Научная статья на тему 'Время сибирского предпринимательства. Конец XIX - начало ХХ вв'

Время сибирского предпринимательства. Конец XIX - начало ХХ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВРЕМЯ И ЕГО ВОСПРИЯТИЕ / ЭКСТЕНСИВНАЯ И ИНТЕНСИВНАЯ МОДЕЛИ «ОСВОЕНИЯ» ВРЕМЕНИ / MODERNIZATION / TIME AWARENESS / EXTENSIVE AND INTENSIVE MODELS OF TAKING ADVANTAGE OF THE PERIOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Александр Георгиевич

Статья посвящена проблемам восприятия и утилизации времени предпринимательскими кругами Сибири на рубеже XIX-XX вв. Модернизация, время и его восприятие, экстенсивная и интенсивная модели «освоения» времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EPOCH OF SIBERIAN ENTERPRISE (LATE 19th - EARLY 20th CC.)

The article is devoted to the problems of Siberian business community epoch awareness and their attempt to make the most of it at the turn of the 19th century, which comprise modernization, the epoch and its understanding, extensive and intensive models of taking advantage of the period.

Текст научной работы на тему «Время сибирского предпринимательства. Конец XIX - начало ХХ вв»

the current state of the family life cycle. The paper also examines factors influencing literacy level and the academic motivation of the peasant population.

Key words: farm, household census, age-gender structure, family life cycle, literacy.

© 2009

А.Г. Киселев

ВРЕМЯ СИБИРСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО ХХ вв.

Статья посвящена проблемам восприятия и утилизации времени предпринимательскими кругами Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв. Модернизация, время и его восприятие, экстенсивная и интенсивная модели «освоения» времени.

Ключевые слова: модернизация, время и его восприятие, экстенсивная и интенсивная модели «освоения» времени.

Целью работы является реконструкция, с одной стороны, временных условий предпринимательской деятельности в Сибири, с другой — восприятия и утилизации времени предпринимателями.

Тема находится в русле активно изучаемых в последнее время проблем тем-порально-пространственных представлений человека, ментального «пространства и времени» в разные эпохи истории. Заслуживают быть отмеченными, прежде всего, соответствующие городоведческие исследования1. Однако применительно к истории предпринимательства тема до сих пор не изучалась.

Рубеж Х1Х-ХХ веков составил важную эпоху в развитии России. Сложные, противоречивые процессы модернизации затронули все сферы общественной жизни. Не могли не отразиться они и на предпринимательской деятельности, мировосприятии коммерсантов.

В истории сибирского предпринимательства явно выделяются периоды, связанные со строительством и началом эксплуатации Транссиба, затем — с Русско-Японской войной и началом массовых аграрных переселений.

«Экономическая жизнь Сибири зародилась только с проведения железной дороги, т. е. всего лет пятнадцать назад, — говорил в августе 1911 г. на омском съезде деятелей по сельскому хозяйству местный заводчик С.В. Хаберев. — Под гнетом экономических условий, более энергичные элементы разных категорий ринулись сразу в неведомый край, без всякого знакомства с ним при крайне ограниченном материальном благосостоянии. С первым положением энергичным людям в богатом крае справиться было не трудно, за что ни возьмись — работать можно с выгодой...»2.

«Денежные успехи сначала во время китайской экспедиции, а затем японской войны создали такое мнение, что в Сибири стоит только начать какое-ни-

будь крупное дело, и оно будет давать огромные барыши, — читаем в тюменской газете «Ермак», — Во время войны так действительно и было. Многие приехавшие сюда с десятками рублей увезли отсюда десятки тысяч<...>»3.

Нетрудно заметить: в обоих случаях подчеркивается энергичный, оперативный характер деятельности предпринимателей, связанный с чрезвычайными обстоятельствами «места» и «времени».

Заметно отразилась на жизнедеятельности фирмы и первая русская революция. Не касаясь специфической темы участия деловых кругов в общественно-политическом движении, отметим несомненный в 1905-1907 гг. рост интереса к периодике, в том числе партийной, значительное увеличение количества периодических изданий.

«Время» как время общественно-политическое по-настоящему входило в сознание предпринимателей и коммерческих служащих.

Революция 1905 г. резко усилила настроения эмансипации, способствовала в том числе и укреплению положения женщины в обществе. Руководство Государственного банка приняло решение о возможности приема женщин на службу4. Все чаще начинают брать женщин на службу и частные фирмы, обычно на роль продавщиц, кассиров, канцелярских служащих. На полосах сибирских газет появляются соответствующие объявления5.

В то же время в первые послереволюционные годы и в интеллигентских, и в деловых кругах распространяются настроения политической умеренности, политикой жертвуют ради «дела».

«Общественная жизнь Омска за последние годы окончательно замерла», — в 1910 г. отмечала «Сибирская жизнь». — <...> И вот среди этой мертвящей тишины всплыл вопрос о первой Западно-Сибирской выставке. Создается выставочный комитет, вокруг которого сконцентрировались весьма разнородные элементы»6.

«Наше время особенное, прозаическое время. Мы отбросили многое нереальное, мистическое, метафизическое. И вот этот трезвый взгляд на жизнь и помогает нам создать фундамент, на котором каждый из нас хочет воздвигнуть здание собственной жизни, — обращался к будущим учащимся торговой школы в Семипалатинске неизвестный автор. — «Главное орудие борьбы — труд, управляемый разумом, навыками, знаниями» .

С первой русской революцией отчасти связано и усиление криминализации повседневной жизни. О недостаточности полицейских штатов не раз говорили на заседаниях сибирских городских дум и управ. Наряду с многочисленными фактами вооружения купцов и их служащих, отметим и распространение случаев краж, грабежей, вымогательства и усиление охранных мероприятий, в частности вооружение банковских служащих, установку систем электрической сигнализации в местных отделениях Государственного банка.

С точки зрения истории предпринимательства, не менее, а возможно более значимо, нежели обозначенное влияние общеисторических условий начала ХХ века, то обстоятельство, что они (прежде всего экономический рост) «ускорили» ход времени.

Города по линии Транссиба, по выражению С.И. Кочнева «взбудоражили»

о

Сибирь8.

О вспыхнувшей с пуском железной дороги «строительной горячке» в Крас-

ноярске писал В.И. Щипихов9. О «темпе лихорадочного строительства» в этой же связи вспоминали спустя 30 лет старожилы-новониколаевцы10. «На улицах стало шумно», «жизнь бьет ключом», — так оценивали современники перемены в жизни Омска11.

Сибирская железная дорога, пропускавшая в кон. 1900-х гг. 10—11 пар сквозных поездов, перед мировой войной западнее ст. Омск давала возможность двигаться 40 парам, а восточнее — до ст. Иннокентьевская — 48 парам

12

поездов12, что неизбежно вело к более выраженной ритмизации железнодорожных сообщений.

Ритмичной становится жизнь деловой части сибирского города. Жителям

Омска слышалось биение «пульса» «торговой, портовой жизни» в центральной,

13

примыкавшей к пристаням, части города .

Тема «пульса» становится своеобразным лейтмотивом перемен в городской жизни. «Пульс омской жизни бьется ускоренным темпом», — констатировал в 1903 г. один из корреспондентов омской газеты «Степной край»14. Через 10 лет — в 1913 г. — в выступлении одного из деятелей городского самоуправления Омска А.Н. Гладышева встречаем: «Пульс торговой жизни бьется здесь особенно интенсивно»15. Схожий мотив находим на страницах тюменского «Сибирского торгового посредника»: «пульс экономической и культурной жизни города забился сильнее»16.

Развитие рыночных отношений задало нарастающий темп обороту капитала, деятельности деловых людей. Об этом свидетельствует распространение краткосрочного кредитования, «приучавшего ценить время», регулярность отчетов, протоколов, бюллетеней коммерческих учреждений и общественных организаций, развитие телеграфа и телефонной связи, распространение ежедневных газет и др.

Все это способствовало постепенному формированию «человека экономического», преодолению отмечавшейся иностранцами необязательности русских. «Когда нужно что-нибудь сделать, то русский человек не понимает, что многое зависит от того, будет ли это сделано завтра, через неделю или через месяц», — писал в своем изложении-комментарии путевых впечатлений от Сибири американца Д.Ф. Фразера немец А. Глейнер17.

Целый ряд фактов, так сказать, обратного свойства, об аритмичности коммуникаций не только подтверждает сказанное, но фиксирует появившееся у деловых людей стойкое неприятие такого «неправильного времени».

Так, часто критиковались в деловых кругах многочисленные недостатки организации железнодорожных перевозок, в том числе и долгое залеживание товаров на станциях отправления и перегрузки.

«Громадные залежи хлебных грузов — обычное явление на наших железных дорогах вообще, а на Западно- и Средне- Сибирских в особенности <...>», — констатировала «Сибирская жизнь»18. В корреспонденции из Омска та же газета отмечала: «Запаздывание железнодорожных поездов, как из Сибири, так и из

России на 5-6 часов, а иногда и на 9 часов явление у нас довольно нередкое и

19

конечно неприятное» .

«В товарной конторе при станции Новониколаевск «объявления о прибыв-

ших грузах вывешиваются слишком поздно <...>. Документы на прибывшие грузы сильно задерживаются таксировкой. Публике приходится ждать часами очереди у окошечка для того, чтобы получить дубликат и выкупить груз»20.

Просроченное время оборачивалось ростом издержек.

«В виду крайне медленной и не аккуратной доставки хлеба железной дорогой, мельницы почти все остановлены и запасы крупчатки так ограничены, что

местные торговцы делают заказы крупчатки к празднику в Самаре и других рос-

21

сийских городах», — сообщал в декабре 1901 г. омский «Степной край»21.

Нередкими были жалобы на плохую работу почтовых и банковских учреждений, заставлявших деловых людей терять время.

Известны заявление томских коммерсантов о «беспорядочных действиях те-лефона»22, жалобы деловых людей Тюмени, Тобольска, Омска на плохое обслуживание в местных почтово-телеграфных учреждениях. Так, в фельетоне тюменского «Ермака» читателю, желающему посетить почту в Тобольске, предлагалось записываться в очередь за неделю, в Омске — «за месяц или даже более». «Попробуйте в Тюмени на спешку купить марку, вы редко застанете чиновника, а в Омске. — Очередь, как в Большом театре в Москве»23.

В 1914 г. в заседании Омской Городской думы звучали предложения перевести почтово-телеграфную контору в центр города24.

Исследуя экономическое значение времени, И.И. Янжул пришел к заключению о том, что его экономия является целью общественного производства, мерилом культуры.

Исторически развитие утилизации времени приводит к складыванию последовательно «экстенсивной» и «интенсивной» моделей. Первая присуща аграрной эпохе, свойственна крестьянину, ремесленнику, отчасти бюргеру. Вторая — продукт индустриального общества, наиболее полно раскрывается в экономическом поведении делового класса, в то время как пролетариат, не имея возможности планировать своей деятельности на сколько-нибудь продолжительный срок, вынужден существовать «минутой» (нет постоянного жилья, сегодня сыт — завтра голоден и т. п.), то есть «вне культуры» — вовсе не экономя времени.

Определяющим фактором экономии времени индустриальной эпохи становится скорость и быстрота в производстве и передвижении материальных ценностей.

«Весь склад разделяется у таких наций или классов по часам и приноравливается к этому быстрому биению пульса жизни. Точность, правильность и однообразность железных дорог, а постепенно вслед за ними и иных способов передвижения <...>, прилив и отлив масс в известные часы дня и ночи, оживление, например, биржи, несколько раз в день, в определенные часы <...>, —

25

замечал И.И. Янжул25.

Потребности роста вызывают к жизни развитие связи и печати. В 1900 г. в Тюмени и Томске действовало соответственно 128 и 331 телефонных аппаратов, в 1906 г. — уже 162 и 619. За это же время число международных телеграмм, отправленных и полученных в Петропавловске, возрастает с 400 до 2461, в Омске — с 1400 до 4748, в Томске — с 787 до 154 626.

Быстро и поступательно, без временных сокращений, росло и общее коли-

чество телеграфной корреспонденции. Показательны данные по г. Омску, где с 1909 по 1913 гг. число отправленных и принятых частных телеграмм увеличилось соответственно с 254579 до 402200. Количество частных заказных писем за

27

это же время выросло с 290914 до 478574 .

За период 1900-1914 гг. в разное время в Тюмени выходили 11, в Омске — 19, в Томске — 1328 ежедневных газет, в свое время названных Гегелем утренней «рационалистической молитвой». Появляются ежедневные сводки телеграмм — «Агентские телеграммы» в Омске, «Телеграфные бюллетени Российского телеграфного агентства в Томске», «Барнаульские ежедневные телеграммы».

Хотя внутригодовой хозяйственный цикл сибирских городов во многом определялся аграрным характером экономики края, в деятельности банков, биржи, экономических обществ (вроде отделений Московского общества сельского хозяйства) он отражался в определенной «искусственной» форме — ежемесячных отчетов, протоколов регулярных совещаний, еженедельных биржевых бюллетеней.

При этом хозяйственные процессы, а значит и алгоритмы предпринимательских операций детерминировались не только природно-климатическими условиями и состоянием самого сельского хозяйства, но и возможностями транспортировки грузов, динамикой цен на «близких» и «далеких» рынках, то есть согласовывались с иными, так сказать, «рациональными», в противовес «природным», временными циклами.

Ощущение «учащенного» времени входило в речь, в язык. В связи с развитием биржевого, банковского дела, телеграфного сообщения распространялся новый язык — язык всевозможных сокращений, язык зашифрованной, максимально сжатой информации. В печати, делопроизводстве того времени сплошь и рядом находим всевозможные сокращения: «Продуголь», «Товарпар», «ж.д.», «В/письмо», «Н/клиентка» и т. п.

Образцы делового лаконизма встречаем в частности в телеграммах покупателей АО «В. Логинов»: «Почем СИБИКО»; «7027 выкуплены 8790 не пришел. Мухамедьярова»; «Квитанциями 1658 1847 1846 не сданы. Минин» и др.29 Подобными примерами полна и переписка омской конторы С.Х. Рандрупа со сво-

30

им барнаульским представителем И. Линдом30.

Весьма характерен в этом отношении и циркуляр Канцелярии Государственного банка местным конторам и отделениям от 18 апреля 1906 г., за № 69, тре-

31

бовавший покончить с многословием телеграфных сообщений31.

«Сибирь наших дней проявляет заметную бодрость, живость своего социального темперамента», — отмечал в 1915 г. Гр. Жерновков32.

В городах, чей облик во многом определялся их административно-политическими статусом, темп жизни задавался теперь новым социокульутрным камертоном.

В г. Омске — административно-политическом центре обширного Степного

края — «дробь барабана» оказалась, по образному выражению Г.Н. Потанина,

33

заглушена «щелканьем счет» .

Обостренное ощущение «нового» времени материализуется в появлении больших часов на железнодорожных вокзалах, в магазинах и лавках, и в своеоб-

разном буме спроса на часы для дома, в сооружении больших часов в деловой части города, символизировавших торжество новой — капиталистической эпохи. Так «деловой класс», утилизируя время сам, «навязывал» собственное его восприятие всем.

В заключение подчеркнем, что время, как, впрочем, и пространство, выступало не только как самое общее условие функционирования предпринимательства, но и как продукт этого функционирования. Время изменяется предпринимательством. В эпоху модернизации появляется «новое время», как часть нового миропорядка, в который постепенно втягивается все общество.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Тяпкина О.А. Темпорально-пространственные аспекты ментальности жителей малых городов Западной Сибири во второй половине XIX — начале ХХ вв. // Современное историческое сибиреведение XVII — начала ХХ вв.: сб. научн. тр. Барнаул, 2005.

2. Журналы заседаний съезда деятелей сельского хозяйства 1-12 августа 1911 г. в г. Омске. Омск, 1912. С. 81-82.

3. Ермак (Тюмень). 1912. 2 июня.

4. Циркуляр Управляющего Государственного банка от 29 января 1911 г. «О приеме на службу дочерей и родственников служащих в Государственном банке» // Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф.23. Оп.1. Д.58. Л.18-18 об.

5. Сибирский коммерсант (Новониколаевск). 1910. 25 февраля.

6. Сибирская жизнь (Томск). 1910. 5 марта.

7. Семипалатинский край (Семипалатинск). 1914. 14 января.

8. Сибирский день (Омск). 1915. Вып. 2.

9. Щипихов В.И. Спутник по городу Красноярску. Красноярск, 1911. С. 31.

10. Весь Новониколаевск. Адресно-календарная книга на 1924-1925 год. Новониколаевск, 1924. ОтдЛ. С. 4.

11. Берников В.В. Воспоминания старожила // Известия Омского отдела Географического общества СССР. Омск, 1966. Вып. 8(15). С. 28.

12. Подшивалов П.Д. Городские вопросы. Омск, 1911. С. 5.

13. Киселев А.Г. Миней Мариупольской и другие (50 омских капиталистов). Омск, 1995.

14. Степной край (Омск). 1903. 19 декабря.

15. Омск — естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири (с агрономическим, лесным, культурно-техническим и ветери-нарно-зоотехническим отделениями). Омск, 1914. С. 22.

16. Сибирский торговый посредник (Тюмень). 1912. 1 января.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Глейнер А. Сибирь — Америка будущего. По сочинению Джона Фостера Фразера. Киев, 1906. С. 21-22.

18. Сибирская жизнь (Томск). 1899. 14 апреля.

19. Сибирская жизнь (Томск). 1899. 25 апреля.

20. Сибирский коммерсант (Новониколаевск). 1910. 8 января.

21. Степной край (Омск). 1901. 26 декабря.

22. Сибирская жизнь (Томск). 1905. 20 марта.

23. Ермак (Тюмень). 1912. 25 августа.

24. Омский вестник (Омск). 1914. 13 февраля.

25. Янжул И.И. Из психологии народов. (Экономическое значение «времени» и «пространства»). Одесса, 1895. С. 21-22, 29-31.

26. Почтово-телеграфная статистика за 1900 год (с кратким обзором деятельности почтово-телеграфного ведомства за тот же год). СПб., 1902. Почтово-телеграф-ная статистика за 1906 год (с кратким обзором деятельности почтово-телеграфно-го ведомства за тот же год). СПб., 1908. С.56-57; Сводный каталог периодики Западной Сибири (1789-1959). Вып.2. Новосибирск, 1974. С. 54-55.

27. Омск — естественный центр для первого сельскохозяйственного института в Западной Сибири (с агрономическим, лесным, культурно-техническим и ветери-нарно-зоотехническим отделениями). Омск, 1914. С. 22, 23.

28. Сводный каталог периодики Западной Сибири (1789-1959). Вып. 2. Новосибирск, 1974. С. 256-264, 344-345, 396-401.

29. Киселев А.Г. Западносибирские и степные покупатели логиновской спички (1908 год) // Вестник Новосибирского государственного университета. 2007. Т. 6. Вып. 1. История. С. 173.

30. ГАОО. Ф.87. Оп.1. Д.9. С. 15, 27, 29.

31. ГАОО. Ф.23. Оп.1. Д.2. С. 161.

32. Жерновков Гр. Настоящее и будущее Западной Сибири // Право и финансово-промышленная жизнь Сибири. Тетрадь 1. Томск, 1915. С. 65.

33. Потанин Г.Н. Города Сибири // Сибирь. Ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908. С. 250-251.

THE EPOCH OF SIBERIAN ENTERPRISE (LATE 19th — EARLY 20th CC.)

A.G. Kiselyov

The article is devoted to the problems of Siberian business community epoch awareness and their attempt to make the most of it at the turn of the 19th century, which comprise modernization, the epoch and its understanding, extensive and intensive models of taking advantage of the period.

Key words: modernization, time awareness, extensive and intensive models of taking advantage of the period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.