Ш. ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА И ИНТЕРНЕТ
А.НКУЛИК
«ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА» ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ
Формирование глобальной информационной цивилизации превратилось в конце ХХ в. в ведущую тенденцию мирового развития. Глобализация, которая стала возможной благодаря развитию технологий для обработки, хранения, поиска и передачи информации, в свою очередь стимулировала рождение World Wide Web - «Всемирной паутины», соединившей между собой поверх национальных барьеров около 20 тыс. различных информационных сетей сотни миллионов пользователей. Согласно прогнозам, к 2005 г. число пользователей Интернета увеличится до 1 млрд., что составит примерно 15% населения планеты. Но Интернет не только расширяется, он интенсивно эволюционирует в Гипернет - гипермедийную инфокоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую становление качественно нового мира, определяющими характеристиками которого являются интернационализация национальных экономик, универсализация принципов международных взаимодействий в различных сферах человеческого общежития, и, прежде всего, - в экономике, политике и праве, в науке и образовании, культуре и социальной сфере. Некоторые политологи связывают с этой тенденцией надежды на скорейшее распространение в мире демократических ценностей, институтов и практик1.
1 Однако глобализация порождает и новые опасности для человечества, а «всемирная паутина», как и большинство других достижений человеческого интеллекта, может
Полноценное использование ресурсов Интернета в политической науке и образовании имеет особое значение. Универсализация принципов политического взаимодействия в глобальном сообществе может способствовать превращению политики из борьбы за власть в науку и искусство разрешения конфликтов. Как отмечалось, с глобализацией связаны не только положительные ожидания, но и серьезные опасения, что этот процесс может усилить поляризацию мира, в котором либеральным демократиям Запада противостоит множество этнически, конфессионально и цивилизационно разъединенных государств, раздираемых внутренними и внешними конфликтами, порожденными бедностью и отсталостью и создающими почву для международного терроризма. В глобализацию необратимо вовлечены страны, находящиеся на разных уровнях социально-политического развития и обладающие различными системами ценностей - либеральные демократии и государства с традиционными режимами правления, многочисленные страны «третьей волны» модернизации. Все они вынуждены сосуществовать и взаимодействовать в едином мире, который техногенная цивилизация делает все более уязвимым, по единственно возможной для такого мира модели сосуществования - модели игры с положительной суммой.
Новое понимание функции политики и осознание необходимости интернационализации политического образования и науки пришли еще несколько десятилетий назад, после окончания Второй мировой войны. Тогда, в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки (IPSA), объединившая национальные ассоциации политологов. Она была призвана способствовать профессиональному международному сотрудничеству политологов и развитию сравнительной политологии, цель которой - совместный поиск оптимальных способов и средств достижения и поддержания консенсуса в обществе и в отношениях между нациями. За прошедшие более чем полвека это направление стало одним из главных в политической науке и
быть использована не только на благо. Мир уже не может существовать без «всемирной паутины», но с ростом его зависимости соответствующим образом растут и риски для информационной цивилизации, связанные с неустранимой возможностью использования «всемирной паутины» в деструктивных целях, что, в частности, продемонстрировали трагические события в Нью-Йорке 11 сентября.
образовании, а тенденция к интеграции и интернационализации научного знания - ведущей.
Но только с появлением «Всемирной паутины» стремление ученых к сотрудничеству обрело адекватный инструментарий, благодаря которому возможно выравнивание национальных стандартов образования и превращение политологии из совокупности слабо связанных между собой национальных дисциплин в интернациональную науку. Наука, как часть культуры - продукт коллективной деятельности и коллективной памяти человеческой цивилизации, доступный каждому индивиду. Развитие политического знания является непрерывным коммуникативным процессом, в котором результаты исследований отдельных ученых и коллективов в разных странах интегрируются в единый пул знаний, становятся достоянием каждого члена глобального академического сообщества и стимулируют последующие исследования уже на новом уровне.
В частности, сегодня практикуется размещение материалов исследований на Интернет-сайтах с открытым доступом в форме «живых» документов, регулярно дополняемых и редактируемых исследователями по комментариям коллег посетителей сайтов1. Эта практика постепенно распространяется и на Рунет - русскоязычный фрагмент Интернета. Так, в нем, например, на сайте <Шр://сЬа^е-ги5з1а. newmail.ru/> выставлена книга М.Малого «Как сделать Россию нормальной страной». Посетителям сайта предоставляется возможность вносить свои изменения в текст и, таким образом, принять участие в совместном создании «живой» теории демократизации России. На сайте проекта открытой Интернет-энциклопедии «Рубрикана» <http://www.rubricon.ru/ гиЬгюапа 1 .;^р> посетителям предлагается поучаствовать в подготовке статей для энциклопедии. В настоящее время она включает уже около 780 статей.
Интернет способствует либерализации самой модели науки, которая из иерархически организованной и национально ориентированной все больше превращается в плюралистическую и интернациональную, что особенно существенно для России, которой в наследство от советского прошлого достались и до сих пор еще не изжиты сильные администра-
1 Например, отчет по анализу Интернета на сайте www.sims.berkeley.edu/how-much-тРэ/^ех.1йт1.
тивно-командные традиции управления наукой1. Благодаря Интернету неформальные творческие контакты и сети (networking) становятся одним из наиболее действенных факторов развития политической науки и образования. Ученые и преподаватели получают возможность общаться между собой и обмениваться идеями и информацией в интерактивном режиме. Так, например, Американская ассоциация политической науки (APSA), самая массовая профессиональная ассоциация политологов, объединяющая около 13 тыс. индивидуальных членов, 2900 организаций и около 800 кафедр из более чем 70 стран мира2, поддерживает открытую Интернет-конференцию PSRT-L (Political Science Research and Teaching List), в которой участвуют исследователи и преподаватели из университетов США, Канады, европейских стран, включая Россию и другие бывшие республики Советского Союза, других стран мира. В ней обсуждаются новые концепции и методы преподавания политической науки, учебные курсы и пособия, текущие и планируемые проекты, а также программные продукты для исследований и обучения. Многие из этих программных продуктов доступны для свободного пользования (share-ware) - их можно выгрузить из Интернета на свой компьютер или использовать в учебном и исследовательском процессе непосредственно в режиме on-line. Через PSRT-L распространяется информация о предстоящих научных конференциях, планируемых изданиях, о программах и грантах научных фондов, а также о вакансиях в университетах, в том числе для иностранных ученых и преподавателей. Один из типичных запросов, обращенных к участникам конференции: «Этой весной я начинаю читать курс "Политическая интеграция". Буду благодарен за советы относительно литературы и методологии проведе-
1 Как отмечают американские исследователи Интернета, столетие назад индивид мог иметь доступ и создавать только очень ограниченное количество информации. Сегодня, благодаря инфокоммуникационным технологиям, он не только получил доступ к огромным массивам информации, но и сам может создавать гигабайты данных, общедоступных через Интернет. Так, если 90% традиционных бумажных документов создаются учреждениями, то в общем количестве документов на магнитных носителях доля тех, что находятся в памяти персональных компьютеров индивидуальных пользователей, составляет 56%.
(http://www.berkeley.edu/news/media/releases/2000/10/18_info.html)
2 На ежегодном конгрессе Ассоциации 2001 г., который проводится уже в 97-ой раз, было организовано более 650 рабочих секций по различным проблемным направлениям.
ния занятий». Как правило, такие запросы получают быструю реакцию коллег.
Информацию об открытых вакансиях в текущих и начинающихся исследовательских проектах, а также о временной и постоянной работе помещает на своем сайте Европейский консорциум политических исследований, объединяющий порядка 7 тыс. политологов из более чем 300 университетов и научных центров Европы.
Другая Интернет-конференция H-Russia, являющаяся частью обширной сети конференций APSA по социальным и гуманитарным наукам H-Net Humanities & Social Sciences OnLine, объединяет более 300 ученых из США, Канады, России, стран Европы и Азии, занимающихся историей России, включая ее современную политическую историю. Открытая англо-франко-язычная конференция VPAC-Internationale служит для обсуждения проблем публичной политики в международном контексте. Конференция управляется международным коллективом, включающим французского ученого, американского профессора, преподающего в канадском университете, и англичанина, работающего в Институте политических исследований во Франции.
Конечно, эти примеры далеко не исчерпывают все многообразие конференций по политической науке и образованию, представленных в Интернете. Списки конференций с соответствующими реквизитами, а также сетевые адреса международных, национальных и региональных ассоциаций политологов дают возможность специалистам в отдельных многочисленных областях политологии ориентироваться при поиске партнеров и устанавливать прямые контакты со своими коллегами по профилям интересов. Так, сайт Американской ассоциации политической науки содержит такой список конференций, а также отсылки (линки) ко всем отделениям политической науки в университетах и к исследовательским центрам, к научным журналам и издательствам.
Контакты, которые устанавливаются в процессе коммуникационных обменов между учеными, очень часто становятся основой постоянного сотрудничества, формирования международных и междисциплинарных «команд» ученых, появления новых школ и направлений исследований. Сегодня уже стала обычной практика создания виртуальных творческих коллективов для выполнения сравнительных кросс-национальных исследований. Вполне типична ситуация (взятая из реальной жизни), когда американский профессор, работающий в исследовательском центре в Нидерландах, выступает в
качестве редактора специального выпуска британского журнала «Political Studies», посвященного современным партийным системам, и, пользуясь контактами и информацией, полученными через Интернет, создает авторский коллектив из ученых, живущих и работающих в США, Англии, Германии, России и в других странах. Весь исследовательский и редакционно-издательский процесс протекает также via Интернет.
Другой реальный пример, наглядно иллюстрирующий роль Интернета в международном сотрудничестве, - текущий проект Party Politics in the Post-soviet Space: Studies from Eurasia and the Baltics (Партии в политическом процессе в постсоветском пространстве: Исследования из стран Евразии и Балтики), выполняемый под эгидой Международной ассоциации политической науки (IPSA). Инициатором проекта выступила президент Исследовательского комитета по политической социологии IPSA, профессор университета Сан-Франциско (США) и Сорбонны (Франция) Кэй Лоусон, а соруководителями - научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН и доцент МГУ. В проекте участвуют ученые из 15 стран - бывших республик Советского Союза, постоянно живущие, работающие и преподающие в этих странах. Результатом проекта должны стать две монографии в серии по политическим партиям в различных регионах мира, выпускаемой издательской группой Greenwood Publishing Group для академического сообщества, а также монография на русском языке. Подбор авторов и все взаимодействие между участниками проекта осуществляется благодаря и посредством Интернета. И этот конкретный «пост-советский» проект является всего лишь небольшой частью разносторонней исследовательской и издательской деятельности виртуального открытого международного сообщества политологов, объединившихся вокруг рабочей группы IPSA Политические партии и выборы, которая издает серии научных публикаций и свой электронный журнал «NewsLetter», проводит конференции, организует секции на конгрессах IPSA, APSA и других национальных и международных ассоциаций.
Давшая миру в конце XIX - начале XX в. целый ряд блестящих ученых, таких как, например, М.Острогорский и П.Сорокин, политология в России затем в течение 70 с лишним лет фактически находилась под запретом, а ученые были изолированы от своих зарубежных коллег. За это время были утрачены в значительной мере богатые научные традиции, прекратилось воспроизводство научных и преподавательских кадров. После распада коммунистического режима воссоздание
политической науки и системы политического образования начиналось практически с ноля, что делает роль международного сотрудничества и Интернета как его инфраструктуры в этом процессе еще более значимой.
Следует отметить, что политология находится на перекрестке междисциплинарного движения, охватившего общественные науки. Политические исследования все больше базируются на данных культурной антропологии, социологии и политической экономии, истории, права, психологии, философии, социолингвистики, синергетики, других общественных и гуманитарных наук. На стыке этих дисциплин возникают точки активного роста политического знания. Однако размытые границы политологии в континууме социально-гуманитарного знания и междисциплинарный характер исследований создают серьезные проблемы их информационного обеспечения. Интернет с его обширными базами данных, развитой системой ссылок и разнообразными машинами поиска в едином информационном континууме не имеет конкурентов в решении проблем такого рода. Он позволяет создавать профилированные под определенную проблематику исследований порталы, на которых могут быть собраны с исчерпывающей полнотой и с учетом специфики исследования отсылки к релевантным ресурсам, а также - своего рода обучающие энциклопедии со статьями по сопредельным дисциплинам.
Попутно можно отметить, что только с появлением Интернета эффективный инструментарий, позволяющий отслеживать и осмысливать тенденции эволюции политической науки, обрела наукометрия.
Междисциплинарная природа политического знания способствует обострению еще одной проблемы (которая, впрочем, свойственна и другим наукам) - проблемы роста количества источников и объемов информации. В условиях постоянного дефицита средств, с которым сталкиваются российские наука и образование, рост числа журналов и других публикаций по политологии, преобладающая часть которых к тому же издается за рубежом (как известно, более двух третей научных и учебных изданий в мире выходят на английском языке; сайт ЛР8Л содержит отсылки к более 100 политологическим англоязычным журналам), делает проблематичной доступность литературы не только для отдельных ученых и университетских библиотек, но и для центральных учреждений научной информации, и обрекает тем самым российскую политическую науку на постоянное отставание.
Решение или, по крайней мере, существенное снижение остроты проблемы также лежит в Интернете. Это - электронные полнотекстовые
библиотеки, библиографические базы данных, электронные версии журналов. Так, электронную библиотеку учебно-методической литературы по политологии создает на своем сайте Российская ассоциация политической науки, ИНИОН РАН на своем сайте поддерживает библиографические БД по общественным наукам, электронная библиотека по социальным и гуманитарным дисциплинам создается на Информационно-образовательном портале Auditorium.ru (содержит на сегодняшний день более чем 200 тыс. страниц учебных и научных материалов).
На сайте Московского центра Карнеги можно найти в открытом доступе электронную версию издаваемого им журнала российской внутренней и внешней политики «Pro et Contra». Здесь же размещаются аналитические доклады, монографии, брифинги и другие научные публикации Центра по наиболее актуальным проблемам российской политики. На сайте Московского общественного научного фонда Центр конституционных исследований размещает выпускаемый им совместно с Нью-Йоркским университетом журнал «Конституционное право: Восточно-европейское обозрение», в котором публикуются работы авторитетных российских и зарубежных ученых по широкой политологической тематике.
Свои сайты имеют журнал РАН «Политические исследования», журнал российской политической жизни «Открытая политика», немецкий журнал (на русском языке) «Internationale Politik» и множество других.
Американская ассоциация политической науки «вывешивает» в Интернет журналы «American Political Science Review» и «Political Science & Politics». Члены Ассоциации имеют открытый доступ к статьям, рефератам и обзорам литературы текущих (в данном случае - за последние четыре года) выпусков APSR и доступ за достаточно умеренную плату к архивам издания, начиная с 1906 г.
Формат электронных версий журналов и других изданий обычно позволяет пользователю предельно легко и быстро выгружать интересующие статьи и фрагменты текстов на свой персональный компьютер для последующей работы с ними1.
1 PDF - Portable Document Format.
Этот ряд примеров можно продолжать практически до бесконечности, ибо число журналов, имеющих электронные версии в Интернете, а также существующих только в электронном виде, растет с каждым днем. Научно-образовательный портал Project MUSE Scholarly Journals OnLine, созданный в 1995 г., обеспечивает доступ к 110 журналам по гуманитарным и социальным наукам, включая политологию, десяти крупнейших американских университетских издательств. Его подписчиками являются более 650 университетов, колледжей и исследовательских центров. Стоимость подписки на все 110 журналов в электронном доступе даже ниже, чем на некоторые отдельные журналы в традиционной бумажной форме. В ближайшее время предполагается увеличить число журналов до нескольких сотен.
По проекту Российского фонда фундаментальных исследований создана Научная электронная библиотека, в которой сегодня имеются более 1 тыс. журналов 15 отечественных и зарубежных академических издательств по различным областям научных знаний, включая: Философию; Историю. Исторические науки; Социологию; Экономику. Экономические науки; Государство и право. Юридические науки; Политику. Политические науки; Культуру; Народное образование. Педагогику; Психологию; Информатику.
Как отмечают авторы обзора Интернета за 2000 г. компьютерного библиотечного центра OnLine Computer Library Center (Dublin, USA), 40% сайтов «Всемирной паутины» открыты для бесплатного доступа1.
Электронные библиотеки способствуют решению другой весьма болезненной проблемы информационного обслуживания - проблемы длительного разрыва между созданием научного документа и временем, когда он, пройдя все стадии традиционного издательского процесса и комплектования фондов (последнее особенно болезненно, когда речь идет об иностранных источниках), становится доступным для читателя, включается в коммуникативный процесс развития научного знания. Так, многие публикации Московского центра Карнеги появляются на его сайте раньше, чем выходят из печати.
Следует особо отметить, что «Всемирная паутина» позволяет размещать и использовать не только журналы, научную и учебную
1 OCLC Researchers Measure The World Wide Web, 16.10.2000 (http://www.oclc.org/ oclc/press/20001016a.htm.
литературу, но и средства обучения нового поколения - интерактивные, с принципиально новыми обучающими возможностями, как для очного, так и для дистанционного обучения. Блестящим примером может служить The Challenge of Democracy (Вызов демократии) авторов K.Janda, J.M.Berry и J.Goldman (К.Джанда, Дж.Берри и Дж.Голдман), одно из лучших гипермедийных учебных пособий по политической системе США, переведенное на несколько европейских и восточных языков1. Каждый раздел его содержит аудио-видео фрагменты политической хроники, иллюстрирующие ключевые события американской политической жизни, выступления политических лидеров и пр., что делает концептуальный материал живым и легко усваиваемым. Регулярно, раз в два года, текущая редакция учебника в Интернете замещается новой, отражающей развитие политического процесса за прошедшее время2.
Сайт, на котором размещен учебник, связан со «Всемирной паутиной» множеством ссылок, позволяющих использовать в учебно-образовательном процессе все богатство информационных и обучающих ресурсов Интернета в онлайновом режиме. В конце каждой главы, наряду со списком рекомендованной литературы по теме, приводится аннотированный список веб-сайтов, позволяющих студентам и преподавателям непосредственно в процессе работы над материалом выходить на источники обширной дополнительной информации3. Так, например, в разделе «Президентская власть» указан сайт Белого дома, где можно ознакомиться с материалами брифингов, текущими заявлениями и речами президента, статистическими данными, правительственными документами, структурой и составом президентской администрации, и пр.
По сути The Challenge of Democracy в Интернете - это целый обучающий комплекс, в котором сам учебник является лишь частью
1 <http://hmco.com/COD/home.html>
2 В этом преимущество электронных учебных пособий перед традиционными - для их переиздания не нужен дорогостоящий и длительный полиграфический процесс.
3 Сегодня ссылки на Интернет-ресурсы становятся неотъемлемой частью всех современных учебников по политологии. Особенно важную роль они играют при подготовке курсовых и дипломных работ, написании диссертаций, когда необходимо выйти за ограниченные рамки содержания учебников.
интегрированного набора средств обучения и пособий (отдельных для преподавателей и студентов), предназначенных как для самостоятельной работы, так и для аудиторных занятий. На сайте учебника размещен компьютерный тест IdeaLog, позволяющий студентам самостоятельно в интерактивном режиме идентифицировать различные идеологические ориентации, а также программа CrossTabs, позволяющая анализировать по любым сочетаниям факторов предпочтения и электоральное поведение избирателей с помощью аппарата математической статистики и электоральных данных. Здесь же доступен интерактивный практикум для студентов, дающий возможность исследовать в онлайновом режиме влияние СМИ на политический процесс посредством сравнительного анализа подачи текущих событий политической жизни различными СМИ. В распоряжение преподавателей и студентов предоставлено исчерпывающее собрание документов по тематике курса, вопросы для обсуждения и самопроверки, а также общий аннотированный указатель полезных веб-ресурсов. В качестве приложений приведены тексты основополагающих политических документов - Декларации независимости и Конституции США.
Инновационный характер этого Интернет-курса состоит прежде всего в том, что технологические возможности Интернета используются в нем для реализации развивающей модели образования, целью которой является не только и не столько сообщение обучаемому определенной суммы сведений, сколько максимальное развитие интеллектуального потенциала, способности интерпретировать на основе полученного знания смысл событий политической жизни, навыков самостоятельного мышления и профессиональной деятельности.
Интернет не только дает доступ к продвинутым средствам обучения, но и располагает мощными ресурсами для совершенствования управления учебным процессом, составления учебных программ и курсов. На сайтах Интернета собраны программы общих и специальных курсов по политологии университетов США и Западной Европы, а также Центральной и Восточной Европы и стран бывшего Советского Союза. Наряду с описанием содержания программ приводятся имена их авторов, списки литературы по курсу и прочая информация. Одним из таких сайтов является, например, сайт Центра программных ресурсов Цен-
трального Европейского университета (Curriculum Resource Center)1, на котором представлена богатая коллекция учебных программ, как западных университетов, так и университетов стран Центральной и Восточной Европы, а также другие учебные материалы. На многоязычном сайте Civitas International2 собраны учебные ресурсы по гражданскому образованию и воспитанию.
Подробную информацию об организации учебного процесса и содержании курсов и программ можно найти и непосредственно на официальных сайтах университетов. А если речь идет об американских университетах, то предварительно выбрать университет, с чьими программами полезно ознакомиться, поможет знание места, занимаемого его отделением политологии в ежегодно составляемом экспертами ранжированном ряду. Эту информацию также можно найти в Интернете.
Свои сайты активно создают сегодня и российские университеты. Так, например, программы курсов «Введение в политическую регионали-стику», «Сравнительная политология», «Политические партии и электоральная политика», «Введение в теорию международных отношений» и др. со списками рекомендованной литературы по темам можно найти на сайте Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Динамичная эволюция социальной действительности и рост знания о ней порождают проблему периодической переподготовки ученых и преподавателей. В США профессор университета раз в семь лет получает свободный год на повышение своей квалификации, в течение которого он может, например, стажироваться в качестве визитингпрофессора за рубежом.
Решение этих проблем лежит на пути развития системы непрерывного, доступного на протяжении всей жизни человека дистанционного интерактивного образования на базе телекоммуникационных технологий, которые снимают пространственно-временные и национальные ограничения. Обеспечивая каждому равный открытый доступ к образованию, Интернет способствует реализации основного принципа современных демократий - равенства возможностей. Дистанционное образование помогает учащемуся выбирать университет, диплом которого он стремится получить, программу и преподавателей. Интернет
1 Сетевой адрес <http://www.ceu.hu/crc/>.
2 Сетевой адрес <http://ris.unibel.by/local.idc?id=229>.
содержит ряд сайтов, обратившись к которым можно получить информацию о возможностях и программах дистанционного образования.
Большую ценность представляет информация в Интернете о международных и отечественных программах поддержки социально-гуманитарного образования, ориентированных как на образовательные учреждения, так и на отдельных индивидов - студентов, аспирантов, преподавателей, а также информация о программах поддержки исследо-ваний1.
Как показывает мировой опыт, высокое качество политического образования достигается там, где преподавание совмещается с исследовательской деятельностью, в которую вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты. Исходным «сырьем» для политических исследований и концептуально-теоретических построений, а также для насыщения конкретным содержанием учебных курсов, служит фактографическая и эмпирическая информация: данные опросов общественного мнения и электоральная статистика; официальная социально-экономическая и демографическая статистика; новостные программы СМИ и ретроспективные архивы информационных агентств; информация о структуре и деятельности политических институтов и субъектов политического процесса - органов власти и государственного управления, партий, общественно-политических движений и объединений, групп давления; законодательные акты, регламентирующие политический процесс; персоналии политических лидеров. Большую часть этой информации, как правило, бывает быстрее, удобнее и дешевле получить из Интернета. Политическая часть российского сегмента Интернета развивается чрезвычайно активно, что делает ее уникальным, а часто - безальтернативным источником информации для исследования политического процесса в России.
Не менее важной для политологов является уже обработанная информация - научное знание в форме результатов выполненных исследований и материалов их обсуждения научной общественностью.
1 Например, созданная Дж. Соросом программа HESP - The International Higher Education Support Program для региона Центральной и Восточной Европы и стран бывшего Советского Союза (http://www.osi.hu/hesp) или неправительственная международная программа INTAS Европейского сообщества по поддержке научного сотрудничества между Востоком и Западом (http://www.intas.be).
Информацию такого рода можно найти, прежде всего, в базах данных международных и национальных консорциумов политических исследований, таких как Межуниверситетский консорциум политических и социальных исследований, располагающий самым большим в мире электронным архивом исследовательских проектов, или Европейский консорциум политических и социальных исследований. Немецкая информационная служба по социальным наукам GESIS располагает базами данных по текущим проектам, архивом эмпирических исследований, данными опросов общественного мнения и пр. Подобную информацию размещают на своих сайтах и отечественные информационные и исследовательские центры, например, российский Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ или Центр политической конъюнктуры России. Материалы конференций, семинаров, круглых столов выставляют на своих сайтах политологические и другие ассоциации и фонды. Например, тот же Фонд Карнеги за международный мир или Ассоциация участников российско-американских академических обменов «Профессионалы за сотрудничество»1.
В Интернете существует множество проблемно-тематических сайтов, позволяющих политологам осуществлять мониторинг сферы своих научных интересов. Так, Мичиганский университет поддерживает сайт по сравнительным исследованиям электоральных систем, который содержит огромное число отсылок к научным отчетам, докладам, публикациям, периодическим изданиям и электоральной статистике по различным странам мира, включая новые демократии Восточной Европы; исследовательский центр по терроризму The Terrorism Research Center отслеживает на своем сайте проблему терроризма; Кельнский университет ведет двуязычную поисковую БД Gender Inn, обеспечивающую доступ к порядка 7 тыс. документов по теории феминизма и гендерным исследованиям.
Отдельного внимания заслуживают универсальные политологические сайты. Так, на сайте PolyCy <http://www.polsci.wvu.edu/PolyCy/ psteach.html> собраны отсылки к различным Интернет-ресурсам для политологии, сайт <spirit.lib/visconn.edu/polisci/polisci.htm> представляет собой узел ссылок (портал) на релевантные библиотеки, журналы, газетные архивы, исследовательские институты, некоммерческие
1 Сетевой адрес <www.prof.msu.ru>.
организации и правительственные агентства, ftp-серверы, группы новостей.
Интернет содержит большое количество ресурсов, которые не имеют прямого отношения к политическим исследованиям и образованию, но без которых невозможны интенсивное развитие политологии и расширение международного сотрудничества. Прежде всего, имеются в виду такие ресурсы, как электронные энциклопедии общего характера (например, Encyclopedia Britannica или Encyclopedia Americana), электронные словари и системы обучения иностранным языкам1, средства поиска документов, людей, организаций и электронных адресов в самом Интернете2, системы электронной почты и Интернет-телефония, эффективный инструментарий создания новых Интернет-страниц, рекомендации по поиску организаций, выделяющих гранты на поддержку исследований, обучения и развития образования (фандрайзингу), и подготовке заявок на гранты.
Особого внимания заслуживают ресурсы Интернета, влияющие на политическое участие граждан. В США, например, сайты как сторонников, так и противников ужесточения законодательства по владению и пользованию оружием в 2000 г. выводили на улицы американских городов многие сотни тысяч демонстрантов. Известный американский политолог Бенджамин Барбер (Benjamin Barber) в своей книге «Сильная демократия» еще 15 лет назад (в 1984 г.) писал о том, что возможности новых технологий могут быть использованы для усиления гражданского воспитания, обеспечения равного доступа к информации, объединения
1 По экспертным оценкам 2000 г., 78% сайтов в Интернете - англоязычные (http://www.berkeley.edu/news/media/releases/2000/10/18_info.html). Фактически, английский язык стал языком общения мирового академического сообщества, как в свое время латынь, которой ученые пользовались вплоть до Средневековья, и владение им является сегодня обязательным условием для плодотворного занятия политической наукой. Характерно, что даже такие записные патриоты, как КПРФ, на своем сайте стремятся дать хотя бы часть наиболее важных материалов на английском языке, и даже ультра национал-патриоты из Русского национального единства помещают тексты своих главных документов на английском языке (http://www.rne.org/vopd/english/english.shtml).
2 Например, сайт http://photophilia.net/isearch/ с адресами нескольких десятков поисковых машин, раздел сайта Библиотеки конгресса США http://lcweb.loc.gov/global/ search.html, или поисковая машина MSN http://search.msn.com/results.asp.
индивидов и институтов в сети, которые сделают возможным проведение заинтересованных дискуссий и дебатов, не ограниченных какими-либо пространственными границами, что в конечном счете приведет к трансформации американской демократии в динамический набор межличностных политических отношений и укрепит фундамент демократического правления. Каждый голос имеет право быть услышанным и обеспеченным для этого соответствующими средствами, а посему - коммуникационные технологии должны быть доступными для всех.
Хотя далеко не все ожидания реализовались на практике, не вызывает сомнений, что роль «социализирующих» ресурсов может оказаться особенно значимой для России, где только небольшая часть граждан имеет адекватное представление о демократии и рыночной экономике и где, как отмечали некоторые социологи, до 30-40% избирателей можно "настроить" на голосование за что и за кого угодно, для чего нужны лишь административная поддержка, деньги, политические технологи и контроль над электронными СМИ, открывающие широкие возможности манипулирования общественным мнением.
В отличие от электронных СМИ, которые находятся в сильной зависимости от контролирующей их власти и от политических интересов владельцев, Интернет по своей природе является более демократичной средой для выражения различных позиций. Открытое информационное пространство не может быть монополизировано ни одним субъектом коммуникации. Генетический плюрализм Интернета призван способствовать более полному осуществлению гражданами конституционного права на получение информации1 и, соответственно, формированию сознательного и информированного политического участия. С неизбежным расширением доступа к Интернету его влияние на политические процессы будет усиливаться.
Уже сегодня соперничающие политические элиты России активно осваивают Интернет, быстро перенимая западные технологии и стремясь использовать их возможности для мобилизации электората. Свои
1 В июле 2000 г. на Окинавской встрече глав стран «большой восьмерки» Президент РФ В.Путин вместе с другими лидерами «восьмерки» подписал Хартию глобального информационного общества, в которой признается право каждого человека иметь доступ к информации, существующей в сети Интернет. Подписавшие Хартию лидеры обязались способствовать реализации этого права в своих странах.
официальные сайты имеют различные структуры власти, партии и общественно-политические организации широкого спектра ориентации -от Либеральной России до Российского монархического союза и Русского национального единства. Персональные сайты создают политики и общественно-политические деятели, губернаторы, мэры, представители крупного бизнеса. Все более популярным способом общения политиков с народом становятся Интернет-конференции, обладающие большим эффектом массовости по сравнению с радио и ТВ, которые ограничены временем и регионом вещания. Помимо сравнительной простоты организации и рентабельности Интернет-конференции позволяют «фильтровать» неудобные для политика вопросы, в то же время создавая у участников ощущение личной сопричастности к политике высокого уровня, чего не дают другие средства массовой информации и коммуникации, а также массовые митинги, где личность выступает в роли статиста.
Около 50 российских сетевых информационных агентств, а также Интернет-версий СМИ предлагают пользователям Рунет свои варианты новостей и аналитические материалы.
Наряду с партиями в Рунете представлены правозащитные и экологические организации, профсоюзы, «третий сектор» (НКО, НГО), другие структуры нарождающегося гражданского общества. В Рунете появляются сайты публичной политики, типа Интернет-парламента или Гражданского форума.
Появление Интернета как качественно новой коммуникационной среды и расширение доступа к нему может иметь последствия для эволюции политической системы информационного общества, сопоставимые по своей значимости с последствиями расширения избирательного права в эпоху индустриализации на все дееспособное население.
Последнее привело в конце XIX - начале XX в. к созданию массовых политических партий, артикулирующих и представляющих групповые интересы граждан. Они взяли на себя роль основных посредников между обществом и государством и стали важнейшим политическим институтом представительной демократии. И сегодня не существует ни одной «беспартийной» либеральной демократии. Но в информационном обществе начала XXI в. функция выявления и артикуляции общественных интересов, являвшаяся изначально прерогативой политических партий, перешла к многочисленным СМИ, общественным организациям, организованным группам интересов,
социологическим центрам и структурам органов власти и управления -обязательной принадлежностью публичных Интернет-сайтов становится форум, где посетителям предлагается выразить свое мнение по тем или иным проблемам общества и поучаствовать в открытой дискуссии.
В 2000 г. в США был запущен проект по созданию портала, рассчитанного на ежедневное посещение 100 млн. пользователей, который объединил порядка 20 тыс. сайтов государственных учреждений. Президент Б.Клинтон, представляя портал, предложил считать его высокотехнологичным, скоростным и дружественным правительством1. Программы развития Единой правительственной сети были приняты в 18 (на июль 2001 г.) странах, включая Россию, а идея «электронного правительства» становится главной темой даже в тех странах, которые сегодня еще значительно отстают в освоении Интернета.
При электронном правительстве посредническая функция политических партий становится излишней, что радикально меняет парадигму политического участия, гражданского общества и, в конечном счете, партийной демократии в целом. Не случайно, идея прямого народовластия, постоянно присутствовавшая в политическом дискурсе в качестве оппонента представительной демократии, получает сегодня новое дыхание. Прямая демократия как форма правления возникла в античных полисах. Физическим критерием ее применимости в отсутствие коммуникационных технологий (если не считать таковой акустические качества амфитеатра) служило расстояние, на котором собравшиеся одновременно на площади полиса граждане могли общаться с обращающимся к ним оратором. Этот критерий ограничивал величину социума, в котором возможна прямая демократия, несколькими тысячами человек. Интернет как инфокоммуникационная среда снимает сегодня это пространственное ограничение и усиливает позиции сторонников
1 Его дальнейшее развитие считается первоочередной задачей, и в ближайшие три года на эти цели будет израсходовано 100 млн. долл. Как заявил представитель Администрации президента США: «Интеренет обещает сделать всю систему управления более прозрачной, а значит, граждане смогут, наконец, пробиться сквозь бюрократические заслоны, свободно получать необходимую информацию и вести дела. Процесс управления будет доступен не только кучке лидеров, сидящих в Вашингтоне, но и всем добросовестным гражданам» (А.Андреев. Виртуальный переворот в отдельно взятой стране //Известия, июль 2001.
плебисцитарной демократии, которые считают, что чем больше вопросов выносится на всенародный референдум, тем демократичнее система правления.
Конечно, влияние Интернета на политические процессы и институты далеко не однозначно. Оно все больше привлекает к себе внимание политологов. В Американской ассоциации политической науки этими проблемами занимается отдельная секция «Информационные технологии и политика» (Information Technology and Politics Section), выпускающая свое издание - ITP newsletter1. В каталоге веб-ресурсов по политической науке Мичиганского университета имеется срециальная рубрика «Кибергражданство» (Cybercitizenry), под которой собраны материалы исследований влияния Интернета на политическое участие граждан.2
Таким образом, можно констатировать, что Интернет создает качественно новую инфокоммуникационную инфраструктуру для политического участия, политологии и политологического образования. Он снимает пространственно-временные преграды на пути обмена информацией и порождает новые формы международного сотрудничества исследователей и преподавателей, позволяет обеспечивать совместимость учебных программ и приблизить уровень образования в России к международным стандартам. Интернет способен решать многие проблемы информационного обеспечения исследований, комплектования учебных и научных библиотек, повышения квалификации преподавателей, внедрения инновационных средств обучения, которые особенно остро проявляются в регионах.
Но огромный инновационный потенциал Интернета используется сегодня далеко не в полной мере. И не только из-за хорошо известных финансовых и материально-технических проблем отечественной науки и образования, на преодоление которых ориентировано большинство государственных и негосударственных программ. Пока что освоение Интернета идет по экстенсивной модели - расширение точек доступа и увеличение количества Home-pages в Рунете, далеко не все из которых обладают какой-либо информационной ценностью. Сегодня уже имеется порядка 2,5 млрд. документов в непосредственном доступе только «на поверхности» Интернета, и это число увеличивается в среднем на
1 На сайте <http://lilt.ilstu.edu/gmklass/ITPnews/>.
2 Сетевой адрес <http://www.lib.umich.edu/govdocs/stpolisc.html#cybercitizenrv>.
7,3 млн. страниц в день. Число же документов в «глубинах» Интернета -в связанных с ним базах данных, на «динамических» страницах и Интранет-сайтах - на порядок выше. Большая часть этих ресурсов открыта для свободного доступа1. Темпы роста объема ресурсов Интернета и расширения доступа к нему намного превышают возможности освоения этих ресурсов теми, для кого они предназначены.
Развитая система взаимных ссылок на сайтах, узкопрофильные и универсальные порталы, разнообразные URL (Uniform Resource Locators) и URN (Universal Resource Names), а также поисковые машины образуют в своей совокупности поисковый аппарат, позволяющий пользователю применять разнообразные когнитивные стратегии ассоциативного поиска для нахождения нужных ресурсов2. Но лишь немногие из политологов, преподавателей, аспирантов и студентов способны уверенно ориентироваться в информационном континууме «Всемирной паутины», преодолевая имманентно присущий ее самоорганизующейся природе «информационный хаос».
Институтом научной информации по общественным наукам РАН подготовлен к изданию аннотированный путеводитель по ресурсам Рунета, включающий более 600 важнейших сетевых адресов, который, как надеются его составители, должен способствовать более продуктивному использованию возможностей Рунета в политической науке и преподавании политологии, а также более информированному и рациональному политическому участию.
1 UC Berkeley professors measure exploding world production of new information, 18.10.2000 //<http://www.berkeley.edu/news/media/releases/2000/10/18_info.html>.
2 По некоторым экспертным оценкам, число поисковых машин, каталогов, порталов и URL в Интернете составляет сегодня около 100 тыс.
Приложение
Некоторые ресурсы Рунета для политологии и политического образования1 .
ИНИОН РАН - Институт научной информации по общественным наукам РАН. Электронный каталог и базы данных. Около 2 млн. библиографических записей. Возможность заказа электронных копий фрагментов изданий из 13-миллионных фондов библиотеки ИНИОН.
• www.inion.ru
Справочные материалы Национальной службы новостей - сведения о структуре федеральной власти России, политических партиях и общественных организациях, группах влияния. Биографии известных людей.
• http://www.nns.ru/library.html
Политика на сервере Cityline - сведения о политическом устройстве России, территориальном составе, СМИ. Ссылки на страницы российских политических партий и государственных организаций. Информация о выборах различного уровня, избирательное законодательство.
• http://www.cityline.ru/politika
«Официальная Россия» - доступ к Сети государственной власти РФ (RGIN) с официальными материалами, относящимися к деятельности органов государственной власти.
• http://www.gov.ru/
Информационный канал Совета Федерации ФС Российской Федерации.
• http://www.akdi.ru/sf/akdi.HTM
1 Выборка сетевых адресов из: РЕСУРСЫ РУНЕТА ПО ПОЛИТИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ: Краткий аннотированный путеводитель по сетевым ресурсам. Готовится к печати.
Информационный канал Государственной Думы ФС Российской Федерации.
• http://www.akdi.ru/gd/akdi.HTM
Портреты и рейтинги политических деятелей - на сервере Фонда «Общественное мнение».
• www.fom.ru
Российские политические партии и движения - каталог сетевых адресов и справочники.
• http://no-cache.partinform.ru/Link.htm
Media Atlas.Ru - энциклопедия российской прессы.
• http://www.mediaatlas.ru/
СМИ.Ru - ежедневное сетевое издание - оперативный анализ, систематизация и комментарии публикаций Интернет-СМИ общественно-политической направленности.
• www.smi.ru
ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуски, публикации, дайджест последнего номера и предыдущие номера журнала «Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения»,
• http://www.wciom.ru/
Горбачёв-Фонд - международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований. Проекты, конференции, благотворительная деятельность, форум. Периодические издания, издания Фонда за 1991-2001 гг.
• http://www.gorby.ru/
Московский общественный научный фонд (МОФН) - информация о структуре, программах и проектах Фонда, библиотека Фонда (научные доклады, монографии, учебная литература).
• http://www.mpsf.org/
Московский центр Карнеги - Центр публикует сборники статей, монографии, справочные и периодические издания, брошюры - в общей сложности до 20 наименований в год, а также выпускает ежеквартальный журнал «Pro et Contra», серию «Рабочие материалы» и ежемесячные «Брифинги» на русском, английском, либо на обоих языках. Представлена богатая библиотека публикаций Центра в формате PDF.
• http://www.carnegie.ru/
МФИС - Международный фонд избирательных систем (Московское отделение). Сервер содержит более 2500 англо- и русскоязычных материалов по разнообразной тематике, начиная с избирательного права и его реализации и кончая материалами для просвещения электората и развития НКО. Законы и подзаконные акты РФ о выборах, документы Центральной избирательной комиссии РФ по выборам 1995-1996 гг., отчеты наблюдателей и пр.
• http://www.ifes.ru/
РОМИР - независимый российский исследовательский центр. В открытом доступе - обзоры последних социально-политических исследований. (Общество. Политика. Выборы.)
• www.romir.ru
ФОМ - Фонд «Общественное мнение». Политика. Государство (рейтинги институтов общества и власти, человек и государство, законодательная, исполнительная и судебная власти). Общество (институты общества, СМИ, Интернет, экология, социология). Личности (портреты политических и общественных деятелей). Повседневность и пр. На сервере около 8.000 документов, еженедельный бюллетень социологических сообщений «ФОМ-ИНФО».
• www.fom.ru
Фонд эффективной политики (ФЭП) — президент Глеб Павловский. Информационно-аналитические услуги государственным, общественным и коммерческим структурам в области планирования, управления и проведения избирательных и пропагандистских кампаний, занимается созданием и поддержкой различных информационных ресурсов в Интернете.
• http://www.fep.ru/
Российская ассоциация политической науки - информация об Ассоциации и ее мероприятиях. Издания РАПН. Каталог ресурсов политолога.
• www.rapn.ru
Центр исследований постиндустриального общества - представлено большое количество текстов по проблемам постиндустриального общества - книги, брошюры, диссертации, журнальные и газетные статьи, переводы, обзоры, в основном современных авторов.
• http ://www.po stindustrial.ru/info.shtml
«Полис - Политические исследования» - научный и культурно-просветительский журнал, выходит шесть раз в год. Архив включает указатель публикаций, авторов и рубрик за все годы и полные тексты за 1995, 1999, 2000 гг., а также последний выпуск. Ведется работа по размещению в архиве публикаций за 1991-1998 гг. Раздел «Информация для политологов» содержит сведения о готовящихся научных мероприятиях, отчеты о прошедших конференциях, семинарах и пр. В разделе «Ресурсы политического образования в России» представлены учебные программы, методические материалы и пособия. Дается информация о выходе новых книг по политологии, а также рецензии на некоторые недавно опубликованные издания.
• www.politstudies.ru
Политология в России - научно-образовательный сайт СПб университета. Каталог бакалаврских, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций и курсовых работ: Систематический каталог статей. Аннотации и фрагменты текстов новых публикаций. Список педагогических университетов и институтов с кафедрами политологии. Государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы по политологии. Информация о конференциях и грантах. Каталог ресурсов.
• http://www.polit.spb.ru/
Политика и Интернет - на сервере «Российская сеть» информаци-
Сн-ного общества. Журналы.
Публикации. Хорошая
подборка монографий, статей, авторефератов диссертаций по теме.
• http://www.isn.ru/index124.shtml
«Выборы в России» - Интернет--журнал, освещает новости исполнительной и представительной власти и избирательного процесса. Учредитель - Центр социальных исследований «CSR». Новости. Архив публикаций. Свежие газеты. Политика в WWW. Технология кампаний. Исследования (Полные тексты). Выборы - справочник. Законы о выборах.
• http://www.vybory.ru/
«Выборы. Законодательство и технологии» - электронная версия ежемесячного журнала на сервере Независимого института выборов.
• http://www.vibory.ru/journal.html
«Конституционное право: Восточноевропейское обозрение» - издается ежеквартально Институтом права и публичной политики. Включает переводы статей из «East European Constitutional Review» (Главный редактор Стивен Холмс), а также статьи, подготовленные специально для русского издания. Часть выпусков (1999-2000) доступна в формате PDF.
• http://www.ilpp.ru/kpvo/index.html
«Мировая экономика и международные отношения» - на сервере «Полиса» представлено содержание выпусков журнала за 2001 г. и полнотекстовые (заархивированные) версии большинства статей по проблемам политологии, политической социологии, регионалистике.
• http://www.politstudies.ru/friends/index.htm
Auditorium - электронная библиотека на информационно-образовательном портале Auditorium.ru. Содержит более 200 тыс. стр. учебных и научных материалов по социальным и гуманитарным дисциплинам, включая, политологию, около 3 тыс. библиографических описаний и ссылок, свыше 1500 персоналий.
• http://auditorium.ru/
Научная электронная библиотека - более 1 тыс. журналов 15 отечественных и зарубежных академических издательств по различным областям научных знаний, включая полимтическую науку. Полные тексты статей в формате PDF.
• http://elibrary.ru/
Национальная электронная библиотека (НЭБ) - крупнейший в мире электронный архив русскоязычных открытых информационных источников. Содержит материалы газет, журналов, агентств, информационно-аналитических институтов, теле- и радиостанций (более 500 средств массовой информации), современных и опубликованных до 1994 г., практически из всех регионов России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Единое поисковое пространство объединяет более 9 млн. документов из более чем 2 тыс. информационных источников. НЭБ выпускает еженедельные и ежедневные тематические обзоры, включая такие области, как внутренняя и международная политика, макроэкономика, прогнозируемые отставки и назначения во властных центральных и региональных структурах.
• http://nel.nns.ru/
Российские серверы с информацией о грантовой поддержке:
Федеральный сервер Российской Национальной Сети
• www.csa.ru
Сервер Министерства общего и профессионального образования
РФ
• www.informika.ru