Научная статья на тему 'Всадники гляденовской культуры'

Всадники гляденовской культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мельничук А. Ф., Коренюк С. Н., Перескоков Л. М.

Анализируются бронзовые и медные культовые изображения всадников гляденовской культуры (И в. до н. э. V в. н. э ). Рассматриваются вопросы происхождения иконографии этих образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мельничук А. Ф., Коренюк С. Н., Перескоков Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Horsemen of the Glyadenovo Culture

Bronze and copper cult images of horsemen of the Glyadenovo culture are under analysis. The problems concerning the origin of these horsemen' iconography are discussed.

Текст научной работы на тему «Всадники гляденовской культуры»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2008 История Выпуск 7 (23)

ИСТОРИЯ УРАЛА И ПРИКАМЬЯ

ВСАДНИКИ ГЛЯДЕНОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С. Н. Коренюк, А.Ф. Мельничук, М.Л. Перескоков

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Анализируются бронзовые и медные культовые изображения всадников гляденовской культуры (II в. до н. э. - V в. н. э ). Рассматриваются вопросы происхождения иконографии этих образов.

При изучении памятников гляденовской культуры Среднего Приуралья (II в. до н.э. -IV в. н.э.), связанных с древнепермским этносом, исследователи обратили внимание на устойчивую группу оригинальных предметов в виде бронзовых изображений всадников1.

На памятниках средней и поздней стадии ананьинской культуры (VII - III вв. до н. э.), предшествующей гляденовской эпохе, изображения всадников в искусстве древнего населения Среднего Приуралья практически не известны. Однако в этот период на территории Пермского Приуралья в древних общинах высокую хозяйственную и культовую роль начинает играть лошадь, изображения которой часто появляются в косторезном искусстве и реже в цветной металло-пластике. Многие предметы с изображением лошади выявлены в пределах святилищных комплексов позднеананьинской эпохи (По-ловиное I, Гремяча). На многослойном поселении Половинное I, близ г. Перми, при изучении культового комплекса позднеанань-инской эпохи найден фрагмент уникального гребня, навершие которого декорировано в виде реалистичной фигурки лежащей лошади. Очень хорошо древним резчиком проработана опущенная голова животного. Глаза переданы резными кружками, а ноздри -вытянутыми углублениями. Четко выделены короткие уши. Резными линиями показана сбруя. Задняя часть туловища и хвост животного не сохранились2. В 1983 г. на Половинном I в слое позднеананьинского времени изучен небольшой жертвенник в виде округлой вымостки из галечника, на котором лежали фрагменты черепа жеребенка. Рядом с вымосткой были найдены фрагменты жертвенных чаш, а под ней - костяной коче-

дык с навершием в виде стилизованной головы коня3.

На крупнейшем Гремячанском святилище ананьинской эпохи Среднего Приуралья, расположенном на р. Тулва, близ г. Осы, изучены представительные жертвенники в виде выкладок из конских черепов, ориентированных на восток, в сторону восхода солнца. Здесь же найдены две костяные рукояти с навершием в виде стилизованных голов коней4.

На многослойном поселении Заюрчим I, близ г. Перми, в ходе раскопок В.П. Денисова в ананьинском слое обнаружена литая бронзовая подвеска в виде фигурки лошади. Очень близкая по типологии и декору бронзовая подвеска лошади найдена Е.Н. Черных при изучении городища Алтен-Тау5. На подвесках реалистично изображена лошадь в полный рост, в спокойной, статичной позе. У животного хорошо проработаны коротко постриженная грива, длинный хвост, глаза, уши и ноздри. Туловище его показано несколько развернуто: видно все четыре ноги, голова изображена в профиль. Глаза перекрыты кружками, грива имеет вид изогнутой полосы с поперечными нарезками. У обеих фигурок есть ушко для подвешивания. На подвеске из поселения Заюрчим I туловище животного покрыто тремя изогнутыми нарезками, которые подчеркивают мускулатуру или скелет коня. В настоящее время это самые ранние металлические изображения лошадей в таежной Евразии, которые смело можно датировать в пределах VII - V вв. до н.э. Есть основания полагать, что прототипы этих образов явно связаны с искусством скифского мира, особенно со статичными изображениями коней юго-восточного происхождения, которые также показаны не-

© С.Н.Коренюк, А. Ф.Мельничук, Л.М.Перескоков, 2008

сколько развернуто, благодаря чему видны четыре конечности. Для изображений характерны коротко постриженная грива и длинный хвост (две золотые поясные бляхи из коллекции Петра I, сакская культура IV -III вв. до н.э)6. Очень интересно, что именно эти реалистичные металлические находки коней найдены близ знаменитого Гляденов-ского костища.

Изображение сбруи на фигурке лошади из поселения Половинное I может свидетельствовать о том, что в ананьинскую эпоху это животное начинает широко использоваться не только в пищу и в качестве тягла, но и для верховой езды. На памятниках ананьинской культурной общности встречается значительное количество разнообразных металлических и костяных предметов конского убранства, что свидетельствует о формировании искусства верховой езды в Прикамье уже в раннеананьинское время7.

На территории Пермской края в настоящее время известно 24 медно-бронзовых изображения всадников, которые найдены только в области распространения памятников гляденовской культуры, из которых удалось рассмотреть 19 (5 фигурок из раскопок Н.Н. Новокрещенных авторам были недоступны). Самая северная находка выявлена на жертвенном месте у с. Ильинское (р. Обвы), самая южная - у с. Черновское (р. Сюзьвы). Подавляющее большинство изображений всадников (10 экземпляров) обнаружено на святилищах-костищах (Гляденово8, Ильин-ское9), что свидетельствует о явном культовом характере этих предметов. Самая представительная коллекция этих образов собрана на известном Гляденовском костище (14 экземпляров). Кроме того, две фигурки найдены на Бутырском городище в Добрян-ском районе Пермской области, которое, по данным Ю.А. Полякова, имело сакральный характер10. Два многофигурных изображения обнаружены в окрестностях с. Чернов-ского (Нытвенский район, р. Сюзьва): одно -случайно в дореволюционное время11, второе - в ходе раскопок Н.В. Соболевой Чер-новского I городища12. Еще три многофигурных изображения происходят из дореволюционных сборов с городища Гарамиха (р. Гаревая, Ильинский район). Один всадник найден на селище Пеньки (Чусовской район, окрестности пос. Нижний Чусовской городок) при сборе подъемного материала в

1981 г. Э.Ю. Макаровым13. В публикации И.Р. Аспелина отмечается находка всадника с р. Туй (Добрянский район).

По технологии изготовления фигурки делятся на три группы: 1. Всадники изготовлены в технике плоского литья; 2. Фигуры лошадей вырезаны из медного листа, а припаянные к ним фигурки людей выполнены в технике объемного литья или вырезаны из медного листа, а затем припаяны друг к другу; 3. Фигурки людей и лошадей изготовлены в технике объемного литья и после этого припаяны друг к другу.

К первой группе относится 7 изображения всадников:

1. Самое выразительное и реалистичное изображение всадника. Обладает крупными размерами (5,1 х 4,3 см). Предмет изготовлен из сплава меди с оловом или серебром, отчего фигурка имеет белый, серебристый цвет. Всадник найден в ходе раскопок А.Ф. Мельничука и А.Н. Лепихина в 1990 г. на поверхности северного склона Гляденовско-го костища. У всадника подчеркнуты глаза и головной убор, напоминающий шлем или остроконечную скифскую шапку. Ноги всадника слиты с крупом коня, что придает ему кентаврообразный облик. Лишь при переходе спины всадника в туловище коня отмечаются с обеих сторон изображения небольшие удлиненные выемки. Руки у человека не выделены. Но у коня хорошо выражены рот, ноздри, глаза, крупные подтре-угольные уши, длинный разделенный или переплетенный хвост. На нижних конечностях животного подчеркнуты копыта. Грива его не показана древним мастером. Всадник управляет конем при помощи поводьев (рис. 1-1). На сегодняшний день это самое раннее изображение всадника, найденное в таежной зоне Восточный Европы. Скорее всего, этот образ относится к финалу ананьинской эпохи (V - III вв. до н.э.), так как реалистичное изображения лошади всадника Гляденовско-го костища имеет определенную близость с бронзовыми образами лошадей ананьинской культуры из поселения Заюрим I и городища Алтен-Тау в бассейне р. Нижняя Мулянка, расположенных вблизи Гляденовского костища. Близкая трактовка всадника известна на костяном псалии, выполненном в виде всадника на мифическом существе из погребения № 82 Луговского могильника, которое датируется VII - VI вв. до н.э14. «В обоих

случаях, несмотря на различия в материале, прослеживается сходная посадка ссутулившегося пожилого всадника, одинаковый тип головного убора конической формы». Внутренняя часть поднятых вверх ушей лошади гляденовского всадника имеет сердцевидную форму, что, по мнению М.Ф. Обыден-нова и К.И Корепанова, позволяет отнести данное изображение всадника к V в. до н.э. Подобные изображения всадников известны в искусстве сармат Южного Приуралья и встречены в Филипповских курганах15.

Но не исключено, что данная фигурка датируется I - II вв., так как в районе его местонахождения в ходе раскопок 1990 и 1997 гг. найдены две древневосточные медные монеты: монета правителя среднеазиатского Кушанского царства Хувишки (106 -133 гг.) и монета достоинством 5 шу императора Китая Гуан-Уди (27 - 57 гг.), который

являлся основателем династии Младшая Хань16.

2. Литой всадник из Бутырского городища. Обнаружен в ходе раскопок Ю.А. Полякова в 1986 г. Размеры фигурки 2 х 1, 5 см. Материал - медь. Образы всадника и человека схематичны. У животного на голове выделены уши. Хорошо отмечены его половые признаки (жеребец). Нижние конечности короткие. Хвост не выделен. Человек с уплощенной головой держится за голову коня руками. Поводья не изображены. Всадник имеет прямую посадку. Его длинные ноги находятся намного ниже крупа животного. Всадник не вооружен (рис. 1-2). Бутырское городище относится к финалу раннего железного века и началу средневековья Пермского Приуралья (III - V вв.). Его материалы сопрягаются с комплексами поздних гляденовских костищ и раннехаринских могильников. Бутырское городище рассматривалось Ю.А. Поляковым как культовое место.

3. Литой всадник из селища Пеньки. Из подъемного материала. Найден в 1981 г. Э.Ю. Макаровым. Материал - медь. Размеры 2,3 х 1, 7 см. Образы всадника и человека стилизованы. У человека хорошо выделена округлая голова. Ноги всадника слиты с крупом коня. Посадка всадника имеет небольшое отклонение назад. Всадник вооружен гипертрофированно большим мечом, у которого выделяется длинная рукоять с уплощенным навершием и овальное перекре-

стье. У коня короткие нижние конечности. На голове выделены только уши и едва подчеркнута морда. Хвост не обозначен (рис. 13). Селище Пеньки относится к финалу раннего железного века и началу средневековья (III - V вв.). Его материалы сопрягаются с комплексами поздних гляденовских костищ и раннехаринских могильников.

4. Многофигурное одностороннее литое изображение всадника из городища Чернов-ское I. Раскопки проводились Н.В. Соболевой в 1983 г. Материал - бронза. Размеры 4,3 х 2, 8 см. Образы лошадей и людей сильно стилизованы. Первый человек с широко расставленными ногами для упора держит под уздцы двух лошадей со слитыми друг с другом конечностями. На левой лошади сидит всадник. Верхняя часть фигурки сломана в древности. Ноги всадника слиты с крупом лошади. У лошадей выделены только головы с короткими остроконечными ушами. У левой лошади, на которой сидит всадник «лебединая» шея. Хвосты животных не обозначены (рис. 1-4). Черновское I городище относится к финалу раннего железного века и раннему средневековью (IV - VII вв.). На мысу городища Н. В. Соболевой открыто жертвенное место, где найдено более 100 костяных наконечников стрел, по типу относящихся к метательным орудиям, обнаруженным на поздних гляденовских костищах. Именно с этим жертвенным комплексом связана находка многофигурного изображения.

5. Многофигурное одностороннее литое изображение всадника из городища Гарами-ха (рис. 1-5). Сборы с поверхности памятника второй половины XIX в. Коллекция Теп-лоуховых Находка опубликована финским исследователем И.Р. Аспелиным17. Бронза. Размеры 5, 2 х 2, 8 см. Изображение типологически близко к находке из Черновского I городища. Образы лошадей и людей стилизованы. Первый человек («конюх», по А.А. Спицыну18) с широко расставленными ногами для упора держит под уздцы двух коней со слитыми друг с другом конечностями. Он имеет овальную голову. По туловищу отмечаются три нарезки. На правой лошади сидит всадник с приземистой фигурой и чрезвычайно длинными ногами, упирающимися в круп левой лошади. Лошади имеют крайне схематично выделенные головы с чуть намеченными ушами. Короткий

хвост наблюдается у правого животного. Городище Гарамиха в современную эпоху не раскапывалось. По данным М.В. Талиц-кого, памятник относился к ломоватовской эпохе. Однако что из-за значительного числа предметов звериного стиля, явно культового характера, памятник, очевидно, функционировал как святилище начиная с позднегляде-новской эпохи.

6. Многофигурное литое одностороннее изображение из городища Гарамиха. Дореволюционные сборы с поверхности памятника. Коллекция графов Строгановых. Бронза. Размеры 4 х 2, 5 см. По типу предмет близок к описанным изображениям (рис. 17).

7. Многофигурное литое одностороннее изображение из городища Гарамиха. Дореволюционные сборы с поверхности памятника. Коллекция графов Строгановых. Бронза. Размеры 3, 9 х 2, 8 см. По типу предмет близок к описанным изображениям (рис. 16). В нижней части изображения задние части лошадей декорированы циркульными окружностями (солярные символы).

Ко второй группе относятся 3 изображения всадников:

1. Всадник из Гляденовского костища. Найден в ходе раскопок Н.Н. Новокрещен-ных 1896 - 1897 гг. Материал - медь. Размеры фигурки 4 х 4,2 см. Фигурки лошади и человека стилизованы. Изображение лошади вырезано из медного листа с использованием характерной технологии для производства антропоморфных и зооморфных фигурок, обнаруженных только на ранних костищах гляденовской культуры (Гляденово, Юго-Камск). Лощадь имеет длинные нижние конечности, которые соединены между собой. У животного обозначен короткий хвост. Голова животного непропорционально большая. Очевидно, она включает в себя не отмеченную древним мастером гриву коня. Морда животного имеет подтреугольную форму. Литой всадник припаян к крупу листовой лошади. К голове и шее лошади припаяны поводья, за которые левой рукой держится человек. Правая его рука слабо выражена. Ноги всадника находятся почти на одной линии с основанием крупа (рис. 1-8). Стилистические и технологические особенности фигурок дают все основания относить их к периоду расцвета Гляденовского кос-

тища (финал I тыс. до н. э. - первые века I тыс. н. э.).

2. Всадник из Гляденовского костища. Найден при раскопках Н. Н. Новокрещен-ных 1896 - 1897 гг. Материал - медь. Размеры 3, 3 х 4 см. Фигурки человека и коня стилизованы. Изображение животного вырезано из медного листа. Следует обратить внимание на значительные размеры лошади в сравнении с всадником. Правые нижние конечности ее припаяны. Между конечностями имеются также припаянные перемычки, которые придают устойчивость фигурке. Пайкой выделена морда животного и уши. Также к нему припаян короткий хвост. Подчеркнуты половые признаки жеребца. Фигурка человека литая, имеет округлую голову. Четко выражены половые признаки мужчины. Короткие ноги всадника направлены в сторону передних конечностей. Его посадка прямая. Вытянутые в сторону головы коня руки человека держат припаянные поводья. С левой стороны у пояса всадника приторочен лук и, возможно, колчан (рис. 1-9). Всадник по всем типологическим показателям относится к периоду расцвета Гляденов-ского костища.

3. Всадник из Гляденовского костища. Обнаружен во время раскопок Н.Н. Ново-крещенных в 1896 - 1897 гг. Материал -медь. Размеры фигурки 3 х 3, 2 см. Изображения лошади и человека вырезаны из медного листа. Всадник припаян к лошади. Лощадь показана несколько развернуто. Об этом свидетельствует выделение на медной пластине по 2 пары конечностей. Шея коня изогнута. На голове прорезаны два уха животного. Конь имеет длинный хвост. Ступни ног всадника направлены в стороны и опускаются намного ниже основания крупа коня. Обеими руками всадник держится за припаянные к морде животного поводья. На округлой голове всадника методом граффити отмечены глаза и рот (рис. 1-10). На наш взгляд, данный всадник по типологическим особенностям (тип антропоморфного изображения, характер расположения коня) может быть отнесен к началу функционирования Гляденовского костища и его следовать датировать финалом ананьинской эпохи или началом гляденовского времени (конец I тыс. до н. э. - I тыс. н. э.).

Третья группа всадников представлена 9 изображениями:

1. Всадник из Гляденовского костища. Происходит из раскопок Н.Н. Новокрещен-ных 1896 - 1897 гг. Материал - медь. Размеры фигурки 4 х 2,5 см. Обе фигурки отлиты и припаяны друг к другу. Они сильно стилизованы. Лошадь имеет невыразительно оформленную голову и слабо выделенные уши. Нижние конечности животного широко расставлены. Короткие задние ноги лошади либо обломаны в древности, либо являются результатом несовершенного литья. Всадник имеет округлую голову, выделенные плечи и торс, а также короткие ноги, которые находятся на одном уровне с основанием крупа коня. Всадник отклонен от головы коня. В руках всадник держит поводья, припаянные к морде и шее животного (рис. 2-1). Всадник относится ко времени расцвета Гляденов-ского костища (первые века I тыс. н. э.).

2. Всадник из Гляденовского костища. Найдены в ходе раскопок Н. Н. Новокре-щенных в 1896 - 1897 гг. Материал - медь. Размеры 2,7 х 2,8 см. Обе фигурки отлиты и припаяны друг к другу. Фигурка лошади очень схематична, не имеет хвоста и обладает чрезвычайно короткими конечностями. Это обусловлено неудачной отливкой и обработкой изображения. Всадник выглядит более реалистично. Он имеет четко выраженную округлую голову, плечи, туловище и ноги, которые опущены ниже основания крупа животного. Фигурка человека отклонена несколько в сторону от головы лошади. Руки всадника согнуты в локтях и приурочены к поводьям, припаянным к морде и шее животного (рис. 2-2). Фигурка относится ко времени расцвета Гляденовского костища.

3. Всадник из Гляденовского костища. Обнаружен в ходе раскопок А.Н. Лепихина и А.Ф. Мельничука в 1996 г. Материал -медь. Размеры 3,6 х 2,4 см. Обе фигурки отлиты и припаяны друг к другу. Они крайне стилизованы. Лошадь имеет длинную вытянутую шею, которая плавно переходит в слабо выделенную морду животного. Лошадь, как и все наиболее ранние изображения этого животного в Пермском Приуралье, показана несколько развернуто с четким выделением двух пар конечностей. Характерным признаком лошади является длинный хвост. Антропоморфный облик всадника вообще не подчеркнут. Он представлен

обычным медным стерженьком, припаянным к лошади с правой стороны. С левой стороны к лошади и всаднику припаян огромный лук из медной проволоки (рис. 2-3). Фигурка, очевидно, относится к раннему времени или периоду расцвета Гляденовско-го костища.

4. Всадник из Гляденовского костища. Найден в ходе раскопок А.Н. Лепихина и А.Ф. Мельничука в 1996 г. Медь. Размеры 4,5 х 2,7 см. Обе фигурки литые и припаяны друг к другу. Они чрезвычайно схематичны. Животное имеет очень длинную шею, слабо выделенную голову, непропорционально длинное туловище и по облику напоминает скорее динозавра. В основании крупа сохранились необработанные следы отливки, которые, возможно, отражают пол коня. Хвост животного выделен очень слабо. Всадник по сравнению с гигантским конем крайне мал. Антропоморфные черты фигурки, за исключением выступа в средней части, которые фиксируют руки, совершенно не выражены (рис. 2-4). Фигурка относится к периоду расцвета Гляденовского костища.

5. Всадник из Гляденовского костища. Происходит из раскопок А.Н. Лепихина и А.Ф. Мельничука, 2000 г. Материал - медь. Размеры 3, 2 х 2, 8 см. Обе фигурки отлиты и припаяны друг к другу. Они сильно стилизованы. Задняя часть коня сломана в древности. Руки всадника, опущенные на голову животного, выделены. Всадник сильно отклонен назад от головы коня (рис. 2-5). Находку следует относить к периоду расцвета Гляденовского костища.

6. Всадник из Бутырского городища. Найден в ходе раскопок Ю.А. Полякова в 1973 г. Медь. Размеры 3,5 х 3,6 см. Обе фигурки отлиты и припаяны друг к другу. Конь приземистый с короткими ногами. На голове выделены уши. У животного короткий хвост. Всадник имеет округлую голову. Ноги согнуты в сторону передних конечностей. В руках человек держит поводья, припаянные к морде коня (рис. 2-6). Типологически данное изображение всадника близко к образам Гляденовского костища. Очевидно, его следует датировать начальной фазой функционирования Бутырского городища (III в.), когда этот памятник был создан пришлыми общинами гляденовской культуры.

Рис. 2. Медно-бронзовые изображения всадников гляденовской культуры: 1-5,10-11 - Гляденовское костище, 6 - Бутырское городище, 7 - Ильинское костище, 8 - с.Черновское, 9 - р. Туй.

7. Всадник из Ильинского костища. Обнаружен при раскопках А.Е. Теплоухова и Н.Ю. Зографа в 1878 г. Материал - медь. Размеры 3 х 3,5 см. Обе фигурки литые и припаяны друг к другу. Конь имеет изогнутое туловище, длинную шею, оканчивающуюся узкой головой, на которой слабо отмечены уши. У животного длинный хвост. Всадник стилизован. Он имеет округлую голову. Его ноги находятся намного ниже основания крупа коня и направлены в сторону его передних конечности. Фигурка всадника отклонена в сторону от головы животного. Руки его направлены вперед, имитируя управление конем при помощи поводьев (рис. 2-7). Ильинское костище создано гляденовскими общинами в бассейне р. Обвы в первых веках нашей эры и прекратило свое функционирование как святилище в IV в.

8. Всадник. Случайная находка из окрестностей с. Черновского. Материал -медь. Размеры фигурки 3,7 х 3 см. Многофигурная стилизованная композиция. Литое изображение коня крайне схематично. Голова очень аморфна и оканчивается очень узкой мордой. Уши не выделены. Конь совмещен под прямым углом с другим сильно стилизованным животным с высоко поднятой аморфной головой, в котором крайне трудно опознать лошадь, хотя непонятное оформление головы животного может быть связано с неудачной отливкой изображения. Из живота верхнего коня выступает фигурка человека с широко расставленными ногами и короткими раскинутыми руками. Человек изображен под вторым животным, упирается головой и ногами в его передние и задние конечности. Слева к этому животному припаяна овальная медная пластинка, с внешней стороны которой изображена змея. С внутренней ее стороны отмечаются два округлых солярных символа. Всадник на первом животном имеет прямую посадку. Ноги человека находятся намного ниже основания крупа коня. Короткие руки направлены вперед, имитируя управление конем при помощи поводьев (рис. 2-8). Данное изображение, очевидно, хронологически совпадает с фигуркой всадника из Черновского I городища и относится к финалу раннего железного века или началу средневековья (IV - V вв.).

9. Всадник. Случайная находка в бассейне р. Туй. Возможно, происходит с площадки Усть-Туйского костища. Опубликована И.Р. Аспелиным. Обе фигурки литые и припаяны друг к другу. Конь имеет прямое удлиненное тело, короткий хвост. Хорошо проработаны морда, уши и грива животного. Прорезаны глаза. Фигурка человека сделана очень условно. Можно только догадываться о том, что это человек. Короткие ноги практически не выступают за основание крупа лошади. Руки очень короткие, обозначены пайкой. Практически не выступают за границы тела человека. Голова имеет увеличенный размер и округлую форму (рис. 2-9).

Каким образом идея изображения всадников проявилась в медно-бронзовой культовой пластике древнепермского населения Среднего Приуралья? Их истоки мы наблюдаем в Волго-Камье, в памятниках предшествующей ананьинской культуры (VIII - III вв. до н.э.). Древнее население этого региона уже использовало лошадь для верховой езды (находки металлических и костяных удил и псалий)19. Вызывает интерес то, что на хронологически одновременных гляденовским памятниках соседних поселений пьяноборского и кара-абызского культурных кругов, а также на памятниках восточного склона Урала, культовых фигурок всадников не обнаружено. В то же время бронзовые пластины с изображениями всадников присутствуют в памятниках позднего этапа северного гляденово в бассейне р. Вычегды (поселения Ягкодж II и III)20. Этот факт говорит о том, что иконография всадника в культовой металлопла-стике гляденовского населения не привнесена в Пермское Прикамье чужеродными этническими группами, в частности мифическими угорскими, а явно формировалась на местной этномифологической основе с использованием в качестве образцов для создания художественных металлических изделий древних восточных цивилизаций.

Любопытно, что устойчивая группа изображений культовых фигурок в виде всадников одновременно появляется и на территории гляденовского культурного круга, и в ареале кулайской культуры (Нижнее Приобъе). Именно в первые века нашей эры в таежное Нижнее Приобье активно поступают престижные вещи средне-

азиатского происхождения: серебряный медальон бактрийской работы с изображением богини Артемиды, две серебряные эмб-лематиды с портретом парфянского правителя Готарза 1. Этому сопутствовали находки бронзовых китайских зеркал21. По мнению исследователей кулайского искусства Н.В. Полосьмак и Е.В. Шумаковой, связи первобытного населения таежных областей Нижнего Приобья с восточно-иранским миром способствовали «проникновению митраиского влияния» в их среду, которое обусловило появление в культовой

пластике иконографии всадника как соляр-

22

ного символа . С их точки зрения, впоследствии у обских хантов это восточно-иранское влияние обнаруживается в мифологии культурного героя Мир-Суснэ-Хума, который представлен в образе всадника, «смотрящего за миром»23.

На наш взгляд, это суждение заслуживает пристального внимания, так как активные связи с восточно-иранским миром отмечаются и в материалах Гляденовского костища, где найдены самые ранние и яркие образцы культовых изображений всадников. Именно на Гляденовском костище собрана самая представительная коллекция медных восточных монет, относящихся к раннему железному веку таежной Евразии: две монеты основателя государства Великих Кушан Куджулы Кадфиза I (29 г. до н.э. - 10 г. н.э.), монета индо-парфянского правителя Сакастана (Сеистана), Герата и Мер-ва Санаба (конец I в.), 2 монеты правителя государства Великих Кушан Хувишки 1 (106 - 133 гг.) и монета достоинством 5 шу древнекитайского императора династии Младшая Хань Гуана-Уди (25 - 57 гг.). С учетом находок древних восточных монет на Гляденовском костище можно полагать, что преобладающая часть античных, сирийских и египетских бус попадала к древнему населению Среднего Приуралья из Средней Азии. На жертвенных местах гляденовской культуры собраны представительные коллекции античных стеклянных бус с золотой прокладкой (вторая половина I тыс. до н.э. - первая половина I тыс. н.э.), стеклянных синих глазчатых бус сирийского производства, египетских фаянсовых бус, а также отдельные фигурные античные бусы в виде птиц (I - II вв.).

Этот значительный выброс древневосточного материала в ареал гляденовской культуры явно привнес новые элементы в изобразительное искусство местного древ-

24 тт

непермского населения . По нашему мнению, образ всадника в искусстве гляденов-ского населения, как и кулайского, имеет среднеазиатские прототипы. Это хорошо документируется монетным материалом Гляденовского костища, найденного Н.Н. Новокрещенных в конце Х1Х в.

С созданием кочевниками государства Великих Кушан на бактрийских монетах впервые появляется изображение идущего коня, а затем царя в виде всадника. Исследователи древнейших государств Средней Азии этого периода отмечают, что чекан монет с изображением всадника характерен только для времени кушанского наместника в Трансоксиане Санаба (он же «князь Ге-рай») и первого правителя государства Великих Кушан Куджулы Кадфиза I25. Именно три монеты этих древневосточных правителей были найдены на Гляденовском костище. Этот факт служит подтверждением наших выводов о формировании иконографии всадника в культовом литье древнего населения Среднего Приуралья на базе каких-то импортных художественных образцов. Древнее гляденовское население в начале I тыс. явно копировало изображение всадников на среднеазиатских монетах или с каких-то нам пока неизвестных изделий восточно-иранского искусства (изображения охотящегося Митры).

Начиная с эпохи раннего средневековья, характеризующейся в Среднем При-уралье формированием памятников харин-ского типа (V - начало VII в.), в генезисе которых ведущую роль играло древнеперм-ское население, такие выдающиеся исторические сакральные объекты, как гляденов-ские костища, исчезают. С исчезновением крупных эгалитарных святилищ в культовой пластике древнего населения Среднего Приуралья перестают использоваться образы воинственных мужчин-всадников. Это пока трудно объяснить в связи с тем, что именно в харинское время появляются курганные могильники с захоронениями воинов с мечами, копьями, кинжалами и наконечниками стрел, богатой поясной гарнитурой из драгоценных металлов, конским уб-ранством26.

Однако в харинское время, как на поселениях, так и особенно в погребальных комплексах встречаются изображения лошадей27, происхождение которых, на наш взгляд, связано с традициями культовой пластики ананьинско-гляденовского населения. Мы можем предполагать, опираясь на находку всадника на селище Пеньки, на р. Чусовой, где также была обнаружена фигурка лошади, характерная для харинских хронологических комплексов, что поздние изображения гляденовских всадников могут бытовать до середины V в.

Любопытно, что в культовой средневековой пластике в ломоватовское время (VIII - 1Х вв.) появляются изображения всадников, сидящих на ящере28. Их образ, по нашему мнению, генетически связан с гляденовским временем. Источниками этих образов могут служить гляденовские изображения всадников на волках, которые как и ящер, были представителями нижнего, хтонического, мира (рис. 2-10,11).

Появление изображения всадников в культовой металлопластике древнеперм-ского населения Среднего Приуралья явно знаменует усложнение мифологических представлений гляденовского населения и дальнейшее формирование пантеона языческих божеств, среди которых обнаруживается фигура культурного героя в виде «небесного всадника». Это изменение происходит в течение всего гляденовского времени и прослеживается в постепенном усложнении композиции - от простой к многофигурной.

Мы уже отмечали в свое время близость иконографических сюжетов культовой металлопластики гляденовского (Среднее Приуралье) и кулайского (Нижнее При-объе) миров, которая обусловлена общими мировоззренческими позициями в идеологии древнепермских и древнесамодийских общин29. Именно гляденовское и кулайское население стояло у истоков формирования пермского и западносибирского звериных стилей в средневековом искусстве таежной Евразии. Учитывая явную связь ананьин-ского искусства и гляденовской культовой металлопластики с генезисом пермского звериного стиля, известные сторонники его угорской этнической принадлежности вынуждены были постулировать полное преобладание «угров» в культурных системах

Среднего Приуралья, что противоречит всем известным археологическим и лин-

30 1-,

гвистическим источникам . Во всяком случае, в настоящее время никому не известно, что представляет собой «угорское» искусство в таежной полосе Евразии, где на западе доминировали древние финны, а на востоке - древние самодийцы, которых исследователи признают основными носителями кулайской культуры.

Примечания

1 Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // Матер. и исслед. по археологии СССР.1952. № 28. С. 91; Поляков Ю.А. Гляде-новская культура //Археология и этнография Среднего Приуралья. Березники, 2001. Вып. 1. С.15; Шмидт А.В. Туйский всадник // Записки коллегии востоковедов АН СССР. М., 1925. Т. I; Мельничук А. Ф. Гляденовские всадники // Науч. наследие А. П. Смирнова и современные проблемы Волго-Камья. М., 1999.

2 Вечтомов А.Д. Раскопки Половинного I селища // Археол. открытия 1971 года. М., 1972; Коренюк С.Н. Символика сюжетов звериного стиля на костяных гребнях у пермских финнов Среднего Прикамья в VIII - III вв. до н. э. // Исследования по археологии и истории Урала. Пермь, 1998. С. 74-77, рис. 3, 1.

3Мельничук А. Ф. Исследование памятников железного века в Среднем Прикамье // Археол. открытия 1983 года. М., 1985. С. 163.

4 Вечтомов А.Д. Раскопки Гремячанского поселения на р. Тулве // Вопр. археологии Урала. Свердловск, 1962. Вып. 2.; Коренюк С.Н. Символика сюжетов... С. 76-77. рис. 3, 4.

5 Черных Е.Н. Городище Алтен-Тау // Отчеты Камской (Воткинской) археол. экспедиции. М.,1959. Вып. 1., С. 161-162, рис. 7, 12; Оборин В.А. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь, 1976. Рис. 35 а; Коренюк С.Н. Символика сюжетов. С. 76-78, рис. 3, 2, 3.

6 Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железных веков на территории Советского Союза. Л., 1974. С. 173, рис. 61.

7Халиков А. Х. Волго-Камье в начале эпохи раннего железа VIII - VI вв. до н. э. М., 1977. С. 218-227; Ашихмина Л. И., Черных Е. М., Шаталов В. А. Вятский край на пороге железного века: костяной инвентарь ананьинской эпохи (I тыс. до н. э. ). Ижевск, 2006, рис. 27-30

8 Новокрещенных Н.Н. Гляденовское костище Пермской губернии на р. Каме // Тр. Перм. учен. архив. комиссии. Пермь, 1914; Вып. 11; Лепихин А.Н., Мельничук А.Ф. Гляденовское костище. каталог коллекции из собрания Перм-

ского музея. Пермь, 1997. Вып. 3.; Они же. Гля-деновское костище: каталог коллекции из собрания Пермского музея. Пермь, 1999. Вып. 4.

9 Спицын А.А. Древности Камской чуди по коллециям Теплоуховых // Матер. по археологии России. СПб., 1902. № 26.; Мельничук А.Ф., Лепихин А.Н. Ильинское костище - жертвенное место населения гляденовской культуры в бассейне р. Обвы // Перм. регион: история, современность, перспективы. Березники, 2001.

10 Поляков Ю А. Гляденовская культура ... С. 12.

11 Спицын А.А. Древности Камской чу-ди.Табл. IV, 7.

12 Соболева Н.В. Работы Краснокамского отряда экспедиции Пермского университета // Археол. открытия 1983 года. М., 1985.

13Мельничук А.Ф., Соболева Н.В. Селище Пеньки - памятник харинского времени на р. Чусовой // Приуралье в древности и средние века. Устинов, 1986. С.105, рис. 2,10.

14 Обыденнов М.Ф., Корепанов К.И. Человек в искусстве Урала, Прикамья и Среднего Поволжья. Уфа, 2001. С. 58.

15 Там же. Рис. 41-1.

16 Лепихин А.Н., Мельничук А.Ф. Современные исследования гляденовских костищ // Науч. наследие А.П. Смирнова и современные проблемы археологии Волго-Камья. М., 1999. С. 50.

17Aspelin J.R. Antiquités du Nord Finno-Ougrien. Helsingfors, 1877. T. 1. № 544. S. 132.

18 Спицын А.А. Шаманские изображения // Зап. отд. рус. и славян. археологии имп. Рус. Археол. общества. Спб., 1906 . Т. 8, вып. I. С. 50, рис. 92.

19Халиков А.Х. Волго-Камье в начале раннего железа ...С.218-222.

20 Васкул И.О. Памятники гляденовской культурной общности // Археология республики Коми. М., 1997. С.373, 395, рис. 11 - 12,13.

21 Полосьмак Н.В., Шумакова Е.Н. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск, 1991. С. 61-62.

22 Там же. С. 63.

23Хелимский Е.А. Мир-Суснэ-Хум // Мифы народов мира: энциклопедия. М.,1992. Т.2. С.154.

24Мельничук А.Ф., Вильданов Р.Ф., Лепихин А.Н. Дальние южные связи Пермского Приуралья в раннем железном веке (по монетному материалу Гляденовского костиша) // Новый Гиперборей. Пермь,2004.

25 Массон В.М. Северная Бактрия // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М.,1985. С.272; Зеймаль Е.В. Политическая история древней Трансоксионы по нумизматическим данным // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л., 1978. С.204.

26 Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985; Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Могильники неволинской культуры в Приуралье. Иркутск,1990.

27 Голдина Р.Д., Водолаго Н.В. Могильники неволинской культуры... С. 139, табл. XLII.

28 Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермь, 1988. С. 83, 51, 52.

29Мельничук А.Ф., Лепихин А.Н. Гляденов-ский и кулайский мир: проблема их соотношения // Оборинские чтения. Пермь, 2004. Вып. 3.

30Мельничук А.Ф. Об этническом содержании гляденовской культуры Верхнего и Среднего Прикамья // Междунар. (XVI Уральское) археол. совещание. Пермь, 2003; Он же. Об этническом содержании гляденовской культуры Верхнего и Среднего Прикамья // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004.

HORSEMEN OF THE GLYADENOVO CULTURE

S. N. Korenyuk, A. F. Melnichuk, M. L. Pereskokov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva str., 15

Bronze and copper cult images of horsemen of the Glyadenovo culture are under analysis. The problems concerning the origin of these horsemen' iconography are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.