РАЗВИТИЕ
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
TIME OF CHANGES: RUSSIAN EDUCATION PARTICULAR FEATURES
AND PROBLEMS
В. Л. Поляков,
Заслуженный учитель РФ
Российская система образования имеет много недостатков. Предложены основные пути их устранения. Необходимо, начиная со школы, менять сложившийся подход к профориентации. Практическое приложение знаний должно иметь приоритет над карьерой. Платное образование сводит к минимуму конкурсный принцип набора в учебные заведения. Необходимо четко дифференцировать абитуриентов по уровню знаний и мотивации к обучению. Содержание учебного материала должно соответствовать фактическому положению дел в той или иной отрасли или сфере применения знаний. Необходима разработка и использование качественных программ для обучения начинающих предпринимателей.
Education system in Russia is full of drawbacks. Main ways to remove them are discussed. From secondary school up, current approaches to vocational guidance of young people should be changed. Possession of knowledge and its practical application should have priority over carrier. Paid education badly impacts the competition principle of admission to educational institutions. Candidates to university/college admission should be differentiated according to the level of knowledge and study motivation. Contents of textbooks should correspond to actual situation in respective branch or knowledge application field. Qualitative programs are to be created and used to teach beginning entrepreneurs.
Le systèm destruction en Russie est pleine de défauts. Essentielles voyes d'en écarter sont discuté. A commencer de l'école secondaire, il faut changer l'approche courant à l'orientation professionelle des jeune gans. L'obtention des savoirs et leur utilisation pratique doit être prioritaire devant la carrière. L'instruction payante fortement empêche l'appliquation du principe de concurrence a l'admission en instiitutions d'instruction. Candidats à l'admissiion aux universitées et colléges doient être différentié par le niveau du savoir et de la motivation d'en apprendre. Le contenue des manuels doit correspondre à situation réelle en branches correspondantes ou en domains d'application du savoir. Qualitatifs programmes à enseignier les entrepreneurs commencants doient être creé et utilisé.
Es gibt viele Mangel im Bildungssystem Russlands. Wichtigste Mangelbeseitigungswege sind gezeigt. Das heutige Hingehen zur professionalen Orientierung junger Leute von Mittelschule ab verändert werden soll. Erhalten des Wissens und ihre praktische Benutzung sollen über Karriere Priorität haben. Bildung gegen Bezahlung die Anwendung des Konkurrenzprinzips beim Einnahme in Bildungseinrichtungen kräftig stört. Universität- und Fachschulkandidaten nach dem Niveau des Wissens und nach der Wissenserwerbungsmotivierung differenzieren werden soll. Der Lehrbücherinhalt der tatsächlichen Lage in erlernenden Zweig oder im Gebiet der Wissensverwendung entsprechen soll. Man muss qualitative Lehrprogrammen für Anfangsunternehmer verfassen und verwenden.
Ключевые слова: знания, качество, модель, формирование, образовательное учреждение, платность, преподаватель, программа, профориентация, система, специалист.
Key words: knowledge, quality, model, formation, educational institution, payment, teacher, program, vocational guidance, system, expert.
Mots clefs: savoir, qualité, model, formation, instiitution d'instruction, payement, enseignant, programme, orientation professionelle, systèm, expert. Schlüsselwörter: Wissen, Qualität, Modell, Herausbildung, Bildungseinrichtung, Bezahlung, Lehrer, Programm, professionale Orientierung, Systeme, Expert.
Право каждого человека на образование зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека: «каждый человек имеет право на образование, ...высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» (ст. 26). В ст. 43 Конституции РФ также подтверждается, что «каждый имеет право на образование». Гарантии обеспечения прав граждан на получение образования закреплены Законом Российской Федерации «Об образовании», в соответствии с которым «право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан». Одним из приоритетных принципов государственной политики в сфере образования является «общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (ст. 2 закона Российской Федерации «Об образовании»).
Весьма часто приходится слышать, что инновационная направленность нашей экономики требует новых специалистов, которые... . Далее будет пра-
вильным опустить цитирование общеизвестных истин и начать с главного.
В настоящее время Россия, как никогда ранее, нуждается в грамотных и цивилизованных специалистах, при этом полученное образование не всегда показывает действительный уровень знаний того или иного человека. По существу, наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании не дает гарантии того, что знания, полученные индивидом в процессе обучения, соответствуют требованиям профессии. Очевидно, что переход российской экономики на инновационное развитие определяет новые требования к кадровому составу предприятий и организаций. Соответственно, учебные заведения, как высшие, так и средние специальные, обязаны обеспечить эту потребность.
Ежегодно российскими ВУЗами выпускается более 1,5 млн. специалистов, не меньшее количество студентов выпускают колледжи и техникумы. Но тогда возникает логичный вопрос: почему же экономика
В. Л. Поляков
Время перемен: особенности и проблемы российского образования
России до сих пор не инновационная, а любое нововведение вызывает неприязнь и отторжение, в том числе и у молодых специалистов.
Ответ достаточно прост: не все студенты приходят в учебные заведения за знаниями, а те, кто приходит за знаниями, вынуждены это делать в порядке самообразования, так как весьма часто профессорско-педагогический состав не готов к формированию у студента знаний в соответствии с потребностями поступательного социально-экономического развития страны.
На сегодня складывается следующая ситуация:
во-первых, не все студенты, поступившие в учебное заведение, пришли действительно получить знания и в дальнейшем применить их на практике;
во-вторых, не все преподаватели учебных заведений обладают уровнем знаний, достаточным для формирования специалиста, соответствующего современным тенденциям социально-экономического развития страны.
В сфере образования сложилась следующая ситуация: создание платной основы обучения во всех учебных заведениях сделало образование доступным каждому гражданину - это положительная тенденция. Но с другой стороны, высокая стоимость обучения в престижных учебных заведениях приводит к тому, что массовый поток абитуриентов устремляется в те ВУЗы, колледжи, техникумы, в которых цена вопроса намного ниже. В большинстве своем, массовое платное образование не позволяет подготовить специалиста должной квалификации.
Необходимо отметить и такой факт: доступность платного образования для всех сводит к минимуму конкурсный принцип набора в учебные заведения. Действительно, конкурсный отбор и набор студентов проводится только на бесплатные места. Соответственно, вступительные испытания на платные отделения носят исключительно декларативный характер и не отражают фактический уровень подготовки абитуриентов. В совокупности со слабостью профессорско-педагогического состава отдельных учебных заведений, это приводит к притоку на рынок труда множества неполноценных специалистов, которые, в свою очередь, приходя на предприятия и в организации, не только не способствуют качественным изменениям, но создают дополнительные трудности и проблемы. Официальные бюджетные расходы на образование в России составляют мизерную часть
- всего 3,5% ВВП.
Система образования в России за последние два десятка лет неоднократно подвергалась организационному реформированию, при этом никакого улучшения в сфере обучения данные реформы не принесли. Методики обучения, как для высших, так и для средних специальных заведений (не говоря уже о школьном и дошкольном образовании) не меняются годами. Учебная литература не подвер-
гается критическому переосмыслению, более того, весьма часто содержание учебного материала не соответствует фактическому положению дел в той или иной отрасли или сфере применения знаний.
Один пример. Учебник «Конкурентоспособность предприятия», выпущенный в 2007 году Тамбовским Государственным Техническим Университетом в рамках правительственной программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства, содержит ссылки на федеральные законы, утратившие свою актуальность еще в 2000-2002 гг. Очевидно, что релевантность всей остальной информации, отраженной в данном учебном пособии, можно поставить под сомнение. А сколько еще такой же некачественной учебной литературы выпускается сегодня различными издательствами!. При этом гриф УМО или Министерства образования и науки также не дает никаких гарантий в части объективности и актуальности изложенных в учебниках данных.
Возвращаясь к методикам обучения, стоит отметить, что их формирование лежит в сфере ответственности каждого отдельного учебного заведения. Поэтому весьма часто происходит так, что студенты одних и тех же специальностей изучают диаметрально противоположные научные концепции в той или иной отрасли знаний. В первую очередь, это, конечно, относится к социально-экономическим и управленческим наукам. Можно с уверенностью говорить о том, что в данной образовательной отрасли отсутствует единая концепция формирования знаний специалиста.
Еще одной немаловажной проблемой методического и организационного обеспечения образовательного процесса является отсутствие структурированного и регламентированного подхода к профилю и специализации учебного заведения. Так, потребности рынка в конце 1990-х - начале 2000-х годов привели к тому, что многие ВУЗы создали в своих рамках экономические, юридические, психологические и иные факультеты, и если, например, в педагогическом ВУЗе создание факультета психологии не вызывает недоумения, то организация в таком же ВУЗе юридического факультета или факультета актерского мастерства ставит под сомнение не только качество такого обучения, но и его целесообразность.
Переходя на производственную терминологию, можно определить, что в настоящее время подготовка специалистов в учебных заведениях имеет «поточный метод», в то время как национальная экономика нуждается в специалистах, получивших образование «штучным методом».
Следующий негативный момент сложившейся системы образования и подготовки специалистов заключается в повсеместном открытии при ВУЗах факультетов последипломного образования по типу западных высших школ. Например, практичес-
Научно-практический журнал
январь-март 2011
ки все экономические ВУЗы предлагают программы обучения МВА - master business administration (мастера/магистры делового администрирования). Данные образовательные программы рассчитаны на западе на топ менеджмент ведущих крупных предприятий. С одной стороны, это - положительная тенденция, так как новые знания - это всегда новые возможности, но с другой стороны, российские школы МВА полностью копируют западные модели обучения, при этом адаптации к российской реальности практически не имеется. Более того, качество такого образования можно смело признать низким, поскольку сам процесс обучения носит массовый характер и не учитывает уровень подготовленности и направления профессиональной деятельности слушателей.
Это абсолютно не совместимо с потребностями в дифференциации знаний управленческих кадров. Очевидно, что управляющему супермаркетами не столько нужны знания в области проектного управления или инноваций, сколько крайне необходимы новые навыки в области формирования ассортимента, структуры запасов, мотивации персонала и т.д.
Стоимость обучения в год в таких высших школах варьирует от 150 до 300 тыс. руб. и выше, но совершенно очевидно, что уровень полученных знаний в процессе такого образования не будет соответствовать понесенным затратам. В результате, обучение в высшей школе является более имиджевым, нежели действительно знаниевым. Кстати, высшее образование во многих европейских странах, например, в Финляндии, как и начальное, полностью бесплатно как для граждан страны, так и для приезжих, и это
- исторически сложившийся принцип.
Но наиболее значимая, по нашему мнению, проблема - это отношение самих абитуриентов, а в дальнейшем студентов, к образовательному процессу.
Начнем с небольшого отступления. Пролистывая сайты вакансий, можно увидеть, что все они содержат стандартный набор требований к претендентам, в том числе и по уровню образования (высшее, среднее специальное). Но, весьма часто, именно этим упоминанием об уровне образования и ограничивается вакансия. В итоге, юристы работают менеджерами по продажам, экономисты - технологами и т.д. Требования вакансии о соответствии профиля образования должности крайне редки.
Это, в свою очередь, весьма отрицательно влияет на профориентацию экономически активного населения, то есть каждый уже работающий человек или выпускник школы, готовящийся к поступлению в учебное заведение, понимает, что для соответствия той или иной вакансии необходим диплом колледжа или вуза, при этом специализация или профиль деятельности, практически, не имеют значения. Следуя по пути наименьшего сопротивления, этот человек идет в первое ближайшее учебное заведение, создает там в течение всего
периода обучения эффект присутствия и, прекрасно понимая, что такие знания ему не пригодятся, старается их не получить. Затронув проблематику профориентации, необходимо рассмотреть и личностно-социальные аспекты выбора той или иной профессии, а также мотивацию к обучению с точки зрения человеческого выбора.
Американизация общественного мнения в области трудовой деятельности привела к тому, что в настоящее время ценностными, с материальной точки зрения, являются профессии, связанные с управлением и руководством. В результате, основная часть выпускников идет учиться в соответствующие ВУЗы. Те выпускники, которые идут обучаться в колледжи и техникумы на основные среднетехнические специальности, либо обладают минимальным запасом полученных знаний, либо не имеют возможности оплачивать свое обучение в высшей школе. В первом случае - это нормальная и объективная оценка собственных возможностей. Во втором случае, отсутствие возможности оплачивать свое обучение и ограниченное количество бесплатных мест в ВУЗах приводят к тому, что страна, по различным оценкам, ежегодно теряет более 10-15% специалистов, которые действительно соответствуют новым требованиям и будут стремиться к приложению своих знаний для общественной пользы.
В результате заимствования американской модели деловой культуры, престижность и, самое главное, значимость рабочих специальностей снизилась за постперестроечный период до минимальной отметки, в то время как престижность, имидж и статус «белых воротничков» постоянно растет.
Очевидно, что сложившаяся ориентация на получение профессии из категории имиджевых и статусных, негативно влияет на инновационное развитие российской экономики. Связано это с тем, что выпускники ВУЗов, получившие престижное образование, приходят на предприятие не с целью улучшить или создать что-то новое, а с единственным желанием «построить карьеру». Очевидно, что приоритет карьеры над практическим приложением знаний обусловлен еще и следующим фактором: неготовность предприятий, организаций, учреждений к созданию условий для успешной деятельности специалиста нового образца.
Еще один немаловажный аспект, который, несомненно, требует рассмотрения в рамках данной статьи, - это уровень образования предпринимателей. Здесь необходимо отметить, что начальным этапом жизненного цикла любой компании или предприятия является предварительная подготовка. Соответственно, для успешного start up необходима не только новая (порой уникальная) идея, но и возможность её успешного воплощения. В свою очередь, возможность практической реализации идеи - это не только финансовые и иные ресурсы. Это также и знание основных законов рынка, определенных экономических категорий,
В. Л. Поляков
Время перемен: особенности и проблемы российского образования
принципов представления идеи рынку и т.п. Однако почти ни одна из существующих бизнес-школ не создала действительно качественной программы для начинающих предпринимателей.
Необходимо отметить, что и сами предприниматели не испытывают желания учиться. Основная причина не только в том, что образовательных программ для предпринимательства крайне мало, сколько в том, что у начинающих предпринимателей отсутствует потребность в расширении своих знаний, в том числе и в порядке самообразования.
Созданные в 2008 году федеральные целевые программы поддержки малого бизнеса и предпринимательства практически не учитывают уровень образования граждан, которые могут получить гранты по данным программам. Тестирование граждан, желающих стать предпринимателями и получить на развитие своего дела денежные средства, носит поверхностный характер, требований к уровню образования не имеется вообще. Абсолютно непонятно, каким образом человек со средним (в лучшем случае средним специальным) образованием и отсутствием элементарных знаний сможет не только создать свое дело, но и привлечь к работе в этом деле других членов общества. И таких граждан, приходящих в службу занятости, в том числе и для регистрации в программах по развитию предпринимательства, множество.
В последнее время, службы занятости, столкнувшись с проблемой быстрого ухода предпринимателей с рынка, стали создавать программы обучения в виде краткосрочных курсов. Однако там обучают предпринимателей все те же преподаватели, при этом, если для образовательного процесса в рамках учебного заведения имеются какие-либо, пусть не всегда эффективные методики, то для преподавания в рамках курсов для предпринимателей формируется микс из предметов. Такой подход, с одной стороны, понятен и оправдан - дать определенный систематизированный уровень знаний за ограниченное время. С другой стороны, такой микс из предметов не учитывает начального уровня знаний будущего предпринимателя и не всегда соответствует профилю его будущей деятельности.
Крайне необходимо на уровне школы создать новые подходы к профориентации, и к этому должны быть привлечены не только и не столько педагоги, сколько общественные и бизнес-структуры.
На уровне колледжей и ВУЗов необходимо создать новые подходы к организации конкурсного отбора, в
том числе и на платные отделения, которые позволят более четко дифференцировать абитуриентов по уровню знаний и мотивации к обучению.
Ни в коем случае нельзя подходить к организации образовании в России так, как было заявлено в одном из интервью высокопоставленного российского чиновника: «наша задача не в том, чтобы воспитать человека-созидателя, а в том, чтобы воспитать человека-грамотного потребителя».
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что образование в России требует не только организационно-методического, но прежде всего, качественного переосмысления, результатом которого должен стать систематизированный единый процесс обучения от школы к ВУЗу и далее к послевузовскому образованию.
Библиографический список
1. Абанкина Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг. // Вопросы образования. - 2009. - № 2.
2. Вербицкая Л.А., Касевич В.Б. О модернизации российской высшей школы: сегодняшние проблемы и возможные решения. // Вопросы образования. - № 4/2004.
3. Конюховский А.А. Качество образовательного процесса - главный критерий конкурентоспособности современного ВУЗа / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развитие процесса интеграции высшего образования России на основе болонских принципов». М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; МАКС ПРЕСС, 2009.
4. Конюховский А.А. Качество образования - качество жизни // Предпринимательство. - № 3/2010.
5. Конюховский А.А., Поляков В.Л. Качество образования - стратегический ресурс российской экономики // Управление качеством. - № 8/2010.
6. Крылатых Э.Н. Бизнес образование для российских менеджеров начала ХХ1 века // Инициативы ХХ1 века. - № 3/2009.
7. Кузьминов Я.И. Поддерживать или инвестировать? Образовательные программы в рамках антикризисных мер // Вопросы образования. - №1/2009.
8. Поляков В. Учреждения среднего профессионального образования: от конкуренции - к развитию // Социальная политика и социальное партнерство. - № 4/2010.
9. Тамбовцев В.Л. Конечные результаты отрасли образования и проблемы их измерения образовательных технологий // Вопросы образования. - №1/2006.
Поляков В. Л. - Заслуженный учитель Российской Федерации, директор Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20, г. Москва
Polyakov V. L. - RF Merited Teacher, Director, College for Automation and Information Technologies No. 20, Moscow e-mail: acadra@yandex.ru