Научная статья на тему 'Время как элемент пенитенциарного преступления'

Время как элемент пенитенциарного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / PENITENTIARY CRIMINALITY / ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TIME OF COMMITTING A CRIME / ПОБЕГИ / ESCAPES / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ / VIDEO SURVEILLANCE SYSTEM / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПОБЕГОВ / НУЛЕВЫЕ РУБЕЖИ ОБНАРУЖЕНИЯ / ZERO LINES OF CAUSE DETECTION AND CONDITIONS FOR SHOOTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хохрин С.А.

Данная статья посвящена особенностям времени совершения противоправных деяний как признаку объективной стороны пенитенциарного преступления в исправительных учреждениях. Автором описываются и анализируются мероприятия, вошедшие в сис-тему раннего предупреждения преступлений, совершаемых осужденными, доказавшие свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time as an element of the penitentiary crime

This article is devoted to the peculiarities of the time when unlawful acts were committed as a sign of the objective side of a penitentiary crime, in correctional facilities, the development of preventive measures and the creation of an early warning system for crimes committed by convicted persons.

Текст научной работы на тему «Время как элемент пенитенциарного преступления»

С. А. ХОХРИН S. A. HOKHRIN

заместитель начальника отдела организации службы охраны управления охраны и конвоирования ФСИН России, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

Время как элемент пенитенциарного преступления

Time as an element of the penitentiary crime

#

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям времени совершения противоправных деяний как признаку объективной стороны пенитенциарного преступления в исправительных учреждениях. Автором описываются и анализируются мероприятия, вошедшие в систему раннего предупреждения преступлений, совершаемых осужденными, доказавшие свою эффективность.

Ключевые слова: пенитенциарная преступность, время совершения преступления, побеги, осужденные, система видеонаблюдения, нулевые рубежи обнаружения, причины и условия совершения побегов.

Annotation. This article is devoted to the peculiarities of the time when unlawful acts were committed as a sign of the objective side of a penitentiary crime, in correctional facilities, the development of preventive measures and the creation of an early warning system for crimes committed by convicted persons.

Key words: penitentiary criminality, time of committing a crime, escapes, convicts, video surveillance system, zero lines of cause detection and conditions for shoots.

#

Проблему времени совершения преступления в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) нельзя признать достаточно проработанной. Фундаментальные научные труды уголовно-правовой тематики, освещающие данный аспект, рассматривают время в рамках факультативного признака, характеризующего объективную сторону преступления,

или с позиции общих оснований уголовной ответственности в части темпо-ральности совершения преступления. Так, мы встречали большое число работ по взаимосвязи времени и уголовного закона [1] и только две работы по проблемам времени преступления [2]. Это позволяет судить о недостаточной степени изученности данного признака преступления.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018

49

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Анализируя работы, затрагивающие данную проблематику, можно с уверенностью сказать, что аспекты времени совершения преступления на сегодняшний день являются предметом научной дискуссии, при этом данные исследования по своей структуре имеют определенную схожесть, позволяющую выделить основные точки зрения на этот вопрос.

Первая основывается на том, что время совершения преступления не влияет на общественную опасность совершенных деяний. Например, по мнению Р. А. Сабитова, время совершения преступления, в силу того что является одним из условий совершения преступления, не может учитываться как объективный критерий криминализации общественно опасного деяния [3]. Аналогичной точки зрения придерживался Г. В. Тимейко [4]. По мнению автора статьи, данная позиция является спорной. Как показал анализ диспозиций пенитенциарных преступлений, существует зависимость совершенных преступлений от времени суток. Совершение пенитенциарных преступлений возможно в период реализации уголовного наказания в виде лишения свободы. Данный факт явно прослеживается на примере ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) «Уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера». Совершение противоправного деяния подразумевает невозвращение в установленный срок осужденного, которому разрешен выезд за пределы исправительного учреждения. В соответствии со ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) осужденным предоставляются два вида выездов:

а) краткосрочные - продолжительностью до семи суток, не считая времени,

необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

б) длительные - на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в ч. 2 ст. 103 УИК РФ, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Кроме того, «осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до 15 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно» [5].

Поэтому мы поддерживаем авторов, которые утверждают, что некоторые преступления получают общественную опасность при совершении в строго определенное время [6].

Время совершения преступления в исправительном учреждении или следственном изоляторе выступает как основа криминализации деяния и является одним из тех признаков, по которым определяется общественная опасность преступлений, относящихся к категории пенитенциарных.

Это подтверждается позицией В. Н. Кудрявцева, который утверждал, что «общественная опасность преступления определяется тем, что оно способно в данных конкретных условиях места и времени вызвать вредный для

50

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

интересов общества результат» [6]. Поэтому неприбытие осужденного к месту отбывания наказания активно влияет на реализацию интересов правосудия и подрывает авторитет правоохранительных органов, влечет тяжкие социальные и правовые последствия.

В криминологии отмечается сложная структура преступлений, совершаемых в пенитенциарных учреждениях, это обусловлено объективными факторами, напрямую связанными с исполнением наказания в виде лишения свободы. Необходимо акцентировать внимание на том, что любые преступления, совершенные в пенитенциарных учреждениях, не только посягают на отдельных лиц или отдельные общественные отношения, но и затрагивают интересы и безопасность окружающих, создают в пенитенциарных учреждениях напряженную обстановку в целом.

Время совершения пенитенциарного преступления напрямую зависит от установленных режимных требований и распорядка дня исправительного учреждения. Считается, что любое преступление, совершенное осужденными, прямо или косвенно является следствием недостатков режима их содержания. Немаловажным является то, что в последнее время контингент осужденных все более криминализуется: в колониях отбывают наказания в основном неоднократно судимые, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Поэтому одним из наиболее характерных преступлений, затрагивающих временные рамки, является побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи.

Диспозиция ст. 313 УК РФ указывает на относящиеся к объективной стороне рассматриваемого преступления деяния, которые характеризуются активными действиями преступника. Нали-

чие у преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ, объективной стороны в форме бездействия неизвестно судебной практике.

Совершение побега из мест лишения свободы подразумевает место, откуда осужденный совершил побег, а также время, в период которого было совершено преступление. Необходимо отметить определенную связь, которая существует между временем и местом совершения преступления и обусловлена пространственно-временным единством деяния. Как правильно пишет А. А. Поддубный, «взаимосвязь времени и пространства находится между собой в неразрывной наитеснейшей связи. Следовательно, определение времени и места должно происходить одинаково» [7]. В диспозиции статей Особенной части УК РФ законодатель в отдельных случаях автоматически определяет место его совершения и временные координаты. Понятие «пенитенциарное» по своей сути определяет место, где совершается преступление, которое в соответствии со ст. 56 УК РФ определено как учреждение уголовно-исполнительной системы.

Непосредственно под временем совершения преступления понимается срок, в течение которого осужденным отбывается наказание в виде лишения свободы. Под лишением свободы следует понимать изоляцию осужденного путем помещения его в исправительное учреждение ФСИН России, где происходит формальное уравнивание всех лиц, совершивших преступление, в уровне жизни, условиях размещения и т. п., обеспечение единой формы одежды, установление распорядка дня.

На основании ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы, кроме указанных в ч. 4 статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъек-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018

51

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

та Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации [5].

Последним вариантом объективной стороны состава преступления, указанного в ст. 313 УК РФ, является побег из-под стражи. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей принято считать следственные изоляторы УИС, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничной службы ФСБ России. К данным учреждениям можно также отнести учреждения уголовно-исполнительной системы, где имеются помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (ПФРСИ). Одновременно под данную квалификацию попадает побег подозреваемого, который находится под охраной временного караула в лечебных учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации. Данной точки зрения придерживается А. Л. Жуйков, который считает, что чаще всего побег совершается из лечебных учреждений Минздрава России, транспортных средств, в том числе специальных, при конвоировании пешим порядком [8].

На основании официальных статистических данных отмечается, что при общем снижении количества побегов склон-

ность к побегам осужденных остается высокой. Так, в 2012 году было совершено 12 побегов и 37 покушений на совершение побега, в 2013-м - 7 и 22, в 2014-м -6 и 30, в 2015-м - 8 и 33, в 2016-м - 5 и 22 соответственно. В 2017 году совершено 2 побега и 17 покушений [9].

В уголовно-исполнительной системе принято различать побеги двух видов: из-под охраны или из-под надзора. При этом моментом окончания преступления считается преодоление линии охраны на охраняемом объекте или отсутствие на рабочем месте более четырех часов. В уголовном праве принято считать, что преступление считается оконченным с момента оставления виновным соответствующего учреждения, пересечения его границ. При побеге лица, находящегося вне места лишения свободы или предварительного заключения, но под стражей, преступление должно признаваться оконченным с момента, когда виновный полностью выйдет из-под надзора и контроля охраняющих его лиц, получит возможность по своему усмотрению менять места нахождения, бесконтрольно вступать в контакты с другими лицами. Именно совершение указанных действий позволяет сформировать определенные временные рамки наиболее вероятного совершения рассматриваемого преступления.

Например, в вечернее время (после 19:00) доля совершенных преступлений составляет 27,1 % от общего числа. При этом максимальная интенсивность совершения покушений на побеги из-под охраны наблюдается в ночное время (с 22:00 до 00:00 и с 05:00 до 07:00) (63,4 %). В утренние и дневные часы (с 08:00 до 17:00) посягательства на совершение данного деяния выявлены в 2,4 % случаев.

Анализ времени совершения преступлений и активных действий осуж-

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

денных при совершении покушений на побеги из учреждения позволил разработать меры по предупреждению указанного преступления. Организованные ФСИН России меры по созданию «системы раннего предупреждения действий осужденных, направленных на совершение побега» позволили добиться минимальных значений уровня указанного преступления в Европе [10].

При создании системы раннего предупреждения действий осужденных, направленных на совершение побега, основной упор был сделан на перекрытие возможных направлений побегов техническими средствами охраны, концентрацию внимания должностных лиц учреждений на оборудовании нулевых рубежей обнаружения техническими средствами охраны и надзора и гарантированной выдаче сигнала тревоги, активное использование средств охранного телевидения в части своевременного выявления операторами противоправных действий контингента исправительных учреждений на ранней стадии (особенно в ночное время). Была пересмотрена система охраны учреждений и объектов УИС, проведена корректировка планов охраны подведомственных учреждений в части выставления в ночное время максимально возможного количества постов охраны путем их оптимизации в дневное время.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что учет времени как основополагающего признака побега из мест лишения свободы и меры по созданию системы раннего предупреждения действий осужденных, направленных на совершение побега, дают положительные результаты и способствуют предупреждению пенитенциарной преступности. ^

1. Галиев Б. Б. Темпоральное действие уголовного закона (сравнительно-правовой анализ по законодательству Казахстана и России) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Челябинск, 2006. 197 с. ; Ерасов А. М. Темпоральное действие «промежуточного» уголовного закона // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 105-112 ; Ображиев К. Действие уголовно-правовых норм во времени: проблемы теории и практики // Уголовное право. 2016. № 2.С. 59-66.

2. Кауфман М. А. Время совершения преступления и его уголовно-правовое значение : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 22 ; Аитова О. Ф. Уголовно-правовые проблемы времени совершения преступления : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2016. С. 32.

3. Сабитов Р. А. Общественная опасность как критерий криминализации деяний. Омск, 1980. С. 25.

4. Тимейко Г. В. Общее учение об объективной стороне состава преступления. Ростов н/Д., 1977. С. 171.

5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). Доступ из СПС «Гарант».

6. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. М., 1960. С. 25-26 ; Советское уголовное право. Общая часть. М., 1981. С. 75 ; Карпушин М. П., Курляндский В. И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974. С. 105 ; Фефелов П. А. Общественная опасность преступного деяния // Советское государство и право. 1977. № 5. С. 138 ; Да-гель П. С. Проблемы вины в советском уголовном праве // Ученые записки Дальневосточного университета. 1968. Вып. 21. Ч. 1. С. 61.

7. Поддубный А. А. Определение места совершения преступления при квалификации преступления // Российский следователь. 2001. № 3. С. 18.

8. Жуйков А. Л. Ответственность за побег, совершенный из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи. Омск, 2008.

9. Сведения о деятельности организации охраны в 2017 году. Доступ из АИС «Статистика УИС».

10. Пертли Л. Ф., Кузьмин С. И., Екимов С. В. Зарубежный опыт профилактики негативных процессов, происходящих в пенитенциарных учреждениях, и совершения содержащимися в них лицами правонарушений и преступлений. М. : НИИ ФСИН России, 2017. 108 с.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 3/2018

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.