Научная статья на тему '"ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ БОНДАРЕВСКИХ "БАТАЛЬОНОВ...“". ПАМЯТИ ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА'

"ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ БОНДАРЕВСКИХ "БАТАЛЬОНОВ...“". ПАМЯТИ ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ БОНДАРЕВСКИХ "БАТАЛЬОНОВ...“". ПАМЯТИ ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА»

Помним...

«ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ БОНДАРЕВСКИХ „БАТАЛЬОНОВ..."»

Василь Быков

Юрий Васильевич Бондарев

(15 марта 1924 — 29 марта 2020)

Писатель-классик новейшего времени, поистине народный писатель. Дебютировал в 1949 году публикацией рассказов в журналах «Огонёк», «Смена» и «Октябрь». Первая фронтовая повесть «Батальоны просят огня» (1957). Затем «Последние залпы», «Тишина» и «Двое», наконец, вышедший в 1970 году, уже классический «Горячий снег»... В 70-е гг. Юрий Бондарев обратился к теме интеллигенции, определяющей многие позиции в обществе времён застоя. Тетралогия «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» стала бондаревским предощущением наступающего кризиса предперестроечного общества. В 90-е гг. опубликованы «Непротивление» и «Бермудский треугольник».

Книги Юрия Бондарева переведены на 85 языков.

С середины 1960-х гг. началась работа над сценариями художественных фильмов по произведениям Юрия Бондарева: киноэпопеей «Освобождение», кинокартинами «Последние залпы», «<49 дней», двумя экранизациями романа «<Тишина», позднее — «(Горячий снег», «<Берег», «Батальоны просят огня», «Выбор».

«От нас ушёл последний классик военной («лейтенантской») прозы...» — звучит сегодня с голубых экранов нашей страны в непростое для неё время. Боль этой утраты отозвалась в сердцах россиян особо.

Стать классиком для современников - удел немногих. Юрий Бондарев, по примеру своего героя, «давно усвоил, что на войне лишние слова — это

" " "П

пыль, заволакивающая порой истинное положение вещей». В его книгах о Великой Отечественной: «Горячий снег», «Тишина», «Батальоны просят огня» — лишних слов не было. Да и мог ли писатель, не понаслышке знакомый с той самой солдатской окопной правдой, выгрызавший по сантиметру родную землю у фашистов под Сталинградом, форсировавший Днепр, освобождавший Киев и города Чехословакии, дважды удостоенный медалями «За отвагу», — мог ли такой писатель не дорожить словами, когда говорил о самом главном?

Литературный дебют Юрия Бондарева состоялся в рубежном 1953 году. Рассказывая о войне, а потом — о драматичном поствоенном пути советской интеллигенции, писатель словно нёс в себе духовный посыл «оттепели» — не бояться говорить правду.

В его осмыслении войны было много от Льва Толстого (неслучайно роман 1996 года назван созвучно толстовскому учению — «Непротивление», а в 2013-ом Юрий Бондарев был удостоен литературной премии «Ясная поляна»). Писатель называл войну сумасшествием — и преклонялся перед лишённым патетики, простодушно-совестливым подвигом народа своей Родины.

Два месяца оставалось до 75-летия Великой Победы... Но мы будем читать с детьми книги писателя, всей семьей пересматривать снятые по его сценариям фильмы. И 9 мая 2020 года Юрий Бондарев встретит с нами — в строю сотен тысяч героев Бессмертного полка победителей.

Е. Е. Машкова

Кандидат филологических наук, Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова

Юрий Бондарев писал и говорил:

«Работа над словом, поиски сюжета, конфликтов — суть познание, а не художественное упражнение. Автор познаёт и воспитывает себя, а затем — читателей».

«...несмотря на разномыслие конфликтующих сторон, страстно хотелось бы убедиться, что творческий человек не двоичен в позиции моральных правил, что литература не мания grandiosa, не клиника самолюбий, зависти и вражды и не суета сует».

«...писатель по-прежнему остаётся строителем самого хрупкого и самого высокого храма в мире — человеческой души, и нет более важного смысла в литературе, чем совершенствование человека. Без этого всякое художество и все философские формулы бессмысленны».

«Нам нет смысла разрушать старый мир до основания, нам не нужно вытаптывать просо, которое кто-то сеял, поливая поле своим потом, нам не надо при могучей помощи современных бульдозеров разрушать фундамент ещё непостроенного дворца, забыв о главной цели — о перепланировке этажей.

Нам нет нужды строить библейскую Вавилонскую башню для того, чтобы разрушить её или, вернее, увидеть её в саморазрушении, как несостоявшееся братство не понявших друг друга людей. <...> Мы против того, чтобы наш разум стал подвалом сознания, а сомнения — страстью. Человеку противопоказано быть подопытным кроликом, смиренно лежащим под лабораторным скальпелем истории. Мы, начав перестройку, хотим, чтобы нам открылась ещё непознанная прелесть природы, всего мира,

/—>• с/ с/ * с/

событий, вещей, и хотим спасти народную культуру любой нации от несправедливого суда.

..Мы слишком хорошо знаем, что вкус этой единственной неповторимой жизни солон и горьковат, потому что с детства большинство людей цивилизации приучены к сладкому.».

«...великие качества человечности — любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта — все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.