое - в отношении к вере. В первом случае вера построена на акте принятия чего-то за истину, здесь содержание веры становится содержанием сознания, а потому не требует эмпирической проверки. Во втором - на отношении к чему-то как к истине, что требует эмпирической проверки. Доверие можно интерпретировать как случай косвенной веры, связанной с ценностным отношением к кому-то.

В докладе А.В. Непомнящего (Таганрог) «Гуманитарный аспект методологических оснований современной психологии» обсуждалась возможность обретения гуманитарной наукой - прежде всего, психологией того уровня «точности», который достигнут в ряде естественных наук. Строго говоря, пространства «субъективного Я» и «субъективного Мы» для классической науки недосягаемы, поскольку нельзя описать бесконечное конечными средствами языка. Однако по мнению методологов науки сегодня свершается четвертая научная революция, суть которой состоит в интеграция естественнонаучного и гуманитарного знаний. В основу интеграции полагается, во-первых, осознанное использование исследователем субъективного способа познания, во-вторых, так называемое человеческое измерение, без которого уже не обходятся не только гуманитарные системы, но и системы технические. В области психологии подобная интеграция успешно осуществляется, например, в инженерной психологии в силу специфики своих объектов и предметов исследования.

Участники конференции продолжили обсуждение проблем прозвучавших в докладах на «круглых столах»: «Философские основания гуманитарной психологии», «Вызовы современности и проблема психологического здоровья», «Христианская психология».

Общий результат этих обсуждений и конференции в целом можно свести к следующему: 1) доминирование экономического принципа в управлении социальными системами, как это обстоит в настоящее время, над принципом развития человека и общества уже привело к преобладающему развитию техносферы к неконтролируемому росту числа и масштабов экологических и гуманитарных катастроф, к неконтролируемому использованию информационного оружия, выступающего основным средством управления массами и т. п., 2) становление гуманитарной парадигмы в психологии позволяет приступить к продуктивному решению острой проблемы современности - проблемы развития и защиты «собственно человеческого в человеке».

Материалы конференции опубликованы в тематическом выпуске журнала «Известия ТРТУ» (Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.№7.208 с.).

Scientific life

Shour V.G.

The All-Russian conference of humanitarian problems of

psychology

On August, 25-28, 2005 the First All-Russian conference «Humanitarian problems of modern psychology» took place in Taganrog. More than 130 people participated in the conference. The geography of participants was: Moscow, Lancaster (Great Britain), Kiev, Odessa (Ukraine), Tyumen, Vladivostok, Ryazan, Samara, Krasnodar, Rostov-on-Don, etc. Interest to the conference has evidently shown that researches of humanitarian problems, development of appropriate methods, methodology and philosophy become one of the main and more and more attractive directions in modern psychology and expectancies of personal identity's new understanding, value-sense self-determination of a person, questions of psychological health, problems of teaching, education and correction are connected with their development

The conference was opened with the report of the chairman of organizing committee B.S. Bratus (Moscow) «Philosophical, natural-science and humanitarian paradigms in psychology» in which an attempt to consider humanitarian psychology in a wide cultural-historical context was undertaken. It was shown that the psychology by virtue of a peculiar place and specificity of its initial bases had always depended on predominating directions in science, consistently replacing as these directions theology and philosophy, then natural sciences and now being guided by the sphere of humanitarian knowledge. The turn of interest from natural-science to humanitarian psychology observed now is connected to appealing of the latter to «the human in a human being», to value-sense, including both an image of limiting values, and metaphysical space of personal being. The main thing for it is becoming a question of adequacy of our available psychological representations with true scales of human being and freedom.

The meaning center of V.I. Slobodchikov's report (Moscow) -«Psychology of development anthropological horizons» - was the consideration of anthropological crisis of modern European culture in its three projections: a) the crisis of scientific model of a person; b) the crisis of humanitarian (first of all, psychological) knowledge; c) the crisis of humanitarian (first of all, educational) praxes. The crisis of modern

psychological knowledge was considered in more detail. The questions of its nature, sources and bases, provoking reasons and ways of its elimination in different types of public praxis were discussed. The fundamental discrepancy of ontological spaces of «knowledge» and «information», and, what is important, a consequence of this discrepancy for self-comprehension and self-knowledge of a person was mentioned.

The question about sources and bases of psychological knowledge was considered within the framework of historical stages of its formation: a) the classical knowledge - the natural-science period; b) the non-classical knowledge - in its two modifications: humanistic and cultural - historical psychologies; c) the post-non-classical - antropical (man-made), humanitarian psychology.

D.A. Leontyev (Moscow) began his report «Humanitarian psychology as a discourse of the possible» with an identification of classical psychology with natural-science one, and non-classical (in the broad sense of the word) psychology - with humanitarian one. If natural sciences study real and necessary things, the humanities study the possible. Psychology is a unique science which studies its object - a person - both from natural-science, and from humanitarian point of view - as a natural, regular being and as an artificial, possible one. The main problem consists in interfacing of these two aspects. Further the psychological mechanisms of transition of possible into real through a person activity based on responsible choice and an individual's openness to space of human senses, specifying a field possible have been analyzed.

In V.A. Labunskaya's (Rostov-on-Don) report it was marked that in modern researches of human expression, and his external shape it could be seen a contradictory interaction of natural-science and humanitarian paradigms. Human expression is interpreted as a multilevel formation, and in a wide humanitarian context it is defined as «the maximal being», presented in cultural values. In the report the circle of the problems concerning functions of expression and external shape not only in a history of mankind, but also in individual human life was outlined. In particular, the interrelation between social constructs of external shape (age, status, gender, etc.) and subjective image of one's external self should be examined not only as a general-humanitarian problem, actualizing in connection with «challenges» of the present, but also as a personal problem which solution is feasible as a movement from external to internal.

In the report «Christian anthropology in space of humanitarian knowledge» Father Andrey Lorgus (Moscow) spoke that the Christian psychology was a new view on a person for the classical psychology. The Christian psychology is based on anthropological experience of theology and ascetic experience of devotees, and also on classical psychological theories reduced on the ideological bases. However, introduction of new or, rather, old categories, such as «soul», «experience», «hypostasis», distinctly does problematical the existing categorial field of classical psychology. The major category of soul has phenomena quite describable in psychology language, for example, such as creative activity, life as originality, aspiration to communication and knowledge, etc. The category of soul can be a category of psychology, as well as a concept of psychics. And the category of hypostasis, i.e. personality, is not less significant for psychology. Psychical means first of all original unique and individual personal for the christian psychology.

V.F. Petrenko (Moscow) based his report «Natural-science and humanitarian paradigms in psychology» on hermeneutic ideas of W. Dilthey, H.G. Gadamer, P. Riker, according to which the natural sciences were sciences about knowledge, while humanities (sciences about spirit) are about understanding. Psychology, in his opinion, includes both natural-science and humanitarian approaches, and methods of these two paradigms are so different that it is possible to speak about the whole conglomerate of sciences (homonymically named «psychology»), than about a single science. The humanitarian psychology does not so much learn a person, as creates culture originating outlook worlds, models of a person and social Utopias, and through the consciousness of person, absorbing it, forms also the being of a person. And at the same time the opportunity for transformation of a person's image of the world is given both through psychotechnological practices, and through formation of a conceptual language of the very psychological science. As G. Kelly, the founder of constructivism in psychology, wrote: «Human behaviour changes within the framework of the same constructs, in which events develop».

In the report of E.V. Subbotsky (Great Britain) «Communications and magic thinking» it was told that magic and usual forms of suggestion are based on the same psychological mechanism - participation. In two experiments children (6 and 9 years old) and adults were asked to imagine different types of objects, and then these objects were tried to change against the will of probationers by means of magic and usual suggestion. Experiments confirmed the hypothesis about the similarity of psychological mechanisms. It

gives grounds to believe that usual suggestion which is widely used in politics, advertising, therapy and other practices of manipulations with mass and individual consciousness, as well as magic suggestion, is based on participation.

In the report of A.N. Krichevets (Moscow) «The multi-storey psychological knowledge» it was told that the psychology was not a unified science according to a method of research. It is meaningful to define some levels, some pure forms of the attitude to the subject, intentional cognitive schemes (equally important for psychology). On the first level the psychological knowledge, organized on a natural-science pattern - objective knowledge, is placed. Its characteristic feature is stability and invariance of basic elements of ontological schemes. The second level is a level of humanitarian-critical knowledge. Here it is not a question of prognoses, but of understanding and interpretation. The third level is a level of humanitarian-existential knowledge. In contrast to the previous level, the psychologist refuses an preferred position of understanding and interpreting. He cooperates, at least, with the equal subject (individual, collective, society). As a consequence, the texts of this level basically are not descriptions of an objective reality. It is actually impossible to draw the border line separating psychological knowledge of this level from philosophical and theological knowledge.

In A.I. Sosland's report (Moscow) «The attractive-analysis and psychotherapy» the approach to the analysis of attraction of a scientific text being developed by him was discussed. The distinction between separate structural elements of attraction was implemented. The main aspects of a text attraction were connected by the author with «hedonistically oriented narrations», i.e. narrations about «changed states of consciousness», basing on a certain hedonistic experience. The psychotherapeutic literature was examined by the author from this point of view. Various psychotherapeutic approaches did not differ from each other in their efficiency. Therefore in practice of recruiting of clients and followers, first of all, they could rely on their strategy of attraction.

J.K. Strelkov (Moscow) in his report «Psychology of time» spoke that time is a form of process, complex, dynamical, inseparable from a person. It is characterized with a great number of temporal terms among which time length is one of the major. Time length «is kept by conscious volitional effort of the person». It gives the method and the tool for measurement of a choice, development, personal potential, and people's attitudes. Time length is lived, overcome, executed. It allows us to speak not only about space, but also about time of a person. Time length is a measure of understanding between people.

At the end of the second day the evening lecture read by B.S. Bratus was submitted to the attention of conferees. Basing on the fundamental difference between «the reality» of the world and an image of the world, its possible psychological models, it was shown that the considerable changes occurring now in the world brought up a question of creation new explanatory models, and, in particular, demanded the other understanding of the status of subjectivity, the verity (truth) in psychology, as well as the role of a personal-sense, author's component in construction of psychological knowledge.

The last day of the conference began with the report of A.P. Nazaretyan, S.N. Enikolopov, V.A. Litvinenko and O.O. Serdjukova (Moscow) «The evolution of violence and the dynamics of compromises» in which the hypothesis of techno-humanitarian balance as well as ways of its empirical verification wew stated. For the examination of non-trivial consequences of the hypothesis it was used the cross-cultural formula of coefficient of bloodshed, expressing the ratio of an average number of calculated homicides in a unit of time to population size. The calculations show that in a long-term historical outlook with the growth of weapon's destructive power and demographic density this coefficient was unstably reduced. According to the discussed hypothesis this paradoxical effect is caused by the consecutive rejection of decompensated aggressive societies along the whole length of the human history and prehistory.

N.L. Karpova (Moscow) presented the popular-science film «The person can do everything - 2, or 15 years later» about the technique of family group logopsychotherapy which was based on and continued J.B. Nekrasova's approach to the treatment of serious cases of psellism at teenagers and adults. The shown technique is an evident illustration of the humanitarian approach in psychology - such categories, as mercy, kindness and humanity, tenderness and co-authorship are represented here. It is a true transcendental practice which discovers a way out of a person beyond the limits of his capabilities.

T.P. Skripkina's report (Rostov-on-Don) was devoted to the search of an answer to the question: why the confidence is a universal condition of existence of many social-psychological phenomena. The confidence is related to the phenomenon of belief what has been fixed in Russian as trust. Two kinds of belief can be determined: that one which is called the true belief and which does not know the difference between S (subject) and O (object) of belief. Therefore the true belief defies studying by means of classical thinking. The other kind is a circumstantial belief. In this case S and O of belief are different, and a distance between them is unremovable in principle. Here it means the future, but not yet the real.

This kind of belief is submitted to the study by means of a natural-science paradigm. One thing is to be in a state of belief and absolutely another is to be in the

attitude to the belief. In the first case the belief is constructed on the act of accepting something for a fact, here the content of belief becomes the content of consciousness, and that is why it does not demand an empirical examination. In the second case the belief is constructed on the attitude to something as to the truth that demands an empirical examination. The confidence can be interpreted as a case of the circumstantial belief connected with the valuable attitude to someone.

In the report of A.V. Nepomnyaschy (Taganrog) «The humanitarian aspect of the methodological bases of modern psychology» the possibility of finding by the humanities, and first of all psychology, of that level of «exactness» which had been achieved in a number of natural sciences was discussed. Strictly speaking, the spaces of «subjective self » u «subjective we» are inaccessible for the classical science, because it is impossible to describe the infinite with help of finite means of the language. However in opinion of science's methodologists the fourth scientific revolution which essence consists in the integration of natural-science and humanitarian knowledge is conducting today. In the first place, a researcher's deliberate use of a subjective way of knowledge, in the second place, so-called human measurement without which not only humanitarian systems, but also technical systems cannot do any more are assumed as a basis of integration. In the field of psychology the similar integration is successfully carried out, for example, in engineering psychology by virtue of specificity of the objects and subjects of investigation.

The conferees continued the discussion of problems mentioned in reports at the «round tables»: «The philosophical bases of humanitarian psychology», «Challenges of the present and a problem of psychological health», «Christian psychology».

The general result of these discussions and the conference on the whole can be reduced to the following: 1) domination of an economic principle in management of social systems, as it is now, over a principle of development of a person and a society has already led to the prevailing development of a technosphere, to uncontrollable growth of number and scales of ecological and humanitarian catastrophes, to uncontrollable use of the informational weapon acting as the main means of masses' management, etc., 2) formation of a humanitarian paradigm in psychology allows us to start the productive solution of a critical problem of the present - the problem of development and protection «actually human in a human being».

The materials of the conference are published in a thematic release of the magazine «Proceedings of Taganrog Radio-Technical University» (Taganrog: Publishing house TRTU, 2005. № 7, 208 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.