Научная статья на тему 'ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ АУТИК ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫХ КОМАНДНЫХ ПУНКТАХ'

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ АУТИК ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫХ КОМАНДНЫХ ПУНКТАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ УНИФИЦИРОВАННЫЙ ТРЕНАЖНО-ИМИТАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TEACHING TECHNIQUES / NEW INFO-TEACHING TECHNIQUES / TEACHING HARDWARE BASIS / COMPUTERIZED UNIVERSAL TRAINING- SIMULATION COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорных Юрий Дмитриевич, Кулькова Наталья Евгеньевна

Обучающие технологии реализуются посредством внедрения в образовательную деятельность автоматизированных, унифицированных тренажно-имитационных комплексов (АУТИК) командных пунктов различных уровней. В статье на основе уточненного понятийного аппарата предлагается этапность в создании АУТИК для вузов, готовящих специалистов по управлению воинскими формированиями, имеющими на вооружении сложные стационарные радиолокационные и радиотехнические комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подгорных Юрий Дмитриевич, Кулькова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME REQUIRES NEW AUDITS APPLICATION OF TEACHING TECHNIQUES AT TRAINING COMMAND POSTS

The teaching techniques are introduced to educational activities by unified computerized training- simulation systems (UCTSS) of various level command posts. Suggested in the article, on the basis of improved conception notions are phases in creating the UCTSS for the colleges that train management specialists for military bodies armed with complicated stationary radar and radio engineering complexes.

Текст научной работы на тему «ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ АУТИК ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫХ КОМАНДНЫХ ПУНКТАХ»

w¡li ]=ТГГ ijfí

1 ^шМГЩЖЕ

Ю.Д. ПОДГОРНЫХ, Н.Е. КУЛЬКОВА

J.D. PODGORNIKH, N.Y. KULKOVA

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ НОВЫХ АУТИК

TIME REQUIRES NEW AUDITS

ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА УЧЕБНЫХ КОМАНДНЫХ ПУНКТАХ

APPLICATION OF TEACHING TECHNIQUES AT TRAINING COMMAND POSTS

Сведения об авторах: Подгорных Юрий Дмитриевич - старший научный сотрудник ВА ВКО имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова, доктор военных наук, профессор (г. Тверь);

Кулъкова Наталья Евгеньевна — младший научный сотрудник ВА ВКО имени Маршала Советского Союза ГЛ. Жукова (г. Тверь).

Аннотация. Обучающие технологии реализуются посредством внедрения в образовательную деятельность автоматизированных, унифицированных тренажно-имитационных комплексов (АУТИК) командных пунктов различных уровней. В статье на основе уточненного понятийного аппарата предлагается этапность в создании АУТИК для вузов, готовящих специалистов по управлению воинскими формированиями, имеющими на вооружении сложные стационарные радиолокационные и радиотехнические комплексы.

Ключевые слова: обучающие технологии, новые информационно-обучающие технологии, учебно-материальная база, автоматизированный унифицированный тренажно-имитационный комплекс.

Information about the authors: Yuri Podgornykh — senior researcher Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union G. K. Zhukov, doctor of military Sciences, Professor (Tver);

Natalia Kulikova — Junior researcher Military Academy of Aerospace Defense named after Marshal of the Soviet Union GX. Zhukov (Tver).

Summary. The teaching techniques are introduced to educational activities by unified computerized training- simulation systems (UCTSS) of various level command posts. Suggested in the article, on the basis of improved conception notions are phases in creating the UCTSS for the colleges that train management specialists for military bodies armed with complicated stationary radar and radio engineering complexes.

Keywords: teaching techniques, new info-teaching techniques, teaching hardware basis, computerized universal training- simulation complex.

В последние годы в учебно-методической литературе (да и

в некоторых руководящих документах) все чаще и чаще стали появляться такие понятия, как «образовательные технологии», «обучающие технологии», «технологии обучения», «информационные технологии», «обучающие информационные технологии», «педагогические технологии», «но-

вые информационно-обучающие технологии» и другие. При этом предполагается, что внедрение перечисленных технологий позволит в значительной степени повысить качество и эффективность образовательной деятельности в высшей военной школе.

Все было бы хорошо, если бы в литературе, которая свободно оперирует приведенными поняти-

ями, были даны их четкие и однозначные определения. К сожалению этого нет. Поэтому перед тем, как изложить некоторые предложения по применению обучающих технологий в ходе занятий, остановимся на определении таких понятий, как «обучающие технологии», «информационные технологии» и «новые информационно-обучающие технологии (НИОТ)».

С т!г , ХГ^

Авторы не смогли найти в известной им учебно-методической литературе четких определений приведенных понятий. Поэтому был выбран такой путь: в качестве базовых приняты определения таких понятий, как «технология» и «обучение». Опираясь на определения этих базовых понятий, предлагается рассматривать обучающие технологии как совокупность применяемых обучающих методов, средств, форм и организационных систем обучения, которая обеспечивает требуемую эффективность образовательной деятельности и достижение конечных целей обучения в установленные сроки.

Информационные технологии определяются как система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей этой информации.

Прилагательные «новые», «современные», которые нашли широкое применение в приведенных терминах, лишь подчеркивают новизну, т.е. отличие нарождающихся технологий от уже существующих, отличие в уровне их развития. При этом внедрение новых технологий является новаторским актом, в том смысле, что существенно (если не принципиально, кардинально) изменяется содержание различных видов деятельности преподавателя, в образовательную деятельность внедряются новые методы, средства, формы обучения. Новые обучающие технологии разрабатываются на основе новых информационных технологий, которые породили стремительный научно-технический прогресс, бурное развитие в последнее десятилетие XX века ЭВТ, компьютеризацию всех областей деятельности человека, в том числе и процесса обучения.

Опираясь на вышеизложенное, можно предложить следующее определение понятия «новые

информационно-обучающие технологии» — это совокупность основанных на использовании новых информационных технологий методов, средств, форм и организационных систем обучения, применяемая обучающим в образовательной деятельности и обеспечивающая ее высокую эффективность и достижение конечных целей обучения в установленные сроки.

НИОТ разрабатываются с применением технических, математических, программных средств, средств информационного и методического обеспечения с учетом закономерностей познавательной деятельности обучающихся и предназначаются для обучения, главным образом, в режиме моделирования сил и средств вооруженной борьбы с привлечением функций оптимизации и управления процессом обучения и принятия решений.

Применение НИОТ в образовательной деятельности предполагает:

• наличие общей концепции обучения, исходя из начального уровня подготовки обучающихся с опорой на их индивидуальную подготовку;

• формирование пространства знаний в памяти ЭВМ специальными способами визуализации, озвучивания, которые учитывают уровень подготовки обучающихся и позволяют им в соответствии с методиками, разработанными преподавателем, изучать тот или иной предмет, тему, явление в привычном пространстве так же, как бы они имели дело с реальностью;

• умение обучающихся действовать на этом пространстве (пространстве знаний), перенося знания с помощью соответствующих интерфейсов в свою память непосредственно через органы чувств, в первую очередь, зрение и слух. При этом качество интерфейса полностью будут определять скорость и точность усвоения знаний, приобретения практических навыков;

• осуществление контроля за динамикой процесса обучения, накапливанием знаний, забыванием их обучающимися.

При выполнении перечисленных условий предметная область в памяти ЭВМ, как одного из основных новых средств обучения, формируется таким образом, чтобы при помощи пакета программ обучающиеся смогли получить с экрана ЭВМ информацию (знания, приобрести практические навыки), полностью адекватные реальной предметной области.

Рассмотренные информационно-теоретические основы НИОТ находят свое овеществление в новых средствах обучения, которые получили название автоматизированных, унифицированных тре-нажно-имитационных комплексов (АУТИК). Такие комплексы позволяют заменить в образовательной деятельности с высокой степенью адекватности реальные КП различных уровней (объединений, соединений и частей). Такие АУТИК создаются, к примеру, практически руками личного состава кафедры № 2 академии и они полностью способны заменить КП воинских формирований, имеющих на вооружении сложные радиолокационные и радиотехнические комплексы, функционирующие в автоматическом цикле на различных физических принципах.

Создание названных комплексов на основе сочетания плазменных телевизоров, макетов АРМ основных лиц боевого расчета КП и нештатной ЭВТ — ПЭВМ с дополнением его АРМ руководителя и помощника руководителя занятий позволило обеспечить значительную экономию средств при создании учебно-материальной базы (УМБ). Одновременно формирование пространства знаний в памяти ПЭВМ, входящих в состав АУТИК, осуществляется таким образом, что оно включает не только «электронный» материал основных учебников и учебных пособий по боевому применению

/дгоспт

воинских формирований, но и комплекс оперативно-тактических задач, которые приходится решать их командирам, командирам дежурных сил (КДС), дежурным инженерам (ДИ) в ходе несения боевого дежурства в различных степенях боевой готовности и управления в различных условиях обстановки и модели функционирования комплексов вооружения, а также возможные варианты развития обстановки, технического состояния комплексов вооружения в зависимости от принимаемых решений обучающимися в ходе занятий, проводимых на учебных КП. Все это позволяет устанавливать тесную связь имитируемых условий занятия (группового упражнения, военной игры, КШУ) с реальным пространством и временем боевого применения воинских формирований.

Применение информационных технологий, базирующихся на современных технических средствах, которые способны дополнить и расширить возможности штатных средств в целях применения их в процессе обучения, позволяет:

• осуществлять качественный оперативный контроль подготовленности обучающихся к занятиям (знаний обстановки по ОТЗ, функциональных обязанностей, наставления по боевой работе, аппаратуры и оборудования КП).

При этом контролем охватывается все учебное отделение, а не отдельные обучающиеся;

• создавать сложную, высокодинамичную, поучительную обстановку, требующую от обучающихся принятия соответствующих решений; поддерживать высокую напряженность на протяжении всего времени занятия;

• проводить глубокий и всесторонний анализ положительных сторон и возможных недостатков принимаемых решений, разрабатываемых предложений в оперативных паузах; обоснование наиболее рациональных решений, предложений в соответствии с обстановкой;

• осуществлять оперативный сбор необходимой информации и данных для последующего поучительного и всестороннего разбора занятия в заключительной части.

Программно-технические средства, входящие в состав АУТИК, позволяют руководителю занятия (в ходе проведения тренажей в часы самостоятельной работы — непосредственно обучающемуся) неоднократно повторять необходимый эпизод или вводную в целях выработки твердых навыков с учетом требуемого уровня подготовки.

Основной недостаток УМБ, созданной на основе рассмотренного АУТИК, заключается в следующем. Предположим, что на

учебном КП отрабатывается на групповом упражнении вопрос (тема): «Управление подразделениями и частью в сложной РЭО». Управление осуществляет командир (КДС), следовательно, обучающиеся должны быть введены в должность командира (КДС). Время группового упражнения — 4 часа; учебное отделение — 6 человек слушателей.

Далее предположим, что руководитель занятия затратил на вводную часть 5 минут учебного времени; на заключительную — 15 минут; на все оперативные паузы — 20 минут (указанное время выбрано практически минимальным). Тогда «чистого» оперативного времени, в котором должны отрабатываться учебные вопросы занятия, остается 140 минут. Разделив 140 минут на 6 обучающихся, получим, что каждый из них в среднем будет работать в отведенной должности около 23 минут, т.е. менее 23% времени учебного занятия. В соответствии с программой и тематическим планом учебной дисциплины занятие проводится только одно, повторений нет.

Напрашивается однозначный неутешительный вывод: говорить о привитии обучающимся твердых навыков (хотя бы самых начальных) по управлению подразделениями и частью просто не приходится, даже в условиях активного внедрения в образовательный процесс НИОТ. Точно такое же положение складывается и по другим оперативно-тактическим дисциплинам.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на то, что в образовательную деятельность активно внедряются НИОТ, сложилось явное противоречие между требованиями по подготовке военных специалистов, способных самостоятельно и творчески управлять подразделениями и частями при решении практических задач в различных степенях боевой готовности, сложных условиях обстановки, и возможностями созданной (существующей) УМБ.

Это противоречие, в свою очередь, породило проблему совершенствования или, точнее сказать, создания принципиально новой

У МБ, которая бы позволила резко увеличить время учебных занятий, в первую очередь по оперативно-тактическим дисциплинам, отводимое на привитие слушателям прочных практических навыков по управлению подразделениями и частями с КП различных уровней, в различных условиях обстановки.

Если оценивать сложившуюся ситуацию с точки зрения философских понятий «содержание» и «форма», то можно сказать, что в результате стремительного развития более подвижной, динамичной стороны целого — содержания (обучающих технологий) и отставания формы (схемное построение учебных КП) привело к развитию несоответствия содержания и формы, которое может быть устранено «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы.

Решение проблем видится в создании АУТИК, максимально приближенных к условиям подготовки специалистов в военных академиях, университетах и училищах, в основу создания которых положен принцип построения лингафонного кабинета, который применяют при изучении иностранных языков. Возможная схема такого АУТИК применительно к КП одной из частей приведена в [1].

Такое построение У МБ позволит резко увеличить процент учебного времени, используемого на привитие обучающимся прочных практических навыков по управлению силами и средствами воинских формирований с КП в различных условиях обстановки; наиболее полно реализовывать потенциальные возможности НИОТ в процессе обучения. Одновременно внедрение таких АУТИК может потребовать большей отдачи от преподавательского состава и более высокого уровня специальной подготовки инженерно-технического состава УКП.

Ведя речь о разработке и внедрении АУТИК, необходимо учитывать следующее обстоятельство. Для войск большое (если не сказать решающее) значение имеют практическая подготовка и слажива-ние в целом боевых расчетов КП различных уровней. Для вуза — подготовка индивидуального специалиста в соответствии с госзаказом. Конечные цели подготовки существенно различаются. Исходя из этого, АУТИК должны создаваться двух типов: один — для войск, другой — для учебного процесса в вузах.

«Только ориентируясь на создание современной тренажной и учебной компьютерно-информационной базы на основе унифицированных, типовых технических (технологических) решений будет обеспечено формирование единой УМБ в интересах современной системы обучения,— пишет доктор военных наук, генерал-полковник A.A. Ноговицын. И далее он отмечает, что «ТИК должен позволять не только индивидуальную подготовку и обучение отдельных лиц номеров боевых расчетов, но и руководящего состава, и совершенствовать их тактическую (оперативную) подготовку» [2].

Учитывая существующие финансовые, технические, организационные и другие трудности в обеспечении образовательной деятельности вузов, возможно

выделить некоторую этапность в создании и совершенствовании АУТИК.

Ретроспективный анализ работы многих создателей ТИК — учебных заведений, НИИ, НПО, воинских частей позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени накоплен достаточно большой опыт в их разработке и создании. При этом прикладываются большие усилия, направленные на то, чтобы с помощью новейших информационных технологий приспособить виртуальную реальность к тренировкам и обучению. Однако одновременно с тем, что в нашей стране разрабатываются ТИК по своим техническим и программным возможностям, превосходящие зарубежные аналоги, в деле создания ТИК много кустарщины, отсутствуют типовые проекты (особенно в Космических войсках), большинство находящихся в войсках и вузах ТИК морально и функционально устарели и имеют существенные ограничения по моделированию окружающей обстановки и ее изменений. Это, в свою очередь, вынуждает обучающего прибегать к существенным упрощениям в ходе занятий.

Следует отметить, что в государствах, где по-настоящему заботятся о подготовке высококвалифицированных специалистов и, прежде всего, о мастерстве

/дгоспт

военнослужащих, вместе с новыми образцами вооружения и военной техники (ВиВТ) в учебные заведения и войска обязательно поставляют и средства их освоения. Нам же остается ностальгически вспоминать 1979 год, когда специальным постановлением правительства и приказом МО было принято решение: вместе с новыми образцами ВиВТ на войсковые испытания конструкторским бюро представлять тре-нажные средства по их освоению. Поэтому было бы целесообразным параллельно с разработкой и созданием таких комплексов разрабатывать и АУТИК по их освоению, и осуществлять централизованные поставки в вузы и войска. При этом современный уровень компьютерных технологий и видеопроекторной технологии позволяет вообще не использовать в составе АУТИК дорогостоящих штатных средств коллективного пользования, а заменить их простым экраном (или экранами).

Ведя речь о применении НИОТ в образовательной деятельности, необходимо учитывать два весьма важных обстоятельства.

Первое. Одной из важнейших задач высшей военной школы является формирование и развитие творческого мышления обучающихся. Это было и остается наиболее сложной и еще мало исследуемой проблемой педагогики высшей военной школы. И надо думать, что эту проблему не удастся решить только внедрением НИОТ в образовательную деятельность, под которым порой понимается замена книжного материала электронным.

Чтобы в какой-то степени решить названную проблему, в ходе применения НИОТ необходимо: • формировать пространство знаний в памяти ЭВМ таким образом, чтобы можно было преподавателю и обучающемуся самостоятельно реализовать основные принципы обучения

и, в первую очередь, принцип обучения на высшем уровне сложности;

• материал учебника, учебного пособия и других учебно-методических пособий представлять таким образом, чтобы он не являлся просто переходом от «бумажного» (книжного) материала к электронному, а был бы совокупностью первичных предметных областей, формируемых специальными способами визуализации, озвучивания, которые, во-первых, учитывают уровень подготовки обучающихся и, во-вторых, позволяют им в соответствии с методикой, разработанной преподавателем, изучить тот или иной предмет, явление в привычном пространстве так же, как бы они имели дело с реальностью.

Второе. Внедрение и эффективное применение в образовательной деятельности НИОТ во многом, если не в решающей степени, определяется активной, творческой позицией руководящего и преподавательского состава, его методической подготовкой, профессиональным мастерством и, конечно же, уровнем материально-технического и финансового обеспечения. НИОТ будут активно внедряться, оказывать существенное влияние на технологию обучения, научные исследования, в целом, если хотите, на духовно-нравственную атмос-

феру вуза только в том случае, если эта работа будет обеспечена и стимулирована, будет активно формироваться новая информационная культура, прежде всего, преподавательского состава.

И еще одно замечание. С учетом ограниченных возможностей по укомплектованию всех воинских формирований и вузов ТИК возможно создание единого учебно-тренировочного центра (УТЦ) (по аналогии с зарубежным комбат-центром), скажем на базе Военной академии Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Такой УТЦ позволит не только не распылять средства, но и проводить тестирование, обучение и формирование навыков офицерского состава по управлению воинскими формированиями с КП в различных условиях обстановки, определять его готовность к выполнению реальных действий на боевой технике и вооружении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Подгорных, Ю.Д. О проблемах высшей военной школы. — Тверь: ВАВКО, 2014.

2. Ноговицын,АЛ. Современное состояние и перспективы развития авиационного тренажестроения для профессиональной подготовки летчиков российских ВВС// Национальная оборона, 2008. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.