Навстречу 300-летию российской полиции
УКД 34
Ч.Н. Ахмедов*
Временные полицейские органы:
организационно-правовые основы и особенности функционирования в Самарской губернии в 1873-1874 годах
В статье рассматриваются причины формирования временных полицейских органов в Самарской губернии Российской империи 1873-1874 гг., их организация, правовое обеспечение и результаты деятельности.
Ключевые слова: Министерство внутренних дел, министр финансов, губернатор, Самарская губерния, уездная полиция, голод, крестьянская часть населения, железная дорога, паспорт, пьянство, полицейский надзор, полицейская команда.
C.N. Akhmedov*. Temporary police authorities: institutional framework and features of functioning in the Samara province in the years 1873-1874. Forming's reasons, organization, legal support and activity's results oftemporary police in Samara province of Russian Empire in the years 1873-1874 are considered in this article.
Keywords: Ministry of Internal affairs, Minister of Finance, governor, Samara province, county police, hunger, peasant population, railroad, passport, drunkenness, police surveillance, police team.
Прежде чем рассматривать историю становления временной полицейской команды на территории Самарской губернии, поясним причины принятия решения о создании такой команды руководством Министерства внутренних дел.
8 сентября 1802 г. Манифестом императора Александра I «Об учреждении Министерств» в Российской империи были учреждены восемь министерств, существенно изменивших всю политическую систему [1; 16, с.2]. Одно из центральных мест в аппарате новой власти заняло Министерство внутренних дел, на которое возлагался многочисленный круг вопросов. Должность министра внутренних дел обязывала его заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. Через подчиненных ему губернаторов Министерство внутренних дел осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, занималось предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений. Оно должно было заботиться о промышленности (за исключением горной и военной), о торговле, принимать меры по предотвращению недостатка продовольствия и контролировать цены на него, следить за строительством и архитектурой, исправностью дорог, санитарной безопасностью, медициной и ветеринарией, благоустройством городов, заботиться о развитии «добрых нравов» [13, с. 3; 15, с. 11]. Как отмечали некоторые авторы, «должностные лица министерства имеются в империи повсюду,
* Ахмедов, Чингиз Нарман оглы, заместитель начальника кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: oguzaz@mail.ru.
*Akhmedov, Chingiz Narimanovich, deputy head of the Department of State and Law History of the Saint-Petersburg University Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str. 1. E-mail: oguzaz@mail.ru.
© Ахмедов Ч.Н., 2016
не исключая сел и деревень, а круг их ведения ближайшим и живейшим образом соприкасается безусловно с каждым жителем России» [17, с. 11].
На протяжении всей истории существования Министерство внутренних дел реализовывало стоящие перед ним задачи. Одним из ярких примеров деятельности Министерства может служить история предотвращения голода в Самарской губернии.
Помощь со стороны руководства Министерства требовалась при возникновении чрезвычайных обстоятельств - таких как засуха, эпидемия, эпизоотия, в результате которых населению, проживавшему этих регионах, грозил голод.
Самарская губерния была образована для облегчения местного управления из трёх губерний (Оренбургской, Саратовской и Симбирской) на основании Сенатского указа 6 декабря 1850 г. В её состав вошли три уезда Оренбургской губернии (Бугульминский, Бугурусланский, Бузулукский) и два уезда Саратовской губернии (Новоузенский, Николаевский). К Самарской губернии был присоединен Ставропольский уезд, ранее относившийся к Симбирской губернии [2]. Большая часть её располагалась в Европейской России, а район, примыкающий к Оренбургской губернии и землям Уральского казачьего войска, - в Азии. Территория губернии была вытянута с северо-востока на юго-запад. Площадь ее составляла 149 750 квадратных верст (или 168 310 квадратных километров, или 15 405 975 квадратных десятин) [14, с. 49].
Это примерно 1/57 часть Европы и 1/212 часть Российской империи. По площади Самарская губернии была вчетверо больше Швейцарии и Дании, в пять раз больше Бельгии и Голландии. По сравнению с другими губерниями России, Самарская была меньше только пяти - Архангельской, Вологодской, Пермской, Астраханской и Оренбургской, занимая по величине шестое место в стране [14, с. 49].
После трёх лет постоянных неурожаев территорию Самарской губернии в 1873-1874 гг. охватил голод. Нехватка продовольствия остро ощущалась на большей части территории губернии (Бугурусланский, Бузулукский, Николаевский, Новоузенский и Самарский уезды), где проживала основная часть населения [11, л. 20].
По данным Р.Р. Исхаковой, из пяти уездов три повсеместно охвачены голодом на 100 % (Самарский, Николаевский, Новоузенский), один уезд (Бугурусланский) - на 99,5% и один уезд (Бузулукский) - на 87 % [14, л. 111]. Общая численность голодающего населения составляла больше полумиллиона человек [11, с. 20].
Тяжёлое экономическое положение населения губернии, вызванное голодом, требовало вмешательства со стороны ответственных министерств и ведомств для оперативного оказания помощи голодающей части населения. Первыми на помощь явились руководители Министерства внутренних дел и Министерства финансов.
Впервые о предстоящем в Самарской губернии голоде министр внутренних дел А.Е. Тимашев сообщил Александру II 9 сентября 1873 г. во всеподданнейшем докладе «О видах на урожай хлеба и трав в Империи и мерах, которые предполагается предпринять по случаю неурожая в Самарской губернии» [12, л. 288-294; 14, с. 132]. В своем докладе министр внутренних дел сообщал, что 1873 г. не был благоприятным на сбор урожая хлеба на территории империи [12, л. 288-294]. Сильный град, последовавший после холодной весны, повредил значительную часть урожая в Казанской, Уфимской, Рязанской и Тверской губерниях [12, л. 288]. В докладе указывалось, что, несмотря на неблагоприятные погодные условия, согласно собранным сведениям, «карта о состоянии хлебов по 57 губерниям показывает, что в 41 губернии урожай ожидается удовлетворительный, в 6 - частично хороший, в 6 - посредственный, а в 4 из них - неудовлетворительный» [12, л. 288]. Среди последних оказалась и Самарская губерния [12, л. 288]. «Особенно ощутимым представляется в настоящим году неурожай для Самарской губернии, не оправившейся еще от неурожаев двух предшествовавших лет», - отмечал руководитель Министерства внутренних дел [12, л. 288-288 об.]. Несмотря на имеющиеся недостатки в организации оказания помощи населению на начальном этапе ликвидации голода как со стороны руководства губернии, так и со стороны Министерства внутренних дел и Министерства финансов, их последующие действия носили организованный характер и имели чёткий план.
В 1873 г. для покупки продовольственных товаров крестьянской части населения губернии была оказана материальная помощь из продовольственного капитала в размере 600 тысяч рублей [12, л. 289]. Одобряя такой поступок со стороны руководства губернии, министр внутренних дел А.Е. Тимашев отметил отрицательную сторону этой формы оказания помощи голодающим: «Между тем, пособие это вполне не достигло цели, возбуждая в сельском населении преувеличенные надежды на постороннюю помощь, тем самым отнимая у него побуждение к личному труду» [12, л. 289]. По его мнению, голодающую часть населения «представлялось бы обеспечить не ссудами из продовольственного капитала, а предоставлением им заработков» [12, л. 288-289; 14, с. 132]. Для
Ахмедов Ч.Н. Временные полицейские органы: организационно-правовые основы и особенности...
реализации своего плана он предложил строительство Самарско-Оренбургской железной дороги, которая должна пройти мимо тех местностей, которые сильно пострадали от неурожая [14, с. 132]. По обещанию губернатора, при строительстве этой дороги «будут нанимать по возможности местных рабочих» [12, л. 289 об.]. Эти меры обеспечивали бы получение стабильной заработной платы голодающей части населения Самарской губернии.
Скорейшая организация строительства железной дороги была рассмотрена с участием императора Александра II во время доклада министра путей сообщения 5 октября 1873 г., где император высказал пожелание «ускорить создание Акционерного Общества для постройки Оренбургской железной дороги». При этом император отметил, что «если бы такое общество по каким-либо причинам не могло быть учреждено до 1 января 1874 г., то разрешить министру путей сообщения к этому времени войти с особым представлением в Комитет Министров о приступлении к работе по сооружению дороги за счёт правительства» [8, л. 2 об.]. Для организации работы с участием жителей Самарской губернии Комитетом Министров от 18 ноября 1875 г. был принят Устав Общества Оренбургской железной дороги [5]. Общество было обязано приступить к сооружению дороги не позже шести месяцев со дня своего образования и окончить строительство не позднее трёх лет со дня своего создания [8, л. 2 об.].
В целях своевременного обеспечения строительства определенным количеством работников из числа крестьянской части населения 11 сентября 1873 г. А.Е. Тимашев обратился к императору Александру II с письмом о выдаче крестьянам Самарского, Бузулукского, Бугурусланского и Николаевского уездов бесплатных паспортов, где 16 сентября 1873 г. на титульном листе рукой императора была поставлена резолюция: «Согласен» [12, л. 294-299 об. 7, л. 1-5].
В своем докладе за 1873 г. самарский губернатор Ф.Д. Климов одной из основных причин неудовлетворительного экономического положения сельского населения назвал «непомерно развившееся среди крестьянского населения пьянство» [10, л. 355 об.].
Такой порок со стороны крестьянской части населения в период голода не мог не повлиять отрицательно на экономическое благосостояние крестьянского населения. Самарский губернатор Ф.Д. Климов неоднократно обращался в адрес министра внутренних дел с просьбой о «немедленном принятии серьезных мер» [10, л. 358 об., 259]. С целью прекращения массового пьянства и использования по назначению выданной ссуды голодающей части населения на приобретение продуктов первой необходимости, «предупреждения повторения в будущем настоящего народного бедствия, обеспечения средствами народного продовольствия и содействия поднятию общего уровня благосостояния земляческого класса» губернаторам предлагалось принять правила продажи спиртных напитков, которые регламентировали бы порядок работы «питейных заведений и продаж питей с соответственными по местным условиям изменениями» [10, л. 359 об, 363]. Обращение губернатора 27 октября 1873 г. в адрес министра внутренних дел было удовлетворено. По соглашению между министром внутренних дел и министром финансов и на основании нормативного акта от 7 декабря 1873 г. «О воспрещении в 1874 году раздробительной продажи крепких напитков в местности Бузулукского, Николаевского и Бугурусланского уездов Самарской губернии» на территории этих уездов продажа других крепких спиртных напитков, кроме вина, была запрещена [4].
Тяжёлое экономическое положение явилось причиной увеличения общего количества совершённых преступлений по сравнению с предыдущими годами. В 1873 г. на территории Самарской губернии было совершено 746 преступлений, что было на 129 больше, чем в 1872 г.
По сравнению с 1872 г. в 1873 г. количество совершенных преступлений против собственности выросло на 50 % (со 194 до 277) [11, с. 65].
Существенным образом выросло количество преступлений против жизни и здоровья. За исследуемый период их количество выросло на 30 % [11, с. 63]. Среди лиц, совершивших преступления против собственности, первое место занимала крестьянская часть населения [11, с. 64]. Значительно выросло и количество самоубийств [11, с. 73].
Обращаясь в адрес министра внутренних дел, самарский губернатор Ф.Д. Климов жаловался на нехватку необходимого количества чинов полиции как в городах Самарской губернии, так и волостях. «К сожалению, недостаток чинов полиции Самарской губернии близок к совершенному её отсутствию» [10, л. 389 об.-390].
«Вся подчиненная мне уездная полиция состоит только из 50 исполнительных чиновников, обязанных охранять порядок и благочиние, производить дознания, взыскивать все повинности, предупреждать преступления на всем пространстве Самарской губернии, в одиннадцать раз превышающем всю территорию Саксонского Королевства», отмечал губернатор [10, л. 390-391].
По его словам, в г. Самаре при численности населения 53 тыс. человек «для наблюдения за порядком и исполнением всех вообще обязанностей наружной городской полиции остается всего 12 человек» [10, л. 391 об.]. В результате нехватки чинов полиции в негативную сторону изменилась
общая оперативная обстановка в губерниях, большое количество совершённых правонарушений оставалось нераскрытыми и нерасследованными.
Кроме того, губернатор опасался ухудшения общей оперативной обстановки со стороны лиц, высланных в качестве наказания в Самарскую губернию и находящихся под надзором полиции. Большая часть их были озлоблены против властей и местной администрации. Среди них были лица, имеющие большой авторитет среди местного населения и участвовавшие в общественной жизни губернии в качестве членов многих частных учреждений и обществ (например, врач Португалов, который открыто выступал против всяких распоряжений местных властей) [10, л. 376-379].
По словам Ф.Д. Климова, подобное положение дел в Самарской губернии «не может быть дальше терпимо правительством и настоятельно требует серьёзных правительственных мер к немедленному восстановлению должного уважения к закону и правительственной власти в видах государственной пользы и обеспечения общественного порядка и благосостояния» [10, л. 382 об. -383].
Создавшееся критическое положение потребовало принятия срочных мер со стороны руководства Министерства внутренних дел, которые существенным образом изменили бы оперативную обстановку в губернии.
Для эффективной организации деятельности полиции в Самарской губернии с целью увеличения общего штатного количества чинов полиции, министр внутренних дел А.Е. Тимашев 28 декабря 1873 г. направил на имя Государственного секретаря письмо за № 4144 «Об учреждении уездных команд полицейских объездчиков в Самарской губернии» [8, л. 1].
Основные причины формирования полицейских объездчиков в Самарской губернии А.Е. Тимашев видел «в неудовлетворительном состоянии сельской полиции, являющемся причиной крайней необеспеченности личной безопасности и собственности в уездах и неоднократных жалоб со стороны общества» [8, л. 2]. Эти чины не соответствовали занимаемой должности в связи с изменением оперативной обстановки в период кризиса. «В настоящее время, - отмечал А.Е. Тимашев, - полицейские обязанности в уездах на основании действующего закона выполняются учрежденными еще с 1775 г. выборными сотскими и десятскими, на которых лежит по закону непосредственный местный надзор за сохранением общественной безопасности, порядка и благочиния в пределах уезда» [8, л. 2].
Многосложные и многофункциональные обязанности по действующему законодательству требовали, чтобы для выполнения столь трудной обязанности сотские выбирались из образованной части населения [8, л. 2]. «Сознавая, что с должностью сотского сопряжены постоянные хлопоты, ответственность перед начальством и упущения в хозяйстве, крестьяне выбирают в сотские не лучших и достаточных людей, а напротив худших: неисправных плательщиков, бездомных, людей, известных всему обществу своей безнравственностью и беспечностью», отмечал министр [8, л. 2].
Такое положение безуспешной деятельности полиции и совершенное отсутствие благонадёжных её чинов ввиду исключительного положения Самарской губернии в рассматриваемый период не могло не обратить на себя внимания министра внутренних дел [8, л. 2 об.].
По мнению министра внутренних дел, при движении населения по поиску работ и для строительства железной дороги требуется усиление надзора со стороны полиции. Министр считал, что если одни лица будут отыскивать работу, в то же время другие, при отсутствии определенных средств к существованию, будут совершать преступления [8, л. 3]. «При таком положении Самарской губернии усиление надзора со стороны полиции является в настоящее время более, чем когда-либо, настоятельно необходимым», отмечал он [8, л. 3].
По мнению А. Е. Тимашева, для надёжного надзора за населением Самарской губернии со стороны полиции и предупреждением преступлений требовалось иметь среди населения надежных чинов полиции от правительства, которые могли бы выполнять возложенные на них обязанности [8, л. 2 об.].
Министр отмечал, что «на практике этот надзор может быть осуществлен при условии организации местной полицейской стражи с определёнными для её деятельности районами, в которых она будет в состоянии изучать не только все местные условия, но и характер и состав как постоянного, так и временного населения» [8, л. 2 об.].
Вновь создаваемые подразделения полиции должны будет выполнять четыре взаимосвязанные между собой задачи. Во-первых, они должны обеспечивать охрану общественного порядка и общественной безопасности на территории уездов и волостей. Во-вторых, осуществлять общий полицейский надзор во время передвижения населения, задействованного в строительстве Самарско-Оренбургской железной дороги. Третья задача, как отмечал министр, связана с «борьбой с увеличившимся за последнее время конокрадством, являющимся величайшим бичом народного хозяйства, при своей прочной организации в губернии» [8, л. 3]. Кроме того, чины стражи должны были бы оказывать содействие при выполнении распоряжений волостных старшин и сельских старост.
Ахмедов Ч.Н. Временные полицейские органы: организационно-правовые основы и особенности...
Но при этом они не имели права участвовать в общественных или хозяйственных делах волостных и сельских обществ или же вмешиваться в распоряжения волостного суда [8, л. 4].
Как видно из обращения министра внутренних дел, он, обосновывая предназначение вновь создаваемой полицейской команды, попытался показать правильность принятых решений. У министра внутренних дел имелся определенный опыт создания таких подразделений. Уездные полицейские стражники из вольнонаемных людей в апреле 1870 г. были введены на территории Пермской и Казанской губерний и успешно действовали по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности жителей указанных губерний [3].
Чинов стражи планировалось комплектовать по вольному найму из числа местных жителей, хорошо знающих территорию губернии. Они должны были находиться в непосредственном распоряжении уездных полицейских управлений и подчиняться непосредственно губернатору.
Стража должно была иметь собственную форму одежды. Стражникам выдавалась особая бляха, которую они носили на груди при исполнении ими служебных обязанностей. Ее образец утверждался министром внутренних дел.
Были определены ответственность и правовая защищенность чинов стражи. В частности, за совершение должностных преступлений при исполнении ими служебных обязанностей, чины стражи несли ответственность как государственные служащие. Одновременно за неподчинение уездным полицейским стражникам, а равно за их оскорбление во время исполнения ими служебной обязанности, виновные лица подвергались наказанию по статьям 30 и 31 Устава о наказаниях, налагаемому мировыми судьями.
В обращении министром внутренних дел были подробно изложены экономические обоснования создания команд полицейских объездчиков. По его мнению, при численности населения Самарской губернии 1.660.944 жителя необходимо 165 стражников, из которых 1/3 пеших и 2/3 конных. Пешим стражникам жалование предлагалось в размере 144 рублей, а конным - 220 рублей в год. За собственные средства стражники приобретали форменную одежду. Конные стражники обязаны были иметь своих лошадей с необходимой сбруей и содержать их на свой счёт [8, л. 6 об.]. По этой причине им было установлено жалование выше, чем пешим стражникам.
Каждый стражник дополнительно получал 25 рублей на приобретение первоначального вооружения. На все расходы по содержанию полицейской стражи из казны государства должно было отпускаться 36225 рублей, из которых 32100 рублей ежегодно, а 4125 рублей единовременно.
По словам А.Е. Тимашева, «эти расходы не могут быть признаны обременительными для Государственного Казначейства, ввиду вообще того влияния, которое благоустроенная полиция должна оказывать на экономическое присутствие населения» [9, л. 6].
Для решения вопроса о финансировании 30 ноября 1874 г. Проект был направлен для согласования с министром финансов статс-секретарю М.Х Рейтерну (Михаил Христофорович Рейтерн был министром финансов с 1862 по 1878 гг. [18]) в его адрес. В своём ответе 17 декабря 1874 г. министр финансов, не отрицая, что «стража даёт местной полиции средства иметь в своем распоряжения вооруженную силу», отметил, что он сомневается в пользе такой стражи «для организации полицейской деятельности и для достижения целей благоустройства населения» [8, л. 6 об.].
При этом у М.Х. Рейтерна не было уверенности в качестве личного состава будущих чинов стражи, которые могли бы выполнить возложенные на них задачи в трудной период, и комплектования кадров из числа лиц, отвечающим требованиям. «Трудно допустить, чтобы будущие стражники - нижние чины, с содержанием 150 р. в год, как отмечал министр финансов, сделались органами правительственной власти, которые будут в состоянии изучать не только все местные условия, но и характер и состав, как постоянного и временного населения, доставлять правительству богатый материал для знакомства с обывателями стана и возможность иметь постоянное и деятельное наблюдение за всеми проявлениями общественной жизни» [8, л. 7]. Министр финансов достаточно хорошо был информирован о деятельности представителей уездных и волостных правлений, которые непосредственно представляли органы власти и, по его словам, «получали гораздо большее содержание, нежели предназначаемые стражники, - но многие из них отвечают условиям благонадёжности и относительного развития» [8, л. 7].
Несмотря на такую критическую оценку предложенного министром внутренних дел Проекта о формировании стражи, эффективности её деятельности и сомнений со стороны у М.Х. Рейтерна, он не выступил против, но окончательное принятие решения оставил за Государственным Советом [8, л. 7].
Предложение министра внутренних дел «Об учреждении уездных команд полицейских объездчиков Самарской губернии» было рассмотрено Государственным советом 19 января 1874 г. Признавая представления министра внутренних дел по формированию особых команд полицейских объездчиков в Самарской губернии ввиду особых обстоятельств в связи с возникшем в этой местности голодом, Государственный совет одобрил «безотлагательно усилить средства полицейского надзора» [8, л. 9 об.]. В
то же время, по мнению членов Государственного совета, «если постигшее Самарскую губернию бедствие и может служить основанием к некоторому усилению полицейского надзора в ней, то едва ли должно оно служить поводом к немедленному образованию в этом краю постоянной полицейской силы» [8, л. 9 об.]. По мнению членов Государственного совета, если дополнительное формирование чинов полиции было вызвано постигшим край голодом, то при наличии хорошего урожая и поднятия экономического благосостояния населения, надобность в таких чинах полиции «сама собою прекратится» [8, л. 9 об.]
В результате в законодательном порядке не были утверждены проектированные министром внутренних дел Правила «Об учреждении в Самарской губернии особых команд полицейских объездчиков», а было принято решение «отпустить единовременно в распоряжение генерал-адъютанта Тимашева испрашиваемую им на усиление полицейского надзора в Самарской губернии сумму в размере 32100 рублей» [8, л. 9 об].
12 марта 1874 г. на основании мнения Государственного совета «О временном усилении полицейских средств в Самарской губернии» для временного усиления полицейских средств из числа вольнонаемных лиц была образована полицейская команда из числа вольнонаемных лиц [6].
В настоящее время нами не установлены сведения о деятельности команды полицейских объездчиков на территории Самарской губернии. По нашему мнению, причиной тому является весьма короткий период её существования.
Подводя итоги по факту образования полицейской команды в Самарской губернии, можем сделать ряд выводов.
1. История становления Министерства внутренних дел показывает, что оно было одним из крупных органов исполнительной власти в механизме Российской империи, непосредственно исполнявшим многочисленные обязанности в области управления.
2. Во второй половине XIX в. на территории Самарской губернии в рассматриваемый период слабо был организован общий полицейский надзор по причине нехватки подготовленных чинов полиции.
3. Создание уездной полицейской команды в период голода являлось необходимым условием преодоления кризиса. Учрежденная на один год стража не могла принести существенной пользы. При разбросанности размещения стражников в отдаленности каждого уезда, годового срока едва достаточно для приискания полного комплекта людей, действительно способных к полицейской службе, и обучения их сознательному исполнению своих обязанностей.
Список литературы
1. ПСЗ РИ. - Собр. 1. - Т. XXVII. - Ст. 20406.
2. ПСЗ РИ. - Собр. 1. - Т. XXV. - Ч. 2. - № 4708.
3. ПСЗ РИ. - Собр. 2. - Т. XXXXV. - № 48231.
4. ПСЗ РИ. - Собр. 2. - Т. XXXXVIII. - № 52872.
5. ПСЗ РИ. - Собр. 2. - Т. XXXXVIII. - Ч. 2. - № 52784.
6. ПСЗ РИ. - Собр. 2. - Т. XXXXVIII. - № 53245.
7. РГИА. - Ф. 574. - Оп. 7. - Д. 198.
8. РГИА. - Ф. 1149. - 1874. - Оп. 8. - Д. 7.
9. РГИА. - Ф. 1180. - Оп. 15. - Ед. хр. 20.
10. РГИА. - Ф. 1263. - Оп. 1. - Д. 3726.
11. РГИА. - Ф. 1263. - Оп. 1. - Д. 3726. Приложения к Всеподданнейшему отчету Самарского губернатора за 1873 г.
12. РГИА. - Ф. 1284. - Оп. 241. - Д. 143.
13. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы : учебное пособие. - М.: Щит-М, 1998.
14. Исхакова, Р. Р. Самарский голод 1873 года : дис. ... канд. ист. наук. / Казань, Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина. 1989.
15. Министерская система в Российской империи: К 200-летию министерств в России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
16. Министерство внутренних дел России: 1802-2012 : исторический очерк : в 2 т. - Т. 1. - Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Фонд поддержки наук и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 2002.
17. Министерство внутренних дел. С.-Петербург, 1904.
18. М.Х. Рейтерн : биографический очерк : с приложениями из посмертных записок М.Х. Рейтерна / сост. А.Н. Куломзиным и гр. В.Г. Рейтерн - Бар. Нолькен.- С.- Петербург, 1910.