Научная статья на тему 'Время изменений: социальные изменения и изменения личности'

Время изменений: социальные изменения и изменения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
734
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL CHANGES / PERSONALITY / COMMUNICATIVE PERSONALITY TRAITS / STRONG-WILLED PERSONALITY TRAITS / EMOTIONAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна

Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-PF R.Kettella) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что не все базовые факторы личности (по R. Kettell) одинаково устойчивы к влиянию социально-политических изменений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Урываев Владимир Анатольевич, Липов Владимир Николаевич, Витютина Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time of changes: social change and changes in personality

The changes in personal characteristics (test 16-PF R. Kettella) in two samples of students of 1974 (Study 1992) and 1986 (study 2006) years of birth. It has been established that not all the basic factors of personality (by R. Kettell) are equally resistant to the effects of socio-political changes in society.

Текст научной работы на тему «Время изменений: социальные изменения и изменения личности»

студентов других специализаций - по методике «поэтапного обучения» от борцовского -безударного, к ударному и комбинированному стилю применения технико-тактических приемов, или методике «поэтапно-параллельного обучения», включающего безударные и ударные технические действия. А при обучении раздела защиты от нападения вооруженного использовать методику комбинированного (смешанного) подхода, что и нашло отражение в программе по обучению студентов «Основам самообороны».

Эффективность разработанной методики проверялась в ходе педагогического эксперимента по результатам контрольных встреч между студентами контрольной и экспериментальных групп. Студенты экспериментальных групп имели значительное преимущество в поединках. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности разработанной методики обучения студентов разных спортивных специализаций основам самообороны, с использованием дифференцированного подхода к отбору содержания технико-тактических действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В.И. Греко-римская борьба в физической культуре студентов вузов / В.И. Григорьев, А.Г. Семенов, Ю.П. Замятии ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭиФ, 1996. - 336 с.

2. Левицкий, А.Г. Обучать школьников и студентов основам личной самозащиты и безопасности жизнедеятельности / А.Г. Левицкий // Вестник Балтийской педагогической академии. Актуальные проблемы современного олимпийкого образования в России. - СПб., 1997. - Вып. 13. - С. 45-48.

3. Морозов, В.А. Спортивная борьба / В.А. Морозов, Ю.Н. Труфанов, Т.В. Хег-берг ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 31 с.

4. Яцинович, Г.А. Защита : программа подготовки по самообороне / Г.А. Яцино-вич. - СПб. : [б.и.], 2001. - 35с.

Контактная информация: yn_trufanov@yandex.ru

УДК 159.922.8:378.178

ВРЕМЯ ИЗМЕНЕНИЙ: СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Владимир Анатольевич Урываев, кандидат психологических наук, доцент, докторант, Владимир Николаевич Липов, аспирант,

Татьяна Андреевна Витютина, аспирант,

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (ЯрГУ им. П.Г. Демидова)

Аннотация

Проанализированы изменения личностных особенностей (тест 16-РЕ ЯХейеИа) у двух выборок студенческой молодежи 1974 (исследование 1992) и 1986 (исследование 2006) г.г. рождения. Установлено, что не все базовые факторы личности (по Я. Кейе11) одинаково устойчивы к влиянию социально-политических изменений в обществе.

Ключевые слова: социальные изменения, личность, коммуникативные особенности личности, волевые черты личности, эмоциональные особенности личности.

TIME OF CHANGES: SOCIAL CHANGE AND CHANGES IN PERSONALITY Vladimir Anatolievich Uruvaev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Vladimir Nikolaevich Lipov, the post-graduate student,

Tatiana Andreevna Vityutina, the post-graduate student,

Yaroslavl State University of P.G. Demidov

Annotation

The changes in personal characteristics (test 16-PF R. Kettella) in two samples of students of 1974 (Study 1992) and 1986 (study 2006) years of birth. It has been established that not all the basic factors of personality (by R. Kettell) are equally resistant to the effects of socio-political changes in society.

Keywords: social changes, personality, communicative personality traits, strong-willed personality traits, emotional characteristics of personality.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях социально-экономических трансформаций в современном обществе (прежде всего, в Российском обществе) особый интерес представляет изучение влияния макросоциальных изменений на формирование устойчивых личностных черт [2,5,6].

Наши представления об этих зависимостях могут существенно обогатить лонги-тюдные исследования. Подобного типа исследование было проведено нами в 1992-1993 и 2006-2007 годах

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИКА

В первом изучаемом периоде (1992-1993 г.г.) были проведены психодиагностические исследования студентов 2-го курса медицинского ВУЗА (лечебный факультет). Возраст обследуемых студентов составлял 18-19 лет (то есть, испытуемые были не позже 1974 года рождения). Это значит, что их рождение (включая период вынашивания) и время формирования личности выпали на период начала 70-х и 80-е годы двадцатого столетия, то есть на период относительно устойчивого периода развития общества с его устоявшимися групповыми нормами и правилами, на период переживания предсказуемости в отношении будущего. Данная когорта испытуемых вошла в постперестроечный период в юношеском возрасте, достаточно чувствительном к изменениям, но уже впитавшем нормы и правила поведения стабильного периода общества. Вследствие этого, адаптация к новым условиям, возможно, затруднена или протекает с достаточно сильными энергозатратами [1,4].

Выборка составила 438 человек (176 юношей и 266 девушек). Испытуемые были обследованы по нескольким психодиагностическим методикам, одной из которых является 16-факторный опросник Кеттелла (форма А). Подчеркнем, в концепции Р.Б. Кеттел-ла, диагностируемые им личностные черты претендуют на роль устойчивых личностных образований.

Второй период исследования - 2006-2007 г.г. Исследуемая выборка в целом полностью идентична первой по параметрам возраста, пола и рода деятельности (364 человека, из них 90 юношей и 274 девушки обследованных так же по личностной методике Р. Кеттелла, форма А). Испытуемые данной исследуемой когорты (обозначим ее несколько условно как когорта 80-х - рождение не позже 1988) появились на свет (а также проходили начальные этапы формирования личности) в период дестабилизации общества и его экономики, поэтому базальные личностные качества формировались в условиях сильной социальной и экономической напряженности. Волею исторических обстоятельств, они попали выраженную стрессовую ситуацию, связанную с коренными изменениями в обществе, перестройке государства и его экономики. По существу, в исследовании удалось зафиксировать существенно иную ситуацию в вопросе формирования черт личности [3].

На основании обозначенных общепсихологических посылок, мы сформулировали гипотезу исследования о том, что в различных социально- экономических условиях вы-

раженность личностных черт полученных с помощью первичных факторов шестнадцатифакторного опросника Р.Кеттелла могут существенно отличаться друг от друга (не смотря на отстаиваемую создателем теорию относительной инвариантности личностных черт) [7, 8].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сравнение средних арифметических величин в двух описанных выборках проводилось по выраженности первичных факторов Р. Кеттелла (сырые баллы), с применением непараметрического критерия Манна-Уитни (Табл.).

Таблица

Результаты сопоставления экспериментальных выборок 1992 и 2006 годов по кри-

терию Манна-Уитни (выделены статистически значимые различия)

Факторы 16-РЕ Средние значения и Ъ Уровень значимости р

N=465 N=364

1992 2006

А 11,59 13,48 59659 -7,32 +

Б 8,03 8,20 80276,5 -1,29 -

С 13,90 15,06 70803 -4,05 +

Е 12,73 13,65 72232 -3,64 +

15,66 16,11 76984,5 -2,24 +

О 12,03 11,65 79240 1,58 -

н 13,58 14,48 75350 -2,72 +

I 12,22 12,13 82598 -0,60 -

ь 9,88 11,01 67654 -4,98 +

м 10,66 9,94 73275 3,34 +

N 9,34 9,18 82138 0,73 -

О 12,50 11,37 71260 3,92 +

01 9,31 10,13 67682,5 -4,98 +

Q2 8,98 9,04 83248 -0,41 -

03 10,76 11,62 71841 -3,76 +

Q4 13,25 12,77 78833 1,70 -

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для более объемного понимания динамики изменений результатов объединим при обсуждении факторы Р.Б. Кеттелла в группы.

Интеллектуальные характеристики личности (Б, Е, M, N Q1) изменились раз-нонаправлено.

Два личностных фактора: «способность к абстракции» (В) и «проницательность» (Ы) статистически значимых различий в ходе исследования не обнаружили.

В трех остальных случаях, в постперестроечный период, мы видим: усиление таких факторов как «активность» мыслительных процессов (Е), усиление «практичности» мышления и, соответственно, снижение «мечтательности» (М). Наконец, мы наблюдаем снижение «конформности» мнений и, соответственно, усиление «радикализма суждений» ^1).

В целом можно утверждать, что мы видим изменения не столько в количественных характеристиках «уровня мыслительных способностей», сколько в характеристиках умений его «применять», «использовать» для разработки реальных стратегий адаптации.

В блоке широких коммуникативных качеств (А, Б, Н) мы однозначно наблюдаем усиление всех перечисленных черт личности: «общительности» (А), «оптимистичность» (Б), «социальная смелость, решительность» (Н).

В «новой реальности» студенческая выборка стала существенно активней и предприимчивей.

В блоке личностных качеств, обеспечивающих адаптацию к микросоциуму (Е,

в, Ь, N Р2) - изменения - минимальны.

Три фактора из пяти не выявили статистически значимых различий: «моральный контроль поведения» (в), «проницательность» (Ы) и «зависимость от мнения группы» «2).

Позитивные изменения отмечаются в активности и стремлении быть лидером (Е) и в резком снижении качеств «доверчивости», «доброжелательности в отношении к окружающим» (Ь). Последние из указанных характеристик постепенно вытесняются «настороженностью», «склонностью доверять себе самому».

В группе эмоциональных свойств, в которую вошли факторы С, I, О, Р4, - произошли следующие изменения.

В начале отметим, что соотношение С/р4, которое дает исследователям обобщенную оценку эмоциональной устойчивости личности, в целом повысилось в сторону лучшей контролируемости переживаний (при неизменной р4 - «фактор напряженности», повышение С - «сила Я» - статистически значимо увеличился).

Неизменным, по данным исследования, остался фактор «ранимость» (I), усилился фактор С - «сила Я», статистически значимо ослабло значение фактора О - «склонность к чувству вины».

В целом можно, утверждать, что поколение 80-х представляется более эмоционально зрелым.

В группе регуляторных (волевых) факторов (Е, в, Н, р3) увеличение контроля связано со значимым возрастанием средних данных по факторам: Е (развитость лидерских качеств), Н (решительность, смелость»), р3 («контроль желаний и степень осознанности социальных требований»).

Как мы уже отмечали выше, фактор в - «сила Я» не претерпел существенных изменений.

На основании анализа результатов исследования мы можем сделать следующие выводы.

В целом подтверждена наша гипотеза о существенном влиянии социальноэкономических изменений в России в конце ХХ века на формирование личностных черт (в рамках шестнадцати факторной модели личности Р.Б. Кеттелла), не обнаружили изменений только 6 факторов из 16.

Изменения затронули практически все сферы адаптационного поведения личности.

Общий вектор изменений - усиление социальной зрелости личности, повышение адаптационных способностей, снижение «неротической» готовности реагировать на современные реалии.

Из «потерь» можно указать на признаки возрастания проблем в микросоциуме - на смену доверию и благодушию в тесных межличностных контактах - приходит настороженность и мнительность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова, К. А. Диалектика человеческой жизни / К. А. Абульханова. - М. : Наука, 1997. - 236 с.

2. Асмолов, А. Г. О предмете психологии личности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 118-130.

3. Головаха, Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кро-ник. - Киев : Здоровья, 1984. - 186 с.

4. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева. - М. : ИП РАН, 2006. - 336 с.

5. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности / И. С. Кон // Психологиче-

ский журнал. - 1997. - № 4. - С. 24-36.

6. Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1996. - 248 с.

7. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. - М. : Просвещение, 1985. - 319 с.

8. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. - СПб. : Речь, 2002. - 334 с.

Контактная информация: ladoyar@mail.ru

УДК 796:338.28; 796.078

ВЛИЯНИЕ ГИПОКИНЕЗИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

В ПЕРИОД ПОЛЯРНОЙ НОЧИ

Екатерина Николаевна Цесарская, старший преподаватель,

Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФПетрГУ),

г. Апатиты (Мурманская область)

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования влияния гипокинезии на показатели функционирования сердечнососудистой системы, памяти и внимания студентов в период полярной ночи в условиях Кольского Севера. Были проанализированы показатели 64 студентов-юношей 2 и 3 курса.

Ключевые слова: студенты, полярная ночь, гипокинезия, физическая и умственная работоспособность.

INFLUENCE OF THE HYPOKINESIA ON THE PARAMETERS OF PHYSICAL AND MENTAL WORKING CAPACITY OF THE NORTH KOLA STUDENTS DURING

THE POLAR NIGHT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina Nikolaevna Tsesarskaya, the senior lecturer,

Kola branch of Petrozavodsk State University,

Apatity (Murmansk area)

Annotation

This article shows the results of the research of influence of the low physical activity on the parameters of functioning of cardiovascular system, memory and attention of the students during polar night in conditions of the North Kola. Indicators of 64 students (young men of the second and third rate) have been analyzed.

Keywords: students, polar night, hypokinesia, physical and mental working capacity.

ВВЕДЕНИЕ

Данные литературы свидетельствуют о том, что у студентов вузов во время занятий наблюдаются негативные изменения в работе многих систем организма, в том числе сердечнососудистой. Эти сдвиги являются результатом неблагоприятного воздействия ряда факторов: значительного умственного напряжения, вызванного большой учебной нагрузкой, нарушением режима дня, режима питания, неудачно составленным расписанием занятий. [1]. В условиях Крайнего Севера ко всем этим факторам добавляются еще и специфические природно-климатические факторы. Человек, проживая в условиях Заполярья, подвергается влиянию целого комплекса природных факторов: низкая температура воздуха, сильные ветра, полярная ночь, гипоксия, резкая смена атмосферного давления, магнитные бури, авитаминозы и т.д. Тем самым, создаются дополнительные трудности для жизни и учебы человека на Крайнем Севере [2]. Воздействием раздражающих факторов дискомфортного климата, которые приводят к нарушению ряда функций раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.