Научная статья на тему 'Временные и спектральные характеристики кардиоритма у 8-летних детей в ортостазе и при выполнении когнитивной задачи'

Временные и спектральные характеристики кардиоритма у 8-летних детей в ортостазе и при выполнении когнитивной задачи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
335
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / АДАПТАЦИЯ / ОРТОСТАЗ / КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА / ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР / CHILDREN / HEART RATE VARIABILITY / ADAPTATION / PHYSICAL TASK / COGNITIVE EXERCISE / THE EUROPEAN NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукина С. Ф., Чуб И. С.

Методом кардиоритмографии установлены временные и спектральные характеристики сердечного ритма у 8-летних детей жителей г. Архангельска в состоянии покоя, ортостатической и когнитивной пробах. Проведён сравнительный анализ параметров ВСР детей г. Архангельска и г. Москвы. Выявлены различия в вегетативной реактивности в зависимости от функциональной пробы и исходного вегетативного тонуса. Показано, что среди обследованных детей более половины имеют хорошие и удовлетворительные адаптационные резервы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лукина С. Ф., Чуб И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhythmocardiography was used in this study to reveal temporal and spectral characteristics of HR in 8-year old children from Arkhangelsk during rest and while performing physical and cognitive tasks. HRV parameters of children from Arkhangelsk and from Moscow were analysed. Differences in the vegetative reactivity depending on the functional test and vegetative balance were defined. More than half of the participants of the research have good adaptation reserves.

Текст научной работы на тему «Временные и спектральные характеристики кардиоритма у 8-летних детей в ортостазе и при выполнении когнитивной задачи»

ВРЕМЕННЫЕ И СПЕКТРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРДИОРИТМА У 8-ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОРТОСТАЗЕ И ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОГНИТИВНОЙ ЗАДАЧИ

С.Ф. Лукина1, И.С. Чуб Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, кафедра физиологии и морфологии человека

Методом кардиоритмографии установлены временные и спектральные характеристики сердечного ритма у 8-летних детей - жителей г. Архангельска в состоянии покоя, ортостатической и когнитивной пробах. Проведён сравнительный анализ параметров ВСР детей г. Архангельска и г. Москвы. Выявлены различия в вегетативной реактивности в зависимости от функциональной пробы и исходного вегетативного тонуса. Показано, что среди обследованных детей более половины имеют хорошие и удовлетворительные адаптационные резервы.

Ключевые слова: дети, вариабельность ритма сердца, адаптация, орто-стаз, когнитивная нагрузка, Европейский Север.

Temporal and spectral characteristics of heart rate in 8-year old children during physical and cognitive tasks. Rhythmocardiography was used in this study to reveal temporal and spectral characteristics of HR in 8-year old children from Arkhangelsk during rest and while performing physical and cognitive tasks. HRV parameters of children from Arkhangelsk and from Moscow were analysed. Differences in the vegetative reactivity depending on the functional test and vegetative balance were defined. More than half of the participants of the research have good adaptation reserves.

Key words: children, heart rate variability, adaptation, physical task, cognitive exercise, The European North.

Исследования физиологических реакций и механизмов адаптации к разнородным нагрузкам наиболее значимы в физиологии и медицине. Особое значение их актуальность приобретает в критические, рубежные этапы онтогенеза. Обеспечение должного уровня функционирования физиологических систем осуществляется на основе слаженных и взаимодействующих между собой нервных, гуморальных и информационных звеньев. Известно, что для каждого периода онтогенеза формируются соответствующие нейроэндокринные взаимоотношения, обеспечивающие надёжность физиологических процессов. Результатам длительной адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам является перестройка звеньев регуляции с переходом на качественно новый уровень, что отражается на повышении толерантности к возмущающим факторам [8; 17; 18]. Наиболее ин-

Контакты: Лукина С.Ф. - E-mail: <lukma68@listru>

формативным методом оценки функционального состояния и физиологической «цены» предъявляемой нагрузки до сих пор остаётся исследование вариабельности ритма сердца (ВРС). Практическая ценность метода заключается в том, что с его помощью можно оценить не только организацию вегетативного обеспечения сердечного ритма, но и всего функционального аппарата организма [11]. Значительное число работ как отечественных, так и зарубежных учёных посвящено изучению хронотропной функции миокарда в покое и при выполнении различных функциональных проб. Установлена взаимосвязь между степенью централизации ритма и состоянием гипофизарно-надпочечниковой и симпато-адреналовой систем [15]. В работах О.Н. Крысюк с соавт. отмечается зависимость параметров биоэлектрической активности миокарда и вегетативного обеспечения его функции [10]. В настоящее время перспективными являются исследования спектральных характеристик сердечного ритма, в частности их физиологическая интерпретация. В виду многообразия применяемых подходов для оценки ВРС затрудняется сравнение данных, полученных различными авторами. Недостаточное внимание уделяется специфике вегетативной реактивности при выполнении различных функциональных проб. С целью оценки функционального состояния наиболее часто применяется активная ортостатическая проба, а именно: переход исследуемого из горизонтального в вертикальное положение. Согласно данным В.М. Михайлова, в ответ на изменение положение тела регуляторная система поддержания должного артериального давления вначале запускает барорефлекторные механизмы, затем экскрецию катехоламинов и активацию ренин-ангиотензин-альдостероновой системы [13]. Анализ временных и спектральных характеристик кардиоритма в ортостатическом состоянии позволяет установить вегетативную реактивность и вегетативной обеспечение физической деятельности. Иные механизмы функционируют при проведении пробы с умственным напряжением, или когнитивной нагрузкой. Данный вид деятельности является распространённым и напряжённым у детей на этапе первых лет обучения в начальной школе. Как показывают результаты исследований Н.Ю. Лавровой с соавт., активация вегетативного гомеостаза во время умственных нагрузок происходит надсегментарно, по энергодефицитному типу [12]. В отличие от физической нагрузки, у исследуемых отмечается феномен «отставленной реакции», выражаемой в наличии остаточных явлений после проведения пробы [12]. В имеющейся современной научной литературе практически не встречаются данные о сравнении вегетативной реактивности сердечного ритма после выполнения физических и умственных нагрузок на одной выборке детей. Целью работы явилось определение временных и спектральных параметров сердечного ритма у детей г. Архангельска в ортостатиче-ском состоянии и при выполнении когнитивной нагрузки.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 108 детей 8 лет обоего пола, учащихся школы №50 г. Архангельска. Регистрация физиологических показателей осуществлялась в весенний период, в первой половине дня. Все обследуемые дети были соматически здоровы на момент исследования, не имели заболеваний кар-диореспираторной системы. От родителей было получено письменное согласие на проведение обследования, дети добровольно участвовали в исследовании.

Запись кадиоритмограммы (КРГ) осуществлялась во II стандартном отведении на аппаратно-программном комплексе «ВНС-спектр» (Нейрософт, Иваново), с частотой дискретизации 200 Гц, полосой пропускания 0,1-35 Гц, активным ре-жекторным фильтром 50 Гц. Анализировали не менее 150 QRS-комплексов от каждой записи, с выбраковкой артефактных участков, но не более 5%. Регистрировались следующие состояния:

1. Фоновая проба (спокойное бодрствование) в положении лёжа - продолжительность 5 минут;

2. Активная ортостатическая проба, переход в вертикальное положение тела, продолжительность 2 минуты. Необходимость в укороченном варианте записи заключается в усилении стационарности процесса при более длинных вариантах регистрации переходного состояния;

3. Когнитивная проба: математический счёт в уме примеров, соответствующих ступени образования. Проба проводилась после восстановительного периода от предыдущей нагрузки. Математические примеры предъявлялись в условиях лимита времени с устной инструкцией выполнять как можно быстрее и правильнее. Продолжительность нагрузки - 2 минуты.

Анализу подвергались временные (средний кардиоинтервал, его квадратичное отклонение, число интервалов, различающихся на 50 мс) и спектральные (общая мощность спектра и относительный вклад отдельных спектральных компонент в процентах и абсолютных значениях) характеристики ритма сердца. Также анализировали параметры кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому: Amo (%) и индекс напряжения (усл. ед.) [13]. Индекс напряжения (ИН) выступает в различных работах по ритмографии, как интегральный показатель степени централизации сердечного ритма. На основе градации значений ИН можно судить об исходном вегетативном тонусе исследуемых: величина ИН в пределах 80-150 усл. ед. соответствует состоянию нормотонии, менее 80 усл. ед. - ваготонии, свыше 150 усл. ед. - симпатикотонии [1; 3].

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась программными средствами IBM SPSS Statistics v. 20. Применялись методы непараметрической описательной статистики, с проверкой на нормальность распределения методом Колмогорова-Смирнова. Различия в независимых выборках определялись с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни, в зависимых -Уилкоксона. Различия считались достоверными при значении ошибки p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ временных и спектральных характеристик сердечного ритма в фоновой пробе у 8-летних детей не обнаруживает статистически достоверных различий между мальчиками и девочками. Согласно данным ряда авторов, заметные изменения в вегетативной регуляции у детей наблюдаются в препубертатном периоде, и у девочек наступают раньше, чем у мальчиков [2; 5; 6 и др.]. Медиана кардиоинтервалов составляет 688,00 мс, среднее квадратичное отклонение ряда -62,50 мс, число кардиоциклов, различающихся на 50 мс - 38,46 %, что соответствует третьему центильному коридору, построенному на основании данных исследования на большой выборке детей, проживающих на территории Европейского Севера, Т.В. Волокитиной с соавторами [3].

Результаты исследования спектральных характеристик кардиоритма у детей в фоновом состоянии также не позволяют установить статистически значимых половых различий. В аналогичном исследовании, проведённого С.Б. Догадкиной с соавт. на выборке 8-летних детей из г. Москвы [7], наших обнаружены половые различия в общей модуляции спектрального ритма (TP), которая у мальчиков оказалась выше на 63%, чем у девочек ф<0,05). Нами выявлено, что у детей из г. Архангельска медиана TP в группе мальчиков 4811,07 мс2, у девочек - 5071,78 мс2. В отношении остальных спектральных характеристик наши данные согласуются с результатами московских авторов. При сравнении общегрупповых результатов спектрального анализа, установлено, что TP архангельских и московских детей не имеют значимых различий (4886,20 и 4963,50 мс 2 соответственно). При этом вклад низкочастотной компоненты у детей-северян на 5 % ниже ф=0,027), а высокочастотной выше на 3,3 % ф=0,0001). Таким образом, симпато-вагусный баланс у московских детей на 12,6 % выше в области преобладания LF-волн, чем у детей из г. Архангельска ф=0,02). Одной из причин данных различий является напряжение системы дыхания у архангельских детей, связанное со специфичными эколого-климатическими условиями региона [4]. Известно, что в организации волн высокого порядка в спектре сердечного ритма, участвует дыхательная аритмия. Вклад очень низкочастотной составляющей (VLF) связывают с регулирующим влиянием со стороны центральных эрготропных и гуморально-метаболических уровней. По некоторым данным этот показатель может служить индикатором психоэмоционального напряжения [9]. Установлено, что вклад VLF-компонента (%) в общую модуляцию ритма у детей-северян на 16% ф=0,04) ниже, чем у их московских сверстников (табл. 1).

Сравнение спектральных характеристик сердечного ритма у детей 8 лет из г. Архангельска и г. Москвы (Ме)

Показатель дети г. Архангельска (П=108) дети г. Москвы (по С.Б. Догадкиной) (П=40)

■Щ мс2 4886,20 4963,50

LF, мс2 1244,26 1310,50**

ОТ, мс2 2363,84 2288,00***

LF/HF 0,48 0,54*

% 17,33 20,60*

Примечание: * - различия достоверны между показателями ВСР в покое у детей из г. Архангельска и г. Москвы при р>0,05; ** то же при р>0,01; *** -то же при р>0,001 (критерий Манна-Уитни).

Результаты анализа вегетативной реактивности в ортостатической пробе у мальчиков и девочек в целом характеризуются общей направленностью. Отмечается достоверное сокращение среднего кардиоцикла (6,8 % к фону, p<0,001) и увеличение степени ригидности ритма (снижение NN50% на 44,2 %; p<0,001). Общая мощность спектра сокращается на 25,5 % ф<0,001), в большей степени за счёт снижения на 45,2 % ф<0,001) доли высокочастотной компоненты. Прирост ЧСС в ортостазе составляет 8%, ИН - 44,5 % ф<0,05). Данный тип реакции на ортопробу является адекватным и доминирует у обследованных нами детей. Половые различия реактивности вегетативного гомеостаза в функциональной пробе связаны с выраженностью описанных выше изменений. У мальчиков наблюдается более резкое снижение как временных, так и спектральных характеристик сердечного ритма. В частности, снижение вариативности ряда интервалограмм (NN50, %) у мальчиков составило около 70 % ф<0,001), у девочек - 30 % ф<0,001). Аналогично, более выраженные изменения происходят в спектре: снижение TP - 40 % и 16,5 % (соответственно для мальчиков и девочек), сокращение № - 60 % и 40 % ф<0,05). Распределение детей по группам адаптационных резервов (по В.М. Михайлову) показывает, что среди обследованных нами детей около 60 % имеют хорошие и удовлетворительные приспособительные возможности, независимо от пола. Сниженные резервы наблюдаются у 45 % детей, срыв адаптации - менее 2 %. При сравнении полученных нами результатов с данными С.Б. Догадкиной с соавт., различия в ортостатической реактивности наблюдались только в отношении некоторых спектральных составляющих ритма. Это выражается в более резком снижении высокочастотной составляющей спектра у девочек (40% по отношению к фону у девочек из г. Архангельска и 48,8 % у девочек г. Москвы). У мальчиков из г. Архангельска сокращение ОТ в спектре на 36,8 % ниже, чем у их

сверстников из г. Москвы. Наше исследование показывает, что по результатам ортопробы архангелогородки обладают высоким потенциалом адаптации, в сравнении с москвичками. Мальчики-северяне в ортостазе демонстрируют снижение адаптивных возможностей, по сравнению с московскими мальчиками.

Реакция звеньев вегетативного гомеостаза на умственную нагрузку осуществляется неспецифически, посредством активации симпато-адреналовой системы. Когнитивная нагрузка представляет собой специфический вид деятельности, в связи с тем, что в процессе умственной работы, особенно в условиях лимита времени, происходит активация лимбической системы. Её составным элементом является гипоталамус, как высший центр регуляции висцеральных функций, действующий на организм через автономную нервную систему. Такая специфика активации, объясняет многообразие типов реакции на когнитивную нагрузку. Данные эффекты отражаются на ритмограмме сокращением интервального расстояния, повышением однотипности ритма, снижением общей мощности спектра и вклада отдельных компонент. Сравнение реактивности показателей ВСР в орто-статической и когнитивной пробе по отношению к фону обнаруживает различия у мальчиков и девочек. Снижение ИК^Ы у девочек более выражено в когнитивной пробе: 6 % по сравнению с ортопробой (3 %). Суммарная модуляция спектра сокращается на 20,83 % и 16,5 % (соответственно). При выполнении ортостатиче-ской пробы значения ЧСС у девочек повышаются с 89,25 до 92,63 уд/мин, в когнитивной увеличиваются до 95,15 уд/мин (р<0,001). Прирост ИН в ортопробе составляет 15,2 %, в когнитивной - 21,7 %. В остальных показателях кардиоритма у девочек эффекты ортостатической пробы выражены в большей степени, чем когнитивной. У мальчиков по всем исследуемым характеристикам влияние пробы с физической нагрузкой оказывается более значительным, чем при когнитивной нагрузке. Однако анализ различий временных и спектральных характеристик в ортопробе и когнитивной нагрузке, выполненный с помощью непараметрического критерия для связных выборок (Уилкоксон), демонстрирует некоторые особенности. Установлены различия всех исследуемых параметров только у мальчиков, в группе девочек показатели ВСР в ортопробе и когнитивной нагрузке значимо не различаются. Из этого следует, что в основных чертах вегетативной реактивности ответы на умственную и физическую нагрузку у девочек однотипны. Для мальчиков характерна статистически значимая низкая реактивность параметров вегетативного гомеостаза на когнитивную нагрузку, по сравнению с ортостатической пробой (табл. 2).

Временные и спектральные характеристики сердечного ритма у 8-летних детей г. Архангельска в различных состояниях (Ме)

Параметры девочки мальчики

фон ортостаз счёт фон ортостаз счёт

RRNN, мс 677,50 655,00*** 636,50### 690,00 634,00*** +++666,50###

SDNN, мс 62,00 55,50** 56,00### 63,50 45,50*** ++54,50##

pNN50, % 39,11 27,72*** 32,46## 36,47 11,18*** +++25,82###

TP, мс2 5071,78 4236,85* 4015,35## 4811,07 2983,19*** +3743,73#

VLF, мс2 760,71 976,11 710,73 951,56 971,44 ++776,72

LF, мс2 1259,11 1177,46 1037,04 1240,27 1141,95 +++1208,17

HF, мс2 2990,03 1814,39*** 2090,34### 2229,69 896,79*** +++1510,16###

LF/HF 0,44 0,61*** 0,58## 0,53 1,19*** +++0,68#

VLF, % 15,17 23,55*** 17,66 17,77 28,44*** +++16,00

LF, % 24,64 26,89 27,12 28,74 33,26*** +++30,21#

HF, % 57,44 43,94*** 51,94## 53,17 30,81*** +++48,81##

ЧСС, уд/мин. 89,25 92,63*** 95,15### 87,70 96,05*** +++ ###

Amo, % 33,77 35,75 35,34# 34,48 42,23*** +++35,77

ИН, усл.ед. 82,14 94,60* 99,97# 71,03 140,55*** ++91,44#

Примечание: * - различия с исходным состоянием достоверны при переходе в ортостаз при р>0,05 (**-р>0,01; ***- р>0,001), # - различия с исходным состоянием достоверны при выполнении пробы «счёт в уме» р>0,05 (##-р>0,01; ###-р>0,001), + - различия между параметрами в пробах ортостаз и счёт в уме достоверны р>0,05 (++-р>0,01; + ++-р>0,001).

В работах отечественных и зарубежных физиологов часто встречаются данные о различиях в ортостатической реактивности индивидов с различным исходным вегетативным тонусом (ИВТ) [7; 14; 16; 18]. Однако, нами не встречались работы с анализом влияния ИВТ на реактивность в процессе выполнения когнитивной нагрузки. В рассматриваемых нами группах детей, доминирует ваготони-ческий тип регуляции, у мальчиков встречается чаще, чем у девочек (52,4 и

45,5 % соответственно). Для данного типа характерно доминирование в структуре спектра волн высокого порядка, в связи с этим общая модуляция ритма у таких детей повышена, по сравнению с другими типами вегетативного гомеостаза. Это более «экономный» с точки зрения затрат энергетических ресурсов тип реактивности, в ортостатической пробе такие дети демонстрируют минимальный прирост ЧСС и ИН. Нормотонический тип реактивности (с примерно одинаковой представленностью в спектре как медленных, так и быстрых волн) встречается у 31,8 % девочек и 19,0 % мальчиков. Симпатикотонический вариант ИВТ встречается чаще у мальчиков (28,6 %), чем у девочек (22,7 %).

Согласно градации по ИН все дети были разделены без учёта пола на группы ИВТ: 1 группу составили симпатикотоники (п=28), 2 группу - нормотони-ки (п=26) и 3 группу - ваготоники (п=53). Анализ реакции вегетативной нервной системы на умственную нагрузку демонстрирует достоверные различия по временным характеристикам кардиоритма между группами ИВТ. Сокращение межинтервального расстояния в процессе когнитивной деятельности снижается по группам ИВТ: максимальное снижение по сравнению с фоном наблюдается в 1 группе - 14,5 %, у детей с ваготоническим типом ИК^Ы практически не изменился. Различия по спектральным характеристикам наблюдаются между отдельными группами ИВТ. В частности, сокращение общей мощности спектра максимально проявляется в 1 группе (на 55,92 % по сравнению с фоном), у детей 1 группы наблюдается прирост ТР на 5,85 % к исходному уровню (рис. 1).

120

100

80

%

60

40

20

В фон

□ счёт в уме

1 группа

2 группа 3 группа

0

Рис. 1. Динамика общей мощности спектра (ТР) у 8-летних детей с различным ИВТ в процессе когнитивной деятельности Примечание: за 100% приняты фоновые значения параметра, цифрами обозначены достоверные различия между соответствующими группами, р<0,05

Достоверные различия между всеми группами наблюдаются только в отношении вклада быстроволнового компонента спектра. Изменение реактивности волн второго порядка достоверны между группами 1 и 3, симпато-вагусного баланса и амплитуды моды - между группами 1-3 и 1-2. В результате когнитивная нагрузка сопровождается тахикардией: выраженной у детей-симпатотоников (прирост ЧСС к исходной 16,54 %), умеренной у детей-нормотоников (прирост 7%) и практически не сопровождается ростом ЧСС у ваготоников (менее 0,2 %).

ВЫВОДЫ

1. Половые различия по фоновым характеристикам временных и спектральных параметров ВСР детей г. Архангельска не установлены. Симпато-вагусный баланс у детей-северян на 12,6 % ниже, чем у их московских сверстников, что может быть связано с особенностями организации функции внешнего дыхания.

2. Среди обследованных детей 60 % имеют хорошие и удовлетворительные адаптационные резервы, напряжение адаптации отмечается у 45,5 % школьников, независимо от пола.

3. Девочки-архангелогородки характеризуются высоким адаптационным потенциалом, по сравнению со своими московскими сверстницами. Мальчики-северяне обладают сниженными адаптационными возможностями в ортостазе, по сравнению с московскими мальчиками.

4. Выявлена особенность вегетативного гомеостаза мальчиков в процессе когнитивной деятельности, выражающаяся в статистически значимом снижении реактивности, по сравнению с ортопробой.

5. Реактивность параметров вегетативного обеспечения хронотропной функции миокарда в процессе когнитивной деятельности опосредована исходным вегетативным тонусом.

Работа поддержана государственным заданием Министерства образования и науки РФ на 2013 год проект № 4.5918.2011 "Системная организация когнитивной деятельности человека".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 2. - С. 71

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

3. Волокитина Т.В., Грибанов А.В. .Вариабельность сердечного ритма у детей младшего школьного возраста: монография. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2004. - 194 с.

4. Гудков А.Б., Лабутин Н.Ю. Влияние специфических факторов Заполярья на функциональное состояние организма человека // Экология человека. - 2000. -№ 2. - С. 18.

5. Гуштурова И.В. Особенности центральной и периферической гемодинамики в покое и при физических нагрузках у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Казань, 1996. - 26 с.

6. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Возрастные особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у школьников // Вестник ТГГПУ. -

2011. - № 2. - С. 42-46.

7. Догадкина С.Б. Особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у детей 8 лет // Новые исследования. - 2011. - Т. 1, № 27. - С. 101-108.

8. Коломиец О.И. Использование психоэмоциональной нагрузочной пробы «математический счёт» в оценке процессов адаптации студентов к учебной и спортивной деятельности // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 12. - С. 65-69.

9. Коломиец О.И. Использование психоэмоциональной нагрузочной пробы «математический счёт» в оценке процессов адаптации студентов к учебной и спортивной деятельности // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. -№ 12. - С. 65-69.

10. Крысюк О.Н. Возрастные, типологические и индивидуальные особенности биоэлектрической активности миокарда и автономной нервной регуляции сердечного ритма у детей 7-11 лет: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 2007. - 21 с.

11. Кушнир С.М., Стучкова И.В., Макарова И.В. Состояние вегетативной регуляции сердечного ритма у здоровых детей в различные периоды детства // Научные ведомости Белгородского госуд. ун-та. Серия: Естественные науки. -

2012. - Т. 18, № 3. - С. 161-165.

12. Лаврова Н.Ю., Синяк Е.Д., Шлык Н.И. Вариабельность ритма сердца у детей младшего школьного возраста под влиянием умственных и физических нагрузок // Вариабельность сердечного ритма теорет. аспекты и практ. применение: тез. докл. междунар. симп. - Ижевск, 2003. - С. 23-27.

13. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: Опыт практического применения метода. - Иваново, 2000. - 200 с.

14. Михайлова Л.А., Чеснокова Л.Л. Вегетативный статус здоровых школьников с различной двигательной активностью // Сибирское медицинское обозрение. - 2003. - Т. 25, № 1. - С. 45-47.

15. Ситдиков Ф.Г., Шайхелисманова М.В., Ситдикова А.А. Функциональное состояние симпато-адреналовой системы и особенности вегетативной регуляции сердечного ритма у младших школьников // Физиология человека. - 2006. - № 6. -С. 22-27.

16. Novakova Z., Fizer B., Honzïkovâ N. Autonomic control of the heart in relation to anthropometric characteristics in children and adolescents // Scripta Medica (BRNO). - 2002. - Vol. 75 (5). P. - 217-222.

17. Pagani M., Somers V., Furlan R. Changes in autonomic regulation induced by physical training in mild hypertension // Hypertension. - 1988. - Vol. 12. - P. 600-610.

18. Wood Robert H., Hondzinski J.M., Matthew Lee C. Evidence of an associations among age-related changes in physical, psychomotor and autonomic function // Age and Ageing. - 2003. - Vol. 32. - P. 415-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.