Помним...
«ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ БОНДАРЕВСКИХ „БАТАЛЬОНОВ..."»
Василь Быков
Юрий Васильевич Бондарев
(15 марта 1924 — 29 марта 2020)
Писатель-классик новейшего времени, поистине народный писатель. Дебютировал в 1949 году публикацией рассказов в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». Первая фронтовая повесть «Батальоны просят огня» (1957). Затем «Последние залпы», «Тишина» и «Двое», наконец, вышедший в 1970 году, уже классический «Горячий снег»... В 70-е гг. Юрий Бондарев обратился к теме интеллигенции, определяющей многие позиции в обществе времён застоя. Тетралогия «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» стала бондаревским предощущением наступающего кризиса предперестроечного общества. В 90-е гг. опубликованы «Непротивление» и «Бермудский треугольник».
Книги Юрия Бондарева переведены на 85 языков.
С середины 1960-х гг. началась работа над сценариями художественных фильмов по произведениям Юрия Бондарева: киноэпопеей «Освобождение», кинокартинами «Последние залпы», «<49 дней», двумя экранизациями романа «<Тишина», позднее — «(Горячий снег», «<Берег», «Батальоны просят огня», «Выбор».
«От нас ушёл последний классик военной («лейтенантской») прозы...» — звучит сегодня с голубых экранов нашей страны в непростое для неё время. Боль этой утраты отозвалась в сердцах россиян особо.
Стать классиком для современников - удел немногих. Юрий Бондарев, по примеру своего героя, «давно усвоил, что на войне лишние слова — это
" " "П
пыль, заволакивающая порой истинное положение вещей». В его книгах о Великой Отечественной: «Горячий снег», «Тишина», «Батальоны просят огня» — лишних слов не было. Да и мог ли писатель, не понаслышке знакомый с той самой солдатской окопной правдой, выгрызавший по сантиметру родную землю у фашистов под Сталинградом, форсировавший Днепр, освобождавший Киев и города Чехословакии, дважды удостоенный медалями «За отвагу», — мог ли такой писатель не дорожить словами, когда говорил о самом главном?
Литературный дебют Юрия Бондарева состоялся в рубежном 1953 году. Рассказывая о войне, а потом — о драматичном поствоенном пути советской интеллигенции, писатель словно нёс в себе духовный посыл «оттепели» — не бояться говорить правду.
В его осмыслении войны было много от Льва Толстого (неслучайно роман 1996 года назван созвучно толстовскому учению — «Непротивление», а в 2013-ом Юрий Бондарев был удостоен литературной премии «Ясная поляна»). Писатель называл войну сумасшествием — и преклонялся перед лишённым патетики, простодушно-совестливым подвигом народа своей Родины.
Два месяца оставалось до 75-летия Великой Победы... Но мы будем читать с детьми книги писателя, всей семьей пересматривать снятые по его сценариям фильмы. И 9 мая 2020 года Юрий Бондарев встретит с нами — в строю сотен тысяч героев Бессмертного полка победителей.
Е. Е. Машкова
Кандидат филологических наук, Крымский инженерно-педагогический университет
имени Февзи Якубова
Юрий Бондарев писал и говорил:
«Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познаёт и воспитывает себя, а затем — читателей».
«...несмотря на разномыслие конфликтующих сторон, страстно хотелось бы убедиться, что творческий человек не двоичен в позиции моральных правил, что литература не мания grandiosa, не клиника самолюбий, зависти и вражды и не суета сует».
«...писатель по-прежнему остаётся строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире — человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».
«Нам нет смысла разрушать старый мир до основания, нам не нужно вытаптывать просо, которое кто-то сеял, поливая поле своим потом, нам не надо при могучей помощи современных бульдозеров разрушать фундамент ещё непостроенного дворца, забыв о главной цели — о перепланировке этажей.
Нам нет нужды строить библейскую Вавилонскую башню для того, чтобы разрушить её или, вернее, увидеть её в саморазрушении, как несостоявшееся братство не понявших друг друга людей. <...> Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью. Человеку противопоказано быть подопытным кроликом, смиренно лежащим под лабораторным скальпелем истории. Мы, начав перестройку, хотим, чтобы нам открылась ещё непознанная прелесть природы, всего мира,
/—>• с/ с/ * с/
событий, вещей, и хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда.
..Мы слишком хорошо знаем, что вкус этой единственной неповторимой жизни солон и горьковат, потому что с детства большинство людей цивилизации приучены к сладкому.».
«...великие качества человечности — любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта — все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их».