ти при ожоге, осложненном кровопотерей, освещены в литературе недостаточно.
Экспериментальные исследования на 67 беспородных собаках обоего пола массой от 5 до 27 кг показали, что гипо-волемический шок при кровопотере объемом 21-27 мл/кг на фоне глубокого термоожога 5% поверхности тела обусловливает развитие синдрома полиорганной недостаточности (СПОН), одним из проявлений которой является острая почечно-печеночная недостаточность (ОПГ1ЧН), подтверждаемая морфофункииональными изменениями печени и почек, показателями водно-электролитного, азотистого баланса, кислотно-основного состояния крови, нарастанием эндотоксикоза и приводящая к гибели всех животных в течение первых 1,87 ч.
Опыты показали высокую селективную емкость сорбента отечественного производства СКН-2М к мочевине, кре-атинину (показатель элиминации 18,7 и 12,5%, соответственно). Наиболее эффективно после сеанса детоксикации снижался уровень АлТ и АсТ (до 78 и 81%) и количество молекул средней молекулярной массы (до 72%). Быстрое удаление продуктов эндогенной интоксикации на фоне адекватной инфузионной терапии способствовало нормализации субкомпенсированных и декомпенсированных процессов в организме.
Кроме того, после сеанса экстракорпоральной гемосорб-ции отмечались восстановление структуры долек печени и выраженный клеточный полиморфизм, хотя сохранялись пе-риваскулярный отек и лейкоцитарная инфильтрация вокруг сосудов. Оказалось сниженным количество темных клеток и наблюдалась вакуолизация гепатоцитов и нефронов.
Таким образом, экстракорпоральная гемосорбция в комплексной многокомпонентной терапии ОГТПЧН является эффективным методом коррекции волемических и грубых метаболических нарушений и может считаться патогенетически обоснованным и эффективным способом лечения проявлений эндогенной интоксикации в остром периоде при комбинированных поражениях, обусловленных ожогом и кровопотерей.
61. А.В.Садин
МОДУЛЯЦИЯ ПОЧЕЧНЫХ ЭФФЕКТОВ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНЫХ И НООТРОПНЫХ СРЕДСТВ СОЛЕВЫМ РЕЖИМОМ г. Иваново, Россия
A. V.Sadin
MODULATION OF RENAL EFFECTS OF CEREBROVASCULAR AND NOOTROPIC AGENTS BY THE SALT REGIMEN -
В лечении нарушений мозгового кровообращения (НМК) велико значение устранения отека головного мозга. Обычно для этого используют диуретики. Собственные ренальные эффекты большинства цереброваскулярных и ноотропных средств почти не изучены. На эффективность коррекции НМК влияет солевой состав рациона, при избытке NaCI выраженность ишемии и отека головного мозга максимальна [Штрыголь С.Ю. и др., 2000]. Представляется перспективным применение заменителя поваренной соли гипосола, разработанного на кафедре фармакологии Ивановской государственной медицинской академии [Бранчевский Л.Л., патент РФ № 1375237]. Цель настоящего исследования — выяснить ренальные эффекты цереброваскулярных средств в интактном организме и на модели глобальной церебральной ишемии при разных солевых режимах.
Белые крысы были разделены на 3 группы. В 1-й серии они получали для свободного питья, соответственно, воду (контроль) и 1 % водные растворы NaCI и гипосола в течение 1 мес. Затем в опытах с водной нагрузкой оценивали выделительную функцию почек. Через 2-3 дня под нарко-
зом подводили провизорные лигатуры под обе общие сонные артерии. На следующий день после затягивания лигатур определяли влияние церебролизина (0,5 мл/кг), инсте-нона (0,08 мл/кг), кавинтона (1,5 мг/кг) или пирацетама (200 мг/кг), вводимых в вену, на функцию почек. Во 2-й серии опытов у наркотизированных крыс после предварительной минерализации рациона флоуметрически определяли кровоснабжение почек.
У интактных крыс, в сравнении с контролем, гипернатриевый рацион снижал кровоток в почках, гидро- и калий-урез, но увеличивал натрийурез. Гипосол увеличивал все исследуемые показатели. При обычном рационе цереброли-зин и пирацетам (но не кавинтон или инстенон) достоверно увеличивали выделительную функцию и кровоснабжение почек.
У крыс с моделью НМК гипосол значительно усиливал кровоток и выделительную функцию почек, a NaCI увеличивал только экскрецию натрия. Церебролизин и инстенон при гипернатриевом рационе не влияли на кровоток и гидроурез, но достоверно повышали натрий- и калийурез. На фоне гипосола эти препараты увеличивали все определяемые показатели. Кавинтон при всех солевых режимах не оказывал заметного влияния на почки. Пирацетам только на фоне гипосола достоверно увеличивал исследуемые показатели.
Таким образом, пирацетам и церебролизин обладают мочегонным свойством и повышают кровоснабжение почек, особенно при частичном замещении поваренной соли ги-посолом. Эти эффекты важны в условиях НМК.
62. И.П.Слинькова
ВСАСЫВАНИЕ ВОДЫ И РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ В ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОМ ТРАКТЕ ВЗРОСЛЫХ КРЫС И КРЫСЯТ WEANLING ПЕРИОДА г. 11овосибирск, Россия
I.P.SIinkova
ABSORPTION ОГ WATER AND SOLUTIONS OF ELECTROLYTES IN THE DIGESTIVE TRACT OF ADULT AND WEANLING RATS
Всасывание жидкости в пищеварительном тракте зависит от различных факторов, в числе которых — ионный состав полостного раствора, его тоничность, объем и водно-солевой статус организма. Известно, что эффективность этого процесса изменяется в процессе онтогенеза. Одним из наиболее интересных для исследования в этом отношении является период перехода от молочного вскармливания к самостоятельному потреблению твердой пищи, когда крысята перестают гарантированно получать достаточное количество воды в составе молока.
В данной работе проводилось изучение особенностей всасывания жидкости в пищеварительном тракте взрослых крыс и крысят 18—24-дневного возраста в зависимости от ее ионного состава. С этой целью животным перорально вводили: воду, раствор Рингера, 1% раствор хлорида калия (KCl) и 5% раствор хлорида натрия (NaCI) из расчета 5мл/100 г массы тела. Эффективность всасывания жидкости оценивали по разности масс желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), извлеченного сразу же после нагрузки (контроль) и через 15, 30 и 60 минут после нагрузки (опыт) и рассчитывали в процентах от введенного количества.
У взрослых животных в первый 30-минутный интервал наиболее интенсивно всасывалась вода, в меньшей степени — раствор KCl и совсем незначительно — раствор Рингера. Во второй половине наблюдения (т. е. по мере продвижения содержимого ЖКТ в дистальном направлении) эффективность транспорта воды и раствора KCl уменьшалась, а раствора Рингера — существенно возрастала. За 30 мин во внутреннюю среду переходило не более 60% от введенных на-
грузок. 5% раствор NaCl вызывал переход жидкости в полость ЖКТ (по осмотическому градиенту).
У крысят была обнаружена иная динамика транспорта тех же растворов. Так, раствор Рингера всасывался также эффективно, как и вода уже в первые 15 мин наблюдения, а за 60 мин происходило практически полное их всасывание. Гипертонический раствор NaCl вызывал у крысят более мощный отток воды из внутренней среды в просвет ЖКТ.
Более интенсивное всасывание гипо- и изотонического растворов у крысят нельзя объяснить натрийзависимым транспортом воды в этих условиях, поскольку валовый нет-то-поток натрия в этих условиях у крысят был таким же или меньшим, чем у взрослых животных.
Проведенное исследование позволяет предполагать, что усиленное всасывание жидкости в пищеварительном тракте крысят-отъемышей, имеющее, по-видимому, приспособительное значение, связано с более высокой проницаемостью кишечной стенки и (или) ролью аквапоринов.
63. Е.И.Соленое, Г.С.Батурина, В.В.Нестеров, Г.Р.Ходус, Л.Н.Иванова РЕГУЛЯЦИЯ ВАЗОПРЕССИНОМ ВОДНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ ЭПИТЕЛИЯ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ТРУБОК КРЫСЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ г. Новосибирск, Россия
E.I.Solenov, G.S.Baturína, V.V.Nesterov, G.R.Khodus, L.N.Ivanova
VASOPRESSIN REGULATION OF WATER PERMEABILITY OF THE COLLECTING TUBULE EPITHELIUM OF RATS IN ONTOGENESIS
Цель настоящего исследования состояла в оценке изменений водной проницаемости тотальной поверхности и ба-золатеральной мембраны клеток собирательной трубки наружного мозгового вещества почки (OMCD) в постнаталь-ном онтогенезе и действия dDAVP (агониста рецепторов вазопрессина V2) на эти параметры.
Коэффициент кажущейся водной проницаемости Pf оценивали по скорости набухания клеток при переходе из гипертонической (600 моем) среды в изотоническую (300 моем). Pf тотальной поверхности измеряли на клетках открытых концов изолированных фрагментов OMCD. Рг базолатеральной мембраны оценивали на канальцах, в которых апикальная мембрана была блокирована каплей масла, введенной в просвет. Использовали три группы животных: 12- и 25-дневные крысята и взрослые крысы. Pf тотальной клеточной поверхности у 12-дневных крысят составил 4,4- 10~3±0,6-10~3 см/с, dDAVP не изменял Pf в этой группе. У 25-дневных и взрослых животных dDAVP увеличивал Pf тотальной клеточной поверхности с 4,6- 10-3±0,3- 10~3 до 6,2- 10~3±0,3- Ю-3 см/с (р<0,05) и с 6,0- 10~3±0,7 • Ю-3 до 19 • 10~3±3 • 10~3 см/с (р<0,01), соответственно. Pf базолатеральной мембраны у 12-дневных крысят не изменялся при действии dDAVP. В то же время, у взрослых крыс dDAVP повышал базолатеральную Pf от 5,2- 10~3±0,7 • 10~3 до 9,7- 10-3±1,8 • 10~3 см/с (р<0,05). Результаты РТ-ПЦР свидетельствуют, что инкубация срезов мозгового вещества почки с dDAVP (Ю-7 моль, 30 мин, t=37 °С) приводит к повышению содержания мРНК AQP3 у 60-дневных крыс.
Результаты этого исследования свидетельствуют, что во время постнатального онтогенеза формируются механизмы регуляции вазопрессином водной проницаемости как апикальной, так и базолатеральной мембраны.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 99-04-49745.
64. Т.С.Сулаквелидзе
ОБ ИНАКТИВАЦИИ ОКСИТОЦИНА ЛИКВОРОМ г. Махачкала, Россия
T.S.Sulakvelidze
ON LIQUOR INACTIVATION OF OXYTOCIN
Исследовано содержание окситоцина в плазме крови и ликворс, полученных при одновременном заборе образцов у собак (п=25) проколом вены и субокципитальной пункцией большой цистерны мозга. На фоне гипергилратации животных, вызванной инфузией в течение часа 0,07 моль хлористого натрия со скоростью 0,75 мл/(мин • кг) в вену, содержание окситоцина в ликворе составило 22,35±9,19 мМЕ/л, а в плазме крови уровни гормона более чем в 60 раз превысили таковые в ликворе. Для выяснения одной из возможных причин такой «диспропорции» поставлена, в частности, задача изучить степень включения ферментных систем по инактивации (связыванию) окситоцина жидкими средами. Для этого в образцы плазмы и ликвора, которые выдерживались in vitro при 26-27 "С в течение 15, 30, 45, 60, 75, 90, 105, 120 мин, помещали последовательно кусочки молочной железы (КМЖ) лактирующей крысы и регистрировали время выброса ими молока. Выявлено, что наступление времени выброса молока КМЖ, по которому мы судили об окситоциновой активности, удлинялось с увеличением времени выдерживания проб (р<0,001). Обработка большого цифрового материала на ЭВМ «Наири» показала, что это удлинение в образцах, полученных от собак, находившихся в условиях обычной гидратации, было значимым (р<0,001) уже к 30-й минуте инкубации. После процедуры с гипергидратацией образцы ликвора животных теряли окситоциновую активность в последовательные 15-минутные отрезки времени со значимо меньшей скоростью (р<0,01), чем пробы плазмы. Так, удлинение времени реакции выброса молока КМЖ при помещении их в плазму было значимым уже к 30-й минуте (р<0,01), а в ликворе — лишь к 105-й (р<0,001). Выходит, что в ликворе на фоне низкой концентрации окситоцина могла оказаться сниженной и активность ферментных систем, разрушающих (связывающих) гормон. Но меньшая скорость инактивации окситоцина в ликворе способствовала бы поддержанию в нем лишь более высокой окситоциновой активности, а не низкой, как показали наши результаты. Следовательно, выявленная разница в скоростях инактивации гормона образцами плазмы и ЦСЖ гипергидратированных собак не могла обеспечить более низкую, чем в плазме, концентрацию окситоцина в ликворе, что мы имели после инфузии гипотонического раствора. В созданной «диспропорции» в уровнях окситоциновой активности плазмы и ликвора не были «повинны» инактивирующие его ферменты, таковая создавалась уже при срабатывании систем выброса в кровь и(или) в ликвор.
65. С.В.Талалаев
НЕФРОН КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ МИКРОЦИРКУЛЯТОРНЫХ СУБЪЕДИНИЦ г. Барнаул, Россия
S. V. Talalaev
THE NEPHRON AS A BIOLOGICAL SYSTEM CONSISTING OF MICROCIRCULATORY SUBUNITS
При описании нарушений со стороны вторичных почек зачастую характеризуют изменения эпителия нефронов и межканальцевой соединительной ткани, которые представляют соответствующие тканевые подуровни почки. Однако изолированно в органе они, как известно, не существуют. Поэтому более корректно говорить об эпителиосоедини-тельнотканных взаимоотношениях. На наш взгляд, эти взаимоотношения образуют межткансвой подуровень биологи-