Научная статья на тему 'Всероссийская интернет-олимпиада «Сохраним родной язык» как эффективная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов технических вузов'

Всероссийская интернет-олимпиада «Сохраним родной язык» как эффективная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
246
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДК 81'243 / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN AS FOREIGN / INTERNET COMPETITION / INTERNATIONAL DAY OF THE NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Токарева Г.В., Зарубина Д.Н.

В статье обобщается опыт организации и проведения Всероссийской интернет-олимпиады «Сохраним родной язык» преподавателями русского языка Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина. Олимпиада рассматривается как эффективная и современная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Токарева Г.В., Зарубина Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

All-RUSSIAN INTERNET CJMPETITION «WE WILL KEEP THE NATIVE LANGUAGE» AS EFFEKTIVE FORM OF DEVELORMENT OF MOTIVATION FOREIGN STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE TO STUDY RUSSIAN

In article experience of the organization and holding the All-Russian Internet competition «We Will Keep the Native Language» by teachers of Russian in Ivanovo State Power University of V.I. Lenin is generalized. The competition is considered as an effective and modern form of development of motivation foreign students of technical college to studу Russian.

Текст научной работы на тему «Всероссийская интернет-олимпиада «Сохраним родной язык» как эффективная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов технических вузов»

УДК 81'243

Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина

канд. филол. наук, доцент кафедры русского и французского языков Токарева Г. В.

Россия, г. Иваново, тел. 89065104397 e-mail: galina.tokareva@gmail.com

канд. филол. наук, доцент кафедры русского и французского языков Зарубина Д.Н.

Россия, г. Иваново, тел. 89605134564 e-mail: dar-kotova@mail.ru

Ivanovo State Power University Department of Russian and French languages

PhD, associate professor Tokareva G.V.

Russia, Ivanovo, 89065104397 e-mail: galina.tokareva@gmail.com

Department of Russian and French languages

PhD, associate professor Zarubina D.N.

Russia, Ivanovo, 89605134564 e-mail: dar-kotova@mail.ru

Г.В. Токарева, Д.Н. Зарубина

ВСЕРОССИЙСКАЯ ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДА «СОХРАНИМ РОДНОЙ ЯЗЫК» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье обобщается опыт организации и проведения Всероссийской интернет-олимпиады «Сохраним родной язык» преподавателями русского языка Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина. Олимпиада рассматривается как эффективная и современная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов в техническом вузе.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, интернет-олимпиада, Международный день родного языка.

G.V. Tokareva, D.N. Zarubina

All-RUSSIAN INTERNET CJMPETITION «WE WILL KEEP THE NATIVE LANGUAGE» AS EFFEKTIVE FORM OF DEVELORMENT OF MOTIVATION FOREIGN STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE TO STUDY RUSSIAN

In article experience of the organization and holding the All-Russian Internet competition «We Will Keep the Native Language» by teachers of Russian in Ivanovo State Power University of V.I. Lenin is generalized. The competition is considered as an effective and modern form of development of motivation foreign students of technical college to studу Russian.

Key words: Russian as foreign, Internet competition, International day of the native language.

Одной из задач обучения русскому языку как иностранному в техническом вузе является формирование интереса к его изучению. Учебная и внеучебная деятельность

© Токарева Г.В., Зарубина Д.Н., 2016

должна быть организована так, чтобы не только формировать, но и поддерживать мотивацию у иностранных студентов, так как именно она, по определению академика

А.Н. Леонтьева, является «мотором деятельности» [1]. Если не управлять мотивацией, то может произойти снижение ее уровня.

В связи с этим преподаватели русского языка как иностранного осознают практическую значимость модернизации процесса обучения, необходимости внедрения современных и эффективных форм и средств обучения, которые активно способствуют формированию мотивации.

В данной статье обобщается опыт организации и проведения Всероссийской интернет-олимпиады «Сохраним родной язык» преподавателями русского языка Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина (далее ИГЭУ) в 2015-2016 гг. Олимпиада рассматривается как эффективная и современная форма развития интереса к русскому языку у иностранных студентов в техническом вузе.

Олимпиада «Сохраним родной язык» приурочена к 21 февраля - Международному дню родного языка, который празднуется во всем мире вот уже более 15 лет. Эта дата была выбрана ЮНЕСКО в знак памяти о событиях 1952 года в Дакке, столице нынешней Бангладеш, когда от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

В День родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО в целях сохранения и развития исчезающих языков, поддержки лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения уровня знаний о языковых и культурных традициях народов разных стран. Понимая важность этих целей, преподаватели русского языка ИГЭУ уже второй год проводят Всероссийскую интернет-олимпиаду «Сохраним родной язык» [2].

В Положении об Олимпиаде сформулированы её основные задачи: развитие интереса к русскому языку у иностранных студентов, обучающихся в России; предоставление возможности проверить свой уровень владения русским языком как иностранным [3]. Не менее важными, кроме психолого-педагогических задач (мотивационной и рефлексивной), для организаторов Олимпиады являются образовательные задачи (углубление знаний о языках мира) и воспитательные (формирование бережного отношения к родному и другим языкам).

Участниками Олимпиады могут быть иностранные студенты первого и второго курсов негуманитарных специальностей вузов Российской Федерации. Олимпиада имеет статус всероссийской на базе ИГЭУ и проводится в форме интерактивного теста. Для участия в Олимпиаде можно заполнить форму на сайте университета, которая включает задания Олимпиады с вариантами ответов и анкету участника. Для тех, кто не имеет технической возможности участвовать в олимпиаде онлайн, возможна пересылка пакета заданий по электронной почте. В этом случае участник должен отметить в специальной форме правильные ответы и отправить скан или фото заполненной формы и анкеты на электронную почту оргкомитета Олимпиады. Заметим, что большую помощь в организации удаленного участия студентов в Олимпиаде ежегодно оказывают преподаватели русского языка как иностранного российских вузов, которые берут на себя труд проведения Олимпиады в группах на базе своих вузов, а также осуществляют сканирование и пересылку результатов.

Задания олимпиады представляют собой тесты с одним правильным выбором. Они созданы на материале текстов, посвященных проблемам исчезновения редких языков и необходимости сохранения языков и диалектов, находящихся на грани вымирания. Все задания проходят внешнюю экспертизу.

Приведем примеры заданий интернет-олимпиад 2015 и 2016 годов.

1. Задание на понимание общего смысла текста.

Текст

(1) Чамикуро (или чамеколо) - это язык, существующий в Перу. (2) В «Атласе» ЮНЕСКО сообщается, что на нём говорят всего восемь человек. Этому языку грозит полное исчезновение.

(3) Наталия Сангама, говорящая на языке чамикуро, сказала: (4) «Я мечтаю на ча-микуро, но не могу рассказать о своих мечтах никому, потому что больше никто не говорит на чамикуро. (5) Одиноко, когда ты последний».

(6) Последняя носительница языка эяк Мэри Смит выступила с таким обращением к малым народам: (7) «Печально быть последним человеком, который говорит на вашем языке. (8) Пожалуйста, вернитесь к своим истокам и выучите свой язык, чтобы вы не были одиноки, как я». (9) К сожалению, Мэри Смит умерла в январе 2008 года.

Послетекстовое задание

Чем, по мнению Наталии Сангама и Мэри Смит, грозит человеку исчезновение родного языка?

A) исчезновением Б) одиночеством

B) общением Г) гибелью

2. Задания на понимание лексического значения слова.

Текст

(1) По оценкам ЮНЕСКО, половина из 6900 языков мира могут стать «мертвыми», потеряв последних носителей, ведь если на языке больше никто не говорит, он исчезает, умирает.

(2) Для редких языков, как и для редких животных, существует своя «Красная книга» - Атлас вымирающих языков ЮНЕСКО, который ведется с 1950 года. (3) В группу риска занесено более 2500 языков. (4) Согласно этому атласу, в России 29 языков находятся в серьезной опасности. (5) Среди них - чукотский и карельский языки.

(6) В критическом состоянии - 22 языка, среди которых алеутский и терско-саамский.

(7) Всего в зоне риска в России более 130 языков.

Послетекстовые задания

Носители языка (предложение 1) - это люди, которые...

A) изучают иностранный язык Б) говорят на этом языке

B) переносят учебники и документы Г) изучают историю родного языка

Слово «редкий» в предложении 2 означает...

A) нечастый, непостоянный

Б) уникальный, исключительный

B) один из немногих, сохранившийся в малом количестве

Г) состоящий из частей, которые находятся на расстоянии друг от друга

54

3. Задание на знание морфологических особенностей слов разных частей речи.

Текст

(1) Двадцать лет назад, в 1996 году, ЮНЕСКО был опубликован первый в мире «Атлас исчезающих языков». (2) Ученые поняли, что язык, как и человек, может умереть. (3) Язык живет, когда есть носители - люди, которые на нем говорят. (4) Русский язык - живой, на нем говорит более 165 млн. человек. (5) А вот орокский язык полуострова Сахалин считается вымирающим. (6) В 2002 году на этом языке свободно говорило лишь 10 человек. (7) Для спасения орокского языка в 2008 году ученые выпустили специальный букварь. (8) По букварю в начальной школе поселка Вал Ногликско-го района Сахалинской области дети изучают родной орокский язык.

Послетекстовое задание

«Более 165млн. человек» (предложение 4) следует произносить...

A) сто шестьдесят пять млн человек

Б) сто шестьдесят пять миллионов человек

B) ста шестидесяти пяти миллионов человек

Г) ста шестидесяти пяти миллионам человек

4. Задание на понимание синтаксических особенностей предложения.

Текст

(1) Самые сильные и распространенные языки мира, которым не грозит смерть, вы назовете легко - это английский, китайский, арабский, русский, французский языки. (2) Увы, в мире есть языки, диалекты и говоры, которые находятся в опасности и могут исчезнуть, когда не останется ни одного носителя. (3) В вашей родной стране есть исчезающие языки? (4) Знаете ли вы, что делают ученые вашей страны и мира, чтобы их спасти?

Послетекстовое задание

Союз «чтобы» (предложение 4) используется для выражения...

A) причины

Б) цели

B) условия

Г) следствия

Первый опыт проведения Олимпиады оказался успешным как по количеству участников, так и по уровню знания русского языка, который они продемонстрировали. Во Всероссийской интернет-олимпиаде «Сохраним родной язык-2015» приняли участие 8 российских вузов и 54 студента из 19 стран ближнего и дальнего зарубежья. В Олимпиаде «Сохраним родной язык-2016» участвовали 9 российских вузов и 155 иностранных студентов младших курсов негуманитарных специальностей, говорящих на 24 языках, из 33 стран мира.

После завершения работы над заданиями Олимпиады преподаватели русского языка, работающие в ИГЭУ, провели беседу с иностранными студентами и были приятно удивлены, насколько личностно и эмоционально молодые люди восприняли содержание текстов. Они задавали вопросы о редких языках мира, о том, как их пытаются защитить, вспоминали диалекты и говоры родных стран, рассказывали о них, интересо-

55

вались тем, как обстоит дело с защитой редких языков в России и где можно получить эту информацию. Студент ИГЭУ из Кот-д'Ивуара высказал такую мысль: «Мне кажется, нужно создать что-то вроде открытой социальной сети и энциклопедии одновременно, чтобы каждый мог вносить в нее слова исчезающего родного языка и таким образом сохранить его для других поколений». Некоторые студенты задумались над тем, как много языков не имеет письменной формы, и предложили свои пути решения этой проблемы.

По инициативе организаторов Олимпиады было проведено анкетирование преподавателей и студентов вузов, участвующих второй год в этом мероприятии. Им было предложено ответить на вопрос, нужна ли иностранным студентам подобная Олимпиада. Приведем некоторые высказывания из анкет преподавателей и студентов Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко г. Костромы. По мнению преподавателей, «Олимпиада „Сохраним родной язык" очень нужна, так как позволяет узнать много нового о языках нашей Земли, а также глубоко задуматься об их жизни и развитии. Как известно, язык -это отражение менталитета народа, его чувств, мыслей, а значит, исчезнет язык - исчезнет целый народ, пусть небольшой. Наша планета станет беднее. Язык, как и человек, умеет переживать, чувствовать, мыслить, поэтому очень печально, когда из жизни уходит что-то близкое, родное». Студент из Анголы пишет: «Раньше я не задумывался о том, как и что я говорю. Именно олимпиада „Сохраним родной язык" заставила меня об этом задуматься. Я понял, что важно и нужно не только «зубрить», например, русский язык, но и стараться употреблять в речи все богатства языка. Еще я понял, что мой родной язык тоже требует бережного отношения, потому что, к сожалению, засоряется американизмами». «Олимпиада „Сохраним родной язык" помогла мне осознать тот факт, что я не знаю свой родной язык, - признается студент из Мали. - На нем немного говорит моя бабушка. Когда я вернусь на Родину, то обязательно буду изучать родной язык, потому что, если человек забывает родной язык, он теряет частичку себя самого».

Мы надеемся, что к следующей интерактивной олимпиаде «Сохраним родной язык» присоединятся и другие вузы России, в которых обучаются молодые люди из многих стран мира, неравнодушные к судьбе исчезающих языков, заинтересованные в глубоком изучении русского языка как иностранного.

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 35.

2. Токарева Г.В, Зарубина Д.Н. Сохраним родной язык // Всегда в движении. 2015. № 5 (175). С. 8; Зарубина Д.Н. Жив язык, жива культура // Всегда в движении. 2016. № 3 (184). С. 5.

3.«Сохраним родной язык-2016». URL: http://ispu.ru/files/Polozhenie_051.pdf

References

1. Leont'ev A. N. Needs, motives and emotions / A. N. Leont'ev. M.: MGU, 1971. S. 35.

2. Tokareva G., 2агиЬта D. N. Save the native language // Semper in motu. 2015. № 5 (175). P. 8; Zai^b^ D. N. Language alive, culture alive// Semper in motu. 2016. № 3 (184). P. 5.

3. «We Will Keep the Native Language-2016». URL: http://ispu.ru/files/Polozhenie_051.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.