Научная статья на тему 'Время учащегося и педагога: как повысить эффективность организации'

Время учащегося и педагога: как повысить эффективность организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВРЕМЕНИ / ADOLESCENT AGE / TEACHING GROUP METHOD / AGENCY / TIME MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аршинская Елена Леонидовна

Эффективность преподавания в процессе группового метода. Рациональное использование времени учащимися в классе. Развитие способности управлять временем, а также таких черт личности, как организация, ответственность, умение предвидеть последствия действий. Эффективное использование времени педагогом. Повышение эффективности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time Management Of Students And Teachers During Teaching In Groups

The effectiveness of teaching during the process of the group method is more effective when students use rationally their classroom time. The ability to manage their times, develops in adolescents such personality traits as organization, responsibility, to be responsible for their decisions and predict the consequences of their actions.

Текст научной работы на тему «Время учащегося и педагога: как повысить эффективность организации»

Методология, технология и практика

ОБУЧЕНИЯ

УДК 159.923.2, УДК 371

ВРЕМЯ УЧАЩЕГОСЯ И ПЕДАГОГА: как повысить эффективность организации

Елена Леонидовна Аршинская,

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутского государственного университета, г. Иркутск

Эффективность обучения при реализации поточно-группового метода значительно повысится, если в процессе учебных занятий формировать у школьников навыки рационального использования учебного времени. Умение управлять временем развивает такие личностные качества, как организованность, исполнительская ответственность, осознанность в принятии решений, умение прогнозировать последствия действий, а вместе с этим оптимизировать труд педагога и управление в организации.

• подростковый возраст • поточно-групповой метод обучения

• субъектность личности • рациональное использование времени

Возможности поточно-группового метода обучения в формировании и развитии личности подростка

Поточно-групповой метод обучения разработан с целью дифференцированного подхода, направленного не столько на вариацию уровня сложности и объём материала,

сколько на учёт образовательных потребностей и интересов учащихся, эти составляющие определяющие при отборе содержания объёма и видов учебных заданий. В рамках поточного метода самим школьникам предоставляется возможность выбора образовательных

траекторий. Отойдя от упрощённого понимания поточного метода, что это обучение на различном уровне сложности, при его глубоком анализе, достаточно очевидным становится, что рассматриваемая форма обучения предполагает формирование и развитие субъектности учащихся, независимо от того, на каком знаниевом уровне по предмету они находятся. Согласно онтогенетическому подходу, основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном, субъект психического развития определяется как совокупность внутренних условий, изначально опосредующих все внешние воздействия, в том числе педагогические. Ребёнок является подлинным субъектом, опосредующим любые педагогические влияния, а потому сугубо избирательно к ним восприимчивый, открытый для них1. По мнению В.О. Та-тенко, главное предназначение субъектнос-ти — не только самоизменение себя, но и стремление к саморазвитию2. Субъекта характеризует качественно определённый способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внешних и внутренних условий деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей и ограничений личности по отношению к объективным и субъективным целям, притязаниям и задачам деятельности.

Рассматривая поточно-групповое обучение через призму реализации ФГОС, можно отметить, что такая форма обучения в первую очередь направлена на формирование личностных образовательных результатов, таких как: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, формировать целена-

1 Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. — 371 с.

2 Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск

новой парадигмы / / Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. № 3. — С. 23-34.

правленность познавательной деятельности, способность к осознанному выбору будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов. Также поточное обучение призвано формировать метапредметные образовательные результаты, прежде всего регулятивные — самостоятельность в планировании учебной деятельности, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, умение самостоятель но контролировать и корректировать деятельность, умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; предметные образовательные результаты — освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета3.

Метод поточного обучения ориентирован на учащихся средних и старших классов и приходится на возрастной период, который относится к подростковому и раннему юношескому возрасту. В это время перед школьниками стоит множество задач развития, для успешного решения которых, согласно концепции Э. Эриксо-на, требуется формирование способностей, продвижение в определённом направлении, несформированность и отсутствие которых могут привести к деформации личностного развития. Формирование и совершенствование в процессе обучения у школьников умений правильно организовывать, распределять и ценить время может стать важным личностным ресурсом, который позволит успешно решать задачи возрастного развития. Как было отмечено отечественными и зарубежными психологами, на подростков в значительной степени влияют социальные условия, в которых они находятся. Подросток большую часть времени проводит в школе, где его взаимодей ствия чаще всего очерчены кругом обще-

3 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 г. [Электронный ресурс] / URL: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 16.05.2018)

ния со сверстниками и педагогами. Несмотря на то что в этот возрастной период доминантным становится общение, учебная деятельность остаётся преобладающей, при этом в системе «подросток — взрослый» основной акцент смещается в сторону общения. Как отмечают исследователи, для подростка отношения со взрослыми — значимая сфера, он нуждается не только в заботе, но и в их поддержке, оценке, мнении. Взрослые по-прежнему продолжают играть важную роль

4

в становлении и развитии его личности . Критичное отношение к себе актуализирует в этом возрасте потребность в общем положительном мнении со стороны взрослых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Е.Б. Весна). Не получая положительных оценок деятельности педагогов или родителей, подросток может «уйти от реальности», начать проявлять деструктивные формы поведения. Д.И. Фельдштейном подчёркивалась уникальность социальной ситуации развития в подростковом возрасте, которая заключается в том, что современному подростку приходится решать как нормативные «задачи возраста», которые существовали полвека тому назад и находили проявление в «базовых реакциях» подростка, так и сталкиваться с новыми проблемами5. Современные исследователи выделяют целый ряд изменений социальной среды, которые могут повлиять на нынешних подростков среди них: затяну-тость подросткового периода, которое влечёт за собой перемены в ощущениях подростков; стремительный рост информационных технологий, появление компьютерных игр, Интернет, которые не оказывали такого значительного влияния ни на одно из предыдущих поколений; изменяющийся рынок труда, появление новых видов занятости в трудовой деятельности, возникновение новых профессий; необходимость продолжительного обучения и ориентация современного образования на long-life learning («обучение через всю жизнь»). В результате у современных подростков появляется множество «соблазнов», поглощающих свободное время, в то же вре-

4 Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика,

1991. — 176 с.

5 Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. — М.: Изд-во МПСИ, 2004. — 672 с.

мя требования, которые предъявляет общество, становятся с каждым годом всё сложнее. Современные школьники должны уметь ориентироваться в информационном обществе, где всё очень быстро меняется, уметь правильно оценивать возможности, находить ресурсы для достижения поставленных целей. Поточный метод обучения обладает большими возможностями в плане формирования качеств, но при неправильной организации содержит риски, способные свести к минимуму потенциальные возможности развития. Относительная однородность групп (потоков) по составу даёт возможность для каждого потока использовать технологию, опираться на то общее, что объединяет школьников. Риски же связаны с тем, что достаточно часто подростки подменяют понятие «выбор», понятиями «вседозволенность», «хочу», «не хочу». Также в подростковом возрасте центральным новообразованием становится формирование «чувства взрослости», которое проявляется в потребности получить признание этой взрослости окружающими, в стремлении действовать как взрослый. Проявления взрослости могут быть различными и внешне выражаться в подражании внешним признакам взрослости, в социальной зрелости, интеллектуальной взрослости. Поскольку большую часть времени подросток посвящает учебной деятельности, необходимо, чтобы в школе было всевозможное содействие, поддержка подростков и своевременное предупреждение деструктивных вариантов в развитии.

Как можно обучать школьников управлять временем

Таким образом, подходим к рассмотрению вопроса о том, как же педагог-предметник при поточном методе обучения, в рамках предмета, может формировать у подростков не только

умение управлять временем, но и через развитие этого умения опосредованно влиять на формирование конструктивных свойств личности, таких как самостоятельность, самоорганизованность, стремление к саморазвитию. Однородность потоков позволяет отбирать для каждой группы конкретные формы и методы работы. Таким образом, педагогу в большей степени необходимо ориентироваться на общегрупповые интересы. Это облегчает работу, потому что определённая общность эмоционально сближает подростков, и даже если есть какая-то неоднородность, то она может сгладиться общей целью и интересами. Формы и методы работы с потоками могут значительно отличаться, поэтому для каждого потока могут быть разработаны задания, требования, темп продвижения во времени.

Сразу необходимо отметить: поскольку такая работа происходит в рамках учебной деятельности, педагогу необходимо помнить об основном содержании учебного предмета и о том, что всё обучение управлению временем строится на учебных заданиях, а на специальные виды работ (анкетирование, обсуждение, рефлексию) на уроке должно быть выделено всего несколько минут, не более пяти.

Цель: научить учащихся в рамках учебного предмета распределять учебное и внеучебное время, нести ответственность за выполнение заданий по учебному предмету и их результативность.

I этап. Целеполагание — понимание и принятие ответственности за результаты учебной деятельности по предмету.

Методы:

1. Анкетирование, направленное на определение желаемых результатов по предмету, не только самого учащегося, но и его родителей.

Педагог просит учеников на уроке заполнить таблицу, состоящую из двух столбцов.

Первый — заполняется учеником непосредственно в классе (2-3 минуты): «Каких результатов я хочу добиться по предмету в этом учебном году?» На дом педагог даёт задание — заполнить второй столбик анкеты, спросив у родителей: «Каких успехов по предмету (название) я ожидаю от ребёнка?» На следующем уроке результаты обсуждаются по схеме: совпадают — не совпадают, и школьнику предоставляется возможность поставить цель на конкретный учебный год.

2. Тестирование (входная диагностика), направленное на выявление актуальных знаний учащихся по предмету и на определение «зоны ближайшего развития». После проведения такого тестирования педагог делает прогноз

и готовит рекомендации ученику, которые ему необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

3. Совместная корректировка цели

на учебный год и на каждую четверть. Проводится на консультациях по предмету.

Очень важно уделить достаточно времени и внимания этому этапу, поскольку многие подростки склонны переоценивать возможности, а родители — предъявлять завышенные требования. Также бывают случаи, когда уровень притязаний подростка или ожидания родителей ниже уровня его актуального уровня. Такая ситуация снижает возможности совершенствования познавательных процессов, сужает спектр интересов подростка. Также на этом этапе очень важно соблюдать последовательность предложенных шагов, предоставлять учащимся больше самостоятельности, приоритетом должен стать ориентир на цель подростка. Например, если его цели значительно превышают актуальные возможности и не входят в «зону ближайшего развития», ученику нужно предложить следующее: «Ты сможешь достичь поставленной цели, но сначала тебе нужно выучить (назвать конкретные

разделы и темы), научиться решать (предложить уже готовый набор заданий)». Затем определить, сколько времени ученику на это потребуется (неделя, две, три). После этого школьник должен отчитаться о проделанной работе преподавателю, желательно, чтобы предложенные задания ученик сдавал частями, чем чаще, тем лучше (через день, два раза в неделю). Этот приём формирует системность учебной деятельности, привычку не откладывать на потом, обязательность исполнительность и организованность.

II этап. Формирование, развитие и совершенствование навыков управления временными ресурсами.

Методы:

1. Формирование навыков оценки временных промежутков на уроке.

В начале урока педагог представляет учащимся все виды работ, которые он запланировал выполнить на уроке, и просит определить, сколько времени от урока им на это потребуется. Совместно с учителем ребята распределяют время между всеми видами учебных заданий, которые они будут выполнять, не стоит забывать о том, что необходимо уделить время на объяснение домашнего задания. Затем ставится таймер на все виды заданий, и по мере их выполнения класс отслеживает, удалось ли уложиться в запланированный промежуток времени. В конце урока, в течение 2—3 минут, учитель вместе с детьми подводит итог, обязательно фиксируется, что помешало справиться с заданием в планируемые сроки и, наоборот, что помогло выполнить задание раньше намеченного.

2. Фиксирование времени выполнения заданий на уроке.

Этот приём может использоваться параллельно с предыдущим, например, на одном уроке планирование, а на другом — фиксирование, это помогает в последующем более точно распределить время урока. Перед началом урока педагог также предлагает полный перечень учебных заданий, а после их выполнения совместно с учащимися фиксиру ет потраченное время.

3. Фиксирование времени выполнения классных и домашних заданий. После того, когда все учащиеся в потоке смогут самостоятельно планировать и фиксировать время выполнения заданий на уроке, учитель предлагает фиксировать время выполнения домашней работы по предмету. Для этого карандашом на полях подросток отмечает время начала выполнения домашнего задания и время, когда закончил его выполнение. Этот приём помогает школьникам не отвлекаться во время выполнения задания, выполнять его сразу. После проверки домашнего задания очевидным становится, достаточно ли внимания ученик уделил предмету, педагог может дать рекомендации, что ещё необходимо сделать, чтобы качественно подготовиться.

4. Подсчёт невыполненных заданий. К сожалению, именно в средних

и старших классах случается, что учащиеся не выполняют домашние задания или выполняют их не в полном объёме, поэтому должен вестись учёт невыполненных задний и причин их невыполнения: забыл, не записал задание, не успел, не смог, не хотел. Этот приём очень хорошо позволяет определить, что служит причиной неисполнительности — простая житейская рассеянность, чрезмерная занятость, пробелы в знаниях, низкий уровень саморегуляции, несформированность волевых качеств или привычки выполнять запланированное. Педагог может использовать поощрения за невыполненные задания в течение четверти.

5. Планирование и оценка времени выполнения классных и домашних заданий.

Когда учащиеся овладеют предыдущими приёмами, можно переходить к планированию и оценке. Сразу нужно оговориться, что не надо добиваться идеального совпадения времени

планирования и выполнения: во-первых, в реальности несовпадения случаются достаточно часто, во-вторых, формальное стремление уложиться в намеченные сроки снижает качество выполнения. Педагогу необходимо помнить о том, что его задача — научить детей бережно, внимательно относиться к времени, как к определённой ценности, понимать невосполнимость этого ресурса и его возможности. Очень важно, чтобы дети осознали такой факт, что для того чтобы достигнуть успеха каком-либо учебном предмете, необходимо достаточно времени тратить на изучение, подготовку, отработку умения. Выполняемые задания по планированию и оценке помогают определить, сколько времени необходимо для того, чтобы добиться определённых результатов по предмету. Таким образом, у учеников должно появиться осознание того, что если я хочу более высоких результатов, то я должен больше времени потратить на изучение предмета.

6. Выполнение заданий в подгруппах. Использовать этот приём можно в качестве стимулирующего, особенно для учащихся с низким уровнем самоорганизации и испол-

" туч

нительской дисциплины. Класс можно разделить на подгруппы по 3-4 человека, при этом деление проходит по уровню организованности школьников, состав подгруппы должен быть разнородным (например, ученики, которые умеют работать в быстром темпе, и те, которые работают медленно, ученики с высоким уровнем исполнительской дисциплины и с низким). Выполняя задание, дети также сначала должны провести планирование, а затем оценку времени выполнения задания, провести рефлексию и представить отчёт подгруппы. Этот приём помогает за счёт взаимообучаемости, совместного взаимодействия сформировать не только навыки самоорганизации, но и умение качественно выполнять задание. Например, очень часто у школьников, быстро выполняющих задание, страдает качество, другие ученики очень долго приступают к выполнению задания.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

1. Эссе «Мои достижения».

На этом этапе важно подвести итог проделанной работе, для подростков важно осознание и понимание того, над чем они работали, важно, чтобы они сами могли оценить достижения, поставить цели на будущее. Обязательно нужно соотнести поставленные цели и полученные результаты.

2. Письмо учителя.

Мнение взрослого очень важно для подростков, учитель для них значимая фигура, поэтому важна его оценка деятельности. В конце учебного года педагог пишет небольшое письмо каждому ученику, в котором перечисляет его достижения и рекомендует, над чем ещё можно поработать. Письмо обязательно должно нести положительную эмоциональную окраску, в нём должны быть перечислены положительные качества учащегося, чётко и конкретно сформулированы рекомендации. Например, чтобы научиться писать изложения без ошибок, тебе нужно (перечислить конкретные задания их количество).

3. Результаты итоговых испытаний по предмету (контрольные работы, тестирование).

Эти данные объективны, критериальный показатель, который позволяет оценить не только знания по предмету, но и то, как влияет умение правильно организовать время на результативность учебной деятельности.

Злключение

Обучение подростков управлению временем может стать при правильной организации для них увлекательным занятием, может появиться интерес и азарт к раскрытию возможностей, личностных ресурсов. Без поддержки педагога и его заинтересованности это невозможно, поэтому такая работа с детьми должна проводиться на каждом занятии. НО

Time Management Of Students And Teachers During Teaching In Groups

Elena L. Arshinskaya, senior lecturer of the Department of psychology and pedagogy of preschool education of Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The effectiveness of teaching during the process of the group method is more effective when students use rationally their classroom time. The ability to manage their times, develops in adolescents such personality traits as organization, responsibility, to be responsible for their decisions and predict the consequences of their actions.

Keywords: adolescent age, teaching group method, agency, time management. References:

1. Psychology and the psychology of being human: the monograph/ under the editorship of V.V. Landmark, Z.I. Ryabikina, E.A. Sergienko. — Krasnodar: Kuban state University, 2010. — 371 p.

2. Tatenko V.O. Subject of mental activity: searchfor a new paradigm. Psychological journal. — 1995. — Vol. 16. No. 3. — P. 23-34.

3. Federal state educational standard of secondary (complete) General education of may 17, 2012

[Electronic resource] / URL: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_12 / m413.pdf (date accessed: 16.05.2018)

4. Cle M. Psychology of teenager. — Moscow: Pedagogy, 1991. — 176 p.

5. Feldstein D.I. Psychology of growing up: structural and content characteristics of the process of personality development:selected works. — Moscow: publishing house MPSI, 2004. — 672 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.