Научная статья на тему '«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» В СОЗНАНИИ И ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА СВЕРДЛОВСКОГО ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА МВД СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ. ХХ ВЕКА'

«ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» В СОЗНАНИИ И ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА СВЕРДЛОВСКОГО ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА МВД СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ / ПЕРЕСТРОЙКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ложкарев Александр Игоревич, Газизова Юлия Сергеевна

В статье представлен анализ опыта деятельности коллектива Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР в период масштабного реформирования устройства страны. Авторы раскрывают особенности содержания учебной, методической, воспитательной, организационной, служебно-боевой деятельности образовательного учреждения, выявляют влияние политических и социально-экономических факторов на организацию учебно-воспитательного процесса, описывают сложившиеся в рамках учебно-профессиональной подготовки тенденции в обучении, воспитании и служебно-боевой деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ложкарев Александр Игоревич, Газизова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TIME FOR A CHANGE” IN THE MINDS AND DOINGS OF THE STAFF OF SVERDLOVSK FIRE SERVICE TECHNICAL SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR IN THE SECOND HALF OF THE 80 S., THE XXTH CENTURY

The article analyses the experience of the staff of Sverdlovsk Fire-Service Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR during the period of large-scale reforming the country's structure. The authors reveal the peculiarities of the educational, methodological, educational, organizational, service and combat activities’ content within an educational institution, identify the political and socio-economic factors influence on organizing the educational and upbringing process, describe the trends that were developed within the framework of educational and vocational training in teaching, upbringing and service combat activities of the cadets.

Текст научной работы на тему ««ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН» В СОЗНАНИИ И ДЕЛАХ КОЛЛЕКТИВА СВЕРДЛОВСКОГО ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА МВД СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГГ. ХХ ВЕКА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.84:31

DOI 10.25257/KB.2022.4.79-88

«Время перемен» в сознании и делах коллектива Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века

"Time for a change" in the minds and doings of the staff of Sverdlovsk Fire Service Technical school of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the second half of the 80 s., the XXth century

А. И. ЛОЖКАРЕВ1, Ю. С. ГАЗИЗОВА1

1Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург, Россия

A.I. LOZHKAREV1, Yu.S. GAZIZOVA1

1The Urals Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Ekaterinburg, Russia

В статье представлен анализ опыта деятельности коллектива Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР в период масштабного реформирования устройства страны. Авторы раскрывают особенности содержания учебной, методической, воспитательной, организационной, служебно-боевой деятельности образовательного учреждения, выявляют влияние политических и социально-экономических факторов на организацию учебно-воспитательного процесса, описывают сложившиеся в рамках учебно-профессиональной подготовки тенденции в обучении, воспитании и служебно-боевой деятельности курсантов.

Ключевые слова: история пожарной охраны, перестройка, образовательные организации, учебная работа, воспитательная работа, профессиональная подготовка

Abstract: The article analyses the experience of the staff of Sverdlovsk Fire-Service Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR during the period of large-scale reforming the country's structure. The authors reveal the peculiarities of the educational, methodological, educational, organizational, service and combat activities' content within an educational institution, identify the political and socio-economic factors influence on organizing the educational and upbringing process, describe the trends that were developed within the framework of educational and vocational training in teaching, upbringing and service combat activities of the cadets.

Key words: history of fire service, perestroika, educational organizations, academic work, up-bringing, professional training

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего профессионального образования в Российской Федерации сегодня стоит на пороге масштабного реформирования. Адекватный ответ современным вызовам возможен лишь с учетом многолетнего опыта подготовки специалистов в различных областях народного хозяйства и обеспечения национальной безопасности. В этом контексте достаточно интересным представляется опыт деятельности коллектива Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР (далее - СПТУ МВД СССР) во второй половине 8о-х годов ХХ века. «Время перемен» нашло свое отражение в сознании и делах коллектива училища, поставив его в рамки необходимости гибкого реагирования на социально-политические и экономические процессы в стране и сохранения вектора на качественную всестороннюю подготовку специалистов пожарно-техниче-ского профиля.

С целью адекватной оценки и анализа опыта деятельности коллектива СПТУ МВД СССР следует обратиться к осмыслению исторических событий страны середины 8о-х годов XX века. Отношение к этому периоду, ставшему своеобразным детонатором, запустившим необратимые процессы социально-политического и экономического характера и изменившим жизнь миллионов людей на постсоветском пространстве, далеко не однозначно. Не в полной мере проанализированы причины «перестройки»,

не до конца просчитаны последствия. При этом осознание необратимости запущенных процессов, ведущих к распаду огромной многонациональной страны, стало подлинным шоком как для инициаторов перестроечных процессов, так и для большинства граждан Советского Союза.

Президент Российской Федерации В. В Путин в фильме «Россия. Новейшая история» заявил, что для него распад СССР стал трагедией и «распадом исторической России» [1]. Вместе с тем, следует признать, что к середине 1980-х гг. в сознании практически всех групп населения постепенно сформировалось понимание необходимости глубоких общественных перемен.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественных благ. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда, зачастую не до конца представляя связанные с этим риски. Советская интеллигенция, прежде всего - гуманитарная, стремилась к демократии западного типа и индивидуальной свободе. Раскололась и партийная номенклатура. В узкоэгоистических интересах одна ее часть стремилась сохранить существующую систему. Другая, большая часть правящего класса, неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления и реформ.

При этом, сама категория «перестройка», применяемая для характеристики процессов по реформированию советской общественно-политической модели, по нашему мнению, вряд ли могла объективно отразить, в каком состоянии находились те или иные структурные элементы общества, его социальные институты, как складывалась их деятельность в период грядущих перемен с учетом функционального предназначения, конкретной социально-политической ситуации и, главное, в какого рода реформировании они [эти институты] нуждались. К сожалению, весьма распространенным

в «перестроечный» период стал метод «проб и ошибок», наиболее точно охарактеризованный В. С. Черномырдиным, Председателем Правительства РФ на пресс-конференции 6 августа 1993: «Хотели - как лучше, а получилось - как всегда» [2].

Как известно, точкой отсчета «перестроечных» преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. курс на ускорение, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев надеялся с минимальными затратами, за счет «скрытых резервов», в короткий срок добиться подъема экономики и, как следствие этого, подъема уровня жизни советских граждан. Во главу угла политики «ускорения» были поставлены задачи демократизации, борьбы с бюрократизмом и беззаконием.

Следует отметить, что пожарная охрана Советского Союза, как важнейший государственный институт, также претерпела множество преобразований и далеко не всегда продуманных «оптимизаций» в этот период. Тем не менее, можно смело заключить, что к началу 1980-х годов она практически преобразовалась в инженерную службу, объединившую около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. военизированных сотрудников и около 30 тыс. пожарных автомобилей различного назначения [3].

Уделялось значительное внимание и подготовке квалифицированных кадров пожарной охраны. При этом особую актуальность приобретала проблема трансформации ведомственных образовательных организаций пожарной охраны в условиях исторических перемен.

В рамках анализа деятельности СПТУ МВД СССР, одного из старейших в стране учебных заведений пожарно-технического профиля, мы поставили перед собой цель, ответить на вопрос: Как перестроечные процессы отразились на жизни учебных заведений Государственных противопожарных

служб России? Какие приоритеты ставили перед собой курсанты и преподаватели СПТУ МВД СССР, и как планировали их достигать в данный период масштабного реформирования всех сторон человеческого общества?

Отвечая на поставленные выше вопросы, важно подчеркнуть значительный вклад данного образовательного учреждения в подготовке кадров 1980-х годов. Итогом этой работы стало последовательное пополнение рядов пожарной охраны за счет его выпускников: в 1984 г. с очного и заочного отделений было выпущено 534 специалиста пожарной охраны, в 1985 г. - 589, в 1986 г. - 791, в 1987 г. - 432, в 1988 г. - 481, в 1989г. - 525, в 1990 г. - 463 молодых специалистов [4].

К числу наиболее важных направлений деятельности училища, требующих особого внимания, традиционно относилась учебная работа.

Следует при этом отметить, что с 1984 г. Свердловское пожарно-техническое училище, в силу ряда причин, перешло на двухгодичный курс обучения, а его курсантами становились юноши, прошедшие срочную службу в рядах Советской Армии. Это позволяло комплектовать учебное заведение людьми, имеющими определенный жизненный и служебный опыт (при этом, не всегда положительный) и настоятельно требовало искать новые пути и подходы в решении учебных и воспитательных задач [5].

Внушала некоторое опасение и общеобразовательная подготовка первокурсников, их достаточно долгий отрыв от постоянной учебы. В связи с этим, выступая на партийном собрании коллектива, в августе 1985 г., помощник начальника училища по кадрам В. А. Малюшин в очередной раз указывал на необходимость внимательного отношения к отбору абитуриентов, отмечая, что «курсанты, отслужившие в армии, требуют более настойчивой, более кропотливой индивидуальной работы» [6].

По итогам 1984-1985 учебного года (именно в апреле была провозглашена «перестройка» - авт) 159 курсантов (19,5 %) окончили курс обучения на «отлично» и

306 курсантов (37,6 %) - на «хорошо», 55 выпускников получили дипломы с отличием. На отчетно-выборном партийном собрании 25 октября 1985 г. отмечалось повышение успеваемости курсантов: процент повышенных оценок составил на 14, 6 % больше по сравнению с прошлым годом (42,5 %). Повышенные оценки по циклам составили: по социально-экономическому - 81,5 %; по профилактическому - 80,9 %; пожар-но-техническому - 82,5 %; пожарно-такти-ческому - 89,7 %; военному - 99,7 %; циклу специальных дисциплин - 80,8 %. К числу недостатков в учебной работе по итогам учебного года было отнесено то, что «348 курсантов в этом году учились только на удовлетворительно» [6].

Говоря об итогах 1985-1986 учебного года следует сказать, что курсанты относились к учебе достаточно ответственно -102 выпускника получили дипломы с отличием.

Однако вскоре ситуация стала меняться к худшему. Результаты учебы уже в первом семестре 1986-1987 гг. вызвали серьезную озабоченность руководства учебного заведения. В этой связи, заместитель начальника училища А. Т. Агрошенков с тревогой отмечал, что «... по сравнению с прошлым учебным годом этого периода успеваемость снизилась на 26 %. Вот наша работа, наши результаты и наша перестройка» [6]. А по итогам этого учебного года «... из 18 учебных групп 1 и 2 курсов мы не имеем ни одной отличной группы, ни одного отличного отделения. На «отлично» окончили курс - 25 курсантов (27,3 %); на «хорошо» - 89 курсантов (26,1 %); на «удовлетворительно» - 225 курсантов (66,6 %). Успеваемость снизилась по 16 дисциплинам, изучаемым в училище. Что касается выпускников, то их результаты тоже невысоки - 26 курсантов (11,4 %) учатся на «отлично», 54 (23,6%) - на «хорошо», остальные - на «удовлетворительно». Диплом с отличием получили 29 выпускников, дипломы «без троек» - 60 человек» [7].

Не менее показательны были итоги учебы в 1987-1988 учебном году. «Закончили

1 курс с оценкой «удовлетворительно» - 70,4 % (в 1986-1987 - 66,4 %), на втором курсе - 61,2 % (в 1986-1987 - 68,4 %). Выпускников-отличников - 32 %» [8].

К сожалению, 1988-1989 учебный год также не принес значимых достижений в учебе курсантов. Из 312 первокурсников закончили год на «отлично» лишь 11 человек (3,5 %), «хорошо» - 46 (14,7 %), «удовлетворительно» - 251 (80,4 %). Окончили 2 курс (и выпустились) с отличными оценками -33 курсанта (9,2 %), «хорошисты» составили 92 чел. (25,7 %), в числе «троечников» оказались 233 курсанта (65,1 %).

Анализируя ситуацию с учебой, следует учитывать, как традиционные факторы, влияющие на учебно-воспитательный процесс, так и общую обстановку в стране и обществе» [7]. Так, в январе 1984 г. старший преподаватель В. Г. Вихарев, указывал на «запоздалое гражданское становление и политическую наивность, иждивенчество некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требуется обществу» [6]. Однако лозунги перестройки было весьма непросто перевести на язык конкретных дел. На собрании, посвященном обсуждению итогов работы XXVII съезда КПСС, начальник цикла Ф. Ф. Закиров отмечал: «Каждый преподаватель, сотрудник, курсант должен осознать свои задачи, трудиться по-новому, с большей отдачей... Но новое отношение к делу не возникнет автоматически. Здесь нужна большая идейно-воспитательная, организационная работа с постоянным и курсантским составом, иначе никакого перелома мы не добиться не сможем» [7].

Нельзя сказать, чтобы подобная работа в учебном заведении не проводилась. Более того, достаточно отлаженная система политико-воспитательной работы существовала не один год и давала неплохие результаты в реализации воспитательного потенциала всех видов учебных занятий, что напрямую связывалось с перестройкой деятельности преподавательского состава. На собрании училища в августе 1987 г. подчеркивалось: «мы все должны помнить, что основы идейно-

политических знаний, коммунистических убеждений, марксистско-ленинского мировоззрения должны закладываться, в первую очередь, на уроке, в самом учебном процессе. Каждый преподаватель на своих занятиях должен использовать все возможности для формирования у обучаемых коммунистической убежденности. Именно преподаватель призван был «втянуть курсантов в учебный процесс, а не помогать им утвердиться в собственной косности, неполноценности и неспособности вырасти до высококвалифицированного специалиста» [9]. Это давало весьма посредственные результаты, поскольку «на многих учебных занятиях изложение материала представляет собой простой пересказ содержания учебников, не всегда убедительно раскрывается жизненная значимость приобретаемых курсантами знаний, слабо освещается практика работы пожарной охраны, не всегда умело связывается содержание преподаваемых курсов с политической жизнью страны.» [7]. В результате одни выпускники того периода оказались неспособными обеспечить порученный участок работы, другие - не подготовлены к ней нравственно.

При этом, на апрель 1987 г., училище располагало серьезным кадровым потенциалом, который надо было эффективно использовать: «94 человека имеют высшее образование, из них 45 - инженеры противопожарной обороны, 13 педагогов, юристов - 6, других специалистов - 14. Из 27 специалистов средней квалификации - 14 продолжают учебу в высших учебных заведениях. Согласно плану повышения квалификации командно-преподавательского состава училища в 1987 году должны повысить свою квалификацию 17 человек» [10].

Работе с преподавательским составом предлагалось уделять особое внимание. Заместитель начальника училища по политической части Аграшенков с полным основанием заявлял: «В работе с преподавателями надо искоренить формализм. Прежде всего, надо изменить критерии оценки их деятельности, перейти от количественных данных о том, что и сколько сделано, каких и сколько

проведено мероприятий, сколько людей ими охвачено: каковы знания наших курсантов; какой, благодаря им достигнут результат, кто и как применил эти знания на практике» [10].

Что касается политического образования постоянного состава, то ежегодно в училище издавался приказ, регламентирующий эту сферу деятельности. Например, в 1985-1986 учебном году постоянному составу предлагалось продолжить изучение: «1.1. В системе марксистско-ленинской подготовки среднего и старшего начальствующего состава - учебного курса «Социальная политика КПСС»; 1.2. В системе политических занятий с рядовым и младшим начальствующим составом учебного курса «Ленинское учение о коммунистической нравственности» .установить сроки проведения марксистско-ленинской подготовки и политических занятий., ежемесячно, в каждый второй и четвертый четверги, с 16 часов» [11]. Эффект от подобного рода деятельности несомненно был, поскольку в училище сформировалось и работало немало педагогов «учебные занятия которых отличаются идейно-политической направленностью, умелым использованием новых разнообразных методов и приемов обучения. Курсанты с желанием идут на занятия, которые проводят Ф. Ф. Закиров, А. П. Варлаков, В. М. Новиков, Е. Д. Арапов, Ю. И. Черепанов, А. Д. Черников и др.» [11].

Конечно, воспитательной работой только на учебных занятиях дело не ограничивалось. Не меньшее значение имели активные формы политико-воспитательной работы: «политбои, политвикторины, диспуты, конкурсы на лучшего знатока предмета, теоретические и практические конференции, встречи с интересными людьми, работа по написанию рефератов, устные журналы, экскурсии» [5]. Реализовывалась программа общественно-политической практики курсантов, направленная на участие их во внешних и внутренних воспитательных мероприятиях. Курсанты под руководством кураторов посещали театры, клубы музеи, выставки города. При клубе училища работали университет

культуры и кинолектории «Экран и время», «Воинское воспитание личного состава», лекторий «Пожарный - профессия героическая», проводился кинофестиваль под девизом «Октябрь и мир неразделимы». В период ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС развернулось соревнование за право носить имя выпускника училища Героя Советского Союза Л. П. Телятникова. Несколько позже в училище был создан Совет «Воин-интернационалист» [12].

Немалый вклад внесли курсанты училища в военно-патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ Кировского района, много лет шефствовали над Домом ребенка № 2. Так, в канун 70-летия Октябрьской революции, на заработанные на уборке урожая деньги в сумме 950 рублей, курсантами были закуплены и вручены подарки детям-сиротам, а за подготовку и проведение мероприятий, связанных с юбилеем, и вклад в благоустройство района и города училище было награждено Почетной грамотой Кировского РК КПСС и благодарственным письмом Свердловского городского комитета КПСС.

Резолюция одного из собраний училища однозначно требовала, «чтобы каждый преподаватель, сотрудник, курсант систематически пополнял свои политические знания, умел вести наступательную борьбу против буржуазной идеологии, . отсталых настроений, мещанских взглядов, аполитичности, самоустранения от активного участия в общественных делах» [13].

Не обошли стороной училище и проходившие в стране процессы демократизации. За период с 1985 по 1988 гг. стало все чаще практиковаться назначение на должность на основе выборов, с учетом мнения не только командования, но и всего коллектива. Так, на должности начальников циклов тайным голосованием были избраны В. А. Павлов и В. И. Новиков, а на должности старших преподавателей - В. И. Смыслов, В. В. Попов, В. П. Курбатов, М. В. Донсков, Б. П. Смирнов. Кое-кто из курсантов уже поговаривал и о выборах командиров подразделений.

О целях и задачах перестройки на всех уровнях говорилось немало, указывалось, что «преобразование системы образования нельзя откладывать в «долгий ящик», перестройка не может ждать» [7]. Вместе с тем, одним из важных критериев эффективности деятельности училища оставалось состояние воинской дисциплины, которое, к сожалению, не радовало. Так, с октября 1985 г. по апрель 1986 г. в подразделениях было допущено 170 нарушений дисциплины различного рода. За этот же период отчислено из училища за нарушение дисциплины 12 курсантов [14].

С ноября 1986 г. по ноябрь 1987 г. курсантами было допущено уже 266 случаев нарушения дисциплины (самовольные отлучки, грубость и пререкания, опоздания из отпуска и увольнений и прочие), за которые объявлены взыскания [9].

Лишь за 2,5 месяца 1987-1988 учебного года с первого курса учили [7]. Настораживало, что отчисление курсантов за нарушения воинской дисциплины становилось негативной тенденцией.

Другими словами, реальная действенность перестроечных лозунгов была невысока. При этом недопустимость подобного рода положения понимало не только руководство учебного заведения, но и сами курсанты. Выступая на собрании училища курсант, член КПСС, В. А. Артамонов прямо говорил, что курсанты, нарушающие воинскую дисциплину должны быть «выметены» из училища, поскольку «балласт ни стране, ни пожарной охране не нужен» [7].

Анализируя состояние воинской дисциплины А. Т. Аграшенков отмечал, что «вся работа по укреплению дисциплины может быть успешной только тогда, когда мы глубоко будем анализировать поступки людей, их мотивы, основательно и всесторонне изучать идейно-политические, нравственные и другие качества наших курсантов.» [7]. К сожалению, это получалось далеко не у всех командиров и педагогов.

Другими словами, вполне искренне поддерживая многие общественные начинания

и инициативы, командиры, преподаватели и курсанты училища далеко не всегда могли перевести их в плоскость реальных дел, добиться эффективных изменений во всех сферах деятельности, предпочитая годами наработанные схемы.

Интересно, что существующие проблемы, как правило, не оказывали влияния на боевую профессиональную деятельность курсантов и офицеров, их стремление выполнять свой повседневный долг огнеборцев - спасателей.

Как и в предыдущие годы, офицеры и курсанты училища являлись боевым резервом УПО УВД Свердловского облисполкома и привлекались к тушению пожаров в городе и области. Так, в приказе УПО УВД Свердловского облисполкома от 31 декабря 1983 г. отмечалось: «за успешное руководство пожарными подразделениями и четкую организацию тушения пожара наградить деньгами в сумме 40 рублей начальника цикла СПТУ В. И. Бубнова. Этим же приказом, «за смелость и находчивость, проявленные при тушении пожара», награждались деньгами в сумме 30 рублей начальник караула учебно-пожарной части (УПЧ) СПТУ В. А. Агапитов, курсант СПТУ С. В. Буров, командир взвода СПТУ В. А. Мальцев, курсант СПТУ В. Н. Михайлов. Шесть курсантов, участвующих в тушении пожара, получили денежное вознаграждение в сумме 20 рублей, а восьмерым - объявлена благодарность начальника Управления пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома Г. А. Гуляева.

В апреле 1985 г. пожарные УПЧ училища вновь отличились, поскольку за высокое профессиональное мастерство и самоотверженные действия при тушении пожара в 16-этажном жилом доме по ул. Пехотинцев «главный пожарный области», Г. А. Гуляев объявил «благодарность и наградил деньгами в сумме 50 рублей каждого» заместителя начальника УПЧ В. Н. Чорного, .курсантов Г. Г. Шайбакова, Л. В. Нечаева, Ф. П. Мохова, Г. И. Князева, С. А. Назарова [15].

В приказе училища № 155 от 2 июля 1985 г. отмечается, что «за самоотверженные

действия и находчивость, проявленные при проведении спасательных работ и тушении сложного пожара в подвале 5-этажного жилого дома» начальник УПО УВД Свердловского облисполкома приказом от 28.05.85 г. № 66 наградил 25 рублями каждого: начальника караула УПЧ А. И. Ватолина, курсантов Х. Р. Саманова, А. И. Атаманчука. Курсантам

A. В. Уракову, Д. В. Ревизину, А. К. Манна-нову, А. В. Зотову тем же приказом им была объявлена благодарность [15].

Самым лучшим образом проявили себя 20 декабря 1985 г. курсанты Ю. А. Федоров,

B. И. Алексеев, И. Н. Бирон, Е. Б. Тулеев, П. П. Швед, Р. А. Сарваров, А. В. Вавилов, О. А. Степанов, В. И. Тельманов, А. В. Федотов,

C. Т. Фаттахов, В. Б. Чистяков, А. Е. Дурасов, П. А. Рочев, которые «за самоотверженные действия при тушении пожара в помещении столовой № 30» получили благодарность от начальника училища [15].

С 27 июля по 18 августа 1988 г. 188 курсантов и офицеров в Ивдельском районе Свердловской области участвовали в тушении лесных пожаров. 4 октября 1988 года 132 курсанта и 12 наиболее опытных офицеров училища были подняты по тревоге и направлены на ликвидацию последствий взрывов на железнодорожной станции Свердловск - Сортировочная. Деятельность курсантских подразделений под руководством товарищей Е. Д. Заря-ева, Л. М. Софронова, Ю. И. Черепанова (участником ликвидации аварии на Бело-ярской АЭС), Е. И. Воюша, В. В. Попова получила высокую оценку руководства города и области. В июле 1990 г. 139 курсантов и офицеров училища принимали активное участие в тушении лесных пожаров на территории Надымского района Тюменской области [1].

Следует подчеркнуть, что учебная пожарная часть СПТУ (в составе которой в 1980 гг., наряду со штатными сотрудниками несли службу и курсанты - авт.) была подлинно боевым подразделением и участвовала в тушении пожаров (только в г. Свердловске - авт.): в 1983 г. - 193 раза, в 1984 - 203,

в 1985 г. - 251, в 1986 - 513, в 1987 - 350, в 1988 - 260, в 1989 - 440, в 1990 - 646 раз [13].

Кроме действий «по предназначению», во второй половине 80-х гг. XX в., личный состав училища регулярно привлекался к участию, проводимых ГУВД Свердловской области масштабных профилактических операциях («Сигнал», «Вулкан», «Тайфун», «Метель», «Беспризорные дети» и т. д.).

По мере того, как внутриполитическая ситуация в СССР становилась все более сложной, возникали и другие задачи. В частности, со 2 февраля по 28 мая 1988 г. 89 офицеров и курсантов 2 курса училища несли службу по охране общественного порядка в г. Шеки Азербайджанской ССР, а с 8 августа по 10 октября 1989 г. отдельный батальон курсантов СПТУ обеспечивал общественный порядок и безопасность местного населения в г. Шуша НКАО Азербайджанской ССР [14].

А впереди, как известно, были раскол и ликвидация КПСС, «парад суверенитетов», распад СССР.

В заключение следует отметить, что социально-политические и экономические процессы, происходящие в стране, несомненно оказывали свое влияние на все сферы деятельности учебного заведения. Броские лозунги перестройки несомненно способствовали новым ожиданиям коллектива училища, вызывали определенные надежды личного состава на перемены, укрепляли стремление участвовать в формировании нового типа государства и общества. Однако получалось не все, и не сразу, и далеко не у всех. По образному выражению А. И. Песте-рева «Перестройка в начале пути и нет пока ни готовых схем, ни проторенных троп. Тут важно не сбиться на мелочи, не принять яркое, но пустое за перспективное, многообещающее...» [3].

Тем не менее, даже в непростых условиях всеобщих изменений и многочисленных вызовов, коллектив училища продолжал выполнять свою главную задачу - готовить кадры профессиональных огнеборцев, искать и находить ответы на множество вопросов,

поставленных жизнью страны перестроечного периода. Системная реализация данной задачи способствовала формированию мощного интеллектуального и материально-технического потенциала, позволившего среднему специальному учебному заведению в дальнейшем развернуть вектор подготовки специалистов пожарно-технической сферы в сторону высшего образования и стать полноценным вузом в ряду образовательных организаций МЧС России.

ВЫВОДЫ

Сегодняшняя ситуация в образовательной сфере не менее сложна, неоднозначна, требует неординарных, взвешенных и творческих решений по реализации поставленных современной практикой задач. Среди них поиск механизмов обеспечения информационной безопасности образовательных

ресурсов в условиях открытых образовательных платформ, реализация комплексного и системного подходов в подготовке условий адаптации педагогической деятельности вузов МЧС России в постболонском образовательном пространстве, актуализация гуманитарных принципов в учебно-воспитательном процессе, настойчивое продвижение вектора государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. С учетом этого опыт педагогической деятельности в непростых социально-политических условиях 1980-х годов может оказаться не просто полезным, а крайне необходимым, позволяющим эффективно действовать в условиях информационной войны, тотального идеологического воздействия совокупного Запада на умы и сердца наших соотечественников, в первую очередь, тех, кто призван обеспечивать национальную безопасность нашей страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Путин назвал распад СССР трагедией [Электронный ресурс] // [сайт] Режим доступа: https://www.k0mmersant.ru/d0c/5128201 (дата обращения 21.11.2022).

2. Хотели как лучше, а получилось как всегда [Электронный ресурс] // [сайт] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хотели_как_лучше,_а_ получилось_как_всегда (дата обращения 24.11.2022)

3. Щаблов Н. Н., Виноградов В. Н, Бессонов В. П. Пожарное дело в России. СПб: Академия Российских энциклопедий, 2007. С. 584, 592-593, 595, 608.

4. История и современность. К 80-летию Уральского института Государственной противоположной службы МЧС России / Редактор-составитель А. Т. Аграшенков. Екатеринбург: Издательство «Баско», 2009. 256 с.

5. Ложкарев А. И. Свердловское пожарно-техническое училище

МВД СССР на фоне эпохи застоя (вторая половина 60-х - начало 80-х гг.): историко-публицистический очерк. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. 144 с.

6. Материалы центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф.1311.Оп.1.Ед.хр.26.

7. Материалы центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф.1311.Оп.1.Ед.хр.29.

8. Материалы центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф.1311.Оп.1.Ед.хр.33.

9. Материалы центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф.1311.Оп.1.Ед.хр.30.

10. Материалы центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф.1311.Оп.1.Ед.хр.31.

11. Материалы архива Уральского института ГПС МЧС России. Д. 5. Приказы по СПТУ МВД СССР за 1986 г. т.1.

12. Сильнее огня. 75 лет Екатеринбургскому филиалу Академии ГПС МЧС России. Екатеринбург: Изд. «Ажур», 2004. 351 с.

13. Дело всей жизни. Уральский институт Государственной противоположной службы МЧС России. Екатеринбург: Изд.: «Раритет», 2014. 380 с.

14. Исторический формуляр Уральского института ГПС МЧС России. Период с 1983 по 1989 годы / сост. А. Т. Агрошенков. Екатеринбург: ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России, 2017. 189 с.

15. Материалы архива Уральского института ГПС МЧС России. Д.4. Приказы по СПТУ МВД СССР за 1985 г.

REFERENCES

1. Putin called the collapse of the USSR a tragedy. Available at: https://www.k0mmersant.ru/d0c/5128201 (accessed November 21, 2022) (in Russ.).

2. We wanted the best, but it turned out as always. Available at:

https:// ru.wikipedia.org/wiki/XoTe^H_KaK_^yqme,_a_no^yqH^ocb_KaK_Bcerga (accessed November 24, 2022) (in Russ.).

3. Shchablov N.N., Vinogradov V.N., Bessonov V.P. Pozharnoe delo v Rossii [Firefighting in Russia]. Saint Petersburg, Academy of Russian Encyclopedias, 2007, pp. 584, 592-593, 595, 608 (in Russ.).

4. Istoriia i sovremennost'. K 80-letiiu Ural'skogo instituta Gosudarstvennoi protivopolozhnoi sluzhby MChS Rossii [History and modernity. To the 80th anniversary of the State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia] / Editor-compiler A.T. Agrazhenkov. Yekaterinburg, "Basco Publishing House", 2009, 256 p. (in Russ.).

5. Lozhkarev A.I. Sverdlovskoe pozharno-tekhnicheskoe uchilishche MVD SSSR na fone epokhi zastoia (vtoraia polovina 6okh - nachalo 8okh gg.) [Sverdlovsk Fire Technical School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR against the background of the stagnation era (the second half of the 60s - early 80s): Historical and journalistic essay]. Yekaterinburg: State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia, 2017, 144 p. (in Russ.).

6. TsDOOSO. F.1311. Inventory of documents 1. Storage unit 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In: Materialy tsentra dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti [Proceedings of the Center for documentation of public organizations of the Sverdlovsk region]. (in Russ.).

7. TsDOOSO F.1311. Inventory of documents 1. Storage unit 29.

In: Materialy tsentra dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti [Proceedings of the center for documentation of public organizations of the Sverdlovsk region]. (in Russ.).

8. TsDOOSO F.1311. Inventory of documents 1. Storage unit 33.

In: Materialy tsentra dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti [Proceedings of the center for documentation of public organizations of the Sverdlovsk region]. (in Russ.).

9. TsDOOSO F.1311. Inventory of documents 1. Storage unit 30.

In: Materialy tsentra dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti [Proceedings of the documentation center of public organizations of the Sverdlovsk region]. (in Russ.).

10. TsDOOSO F.1311. Inventory of documents 1. Storage unit 31.

In: Materialy tsentra dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti [Proceedings of the documentation center of public organizations of the Sverdlovsk region]. (in Russ.).

11. Orders on the SPTU of the Ministry of Internal Affairs of the USSR for 1986, vol. 1. In: Materialy arkhiva Ural'skogo instituta GPS MChS Rossii. D. 5.

Prikazy po SPTUMVD SSSR za 1986 g. 1.1.) [Proceedings of the archive of the State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia]. Yekaterinburg: State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia, 1986. (in Russ.).

12. Silnee ognia. 75 let Ekaterinburgskomu filialu Akademii GPSMChSRossii [Stronger than fire. 75 years of the Yekaterinburg branch of the Academy of EMERCOM of Russia]. Yekaterinburg, Publishing house "Azhur", 2004, 351 p. (in Russ).

13. Delo vsei zhizni. Uralskii institut Gosudarstvennoi protivopolozhnoi sluzhby MChS Rossii. [The business of a lifetime. Ural Institute of the State Emergency Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Yekaterinburg, Publishing house: "Rarity", 2014, 380 p. (in Russ.).

14. Istoricheskii formuliar Uralskogo instituta GPS MChS Rossii. Period

s 1983 po 1989 gody [Historical form of State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia. The period from 1983 to 1989]. Yekaterinburg, State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia, 2017, 189 p. (in Russ.).

15. Orders on the SPTU of the Ministry of Internal Affairs of the USSR for 1985. In: Materialy arkhiva Uralskogo instituta GPS MChS Rossii. D. 4. Prikazy po SPTU MVD SSSR za 1985 g. [Proceedings of the archive of the State Fire Ural Institute of EMERCOM of Russia]. Yekaterinburg : State Fire Ural Institute

of EMERCOM of Russia, 1985 (in Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Александр Игоревич ЛОЖКАРЕВ

Кандидат философских наук

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук

Уральский институт ГПС МЧС России,

Екатеринбург, Российская Федерация

БР!Ч-код: 2862-6458

Ди^огЮ: 369759

Юлия Сергеевна ГАЗИЗОВАн

Кандидат психологических наук

Старший преподаватель кафедры философии

и гуманитарных наук

Уральский институт ГПС МЧС России,

Екатеринбург, Российская Федерация

БР!Ч-код: 3354-8400

Ди^огЮ: 1092827

ни_Б_д@е1.ги

Поступила в редакцию 09.12.2022 Принята к публикации 19.12.2022

Для цитирования:

Ложкарев А. И., Газизова Ю. С. «Время перемен» в сознании и делах коллектива Свердловского пожарно-технического училища МВД СССР во второй половине 80-х гг. ХХ века // Культура и безопасность. 2022. № 4. С. 79-88. 00!:10.25257/КВ.2022.4.79-88

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aleksander I. LOZHKAREV PhD in Philosophy

Associate Professor of the Department of Philosophy and Humanities

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Ekaterinburg, Russian Federation SPIN-Kog: 2862-6458 AuthorlD: 369759

Yulia S. GAZIZOVAM PhD in Psychology

Senior Lecturer of the Department of Philosophy and Humanities

Ural Institute of State Firefighting Service of Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Ekaterinburg, Russian Federation SPIN-Kog: 3354-8400 AuthorlD: 1092827 H u_s_g@e1.ru

Received 09.12.2022 Accepted 19.12.2022

For citation:

LozhkarevA.I., Gazizova Yu.S. "Time for a change" in the minds and doings of the staff of Sverdlovsk Fire- Service Technical school of the Ministry of Internal Affairs of the USSR in the second half of the 80s., the XXth century. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no.4, pp. 79-88. D0I:10.25257/KB.2022.4.79-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.